Маколова Татьяна Алексеевна
воспитатель
МБДОУ детский сад «Рябинка» комбинированного вида,
п. Тургенево, Ардатовского р-на
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_ekonomika-eto_interesno.doc | 1.79 МБ |
innovacionnaya_pedagogicheskaya_deyatelnost.doc | 564.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Инновационный педагогический
опыт
«Экономическое воспитание
дошкольников»
Оттого, что желания детей часто не совпадают с возможностями их родителей, возникают конфликты, огорчения, разочарования и как следствие – комплекс несостоятельности будущих граждан общества. Ведь семья – это «реальная экономика», и в ней «…дети не учатся жить, а живут…»
(Е. А. Аркин.)
Актуальность проблемы и темы исследования.
Сохранение экономической независимости России, ее научного потенциала невозможно без массовой общеобразовательной и экономической подготовки на основе программ, ориентированных на отечественную практику, без воспитания свободной личности, способной самостоятельно, осознанно, ответственно принимать решения как в личной, так и в общественной жизни. Взаимосвязь политики и образования сегодня всем очевидна. От содержания и направленности последнего зависит экономический, интеллектуальный, культурный, духовный, нравственный потенциал любого цивилизованного общества.
В Законе «Об образовании» Российской Федерации и «Концепции дошкольного воспитания» подчеркивается приоритет общечеловеческих ценностей. Поэтому в условиях становления рыночной экономики и развития современного российского общества становится значимым экономическое воспитание подрастающего поколения. Современные новые экономические условия диктуют необходимость воспитания с дошкольного возраста самостоятельных, активных, деятельных, трудолюбивых, экономически грамотных, высоконравственных, гуманных людей, что является базой дальнейшего школьного и профессионального образования.
Когда следует начинать знакомство с экономикой? С какого возраста человек должен узнать о мире экономических отношений?
Работая воспитателем в старшей группе, я прислушалась к детям, пообщалась с ними на «экономические темы», и узнала, что у них уже сложились представления о том, что происходит в современной жизни, и они уже пытаются вырабатывать свою позицию. Часто она искажена, не объективна, а порой просто далека от реальности, но она уже есть.
Наблюдения показали, что детей волнует все, что волнует нас, взрослых: дороговизна продуктов, маленькая зарплата, отсутствие достатка и отказ родителей от желаемой покупки и т.д.
Родители переживают не меньше ребенка, что не могут удовлетворить его потребности. Я часто вижу, как неловко чувствуют себя взрослые, когда ребенок плачет, сердится и говорит взрослым обидные слова: «У тебя всегда денег нет!», «Ты не чего не хочешь мне купить». Действительно, что делать, как следует объяснить ребенку, что родители не всегда могут купить то, что он захотел, как помочь ребенку постепенно начать осознавать, почему нельзя все сразу купить, что хочется, откуда берутся деньги, что такое семейный бюджет который ограничен, почему одним что-то доступно, а другим нет.
Как справедливо отмечает С.А.Козлова, информация о социальной действительности затрагивает не только ум, но и душу ребенка, оказывает огромное воздействие на его формирующуюся личность. Неверно и опасно полагаться на стихийное усвоение знаний об окружающей жизни. Многие ее стороны требуют объяснений, особенно те, что вызывают у ребенка живой интерес или усвоены в искаженной форме. Какие это знания? К примеру, весьма уязвимые с этической стороны понятия: деньги, богатство, бедность, реклама, процессы купли, продажи, обмена и др. Это только на первый взгляд они кажутся понятными, простыми, житейскими. Опыт показывает, что в них заложен огромный нравственный потенциал, обозначаемый таким этическим содержанием, как честность, доброта, трудолюбие, бережное, рациональное использование результатов рукотворной деятельности людей и окружающей природы. Задача педагогов и родителей помочь дошкольнику адаптироваться к современной действительности, стать социально полноценной личностью, правильно понимать и оценивать те явления окружающей жизни, которые невольно вторгаются в его жизнь. Таким образом, авторы единодушны в том, что непрерывное социально-экономическое образование и воспитание необходимо начинать с дошкольного возраста, когда детьми приобретается первичный опыт в экономических отношениях.
В своей работе по экономическому воспитанию детей я опиралась на программу А.Д.Шатовой «Дошкольник и экономика», технологией А.А. Смоленцевой «Введение в мир экономики, или Как мы играем в экономику».
Я считаю, что не нужно организовывать специальное обучение детей экономике, что потребовало бы дополнительного времени и привело к перегрузке детей. Нужно обогащать экономическим содержанием различные виды детской деятельности, создавать такие ситуации, при которых тяга детей к познанию и восприятию нового станет постоянной.
Гипотеза: если в систему педагогической работы включать раннее разумное экономическое воспитание, то это послужит организации эффективного взаимодействия ребенка с окружающим миром, формируя у него реальное экономическое мышление.
Планируя работу по воспитанию у детей экономических знаний, определила следующие цели и задачи:
Цель: способствовать развитию реального экономического мышления, интереса к экономическим знаниям.
Задачи:
- Создать условия для формирования элементарных экономических знаний у детей.
- Научить понимать и ценить окружающий предметный мир (как результат труда людей), видеть красоту человеческого творения и относиться к нему с уважением.
- Помочь детям осознать на доступном уровне взаимосвязь понятий: «труд – продукт – деньги» и «стоимость продукта в зависимости от качества», признавать авторитетными качества человека-хозяина: бережливость, рациональность, расчетливость, экономность, трудолюбие, щедрость, честность, отзывчивость, доброта (приводить примеры меценатства, материальной взаимопомощи, поддержки).
- Развивать эмоциональную сферу детей, умение понимать свое эмоциональное состояние, регулировать собственное поведение, формировать положительную самооценку, способность распознавать чувства других людей.
- Воспитывать у детей навыки и привычки речевого этикета, культурного поведения в быту (вести себя правильно в реальных жизненных ситуациях с разумными потребностями).
Достижению поставленной цели и решению задач мне помогло создание проекта «Экономика – это интересно!».
Считаю очень важным - перед началом работы создать предметно-развивающую среду для усвоения детьми экономических понятий. Игровые уголки – мебель, оборудование к ролевым играм, учебная зона и уголок двигательной активности – созданы с учетом принципов: динамичность, доступность, трансформирование, многофункциональность. На видном месте на полке находятся карточки с написанными экономическими понятиями, которые пополнялись с введением новых тем. Здесь же находится кукла – гном Эконом. В группе я с помощью родителей создала игротеку, в которую вошли игры: «Дороже - дешевле», «Супермаркет», «Булочная», «Кем быть», «Узнай, какая профессия?», «Семейный бюджет», «Маленькие покупки», «Рекламное агентство» и др. В работе с детьми использую «экономическое дерево», листочками которого служат слова – экономические понятия: «услуги», «товары», «потребность», «бартер», и другие.
Чтение детской художественной литературы, существенно расширяет кругозор детей. Поэтому организовала в группе библиотечку «Гнома Эконома», где помещены сказки с содержанием на экономические темы, а также фольклор о труде, профессиях, человеческих качествах: «Федорино горе» и «Муха-цокотуха» К. Чуковского; английская народная сказка «Три поросенка»; русские народные сказки «Три медведя», «Лиса, заяц и петух», «Хаврошечка»; сказка «Дюймовочка» Г.-Х. Андерсена; «Красная Шапочка», «Кот в сапогах» Ш. Перро, произведения С.Маршака и С. Михалкова.
Процесс экономического воспитания реализуется через различные формы его организации.
Использование разнообразных форм дает воспитателю возможность проявить творчество, индивидуальность и в то же время, что особенно важно, сделать процесс познания экономики интересным, доступным. Главное — говорить ребенку о сложном мире экономики на языке, ему понятном. Поэтому приоритет закрепляется за такими формами, которые интересны, эффективны в плане познавательного и личностного развития, действенны и значимы для ребенка, способствуют саморазвитию личности, проявлению его «Я», — играм, комплексно-тематическим занятиям, вечерам досуга и пр.
Известно, что ведущей деятельностью дошкольников является игра, поэтому для освоения экономических знаний использовались ролевые, дидактические, развивающие, коммерческие игры.
Сделать экономику понятной помогают сюжетно - ролевые и дидактические игры: «Кондитерская фабрика», «Рекламное агентство», «Пункт обмена валюты», «Строительство дома», «Комната переговоров», «Супермаркет». Ролевые игры преобладали в теме: «Производители и ресурсы». Знания о профессиях производителей закреплялись в сюжетно – ролевых играх: «Больница», «Парикмахерская», «Ателье», «Школа», «Завод», «Театр».
В дидактических играх «Кем быть?», «Обмен», «Семейный бюджет», «Маленькие покупки» уточняются и закрепляются представления детей о мире экономических явлений, терминах, приобретаются новые экономические знания, умения и навыки.
Дидактические игры «Накорми животных», «Найди дом для черепахи», «Назови детёнышей», «Все работы хороши» - закрепили знания детей о потребностях животных, о профессиях производителей товаров и услуг.
Развивающие игры «Пятый лишний», «Кому что нужно для работы», «подбери витрины магазинов», - способствовали развитию сообразительности и формированию экономического мышления.
Дети полюбили рекламные игры после первого знакомства с ними. Они наперебой рекламировали лучшие товары, подчёркивая их привлекательный внешний вид, многофункциональность, преимущественные качества. Даже когда для рекламы были предложены бывшие в употреблении, имеющие не очень привлекательный вид игрушки, дети придумали рекламу, как по – другому можно использовать в деле.
Детям понравилась игра, которую они назвали «рекламная кампания», в ней использовались старые газеты и журналы с рекламными объявлениями, из которых вырезались картинки, а тексты объявлений брались за образец. Вырезанные или нарисованные картинки дети наклеивали на лист бумаги, рядом писали свой рекламный текст печатными буквами.
Настоящими рекламными агентами дети проявляли себя во время рекламы игрушек.
Развлечения и вечера досуга (конкурсы, викторины) – это своего рода праздники: яркие, необычные, таинственные.
Особый интерес вызывают развлечения: «Ярмарка прошлого, настоящего и будущего», «Бизнес-клуб», «Аукцион».
Для усвоения экономических знаний используются самые разнообразные методы, приемы и средства обучения.
Занятия по экономике проводились в различных формах. Это были занятия – путешествия, занятия – соревнования, занятия – беседы, занятия – экскурсии, занятия – экономические викторины и другие формы организации детей. При закреплении материала ответы детей стимулировались призами, в качестве которых использовались детские книги, книги – раскраски, наклейки и т.д. Освоение материала по экономике проходило при помощи многочисленных средств, методов и приёмов. Важным элементом занятий была игровая импровизация. На занятиях по теме «Производители» дети знакомились с людьми разных профессий. Дети знают, где работают их родители, называют их профессию. При знакомстве с профессиями я с детьми рассматривала картинки из серии «Кем быть?», читала художественную литературу, организовывала ролевые игры.
Дети моей группы на выпуске из детского сада уже хорошо читают, любят сказки, многие из них совместно с родителями посещают детскую библиотеку.
Сказочные персонажи помогают нам усвоить сложные экономические понятия («потребности», «возможности», «ресурсы», «товар» и т.д.). Так, с первого занятия в группе находился гном Эконом, появление которого напоминало детям о том, что сейчас нужно будет решать экономические задачи. Его появление было также сигналом к началу игры «Экономическая цепочка слов» (экономическая разминка). При изучении новых тем и при закреплении старых активно использовались элементы теории решения изобретательных задач: дети определяли потребности человека, животных, растений, игры «Хорошо – плохо», «Да – нет».
Для практического освоения знаний о потребностях животных, растений проводились эксперименты.
Немаловажно и знакомство с правилами хорошего тона. В группе проходили «посиделки», на котором дети пили чай, ставили постановки по сказкам «Теремок на новый лад», «Муха - Цокотуха». Использование поведенческого репертуара сказочных героев позволяет детям познать экономическую картину мира в ситуации, адекватного возрасту общения.
Интегрированность знаний ясно проявилась в теме «Потребности человека». На занятиях по познавательному развитию был проведён цикл бесед о здоровом образе жизни «Человек – главное чудо света». Так как потребностью человека является и потребность в безопасности, проводился цикл занятий «правила безопасности».
В беседах с детьми обсуждались их увлечения, отношение к миру книг, музыки, к телевидению, занимающему много места в жизни современного человека, выявлялись любимые игры в общении со сверстниками.
В своих ответах дети показали, что тематика их общения разнообразна, связана с реальной жизнью, информацией, которую они получают в детском саду или дома. Оценивая ответы друг друга, дети поняли, как много потребностей и возможностей у человека.
Благодаря играм, экономическим задачам, экскурсиям сформировавшиеся у детей чисто бытовые представления об экономике и её связях с жизнью приобрели более глубокий смысл.
После рассказа о бартере и коммерческой игры «Бартер» дети настолько увлеклись обменом реальных предметов, что пришлось вводить ограничения: производить бартер только с разрешения взрослых. При усвоении данной темы ярко проявилась способность детей понимать друг друга, стали обмениваться не только предметами, но и своими умениями.
Бюджет семьи – вопрос для каждого ребёнка очень индивидуальный. Наши дети после изучения этой темы проявили большой интерес к бюджету своей семьи, её возможностям. Вместе с родителями они выполнили домашнее задание по данной теме. При изучении темы «Бюджет» я убеждала родителей привлекать детей к обсуждению семейных хозяйственных и финансовых проблем, открыто показывать детям все родительские заботы о материальном состоянии семьи. Понимание соотношения доходов и расходов, знание их происхождения помогло детям правильно относиться к реалиям современной жизни.
Обучение экономической культуре не сводилось к тому, чтобы учить зарабатывать деньги. Главным было стремление к более полному развитию творческого потенциала каждого ребёнка во всей его полноте и сложности, любознательности, способности задавать различные вопросы и, разумеется, запоминать конкретные вещи.
Многообразие форм работы использовалось в обучении детей тому, как жить вместе, как относиться к другим, понимать, проявлять взаимное уважение. Эксперимент позволил не только обучить, но и воспитать дружелюбие и отзывчивость, дух взаимопомощи и сотрудничества.
На занятиях постоянно поддерживала атмосферу доверия и откровенности, возможность откровенности без страха быть осмеянным.
К концу учебного года и срока обучения по экономической программе дети не только подросли и поумнели, но и научились проявлять уважение к самым неожиданным мнениям.
В своей работе я направляла детей, задавая им вопросы, не отвергая их предложений. С уважением выслушивалось мнение каждого, выяснялось, почему он думает так, а не иначе.
Родители детей группы также проявляли интерес к идее экономического воспитания детей, информацию о которой они получили на родительском собрании. Для них я оформила родительский уголок «Знакомьтесь: экономическая программа для дошкольников», где раскрывались основные идеи проекта, освещалась работа, выполняемая на занятиях группы. Дома дети рассказывали о потребностях и возможностях, товарах и услугах, ресурсах и производителях, стали активно использовать в своей речи новую терминологию. За время работы по программе экономического воспитания взрослы и детям стало понятно, что обучение экономике помогает детям познать окружающий мир и находить нестандартные решения проблем, возникающих в современной жизни.
Роль воспитателя в экономическом воспитании дошкольников трудна и значительна, требует постоянного пополнения собственных экономических знаний, настойчивости и сил, а также способности пользоваться властью, не проявляя авторитарности, создавать атмосферу подлинного сотрудничества и партнёрских отношений.
Своим личным примером мы показываем детям образец поведения «разумного хозяйства», бережно относимся к вещам, стараемся справедливо оценивать предложения и поступки детей с позиции экономической целесообразности.
Таким образом, на сегодняшний день можно сделать вывод, что формирование экономических представлений у дошкольников способствует:
• формированию экономического сознания, которое приближает дошкольника к реальной жизни;
• пробуждению экономического мышления;
• получению знаний о новых профессиях и умению рассказывать о них;
• обогащению детского словаря;
• выработке таких качеств как чувство собственного достоинства, умение честно соревноваться и не бояться проигрыша, стремление доводить начатое дело до конца;
• возникновению здорового интереса к деньгам, осознанию правил их честного зарабатывания.