Туганова Ольга Александровна
Туганова Ольга Александровна,
воспитатель
МБДОУ детский сад «Рябинка» комбинированного вида,
п. Тургенево, Ардатовского р-на
Визитная карточка
Дата рождения: 23. 11.1970 г.
Профессиональное образование: воспитатель ДОУ, МГПИ им. М.Е. Евсевьева
Диплом №353, дата выдачи 29.05.1997г.
Общий стаж работы: 22 года
Стаж педагогической работы: 22 года
Стаж работы воспитателем в детском саду: 22 года
Наличие квалификационной категории: I категория
Дата последней аттестации: 25.04.2009 г., приказ №32
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
innovacionnyy_opyt.doc | 48 КБ |
razvitie_kommunikativnyh_kompetenciy.ppt | 1.75 МБ |
Предварительный просмотр:
Инновационный педагогический
опыт
«Развитие коммуникативных компетенций детей дошкольного возраста»
«Ввести ребенка в мир человеческих отношений – одна из важных задач воспитания личности ребенка дошкольного возраста»
В.А. Сухомлинский
Работая воспитателем в детском саду на протяжении многих лет, я не раз замечала, что дети, приехавшие из города, отличаются от наших детей: они более раскрепощенные, общительные, легко вступают в разговор и совместную деятельность с ровесниками и взрослыми, способны поддерживать беседу, предлагают большое разнообразие игровых ситуаций.
Это заинтересовало меня, заставило искать объяснение, выявить что влияет на развитие коммуникативных компетенций детей дошкольников.
Я поняла, что одной из задач дошкольного периода является социализация ребенка и важнейшая ее часть – развитие коммуникативности, то есть умения общаться со сверстниками и взрослыми.
По определению известного психолога Р.С. Немова, коммуникативные способности – это умения и навыки общения человека с людьми, от которых зависит его успешность.
Общительность, потребность в эмоциональном контакте во многом зависит от того опыта, который сложился у человека.
Если в семье, во дворе, в группе отношения напряженные – ребенок может уйти в себя и замкнуться. Всем нам приходится иметь дело с детьми, которые в силу своих личностных особенностей, таких как застенчивость, замкнутость, нерешительность, робость, испытывают сложности при общении со сверстниками и взрослыми.
Последствия этих личностных особенностей могут быть удручающими: отказ от встреч с новыми людьми, ограничение круга друзей и знакомых; невозможность выразить свое мнение и отстоять свои права; боязнь людей, особенно тех, от которых исходит, по мнению ребенка, какая-то эмоциональная угроза и т.д.
Помочь ребенку преодолеть это, сформировать у него желание общаться – задача психолога, воспитателя и родителей.
Основная цель, которую я ставлю перед собой: формирование коммуникативных навыков через игру.
Поэтому задачи моей работы:
- Помочь ребенку осознать свои характерные особенности, приобрести уверенность в себе;
- Учить согласовывать свои действия с действиями партнера;
- Развивать умение устанавливать и поддерживать контакты;
- Воспитывать самостоятельность в бытовой деятельности, в игре.
Практически в каждой группе детского сада разворачивается сложный и порой драматичный сценарий межличностных отношений детей. Дошкольники дружат, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют, помогают друг другу, а иногда делают мелкие пакости. Все эти отношения остро переживаются ребенком и окрашены массой разнообразных эмоций. Для разговоров со сверстниками, как правило, характерны резкие интонации, крик, смех. Эмоциональная напряженность и конфликтность детских отношений значительно выше, чем среди взрослых.
Родители и воспитатели иногда не подозревают о той богатейшей гамме чувств и отношений, которую переживают их дети и не придают особого значения детским дружбам, ссорам, обидам. Между тем, опыт первых отношений со сверстниками и является тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности ребенка. Мотивы, побуждающие ребенка вступать в общение, связаны с тремя его главными потребностями: потребностью во впечатлениях, потребностью в активной деятельности, потребностью в признании и поддержке.
Работу по развитию коммуникативных навыков детей я начинаю с раннего возраста, потому что потребность в общении со сверстниками возникает у ребенка очень рано, впервые заявляя о себе на третьем году жизни. Тогда же появляются и первые проблемы в общении.
Работая с детьми, я замечала, что малыш быстро сворачивает игру с другими детьми, если возникает «угроза» его благополучия, никак не желает делиться игрушками, реагирует агрессивно или плачет. Для малыша – это нормально. С такого противоречивого поведения обычно и начинаются детские контакты. Ребенок тянется к своему сверстнику, но пока не в состоянии преодолеть свой детский эгоизм. В этом возрасте контакты детей ситуативны, малосодержательны и часто конфликтны. Они скорее играют каждый в свое, лишь изредка оценивая игру соседа или ненадолго подключаясь к ней.
Вторая важная черта контактов детей – нестандартность и нерегламентированность. Их движениям свойственна особая раскованность и естественность: дети прыгают, принимают причудливые позы, кривляются, визжат, бегают друг за другом, передразнивают друг друга, изобретают новые слова, придумывают небылицы и т.д.
Такое свободное поведение дошколят утомляет взрослых, и они стремятся прекратить это «безобразие». Однако, для самих детей такая свобода очень важна. Общество сверстников помогает ребенку проявить свою оригинальность.
Ребенок не может обойтись без сверстников, но иногда в их отношения необходимо вмешиваться напрямую: ребенка нужно учить, как достойно выходить из конфликтной ситуации, мириться.
Детская компания – довольно жестокое сообщество. Не способный вписаться в группу – безжалостно изгоняется.
С помощью взрослого малыш усваивает правила совместной игры: в игре нужно договариваться, распределять роли. Любимая игрушка в руках другого ребенка уже не вызывает панического страха ее потерять. Усвоив закон «очередности» и отдавая на время свое «сокровище» товарищу, он и сам может претендовать на его игрушку (я предлагаю к грузовику приятеля добавить свой кубик – получится загрузка транспорта, и можно строить домик). Так возникающая сюжетная игра становится настолько привлекательной, что играющие вместе дети преодолевают каждый свой эгоизм, начинают согласовывать свои действия по заранее оговоренным правилам.
Именно поэтому, я считаю, что в игре дети учатся общению друг с другом, умению подчинять свои интересы интересам других. Механизм управления своим поведением, подчинения правилам складывается именно в сюжетно – ролевой игре.
В соответствии с Федеральными Государственными требованиями основным видом деятельности должна стать игра. Поэтому в процессе развития коммуникативных компетенций игре я уделяю особое внимание.
Для умения устанавливать контакт с собеседником я детям предлагаю игру «Комплимент» - дети становятся в круг и по очереди, глядя в глаза соседу, говорят добрые слова.
В нашей группе оформлена стена «Добрые слова» - это те добрые слова, которые мы употребляем в речи, которые помогают детям быть вежливыми, помириться друг с другом и т. д.
Так же дети очень любят играть в игру «Улыбка» - глядя друг другу в глаза, они дарят самую дорогую улыбку, какая есть.
Учу детей понимать взаимоотношения людей по жестам, позе, мимике, они с удовольствием играют в игру «Угадай» - ребенок воспроизводит жест, другой отгадывает его значение.
В игре «Походки» - ребенок изображает походку или повадки животных, остальные отгадывают, кому она принадлежит.
С большим интересом дети играют в игру «Иностранец» - ребенок изображает иностранца, с помощью жестов и мимики спрашивает, как пройти в зоопарк, на площадь, а остальные дети также при помощи жестов и мимики отвечают на его вопросы.
В развитии общения очень важен индивидуальный подход к детям.
Каждого ребенка учу ясно и четко произносить слова, предлагаю изобразить: как шумит море, каким голосом говорит Баба – Яга, Золушка и др. сказочные герои.
Несогласованность коммуникативных действий часто порождает конфликты, протесты, обиды, поэтому анализирую с детьми такие ситуации, которые имели место в прошлом опыте детей. Для этого использую аналогичное поведение известных им сказочных персонажей.
Если ребенок вел себя по отношению к другому очень жестоко, то его поведение сравнивают с поведением Карабаса – Барабаса, Бармалея и т.д.
В нашей группе есть уголок «Дружбы», там с детьми играем в такие игры, как: «Опиши друга», «Подари подарок другу», «Царевна - Несмеяна».
Я считаю,что мало научить детей просто общению, важно развить у них сопереживание, постижение эмоционального состояния, проникновение в переживания друг друга, т.е. эмпатии.
Для развития у детей эмпатии и эмпатийного поведения, я предлагаю им участие в кукольном спектакле, драматизации сказок не только в качестве зрителей, но и в качестве актеров – это помогает научить детей видеть эмоциональное отношение к тому или иному персонажу.
Для закрепления коммуникативных умений у детей я предлагаю им такую форму общения, как общение с малышами. С детьми старшей группы мы показываем им театрализованные представления. После показа нередко дети изъявляют желание поиграть с малышами, проявляют свои организаторские способности, коммуникативные навыки.
Так же с большим удовольствием дети играют в игру «Сравнение» - сравнивают себя с каким-то персонажем, а потом все вместе обсуждаем, почему они выбрали именно этого героя.
Учитывая, что дети любят рисовать, вместе с родителями и детьми сочиняем сказки и рисуем иллюстрации к ним.
Так анализ рисунков на темы: «Нарисуй семью», «Нарисуй своего друга», «Дружба – это хорошо» дает возможность выявить особенности взаимоотношений между детьми.
Часто, особенно в вечернее время, мы устраиваем «Танцевальные марафоны» - здесь дети раскрепощаются, снимают эмоциональное напряжение, способствуют самовыражению.
В ходе совершенствования коммуникативных навыков детей следует, прежде всего, учитывать, что в этом процессе принимает участие не только педагог, но и родители.
Ориентиры в чувствах, переживаниях ребенка должны быть сформированы взрослым. Уже в раннем детстве начинает развиваться самооценка. Часто мы слышим: «Ты уже такой большой, а завязывать шнурки так и не научился!». Родители не задумываются над тем, что именно из их оценок, в первую очередь, и складывается мнение ребенка о себе. Потом, в школьном возрасте, они научатся сами оценивать свои возможности, успехи и неудачи. Но именно в семье ребенок узнает, любят ли его, принимают ли таким, каков он есть, сопутствует ему успех или неудача.
Вместе с родителями ходим в походы, где организовываем спортивные состязания, жжем костры, накрываем общий стол, много общаемся, рассказываем интересные истории.
В нашей группе есть стенд «Ласковое слово мамы» - каждый ребенок знает, как ласково и по-доброму его называет мама.
Такие совместные праздники как «Зов джунглей», «Яблочный спас», «Бал цветов», «Папа, мама, Я – спортивная семья» и др. способствуют укреплению коммуникативных навыков, повышают самооценку детей.
Для того. Чтобы лучше узнать своего ребенка, сформировать и поддержать у него адекватную самооценку я предлагаю родителям различные игры. Например, игра «Проигрываем ситуации» - помогает ребенку освоить эффективные способы поведения и использовать их в реальной жизни.
Очень полезна старая и всем известная игра «Жмурки» - она помогает ребенку почувствовать себя в роли лидера, что может, в случае успеха, значительно воздействовать на самооценку.
Можно играть в «Прятки», «Магазин», и просто надувать шары, кто быстрее. Главное, чтобы ребенок успешно справлялся с заданием и учился достойно проигрывать.
Для того, чтобы определить насколько свободно ребенок общается с окружающими его детьми, я использовала тест «Лесенка», который помогает выявить уровень самооценки у детей. Это важно, так как чем выше самооценка у детей, тем более непринужденно и раскрепощено дети общаются между собой и взрослыми.
После проведения теста я выяснила:
26% детей – с завышенным уровнем – эти дети активно общаются с другими детьми, однако, иногда они вступают в конфликтные ситуации с некоторыми своими сверстниками, например, из-за игрушек.
61% - средний уровень самооценки – за этими детьми наблюдается активное участие в общении с другими, они стараются не конфликтовать, ведут себя умеренно спокойно.
У 13% детей – заниженный уровень самооценки. Эти дети чаще пассивны, играют в одиночестве, неохотно идут на контакт с другими детьми.
Вывод: Преобладание детей с хорошим уровнем самооценки показывает, что они, соответственно, свободны в общении.
Мне бы очень хотелось, чтобы моя работа по развитию коммуникативных компетенций была эффективной. Дети не просто научились навыкам общения, а умели бы легко ориентироваться в любой жизненной ситуации, вступать в общение с людьми любого возраста, чтобы не было различий в общении наших и городских детей.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Вести ребенка в мир человеческих отношений – одна из важных задач воспитания личности ребенка дошкольного возраста » В.А. Сухомлинский
Цель: Формирование коммуникативных навыков через игру
Задачи Помочь ребенку осознать свои характерные особенности, приобрести уверенность в себе Учить согласовывать свои действия с действиями партнера Развивать умение устанавливать и поддерживать контакты Воспитывать самостоятельность в бытовой деятельности, в игре
Игра «Комплимент»
Стена «Добрые слова»
Игра «Походки»
Игра «Иностранец»
«Изобрази героя сказки»
«Подари подарок другу»
«Царевна - Несмеяна»
Театрализации
«Танцевальный марафон»
В содружестве с родителями
«Ласковое слово мамы»
Совместные праздники
Учимся играть и общаться