Обществознание
Методтческие и дидактические материалы
Скачать:
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока. Обществознание. 8 класс.
№ и тема урока | Урок 22. Роль государства в экономике. | ||||||||
Тип урока | Комбинированный | ||||||||
Дата урока | 14.02.2017 | ||||||||
Образовательные |
| ||||||||
План урока | 1. Причины участия государства в экономике. 2. Налоги, их виды и назначение. 3. Государственный бюджет | ||||||||
Цель урока | Познакомить учащихся с функциями государства в экономике и различными формами вмешательства государства в рыночные отношения. | ||||||||
Формы и методы | Методы: частично-поисковый. Формы: индивидуальная, фронтальная, работа в группах | ||||||||
Основные понятия | Налог, прямые налоги, косвенные налоги, государственный бюджет, дефицит бюджета. | ||||||||
Планируемые образовательные результаты | |||||||||
Объем освоения и уровень владения компетенциями | Компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность | ||||||||
Научатся: определять научное понятие « общество» основные сферы жизни общества и ступени его развития. Получат возможность научиться: осуществлять поиск нужной информации, анализировать объекты, ориентироваться на понимание причин успеха в учебе; формулировать собственную точку зрения; осуществлять поиск нужной информации, выделять главное | Ценностно-смысловая компетенция Умеют: определять понятия, вступать в речевое общение, работать с книгой | ||||||||
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА | |||||||||
Этапы урока | Время (мин) | Обучающие | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы | Универсальные учебные действия | Формы контроля | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | ||
I. Организаци- | 3 | Проверяет готовность учащихся к уроку, проводит анализ самостоятельной работы на прошлом уроке, озвучивает | Записывают тему и план | Фронтальная | Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его. | Работа |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
онный момент | тему и цель урока | урока в тетрадь | Регулятивные: принимают учебную задачу | ||||
II. Актуализация знаний | 3 | 1. Презентация, текст на слайде №1 «Должно ли государство вмешиваться в экономику?» - проблема урока. 2. Самостоятельная работа с текстом учебника с. 132. | 1. Организует диалог с учащимися по вопросам: – Можно ли управлять экономикой? Кто оплачивает предоставляемую нам бесплатную медицинскую помощь? Зачем люди платят налоги? 2. Поясняет задания: прочитать текст, заполнить схему «Функции государства (по А. Смиту)» | Отвечают | Фронтальная | Познавательные: общеучебные – строят осознанные речевые высказывания в устной форме формулируют ответы на вопросы учителя; логические – устанавливают причинно-следственные связи | Устный опрос |
III. Изучение нового матери-ала | 20 | 1. Презентация «Государство и экономика». 2. Работа в группах. (см. Приложение) | 1. Показывает и поясняет слайды презентации. 2. Формулирует задания, контролирует выполнение работы, координирует работу групп. | 1. Просматривают презентацию, делают записи в тетрадях. 2. Читают текст, выполняют задания на рабочих листах 3. Представляют результаты | 1. Индивидуальная 2. Групповая | Познавательные: общеучебные – умеют структурировать знания; дополняют и расширяют имеющиеся знания; осуществляют поиск информации; логические – строят логическую цепь рассуждений. Личностные: сохраняют мотивацию Регулятивные: учитывают выделенные учителем ориентиры действия, принимают и сохраняют учебную задачу. Коммуникативные: принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения, работают в парах | 1. Записи в тетради 2. Записи в тетрадях 3. Задания в рабочей тетради 4. Устные ответы, выборочная проверка тетрадей |
Окончание табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
IV. Первичное осмыс- ление | 7 | Задание в презентации ( слайды 3-10). Задание 1 в учебнике (с.139) | Поясняет задания | Выполняют задания в презентации и в учебнике | Фронтальная, индивидуальная | Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его, развивают способность к самооценке. Познавательные: общеучебные – осуществляют поиск логические – строят логическую цепь рассуждений | Устные ответы |
V. Итоги урока. Рефлексия | 5 | Обобщение полученных на уроке сведений | Проводит беседу по вопросу (проблеме) урока: - Должно ли государство вмешиваться в экономику? | 1. Отвечают 2. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке | Фронтальная | Личностные: определяют границы собственного знания и незнания. Регулятивные: определяют уровень | Устный опрос |
VI. Домашнее задание | 2 | § 17. вопросы 1,2,4,5; зад. 3 | Объясняет домашнее задание | Записывают домашнее задание | Индивидуальная |
Задания для групп.
Группа 1.
2. Укажите причины, обусловившие расширение функций государства.
Группа 2.
3. Что такое налог? Какие бывают налоги? ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Если бы вам представилась возможность попытаться убедить всех в необходимости платить налоги, какие три аргумента вы бы привели?
1. ______________________________________________________
2. ______________________________________________________
З. ______________________________________________________
Приложение
Группа 3.
4. Заполните таблицу:
Государственный бюджет
Источники доходов | Расходы |
Что такое дефицит бюджета? Как государство может уменьшить его? _____________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Предварительный просмотр:
Задания для обобщающего повторение раздела «Социальная сфера»
Задание с развернутым ответом.
1. Как изменяются социальные роли человека в молодые годы?
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока.
№ урока и тема | Урок 42. Социальное развитие и молодёжь. | |||||||||||
Тип уроков | Изучение нового материала | |||||||||||
Дата проведения | 14.02.17 | |||||||||||
Образовательные ресурсы | • Учебник. Обществознание. 10 кл., под ред. Л.Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой, изд-во «Просвещение, 2011. [Текст] • Презентация «Социальное развитие и молодежь» [Электронный ресурс]. | |||||||||||
План | 1. Социальные процессы в современной России. 2. Молодежь как социальная группа. 3. Развитие социальных ролей в юношеском возрасте. 4. Молодежная субкультура | |||||||||||
Цель урока | Создать условия для формирования представлений о социальном развитии молодежи и ее роль в обществе. | |||||||||||
Формы и методы обучения | Формы. индивидуальная, фронтальная, групповая работа. Методы: частично-поисковый | |||||||||||
Основные понятия | Социальные процессы, социальные группы, субкультура | |||||||||||
Планируемые образовательные результаты | ||||||||||||
Объем освоения и уровень владения компетенциями | Компоненты культурио-компетентностного опыта/ приобретенная компетентность | |||||||||||
Научатся: определять актуальные проблемы нашего общества и молодежи; характеризовать особенности молодежи как социальной группы. Получат возможность научиться: ориентироваться на понимание причин успеха в учебе; формулировать собственную точку зрения; осуществлять поиск нужной информации | Целостно-смысловая компетенция Умеют: определять собственные ценностные ориентиры по отношению к предмету и формам деятельности; осуществлять индивидуальную образовательную траекторию с учетом общих требований и норм | |||||||||||
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА | ||||||||||||
Этапы урока | Время(мим) | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы организации взаимодействия на уроке | Универсальные учебные действия (УУД) | Формы контроля | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |||||
I. Мотивация к учебной деятельности | 4 | Подготовка учащихся к уроку | Проверяет готовность учащихся к уроку, озвучивает тему и план урока | Записывают тему и план урока в тетрадь, формулируют цели урока | Фронтальная | Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его. Регулятивные: принимают учебную задачу | Записи в тетради | |||||
II Актуализация зна ний | 7 | Беседа по теме «Социальное развитие и молодежь» | Вопросы: - Кого считают молодыми? - В каких условиях живет рос сийская молодежь?
| Высказывают свое мнение | Фронтальная | Коммуникативные: применяют правила делового сотрудничества. | Устный опрос | |||||
Познавательные: воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи | ||||||||||||
III. Изу чение нового матери ала | 17 | 1. Презентация «Социальное развитие и молодежь». 2. Работа с текстом учебника. с. 207-209. 3. Работа с документом (приложение) | 1. Показывает и комментирует слайды презентации. 2. Нацеливает учащихся на самостоятельную работу: - познакомиться с новым мате риалом; - подготовить ответы на вопросы 1 и 2 в параграфу. 3. Формулирует задание, проводит беседу по вопросам к документу. | 1. Просматривают презента цию, делают записи в тетради. 2. Самостоятельно знакомятся с текстом, готовят ответы на вопросы. 3. Знакомятся с документом, отвечают на вопросы: 1) Как автор документа характеризует молодежь? 2) Что говорится в документе о роли молодого поколения в обществе? Чем она отличается от той роли, которую играют старшие поколения? Какие особенности молодежи позволяют ей играть эту роль? 3) Прочитайте заключительную фразу текста. Как вы понимаете слова «...социологическая функция молодежи в обществе»? | 1. Индивидуаль ная. 2. Индивидуаль ная. 3.Фронтальная работа. | Познавательные: | 1. Записи в тетради. 2.Записи в тетради. 3. Устные ответы. | |||||
общеучебные - структурируют знания, | ||||||||||||
работают с документами; самостоятель | ||||||||||||
но осуществляют поиск необходимой | ||||||||||||
информации; | ||||||||||||
логические - дополняют и расширяют | ||||||||||||
имеющиеся знания и представления | ||||||||||||
о социальном развитии и молодежи. | ||||||||||||
Коммуникативные: принимают другое мнение и позицию, допускают сущест | ||||||||||||
вование различных точек зрения; адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач; строят монологические вы | ||||||||||||
сказывания, владеют диалогической формой речи. | ||||||||||||
Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала. Личностные: выражают положительное | ||||||||||||
отношение к процессу познания; оценивают усвоение нового материала, исходя из социальных и личностных ценностей | ||||||||||||
IV. Пер- ним нос осмысление и закрепление изученного | 5 | Выполнение заданий, с, 217-218 | Формулирует задания организует дискуссионную беседу по вопросам учебника | Выполняют задания, отвечают на вопросы | Фронтальная | Личностные: развивают способность к самооценке. Познавательные: строят логическую цепочку рассуждений | Устные ответы. | |||||
V. Итоги урока. Рефлексия | 5 | Обобщающая беседа | Вопросы:
| Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке | Фронтальная | Личностные: оценивают собственную учебную деятельность. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала | Оценивание учащихся за работу на уроке | |||||
VI. Домашнее задание | 2 | § 19 в. 1,2,4 творч. - эссе | Конкретизирует домашнее задание | Записывают домашнее задание | Индивидуальная |
Приложение
Текст.
Молодежь – обновляющая сила.
И. М. Ильинский – современный российский философ, академик Академии гуманитарных наук.
Молодежь – это один из скрытых ресурсов, который имеется в любом обществе и от которого зависит его жизнеспособность. Выживание и темпы прогресса каждой страны определяются тем, насколько значителен, развит этот ресурс, насколько от мобилизован, насколько полно используется.
Традиционные, статичные общества опираются прежде всего на опыт старших поколений. Такое общество боится стихии молодежи, сопротивляется реализации ее не-проявившихся возможностей, сознательно пренебрегает ими, используя молодежь по необходимости, механически, частично. Молодежь остается лишь скрытым ресурсом, не реализовавшим себя и в этом смысле – потерянным поколением. Динамичные общества рано или поздно вынуждены обращаться к молодежи. Если они не делают этого, то революции (или реформы) вскоре захлебываются. Старшие поколения могут лишь составить проект будущего, замыслить социальную перемену, дать ей толчок. Времени их человеческой жизни, жизненного потенциала на большее не хватает. У молодежи практически нет собственного прошлого, ее сознание более конфликтно, открыто переменам. Умные, дальновидные реформаторы не могут не понимать этого, не видеть в молодежи обновляющую силу, оживляющий элемент, интеллектуальный духовный и энергетический резерв, который выступает на передний план и вводится в действие, когда обществу надо произвести глубокую и быструю перемену и в то же время хорошо приспособиться к быстро меняющимся и качественно новым обстоятельствам. В этом состоит основная социологическая функция молодежи в обществе.
Ильинский И. М. О воспитании жизнеспособных поколений российской молодежи
// Государство и дети: реальности России: Материалы международной научно-практической конференции. – М., 1995. – С. 51–52.