История
Методические и дидактические материалы
Скачать:
Предварительный просмотр:
Внеклассное мероприятие по истории в 6 классе.
Игра «Древняя Русь».
Цель:
Актуализация и систематизация изученного материала по истории России.
Задачи:
- расширить мировоззрение учащихся, активизировать желание работать самостоятельно с различными источниками информации;
- повышение мотивации учащихся к изучению истории;
- сплочение ученического коллектива, формирование умения работать в команде.
Оборудование: презентация игры «Древняя Русь», компьютер, проектор или телевизор.
Правила игры.
1. Класс делится на две команды.
2. Игра проводится на основе презентации «Древняя Русь».
3. В ходе игры каждая команда по очереди выбирает вопрос в любой из четырех категорий.
4. Обе команды дают ответ на вопрос, записывая его на карточке, и сдают ведущему.
5. Ведущий озвучивает правильный ответ и жюри записывает соответствующее вопросу количество баллов одной или обеим командам.
6. Команда-победитель определяется по общей сумме набранных баллов.
Вопросы в категории «Князья»
1. С именем этого князя связывают начало распространения христианства на Руси. Назовите имя этого князя. (Владимир) – 10 баллов
2. Предание нарекло …. Хитрою, церковь - Святою, история - Мудрою. Отомстив древлянам, она умела соблюсти тишину в стране…
О ком написал эти строки историк Карамзин Н.М. в книге «Предание веков»? (Княгиня Ольга) – 20 баллов
3. Согласно преданию этот князь умер от укуса змеи, выползшей из валявшегося черепа его умершего любимого коня.
Как звали этого князя. (Олег) – 30 баллов
4. В походах же не возил за собою ни возов, ни котлов не варил мяса, но, тонко нарезав конину или зверину, или говядину и зажарив на углях так ел. Не имел он и шатра, но спал, подостлав потник, с седлом на головах… И посылал в иные земли со словами: «Хочу на вас идти».
О ком пишет летописец в «Повести временных лет» ? (Святослав) – 40 баллов
Вопросы в категории «События»
1. Какое событие изображено на картине (иллюстрация на экране)? В каком году оно произошло? (Крещение жителей Киева в 988 г.) – 10 баллов
2. Какое событие изображено на картине (иллюстрация на экране)? В каком году оно произошло? (Убийство Олегом Аскольда и Дира в 882 г.) – 20 баллов
3. Вече решило: «Если повадится волк к овцам, то унесет все стадо, пока не убьют его». О каком событии рассказывается в летописи? Когда оно произошло?(Убийство древлянами князя Игоря в 945 г.) - 30 баллов
4. Какое событие изображено на картине (иллюстрация на экране)? В каком году оно произошло? (Закладка Владимиром Дсятинной церкви в Киеве в 989 г.) – 40 баллов
Вопросы в категории «Культура»
1. Его часто называют первым русским историком (иллюстрация на экране). Он был монахом Киево-Печерского монастыря. Его сочинения переписываются потомками на протяжении пяти столетий. Кто это?(Летописец Нестор) – 10 баллов
2. Почему алфавит русского языка называют кириллицей (иллюстрация на экране)? (Одним из создателей славянской письменности был византийский монах Кирилл) – 20 баллов
3. Именно эти находки подтвердили, что письменность у славян зародилась до принятия христианства. Особенно много их было найдено при раскопках в Новгороде. Что это? (Куски березовой коры с надписями – берестяные грамоты) - 30 баллов
4. В XI – XII веках в Новгороде, Киеве и Полоцке были построены храмы с одинаковым названием. Как назывались эти храмы? (Софийский собор) – 40 баллов
Вопросы в категории «Быт»
1. При раскопках поселений древних славян археологи находят вот такие статуи из камня или дерева (иллюстрация на экране). Что это такое? (Идол – статуя языческого бога у славян) – 10 баллов
2. Во что обуты изображенные на рисунке жители Древней Руси (иллюстрация на экране)? (На ногах онучи с лаптями) – 20 баллов
3. Происхождение выражения «чур, меня» связывают с верованиями древних славян. Какова история выражения «чур, меня»? (Древние славяне почитали умершего предка, которого называли «чур» или «щур». Выражение «чур, меня!» в то время означало «храни меня, предок».) – 30 баллов
4. Выражение «закатав рукава» и «спустя рукава» связаны с элементами одежды жителей Древне Руси. Объясните выражение «закатав рукава» и «спустя рукава». (В Древней Руси одежду шили с длинными рукавами, заменявшими перчатки. Если человеку приходилось что-нибудь делать в одежде с такими рукавами, он делал это плохо («спустя рукава»). Хорошо работалось лишь «закатав рукава.) – 40 баллов
Предварительный просмотр:
Проверочные задания по теме «Русь Древняя»
Вариант I
Часть 1. Выберите один правильный ответ.
А1 Что такое бортничество?
1) собирание грибов и ягод 2) охота на дикого зверя
3) собирание меда диких пчел 4) рыбная ловля
А2 Кто из перечисленных князей не относился к великим киевским князям?
1) Ярослав 2) Глеб
3) Ярополк 4) Владимир I
А3 Соседская община у восточных славян – это
1) вира 2) ясак
3) вервь 4) скит
А4 Вотчина – это
1) земельное владение, даваемое за службу
2) посад
3) ремесленная слобода
4) земельное владение, передаваемое по наследству
А5 Литературное произведение XII в – это
1) Судебник 2) «Поучение детям»
3) «Апостол» 4) «Слово о законе и благодати»
А6 Архитектурный стиль храмового зодчества, заимствованный из Византии, назывался
1) готическим 2) шатровым
3) древнеримским 4) крестово-купольным
А7 Определите причину восстания древлян в 945 г.
1) князь Игорь вторично взял дань с древлян
2) насильственное крещение древлян
3) нежелание древлян участвовать в походе на Константинополь
4) ослабление власти великого князя Игоря
А8 Уроки, погосты – термины, связанные с
1) принятием христианства 2) принятием Русской Правды
3) появлением письменности 4) реформа княгини Ольги
А9 Первый каменный храм на Руси – это
1) Софийский собор в Новгороде
2) Софийский собор в Киеве
3)Десятинная церковь
4) Успенский собор во Владимире
А10 988 год – это год
1) восстания древлян 2) Крещения Руси
3) похода Игоря на Византию 4) дунайских походов Святослава
Часть 2 Задания В1-В3 требуют ответа в виде одного-двух слов, последовательности букв или цифр, которые следует записать в лист ответов.
В1 Расположите в хронологической порядке следующие события. Ответ укажите в виде последовательности буквенных обозначений выбранных элементов.
А) первый поход князя Олега на Константинополь
Б) Крещение Руси
В) призвание варягов
Г) восстание древлян
Ответ:
В2 Установите соответствие между именами правителей и событиями, связанными с их деятельностью.
К каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго и внесите в строку ответов выбранные цифры под соответствующими буквами. Запишите в таблицу выбранные цифры.
Правитель | Событие |
А) князь Святослав Б) князь Олег В) Князь Владимир Святославич | 1) принятие христианства 2) поход на Хазарский каганат 3) поход на половцев 4) образование государства Киевская Русь |
В3 Какие два из перечисленных положений явились следствием Крещения Руси?
Выберите соответствующие цифры и запишите в лист ответов.
1) усиление языческих обычаев 2) появление письменности
3) храмовое зодчество 4) введение патриаршества
5) искоренение язычества
Часть 3 Составьте письменный рассказ.
Расскажите о жизни горожан в Древнерусском государстве.
Предварительный просмотр:
Проверочная работа «Политическая раздробленность на Руси»
Вариант 1
Часть 1. Выберите один правильный ответ.
А1 Монголо-татарское нашествие на Русь относится к
1) 1097 – 1111 гг. 3) 1125- 1132 гг.
2) 1015 – 1054 гг. 4) 1237 – 1240 гг.
А2 Определите событие, которое произошло в XIII в.
1) Невская битва
2) Куликовская битва
3) Крещение Руси
4) походы против половцев
А3 Город Сарай, основанный ханом Батыем, - это
1) столица Монгольской империи
2) столица Хазарского каганата
3) столица Золотой Орды
4) столица Волжской Булгарии
А4 Вече в Новгороде – это
1) дружина 3) совет при князе
2) Боярская Дума 4) народное собрание
А5 Имя Александра Невского связано с победой
1) на Чудском озере 3) на Ладожском озере
2) на Онежском озере 4) на Ильмень озере
А6 Первое столкновение русских и монгольских дружин произошло
1) на реке Калке 3) на реке Оке
2) на реке Волге 4) на реке Неве
А7 Угрозу с запада Северо-Восточной Руси в XIII в. представлял
1) орден Андрея Первозванного 3) Ливонский Орден
2) орден Голубой подвязки 4) орден госпитальеров
А8 Главой новгородской администрации был
1) князь 3) епископ
2) посадник 4) тысяцкий
А9 Укажите результат политической раздробленности Руси в XII в.
1) нашествие хана Батыя
2) появление в каждом княжестве своих органов власти и дружины
3) набеги половцев
4) принятие Русской правды
А10 В 1242 г. произошло
1) Ледовое побоище 3) Невская битва
2) битва на реке Калке 4) битва реке Сити
А11 Русь попала в зависимость от Золотой Орды в результате
1) похода хана Мамая 3) нашествия хана Батыя
2) набегов половцев 4) похода Чингисхана
А12 Защитником Новгорода и Пскова, остановившим крестовый поход на Русь в XIII в., был
1) Андрей Боголюбский 3) Александр Невский
2) Даниил Галицкий 4) Владимир Мономах
А13 Республиканское правление в период удельной раздробленности существовало
1) в Новгороде и Киеве
2) в Пскове и Новгороде
3) во Владимире и Киеве
4) в Новгороде и Чернигове
А14 Ордынский «выход» в период монголо-татарского ига собирал
1) наместник 3) опричник
2) посадник 4) баскак
А15 Крестьянин, заключивший договор о выполнении работы на господина, назывался
1) закуп 3) рядович
2) холоп 4) тиун
Часть 2 Задания В1-В3 требуют ответа в виде одного-двух слов, последовательности букв или цифр, которые следует записать в лист ответов.
В1 Расположите в хронологическом порядке имена следующих исторических деятелей.
А) Юрий Долгорукий В) Андрей Боголюбский
Б) Владимир Мономах Г) Всеволод Большое Гнездо
В2 Установите соответствие между именами правителей и событиями, связанными с их деятельностью.
Правитель Событие
А) Владимир Мономах 1) Невская битва
Б) Юрий Долгорукий 2) походы против половцев
В) Александр Невский 3) основание Москвы
4) основание Боголюбова
Ответ:
А | Б | В |
В3 Какие два из перечисленных положений явились причинами побед монголо-татар?
Выберите цифры, соответствующие верным ответам, и запишите их.
1) численное превосходство
2) правление хана Узбека
3) отсутствие единства среди русских князей
4) близкое расположение русских земель к Орде
5) руководство Чингисхана походом
Ответ:
Часть 3 Прочтите отрывок из летописи и ответьте на вопросы. Используйте в ответах информацию источника, а так же знания из курса истории.
«Король области Римской… собрал великую силу, начальников и епископов своих, и шведов и норвежцев, и сумь и емь, и наполнил множество кораблей своими полками и двинулся с великой силой, обуреваем воинственным духом, и пришел в реку Неву и стал на устье Ижоры, желая в безумии своем захватить Ладогу, и даже Новгород и всю область Новгородскую… И много новгородцев не успело собраться, потому что великий князь поспешил пойти против врагов… И была сеча великая с шведами, избили множество шведов, и самому королю нанес (князь) рану в лицо острым своим мечом».
А. Как называется битва, описанная в приведённом фрагменте? В каком веке она произошла?
Б. С кем сражались русские воины? Что хотели захватить враги?
В. Как звали князя, который руководил русскими воинами в сражении? Какое прозвание он получил после сражения?
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока. История. 5 класс.
№ и тема урока | Урок 43. В афинских школах и гимнасиях. | ||||||||
Тип урока | Комбинированный | ||||||||
Дата урока | 17.02.2017 | ||||||||
Образовательные |
| ||||||||
План урока | 1. Рабы-педагоги. 2. Занятия в школе. 3. Посещение палестры. 4. В афинских гимнасиях. | ||||||||
Цель урока | Изучить особенности древнегреческого воспитания и образования. | ||||||||
Формы и методы | Методы: частично-поисковый. Формы: индивидуальная, фронтальная, работа в группах | ||||||||
Основные понятия | Педагог, палестра, гимнасий, красноречие. | ||||||||
Планируемые образовательные результаты | |||||||||
Объем освоения и уровень владения компетенциями | Компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность | ||||||||
Научатся: Характеризовать систему воспитания и образования в афинских школах и гимнасиях. Получат возможность научиться: осуществлять поиск нужной информации, переводить информацию из одной знаковой системы в другую: на основе текста учебника составлять сравнительную таблицу. | Ценностно-смысловая компетенция Умеют: определять понятия, вступать в речевое общение, работать с книгой | ||||||||
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА | |||||||||
Этапы урока | Время (мин) | Обучающие | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы | Универсальные учебные действия | Формы контроля | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | ||
I. Организаци- | 3 | Проверяет готовность учащихся к уроку | Записывают тему и план | Фронтальная | Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его. | Работа |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
онный момент | тему и цель урока | урока в тетрадь | Регулятивные: принимают учебную задачу | ||||
II. Проверка д/з | 5 | Презентация, сл №1 – иллюстрация «Древние Афины» | Озвучивает домашнее задание: «Опишите, как выглядели в Афинах Керамик, Агора, Акрополь». | Используя иллюстрацию в презентации дают краткое описание основных районов Афин. | Индивидуальная | Познавательные: общеучебные – строят осознанные речевые высказывания в устной форме формулируют ответы на вопросы учителя; логические – строят логическую цепь рассуждений. | Устный опрос |
III. Мотивация | 3 | 1. Презентация, иллюстрация «Педагог, сопровождающий ребенка в школу» (Древнегреческая статуэтка) на слайде №2 2. Самостоятельная работа с текстом учебника с. 173. | 1. Организует диалог с учащимися по вопросам: – Можно ли управлять экономикой? Кто оплачивает предоставляемую нам бесплатную медицинскую помощь? Зачем люди платят налоги? 2. Поясняет задания: прочитать текст и ответить на вопрос 1 к параграфу. | Отвечают | Фронтальная | Познавательные: общеучебные – строят осознанные речевые высказывания в устной форме формулируют ответы на вопросы учителя; логические – устанавливают причинно-следственные связи | Устный опрос |
IV. Изучение нового матери-ала | 20 | Учебник, с. 173–176 Работа в группах. (см. Приложение) Презентация. | 1. Демонстрирует образец сравнительной таблицу «Где и чему учились афиняне» 2. Формулирует задания, контролирует выполнение работы, координирует работу групп. 3. На основе презентации дополняет рассказы учащихся . | 1. Делятся на группы. 2. Читают текст, заполняют соответствующую часть таблицы. 3. Представляют результаты. | 1. Индивидуальная 2. Групповая | Познавательные: общеучебные – умеют структурировать знания; дополняют и расширяют имеющиеся знания; осуществляют поиск информации; логические – строят логическую цепь рассуждений. Личностные: сохраняют мотивацию Регулятивные: учитывают выделенные учителем ориентиры действия, принимают и сохраняют учебную задачу. Коммуникативные: принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения, работают в группах. | 1. Записи в тетради 4. Устные ответы. |
Окончание табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
V. Первичное осмыс- ление | 7 | Задание в презентации ( слайд 12). Таблица в тетради. | Поясняет задание: - заполнить оставшиеся части таблицы на основе изученного материала. | Выполняют задания в тетрадях. | Фронтальная, индивидуальная | Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его, развивают способность к самооценке. Познавательные: общеучебные – осуществляют поиск логические – строят логическую цепь рассуждений | Заполнение таблицы. |
VI. Итоги урока. Рефлексия | 5 | Обобщение полученных на уроке сведений | Проводит беседу по вопросу (проблеме) урока: - Чем обучение в школах Афин отличается от нашей школы, а что есть общего? | 1. Дают ответы, выражают свое мнение и оценку. 2. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке | Фронтальная | Личностные: определяют границы собственного знания и незнания. Регулятивные: определяют уровень | Устный опрос |
VII. Домашнее задание | 2 | §38 ответить на вопросы 1,2,3 Альтернативное: подготовить рассказ об афинской школе от имени ученика. | Объясняет домашнее задание | Записывают домашнее задание | Индивидуальная |
Приложение
Задание для работа в группах.
1. Изучить материал в параграфе и заполнить таблицу.
2. Представить результаты в виде рассказа.
Где и чему учились афиняне.
Вопросы для сравнения | Афинская школа | Палестра | Гимнасий |
Кто обучался | |||
Чему обучались |
1 группа – Афинская школа
2 группа – Палестра
3 группа - Гимнасий
Задания для групп.
Группа 1.
2. Укажите причины, обусловившие расширение функций государства.
Группа 2.
3. Что такое налог? Какие бывают налоги? ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Если бы вам представилась возможность попытаться убедить всех в необходимости платить налоги, какие три аргумента вы бы привели?
1. ______________________________________________________
2. ______________________________________________________
З. ______________________________________________________
Приложение
Группа 3.
4. Заполните таблицу:
Государственный бюджет
Источники доходов | Расходы |
Что такое дефицит бюджета? Как государство может уменьшить его? _____________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________