Главные вкладки
Здоровьесберегающие и физкультурно оздоровительные технологии, нетрадиционные и традиционные пособия.
Здоровьесберегающие и физкультурно оздоровительные технологии, нетрадиционные и традиционные пособия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Картотека физминуток с детьми. | 19 КБ |
Нестандартное физкультурное оборудование "Весёлые карандаши" | 2.9 МБ |
Нестандартное игровое пособие "Прожорливая гусеничка" | 1.19 МБ |
Гимнастика после дневного сна | 51.42 КБ |
Картотека подвижных игр. | 20.01 КБ |
Картотека пальчиковых игр. | 29.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Физминутки для детей 5 - 6 лет в детском саду.
Физминутка — это обязательный фрагмент каждого учебного занятия с дошкольниками. В соответствии с возрастными особенностями детей им необходимо подвигаться и размяться после каждых 10-15 минут непрерывного сидения за партой или в другом положении. Кроме того, малыши должны отдохнуть не только физически, но и получить эмоциональную разрядку.
Чтобы данный процесс проходил организованно и весело, рекомендуется выполнять такие физкультурные минутки со стихотворным сопровождением. Дошкольники быстро запоминают эти стишки, охотно их рассказывают. Таким образом, малыши не путаются, а правильно и последовательно выполняют нужные движения.
Маленький - большой
Хочу побыть я маленьким —
к коленкам я прижмусь.
(Дети приседают, прижимают подбородок к коленкам, а руками обхватывают их)
Потом как вырасту большим —
и к лампе дотянусь!
(выпрямляются, поднимают руки вверх и хорошо потягиваются).
Раз и два
Мы растем все выше, выше.
Скоро станем выше крыши.
(Дети поднимают руки вверх и машут ими, покачиваясь вправо – влево)
1 – 2 – потянись.
(смыкают руки в «замок», выворачивают их наружу и потягиваются, слегка прогибаясь)
1 – 2 – ручки вниз.
(опускают руки вниз, встряхивают ими).
Девочки и мальчики
Девочки и мальчики
скачут все, как мячики.
(Дети ставят руки на пояс и подпрыгивают на месте)
И руками хлопают.
(три раза хлопают в ладоши и снова ставят руки на пояс)
И ногами топают.
(три раза топают ногами)
Глазками моргают.
(три раза зажмуривают глаза)
Всё — все отдыхают.
(свободно опускают руки вниз и три раза встряхивают ими).
Моя семья
1, 2, 3, 4 —
кто у нас живет в квартире?
(Дети топают на месте)
9, 8, 7, 6, 5 —
их могу я посчитать.
(ритмично хлопают в ладоши)
Мама, папа, брат, сестренка,
(ставят руки на пояс и выполняют наклоны вперед)
кошка Мурка, три котенка,
(наклоняются вправо – влево)
мой щенок, хомяк и я —
(делают повороты туловища в стороны)
это вся моя семья.
(широко расставляют руки).
В семье
Вот домой пришел мой папа.
(Дети шагают на месте)
В шкаф убрала мама шляпу.
(встают на цыпочки, тянутся вверх)
Под кровать залез наш пес.
(приседают, руками обхватывают колени)
Я домой арбуз принес.
(широко расставляют руки).
Компот из фруктов
Вместе сварим мы компот.
(Дети шагают на месте)
Много нужно фруктов. Вот.
(руками показывают «много»)
Яблоки мы измельчим.
(имитируют постукивающие движения ножом)
Грушку резать поспешим.
(показывают, как будто режут ножом)
И добавим клюквы сок.
(показывают, как наливают что-то)
Сыпем сахарный песок.
(показывают, как берут щепотку сахара и высыпают его в компот)
Вкусный сварим мы компот.
(имитируют помешивание в кастрюле)
Угостим честной народ!
(подпрыгивают на месте и хлопают в ладоши).
Грибник
Миша по лесу пошел
(Дети шагают на месте)
и грибочек там нашел.
(наклоняются вперед)
1 – грибок, 2 – грибок –
(выполняют наклоны)
всё собрал он в кузовок.
(хлопают в ладоши).
Зайчик
Прыг – скок, прыг – скок,
прыгнул зайчик на пенек.
(Дети сгибают руки в локтях и прижимают к телу, прыгают на месте)
Ему холодно сидеть,
(перекрещивают руки и дрожат)
хочет лапки он погреть.
(трут ладони друг о друга)
Лапки – вверх, лапки – вниз.
(поднимают и опускают руки)
И на месте развернись.
(поворачиваются вокруг себя)
Ставим лапки на бочок
и на месте скок – скок – скок.
(ставят руки на пояс и подпрыгивают на месте)
А теперь вприсядку,
(приседают)
пусть не мерзнут лапки.
(дуют на руки, пытаясь их согреть).
Зайки
Зайки, где ж вы пропадали?
(Дети показывают руками ушки зайчиков)
Мы в капусте отдыхали.
(дрожат от страха)
А зачем капусту съели?
(руки ставят на пояс, качаются)
Мы лишь носиком задели.
(пальцем дотрагиваются к носу)
Ох, вас надо наказать.
(грозят пальцем)
Что ж, попробуйте догнать.
(быстро прыгают на месте).
Щенок
По двору бежал щенок,
(Дети бегут на месте)
видит — пирога кусок.
(наклоняются вперед)
В будку утащил и съел,
(приседают, подносят руки ко рту)
и довольный засопел.
(встают, склоняют голову набок).
Птенчики
Птенчики в гнезде сидят,
(Дети приседают)
всё на улицу глядят.
(поднимаются на носочки)
Погулять они хотели,
(шагают на месте)
потихоньку улетели.
(машут руками, как крыльями).
Бабочка
Спал цветок, потом проснулся,
(Дети приседают, склоняются к коленям)
спать уже не захотел.
(ставят руки на пояс и поворачиваются вправо – влево)
Шевельнулся, потянулся,
(поднимают руки вверх, потягиваются)
быстро вверх он улетел.
(машут руками, как крыльями)
Только солнышко проснется —
бабочка кружит и вьется.
(продолжают махи руками и кружатся на месте).
Солнышко
Утром рано солнце встало,
(Дети прижимают основание ладошек друг к другу, а пальцы растопыривают)
к нам в окошко постучало.
(стучат кулачком)
Ему ручкой мы помашем.
(машут рукой)
Вместе с солнышком попляшем.
(танцуют).
Клен
Ветер дерево качает,
влево – вправо наклоняет.
(Дети поднимают руки вверх и в таком положении делают наклоны влево – вправо)
1 – наклон,
(наклоняются вперед)
2 – наклон.
(прогибаются назад)
Так шумит листвою клен.
(встряхивают кистями, изображая движения листьев).
Деревья
Во дворе растет сосна,
к солнцу тянется она.
(Дети поднимают руки и тянутся вверх)
Вырос тополь рядом с ней.
Хочет стать еще длинней.
(стараются подпрыгивать повыше)
Ветер сильный налетал,
враз деревья раскачал.
(наклоняются в разные стороны)
Гнуться ветки взад – вперед.
Их качает ветер, гнет.
(делают рывки согнутыми руками перед грудью)
Будем с ними приседать —
1, 2, 3, 4, 5.
(приседают)
Отдохнули от души
и за парты мы спешим.
(садятся на свои места).
Листопад
Падают с дерева листья.
В нашем саду листопад.
(Дети плавно взмахивают руками)
Красные, желтые листья
вьются по ветру, летят.
(кружатся на месте).
Листочки
Листочки мы осенние
на веточках сидим.
(Дети держат руки перед собой, трясут кистями)
А ветерок подует вдруг —
(дуют)
мы дружно полетим.
(бегут по кругу)
Вот летели мы, летели,
а потом на землю сели.
(приседают)
Снова ветер набежал,
(дуют)
все листочки вновь поднял.
(бегут по кругу).
Снежинки
Мы снежинки, как пушинки,
и кружиться мы не прочь.
(Дети кружатся)
Мы — снежинки-балеринки,
всё танцуем день и ночь.
(пританцовывают)
А как станем мы в кружок,
(становятся в кружок и берутся за руки)
то получится снежок.
(приседают).
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
ГИМНАСТИКА ПОСЛЕ СНА (старший возраст детей)
Сентябрь
Комплекс № 1
Лепим Буратино
(с элементами дыхательной гимнастики и точечного массажа)
Проводится в постели. Звучит медленная спокойная музыка.
Воспитатель. Дети, у каждого из вас есть любимая игрушка. А мне из всех игрушек больше нравится Буратино. Давайте его сегодня слепим. Внимательно слушайте и выполняйте все предложенные мной задания.
(Все упражнения выполняются из и. п. лежа на спине.)
«Лепим лоб». Провести пальцами обеих рук по лбу середины к вискам. Повторить четыре раза; темп умеренный.
«Рисуем брови». Указательными пальцами обеих рук с жимом провести по бровям. Повторить три раза; каждый ребенок выполняет в индивидуальном темпе.
«Лепим глаза». Погладить закрытые глаза от переносицы внешнему краю глаз и обратно. Поморгать глазами. Повторить три раза; темп умеренный.
«Лепим нос». Указательными пальцами энергично провести по крыльям носа. Повторить четыре раза; темп быстрый. В конце упражнения показать длинный нос Буратино и слегка его подергать.
Дыхательное упражнение. Вдох через нос, задержать дыхание. Медленный выдох через рот. Повторить четыре раз
«Лепим уши». Растирать уши снизу вверх и сверху вниз до покраснения и ощущения тепла (30 с). В конце упражнения слегка подергать за уши.
«Лепим руки». И. л. — лежа на спине. Похлопать правой рукой по левой снизу вверх и сверху вниз. Погладит! правую руку. То же повторить левой рукой. Повторить еще раз; каждый ребенок выполняет в индивидуальном темпе.
«Лепим пальчики на руках». Растирать пальцы рук до покраснения и ощущения тепла. Мальчики начинают выполнять задание с левой руки, девочки — с правой. Каждый ребенок выполняет в индивидуальном темпе.
«Лепим ноги». И. п. — лежа на спине. Похлопать обеими руками сначала по правой ноге и погладить ее, затем по левой и также погладить ее. Повторить пять раз; темп умеренный.
«Веселый Буратино». И. п. — лежа на спине, руки вдоль туловища. Поднять ноги и руки вверх. Совершить ими хаотичные движения. Повторить пять раз; темп умеренный.
Дыхательное упражнение «Молодцы!» 1 — вдох. 2—4 — выдох. На выдохе произнести слово «мо-лод-цы». Повторить три раза; темп медленный.
Ходьба по тропе «здоровья».
Комплекс № 2
Веселые ребята
(с элементами дыхательной гимнастики)
Проводится в постели.
«Проснулись». И. п. — лежа на*спине. Потянуться в постели всем телом, руки над головой тянутся вверх, носочки — вниз. Потянуться — вдох, расслабиться — выдох. Повторить пять раз; темп медленный.
«Красные ушки». И. п. — лежа на спине. Растирать уши до покраснения, ощущения тепла (30—60 с). Каждый ребенок выполняет в индивидуальном темпе.
«Смешной живот». И. п. — лежа на спине, руки на животе. Вдох — напрячь брюшную стенку, выпятить живот. Выдох — втянуть живот. Вернуться в и. п. Повторить пять—семь раз; темп медленный. Указание: вдох через нос, выдох через рот.
«Растягиваем позвоночник». И. п. — лежа на спине, руки вдоль туловища. Колени подтянуть к животу, обхватить их руками. Лбом тянуться к коленям на счёт до десяти. Вернуться в и. п. Повторить пять раз; те умеренный.
«Ох уж эти пальчики». Растирать пальцы рук покраснения и ощущения тепла. Мальчики на начинают выполнять задание с левой руки, девочки с правой.
«Давай подышим». И. п. — лежа на спине, руки на груд клетке. Вдох носом — грудная клетка расширяет Выдох — шумно, через нос. Повторить пять—семь раз темп умеренный.
«Прогнулись». И. п. — лежа на спине, руки вдоль туловища. Прогнуть тело — вдох. Вернуться в и. п. — выдох. Повторить пять раз; темп умеренный.
«Играем». И. п. — сидя на кровати. Взять в руки прав стопу. Кулачком левой руки растереть стопу до покраснения и ощущения тепла. Вернуться в и. п. То же продела с левой стопой. Каждый ребенок выполняет упражнение индивидуальном темпе.
«Морзянка». Вдох и выдох происходит через нос с произнесением звука [м]. При выдохе пальцами рук поочередно постукивать по крыльям носа.
Ходьба по тропе «здоровья».
ГИМНАСТИКА ПОСЛЕ СНА (старший возраст детей)
Октябрь
Комплекс № 3
Забавные художники
(с элементами самомассажа)
Проводится в постели.
Воспитатель. Дети, я знаю, что вы все очень люб те рисовать, и на бумаге, и на асфальте. Сегодня мы тоже будем рисовать. Мы нарисуем воздушные шары. Но только не на бумаге или асфальте, а в воздухе. Рисовать мы буде не руками, а различными частями нашего тела.
«Готовимся рисовать». И. п. — лежа на спине. Зажмуриться, затем открыть глаза и посмотреть на потолок. Повторить пять раз.
«Рисуем головой». И. п. — лежа на спине, руки вдоль туловища. Выполнить круговое движение головой в правую сторону, затем в левую. Повторить пять раз. Каждый ребенок работает в индивидуальном темпе. Указание: не делать резких движений головой.
«Рисуем глазами». И. п. — лежа на спине, руки вдоль туловища. Выполнить круговое движение глазами. Сначала в правую сторону, затем в левую. Повторить пять раз; Каждый ребенок работает в индивидуальном темпе.
«Рисуем руками». И. п. — лежа на спине, руки вдоль туловища. Выполнить круговые движения правой рукой, затем левой. Повторить по пять раз каждой рукой. Каждый ребенок работает в индивидуальном темпе.
«Устали руки». И. п. — лежа на спине, руки прямые перед грудью. Опустить обе руки, встряхнуть ими. Вернуться в и, п. Повторить четыре раза; темп умеренный.
«Рисуем локтями». И. п. — лежа на спине, руки к плечам. 1—4 — круговые движения локтями вперед. 5—8 — Круговые движения локтями назад. Повторить по пять раз в каждую сторону; темп умеренный.
«Рисуем ногами». И. п. — лежа на спине, руки на поясе. Поднять правую ногу, согнутую в колене. Нарисовать пять воображаемых воздушных шариков. То же выполнить левой ногой. Темп медленный, затем умеренный. Указание, тянуть носочки.
«Художники отдыхают». И. п. — лежа на спине, руки вдоль туловища. Поворот туловища направо. Вернуться в и. п. I Поворот туловища налево. Вернуться в и. п. Повторить по 3 раза в каждую сторону; темп умеренный.
«Художники закончили работу». Несколько раз закрыть и открыть глаза. Потереть ладошки, приложить к глазам (четыре раза).
Воспитатель. Вот мы и закончили работу с красками. Мы хорошо потрудились.
Дыхательные упражнения:
«Вот сосна высокая стоит и ветвями шевелит». И. п.: о.с. 1— вдох — руки в стороны; 2 — выдох — наклон туловища вправо; 3 — вдох — вернуться в и.п.; 4 — то же влево.
«Одуванчик». И. п.: сидя, ноги «калачиком», спина прямая, руки согнуты в локтях и приподняты вверх. Выполнять пальчиковую гимнастику «Пальчики здороваются» («мизинчик с мизинчиком...»), затем произнести: «Подуй на одуванчик, на беленький цветочек. Подуй, подуй сильнее, и станешь здоровее» — и, набрав носом воздух, подуть на кисти рук («одуванчик»).
Ходьба по тропе «здоровья».
Комплекс № 4
Добрый день!
(с элементами самомассажа и пальчиковой гимнастики)
Проводится в постели.
Дети встают с кроватей.
Дыхательные упражнения:
«Прогулка в лес».
«В колыбельке подвесной летом житель спит лесной» (орех). И. п.: лежа на спине, руки вдоль туловища. 1 — вдох; 2 — выдох — сесть с прямыми ногами, руки к носкам; 3 — вдох; 4 — выдох, вернуться в и.п.
«Вот нагнула елочка зеленые иголочки». И. п.: ноги врозь, руки опущены вниз, кисти рук в стороны. 1 — вдох; 2 — выдох — наклон туловища вперед; 3—4 вдох — вернуться в и.п. — выдох.
«Вот сосна высокая стоит и ветвями шевелит». И. п.: о.с.,1 — вдох — руки в стороны; 2 — выдох — наклон туловища вправо; 3 — вдох — вернуться в и.п.; 4 — то же влево.
Воспитатель предлагает детям походить по тропе «здоровья».
ГИМНАСТИКА ПОСЛЕ СНА (старший возраст)
Ноябрь
Комплекс № 5
Мы проснулись
(с элементами пальчиковой гимнастики)
Проводится в постели.
Воспитатель.
Солнца теплый лучик
Всех зовет вставать.
Чтоб проснуться лучше,
Можно поиграть.
(Дети ложатся поверх одеял.)
Дети встают с кроватей.
Дыхательные упражнения:
«Гуси». На вдохе наклон вперед: глядя вперед и вытягивая шею, произносить «ш-ш-ш».
«Насос». Сделав вдох, резко наклониться на выдохе, скользя по ноге двумя руками, произнести «с-с-с».
«Ежик». И.п.: сидя, ноги вместе, руки в упоре сзади. Согнуть ноги в коленях и подтянуть их к груди. Выпрямить ноги («ф-ф-ф»).
Ходьба по тропе «здоровья».
Комплекс № 6
Спаси птенца
(с использованием метода снятия психоэмоционального напряжения, элементов пальчиковой гимнастики и дыхательной гимнастики)
Проводится сначала в постели, затем в групповой комнат. Звучит спокойная музыка. Воспитатель подходит к каждому ребенку, гладит его по голове. Дети ложатся поверх одеял.
Воспитатель. Дети, представьте, что у вас в руках маленький беспомощный птенец, который выпал из гнезда. Соевой руки (дети трут свои ладошки друг о друга до покраснения и ощущения в них тепла). А сейчас вытяните руки ИМИ вверх. Пусть птенец сядет вам на руки. Согрейте его - медленно, по одному пальчику сложите пальчики в кулаки, начиная с мизинчика, спрячьте в них маленького птенца. Подышите на него, согревая своим ровным, спокойным дыханием (вдох — продолжительный выдох). Приложите кулачки к своей груди, отдайте птенцу доброту своего сердца и теплоту дыхания. А теперь раскройте ладони (дети медленно разжимают свои кулачки, начиная с большого пальца), и вы увидите, что птенец радостно взлетел. Улыбнитесь ему, и он прилетит к вам (дети улыбаются друг другу).
Дыхательное упражнение:
«Ворона». И. п.: о. с. Сделать вдох через нос, руки поднять через стороны вверх. Приседая, опустить руки на голову, произнося «кар-кар-кар».
«Дровосек». Руки над головой сцеплены в «замок», ноги на Ширине Плеч (поднимая руки вверх, выполнить глубокий вдох через нос), на выдохе наклон туловища вперед с одновременным опусканием рук и произнесением «ух!».
Ходьба по тропе «здоровья».
ГИМНАСТИКА ПОСЛЕ СНА
Декабрь
Комплекс № 7
Готовимся к рисованию
(с использованием самомассажа рук)
Проводится в постели.
Воспитатель.
Все проснулись малыши?
Все открыли глазки?
Кисти ждут, карандаши,
Альбомы и раскраски.
Чтоб красиво рисовать,
Надо пальчики размять.
«Сильные пальчики». Соединить ладони вместе на уровне груди и, нажимая на кончики пальцев, отводить их вправо, то влево. Нажим повторить по два раза в каждую сторону.
«Неутомимые пальчики». Положение рук то же. Палы плотно прижаты друг к другу. Основания ладоней разводить в стороны. Повторить пять раз. Указание: пальцы друг от друга не отрывать.
«Посмотрите на нас». Положение рук то же. Попеременно отводить пальцы. Вначале все пять, потом четыре, три и т. д.
«Играем с ноготками». Фалангами пальцев одной руки тереть по ногтям другой. То же выполнить на другой руке.
«Моем всю руку». Ладошкой правой руки выполнять круговые движения на левой руке от кистей рук до плеча. От плеча вниз — поглаживание. То же выполнить на правой руке. Повторить три раза на каждой руке.
«Устали руки». Потрясти перед грудью расслабленными кистями рук, постепенно поднимая их и отводя в стороны, вперед и опуская вниз. Повторить четыре раза.
«Руки отдыхают». Дети лежат на спине, руки вдоль туловища, расслаблены. Играет спокойная музыка. Дети отдыхают некоторое время.
Дети встают с кроватей и выполняют дыхательные упражнения.
«Погончики». И. п.: встать прямо, сжатые кулаки кисти рук прижаты к поясу. В момент короткого шумного вдоха носом с силой толкнуть кулаки к полу, как бы отжимаясь от него или сбрасывая с рук что-то. При этом во время толчка кулаки разжать. Плечи в момент вдоха напрячь, руки вытянуть в струну (тянутся к полу), пальцы рук широко растопырить. На выдохе вернуться в и. п.: кисти рук снова на пояс, пальцы сжаты в кулаки — выдох ушел.
«Снежинки». И. п.: о. с., руки согнуты в локтях, ладошками вверх («на ладошку упали снежинки»). Выполнить вдох через нос и подуть на ладошки, произнести «фу-фу-фу» (губы трубочкой) («снежинки полетели»).
Ходьба по тропе «здоровья».
Комплекс № 8
Какие мы красивые!
(с элементами дыхательной гимнастики и самомассажа лица)
Воспитатель.
Было тихо в спальне,
Но ребятки встали.
Глазки открывайте,
И играть давайте.
Раздвигаем шторы,
Вот и полдник скоро!
Е. Виноградова
Я рада, что все уже проснулись.
(Дети принимают положение — сидя на кровати. Играет музыка.)
Воспитатель. Сейчас каждый себе сделает массаж лица, для того чтобы быть бодрыми. (Все упражнения повторить пять—семь раз.)
Поглаживать щеки, крылья носа, лоб от центра к вискам. (Дети выполняют упражнение вместе с воспитателем.)
Мягко постукивать кончиками пальцев по щекам, крыльям носа, лбу от центра к вискам, словно уплотняя кожу лица, чтобы она была упругой.
Надавливать указательными пальцами обеих рук на переносицу.
Надавливать указательными пальцами обеих рук на середину бровей.
Выполнить вращательные движения по часовой, затем против часовой стрелки указательным пальцем правой на переносице.
Выполнить вращательные движения по часовой, затем против часовой стрелки указательными пальцами обеих рук на бровях.
С усилием надавливать на изгиб бровей от переносицы к вискам.
Пощипывать брови от переносицы к вискам и обратно.
Мягко и нежно погладить закрытые глаза, надавливая их уголки.
Расчесывать реснички — пальцами обеих рук сверху вниз поглаживать по ресницам.
Надавливать на крылья носа, ведя указательные пальцы обеих рук от переносицы к носовым пазухам и обратно.
И. п. — сидя, руки за голову; попытаться запрокинуть голову, одновременно удерживая ее руками.
Воспитатель. Молодцы! Теперь соедините две ладони перед собой, представьте, что на них лежит зеркальце. Посмотритесь в него. Какие вы стали румяные и красивые. А сейчас хорошо потянитесь и улыбнитесь.
Хождение по оздоровительной дорожке.
Дыхательные упражнения:
«Воздушные шары». Выполнять в ходьбе по площадке. 1 — руки в стороны, вверх, вдох через нос, выполнить хлопок в ладоши («шар лопнул»); 2 — руки в стороны, вниз, произнося «с-с-о или «ш-ш-ш» («шарик спустился»).
«Тигр на охоте». Ходьба по площадке, выставляй правую (левую) ногу вперед, две руки ладошками сложить на колено, прогибая спину. Выполнить два-четыре резких вдоха, голова приподнята («тигр ищет добычу»).
ГИМНАСТИКА ПОСЛЕ СНА (старший возраст детей)
Январь
Комплекс № 9
В гостях у солнышка
(с использованием методов снятия психоэмоционального напряжения и самомассажа)
Проводится сначала в постели, затем в групповой комнате. Играет спокойная музыка. В окна заглядывает солнышко. Воспитатель подходит к каждому ребенку, гладит его по голове.
Воспитатель. Ребята, посмотрите, как светло и тепло у нас в спальне.
А знаете ли вы, почему? К нам в гости заглянуло солнышко. (Проводится игра «Солнечный зайчик».)
Воспитатель. Солнечный зайчик заглянул вам в глазки. Закройте их. Он побежал дальше по лицу, вы нежно погладьте Зайчика ладонями: на лбу, на носу, на ротике, на щечках, на Подбородке. Поглаживайте его аккуратно, чтобы не спугнуть.
Теперь погладьте его на голове, шее, затем животике, руках, ногах. Он забрался за шиворот — погладьте его и там. Он не озорник — он просто любит ласкать вас, а вы погладьте его и подружитесь с ним.
Вставайте, и давайте поиграем с солнечным зайчиком.
(Дети встают с кроватей.)
«Улыбнись солнышку». И. п. — стоя, ноги слегка расставлены, руки на плечах. Правую ногу и правую руку вперед, ладошка вверх, улыбнуться. Вернуться в у., п. То же самое выполнить другой рукой и ногой. Вернуться в и. п. Повторить три раза; темп умеренный. Указание: быть внимательным, четко выполнять задание: одновременно действовать правой рукой и правой ногой.
«Играем с солнышком». И. п. — сидя, ноги согнуты в коленях, колени обхвачены руками. Поворот на ягодицах, переступая ногами, на 360°. Вернуться в и. п. Повторить пять раз; темп умеренный. Указание: при повороте руками не помогать.
«Играем с солнечными лучами». И. п. — сидя, ноги вместе, руки опущены. Ноги развести в стороны, ладошками хлопнуть по коленям. Вернуться в и. п. Повторить шесть раз; темп быстрый. Указание, ноги в коленях не сгибать.
«Отдыхаем на солнышке». И. п. — лежа на спине, ноги согнуты в коленях и прижаты к груди. Перекатиться 1 правый бок. Вернуться в и. п. Перекатиться на левый бок. Вернуться в и. п. Выполнить по 3 раза в каждую сторону; темп умеренный.
Ходьба по оздоровительной дорожке.
Дыхательные упражнения:
«Ворона». И. п.: о. с. Сделать вдох через нос, руки поднять через стороны вверх. Приседая, опустить руки на голову, произнося «кар-кар-кар».
«Дровосек». Руки над головой сцеплены в «замок», ноги на Ширине Плеч (поднимая руки вверх, выполнить глубокий вдох через нос), на выдохе наклон туловища вперед с одновременным опусканием рук и произнесением «ух!».
(Проводятся закаливающие процедуры.)
Комплекс № 10
Дружные ребята
Хождение по оздоровительной дорожке.
Дыхательные упражнения:
«Петушок». На вдохе подняться на носки, потянуть вперед гордо поднятую голову, руки поднять в стороны, отвести назад. На выдохе хлопать себя по бедрам («ку-ка-ре-ку»).
«Ворона». И. п.: о. с. Сделать вдох через нос, руки поднять через сторонывверх. Приседая, опустить руки на голову, произнося «кар-кар-кар».
ГИМНАСТИКА ПОСЛЕ СНА
Февраль
Комплекс № 11
Снежинки
Перед тем, как дети проснуться, воспитатель раскладывает кусочки ваты на край подушки. Дети проснулись, сели в кроватях.
Воспитатель читает стихотворение:
Дыхательные упражнения:
«Обними плечи». И. п.: о. с., руки согнуты в локтях и подняты на уровень плеч кистями друг к другу. В момент короткого шумного вдоха носом бросаем руки навстречу друг другу, как бы обнимая себя за плечи.
«Тихоход». Ходьба, высоко поднимая колени. На 2 шага — вдох, на 4—6 шагов — выдох. Выдыхая, произносить «ти-ш-ш-ше».
Комплекс № 12
Великан и мышь
Дыхательные упражнения:
«Свеча». И.п.: о.с., руки сцеплены в «замок», большие пальцы подняты вверх («свеча горит»). Выполнить вдох через нос и подуть на большие пальцы, произносить «фу-фу-фу» («задуем свечу»).
«Журавль». И.п.: о.с. Сделать вдох, поднять правую ногу, согнутую слегка в колене, руки в стороны, вниз, произнести «ур-р-р». Выполнить то же левой ногой.
ГИМНАСТИКА ПОСЛЕ СНА
Март
Комплекс № 13
Дыхательное упражнение:
«Вырасту большой». И. п.: ноги вместе, руки вниз. Поднимаясь на носки, подтянуть руки вверх (вдох). Опускаясь на всю стопу, выдох «ух-х-х».
Комплекс № 14
Весна
Дыхательные упражнения:
«Аист». На вдохе поднять руки в стороны. Ногу, согнутую в колене, гордо вывести вперед, зафиксировать. На выдохе сделать шаг. Опустить ногу и руки, произнося «ш-ш-ш».
«Мельница». Выполнить вдох и вращать прямыми руками, произнося «жр-р-р».
ГИМНАСТИКА ПОСЛЕ СНА
Апрель
Комплекс № 15
Поход
Дыхательные упражнения:
«Лотос». И. п.: сидя по-турецки, плечи слегка отведены назад, голова приподнята, кисти рук лежат тыльной стороной ладони на коленях, указательные и большие пальцы сомкнуты в колечки. Вдох диафрагмой (плечи не поднимаются), представить струю воздуха, пронизывающую до макушки по всему позвоночнику, медленный выдох ртом (можно выполнять с закрытыми глазами).
«Поезд». Ходить, имитируя согнутыми руками движение колес паровоза, и произносить «чух-чух-чух».
Комплекс № 16
Гимнастика в постели.
1. Спокойно сделайте вдох, выдох – полным дыханием.
2. Пошевелите пальцами рук и ног.
3. Сожмите пальцами в кулаки.
4. Согните руки в локтях и, подняв их над головой, соедините в замок.
5. Хорошо потянитесь всем телом, вызывая искусственный зевок.
6. Опустите руки.
7. Разотрите ладони до появления тепла.
8. «Умойте» лицо, шею теплыми ладонями.
9. Потяните правую ногу пяткой, носок на себя.
10. Потяните левую ногу пяткой, носок на себя.
11. Потяните две ноги вместе.
12. Прогнитесь.
13. Сели.
14. Соедините руки в замок и потянитесь, вывернув ладони вверх.
15. Мысленно пожелайте всем родным, близким, друзьям здоровья, добра и радости, хорошего настроения.
Профилактика плоскостопия.
Ходьба босиком по оздоровительной дорожке.
Дыхательные упражнения:
«Плечики». И. п.: о. с., смотреть прямо перед собой. Слегка наклонить голову вправо, правое ухо идет к правому плечу — выполнить два коротких шумных вдоха носом. Затем слегка наклонить голову влево, левое ухо идет к левому плечу — тоже вдох («ушко с плечиком здороваются»).
«Воздушные шары». Выполнять в ходьбе по площадке. 1 — руки в стороны, вверх, вдох через нос, выполнить хлопок в ладоши («шар лопнул»); 2 — руки в стороны, вниз, произнося «с-с-о или «ш-ш-ш» («шарик спустился»).
ГИМНАСТИКА ПОСЛЕ СНА
Май
Комплекс № 17
Зеленые стихи
Дыхательные упражнения: «Прогулка в лес».
«В колыбельке подвесной летом житель спит лесной» (орех). И. п.: лежа на спине, руки вдоль туловища. 1 — вдох; 2 — выдох — сесть с прямыми ногами, руки к носкам; 3 — вдох; 4 — выдох, вернуться в и. п.
«Вот нагнула елочка зеленые иголочки». И. п.: ноги врозь, руки опущены вниз, кисти рук в стороны. 1 — вдох; 2 — выдох — наклон туловища вперед; 3—4 вдох — вернуться в и.п. — выдох.
«Вот сосна высокая стоит и ветвями шевелит». И. п.: о. с.,1 — вдох — руки в стороны; 2 — выдох — наклон туловища вправо; 3 — вдох — вернуться в и. п.; 4 — то же влево.
Комплекс № 18
Вместе по лесу идем
Дыхательные упражнения:
«Воздушные шары». Выполнять в ходьбе по площадке. 1 — руки в стороны, вверх, вдох через нос, выполнить хлопок в ладоши («шар лопнул»); 2 — руки в стороны, вниз, произнося «с-с-о или «ш-ш-ш» («шарик спустился»).
«Дышим животом». Руки на животе — вдох и выдох носом. Руки за спину — вдох и выдох носом.
ГИМНАСТИКА ПОСЛЕ СНА
Июнь
Комплекс № 19
Гимнастика в постели.
«Потягивание». И. п. – из позиции «лежа на спине» в кровати.
1.На вдохе левая нога тянется пяткой вперед по кровати, а левая рука – вдоль туловища вверх. Дыхание задерживается, ноги и руки максимально растянуты. На выдохе, расслабляясь, ребенок произносит: «ид-д-да-а-а-а».
2.Правая нога тянется пяткой вперед по кровати, а правая рука – вверх, вдоль туловища – вдох. После задержки дыхания на выдохе произносится «пин-гал-ла-а».
3.Обе ноги тянутся пяточками вперед по кровати, обе руки – вверх вдоль туловища. Дыхание задержать и на выдохе медленно произнести «су-шум-м-м-на».
Профилактика плоскостопия.
Физкультминутка.
На одной ноге постой-ка,
Если ты солдатик стойкий,
Ногу левую к груди,
Да смотри – не упади!
А теперь постой на левой,
Если ты солдатик смелый.
Хождение босиком по оздоровительной дорожке.
Профилактика нарушений осанки.
Ходьба с плоской игрушкой, лежащей на голове. Руки на поясе, спина прямая, смотреть прямо. «Пройти, не уронив игрушку».(1-2 мин.)
Дыхательные упражнения:
«Подуем на плечо». И. п.: о. с., смотреть прямо перед собой, руки на пояс. Выполнить вдох через нос и повернуть голову в правую сторону, выдох (губы трубочкой) — подуть на плечо. То же выполнить в левую сторону.
«Цветок распускается». И. п.: стоя, руки на затылке, локти сведены (нераскрывшийся бутон). Медленно подниматься на носки, потянуть руки вверх и в стороны — вдох («цветок раскрывается»), вернуться в и .п. (выдох).
Комплекс № 20
Лесная прогулка
Дыхательные упражнения:
«Вырасту большой». И. п.: ноги вместе, руки вниз. Поднимаясь на носки, подтянуть руки вверх (вдох). Опускаясь на всю стопу, выдох «ух-х-х».
«Сердитый ёжик». Наклониться как можно ниже, обхватить руками грудь, голову опустить, произнося звук рассерженного ежа «п-ф-ф-ф-р-р».
ГИМНАСТИКА ПОСЛЕ СНА
Июль
Комплекс № 21
Дыхательные упражнения:
«Воздушные шары». Выполнять в ходьбе по площадке. 1 — руки в стороны, вверх, вдох через нос, выполнить хлопок в ладоши («шар лопнул»); 2 — руки в стороны, вниз, произнося «с-с-о или «ш-ш-ш» («шарик спустился»).
«Поезд». Ходить, имитируя согнутыми руками движение колес паровоза, и произносить «чух-чух-чух».
Комплекс № 22
Гимнастика в постели.
1. Спокойно сделайте вдох, выдох – полным дыханием.
2. Пошевелите пальцами рук и ног.
3. Сожмите пальцами в кулаки.
4. Согните руки в локтях и, подняв их над головой, соедините в замок.
5. Хорошо потянитесь всем телом, вызывая искусственный зевок.
6. Опустите руки.
7. Разотрите ладони до появления тепла.
8. «Умойте» лицо, шею теплыми ладонями.
9. Потяните правую ногу пяткой, носок на себя.
10. Потяните левую ногу пяткой, носок на себя.
11. Потяните две ноги вместе.
12. Прогнитесь.
13. Сели.
14. Соедините руки в замок и потянитесь, вывернув ладони вверх.
15. Мысленно пожелайте всем родным, близким, друзьям здоровья, добра и радости, хорошего настроения.
Профилактика плоскостопия. Хождение по оздоровительной дорожке.
Дыхательные упражнения:
«Тигр на охоте». Ходьба по площадке, выставляй правую (левую) ногу вперед, две руки ладошками сложить на колено, прогибая спину. Выполнить два-четыре резких вдоха, голова приподнята («тигр ищет добычу»).
«Здравствуй солнышко». И. п.: ноги на ширине плеч, руки за спину. Медленно поднять руки вверх, скользя по туловищу, руки в сторону, голову поднять вверх (вдох), медленно вернуться в и. п..
ГИМНАСТИКА ПОСЛЕ СНА
Август
Комплекс № 23
Ребята
(с элементами дыхательной гимнастики)
Проводится в постели.
«Проснулись». И. п. — лежа на*спине. Потянуться в постели всем телом, руки над головой тянутся вверх, носочки — вниз. Потянуться — вдох, расслабиться — выдох. Повторить пять раз; темп медленный.
«Красные ушки». И. п. — лежа на спине. Растирать уши до покраснения, ощущения тепла (30—60 с). Каждый ребенок выполняет в индивидуальном темпе.
«Смешной живот». И. п. — лежа на спине, руки на животе. Вдох — напрячь брюшную стенку, выпятить живот. Выдох — втянуть живот. Вернуться в и. п. Повторить пять—семь раз; темп медленный. Указание: вдох через нос, выдох через рот.
«Растягиваем позвоночник». И. п. — лежа на спине, руки вдоль туловища. Колени подтянуть к животу, обхватить их руками. Лбом тянуться к коленям на счёт до десяти. Вернуться в и. п. Повторить пять раз; те умеренный.
«Ох уж эти пальчики». Растирать пальцы рук покраснения и ощущения тепла. Мальчики на начинают выполнять задание с левой руки, девочки с правой.
«Давай подышим». И. п. — лежа на спине, руки на груд клетке. Вдох носом — грудная клетка расширяет Выдох — шумно, через нос. Повторить пять—семь раз темп умеренный.
«Прогнулись». И. п. — лежа на спине, руки вдоль туловища. Прогнуть тело — вдох. Вернуться в и. п. — выдох. Повторить пять раз; темп умеренный.
«Играем». И. п. — сидя на кровати. Взять в руки прав стопу. Кулачком левой руки растереть стопу до покраснения и ощущения тепла. Вернуться в и. п. То же продела с левой стопой. Каждый ребенок выполняет упражнение индивидуальном темпе.
«Морзянка». Вдох и выдох происходит через нос с произнесением звука [м]. При выдохе пальцами рук поочередно постукивать по крыльям носа.
Ходьба по тропе «здоровья».
Комплекс № 24
Лето-босоножка
Дыхательное упражнение:
«Ушки». И. п.: о.с., смотреть прямо перед собой. Слегка наклонить голову вправо, правое ухо идет к правому плечу — короткий шумный вдох носом. Затем слегка наклонить голову влево, левое ухо идет к левому плечу — тоже вдох. Стоя ровно и смотря прямо перед собой, как бы мысленно кому-то говорите: «Ай-ай-ай! Как не стыдно!» Выдох уходит пассивно в промежутке между вдохами.
Предварительный просмотр:
Картотека
ПОДВИЖНЫХ ИГР в старшей группе.
Подвижная игра «Мышеловка»
Цель. Упражнять детей в беге, в подлезании, развивать у детей речь.
Правила игры. Дети делятся на 2 неравные по составу группы. Меньшая группа,
взявшись за руки, образует круг. Они изображают мышеловку. Остальные дети мыши
находятся вне круга. Дети, изображающие мышеловку, начинают ходить по кругу,
приговаривая:
Ах, как мыши надоели,
Все погрызли, все поели,
Всюду лезут вот напасть,
Как поставим мышеловки,
Переловим всех сейчас!
Дети останавливаются, поднимают сцепленные руки вверх, образуя ворота. Мыши
вбегают в мышеловку и выбегают из нее. По сигналу «Хлоп» стоящие по кругу дети
опускают руки, приседают – мышеловка захлопывается. Мыши, не успевшие выбежать из круга (мышеловки), считаются пойманными. Пойманные становятся в круг, мышеловка увеличивается. Когда большая часть детей будет поймана, дети меняются ролями – игра возобновляется. Игра повторяется 4-5 раз.
Указания. После того как мышеловка захлопнулась, мышам нельзя подлезать под руки стоящих по кругу или пытаться разорвать сцепленные руки. Наиболее ловких детей, которые ни разу не попались в мышеловку, следует отметить.
Подвижная игра «Мы, веселые ребята»
Цель. Упражнять детей в беге. Развивать речь детей.
Правила игры. Дети стоят на одной стороне площадки за чертой. На противоположной стороне площадки также проведена черта. Сбоку от детей, примерно на середине между двумя линиями, находится ловишка. Ловишка назначается или выбирается детьми. Дети хором произносят:
Мы, веселые ребята,
Любим бегать и скакать.
Ну, попробуй нас догнать,
Раз, два, три – лови!
После слова «лови» дети перебегают на другую сторону площадки, а ловишка догоняет бегущих, ловит их. Тот, до кого ловишка сумеет дотронуться, прежде чем убегающий пересечет черту, считается пойманным. Он отходит в сторону. После 2-3 перебежек производится подсчет пойманных и выбирается новый ловишка. Игра повторяется 4-5 раз.
Указания. Если после 2-3 перебежек ловишка никого не поймает, все равно выбирается новый ловишка.
Подвижная игра «Ловишки»
Цель. Упражнять детей в беге.
Правила игры. Дети произвольно располагаются по площадке. Ведущий – ловишка,
назначенный педагогом или выбранный играющими, становится на середине площадки.
Педагог произносит: «Раз, два, три – лови!» по этому сигналу все дети разбегаются по площадке, увертываются от ловишки, который старается догнать одного из играющих и коснуться его рукой (запятнать). Тот, кого ловишка коснулся рукой, отходит в сторону.
Игра заканчивается, когда ловишка поймает 3-4 играющих. Затем выбирается новый ловишка. Игра повторяется 4-5 раз.
Указания. Для того, чтобы дети лучше ориентировались, ловишке нужно выдавать
какой-либо отличительный знак – повязать на руку ленточку, приколоть бант, надеть
шапочку с султанчиком и т.п. Если ловишка оказался не ловким и долгое время не может поймать, игра останавливается и назначается другой водящий.
Подвижная игра «Гуси-лебеди»
Цель. Упражнять детей в беге. Развивать речь детей.
Правила игры. На одном краю площадки чертой обозначается дом, в котором находятся гуси. На противоположном краю стоит пастух. Сбоку от дома логово, в котором находится волк. Остальное место – луг. Дети, исполняющие роли волка и пастуха, назначаются педагогом, остальные изображают гусей. Пастух выгоняет гусей на луг, они пасутся на лугу, летают.
Пастух. Гуси, гуси!
Гуси (останавливаются и отвечают хором). Га-га-га!
Пастух. Есть хотите?
Гуси. Да, да, да!
Пастух. Так летите!
Гуси. Нам нельзя,
Серый волк под горой
Не пускает нас домой.
Пастух. Так летите, как хотите,
Только крылья берегите!
Гуси, расправив крылья (вытянув в стороны руки), летят через луг домой, а волк, выбежав из логова, старается их поймать (коснуться рукой). Пойманные гуси идут в логово. После нескольких перебежек (по условию игры) подсчитывают пойманных волком гусей. Затем назначаются новый волк и пастух. Игра повторяется 3-4 раза.
Указания. В начале роль волка исполняет педагог.
Подвижная игра «Карусель»
Цель. Упражнять детей в беге. Развивать речь детей.
Правила игры. Дети образуют круг, держась за шнур, концы которого связаны. Они берутся за шнур
правой рукой и идут по кругу сначала медленно, потом все быстрее, а под конец бегут. Движения выполняются в соответствии с произносимым вслух текстом:
Еле, еле, еле, еле
Закружились карусели,
А потом кругом, кругом,
Все бегом, бегом, бегом.
Во время бега педагог приговаривает: «Побежали, побежали!». После того как дети пробегут по кругу 2- 3 раза педагог подает сигнал к изменению направления движения, говоря: «Поворот!
2. Дети поворачиваются кругом, быстро перехватывают шнур в левую руку и бегут в другую сторону. Затем дети с педагогом произносят:
Тише, тише, не спешите!
Карусель остановите!
Раз, два, раз, два,
Вот и кончилась игра!
Движение карусели постепенно замедляется. При словах «Вот и кончилась игра» дети опускают шнур на землю и расходятся по площадке. После того как дети немного отдохнут, подается сигнал (звонок, свисток, хлопки, удары в бубен), по которому дети снова становятся в круг, берутся за шнур, т.е. занимают свои места на карусели. Игра возобновляется, повторяется 3-4 раза.
Указания. Можно дать детям указание по условным сигналам быстро становиться в круг при повторениях игры. Игрок, не успевший занять место до третьего сигнала, не принимает участия в очередном катании на карусели, а ожидает следующей посадки.
Оборудование. Шнур.
Подвижная игра «Затейники»
Цель. Упражнять детей в беге. Развивать речь детей.
Правила игры. Одного из играющих выбирают затейником, он становится в середину круга. Остальные дети, взявшись за руки, идут по кругу (вправо или влево по указанию) и произносят:
Ровным кругом,
Друг за другом,
Мы идеи за шагом шаг.
Стой на месте,
Дружно, вместе
Делаем…вот так.
Дети останавливаются, опускают руки. Затейник показывает какое-нибудь движение, а все дети повторяют его. После 2-3 повторений игры (согласно условию) затейник
выбирает кого-нибудь из играющих на свое место, и игра продолжается. Повторяется
игра 3-4 раза.
Указания. Затейники придумывают разнообразные движения, не повторяя показанных.
Подвижная игра «Сделай фигуру»
Цель. Упражнять детей в беге.
Правила игры. Дети разбегаются по всей площадке. По сигналу они быстро
останавливаются на месте и принимают какую-нибудь позу: приседают, поднимают руки в стороны и т.п. Педагог отмечает, чья фигура интереснее.
Указания. К концу года игра усложняется, в нее вводятся групповые фигуры – парами, тройками. Кроме того, детям предлагается придумать фигуру в определенном положении: только стоя, стоя на четвереньках, сидя и пр.
Подвижная игра «Караси и щука»
Цель. Упражнять детей в беге.
Правила игры. Половина играющих, становясь друг от друга на расстоянии 3 шагов,
образует круг. Это пруд, на берегу которого лежат камешки. Один из играющих,
назначенный педагогом, изображает щуку, он находится вне круга. Остальные играющие – караси, они плавают (бегают) внутри круга, в пруду. По сигналу «щука» щука быстро выплывает в пруд, стараясь поймать карасей. Караси спешат спрятаться за кем-нибудь из играющих, стоящих по кругу и изображающих камешки. Щука ловит тех карасей, которые не успели спрятаться за камешки, и уводит их к себе в дом. Игра проводится 2-3 раза, после чего подсчитывается число пойманных щукой карасей. Затем на роль щуки назначается другой играющий. Игра повторяется 3-4 раза.
Указания. При повторении игры, когда выбирают новую щуку, дети, изображающие
карасей и камешки, меняются ролями.
Подвижная игра «Перебежки. Кто сделает меньше шагов?»
Цель. Упражнять детей в беге.
Правила игры. На площадке чертят 2 линии на расстоянии 6-8м. Несколько играющих (2-3) становятся за одну линию и начинают переходить или перебегать за другую линию, стараясь шаги делать как можно длиннее. Выигрывает тот, кто сделает меньше шагов.
Подвижная игра «Пробеги тихо»
Цель. Упражнять детей в беге.
Правила игры. Один из детей садится посередине площадки и закрывает глаза.
Остальные дети стоят на одном конце площадки; 6-8 из них тихо перебегают с одного
конца на другой мимо сидящего посередине. Если дети бегут бесшумно, водящий не
имеет право их остановить. Если же он услышит шум шагов, то говорит: «Стой» - и, не открывая глаз, указывает направление звука. Если водящий указал правильно, дети
возвращаются на свои места. Бежит следующая группа детей.
Подвижная игра «Поспеши, но не урони»
Цель. Упражнять детей в беге.
Правила игры. Дети (с мешочками песка на голове или на ладони вытянутой вперед
руки) по 6-10 человек перебегают с одного конца площадки на другой, стараясь обогнать друг друга.
Подвижная игра «Парный бег»
Цель. Упражнять детей в беге.
Правила игры. Дети стоят в звеньях парами на одной стороне площадки за чертой. На другой стороне площадки расставлены кегли (булавы, стулья, набивные мячи) по числу звеньев. Педагог подает сигнал, по которому первая пара звена, держась за руки, бежит до стоящего впереди предмета, огибает его и возвращается в конец своего звена. По следующему сигналу бежит вторая пара и т.п. Пара, опустившая руки считается проигравшей.
Оборудование. Кегли (булавы, стулья, набивные мячи).
Предварительный просмотр:
Сборник пальчиковых игр,
направленных на развития мелкой моторики рук, детей
средней группы
Сборник пальчиковых игр направленных на развитие мелкой моторики рук оставлен с учетом ФГОС, ориентирующих на то, что ведущая деятельность ребенка - это игра, планирование деятельности по развитию детей осуществляется через систематизированный в тематических блоках материал: «Веселые пальчики», «Я и моя семья», «Профессии», «Игрушки», «Времена года», «Фрукты и овощи», «Дикие животные», «Домашние животные», «Птицы». Организуя игры с пальчиками, педагог сможет эффективно и занимательно развивать психические процессы, разнообразить познавательные, речевые и художественно - эстетические виды деятельности детей среднего дошкольного возраста, способствовать формированию у них социально - личностных качеств.
Игры могут успешно во всех видах совместной деятельности взрослого и детей.
Сборник адресован студентам педагогических колледжей, а так же может быть полезным для воспитателей и родителей.
Главной целью пальчиковых игр является – переключение внимания, улучшение координации и мелкой моторики, что напрямую воздействует на умственное развитие ребенка. Кроме того, при повторении стихотворных строк и одновременном движении пальцами у детей формируется правильное звукопроизношение, умение быстро и четко говорить, совершенствуется память, способность согласовывать движения и речь.
В ходе игры расширяется кругозор; дети получают элементарные представления о труде взрослых, окружающем мире. Пальчиковые игры помогут детям освоить счет, пространственные понятия. Многие игры основаны на сказочных сюжетах, что помогает формировать интерес и потребность в восприятии художественного слова, развивать память, воображение и речь. Гармонизация движения тела, мелкой моторики рук и органов речи способствует формированию правильного произношения; помогает избавиться от монотонности речи, нормализовать ее темп; учить соблюдать речевые паузы. Очень важным фактором для развития речи является то, что в пальчиковых играх все подражательные действия сопровождаются стихами. Стихи привлекают внимание малышей и легко запоминаются. Ритм и неизменный порядок слов, рифма для малыша являются чем- то магическим, утешающим и успокаивающим.
С помощью игр можно в интересной форме организовать любой режимный момент, совместную, самостоятельную деятельность ребенка, построить увлекательное занятие в детском саду.
В сборнике пальчиковые игры систематизированы по лексическим темам, что значительно облегчит процесс составления планирования воспитательно-образовательного процесса в средней группе детского сада. Темы: «Веселые пальчики»; «Я и моя семья»; «Профессии»; «Игрушки»; «Времена года»; «Фрукты и овощи»; «Дикие животные»; «Домашние животные»; «Птицы» и многие другие.
Цель сборника – позволить педагогу подобрать игру соответственно тематическому плану, а также закрепить и расширить знания ребенка; развить его познавательный интерес, любознательность, мелкую моторику рук.
адачи:
1.Развивать мелкую мускулатуру пальцев руки, точную координацию движений.
2.Совершенствовать зрительно – двигательную координацию и ориентировку в микропространстве.
3.Совершенствовать умение подражать взрослому, понимать смысл речи.
«Пальчики»
Дидактическая задача: развивать моторику пальцев и кистей рук, формировать скорость и точность движений.
Правила игры: исходное положение - дети стоят по кругу выполняют движения по показу взрослого.
Это пальчик хочет спать Это пальчик лег в кровать. Этот пальчик прикорнул. Это пальчик уж заснул. Тише, пальчик, не шуми, Братиков не разбуди. Встали пальчики, ура! В детский сад идти пора. | Выполнять круговые движения на подушечке пальцами с последующим загибанием. Показать ладошки с растопыренными пальчиками.
Хлопать в ладоши. |
«У нас босые ножки»
Дидактическая задача: развитие динамической координации, чередование движений рук и ног
Правила игры: исходное положение-дети стоят на ножках дети выполняют движения по показу взрослого. При повторной игре сменить пальчик одной руки на другую.
У нас босые ножки, Мы в облака летим, летим. Мы там себе сапожки Купить хотим, купить хотим. Здесь, на земле, сапожник Не стал их шить, не стал нам шить, Сказал он: «Птичка можно И так прожить, и так прожить» | Ставить то одну ножку на пятку, потом на подошву, то другую. Махать руками Поставить правую ножку на пятку и покачать ступней вправо-влево То же самое, только левой ножкой Покачать головой и указательным пальчиком Слегка погрозить указательным пальчиком в стороны. |
«Ножки»
Дидактическая задача: развитие динамической координации, чередование движений ног
Правила игры: исходное положения –дети стоят на ножках и выполняют движения по показу взрослого.
Маленькие ножки Бежали по дорожке. Пальчики устали, На носочки встали. Покачаемся чуток Через пятку на носок! | Босыми ножками встать на носки и переступать на месте, поочередно перенося вес тела на всю поверхность стопы. Согласно тексту встать на носочки и удержаться в этом положении до следующей строчек. Выполнить упражнение в соответствии с текстом стихотворения, перенося тяжесть тела с пятки на носок. |
Чтобы нагрузка была минимальной, можно совершать все
действия в положении сидя.
«С добрым утром!»
Дидактическая задача: развивать память, мелкую моторику
Правила игры: исходное положение- дети стоят выполняют движения по показу взрослого.
С добрым утром, глазки. Вы проснулись? С добрым утром, ушки. Вы проснулись? С добрым утром, ручки. Вы проснулись? С добрым утром, ножки. Вы проснулись? С добрым утром, солнце. Мы проснулись! | Дети поглаживают глазки, смотрят в бинокль. прикладывают ладони к ушкам. поглаживают, кисти рук, хлопают в ладоши. поглаживают ножки, притопывают. руки протягивают к солнцу и улыбаются.) |
«Колпачок»
Дидактическая задача: развивать память, мелкую моторику
Правила игры: исходное положение- дети стоят выполняют движения по показу взрослого.
Колпачок, колпачок, Тоненькие ножки, Тоненькие ножки, Красные сапожки. Мы тебя кормили, Мы тебя поили. На ноги поставили, Танцевать заставили! | Изобразить руками колпачок, качаться из стороны в сторону. Имитировать прием пищи. Сжать кулачок, большой палец поднять и поднести ко рту - «пьём». Хлопать в ладоши. |
«Пальчики»
Дидактическая задача: развитие и тренировка координации движений пальцев.
Правила игры: исходное положение - дети сидят на стульчиках и выполняют движения по показу взрослого.
Где ладошка? Тут? Тут? На ладошке пруд? Пруд? Палец большой, Гусь молодой. Указательный поймал, Средний гуся ощипал, Безымянный печь топил, А мизинчик суп сварил. | Показать ладошку горизонтально. Водить указательным пальцем другой руки по раскрытой ладошке. Массировать пальчики по очереди. |
«Прыг да скок»
Дидактическая задача: развитие и тренировка координации движений пальцев, развитие кончиков пальцев рук, развитие внимания
Правила игры: исходное положение - дети сидят на стульчиках и выполняют движения по показу взрослого. Повторить то же самое со всеми пальчиками.
Посмотрите, что за пальчик! Ловко прыгает, как зайчик. На бревно и на пенек Скок да прыг, и прыг да скок! | Сжать правую руку в кулачок, вытянуть мизинец вверх и покачать им во всех направлениях. Затем повторить то же самое левой рукой. |
«Прогулка»
Дидактическая задача: развитие кончиков пальцев рук, развитие внимания
Правила игры: исходное положение-дети сидят за столом руки сжаты в кулачки и выполняют движения по показу взрослого.
Пошли пальчики гулять, А вторые догонять Третьи пальчики бегом, А четвертые - пешком. Пятый пальчик поскакал И в конце пути упал. | Пальцы обеих рук сжать в кулаки, Большие пальцы опустить в низ и «прыжками» двигаться по столу. Ритмично двигаться по столу указательными пальцами . Двигаться по столу средними пальцами в быстром темпе. Хлопнуть по столу. |
«Цепочка»
Дидактическая задача: развитие и тренировка координации движений пальцев.
Правила игры: исходное положения - дети сидят на стульчике и выполняют движения по показу взрослого.
Колечко с колечком соединяем, Цепочку из пальчиков мы получаем. | Делать «колечки», поочередно соединяя большой палец С остальными на одной руке; в них попеременно проделывать такие же «колечки» из пальцев другой руки. |
«Тише, тише»
Дидактическая задача: развитие динамической координации, чередование движений рук.
Правила игры: исходное положения – дети сидят на стульчике и выполняют движения по показу взрослого.
Тише, тише не шумите! Наших деток не будите! Птички станут щебетать, Будут пальчики вставать. | Раскачать кулачок вверх-вниз согласно ритмике стихотворных строк, а на слове « вставать» открыть кулачок, широко раздвинув пальцы. |
«Кросс»
Дидактическая задача: развитие динамической координации, чередование движений пальцев рук.
Правила игры: исходное положение - дети сидят на стульчике и выполняют движения по показу взрослого. Продолжать в быстром темпе.
Мы бежим сегодня кросс. Кто обгонит? Вот вопрос. Обогнать мы все хотим И бежим, бежим, бежим. | Прижать подушечки большого пальца правой руки к подушечке указательного пальца левой, а подушечку указательного пальца правой - к подушечке большого пальца левой и поместить их над предыдущей парой. Затем расцепить нижнюю пару и поменять пару местами. Продолжать в быстром темпе. |
«Считалка для мышки»
Дидактическая задача: развитие кончиков пальцев рук, развитие внимания
Игровая задача: сочетать игру и упражнения для тренировки пальцев с речевой деятельностью детей.
Правила игры: исходное положение – дети сидят и выполняют движения по показу взрослого.
Раз, два, три, четыре. Сосчитаем дыры в сыре Если в сыре много дыр, Значит, вкусным будет сыр. Если в нем одна дыра, Значит, вкусным был вчера! | Загибать пальчики, начиная с мизинца. Пальчики сжать в кулачок, большим пальчиком делать вращательные движения. Показать все пальчики. Погладить животик Показать один пальчик. Хлопнуть по коленям, выставить большие пальчики, повторить еще раз |
«Считаем пальчики»
Дидактическая задача: развитие и тренировка координации движений пальцев, развитие кончиков пальцев рук, развитие внимания.
Правила игры: исходное положения - дети сидят и выполняют движения по показу взрослого.
Первый пальчик – подержи, Второй пальчик - покажи, Третий пальчик - постучи, А четвертый – поиграй, Пятый - тоже не зевай, Всей четверке помогай. | Ухватить за большой пальчик Ухватить за указательный Средний Безымянный Мизинец Ритмично сжимать и разжимать кулачок |
«У меня пропали ручки»
Дидактическая задача: совершенствовать умение подражать взрослому, понимать смысл речи.
Правила игры: исходное положения – дети стоят и выполняют движения по показу взрослого.
У меня пропали ручки, Где вы, рученьки мои? Раз, два, три, четыре, пять, Покажитесь мне опять! | Спрятать руки за спину |
«Вышли пальчики гулять»
Дидактическая задача: развитие и тренировка координации движений пальцев, развитие кончиков пальцев рук, развитие внимания.
Правила игры: исходное положения – дети сидят на стульчике и выполняют движения по показу взрослого.
Раз, два, три, четыре, пять. Вышли пальчики гулять, Этот пальчик гриб нашел. Этот пальчик чистить стал Этот – резал Этот – ел Ну а этот – лишь глядел! | Насчёт загибать пальчики, начиная с большого.) Отогнуть большой палец Отогнуть указательный. Средний Безымянный Отогнуть мизинец и слегка потеребить его за кончик. |
«Как живёшь?»
Дидактическая задача: развитие и тренировка координации движений пальцев, развитие кончиков пальцев рук, развитие внимания.
Правила игры: исходное положение дети стоят по кругу и выполняют, движения по показу взрослого при повторе игры меняют руку.
Как живёшь? – Вот так! А идёшь? – Вот так! Как даёшь? – Вот так! Машешь в след? – Вот так! Утром спишь? – Вот так! А шалишь? – Вот так! | Показать большой палец Шагать пальчиками по столу Протягиваем открытую ладонь Помахать рукой Две ладошки под щечку положить Щёки надули и руками лопнули. |
«Месим тесто»
Дидактическая задача: развивать мелкую моторику пальцев рук.
Правила игры: исходное положения дети сидят за столом и выполняют движения по показу взрослого.
Тесто мнём, мнём, мнём! Тесто жмём, жмём, жмём! Пироги мы испечём. | Имитируем процесс вымешивания теста. Очень энергично сжимаем и разжимаем руки в кулачки. Руками совершаем движения, как будто лепим снежки. |
«Дружба»
Дидактическая задача: развития тактильной чувствительности и сложно координированных движений пальцев и кистей рук.
Правила игры: исходное положение - дети сидят за столом руки перед и выполняют движения по показу взрослого.
Дружат в нашей группе Девочки и мальчики Мы с тобой подружим Маленькие пальчики. Раз, два, три, четыре, пять Будем снова мы считать. Раз, два, три, четыре, пять Мы закончили считать. | Хлопают в ладоши Стучат кулачками друг об друга Загибают пальчики поочередно, начиная с мизинца. Загибают пальчики поочередно, начиная с мизинца, на другой руке. |
«Сказки»
Дидактическая задача: развивать моторику пальцев и кистей рук, формировать скорость и точность движений.
Правила игры: исходное положение - дети сидят на стульчиках и выполняют движения по показу взрослого.
Будем пальчики считать, Колобок - румяный бок. Есть Снегурочка – краса, Три медведя, Волк, - Лиса. Не забудем Сивку – Бурку, Нашу вещую каурку. Про жар- птицу сказку знаем, Репку мы не забываем Знаем волка и козлят Этим сказкам каждый рад. | Поочередно загибают пальчики на левой руке Поочередно загибают пальчики на правой руке. Сжимаем кулачки Хлопают в ладоши. |
«Дрова»
Дидактическая задача: развитие и тренировка координации движений пальцев, развитие кончиков пальцев рук, развитие внимания
Правила игры: исходное положения - дети сидят за столами руки перед собой и выполняют движения по показу взрослого.
После завтрака мы с вами В лес поедим за дровами Пилим-пилим, пилим-пилим! Быстро мы бревно осилим! Рубим-рубим, рубим-рубим! Топором работать будем, Привезём домой дрова, Сложим посреди двора. | Сомкнутыми пальцами обеих рук поочередно провести по внутренней стороне предплечий. Поставить на стол обе ладони ребром и «пилим», совершая движения вперед-назад. Кулаком или ребром ладони «рубить», постукивать по столу. Выполнять собирающее движение, словно сгребаем все дрова в кучу, захватываем ее, приподнимаем и снова опускаем на стол, поглаживая его ладонями. |
«Волшебник»
Дидактическая задача: развитие и тренировка координации движений пальцев, развитие кончиков пальцев рук, развитие внимания.
Правила игры: исходное положение - дети сидят за столом руки перед собой и выполняют движения по показу взрослого.
Если ножницы достану, То волшебником я стану: Вырезаю из бумаги Птиц, машины, башни, флаги, Их раскрашу, просушу, Всем знакомым покажу! | Изобразить разрезание ножницами. (Поднять руки вверх.) (Изобразить вырезание из бумаги. Изобразить птицу, движения рук; соединить пальцы и локти слегка раздвинуть – «башня»; повернуть ладонь от себя и большой палец опустить вниз - «флаг». Изобразить действия. Развести руки в стороны. |
«Оладушки»
Дидактическая задача: развивать мелкую моторику пальцев, внимание, наблюдательность, реакцию.
Правила игры: исходное положение - дети сидят на стульчиках и выполняют движения по показу взрослого.
Тесто круто замесили, Ух-тук, ух-тух. Сковородки раскалили, Ух-тук, ух-тук. Испечем оладушки, Лады, лады, ладушки. Горячие оладушки! | Пальцы сжимать и разжимать. Хлопать в ладоши. Потереть ладошку о ладушку. Хлопать в ладоши. Изобразить выпекание оладушков. Подуть на раскрытые ладошки. |
«Разминка»
Дидактическая задача: развивать мелкую моторику, совершенствовать пространственное мышление.
Правила игры: исходное положение - дети стоят и выполняют движения по показу взрослого.
Головами покиваем, Носиками помотаем, А зубами постучим И немножко помолчим. Плечиками мы покрутим И про ручки не забудем. Пальчиками потрясем И немножко отдохнём. Мы ногами поболтаем И чуть-чуть поприседаем, Ножку ножкой подобьём И сначала всё начнем Головами покиваем… | Прижимать указательные пальцы к губам. Наклонившись вниз, покачать расслабленными руками. Подпрыгивать на месте в ритме текста. Далее темп ускоряется. |