Наставничество
Программа, рекомендации, консультации и т.д.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа по наставничеству 2019-2020 | 53.42 КБ |
Реализация ФГОС в образовательном пространстве ДОО | 2.07 МБ |
План работы по наставничеству | 17.77 КБ |
Консультация для молодых специалистов | 1.08 МБ |
Памятка для молодого специалиста | 481.72 КБ |
Консультация для молодого специалиста | 602.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
города Нижневартовска детский сад № 52 «Самолетик»
Программа по наставничеству в МАДОУ
города Нижневартовска № 52 «Самолётик»
«Школа молодого педагога»
Подготовила воспитатель
высшей категории:
Багурина В.А.
Пояснительная записка
Особенностью труда начинающих педагогов является то, что они с первого дня работы имеют те же самые обязанности и несут ту же ответственность, что и воспитатели с многолетним стажем работы, а родители, администрация и коллеги по работе ожидают от них столь же безупречного профессионализма. Проблеме профессионального становления начинающего педагога в сфере дошкольного образования посвящены исследования К.Ю.Белой, Л.М.Денякиной, Н.Н.Лященко, Л.В.Поздняк, П.И.Третьякова, Л.И. Фалюшиной и др. По их мнению, период вхождения начинающего педагога в профессию отличается большой напряженностью. От того, как пройдет этот период, зависит, состоится новоявленный воспитатель как профессионал, останется ли он в сфере дошкольного образования или найдет себя в другой сфере деятельности. Результаты исследований показывают, что многие молодые воспитатели боятся собственной несостоятельности во взаимодействии с воспитанниками, их родителями; опасаются критики администрации и опытных коллег, постоянно волнуются, что что-нибудь не успеют, забудут, упустят. Такой воспитатель не способен ни на творчество, ни, тем более, на инновации. Чтобы этого не произошло, молодым воспитателям нужно целенаправленно помогать, создать в ДОУ необходимые организационные, научно-методические и мотивационные условия для профессионального роста и более легкой адаптации молодых специалистов в коллективе. Прохождение этапа профессионального становления для каждого молодого педагога индивидуально. Профессиональные качества во многом зависят от характера, темперамента. Поэтому администрация дошкольного учреждения к каждому старается подходить дифференцированно. Согласно существующей в ДОУ традиции воспитатели на группах подбираются по принципу компетентной профессиональной поддержки, позволяющему создавать тандемы из опытных и начинающих воспитателей. Таким образом, на группе работает молодой специалист и его наставник.
Нормативно – правовые основы разработки Программы:
- Положение о наставничестве;
- Приказ заведующей ДОУ об организации наставничества;
- План работы совета наставников;
- Протоколы заседаний совета наставников.
- Методические рекомендации и обзоры по передовому опыту проведения работы по наставничеству.
- Отчеты молодых специалистов о проделанной работе.
- Отчеты наставников о проделанной работе с отзывами и предложениями по дальнейшей работе наставников
Цель Программы дошкольного наставничества в образовательном учреждении - оказание помощи молодым специалистам и воспитателям в их профессиональном становлении, а также формирование в МАДОУ кадрового ядра.
Задачи Программы дошкольного наставничества:
1. Обеспечить наиболее лёгкую адаптацию молодых специалистов в коллективе, в процессе адаптации поддержать педагога эмоционально, укрепить веру педагога в себя;
2. Использовать эффективные формы повышения профессиональной компетентности и профессионального мастерства молодых специалистов, обеспечить информационное пространство для самостоятельного овладения профессиональными знаниями;
3. Привить молодым специалистам и воспитателям интерес к педагогической деятельности и закрепить их в образовательном учреждении;
4. Ускорить процесс профессионального становления молодого специалиста и воспитателя, развить его способности самостоятельно и качественно выполнять возложенные на него обязанности по занимаемой должности;
5. Совместно планировать карьеру молодых специалистов с наставником;
6. Приобщать молодых специалистов к корпоративной культуре (под корпоративной культурой мы понимаем устойчивый, сложившийся в процессе жизнедеятельности учреждения, стиль работы его сотрудников, принципы организации внутренних процессов учреждения и стратегии деятельности, обеспечивающих стабильное функционирование и развитие) учреждения, объединять вокруг традиций ДОУ.
Условия эффективного наставничества
Педагоги должны понимать, что результативной работа наставничества будет в случае:
- Взаимной заинтересованности сторон;
- Административного контроля за процессом наставничества ;
- Подведением промежуточных результатов сотрудничества.
Формы, средства и методы работы
В рамках наставничества над молодыми специалистами в работе наставника используем следующие формы и методы:
- обучение на рабочем месте;
- участие в работе методических объединений (ДОУ, города);
- самообразование, включающее самостоятельное изучение образовательной программы;
- обучение на курсах повышения квалификации;
- открытые занятия коллег;
- решение и анализ педагогических ситуаций;
- обучение составлению подробных планов – конспектов занятий и т.д.
В ходе решения программных задач выделяется три этапа:
Этапы деятельности
Адаптационный этап. В этот период педагог-наставник определяет ряд обязанностей, полномочий молодого специалиста. Также для себя он отмечает недостатки в имеющихся умениях и навыках, для составления конкретной программы адаптации.
Основной этап. В этот период наставник реализует программу адаптации молодого коллеги, проводит работу по коррекции умений и навыков. Здесь же наставник помогает молодому специалисту составить собственную программу профессионального роста.
Контрольно-оценочный этап. На этом этапе наставник может проверить уровень профессиональной компетентности воспитателя, определяет его готовность к выполнению своих обязанностей.
Работа с молодыми специалистами строится с учетом
трех аспектов их деятельности:
- «Старший воспитатель - молодой специалист»
-создание условий для легкой адаптации молодого специалиста на работе;
- обеспечение необходимыми знаниями, умениями, навыками;
-обеспечение методической литературой, материалами перспективного планирования, дидактическими материалами, знакомство с методическим кабинетом.
- «Молодой специалист – ребенок и его родитель»
- формирование авторитета педагога, уважения, интереса к нему у детей и их родителей;
- «Молодой специалист – коллега»
- оказание поддержки со стороны коллег.
Оценка деятельности молодых специалистов проводится в двух вариантах:
- аттестация на квалификационную категорию;
- мониторинг профессиональной деятельности молодого специалиста;
- регулярная оценка (ежеквартальная, ежегодная) влияет на премию и другие стимулирующие выплаты.
В ходе этой оценки учитывается отношение к своим обязанностям, выполнение инструкций, выполнение индивидуальных планов работы и развития сотрудников, вклад в реализацию задач учреждения. Данный вид оценки регулируется положением по МАДОУ.
В коллективе, где опора на положительные качества воспитателя сочетается с высокой требовательностью к нему, живут хорошие традиции, дух высокой ответственности, товарищеской взаимопомощи, творческой инициативы, начинающий воспитатель быстро и безболезненно входит в педагогический коллектив.
Под обучением молодых специалистов в ДОУ понимается:
- обучение педагога на рабочем месте, практика наставничества, участие в работе педагогических объединений;
- самообразование – самостоятельное изучение образовательной программы, работа по плану саморазвития;
- обучение на тематических курсах;
- организация методического сопровождения деятельности молодых специалистов.
Результативность:
1. Молодому педагогу самостоятельная работа по самообразованию позволит пополнять и конкретизировать свои знания, осуществлять глубокий и детальный анализ возникающих в работе с детьми ситуаций.
2. У молодого педагога сформируется потребность в постоянном пополнении педагогических знаний, сформируется гибкость мышления, умение моделировать и прогнозировать воспитательно-образовательный процесс, раскроется творческий потенциал.
3. «Школа молодого педагога» поможет более успешно адаптироваться начинающим педагогам, позволит быстрее найти ответы на сложные для новичка вопросы, быстрее добиться успеха в работе с детьми.
Список литературы:
В ходе составления Программы по наставничеству использовались интернет ресурсы.
Приложение
1. П О Л О Ж Е Н И Е
о наставничестве
в МАДОУ города Нижневартовска детский сад № 52 «Самолётик»
1. Общие положения:
1.1. Наставничество – одна из функций работника, предполагающая помощь новому сотруднику в период адаптации на новом рабочем месте. Включает в себя планирование, организацию и контроль введения нового работника в должность. Заключается в практической передаче профессиональных и иных навыков и знаний от более опытного работника – менее опытному.
1.2. Наставничество в муниципальном дошкольном учреждении «Детский сад № 52 «Самолётик» (далее Организация) является разновидностью индивидуальной воспитательной работы с молодыми специалистами, не имеющими трудового стажа педагогической деятельности, или со специалистами, назначенными на должность, по которой они не имеют опыта работы.
1.3. Молодым специалистом считается начинающий педагог, овладевший основами педагогики и психологии по программе вуза, проявивший желаний и склонность к дальнейшему совершенствованию своих навыков и умений. Он повышает свою квалификацию под непосредственным руководством наставника по согласованному плану профессионального становления.
1.4. Наставником является опытный педагогический работник, обладающий высокими профессиональными и нравственными качествами, знаниями в области методики преподавания и воспитания.
Наставник должен обладать высоким уровнем профессиональной подготовки, коммуникативными навыками и гибкостью в общении. Кроме того, он должен иметь опыт воспитательной и методической работы не менее 3 лет.
2. Цели и задачи наставничества:
2.1. Цель наставничества – оказание помощи молодым педагогам в их профессиональном становлении.
2.2. Основными задачами наставничества являются:
- привитие молодым специалистам интереса к педагогической деятельности и закрепление их в учреждении
- формирование у молодых специалистов потребности в совершенствовании профессиональной компетентности
3. Организация наставничества:
3.1. Кандидатуры наставников рассматриваются на заседании Педагогического совета.
3.2. Назначение наставника производится при обоюдном согласии предполагаемого наставника и молодого специалиста, за которым он будет закреплен, и утверждается приказом заведующего Организации с указанием срока наставничества.
3.3. Наставничество утверждается над следующими категориями сотрудников учреждения:
- впервые принятыми воспитателями (специалистами), не имеющими трудового стажа педагогической деятельности.
- выпускниками высших и средних специальных учебных заведений, принятыми в учреждение по окончании учебных заведений
- выпускниками не педагогических профессиональных образовательных учреждений, завершившими обучение и не имеющими трудового стажа педагогической деятельности.
- воспитателями, переведенными на другую работу для расширения профессиональных знаний и овладения новыми практическими навыками.
3.4. Замена наставника производится на основании приказа заведующего в случаях:
- увольнения наставника
- перевода на другую работу подшефного или наставника
- привлечение наставника к дисциплинарной ответственности
- психологической несовместимости наставника и подшефного
3.5. Контроль деятельности наставника осуществляет заместитель заведующего по учебно-воспитательной работе (УВР).
3.6. Наставник может иметь одновременно не более двух подшефных.
3.7. Показателем эффективности работы наставника является выполнение поставленных перед молодым воспитателем в период наставничества задач.
3.8. Для мотивации к работе наставнику устанавливается надбавка к заработной плате из стимулирующей части.
4. Обязанности наставника:
Наставник обязан:
4.1. Знать требования законодательства, ведомственных нормативных актов, определяющих права и обязанности молодого специалиста по занимаемой должности.
4.2. Вводить молодого специалиста в должность (знакомить с основными обязанностями, требованиями, предъявляемыми к воспитателю, охраны труда и техники безопасности); проводить необходимое обучение; контролировать и оценивать самостоятельное проведение молодым специалистом непосредственно-образовательную деятельность и других мероприятий.
4.3. Изучать деловые и нравственные качества молодого специалиста, его отношение к работе, коллективу.
4.4. Знакомить молодого специалиста с учреждением, расположением групп, кабинетов, расположением методического материала.
4.5. Оказывать молодому специалисту индивидуальную помощь в овладении избранной профессией, практическими приемами и способами проведения непосредственно образовательной деятельности, выявлять и совместно устранять допущенные ошибки.
4.6. Развивать положительные качества молодого специалиста, привлекать к участие в общественной жизни коллектива.
4.7. Разрабатывать совместно с молодым специалистом план профессионального становления; давать конкретные задания с определенным сроком их выполнения; контролировать работу и оказывать необходимую помощь.
4.8. Периодически докладывать заместителю заведующего по учебно-воспитательной работе (УВР) о процессе адаптации молодого специалиста, результатах его труда.
4.9. Участвовать в обсуждении вопросов, связанных с педагогической и общественной деятельностью молодого специалиста, вносить предложения о его поощрении или применения мер воспитательного и дисциплинарного воздействия.
4.10. Подводить итоги профессиональной адаптации молодого специалиста.
5. Права наставника:
Наставник имеет право:
5.1. С согласия заведующего Организации и заместителя заведующего по учебно-воспитательной работе (УВР) подключать для дополнительного обучения молодого специалиста других сотрудников учреждения.
6. Обязанности молодого специалиста:
В период наставничества молодой педагог обязан:
6.1. Изучать Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», нормативные акты, определяющие его служебную деятельность, специфику Организации и функциональные обязанности по занимаемой должности.
6.2. Выполнять план профессионального становления в назначенные сроки
6.3. Постоянно работать над повышением профессионального мастерства, овладевать практическими навыками по занимаемой должности
6.4. Учиться у наставника передовым методам и формам работы, правильно строить свои взаимоотношения с ним
6.5. Совершенствовать свой общеобразовательный и культурный уровень
6.6. Отчитываться о проделанной работе перед наставником и заместителем заведующего по учебно-воспитательной работе (УВР).
7. Права молодого специалиста:
Молодой специалист имеет право:
7.1. Выносить на рассмотрение администрации предложения по совершенствованию работы, связанной с наставничеством.
7.2. Повышать квалификацию удобным для себя способом.
7.3. Защищать профессиональную честь и достоинство.
7.4. Знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, давать по ним объяснения.
8. Контроль работы наставника
8.1. Организация работы наставников и контроль их деятельности возлагается на заместителя заведующего по учебно-воспитательной работе (УВР).
8.2. Заместитель заведующего по учебно-воспитательной работе (УВР) обязан:
- представить молодого специалиста педагогическим работникам, объявить приказ о закреплении за ним наставника.
- создать необходимые условия для совместной работы молодого специалиста с закрепленным за ним наставником
- посещать непосредственно образовательную деятельность, родительские собрания и другие мероприятия, проводимые наставником и молодым специалистом, осуществлять систематический контроль работы наставника и молодого специалиста
- оказывать наставникам методическую и практическую помощь в составлении планов работы с молодыми специалистами
- изучить, обобщить положительный опыт организации наставничества в Организации
- определить меры поощрения наставников
8.3. Непосредственную ответственность за работу наставников с молодыми специалистами несет заведующий Организации.
8.4. Руководитель учреждения обязан:
- рассмотреть индивидуальный план работы наставника с молодым специалистом
- провести инструктаж наставника и молодого специалиста
- обеспечить возможность осуществления наставником своих обязанностей, в соответствии с настоящим Положением
- осуществлять контроль работы наставника
9. Документы, регламентирующие наставничество
К документам, регламентирующим деятельность наставников, относятся:
9.1. Настоящее положение
9.2. Приказ заведующего об организации наставничества
9.3. Протоколы заседаний Педагогического совета, Совета Учреждения (комиссии по образовательному процессу) на которых рассматривались вопросы наставничества
Положение о наставничестве
рассмотрено на заседании Совета Учреждения
(организационно -правовой комиссии и
комиссии по образовательному процессу)
протокол № . г.
Положение о наставничестве
рассмотрено и принято на Педагогическом совете
протокол № от г.
2. ПЛАН РАБОТЫ НАСТАВНИКА
с молодым воспитателем
МАДОУ города Нижневартовска детский сад № 52 «Самолётик»
Месяц
| Содержание работы | Метод работы
|
СЕНТЯБРЬ
| 1. Адаптация ребенка в детском саду. Взаимоотношение педагога с детьми и сотрудниками ДОУ. 2.Психолого-педагогические основы установления контактов педагога с воспитанниками 3. Оформление документации группы 4. Мониторинг детского развития. | Консультация и ответы на интересующие вопросы.
Консультации и показ проведения режимных моментов Оказание помощи. Подбор диагностического материала, оказание помощи. |
ОКТЯБРЬ
| 5. Родительское собрание.
6. Мониторинг детского развития 7. Профессиональная деятельность воспитателя и планирование воспитательной работы. Составление сетки организованной образовательной деятельности. 8. Ознакомление с нормативной базой.
| Помощь в организации и проведении собрания, обсуждение собрания. Оказание помощи. Консультация, оказание помощи и ответы на интересующие вопросы.
Знакомство с основными документами, регламентирующими деятельность ДОУ. |
НОЯБРЬ
| 9. Методика проведения детских праздников.
10. Планирование работы с родителями, оформление наглядной информации для родителей.
11. Мастер – классы: проведение организованной образовательной деятельности и режимных моментов.
12. Составление конспектов, планов мероприятий. | Помощь в подготовке и организации осеннего праздника. Наблюдение за наставником в роли ведущей и персонажа. Консультация и помощь в составлении плана работы с родителями, подбор материала для родителей. Посещение молодым специалистом организованной образовательной деятельности и режимных моментов у наставника. Помощь в составлении конспекта организованной образовательной деятельности, планирование проекта «День матери». Контроль. Подведение итогов. |
ДЕКАБРЬ
| 13. Психолого-педагогические основы установления контактов с семьей воспитанников.
14. Просмотр конспекта и проведение организованной образовательной деятельности молодым специалистом. 15. Подготовка к новогодним мероприятиям.
| Наблюдения за молодым специалистом во время его общения с родителями воспитанников. Посещение занятий молодого специалиста. Обсуждение.
Составление плана предварительной работы с детьми и родителями. |
ЯНВАРЬ | 16. Организация индивидуальной работы с детьми.
17. Углубленное знакомство с локальными документами, приказами ДОУ. 18. Роль игры в развитии дошкольников
| Посещение занятий молодого специалиста. Обсуждение. Знакомство с основными документами, регламентирующими деятельность ДОУ. Консультации наставника, наблюдение за работой молодого специалиста - совместная игровая деятельность. |
ФЕВРАЛЬ
| 19. Основные проблемы в педагогической деятельности молодого специалиста. 20. Использование современных технологий в воспитательном процессе. 21. Использование в работе проектов. Проект «Защитники отечества», «Милая мама» | Консультация и решения выхода из этих проблем. Консультация и ответы на интересующие вопросы. Планирование. Контроль. Подведение итогов. |
МАРТ
| 22. Просмотр конспекта и проведение организованной образовательной деятельности молодым специалистом. 23. Использование в работе ИКТ. | Посещение занятий молодого специалиста. Обсуждение.
Консультация, использование презентаций в работе с детьми и родителями. |
АПРЕЛЬ | 24. Причины возникновения конфликтных ситуаций и их урегулирование в процессе педагогической деятельности. 25. Родительское собрание.
26. Подготовка к мониторингу развития детей. | Обсуждение и консультирование молодого педагога по этой теме.
Проведение собрания, обсуждение собрания. Оказание помощи. Контроль. |
МАЙ | 27. Подготовка к летне – оздоровительной кампании.
28. Подведение итогов работы. | Консультация и ответы на интересующие вопросы. Самоанализ молодого воспитателя. |
3. Анкета молодого специалиста
1. Почему Вы выбрали профессию воспитателя? Чем она для Вас привлекательна?
2. Как Вы оцениваете различные стороны своей профессиональной подготовки?
3. С какими трудностями Вы столкнулись в работе? В какой помощи Вы больше всего нуждаетесь?
4. Как Вы оцениваете свои взаимоотношения с педагогическим коллективом?
5. Какие задачи Вы ставите перед собой в ближайшее время?
6. Каковы Ваши профессиональные планы на будущее?
7. Если бы Вам представилась возможность вновь выбрать профессию, стали бы Вы воспитателем?
8. Что Вас привлекает в работе коллектива:
новизна деятельности;
условия работы;
возможность экспериментирования;
пример и влияние коллег и руководителя;
организация труда;
доверие;
возможность профессионального роста.
9. Что Вам хотелось бы изменить?
4. Работа воспитателя с молодым специалистом
Тема | Рассматриваемые вопросы | Сроки |
Знакомство с молодым воспитателем. Изучение нормативно-правовой базы. Ведение документации. | - изучение нормативно – правовых документов Министерства образования и науки РФ, локальных актов ОУ; - составление календарно-тематического планирования; - диагностика умений и навыков молодого специалиста. | сентябрь |
Разработка индивидуального плана профессионального становления | - педагогическое самообразование; - участие в мероприятиях различного уровня; - занятия молодого педагога. | в течение года |
Эмоциональная стрессоустойчивость молодого воспитателя. Функция общения на занятии | - практикум по решению и анализу педагогических ситуаций; - анализ различных стилей педагогического общения | в течение года |
Как провести эффективно занятие. Секреты мастерства | - демонстрация опыта работы наставника и других коллег; - подготовка планов – конспектов занятий; - проведение и анализ занятий молодым педагогом | в течение года |
Имидж педагога. | - рассмотрение вопросов педагогической этики, риторики, культуры и т.д. | октябрь |
Аттестация. Требования к квалификации | - изучение нормативных документов по аттестации педагогических работников; - составление портфолио достижений молодого педагога | ноябрь |
Самообразование воспитателя | - выбор методической темы; - планирование работы над тематической темой на год | ноябрь |
Диагностика воспитанников | - изучение методика проведения мониторингов, диагностик обследования | декабрь |
Педагогическая ситуация. | - советы и рекомендации наставника | в течение года |
Копилка интересных занятий. | - разработка занятий силами самого молодого специалиста | в течение года |
Обобщение педагогического опыта | - технология описания опыта | май |
Методическая выставка достижений молодого воспитателя. | - систематизация наработок профессиональной деятельности | июнь |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
города Нижневартовска детский сад № 52 «Самолётик»
Перспективный план работы наставника-
воспитателя с молодым специалистом
на 2017-2018 учебный год
Воспитатель:
Багурина В.А.
г. Нижневартовск 2019г.
Цель: развитие профессиональных умений и навыков молодого педагога
Месяц | Мероприятие |
Ноябрь | -Организация учебно-воспитательного процесса в ДОУ -Ведение документации -Формы и методы организации совместной деятельности воспитанников с воспитателем |
Декабрь | -Разработка календарно-тематического планирования -Структура комплексно- тематического планирования -Структура календарного планирования |
Январь | -Инструктаж по организации работы с родителями и введение документации |
Февраль | - Выбор методической темы для самообразования -Подборка методической литературы - Собеседование по изученной методической литературы |
Март | -Изучение и внедрение здоровьесберегающих технологий в ДОУ -Организация подготовки детей к праздникам и педагогическая позиция при проведении утренников |
Апрель | - Организация и проведение прогулки - Обеспечение совместной деятельности детей и педагога в свободное от НОД время -Заполнение диагностических карт |
Май | - Оказание помощи при оформлении портфолио педагога -Подготовка к организации летней- оздоровительной работы |