МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЕГЭ.ЭКОНОМИКА

Уважаемые ученики 11-х классов! Данный справочный материал будет вам полезен при подготовке к ЕГЭ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Виды рынков

Основа классификации

Виды рынков

Действующее законодательство

  • Легальный (законный)
  • Нелегальный (теневой)

Товары и услуги

  • Потребительских товаров (товарные биржи, ярмарки, аукционы и т.д.) и услуг
  • Средств производства
  • Рабочей силы
  • Инвестиций, т.е. долгосрочных вложений
  • Ценных бумаг (фондовые биржи)
  • Научно-технических разработок и инноваций
  • Информации

Пространственный признак

  • Мировой
  • Региональный
  • Национальный
  • Местный

Тип конкуренции

  • Чистой (свободной) конкуренции
  • Несовершенной конкуренции: чистой монополии; монополистической конкуренции; олигополии

С.А. Маркин ГИА Обществознание, комплексная подготовка. Москва Айрис пресс, 2012г.



Предварительный просмотр:

Виды собственности

  • Частная собственность – владение факторами производства с возможностью их отчуждения и правом передачи по наследству. Частная собственность обеспечивает экономическую свободу, независимость экономического поведения и ответственность собственника.
  • Коллективная собственность – имущество, принадлежащее одновременно нескольким лицам, с определённой долей каждого из них (долевая собственность) или без определённых долей (совместная собственность).
  • Государственная собственность – одна из форм собственности, субъектами-распорядителями которой являются органы государственной власти, а объектами могут быть земля, природные ресурсы, основные средства, здания, материальные ресурсы, финансы, информация, культурные и духовные ценности.
  • Муниципальная собственность – собственность района, города и находящихся в них административно-территориальных образований.
  • Собственность общественных объединений – имущество, принадлежащее общественным объединениям (организациям), являющимся юридическими лицами.

Обществознание. Справочник для подготовки к ГИА-9 и ЕГЭ. 8-11 классы: учебно-методическое пособие. В.Г. Зарубин и др. Ростов н/Дону, Легион, 2011г.



Предварительный просмотр:

Неценовые факторы предложения

  • цены на ресурсы,
  • налоги и дотации,
  • цены на другие товары,
  • технология производства,
  • число продавцов на рынке,
  • ожидания изменения цен.

С.А. Маркин ГИА Обществознание, комплексная подготовка. Москва Айрис пресс, 2012г.



Предварительный просмотр:

Неценовые факторы спроса

  • цены на сопутствующие товары,
  • потребительские предпочтения,
  • число покупателей,
  • ожидания изменения цены, доход.

С.А. Маркин ГИА Обществознание, комплексная подготовка. Москва Айрис пресс, 2012г.



Предварительный просмотр:

Типы рыночной конкуренции

  • Совершенная (чистая) – на рынке представлено значительное количество различных по масштабу фирм – производителей сходной продукции.
  • Монополистическая – на фоне мелких, средних и крупных фирм формируются и действуют монополистические объединения.
  • Олигополия – рынок поделён между несколькими монополиями.
  • Монополия – на рынке представлен один производитель.
  • Монопсония – на рынке при разнообразии производителей представлен один покупатель, обычно государство.

Котова О.А. Обществознание: тематические тренировочные задания: 9 класс. М.: Эксмо, 2010г.;



Предварительный просмотр:

Факторы производства

  • Труд – физические и интеллектуальные усилия, затрачиваемые людьми при создании товаров и услуг. Доход, получаемый при этом, называется зарплатой, процентом с капитала.
  • Земля – природные ресурсы, естественные блага, необходимые при создании товаров и услуг, т.е. всё то, что используется в натуральном виде (земля, вода, воздух, леса, полезные ископаемые). Доходом является рента.
  • Капитал, или инвестиционные ресурсы, - средства производства, нужные при создании экономических благ, включая промышленное оборудование, инфраструктуру (газопроводы, электропроводы и др.). Экономический доход с капитала – прибыль.
  • Предпринимательская деятельность – управленческие и организаторские навыки, используемые в процессе производства. Доход – прибыль.
  • Информация – знания и сведения, накопленные человечеством и необходимые для его жизнедеятельности. Ею можно обмениваться и торговать, как любым ресурсом.

Кравченко А.И. Обществознание: учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. М.: Русское слово, 2010г.;



Предварительный просмотр:

Факторы, влияющие на производительность труда

  • Материально-технические – использование новой техники, внедрение новых технологий, видов сырья и материалов.
  • Организационно-экономические – улучшение уровня организации труда, производства и управления.
  • Социально-психологические – социально-демографический состав трудовых коллективов, уровень квалификации работников, трудовая дисциплина, морально-психологический климат в коллективе и т.д.
  • Условия, в которых протекает труд.

С.А. Маркин ГИА Обществознание, комплексная подготовка. Москва Айрис пресс, 2012г.



Предварительный просмотр:

Формы торговли

  • Бартерная торговля: безденежный обмен одного товара на другой.
  • Продажа за наличные деньги (или с оплатой по чеку). Так население приобретает нужные вещи на потребительском рынке.
  • Реализация по безналичному расчёту (оплата производится по перечислению: по поручению покупателя банк снимает с его счёта деньги и переводит на счёт продавца). Данным способом чаще всего приобретаются средства производства.
  • Продажа наложенным платежом (потребитель, живущий далеко от торгового предприятия, получает желаемую вещь, выкупая её путём перечисления денег продавцу).
  • Реализация товаров в кредит (покупатель получает благо, обычно внося за него небольшую плату и в обмен на обязательство выплатить остальные деньги в оговорённые сроки).

С.А. Маркин ГИА Обществознание, комплексная подготовка. Москва Айрис пресс, 2012г.



Предварительный просмотр:

Функции рынка

  • Посредническая – соединение производителей товаров и их потребителей.
  • Ценообразования – установление равновесной цены на тот или иной вид товара – цены, при которой спрос на товар равен предложению товара.
  • Информационная – предоставление информации о размерах того или иного производства и удовлетворении потребительского спроса на конкретные товары.
  • Регулирующая – «перетекание» капиталов из менее выгодных отраслей производства с пониженными ценами в более прибыльные отрасли с повышенными ценами.
  • Санирующая (оздоровительная) – «освобождение» экономики от неэффективной хозяйственной деятельности: банкротство нерентабельных предприятий и процветание наиболее доходных производств.

С.А. Маркин ГИА Обществознание, комплексная подготовка. Москва Айрис пресс, 2012г.



Предварительный просмотр:

Количественная теория денег

 М = рQ/ V

М – количество денег, необходимых для обращения ( или денежная масса)

Р – уровень цен

Q – реальный объем национального производства

V – скорость обращения денег



Предварительный просмотр:

Соотношение основных показателей, характеризующих объем национального производства:

Валовый национальный продукт – Амортизация = Чистый национальный продукт

Чистый национальный продукт – Косвенные налоги = Национальный доход

Национальный доход – налоги на прибыль – нераспределенная прибыль + трансфертные платежи =Личный доход

Личный доход – Индивидуальные налоги = Располагаемый доход

                                                                                     

                                                                      Потребление                    Сбережение


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам: