Дистанционное обучение. Факультатив по экономике 10, 11 классы

Практические задания по экономике для учащихся 10,11 классов.  Позволяют работать самостоятельно с использованием ИКТ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Рынок труда

Занятие №1

Цель занятия: закрепление основных понятий темы, развитие навыков работы с Интернет

Главный вопрос занятия: как обстоит дело в нашей стране с безработицей?

Основные термины и понятия:  занятые, безработные, экономически активное население, спрос на труд

Перечень видов деятельности учащегося: работа  с Интернет, составление аналитических справок, составление графиков и диаграмм.

Необходимые материалы для работы:  данные Интернет.

Способ и форма проверки результатов: заполнение контрольных листов (сдать учителю)

Сроки выполнения задания ____________________________________

Основные термины и понятия:

Экономически активное население - часть населения, способная к участию в производительном труде.

Занятые – все, кто выполняет оплачиваемую и неоплачиваемую работу по найму, приносящую доход, а также лица, которые временно отсутствуют на работе ( по болезни, по уходу за ребенком и пр.), работают на семейных предприятиях и занятые в домашнем хозяйстве производством товаров и услуг для реализации на рынке.

Безработные – проживающие на территории страны  трудоспособные  граждане не имеющие работы и заработка, ищущие работу и зарегистрированные в центре занятости по месту жительства, готовые приступить к работе.

Спрос на труд – объем услуг труда, который производители готовы приобрести при существующих ценах на труд ( зарплатах).

                 

    Каждый должен брать на свои плечи труд, соразмерный его силам. Так,   если тяжесть его окажется чрезмерной, то он может поневоле упасть в грязь.                                                     Данте Алигъери ( 1265-1321),      флорентийский поэт

Ход занятия.

  1. Войдите на сайт Федеральной службы государственной статистики России www.gks.ru
  2. Войдите в раздел «Население» .
  3. Вкладка «Занятость и заработная плата».
  4. Раздел «Официальные публикации», вкладка «Экономически активное население России».
  5. Файл «Электронная версия «Экономическая активность населения, 2010г.»
  6. Документ R-4_1.DOK
  7. Рассмотрите таблицу 4.1 «Распределение численности безработных по возрастным группам» и ответьте на вопросы

А) Каков средний возраст безработных в России по годам?

2007

2008

2009

Б) В составе безработных в 2009 году больше женщин или мужчин( подчеркнуть)?

Безработные, тыс.чел

Мужчины

Женщины

  1. Рассмотрим таблицу 4.2 «Структура безработных по возрастным группам».

В какой возрастной группе наблюдается преобладание безработных?

Всего

25-29 лет

13,9% безработных

мужчины

женщины

  1. Рассмотрим таблицу 4.4 «Распределение численности безработных по возрастным группам по субъектам РФ»

А) Перечислите 9 субъектов с наиболее низким средним возрастом безработных

Название субъекта РФ

Средний возраст безработных

Б) Чем вы можете объяснить полученные данные __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

10. Рассмотрим таблицу 4.11 «Среднее время поиска работы безработными»

Каково среднее время поиска работы ( в месяцах) по годам?

2007 г.

2008 г.

2009 г.

Сделайте вывод и объясните полученные данные_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Распечатайте  и сдайте учителю или перешлите по электронной почте результаты вашей работы. Спасибо за работу!

Работать – значит творить, а творчество – единственная глубокая и реальная радость, которую человек может испытывать в этой жизни

                  Винченцо Джоберти (1801-1952), итальянский философ



Предварительный просмотр:

Тема: Рынок труда

Занятие №2

Цель занятия: закрепление основных понятий темы, развитие навыков работы с Интернет

Главный вопрос занятия: как обстоит дело в нашей стране с безработицей?

Основные термины и понятия:  занятые, безработные, экономически активное население, спрос на труд

Перечень видов деятельности учащегося: работа  с Интернет, составление аналитических справок, составление графиков и диаграмм.

Необходимые материалы для работы:  данные Интернет.

Способ и форма проверки результатов: заполнение контрольных листов (сдать учителю)

Сроки выполнения задания ____________________________________

Основные термины и понятия:

Экономически активное население - часть населения, способная к участию в производительном труде.

Занятые – все, кто выполняет оплачиваемую и неоплачиваемую работу по найму, приносящую доход, а также лица, которые временно отсутствуют на работе ( по болезни, по уходу за ребенком и пр.), работают на семейных предприятиях и занятые в домашнем хозяйстве производством товаров и услуг для реализации на рынке.

Безработные – проживающие на территории страны  трудоспособные  граждане не имеющие работы и заработка, ищущие работу и зарегистрированные в центре занятости по месту жительства, готовые приступить к работе.

Спрос на труд – объем услуг труда, который производители готовы приобрести при существующих ценах на труд ( зарплатах).

             Трудолюбие – душа всякого дела и залог благосостояния.

                     Чарлз Диккенс (1812-1870), английский писатель

Ход занятия.

  1. Войдите на сайт Федеральной службы государственной статистики России www.gks.ru
  2. Войдите в раздел «Население» .
  3. Вкладка «Занятость и заработная плата».
  4. Раздел «Официальные публикации», вкладка «Экономически активное население России».
  5. Документ «Тенденции на рынке труда 2010 г.» ( аналитический материал)
  6. Чему равен уровень безработицы в стране ( в % от экономически активного населения)?

Февраль 2008 года

Январь 2011 года

  1. Напишите формулу расчета уровня безработицы _____________________________________________________________
  2. Укажите 5  развитых стран мира, в которых уровень безработицы выше,

чем  в  РФ

Страна

Уровень безработицы

  1. Укажите 3 развитых страны мира, в которых уровень безработицы ниже, чем в РФ

Страна

Уровень безработицы

  1. Постройте столбчатые диаграммы, отражающие структуру форм занятости населения  РФ( млн. чел.)

2008 год                                     2009 год                            2010 год

  1. Сравните структуру уровня безработицы городского и сельского населения ( в % от экономически активного населения страны)

годы

Уровень безработицы среди городского населения

Уровень безработицы среди сельского населения

2008

2009

2010

  1. Сколько % молодых людей являлись студентами, учащимися очной формы обучения в 2010 году?

Возрастная группа молодежи

Процент «очников»

15-19 лет

20-24 года

25-29 лет

  1. Среди специалистов с высшим профессиональным образованием высокий уровень занятости отмечается в группах по след.направлениям профессиональной подготовки:

Направление проф.подготовки

Уровень занятости(%)

  1. Постройте круговую диаграмму «Причины поиска другой работы занятым населением в 2010 году».  

                                                                                                 Усл.обозначения

  1. Распечатайте  и сдайте учителю или перешлите по электронной почте результаты вашей работы. Спасибо за работу!



Предварительный просмотр:

11 класс. Экономика. Национальный доход.

  1. Установите соответствие:

Понятия

Определение

1

Прямые налоги

А

Часть ВВП, которая остается за вычетом амортизационный отчислений.

2

Факторные доходы

Б

Налоги, которые являются вычетом из личных доходов домашних хозяйств.

3

Государственные трансфертные платежи

В

Доходы, создаваемые факторами производства.

4

Чистый национальный продукт

Г

Общая сумма доходов, начисляемых домашним хозяйством.

5

Национальный доход

Д

Налоги, которые являются вычетом из доходов фирм и домашних хозяйств.

6

Личные налоги

Е

Часть ВВП, остающаяся за вычетом амортизационных отчислений и статистической погрешности.

7

Совокупный личный доход

Ж

Расходы государственного бюджета , которые не связаны с оплатой товаров и услуг.

8

Совокупный располагаемый доход

З

Часть совокупного личного дохода, который остается за вычетом личных налогов.

  1. Укажите, какие из перечисленных утверждений являются правильными:

А) чистый национальный продукт больше национального дохода на сумму статистической погрешности.

Б) национальный доход равен сумме факторных доходов.

В) добавленная стоимость всех отраслей экономики за вычетом амортизационных отчислений равна чистому национальному продукту.

Г) совокупный личный доход населения данной страны не может быть больше, чем произведенный в этой стране национальный доход.

Д) располагаемый личный доход, получаемый всеми домашними хозяйствами, всегда меньше чем их личный доход.

Е) все виды пенсий включаются в показатель национального дохода.

Ж) все виды пенсий включаются в величину совокупного личного дохода.

 



Предварительный просмотр:

Типы экономических систем.

  1. Существует несколько значений понятия «экономика». Какая позиция иллюстрирует экономику как науку?
  1. Открытие нового супермаркета,
  2. Расчет изменения спроса на мобильные телефоны,
  3. Оказание населению медицинских услуг,
  4. Расширение сети парикмахерских салонов.

  1. Существует несколько значений понятия «экономика». Какая позиция иллюстрирует экономику как хозяйство?
  1. Производство необходимых обществу благ и услуг,
  2. Объяснение факторов, влияющих на снижение курса национальной валюты,
  3. Исследование причин экономической стагнации,
  4. Разработка перспективных моделей развития сферы услуг.

  1. Решение главных вопросов экономики направлено на
  1. Борьбу с монополизацией экономики,
  2. Эффективное распределение и использование ресурсов,
  3. Повышение стоимости основных факторов производства,
  4. Снижение уровня конкуренции в отдельных отраслях.

 

  1. Конкуренция товаропроизводителей на рынке приводит к
  1. Относительному равновесию спроса и предложения,
  2. Постоянному снижению объемов производства,
  3. Увеличению расходов на природоохранную деятельность,
  4. Снижению налогов.

  1. Что характеризует рыночную экономику?
  1. Частная собственность на средства производства,
  2. Уравнительное распределение производимых продуктов,
  3. Государственное регулирование ценообразования,
  4. Централизованное планирование производства.

  1. Производитель в рыночной экономике может самостоятельно определить:
  1. Организационно – правовую форму предприятия,
  2. Количество и вид уплачиваемых налогов,
  3. Методы борьбы с монополизмом в экономике,
  4. Размер минимальной оплаты труда.

  1. Рыночная экономика предполагает участие потребителей в
  1. Установлении рыночной цены товаров,
  2. Распределении производственных ресурсов,
  3. Выборе методов кредитования предприятий,
  4. Определение налоговых льгот.

  1. В стране А. гарантировано существование предприятий различных форм собственности. Успех этих предприятий напрямую зависит от спроса потребителей на выпускаемый товар. К какому типу хозяйственных систем можно отнести экономику страны А?
  1. Плановому,                                 3) рыночному,
  2. Командному,                              4) традиционному.

  1. Владение собственностью в рыночной экономике может являться причиной
  1. Освобождения владельца от некоторых налогов,
  2. Дефицита государственного бюджета
  3. Сдерживания экономического роста,
  4. Неравенства в доходах населения.

  1. Поведение потребителя в рыночной экономике в отличие от командно – административной экономики характеризует:
  1. Экономное отношение к ресурсам.
  2. Экономическая самостоятельность,
  3. Соблюдение трудовой этики,
  4. Стремление повышать квалификацию.

  1. Верны ли суждения о роли производителя и потребителя в рыночной экономике?

А. Потребитель в рыночной экономике участвует в формировании рыночного спроса.

Б. Цену товаров и услуг на рынке устанавливает производитель без участия потребителей.

1) верно только А.

2) верно только Б,

3) верны оба суждения,

4) оба суждения не верны.

  1. Верны ли суждения?

Рыночный механизм обеспечивает

А. условия для взаимовыгодного обмена.

Б. конкуренцию производителей.

1) верно только А.

2) верно только Б,

3) верны оба суждения,

4) оба суждения не верны.

  1. Установите соответствие между типами экономических систем и необходимыми условиями их существования:

Условия функционирования

Типы экономических систем

  1. Преобладание (господство) государственной собственности,
  2. Свободное ценообразование,
  3. Контроль государства за производством и распределением,
  4. Экономическая самостоятельность производителей,
  5. Конкуренция,
  6. Централизованное планирование производства

А) командно – административная

Б) рыночная.

Ответ запишите в форме последовательного набора букв.

  1. Установите соответствие между элементами левого и правого столбиков:

Методы хозяйствования

Пути развития общества

  1. Расширение пахотных площадей,
  2. Строительство крупных  военных предприятий,
  3. Использование безотходного производства,
  4. Повышение роли квалифицированного труда

А) интенсивный

Б) экстенсивный

Ответ запишите в форме последовательного набора букв.

  1.  Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.
  1. По различным оценкам, в 2002 – 2003 гг. Россия поставила на мировой рынок 16 – 17 млн т зерна. (2) Страна вошла в десятку мировых экспортеров пшеницы и пятерку экспортеров ячменя. (3) Этот успех имеет уверенную тенденцию к сохранению. (4) Экономисты связывают дальнейшее развитие аграрного сектора с приходом туда крупного капитала и созданием агрофирм. (5) Если такое положение сохранится, то можно предположить, что сельское хозяйство станет наконец эффективной сферой хозяйственной деятельности.

Определите, какие положения текста носят

А) фактический характер,

Б) характер оценочных суждений.

Ответ запишите в форме последовательного набора букв.



Предварительный просмотр:

11 класс. Валовый внутренний продукт.

  1. Установите соответствие:

Понятия

Определения

1

Конечные товары и услуги.

А

Стоимость всех конечных товаров и услуг, произведенных в данной стране в течение года.

2

Промежуточный продукт.

Б

Товары и услуги, предназначенные для удовлетворения потребностей домашних хозяйств, для покрытия инвестиционного спроса фирм и для удовлетворения спроса.

3

Валовый внутренний продукт.

В

Стоимость товаров и услуг, которые были произведены в данном году и которые были израсходованы в течение данного же года в процессе производства

4

Валовый национальный продукт.

Г

Стоимость всех конечных товаров и услуг, созданных факторами производства, принадлежащими гражданам или государству данной страны как в пределах границ данной страны, так и за её пределами.

  1. Укажите правильные утверждения:
  1. Валовый национальный продукт в любом случае больше, чем валовый внутренний продукт.
  2. Промежуточный продукт является составной частью ВНП.
  3. Весь парк легковых автомобилей данной страны представляет собой составную часть ВВП этой страны.
  4. Вся нефть и весь газ, добытые в России, являются её промежуточным продуктом.
  5. Доходы, которые получили домашние хозяйства данной страны от своих заграничных инвестиций, входят в ВНП данной страны.
  6. Если из совокупной стоимости всех произведенных в стране товаров и услуг вычесть стоимость конечных товаров и услуг, произведенных в этой стране, то полученный результат будет равен стоимости промежуточного продукта.
  7. Все услуги средств связи и транспорта входят в состав конечного продукта, производимого в данной стране.
  8. Все виды услуг преподавателей являются частью конечного продукта, производимого в данной стране.
  9. Молоко, овощи, фрукты, производимые крестьянами, являются конечными продуктами.
  1. Укажите правильные утверждения:

Для того чтобы соизмерить объем выпуска продукции двух автомобильных заводов, необходимо сопоставить:

А) количество производимых ими автомобилей,

Б) грузоподъемность машин, выпускаемых этими заводами,

В) стоимость производимых автомобилей, выраженную в рыночных ценах,

Г) величину спроса на автомобили, выпускаемые одним заводом, с величиной спроса на автомобили, выпускаемые другим заводом.

4.  Установите соответствие:

Товары

1

Новогодние елочные игрушки

А

Только конечный продукт

2

Услуги парикмахера

Б

Как конечный продукт, так и промежуточный.

3

Продукция швейных фабрик

4

Все произведенные в стране напитки

5

Блюда, приготовленные в столовых, ресторанах, закусочных и т.п.

Ответы:

  1. 1б2в3а4г,
  2. 5,6, 8
  3. В,
  4. 1б,2а,3б,4б,5а



Предварительный просмотр:

Виды инфляции

По форме проявления: 1. Открытая – выражается в росте общего уровня цен и падении покупательной способности денег.

                                            2. Скрытая ( подавленная) – выражается в товарном дефиците при неизменных ценах. На «легальных» рынках, где     цены заморожены, товаров нет вообще или мало. Однако на «черном рынке» товары продаются, но по более высокой цене.

По причинам возникновения:  1. Инфляция спроса – возникает при превышении совокупного спроса над товарным предложением.

                                                           2. Инфляция предложения – выражается в росте цен в результате увеличения издержек производства. Возникает как следствие монополизации рынков, борьбы профсоюзов за повышение заработной платы, чрезмерного повышения налогов государством и др.

По согласованности изменения цен: 1. Сбалансированная – выражается в том, что цены на все товарные группы растут примерно одинаково, а соотношение между ценами остается постоянным.

                                                                        2. Несбалансированная – проявляется в том, что цены на разные товарные группы растут разными темпами и это приводит к изменению соотношения между ними.

По времени наступления: 1. Ожидаемая – прогнозируемая, планируемая инфляция.

                                                  2. Неожиданная – выражается как внезапный скачок цен

В зависимости от темпа роста цен: 1. Умеренная( ползучая) состоит в том, что цены растут не более чем на 10% в год, а темп роста доходов, как правило, соответствует темпу роста цен.

                                                                  2. Галопирующая – проявляется в росте цен до 200% в год, при этом темп роста доходов существенно отстает от темпа роста цен.

                                                                 3. Гиперинляция – цены возрастают в сотни, тысячи раз, деньги практически перестают выполнять свои функции. Товарно-денежное обращение заменяется бартерным обменом.



Предварительный просмотр:

Тема: Предельный продукт труда

Задача 1

А)используя данные таблицы, рассчитайте величину предельного продукта, а затем стоимость предельного продукта труда каждого работника, принятого на фирму, с учетом того, что все остальные факторы производства неизменны по объему. Результаты впишите в таблицу, заполнив 3 и 5 строки.

К-во выпускаемой продукции Q(шт.вдень)

0

20

38

54

68

80

90

98

104

108

110

110

108

104

К-во занятых в течение дня работников L(чел.)

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

Предельный продукт труда MP

Цена единицы произведенной продукции P(руб)

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

Стоимость предельного продукта труда VMP(руб)

Дневная ставка заработной платы w1(руб)

70

70

70

70

70

70

70

70

70

70

70

70

70

70

Прибыль(убыток) фирмы от каждого нанятого работника при w1

Дневная ставка заработной платы w2(руб)

40

40

40

40

40

40

40

40

40

40

40

40

40

40

Прибыль(убыток) фирмы от каждого нанятого работника при w2

Дневная ставка заработной платы w3(руб)

10

10

10

10

10

10

10

10

10

10

10

10

10

10

Прибыль(убыток) фирмы от каждого нанятого работника при w3

Б) Предположим, что первоначально на данном рынке труда установилась ставка з/платыw1 равная 70 руб в день. Определите, какую прибыль ( или убыток) получит фирма, нанимая работников за 70 руб в день. Полученные результаты занесите в таблицу и ответьте на вопрос: сколько работников следует нанять фирме, чтобы получить максимальную прибыль? _______________________________________

В) Те же расчеты произведите для ставок w2 и w3. Сколько работников следует нанять при данных ставках з/платы? __________________________________________________________________________

Задача2

В таблице приведена зависимость недельного выпуска продукции швейной мастерской (Q) от количества портных (L). Все произведенные швейные изделия продаются на рынке по одной цене (P), равной 50 руб. Рынок услуг портных является совершенно конкурентным, хозяин мастерской платит всем нанимаемым работникам з/плату W, равную 250 руб. в неделю. Подскажите хозяину, сколько портных ему следует нанять на работу, если все работники имеют одинаковую квалификацию, а все остальные факторы про-ва неизменны по объему.

Количество портных L(чел)

0

1

2

3

4

5

К-во продукции, выпускаемое в течение недели,Q(шт.)

0

8

15

21

26

30


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Теория потребительского поведения Потребительское поведение – процесс формирования спроса отдельного потребителя ( индивидуального спроса) на различные товары и услуги. Предъявляя спрос на те или иные блага, потребитель стремится извлечь наибольшую пользу, т.е. максимизировать полезность . Однако потребитель наталкивается на ограничения, связанные с величиной дохода и уровнем цен. Эти ограничения заставляют потребителя делать выбор между теми или иными благами. Потребительский выбор – это выбор, максимизирующий совокупную полезность в условиях ограниченности дохода. Таким образом, теория потребительского поведения связана с анализом трех проблем : совокупной полезности, дохода и цен.

Слайд 2

Рациональное потребительское поведение – предполагает, что потребитель максимизирует совокупную полезность в условиях существующего у него бюджетного ограничения Потребитель находится в состоянии равновесия , если он не может увеличить совокупную полезность, получаемую при данной величине своего дохода и существующих ценах, увеличивая или уменьшая покупку одного или другого товара.

Слайд 3

Предпосылки анализа потребительского поведения: Множественность видов потребления; Ненасыщаемость ; Транзитивность; Взаимозаменяемость благ; Убывающая предельная полезность – с увеличением количества потребляемых благ их предельная полезность снижается.

Слайд 4

Основные направления теории потребительского поведения: Кардиналистическое ( от лат. «кардинальное» – количественное число) Ординалистическое ( от лат. « ординальное» – порядковое число)

Слайд 5

Кардиналистическая теория : Полезность измерима абсолютно ( единица измерения полезности – утиль( ютиль ). Потребитель находится в равновесии, т.е. он распределяет свой доход т.о., что последний рубль, израсходованный на приобретение любого товара, приносит равную предельную полезность, т.е. отношение предельной полезности к цене одинаково для всех товаров. ( формула) Условием равновесия потребителя является равенство соотношений предельных полезностей любых благ соотношению их цен.

Слайд 6

Ординалистическая теория: 1. Полезность количественно неизмерима и потребитель имеет возможность лишь устанавливать, ранжировать предпочтительность того или иного набора приобретаемых благ. 2. Равновесие потребителя определяется на основе кривых безразличия и бюджетной линии.

Слайд 7

Кривая безразличия: 1. Представляет собой совокупность потребительских наборов, каждый из которых имеет одинаковую полезность для потребителя. 2. Любая точка на кривой безразличия характеризует набор товаров Х и Y , имеющих одинаковое потребительское значение ( приносящих одинаковую совокупную полезность) для потребителя, и потому потребителю безразлично, какой набор приобрести, т.е. ни один из наборов не имеет предпочтения.

Слайд 8

Карта кривых безразличия: 1. Множество кривых безразличия, каждая из которых представляет собой различный уровень совокупной полезности. 2. Каждая кривая безразличия представляет разную совокупную полезность. 3. Совместно кривые безразличия характеризуют предпочтения потребителей. 4. Чем дальше кривая безразличия от начала координат, тем больше совокупная полезность, приносимая набором товаров.

Слайд 9

Бюджетная линия: 1. Показывает количество товаров, доступных потребителю при имеющемся доходе и существующих ценах. 2. Любая точка, лежащая на бюджетной линии, доступна потребителю. 3. Б.Л. Сдвигается вправо, когда доход потребителя увеличивается или цены товаров снижаются одинаково 4. Б.Л. Сдвигается влево, когда доход потребителя уменьшается или цены товаров возрастают одинаково 5. Б.Л. Меняет угол наклона, когда цены товаров изменяются непропорционально.

Слайд 10

Потребитель находится в равновесии: 1.Если приобретает любой набор товаров, соответствующий точке касания самой высокой из доступных ему кривых безразличия бюджетной линией. 2. В точке равновесия потребитель получает наибольшую полезность приданном уровне цен и его доходе 3.Эта наибольшая полезность измеряется tg угла наклона касательной к кривой безразличия .



Предварительный просмотр:

Трансакционные затраты

или

У БАРБОСА ЕСТЬ ВОПРОСЫ. Что объяснил Коуз?

БАРБОС. Что ни говорите, а установление и поддержание контактов стоит немалых хлопот. Когда мы летом выехали в деревню, у меня целый день ушел на обнюхивание с деревенскими собаками - очень их там много. Зато потом я знал, с кем дружить, а от кого держаться подальше.

АНТОН. Я недавно ездил в Москву. По-моему, весь поезд был заполнен командированными.

ИГОРЬ. Зачем же ехали все эти люди?

АНТОН. Я говорил с соседями по купе. Один ехал сдавать заказчику систему связи. Другой - судиться: две организации спорили, кто должен оплатить ремонт каких-то машин. Третий - посмотреть образцы облицовочных материалов разных фирм и выбрать подходящие для оформления интерьеров.

ИГОРЬ. А ты?

АНТОН. Мне нужно было познакомиться с некоторыми симпатичными учеными и убедить их стать авторами 5-го выпуска нашего журнала. Кажется, я неплохо справился.

БАРБОС. Не сомневаюсь. Хозяину с его обаянием такая работа должна блестяще удаваться.

ИГОРЬ. И нашему журналу, и фирмам твоих попутчиков эти поездки должны обойтись в копеечку.

АНТОН. Да, фирмы несут и такие затраты. А не только те, что непосредственно связаны с технологией, - на материалы, на оборудование, на оплату труда рабочих и т. д.

ИГОРЬ. Чтобы швейная мастерская, о которой ты мечтаешь, могла нормально работать, нужно многое. Ты или другие работники мастерской должны разузнать свойства различных тканей, выяснить, кто их производит, найти подходящего поставщика, заключить с ним выгодный договор. А еще нужны нитки, пуговицы, пряжки... И еще нужно найти покупателей готовых изделий.

АНТОН. И нужно нанять умелых работников, где-то их найти, проверить их квалификацию... Словом, работы много. Сшить костюм - это, оказывается, далеко не все.

ИГОРЬ. То, о чем мы сейчас говорим, это затраты на совершение различных сделок, или, выражаясь научно, трансакционные затраты. Люди, конечно, давно знали о них, считались с ними на практике, но не подозревали о том, что они имеют фундаментальное значение для возникновения фирм, банков, бирж - всех институтов экономической жизни.

АНТОН. Иначе говоря, если бы не трансакционные затраты, фирм вообще бы не существовало?

ИГОРЬ. Представь себе. Каждый работник занимался бы производством сам по себе, свою продукцию продавал бы на рынке, а на выручку покупал бы пищу, одежду и т. д., а также все ресурсы, которые нужны ему для работы. А что ему производить и сколько - все это регулировали бы законы рынка.

АНТОН. Что ж, если бы сделки не требовали от него никаких хлопот, все так и могло бы быть. Например, так может работать преподаватель иностранных языков: он набирает учеников - это не требует больших затрат времени - и занимается с ними год или больше.

ИГОРЬ. Конечно, можно придумать такие примеры. Сам по себе может работать врач-терапевт.

АНТОН. А уколы и другие назначения?

ИГОРЬ. Их может выполнять медсестра, к которой обратится больной. Это увеличивает его трансакционные затраты, так что часто врач работает вместе с медсестрой. А вот хирургу даже простенькую операцию в одиночку не сделать.

АНТОН. Да, кто-то должен помогать, а двое - это уже фирма. Кстати, на вопрос "Как вы работаете вдвоем?", - Ильф и Петров ответили...

ИГОРЬ. Вместе?

АНТОН. Вероятно. Они ответили, что один из них пишет, а другой бегает по редакциям и пристраивает рукопись.

ИГОРЬ. Шутки шутками, но если производство требует участия многих людей, то организовать все их взаимодействия через рынок слишком дорого, практически невозможно.

АНТОН. Как в таких условиях изготовить телевизор? Один рабочий припаял деталь и пошел искать покупателя, который будет делать следующую операцию? Стал договариваться о цене? Рассчитался и побежал искать продавца, выполнившего предыдущую операцию? Снова торговаться?

ИГОРЬ. А ты представляешь себе конвейер в таком режиме?

АНТОН. Страшно подумать. Но, согласись, и в пределах фирмы нужно организовать взаимодействие работников, координировать их действия.

ИГОРЬ. Да, внутрифирменное взаимодействие тоже связано с трансакционными затратами: нужно определить обязанности каждого работника, выдать ему задание, контролировать исполнение. Но сам характер взаимодействия здесь другой. Вместо рыночных сигналов - изменения цен - здесь другие сигналы - команды.

БАРБОС. Команда - это очень понятная вещь. Ее нужно выполнять. За это полагается поощрение.

AHTOH. Пожалуй, такая координация обойдется дешевле.

ИГОРЬ. Разумеется, если фирма не слишком велика. Иначе управление ею станет дорогим и малоэффективным.

AHTOH. Выходит, трансакционные затраты не только объясняют существование фирмы, но и определяют ее размеры?

ИГОРЬ. Да, наряду с другими обстоятельствами. И раскрыл эту роль трансакционных затрат Рональд Коуз в своей статье 1937 г. Ему было тогда 27 лет.

АНТОН. А Нобелевскую премию он получил, когда ему исполнился 81 год. Мы писали о нем во 2-м выпуске журнала.

БAPБOC. Как ученый пес, я тоже могу рассчитывать на Нобелевскую премию. Но 81 год - это сколько же по-собачьи? Каждый год собачьей жизни засчитывается за семь. Это что же выходит, почти в двенадцать лет?! Нет, это слишком долго...

ИГОРЬ. Коуз предложил новый подход ко многим экономическим явлениям. Он установил, что действие правовых регуляторов в хозяйственной жизни во многом зависит от тех же трансакционных затрат.

АНТОН. По-моему, это его собственные слова: трансакциониые затраты позволили понять, почему экономический мир таков, каков он есть.

ИГОРЬ. А Джордж Стиглер сказал по поводу открытий Коуза: "Мир с нулевыми трансакционными затратами оказывается столь же странным, как физический мир без сил трения".

БАРБОС. Была у нас такая трансакция. Мы шли по темной улице, я забежал за кустик по своим делам, а к хозяину подошел какой-то несимпатичный прохожий. Он спросил, который час. Потом попросил закурить. Потом... Словом, тут подбежал я, и у него возникли большие трансакционные затраты.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Международное движение капитала

Слайд 2

Международная миграция капитала — это движение капитала между странами, включающее экспорт, импорт капитала и его функционирование за рубежом. Миграция капитала представляет собой объективный экономический процесс, когда капитал покидает экономику одной страны в целях получения более высокого дохода в другой стране.

Слайд 3

Международное движение капитала занимает ведущее место в международных экономических отношениях, оказывает огромное влияние на мировую экономику: 1.способствует росту мировой экономики; 2.углубляет международное движение капитала и международное сотрудничество; 3.увеличивает объемы взаимного товарообмена между странами, в том числе промежуточными товарами, между филиалами международной корпораций, стимулируя развитие мировой торговли.

Слайд 4

Основными субъектами мирового рынка капиталов являются частный бизнес, государства, а также международные финансовые организации (Мировой банк, Международный Валютный Фонд).

Слайд 5

Мировой рынок капитала является частью мирового финансового рынка и условно делится на два рынка : рынок денег и рынок капитала. На рынке денег осуществляются сделки по купле-продаже финансовых активов (валют, кредитов, займов, ценных бумаг) срочностью до одного года. Рынок денег призван удовлетворять текущую (краткосрочную) потребность участников рынка в кредитах и займах для закупки товаров и оплаты услуг. Значительную часть сделок на денежном рынке составляют спекулятивные сделки по купле-продаже валют. Рынок капитала ориентирован на более долгосрочные проекты со сроком осуществления от одного года.

Слайд 6

Участниками международного рынка капитала выступают коммерческие банки, небанковские финансовые организации , центральные банки, частные корпорации, государственные органы, а также некоторые частные лица.

Слайд 7

Причины вывоза капитала наличие возможности монополизировать местный рынок принимающей стороны; наличие в странах, принимающих капитал, более дешевого сырья и рабочей силы; стабильная политическая обстановка в стране-реципиенте; более низкие, по сравнению со страной-донором, экологические стандарты; наличие благоприятного «инвестиционного климата» в принимающей стране;

Слайд 8

Понятие «инвестиционного климата» включает такие параметры, как: экономические условия: общее состояние экономики (подъем, спад, стагнация), положение в валютной, финансовой и кредитной системах страны, таможенный режим и условия использования рабочей силы, уровень налогов в стране; государственная политика в отношении иностранных инвестиций: соблюдение международных соглашений, прочность государственных институтов, преемственность власти.

Слайд 9

Миграция капитала может осуществляться в форме предпринимательского и ссудного капитала. Ссудный капитал — денежные средства, прямо или косвенно вкладываемые в производство с целью получения ссудного процента от использования капитала за рубежом. Движение ссудного капитала осуществляется в виде международного кредита из государственных или частных источников. Предпринимательский капитал — денежные средства, прямо или косвенно вкладываемые в производство с целью получения прибыли. Движение предпринимательского капитала осуществляется путем зарубежного инвестирования, когда частные лица, государственные предприятия или государство вкладывают средства за рубеж.

Слайд 10

По источникам происхождения капитал делится на официальный и частный капитал. Официальный (государственный) капитал — это средства из государственного бюджета, перемещаемые за границу по решению правительств, а также по решению межправительственных организаций. Он совершает движение в виде займов, ссуд и иностранной помощи. Частный (негосударственный) капитал - это средства частных компаний, банков и других негосударственных организаций, перемещаемые за границу по решению их руководящих органов и их объединений. Источником данного капитала являются средства частных фирм не связанные с государственным бюджетом. Это могут быть инвестиции в создание зарубежного производства, межбанковские экспортные кредиты. Несмотря на автономность компаний в принятии решений о международном перемещении принадлежащего им капитала, правительство за собой право его контролировать и регулировать.

Слайд 11

По цели зарубежного инвестирования капитал делится на прямые инвестиции и портфельные инвестиции: Прямые иностранные инвестиции — вложение капитала с целью приобретения долгосрочного экономического интереса в стране приложения капитала, обеспечивающее контроль инвестора над объектом размещения капитала. Имеют место в случае создания за рубежом филиала национальной фирмы или приобретения контрольного пакета акций иностранной компании. ПИИ являются реальными вложениями, осуществляемыми в предприятия, землю, другие капитальные товары. Портфельные иностранные инвестиции — вложение капитала в иностранные ценные бумаги, не дающие инвестору права контроля над объектом инвестирования. Портфельные инвестиции приводят к диверсификации портфеля экономического агента, снижают риск инвестирования. Они основаны на частном предпринимательском капитале, хотя и государство выпускает свои и приобретает иностранные ценные бумаги. Портфельные инвестиции представляют собой чисто финансовые активы, выраженные в национальной валюте.

Слайд 12

По сроку вложения выделяют долгосрочный, среднесрочный и краткосрочный капитал: Долгосрочный капитал — вложения капитала сроком свыше 5 лет. Все вложения предпринимательского капитала в форме прямых и портфельных инвестиций обычно являются долгосрочными. Среднесрочный капитал - вложение капитала сроком от 1 года до 5 лет. Краткосрочный капитал — вложение капитала сроком до 1 года.

Слайд 13

Также выделяют такие формы капитала как нелегальный капитал и внутрифирменный капитал: Нелегальный капитал — миграция капитала, которая идет в обход национального и международного права (в России незаконные способы экспорта капитала называют бегством или утечкой). Внутрифирменный капитал — переводимый между филиалами и дочерними фирмами (банками), принадлежащими одной корпорации и расположенными в разных странах.

Слайд 14

Положительные и отрицательные последствия миграции капитала имеют достаточно условный характер и не учитывают многочисленные исключения. Тем не менее международное движение капитала играет в целом стимулирующую роль в развитии мировой экономики.



Предварительный просмотр:

Кейс №10

СЛИШКОМ МНОГО ПЛОХОГО КОФЕ

Источник: Кутузова В. Слишком много плохого кофе // Эксперт. 2003. № 35.

22–28 сент.

В колумбийском городе Картахена производители и потребители кофе

более чем из пятидесяти стран искали пути выхода из кризиса кофейного

рынка. «Обе стороны наконец*то осознали, что кризис можно преодолеть

только совместными усилиями, и готовы идти навстречу друг другу», —

так оценил встречу исполнительный директор Международной организа*

ции кофе (IСО) Нестор Осорио.

Кризис в мировой кофейной торговле длится уже несколько лет. Ис*

токи его следует искать в отказе от системы квот, которые регулировали

спрос и предложение на рынке кофе. В 1989 году на этой мере настояли

Всемирный банк, МВФ, ВТО, которые стали продвигать идеи либерали*

зации торговли и единой для всех экспортной политики. В результате

темпы роста производства кофе значительно превысили темпы роста

спроса.Идоходы стран—экспортеров кофе снизились катастрофически.

Если в конце 1980*х годов они получали 10–12 млрд долл. в год, то сейчас

лишь 5 млрд. Доходы от экспорта кофе составляют заметную долю в ВВП

развивающихся стран—производителей кофе: в Колумбии—2%, в Саль*

вадоре — 2,5%, в Гватемале — 4,2%, в Никарагуа — 7,2%, в Гондурасе —

8,2%. От кризиса на кофейном рынке пострадала экономика многих

стран*производителей, и прежде всего смежные с производством кофе

отрасли — торговля, транспорт, финансовая система.

В ряде стран кофейный кризис вышел даже за «экономические» пре*

делы: так, в Гватемале он вызвал политическую нестабильность, а в Эфио*

пии обернулся гуманитарным кризисом.

На встрече в Картахене делегаты как раз и пытались найти действен*

ные способы выхода из кризиса. Однако договориться так и не удалось.

Евросоюз, на долю которого приходится 46% всего кофейного импорта,

отказался поддержать предложение стран*экспортеров установить фик*

сированные минимальные цены на кофе. Разрешение конфликта, по сло*

вам президента Европейской федерации кофе Йоппе Ванхорика, связано

«не с вопросами цены, а с вопросами качества». И искусственные цено*

вые механизмы при такой ситуации будут лишь способствовать перепро*

изводству.

ВОПРОСЫ:

1.Объясните, почему отмена квот привела к снижению доходов стран —

экспортеров кофе, ведь, казалось бы, они могли беспрепятственно

увеличивать поставки кофе на экспорт.

2. Какой вывод об эластичности спроса на кофе можно сделать, основы*

ваясь на данных, приведенных в статье?

3. Что такое фиксированная цена на товар? Всегда ли искусственные це*

новые механизмы способствуют перепроизводству товара? Рассужде*

ния проиллюстрируйте графически.

4. Почему, по вашему мнению, Евросоюз отказался поддержать предло*

жение стран*экспортеров установить фиксированные минимальные

цены на кофе?



Предварительный просмотр:

Производство. Издержки Кейс 18

«ЗРОБЛЕНО» В ИТАЛИИ

Источник: Матвиенко В. «Зроблено» в Италии // Эксперт. 1999. № 6. 15 февр.

По некоторым оценкам, Россия до 17 августа 1998 г. потребляла около

85% всего украинского швейного псевдоимпорта. Неожиданным резуль*

татом российского кризиса стало полное уничтожение подпольного

швейного бизнеса на Украине.

Столицей подпольного украинского швейного бизнеса был Харьков.

Здесь было сосредоточено около трех десятков промышленных швейных

предприятий, на которых работали дешевые и хорошо подготовленные

кадры, хватало здесь и «челноков», закаленных в польско*турецких рей*

дах и готовых поддержать приличные объемы сбыта. К тому же от Харько*

ва рукой подать до российской границы.

Чтобы открыть в Харькове «швейку» в начале 1990*х годов, требова*

лось всего 10–15 тыс. долл. Эта сумма включала в себя не только началь*

ные затраты на аренду помещения, закупку техники, сырья, зарплату, ре*

гистрацию фирмы, но и расходы на взятки для представителей исполни*

тельной власти различного ранга. Техника закупалась на государственных

швейных фабриках, поэтому на девять десятых технический арсенал

большинства частных цехов состоял из проммашин производства бело*

русского предприятия «Орша». Цеховики почти не использовали некаче*

ственное местное сырье. Основная часть материалов привозилась из Тур*

ции, однако что касается качества и соответствия моде, харьковские це*

ховые «кутюрье» опережали своих зарубежных коллег. Во*первых, халтура

в рядах цеховиков не практиковалась, так как реализаторы вмиг могли пе*

реметнуться к конкуренту. Во*вторых, харьковские короли «швейки» на*

ходились в непосредственной близости к рынкам сбыта и с легкостью

подстраивали свое производство под текущий спрос, а турки и китайцы

могут оперативно менять ассортимент и фасоны лишь непосредственно

в сезон пошива.

Легальным производителям было трудно конкурировать с цеховика*

ми, в частности, по той причине, что в большинстве случаев у цеховиков

не было необходимости беспокоиться по поводу реализации своей про*

дукции и они имели возможность сосредоточиться исключительно на

производстве. Большая часть псевдоимпортной продукции попадала че*

рез налаженную сеть реализаторов во все регионы европейской части

России. Товар завозился преимущественот 15–30 до 4000 шт. Небольшие партии везли железной дорогой или авто*

мобилями. Для транспортировки тысячных партий курток и дубленок

реализаторы нанимали специальные автобусы. В этом случае товар, как

правило, доставлялся прямиком на оптовые рынки Москвы, где сдавался

российским коллегам средним и крупным оптом. Уже оттуда он поступал

в российскую глубинку. Отпускная цена производителя в Харькове и роз*

ничная на каком*нибудь тамбовском вещевом рынке могли отличаться

в три раза. Реализаторы, которым товар отдавался обычно на консигна*

цию, играли роль еще и своеобразной цеховой агентуры, изучающей

спрос в различных регионах Украины и России и определяющей, какие

модели и из каких материалов окажутся ходовыми в этом сезоне.

Основным препятствием для реализаторов на пути в российскую сто*

лицу и регионы была российско*украинская граница. Здесь приходилось

инвестировать хороший процент еще не полученной выручки. При выво*

зе товара за пределы Украины пошлина не взималась, однако уплачивался

сбор за таможенное оформление, а товар декларировался. А впереди реа*

лизатора ожидала российская таможня, которая для такого вида украин*

ского импорта подразумевала уплату 5 экю за каждый килограмм груза

свыше 50 кг. Но это было мелочью по сравнению с введенным в начале

1997 г. 20%*ным НДС на украинский импорт в Россию.

Уплачивать все сплошь пошлины и сборы в обеих странах было невы*

годно и весьма хлопотно, так что почти все реализаторы пользовались ус*

лугами третьих лиц, которые, как правило, являлись представителями

правоохранительных или таможенных органов. За пересечение границы

без декларирования взималось 2–3 долл. с единицы товара (дубленки,

куртки). Примерно такой же была мзда за легализацию товара для прода*

жи на территории России.

Сезон пошива 1998/99 стал полным провалом для теневых швейных

магнатов. Почти весь товар остался на складах. Заранее закупленное и не*

использованное сырье пытались сбыть по бросовым ценам. Очень сильно

подешевело оборудование для пошива одежды: если до 17 августа швей*

ная машина 1022 М производства АО «Орша» продавалась за 390 долла*

ров, то к концу года ее можно было купить уже за сотню.

Швеи остались без заработка, попытки цеховиков реализовать свою

продукцию в розницу на местных рынках были практически безуспешны.

Поскольку харьковские цеховики работали преимущественно на импорт*

ном сырье и выплачивали все накладные расходы (в том числе взятки го*

родским чиновникам и пограничникам) в долларовом эквиваленте, то после девальвации рубля они мгновенно оказались за чертой рента*

бельности. Как сказал один из предпринимателей (владелец цеха средней

величины), «российский рынок отпал как таковой. Если девять десятых

всей нашей продукции вывозилось в Россию, то сейчас все остается

на Украине. Украина же является компактным ограниченным рынком,

и поэтому ожидать здесь таких объемов реализации, как в России, не сто*

ит, альтернативных же рынков сбыта для своей продукции мы пока не ви*

дим».

Вопросы

1. Проанализируйте перечень затрат на открытие швейного производст*

ва и определите, какие из них относятся к постоянным, а какие к пере*

менным.

2. В чем заключались конкурентные преимущества харьковских неле*

гальных производителей псевдоимпортной верхней одежды?

3. В августе 1998 г. Российская Федерация отменила ставку НДСна укра*

инский импорт. Однако на подавляющее большинство реализаторов

это не произвело никакого впечатления. Почему?

4. Почему после августовских событий 1998 г. реализация псевдоим*

портной верхней одежды в России стала нецелесообразной?

5. Насколько правы теневые швейные магнаты, решившие продавать за*

купленное и неиспользованное сырье по бросовым ценам? Имела ли

значение цена закупки при принятии этого решения? Почему?

6. Что такое необратимые затраты? Каковы необратимые затраты цехо*

виков в связи с закупкой сырья, оказавшегося впоследствии ненуж*

ным?

7. Как кризис украинского подпольного швейного бизнеса сказался

на рынке труда? Рынке швейного оборудования? Рынке транспортных

услуг? Рассуждения проиллюстрируйте графиками.

8. Каковы экономические последствия торговли контрафактной про*

дукцией1 для фирм, производящих оригинальную продукцию?