Родителям на заметку

Королева Елена Валентиновна

Известный школьный афоризм гласит:

“Самое сложное в работе с детьми – это работа с их родителями”.

За тысячелетнюю историю человечества сложились две ветви воспитания подрастающего поколения: семейное и общественное. Никто не сомневается, что влияние семьи на ребенка сильнее, чем влияние школы, улицы, средств массовой информации. Однако в то же время семья не всегда может обеспечить в полном объеме воспитание активной, творческой личности. И поэтому важным звеном в построении воспитательной работы является взаимодействие педагога с родителями школьника. 

1. Закон РФ «Об образовании»   [Закон 273-ФЗ «Об образовании в РФ» Глава IV, Статья 44]

2. Содержание и формы работы с родителями

3. Готовимся к экзаменам    Открытый банк заданий по математике,

                              РЕШУ ОГЭ математика

Скачать:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Возрастные особенности семиклассников

Основные задачи развития в этот период:

-        формирование нового уровня мышления, логической памяти, избирательного, устойчивого внимания;

-        формирование широкого спектра  способностей и интересов, выделение круга устойчивых интересов;

-        формирование интереса к другому человеку как к личности;

-        развитие интереса к себе как к личности, формирование первых навыков самоанализа;

-        развитие чувства взрослости;

-        развитие чувства собственного достоинства, внутренних критериев самооценки;

-        развитие форм и навыков личностного общения в группе сверстников и  способов их взаимопонимания;

-        развитие моральных чувств, форм сочувствия и сопереживания другим людям;

-        формирование представлений о происходящих изменениях, связанных с половым созреванием.

Особенность, черта характера

Положительное проявление        

Отрицательное проявление

Воспитательное воздействие

1. Появление чувства взрослости        

Стремление делать что-то значимое, социально поощряемое

Копируются чисто  внешние признаки взрослости (курение, употребление алкоголя)         

Поощрять проявление общественно одобряемых черт взрослости.

2. Начало "ценностного конфликта"        

Отстаивание собственного понимания взглядов на мир

Обличение взрослых в том, что они сами не следуют нормам, которые провозглашают.        

Соблюдать принципы справедливости, объяснять требования детям

3. Новый период в нравственном развитии        

Становятся значимыми ценности, выходящие за рамки его жизни (справедливость, искренность, свобода, любовь).        

Ребенку важнее говорить о ценностях, принципах, чем претворять их в жизнь.        

Взрослые должны отстаивать свою точку зрения, но очень доброжелательно и аргументированно

4.Потреби-тельское отношение  к взрослым.

Желание проверить равенство прав со взрослыми.

Расширение своих прав и сужение своих обязанностей.

Не снижать требований, объясняя их разумность. Но помогать ребенку выполнять эти требования (он должен чувствовать безопасность).

5. "Право на родителей"

Хотят получить подтверждение того, что их по-прежнему любят.

Становятся капризными, требовательными, хотят новых проявлений родительской любви.

Учить детей различию в способах выражения чувств между взрослыми и детьми, чужими и близкими.

6. Недостаточный опыт общения

Ложь, агрессия, замкнутость, вызванные неспособностью объяснить свое поведение.        

Совместный анализ поступков ребенка, выражение понимания.

7. Развитие самооценки

Ребенок начинает ориентироваться на реальные достижения

Выявляется группа ребят, не считающих себя способными ни к одному предмету.        

Помочь найти  сферу, в которой ребенок будет успешным

8. Потребность говорить о себе.

Отсутствие рефлексии и  достаточного словарного запаса, описывающего чувства.  

Дать возможность говорить о себе, своих удачах и неудачах.

9. Учение обретает личностный смысл.

Формируется интерес к какой-либо деятельности

Отсутствие учебной мотивации

Создание классов, групп по уровням обучения, по интересам. Занятия научной работой

10. Познавательная  активность

Пик любознательности Формирование устойчивых интересов. Мода на интересы.

Неустойчивый характер интересов, отрицание того, что их главный труд - учеба        

Контролировать "моду" на интересы. Формировать воспитывающую образовательную среду. Окружающие подростка люди должны быть увлеченными, но не насаждать свои интересы детям.

11. Формирование понятийного мышления

Формируется научный язык, умение логически мыслить        

Непонимание значения самых распространенных  слов

Давать определение понятий, добиваться полного понимания

Возможные нарушения в развития личности в подростковом возрасте.

 "Аффект неадекватности" – искажение самооценки, при котором человек видит только свои успехи, неудачи не замечаются и не анализируются.

"Дефицит успеха" -  ребенок считает успех случайным, не верит в свои силы.

"Задержка развития интеллекта", но возможен "эффект внезапного пробуждения интеллекта" – резко и быстро сформировавшаяся мотивация учения.

Об этом возрасте Л.Выготский писал: "Ключом ко всей проблеме психологического развития подростка является проблема интересов в переходном возрасте. Все психологические функции человека на каждой ступени  развития действуют не бессистемно, не автоматически и не случайно, а в определенной системе, направляемые  сложившимися в подростковом возрасте стремлениями, влечениями, интересами."



Предварительный просмотр:

ПОЛОВОЗРАСТНЫЕ И ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПОДРОСТКОВ, УЧЕТ ИХ В ВОСПИТАНИИ

ЦЕЛЬ

  • познакомить родителей с. основными индивидуально-психологическими свойствами личности семиклассника.
  •  рассмотреть типичные заболевания, возникающие в результате неправильного воспитания, незнание и непонимание родителями возрастных особенностей подростков.
  • познакомить с психолого-педагогической характеристикой «трудных» детей;какие ошибки в школьном, семейном воспитании делают подростков «трудными».

Форма проведения: лекция.

Подростковый возраст, отрочество. В первую очередь это возраст полового созревания. За несколько месяцев меняется внешний вид подростка: увеличивается его рост, и главное - тело приобретает новые пропорции. У мальчиков увеличивается масса мышц, они крепнут; меняется и лицо. Девочки по своему виду приближаются к женскому типу. Развитие не всегда и не во всем проистекает соразмерно. В частности, нередки нарушения деятельности сердечно-сосудистой системы - рост сосудов отстает от роста сердца. Эта несоразмерность проявляется и в работе головного мозга: в преобладании возбуждения над торможением, в неуравновешенности нервных процессов. Мозг быстро истощается, часто на смену повышенной двигательной и умственной активности приходит апатия, вялость.

Средний школьный возраст в целом характеризуется возрастанием произвольности. Но нельзя не видеть отдельных вспышек стихийного поведения, когда подросток словно теряет управление собой и совершает такие поступки, которые далеки от его подлинных нравственных установок, идут вразрез с его сокровенными устремлениями. Объяснить их можно и проявлением недисциплинированности, но вряд ли это будет единственным и исчерпывающим объяснением. Одной из причин неуправляемого поведения является еще несбалансированная деятельность мозга. В целом, чем выше достигнутый в воспитании уровень саморегуляции, самодисциплины, тем больше шансов, что подобных вспышек не будет.

Подростки ценят обоснованное и доказательное изложение учебного материала, охотно воспроизводят рассуждения учителя в своих ответах. Но их собственный логический аппарат еще недостаточно гибок. Это ведет подростка к необоснованным, несмотря на внешнюю стройность, выводам.

Одно из типичных явлений возраста - возникновение чувства любви. И родителям, и учителям не следует недооценивать силу этого чувства, тем более относиться к нему иронически. Кто из нас, взрослых, не наблюдал, как взрослеют наши дети, когда любовь вдруг «охватит» их. Попытки «взять себя в руки», скрыть свои переживания от чужих глаз ничего не дают. А вместе с тем само чувство настолько интимно, что невозможно рассказать о нем даже самому близкому человеку. Часто душевные муки наносят болезненный удар по самолюбию.

Девочки вступают в эту фазу первых увлечений раньше, чем мальчики, в 12-14 лет. Семья не вправе игнорировать эти особенности возраста. От того, насколько тактична она будет со своим ребенком, зависят в очень большой степени дальнейшие взаимоотношения с ним.

То, что подросток остается один на один со своими переживаниями, может способствовать и укреплению его самостоятельности, и возникновению некоторой его отчужденности. Наблюдательные родители обычно замечают ее признаки: отношения со взрослыми принимают формальный характер, подросток не спешит выполнять даже вполне разумные их указания, не делится своими мыслями и чувствами, встречает «в штыки» попытки даже самого доброжелательного контакта с ним со стороны взрослого. Для многих родителей такое отчуждение становится тяжким и незаслуженным испытанием.

При обсуждении вопроса о том, насколько неизбежно возникновение такого кризиса во взаимоотношениях подростка и взрослого, целесообразно рассмотреть две его стороны. Во-первых, нельзя не признать того, что подростковый период - это и на самом деле время серьезнейших качественных сдвигов в психическом развитии. Было бы нелепо надеяться на то, что эти сдвиги не произойдут, - они необходимы. Нужно стремиться создавать такую обстановку, которая не толкает подростка на изоляцию от взрослых, на духовный уход от них. Напротив, надо, чтобы контакты укреплялись, чтобы связь подростка и близких ему взрослых становилась более богатой и содержательной. Для этого подростку нужно оказывать ненавязчивую поддержку, если ему кажется, что его личность обесценена, а вместе с тем признавать его самостоятельность. Нужно, чтобы подросток не на словах, а на деле понял, что и в семье, и в классе его уважают, что от его позиции, его помощи зависит благополучие его родных и друзей. Совсем не обязательно создавать такую обстановку специально. Во многих семьях она существует исконно. На такой почве кризисов общения между взрослыми и подростками просто не возникает. Где же они возникают? Конфликты возникают не внезапно и не сразу, как это иногда представляется нам, взрослым. Особенно опасны конфликты в семье. Зерна сегодняшних драм были посеяны гораздо раньше. По мере того, как ваш ребенок подрастал, он все более нуждался в самостоятельности, в том, чтобы всерьез прислушивались к его мнению, т. е. относились с уважением. Беда многих родителей: они не находят это обязательным, видя в детстве только стадию подготовки к жизни. Между тем для самого ребенка детство - это богатая событиями и насыщенная переживаниями жизнь. Из-за столь разных точек зрения то, что, по мнению родителей, делается в интересах ребенка, воспринимается им как нечто ему навязанное. Он постоянно испытывает давление, основанное на непонимании его запросов. Физическое и психологическое взросление открывает перед ним пути избавления от этого гнета. Конфликт становится неизбежным. Если вчера родители не считали нужным прислушиваться к мнению подростка, то сегодня он не прислушивается к взрослым. Наступает и следующее действие драмы: подросток, чтобы не оказаться в одиночестве, ищет и нередко находит компанию, близкую ему если не по возрасту, то по установкам, где господствует раскованность и отсутствует принуждение. На самом деле он попадает под власть законов своей группки, законов достаточно хватких. Так он становится «трудным», неконтактным и неуправляемым. Родителям не остается ничего другого, как приступить к его перевоспитанию, и оказывается, что для этого, в первую очередь, необходимо создание таких условий, в которых могла бы полностью раскрыться его подавленная самостоятельность.

Народная педагогика запечатлела для родителей немало мудрых мыслей, говорящих о роли семьи в воспитании детей. Например, «Дети, что цветы, - уход любят», «Пусти детей по воле, сам будешь в неволе», «Неразумная опека хуже беспризорности», «Подражай хорошему даже во врагах, не подражай дурному даже в родителях», «Уважай в ребенке человека», «Не будь господином своим детям, будь им другом». Эти пословицы дают возможность сформулировать «правила» для родителей по отношению к детям. В целом изменение отношений родителей и детей при перевоспитании таково: восстановление взаимного доверия и откровенности, усиление у подростка ответственности за семейное благополучие, повышение заинтересованности ребенка в семейных делах. И, безусловно, жизнь подростка в семье должна наполняться положительными переживаниями: семья обязана приносить подростку все больше и больше общей радости, все больше светлого удовлетворения. Когда ребенок станет активным членом семьи, тогда у него будет ощущаться потребность в общении с родителями, он будет чувствовать удовлетворение.



Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное  общеобразовательное  учреждение

 основная общеобразовательная школа № 2  р.п. Хор

 муниципального района имени Лазо  Хабаровского края

Родительское собрание

 по теме:

«Несовместимость здоровья и вредных привычек».

Учитель: Королева Елена Валентиновна 

2014 г.

«Несовместимость здоровья и вредных привычек»

Цели:

     – помочь родителям расширить знания о вредных привычках (что такое вредные привычки, как появляются, чем они опасны, как с ними бороться  и др.).

     – дать родителям возможность поделиться своим опытом воспитания детей-подростков.

      – помочь наладить более комфортные для детей и родителей отношения в семье.

План собрания:

  1. Организационный момент.
  2. Выступление учителя.
  3. Анкетирование родителей.
  4. Просмотр результатов анкетирования детей и обсуждение их.
  5. Разбор различных житейских ситуаций.
  6. Подведение итогов.

        Одной из важных проблем, сопровождающих человека всю его жизнь, выступает проблема здоровья. От того, насколько комфортно мы себя ощущаем в той или иной жизненной ситуации, насколько самодостаточными и успешными себя воспринимаем, - зависит уровень и нашей работоспособности, и самооценки, и самочувствия. Здоровье - это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, сопровождаемое фактическим отсутствием болезней Быть здоровым - значит не иметь проблем с самочувствием, быть физически и духовно полноценным человеком. Содействуют общему оздоровлению, сохранению и укреплению здоровья - активные занятия физкультурой и спортом правильное питание; соблюдение режима труда и отдыха; психическая и эмоциональная устойчивость; личная гигиена; безопасное поведение дома, на улице, на работе; отказ от саморазрушающего поведения.

Забота о здоровье выступает первоочередной задачей как для отдельных индивидов, так и для национально-государственной системы здравоохранения. Здоровье человека зависит:

      на 10 % от уровня развития медицинской помощи;

      на 20 %  от условий окружающей среды;

      на 20 % обуславливается наследственностью;

      на 50 % от образа жизни человека. Особое внимание родителей следует  заострить на последнем пункте. Так если на три первых условия они повлиять не могут, то четвёртое в полной мере может зависеть от них.

Негативное влияние на здоровье оказывают вредные привычки. В основе процессов формирования вредных привычек лежит пагубные пристрастия к чему-либо. Человек стремится благодаря использованию тех или иных средств (веществ, суррогатных материалов и т.д.) замести, естественные для конкретных социальных ситуаций чувства и эмоции, избежать стресса. Например, люди могут прибегать к выпивке как способу снижения общей чувствительности организма. Как результат возникает привыкание к данному способу релаксации (отдыха и, вообще, деятельности по восстановлению духовных и физических сил) с угрозой перерастания в опасное социальное заболевание алкоголизм. Другой пример - табакокурение. Большинство курильщиков в мире начало проявлять интерес к курению уже в подростковом возрасте, когда образ человека с сигаретой расценивался ими в качестве стандарта «взрослости». Осознание пагубности регулярного потребления никотина и табачных смол происходит значительно позднее, как правило, с появлением одышки, утреннего бронхиального кашля и стремительно возникающей физической усталости в процессе выполнения профессиональной деятельности. Борьба с курением является важной социальной задачей, ибо вопросы здоровья людей приобретают на современном этапе развития общества особое значение. В стимулировании же интереса к табакокурению заинтересованы только табачные магнаты.

Конечно, чем большей является наша включенность в профессиональную деятельность, чем шире круг наших интересов и общения, тем выше вероятность возникновения стрессов и ощущения неудовлетворенности жизнью. Но выбор средств релаксации должен быть для каждого из нас разумным. Не стоит еще больше губить свое здоровье, пытаясь справиться с очередными жизненными невзгодами средствами наркомании, токсикомании, алкоголизма, табакокурения и т.п. Использование научно обоснованных социально-психологических средств даем человеку большую свободу для выхода из тупиков социальных ситуаций, чем суррогаты, их заместители.

На сегодня достаточно точно известно, что табак резко негативно сказывается на здоровье людей. Приведём наиболее распространенные воздействия табака на организм. Это - инсульты; рак  горла и гортани; повышается риск сердечного приступа; рак лёгких; язва и рак желудка; бесплодие и др. После небольшой теоретической лекции и перед оглашением результатов анкетирования детей, родителям предлагается  сделать небольшой тест, что бы выявить свою зависимость от алкоголя и может быть увидеть, где берётся начало вредных привычек.                    

  1. Тест «Хороший ли вы воспитатель»

  1. Отвечаете ли Вы на иные вопросы ребёнка: «Я скажу тебе, когда ты подрастёшь»!
  2. Даете ли Вы ребёнку деньги на мелкие расходы?
  3. Если Вы отказываете в чём-нибудь ребёнку, объясняете ли Вы причину?
  4. Позволяете ли Вы детям помогать Вам по хозяйству, даже зная, что пользы от этой помощи мало или совсем нет?
  5. Считаете ли Вы допустимым небольшую ложь в отношениях с детьми?
  6. Пользуетесь ли Вы всяким случаем, чтобы способствовать развитию наблюдательности у ребёнка?
  7. Позволяете ли Вы себе в присутствии ребёнка критиковать своих знакомых?
  8. Считаете ли Вы, что ребёнка нельзя обманывать?
  9. Считаете ли Вы, что маленьким детям следует объяснять все житейские факты?
  10. Читали ли Вы книги по воспитанию?
  11. Считаете ли Вя, что даже самые маленькие дети имеют право на свои тайны?
  12. Случается ли Вам грозить наказанием ребёнку, если он оставит что-нибудь на тарелке?
  13. Стараетесь ли Вы способствовать тому, чтобы у детей развивались чувства независимости и уверенности в себе?
  14. Умеете ли Вы разделить радость ребёнка?
  15. Охотно ли Вы проводите своё свободное время с детьми?
  16. Любите ли Вы демонстрировать таланты своих детей?
  17. Умеете ли Вы сказать так, чтобы Вас тотчас же послушались?
  18. Если Ваш ребёнок раскапризничался, способны ли Вы сохранить полное спокойствие?
  19. Легко ли Вы завязываете дружбу с товарищами Ваших детей?

        Подсчитайте количество очков, набранных каждым. Вот такие примерно предположения о педагогических талантах участников теста можно сделать после подсчёта сумм набранных ими очков:

Меньше 25 очков: Строгость не единственный элемент хорошего воспитания. С Вашими принципами Вам трудно будет сделать ребёнка веселым и уравновешенным человеком.

25 – 56 очков: Принципы у Вас, в общем правильные. Но не кажется ли Вам, что быть только логичным недостаточно, надо быть реалистичным.

Свыше 56 очков: Ваше терпение и Ваше понимание детской психологии, безусловно, увенчаются успехом. Думается, что те, кто считает Вас хорошим воспитателем, правы.

После теста, родителям предлагается просмотреть результаты проведённой перед родительским собранием анкеты, (дабы посмотреть и обсудить ситуацию, которая сложилась в классе по «вредным привычкам») в которой детям предлагалось ответить анонимно на следующие вопросы:

1. Назовите привычки, которые наиболее сильно раздражают вас в окружающих. 60 % –неопрятный внешний вид, 50 % – щёлканье суставами, 18 % – курение, 9 % – выпивка спиртного.  

2. Назовите свои вредные привычки? 58 % – сквернословие, 32 % – лень, 9 % – курение25% – компьютер, 9 % – телевизор

3.  Как часто вы сквернословите? 77 % – часто, 21 % – редко, 2 % – никогда.

4. В каком возрасте вы первый раз закурили? 36 % – от 12 до 14 лет, 64 % – еще не курили.

5. Кто наиболее сильно оказывает влияние на стиль вашего общения и поведения? 70 % – друзья, 15 % – никто, 4 % – СМИ, 6 % – учителя, 5 % – родители.

После просмотра информации  полученной в ходе анкетирования можно дать некоторое время родителям прокомментировать и высказать своё мнение по поводу полученной информации.

        После обсуждения анкеты, можно перейти к ситуациям для обсуждения и даётся время на это обсуждение. После того как родители высказались, можно предложить им советы психолога, как действовать в подобных ситуациях.

 Ситуация № 1.  Ребёнок пришёл домой в нетрезвом состоянии

  •  Разговор отложите на завтра, когда подросток протрезвеет
  • если подростку плохо, нужно дать ему возможность пережить эту ситуацию самостоятельно
  • на следующий день следует в спокойной обстановке поговорить о случившемся. Выяснить причины, узнать проблемы
  • рассказать о губительном влиянии алкоголя на организм
  • поделиться собственным опытом

Ситуация № 2.   Ребёнок пришёл накуренный домой

  • в ближайшее время организовать доверительные разговоры в семейном кругу, где затронуть данную тему и случай
  • организовать свободное время ребёнка (спорт, музыка)
  • семейное времяпрепровождения (посещение театра, кино, выезд в лес)

Здоровый образ жизни следует формировать и культивировать самостоятельно. Подражание примеру старших поколений, выдающихся личностей, деятелей культуры и спорта делает возможным действительное самоутверждение современной личности и открывает перед ней новые перспективы для самосовершенствования и индивидуального роста.

         После окончания родительского собрания и перед уходом родителей, классный руководитель вручает им небольшую памятку по профилактике вредных привычек у детей, что бы родители по дороге дамой или завтра по дороге на работу, ещё раз задумались над данной проблемой.



Предварительный просмотр:

Результаты диагностик.