Выход в свет

Назарова Ирина Владимировна

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

средняя общеобразовательная школа №7

городского округа город Нефтекамск

Республики Башкортостан

Олимпиадные задания

по литературному чтению

(в помощь родителям ,для семейных конкурсов)

Составитель: И.В. Назарова,

 учитель начальных классов

г. Нефтекамск, 2014

О пользе чтения. 10 причин регулярно читать

Ученые давно выяснили как сохранить ясность ума на протяжении всей жизни: нужно постоянно развивать свой мозг. Один из лучших способов делать это — регулярно и вдумчиво читать. Сегодня люди слишком заняты и все реже находят время для чтения. Ведь намного проще отдыхать, взяв в руки пульт от телевизора или открыв ноутбук, погрузившись в виртуальную реальность компьютерных игр. Однако у людей читающих выше шанс построить успешную карьеру, лучшие отношения в семье, они выглядят моложе и дольше живут.

Вот еще 10 причин, почему читать книги полезно:

1. Чтение книг увеличивает словарный запас.  Когда вы читаете произведения разных жанров, то сталкиваетесь со словами, которые обычно не используются в повседневной речи. Если какое-то слово вам незнакомо, совсем не обязательно искать в словаре его определение. Иногда о значении термина можно понять по содержанию. Чтение помогает не только в увеличении словарного запаса, но и повышает вашу общую грамотность.

2. Чтение помогает общаться с людьми. За счет чтения повышается не только грамотность, но и ваши речевые навыки — способность четко, ясно и красиво формулировать свои мысли. Уже после прочтения нескольких классических произведений в вас повысится талант рассказчика. Вы станете более интересным собеседником, производя особенно большое впечатление на тех людей, которые не читают вообще.

3. Чтение добавляет уверенности. Чтение книг делает нас более уверенными. Когда в разговоре мы демонстрируем высокую эрудицию и глубокое знание того или иного предмета, то невольно ведем себя более уверенно и собранно. А признание окружающими ваших познаний положительно сказывается на самооценке.

4. Чтение снижает стресс. В современном мире избавления от стресса — основная забота многих людей. Богатство и ритмика книжного текста имеет свойство успокаивать психику и освобождать организм от стресса. Особенно помогает в этом регулярное чтение перед сном.

5. Чтение развивает память и мышление. Одно из важных преимуществ чтения книг — это тот положительный эффект, который оно оказывает на наше мышление. При чтении мы больше рассуждаем, чтобы понять ту или иную идею произведения. Мы обычно представляем много деталей: персонажей, их одежду, окружающие предметы. Также необходимо помнить множество вещей, которые нужны для понимания произведения. Это тренирует память и логику.

6. Чтение защищает от болезни Альцгеймера. По данным научных исследований, чтение действительно защищает от заболеваний мозга. Когда вы читаете, активность мозга увеличивается и постоянно находится в тонусе, что улучшает его состояние.

7. Чтение делает моложе. Давно доказано, что организм человека стареет быстрее, когда стареет мозг. Чтение заставляет ваш мозг постоянно работать, в результате ваша старость отодвигается.

8. Чтение делает нас более творческими.  Креативные люди могут генерировать сразу несколько отличных идей. Откуда их можно взять? Из книг. Читая произведение, вы можете почерпнуть оттуда массу идей, которые впоследствии воплотить в жизнь.

9. Чтение улучшает сон. Если вы систематически будете читать перед сном, то вскоре организм привыкнет к этому, и тогда чтение станет своеобразным сигналом для организма, который говорит о скором отходе ко сну. Таким образом вы не только улучшите свой сон, но и утром будете чувствовать себя бодрее.

10. Чтение улучшает концентрацию. При чтении необходимо сконцентрироваться на содержании произведения, не отвлекаясь на посторонние предметы. Этот навык очень полезен при любой другой деятельности. Также чтение книг развивает объективность и способность принимать взвешенные решения.

__________________________________________________________________
__________________________________________________________________ 
– Не плюй в колодец, вылетит – не поймаешь. __________________________

10. Напиши названия произведений, пословицы, поговорки, в названиях которых есть  имена числительные (например: один – Один в поле не воин.)
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________

Олимпиада №5.

1. Прочитай.

Молоток.

  Однажды я поднимался по лестнице и на подоконнике увидел молоток. Хороший! Я схватил молоток – и скорее побежал домой.

  Вечером мама увидела молоток у меня в руках и спросила:

- Откуда это у тебя?                      

- Нашёл, - буркнул я.

И тут мама сказала очень серьёзно:

- Сейчас же напиши записку и повесь на то место, где лежал молоток.

  Я написал записку и приклеил на лестнице около окна.

  Через несколько дней к нам зашёл монтёр дядя Миша. А я как раз чинил скамейку.

- Вот ваш молоток, - сказал я.

Дядя Миша сказал:

- Пусть стучит на здоровье.

Так и остался молоток у меня.

                                                   А. Седугин.

2. Определи, кто автор      

                       название

                       жанр произведения

                       тему

                       главную мысль /идею/

    Задай три вопроса к тексту.

 3. Объясни значение слов / слова  встретились тебе при  изучении темы «Летописи, былины, сказания»/

             яства

             волхвы

             палица

             отрок

4. Вспомни автора сказки.

    «Конёк – Горбунок»

    «Сказка о золотом петушке»

    «Аленький цветочек»

    «Городок в Табакерке»

    «Серебряное копытце»

5. Сравни два небольших текста.

  Гуляли по чистому полю, по густому лесу два Мороза, два родных брата.

  Улицей гуляет дедушка Мороз, иней рассыпает по ветвям берёз.

Какой из них ты назвал бы стихотворением?

Запиши стихотворение короткими строками.

Олимпиада №4.

1. Ответь на вопросы:

– Кто отправил своё письмо на деревню дедушке? ______________________
– Товарищ Соломинки и Уголька из сказки братьев Гримм. ______________
– Как назывались первые исторические сочинения на Руси? ______________
– Как называется русский героический эпос? ___________________________
– Кто автор сказки «Волшебник Изумрудного города»? __________________

2. Устойчивые сочетания заблудились. Соедини их.

Дождь лил                                                                  как снег на голову
Скоро дело наладилось и пошло                             как сивый мерин
Я знал городские переулки                                      как рыба в воде
Гости свалились                                                        как из ведра
Он всегда врёт                                                           как по маслу
У себя во дворе Мишка был                                    как свои пять пальцев

3. Вспомни и запиши пословицы, по которым созданы следующие газетные заголовки: Готовь лыжи летом. ________________________________________________
Шайбы по весне считают. ___________________________________________
Когда в соседях согласья нет._________________________________________

4. Ответь на вопросы.

– Каким ключом нельзя отвернуть гайку? ______________________________
– Какую соль не кладут в суп? ________________________________________
– Из какого крана не льётся вода? _____________________________________
– Какой лук не режут в салат? ________________________________________
– По какому мостику нельзя перейти реку? _____________________________

5. Подчеркни названия народных сказок

«Три толстяка», «Три медведя», «Два брата», «Два клёна», «Семь Симеонов»

6. Разгадай ребусы. 

 З 
Ч

 ,,

                                                                      смор1а 
       _______________                  _________________________

7. Соотнеси качества характера с персонажами сказок Х.К. Андерсена.

Глупость, спесь, высокомерие, чванливость.                   Крот («Дюймовочка»)
Жадность, ограниченность интересов, чванливость.      Король (« Новое платье короля») 
Красота, доброта, талант, бескорыстие.                            Соловей («Соловей»)

8. Кому принадлежат следующие слова? Назови героя, название произведения, автора.

– Битый небитого везёт! _____________________________________________
– Спокойствие, только спокойствие! ___________________________________

9. Вспомни недостающие части  перепутавшихся пословиц и поговорок. Запиши обе пословицы.

– Ученье – свет, скоро состаришься. __________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
– Старый друг всё равно в лес смотрит. ________________________________

Уважаемые родители!

Предлагаю  Вам олимпиадные задания  по литературному чтению для обучающихся 1-4-х классов.

Я уверена, что успешность ученика начальной школы выражается не только в отметках, но и в желании участвовать в конкурсах, олимпиадах, в желании проявить себя, в стремлении к новым победам.

Олимпиада занимает важное место в развитии младших школьников. Она дает возможность каждому ребенку реализовать свои способности и повысить самооценку, вызывает и усиливает интерес к изучаемому предмету.

Кроме того, олимпиада является одной из форм учебной деятельности, которая может повлиять на развитие личностных особенностей обучающихся. При этом ученик стремится к самореализации, у него формируются навыки планирования и самоконтроля, ему приходится проявлять интеллектуальную сферу своего развития.

Олимпиада является массовым и увлекательным ученическим соревнованием.

Начинать работу по подготовке к участию в олимпиадах возможно уже в первый год обучения в школе. Здесь нужна целенаправленная систематическая работа.

Вам, как родителям, предоставлена возможность показать ребёнку, что вы верите в его силы, вместе радуетесь его успеху. Предлагаю  возможность пройти интересный и творческий путь вместе с ребёнком, выполнить предложенные задания, помочь ребёнку развить самостоятельность рассуждений и поспособствовать развитию мышления. Вместе с ним вы можете отыскать ответы в сети Интернет, справочниках, словарях, в энциклопедиях. Я предлагаю с пользой провести время и лучше узнать возможности своего ребёнка

Не забудьте похвалить ребёнка, какого бы результата он не достиг. Помните, главное – вселить в ребёнка уверенность в своих силах и ощущение постоянной поддержки с Вашей стороны.

Желаю удачи!

Олимпиадные задания  по литературному чтению.

1 класс.

Олимпиада №1.

1) Работа с текстом.  Прочитай рассказ

                                        Мышки.

        Собрались мышки у своей норки, старые и малые. Глазки у них чёрненькие, лапки маленькие, зубки острые, шубки  серенькие, ушки кверху торчат.

        Думают мышки, как бы сухарь в норку протащить.

        Ох, берегитесь, мышки! Тут Васька недалеко гуляет. Уж он вам шубки порвёт, хвостики помнёт. Будете знать!

        Ответьте на вопросы:

1. Что хотели сделать мышки? (Подчеркни правильный ответ)

               Поиграть. Похвастаться своими шубками.  Протащить сухарь в свою норку.

2. Кто такой Васька?

        Мышонок.        Кот.             Хозяин дома.

3. Какие глазки у мышат?

        Чёрненькие.          Серенькие.            Зелёненькие.

2) Впиши  правильный  ответ

  1. Назовите хоть одну сказку – цепочку………………………………………..
  2. Придумай рифму к слову НОЧКА - ……………………….
  3. Как нужно читать скороговорку? ……………………………..
  4. Вставь нужное слово в стихотворение

Раз, два, три

Полетели………………………

(слоны, комары, вертолёты)

       5.    Подчеркни рифмующие слова

Я под солнышком скачу

И теперь узнать хочу,

Что у солнышка внутри.

Лётчик, лётчик, посмотри!

3) Тест:

           1. Имя девочки с голубыми волосами_________________________

           2. Жилище бабы Яги _______________________________________

           3. Самая первая книга каждого ученика _______________________

          4. Выросла большая – пребольшая ____________________________

          5. Верный друг Чебурашки ________________________________                

  1. Кто  ушёл от зайца, от волка, от медведя? _________________
  2. Назовите имя ослика ______________        

         8. Самый хитрый зверь в     народных сказках__________________

9.     Кто из обитателей болота   стал женой царевича?_____________                                                                                                                                                                      

10. Что бы вы попросили у  Буратино?___________________

4) Зачеркни родственников: сын, студент, дедушка, девочка, папа, мама, мальчик, тётя, дядя, старик, племянница, ребёнок, дочь, юноша, брат, сестра, бабушка, внук, взрослый, подросток, врач, няня, внучка, воспитательница.

5)  Прочитай:                

Где мои вещи?

  Витя проснулся и поглядел на часы: пора в школу. Хочет Витя одеться. Не может он найти ни носков, ни рубашки, ни ботинок. Рассердился Витя.

12. Определи, сколько раз встречается звук [ц] в предложении.

Наша ученица Наташа Куницына собирается отправиться в Братск.
_____________________________________________________________

13. Запиши слово, в котором корень будет такой, как в слове работница, приставка – как в слове захотел, суффикс – как в слове молоток.      _______________________________

14. Что означают данные слова?

Уста – __________________________           Очи – __________________________
Перст – _________________________           Чело – __________________________

15. Закончи словосочетания.

Сидеть сложа __________________          Гнаться за двумя _____________________
Заговаривать ___________________         Медведь на ухо ______________________

Олимпиада №3.

1. Ответь на вопросы

А) Из какой сказки эти слова:
Буду служить тебе славно,
Усердно и очень исправно, 
В год за три щелчка тебе по лбу…
____________________________________________________________________________
Б) Какое имя дал король эльфов Дюймовочке? ____________________________________
В) Назовите имя кошки из сказки П. Бажова «Серебряное копытце».__________________
Г) В кого превратили месяцы злую мачеху и её дочку? _____________________________  
Д) Назовите сказку, в которой даётся необычный рецепт каши.
____________________________________________________________________________

2. Напиши выражение СУХАЯ ТРАВА четырьмя буквами.  ________________

3. Назови сказочных героев, чьи имена начинаются на букву М.
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________

4. Ответь на вопросы.

А) Кто помог князю Гвидону навестить родного отца? ______________________________
Б) Что поймал старик в сеть, закинув её в первый раз? ______________________________
В) К кому первому обратился Елисей, ища свою невесту? ___________________________
Г) Что делает кот, когда идёт направо? ___________________________________________
Д) Чем хотел морщить море Балда? ______________________________________________
Е) Кто автор сказки «Маугли»? __________________________________________________
Ж) В кого превращалась хозяйка Медной горы в сказах Павла Бажова? ________________
З) Каким транспортом пользовалась Баба-Яга для перевозки пассажиров?
_____________________________________________________________________________
И) Как звали котёнка в рассказе Н. Носова «Живая шляпа»? _________________________

5. Отгадай пословицы и запиши их.

Дело-безделье:________________________________________________________________
Руки-скука:___________________________________________________________________
Дело-потеха:__________________________________________________________________

6. Напиши двумя буквами слово «ВОЛ» . __________________________________

7. Что зимой в доме замерзает, а на улице нет?  ____________________________

                                                                                                          

7. Ответь на вопрос пословицей или поговоркой.

Когда считают цыплят?             ____________________________

Чего не утаишь в мешке?           ____________________________

Когда приходит аппетит?           _______________________________

Куда не смотрят дарёному коню?           ___________________________

8. Вспомни, что такое метафора. Придумай метафоры к следующим словам.

 Снег - …………………………………..                      

Луна - ………………………………………….

Будильник - …………………………….                    

Облако - ………………………………………….

  1. Представь себе, что проснувшись как - то утром, ты вдруг понял, что стал очень маленьким, как муравей. А все окружающие вещи остались прежнего размера. Каким был твой день, что с тобой произошло, как всё закончилось. Напиши об этом сказочную историю.

Олимпиада №2.

1. Вставь пропущенные буквы. Поставь в словах знак ударения.

Алф…вит, д…кумент, д…суг, п…ртфель, жав…ронок, зан…та, к…лометр, кр…сивее, м…газин, п…ложить, ц…мент.

2. Подчеркни правильный вариант написания слова.

Телеграма, теллеграма, теллеграмма, телеграмма.

3. Подчеркни проверочное слово.  Тяжёлый, тяжесть, тяжело, потяжелеть.

4. Подчеркни слово без приставки.   Спор, осмотр, излом, запах.

5. Вставь в пословицы слова большой – маленький.

Даже самое ________________ дерево выросло из __________________ семени. На _____________________ челне по _________________ озеру не плавают.

6. Подчеркни в стихотворении глаголы.

Это дом или печь?
Это доменная печь!
Что умеет эта печь?
Из руды железо печь! 

Кто без кисти и белил
Крыши города белил?

7. Сколько ответов можно дать на вопрос:  «Мы поедем зимой на экскурсию?» _______________________________________________________

8. Вставь пропущенные буквы, подбери проверочные слова.

Пл…тина – _________________                           Нар…дился – _________________
Посп…шил – ___________________                   …довитый – _______________________

9. Подчеркнуть словосочетания, в которых есть имена существительные 1-го склонения в дательном падеже.

От пристани по Волге. На ветке сирени. По морю на пароходе. От стаи к стае.

10. Запиши множественное число имён существительных.

Стул – ___________________               Ухо – ______________________
Чудо – _________________                   Ребенок – __________________
Человек – __________________           Телёнок – __________________

11. Выдели основу предложения.

На краю леса рос высокий дуб.
Красной зорькой загорелось небо на востоке.
Метель занесла высокий дуб снегом.

- Где моя рубашка?

- Я под стулом. Ты меня вчера сюда сунул, - отвечает рубашка.

- А где мои носки?

- Мы здесь! На книжной полке. Ты нас вчера сюда бросил! – закричали носки.

- А где мои ботинки?

-  Я здесь, под шкафом, - сказал правый ботинок.

  А левый ботинок молчал: он был за дверью.

  Наконец Витя оделся, посмотрел на часы и видит: он давно опоздал в школу.

Ответь на вопросы

Почему Витя не мог быстро одеться?

Где Витя нашёл свою рубашку?

Почему Витя опоздал в школу?

Какой совет ты можешь дать Вите?

6)  Убери лишний персонаж:

мужик    медведь    репа   лиса

охота   щенок   волчонок   ящерка

спички   шмель   воробышек  лисички

пшено  воробей   лев   зебра

7)  Из какого произведения остальные   персонажи?    Кто автор?

Олимпиада №2.

1.Отгадайте загадки:

       Всех на свете он добрей

       Лечит он больных зверей,

       И однажды бегемота

       Вытащил он из болота. ____________________________________

Красна девица грустна:
Ей не нравится весна,
Ей на солнце тяжко!
Слёзы льёт бедняжка._________________________________________

С букварём шагает в школу
Деревянный мальчуган
Попадает вместо школы
В полотняный балаган.________________________________________


Многим долго неизвестный,
Стал он каждому дружком.
Всем по сказке интересной 
Мальчик-луковка знаком._______________________________________

Появилась девочка в чашечке цветка,
А была та девочка чуть больше ноготка.
Кто читал такую книжку,
Знает  девочку-малышку._________________________________________

Веселится народ -

Муха замуж идёт        

За лихого, удалого,

Молодого ______________

2. Кому принадлежат эти вещи?

Золотой ключик?________________________________________

Хрустальная туфелька?____________________________

Денежка?________________________________________

Цветик - семицветик?_______________________________

Разбитое корыто?_________________________________

3.Ответь на вопросы:

Какая кличка была у собаки в сказке «Репка»?__________________

Как звали девочку, которая пошла гулять, заблудилась и зашла в чужой дом, где жили медведи?________________________________

У кого была лубяная избушка?________________________________

Сколько сестёр было у Золушки?______________________________

В какой сказке посуда перевоспитала хозяйку?__________________

 Вместо шапки на ходу он надел сковороду, вместо валенок - перчатки, натянул себе на пятки______________________________

Имя девочки с голубыми волосами____________________________

Кто из обитателей болота   стал женой царевича?________________

Верный друг Чебурашки?____________________________________

4. Допиши концовку:

Карабас……………………………

Кощей…………………………….

Ковёр………………………..........

Сивка………………………..........

Мальчик ………………….............

Змей……………………………….

Скатерть…………………………..

Сапоги…………………………….

Лягушка……………………….......

Гуси……………………………….

Конёк………………………….......

Жар………………………………..

Доктор…………………………….

Курочка…………………………..

Красная……………………..........

Муха………………………………

Золотая……………………………

Мышка…………………………….

2. Соотнеси качества характера с персонажами сказок Х.-К. Андерсена.

Глупость, спесь, высокомерие, чванливость.

Жадность, чванливость, ограниченность интересов.

Красота, доброта, талант, бескорыстие.

Крот («Дюймовочка»)

Король («Новое платье короля»)

Соловей («Соловей»)

3.Лес осенью .  ……………….

Меж редеющих верхушек

Показалась синева.

Зашумела у опушек

Ярко-жёлтая листва.

Птиц не слышно,

Треснет мелкий, обломившийся сучок,

И, хвостом мелькая, белка

Лёгкий делает прыжок.

Стала ель в лесу заметней,

Бережёт густую тень.

Подосиновик последний

Сдвинул шапку набекрень.

А) Как лучше всего читать стихотворение, подчеркни подходящий вариант

  • Тихо, задумчиво, задушевно
  • Трагически, с грустью и печалью
  • Весело, задорно, торжественно

 Б)  О каком времени года пишет автор, подчеркни: о весне, о лете, об осени, о зиме.

В) Придумай своё название стихотворения, запиши рядом с авторским  названием  

Г) Соедини карандашом рифмующиеся строчки

Д) как ты считаешь, герой видит лес издали или идёт по осеннему лесу, вглядываясь в детали. Подчеркни строчки, подсказывающие тебе верный ответ.

4. Данные предложения, закончи своими словами.

Лёд на речке сверкает, как ……………,    ……………….,  ………………….   .

Сосульки на крышах домов, как …………….,  ………………..,  ……………   .

Снег лежит на деревьях, словно  ……………., …………………,  …………..    .

5. Докажи, что сказка «Сивка бурка»– волшебная, а «Каша из топора» - бытовая.

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

6. Прочитай отрывки из сказок и определи вид каждой сказки.

   1. «Жил-был царь Берендей, у него было три сына, младшего звали Иваном. И был у царя великолепный сад; росла в том саду яблоня с золотыми яблоками. Стал кто-то царский сад посещать, золотые яблоки воровать».  («Иван-царевич и серый  волк».)_________________________________

   2.  «Жили были кум с кумой – волк с лисой . была у них кадочка с мёдом. А лисица любит сладкое, лежит кума с кумом в избушке да  украдкой  постукивает». («Лиса – повитуха».)_________________

Олимпиада №4.

1.     Прочитай.

Урок дружбы.

  Жили два воробья: Чик и Чирик. Однажды Чику пришла посылка от бабушки. Целый ящик пшена.

  Но Чик об этом ни словечка не сказал своему приятелю… и склевал все зёрнышки. А когда ящик выбрасывал, то несколько зёрнышек просыпались на землю.

  Нашёл эти зёрнышки Чирик, собрал в пакетик… и полетел к своему приятелю Чику.

- Здравствуй, Чик! Я сегодня нашёл десять зёрнышек пшена. Давай, их поровну разделим и склюём.

-  Не надо… Зачем?.. – стал отмахиваться Чик. – Ты нашёл – ты и клюй!

- Но мы же с тобой друзья, - сказал Чирик. – А друзья всё должны делить пополам. Разве не так?

- Ты, наверное, прав, - ответил Чик.

                                      М. Пляцковский.

    2. Определи, кто автор                          

                       название

                       жанр произведения

                       тему

                       главную мысль /идею/

  Задай три вопроса  к  тексту.

       3.  Определи, где зачин сказки:

«Я там был, мёд – пиво пил, по бороде текло, а  в рот не попало…»

 «За тридевять земель, в тридесятом государстве…»

 «Жили-были…»

«Стали они жить-поживать и добра наживать…»

        4. Определи, о каком великом русском писателе рассказали:

 Он писал басни, переводил стихи и прозу, великолепно знал литературу, интересовался театром. В Летнем саду ему поставили памятник.

  У  этого поэта была любимая няня, о которой знают все.

  Многие рассказы и басни этого писателя вошли в его же книгу «Азбука»

 5. Если бы в басне И.А.Крылова «Ворона и Лисица» не было морали, вы бы  догадались, какие недостатки людей высмеивает автор? Какие?

Олимпиадные задания по литературе.

4 класс.

Олимпиада №1.

1. Напиши зачины и концовки сказок, которые ты знаешь.

Зачины:                                                                              Концовки:

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Олимпиадные задания  по литературному чтению.

2 класс.

Олимпиада №1.

 1. Соедини линиями в правильном порядке фамилии авторов и их произведения.

К.Чуковский                        Крокодил Гена и его друзья

С.Михалков                        Федорино горе.

Э.Успенский                        Снежная королева

А.Пушкин                        Дядя Степа

Г.Х.Андерсен                        Конёк – горбунок

П.Ершов                        Сказка о рыбаке и рыбке

2. Тест.

  1. Его напугал храбрый заяц из сказки Д.Мамина – Сибиряка «О храбром зайце». ___________________
  2. Из него был сделан дом Мороза Ивановича________________________

 

  1. Кто автор строк: Я – великий Умывальник, знаменитый Мойдодыр. _______________________________________
  2. Её больше всего боялся Железный Дровосек. ________________________
  3. Имя знаменитой         няни А.С.Пушкина. _______________________
  4. Страшное помещение в доме Мальвины, куда был посажен Буратино в наказание за свою неряшливость.   ______________________________________
  5. В русских народных сказках она называется живой и мёртвой.  _______________
  6. Другое название азбуки. ____________________
  7. Что тянуло Алёнушку на дно реки и не позволило ей всплыть?  _______________

10. Назови средство передвижения Бабы-Яги?_________________________________

3. Найди пару, вспомнив полное имя или прозвище литературного героя, название сказочных предметов.

Сивка  

Алёша

Ковёр  

Лягушка

Винни

Конёк  

Ванька

Муми

Иван

Сорока

Встанька  

Горбунок

самолёт  

царевич

тролль    

Попович

бурка

путешественница  

Пух  

Белобока

 

4. Вспомни и запиши название известных тебе произведений (не менее двух названий).

Сказка: ____________________________________________________

__________________________________________________________

Рассказ: ___________________________________________________

__________________________________________________________

Стихотворение: _____________________________________________

     __________________________________________________________

 5. Спиши, соединяя части одного выражения.

Упрямый, как         черепаха.

Жить, как         курица лапой.

Плестись, как         осёл.

Писать, как         кошка с собакой.

Болтливый, как         бык.

Здоровый, как         сорока.

 6. Найди рифмы к словам:

Жара_____________________ Речка___________________

Ребята__________________.

 7.Работа с текстом. Прочитай.

Цыплята и воробьята.

        Жёлтые пушистые шарики выкатились из сарая и сразу стали искать: что бы поесть? Цыплята только появились на свет, а уже побежали за мамой-курицей… А она не кормит их - ведь цыплята сами умеют есть…

        Под крышей сарая почти весь день громкий писк. Там, в гнезде, крошечные воробьята. Вытягивают тоненькие голые шейки. Открывают большие жёлтые рты. Мама-воробьиха целый день таскает им всяких мошек, гусениц, бабочек. А воробьятам всё мало – уж очень они прожорливы.

        Удивлялись цыплята: еды на земле много, а воробьята почему-то требуют, чтоб их кормили. А воробьята, глядя на цыплят, удивлялись, как это они, только появились на свет – уже умеют еду находить самостоятельно.

         Откуда цыплятам и воробьятам знать, что все птицы – разные…

Ответь на вопросы по тексту:

1. Кто сам умеет есть?

Отмечай правильный ответ знаком «+»

 - Цыплята

 - Воробьята

2. С чем автор сравнивает цыплят? Подчеркни в тексте.

3. Чему удивляются цыплята?

      - Тому, что птицы сами ищут еду?

      - Тому, что птицы требуют, чтобы их кормили.

4. Чему удивляются воробьята?

       - Тому, что птицы сами ищут еду?

      - Тому, что птицы требуют, чтобы их кормили.

5. Подчеркни предложение в тексте, в котором выражена главная мысль.

Олимпиада №2.

1. Продолжи список известных тебе жанров и приведи пример

а) ск…………, например, ………………………………………………………….

б) ст…………, например, ………………………………………………………….

в) р …………., например, ………………………………………………………….

2.Соедини линиями названия  произведений. 

Лисья                                            лиса

Детский                                        корешки

Рак и                                             дом

Вершки   и                                   медведь

Мужик и                                      нора                                                              

4. По опорным словам составь названия  произведений.     Вспомни, кто автор этих произведений.

            СТРЕКОЗА               ЛЕБЕДЬ                   КОТЁНОК

            ФИЛИПОК               РАК                           РЫБАК

            МУРАВЕЙ                ЩУКА                      РЫБ

5. Убери лишний персонаж. Из какого произведения остальные  персонажи? Кто автор?

    ребята   утка   барсук   утята    

    Петя    Шура    ёж   сова

    Алёша   стрекоза   кошка   утята

   старуха    медведь  старик  колхозник  

Олимпиада №3.

1. Ответь на вопросы

Как называется русский героический эпос? _______________________
Кто автор «Лесной газеты». _____________________________________
Кто отправил письмо «на деревню дедушке»? ______________________
Кому принадлежит петушок из чистого золота? _______________________
«Она пела свою весёлую песенку не замечая львёнка, потому что глаза у неё были закрыты от удовольствия». Кто пел песенку? ___________________

2. Допиши пословицы.

Волков бояться – _________________________________________________
Не было гроша, __________________________________________________
Готовь летом сани, _______________________________________________

3. Получи из слова ГОД слово ВЕС, изменяя по одной букве в каждом слове. Имей ввиду, что, выполняя каждый ход у тебя должны получиться слова, а не наборы букв (5 баллов).

год 
________________(бывает у живых существ)
________________(окружает замок)
________________(синоним слова «рыбалка»)
________________(животное семейства кошачьих)
________________(природное сообщество)
вес

4. Отгадай ребусы:   ви3на    ____________________          В            ____________________
                                                                                                  АЛ

5. Закончи крылатые выражения, взятые из сказок.

Поди туда, не зная куда, ____________________________________________
Скоро сказка сказывается, ___________________________________________
Это всё присказка, __________________________________________________

6. Запиши, из каких басен эти крылатые выражения.

И в сердце льстец всегда отыщет уголок.
_________________________________________________________________
А ларчик просто открывался.
_________________________________________________________________
Ай, Моська! Знать, она сильна, что лает на слона.
_________________________________________________________________ 
Кто автор всех этих басен? _________________________________________

7. Среди перечисленных сборников стихов найдите «лишний».

«От двух до пяти», «Игрушки», «Мальчик наоборот», «Я расту».

7. У А.С. Пушкина есть такие строки:

Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса».
Какие краски осени назвал поэт?

А) тёмно-красный и блестяще-жёлтый;
Б) ярко-красный и светло-жёлтый;
В) тёмно-красный и блестяще-рыжий;
Г) тёмно-коричневый и блестяще-жёлтый.

8. Соедини линией автора с его произведением.

Братья  Гримм                                 Кот в сапогах
В. Гауф                                             Волшебник Изумрудного города
Ш. Перро                                          Храбрый портной
П. Ершов                                          Карлик Нос
А. Волков                                         Конёк-горбунок

9. Чем литературная сказка отличается от народной?

_____________________________________________________________________________

10. Из слогов «собери» пословицу.

Ша ро луч кни я га хо ший друг   
__________________________________________________________________

11. Отгадай ребусы

О
Л __________________________  100Л ___________________________  

  

Олимпиада №3.

1. Прочитай.

Тимошкин  нос.

  Бежал Тимошка по двору, да  вдруг поскользнулся  и упал.

  Захныкал Тимошка, стал нос варежкой тереть, а боль не проходит. Разозлился Тимошка и на лёд, и на сугроб, и на ребят тоже. Захотелось ему, чтобы   кто-нибудь   вместе  с   ним   поплакал.

  Огляделся Тимошка и увидел девочку Светлану – она с горы на санках каталась. Подбежал к ней Тимошка и стал грозить:

- А вот я сейчас у тебя санки отниму.                                                  

Он подумал, что девочка захнычет, побежит жаловаться. А она вдруг говорит:

- Я тебе санки и так   дам. Катайся, пожалуйста, мне не жалко.

  Удивился Тимошка. И санки у девочки отнимать почему-то расхотелось.

                                                       А. Соколовский  

2. Определи, кто автор                              

                       название

                       жанр произведения

                       тему

                       главную мысль /идею/                                                     

3. Прочитай названия русских народных сказок, добавив  гласные.

     «ГС-ЛБД»

     «ТРМК»                                                                            

     «ЛС    ТТРВ»  

     «КШ    З   ТПР»        

3. Отгадай загадку. 

Если ты его отточишь – нарисуешь все, что хочешь!

Солнце, море, горы, пляж. Что же это (………………….)

4. Напиши название сказки: 

 «Как только Лиса побежала, Рак уцепился ей за хвост. Добежала Лиса до места, а Рак не отцепляется.»  (…………………………)

5. Продолжи пословицы и поговорки. (3 балла за каждый правильный ответ)

        а) В гостях хорошо, …………….не воин

        б) Сделал дело, ………………… а дома лучше

        в) Один в поле  ………………… гуляй смело

6. Соедини линиями в правильном порядке. 

        а)          Баю-баю, баюшки,

                     Прискакали заюшки.                                                               Загадка.

                     Сели на скамеечку,

                     Попросили леечку

        б)          На дворе трава,

                      На траве дрова                                                                        Считалка.

         в)         Я могу считать до ста -

                     Времени не жалко:                                                                  Скороговорка.

                     1,2,3,4,…100

                     Вот и вся считалка.

        г)           Свою косичку без опаски                                                      Колыбельная песня

                      Она обмакивает в краски.

                      Потом окрашенной косичкой

                      В альбоме водит по страничке.                                 

7. Прочитай тексты, соедини линиями в правильном порядке. 

Жили-были на одном дворе

Козёл да Баран. Жили между

собой дружно: сена клок и                                 стихотворение

тот пополам, а коли вилы в бок –

так одному коту Ваське.

                                        

Осень добрая пришла,

Нам подарки принесла:                                                       рассказ

Гречку загорелую

И бруснику спелую.                                                         

     На дворе сильный мороз. Ребята взяли коньки.

 Они пришли к пруду.                                                               сказка

8. Соедини части одного выражения. 

Упрямый, как                            черепаха.                          

Плестись, как                            курица лапой.

Писать, как                           осёл.

9. Найди нужное слово и соедини так, чтобы получились герои сказок. 

бурка                                                  комар

дурак                                                 Царевна

лягушка                                            Сивка

пискун                                              Иван

Олимпиадные задания  по литературному чтению.

3 класс.

Олимпиада №1.

Вопрос 1. Какой литературный приём использовал П.Ершов в сказке «Конёк-Горбунёк» при описании кобылицы?

«Кобылица та была,

Вся, как зимний снег, бела».

А) олицетворение                        Б) гипербола                         В)  сравнение

Вопрос 2Соедини стрелками

1. Семь раз отмерь, один раз отрежь.                                            1. Пословица

2. Два конца, два кольца, по середине гвоздик.                           2.  Загадка

3. Шла Саша по шоссе и сосала сушку.                                        3. Закличка

4. Дождик, дождик, посильней, будет травка зеленей.                4. Скороговорка

Вопрос 3. Назови сказки по строчкам.

А) «Вдруг прилетела ласточка, закружилась над головой и что-то уронила к его  ногам».___________________________

Б) «Принёс волк барана, смотрит – медведь лезет с быком».___________________________________________________

В) «Бедняки улеглись под деревьями на душистой траве и крепко заснули»______________________________________

Вопрос 4. Добавь нужное словечко:        

  1. Сказка Ш. Перро «Красная…………………….».
  2. Сказка Ш. Перро «Синяя……………………….».
  3. Рассказ В. Осеевой «Синие ……………………».
  4. Рассказ Д. Мамина-Сибиряка «Серая …………….».

Вопрос 5. Вспомни, героям какой сказки понадобились эти предметы. Соедини название сказки и предмета стрелочкой.

Зонтик

Санки

Скорлупа грецкого ореха

Крапива

Бумажный кораблик

«Дикие лебеди»

«Стойкий оловянный солдатик»

«Оле-Лукойе»

«Снежная королева»

«Дюймовочка»

                                    
Назови автора всех этих сказок: ____________________________________

Вопрос 6. Закончи крылатые выражения, взятые из сказок:

Поди туда, не знаю куда, __________________________________________________

Скоро сказка сказывается, __________________________________________________

Это всё присказка, ________________________________________________________

Вопрос 7. Подбери несколько эпитетов к данным словам:

Глаза - ________________________________

Душа - ________________________________

Вопрос 8. Составь из данных слов пословицу, поговорку или крылатое выражение:

Терпеть, быть, казак, атаман. _________________________________________________

Смотреть, конь, дарёный, зубы. _______________________________________________

Вопрос 9. Какое из данных слов рифмуется со словом ПАЛКА? Придумай любое двустишие с этими словами.

Полька, селёдка, полка, скалка, валко.

________________________________

________________________________

Вопрос 10.  Попробуй составить рассказ об одном из предметов домашнего обихода (утюг, кран, чайник, ведро, чашка, зубная щётка и т.д.). Выбери сам такой предмет. Он может жить на кухне, в комнате или в ванной. Тебе помогут составить рассказ вопросы, которые задаёт этот предмет. Представь, что ты этот предмет.

- Что со мной происходило до того времени, когда я попал в дом? _____________________________________________

 - Как я попал в дом?                                                                             _____________________________________________

- Что  я могу делать или что со мной можно делать?                        _____________________________________________

- Кто меня больше всего любит, и кого я больше всего люблю?    ______________________________________________

- Какие интересные истории со мной происходили?                       ______________________________________________

- С какими предметами я дружу?                                                       ______________________________________________

- Кого я не очень люблю?                                                                  _______________________________________________

Олимпиада №2.

1. Вычеркни  лишнюю сказку.

«Мальчик-с-пальчик», «Стойкий оловянный солдатик», «Гадкий утёнок», «Русалочка».

2 . Какое слово пропущено в этом коротком рассказе?

«У Оли есть __________. Он весело запрыгал, когда увидел, что Оля собирается гулять».

Слова для справок: мяч, щенята, кошка, уж, пёс.

3.Что не может быть мягким, белым и тёплым одновременно?

Пластилин, одеяло, молоко, пух, хлеб.

4. Знаешь ли ты, что ГРАБ – это дерево, родственное берёзе? Уже знаешь? Тогда подумай, сколько слов можно получить, заменяя в слове ГРАБ букву А другой буквой? Напиши эти слова. ___________________________________________________________________________

5. В предложении «БумагА ИСТлела» «спрятано» слово АИСТ. Найди в предложениях «спрятанные» названия овощей.

Впереди скала. На полу кошка. На ковре паук. Банка пуста.
___________________________________________________________________________

6. По имени героя часто можно определить, какой народ сложил эту сказку. Например, сказка про Ивана – русская. А есть народная сказка, где главного героя зовут Джузеппе. Какая это сказка?

Шведская, французская, чешская, итальянская, испанская.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

2. С. Аксаков. Детские годы Багрова-внука.
3. А. Платонов. Сухой хлеб. Любовь к родине, или Путешествие воробья (Сказочное происшествие).
4. А. Цветаева. Из произведений (Детство).
5. Б. Зайцев. Из произведений (Домашний лар).
6. Л. Чарская. Княжна Джаваха. Записки институтки (Соперницы).

Обязательно прочти!
1. Абрамцева Н. К. Сказки для добрых сердец
2. Бёрнетт Ф.Э. Маленький лорд Фаунтлерой. Маленькая принцесса. Таинственный сад
3. Гринвуд Дж. Маленький оборвыш
4. Грэм Кэннет. Ветер в ивах
5. Гэллико П. Томасина. Ослиное чудо
6. Лондон Дж. Белый клык
7. Киплинг Р. Пак с волшебных холмов
8. Крапивин В. П. Алые перья стрел. Мальчик со шпагой
9. Коринец Ю. И. Привет от Вернера. Там вдали за рекой…
10. Линдгрен А. Расмус-бродяга. Приключения Эмиля из Леннеберги. Мы на острове Сальткрока. Мадикен и Пимс из Юнибаккена
11. Метерлинк М. Синяя птица
12. Ю. К. Олеша. Три толстяка
13. Пастернак Б. Л. Детство Люверс
14. Пришвин М. М. Кощеева цепь. Мирская чаша
15. Шварц Е. Л. Снежная королева. Тень. Два клена. Дракон
16. Энде М. Бесконечная книга. Приключения Джима Пуговки. Момо. Волшебный пунш.
17. В. Г. Кротов. Волшебный возок. Червячок Игнатий и его друзья. Червячок Игнатий и его друзья и его мечты. Червячок Игнатий и его друзья и его открытия.
18. А. Аверченко. Рассказы для детей.
19. Н. Тэффи, А. Аверченко, М. Зощенко. Озорные рассказы.

20. С. Алексеев. Рассказы о Суворове.

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

средняя общеобразовательная школа №7

городского округа город Нефтекамск

Республики Башкортостан

Рекомендации для семейного чтения

(в помощь родителям)

Составитель: И.В. Назарова,

 учитель начальных классов

г. Нефтекамск, 2014

Очень часто книга,

производящая глубокое впечатление на юный ум,

составляет эпоху в жизни человека. 

Смайлс С.

Во всём мире интерес к традиционной книге постепенно угасает. Печатные издания, к сожалению, отходят на второй план, уступая место разнообразным устройствам: телевизорам и компьютерам.

Не отрицая значения электронных источников информации, нельзя не заметить, что именно книги в большей степени способствуют в воспитании чувств, более глубокому освоению знаний, повышения интереса к книге.

К сожалению, не во всех семьях ежедневное чтение является традицией. В основном читают детям тогда, когда попросят сами дети, а дети, в свою очередь, чаще садятся за книги по принуждению родителей. Не многие родители после прочтения книги обсуждают с ребёнком содержание произведений, и крайне редко или чаще всего не посещают детскую библиотеку.

В наши дни особенно актуален вопрос, что читать детям, ведь исходя из этого, происходит формирование круга детского чтения – это круг тех произведений, которые читают (слушают) и воспринимают дети.

Уважаемые родители! Нами разработана брошюра «Мои любимые книжки» для обучающихся 1-4-ых классов. В список рекомендуемой литературы включены произведения авторов, с которыми ребята знакомятся в рамках школьной программы и произведения, которые мы рекомендуем  для дополнительного чтения. В сборник вошли сказки народов мира, сказки русских и зарубежных писателей, рассказы о животных, о природе, фантастические произведения.

Нам важно узнать ваше общее мнение о прочитанных произведениях.  Мы предлагаем поделиться своими впечатлениями с помощью условных знаков:

   - мне очень понравилась эта книга, рекомендую прочитать её своим друзьям.

 

  - книга интересная, но кое-что осталось непонятным. Перечитаю ещё раз, когда  стану старше

   - чтение данной книги не доставило удовольствия.

Вот несколько рекомендаций, которые вам помогут при работе с брошюрой.

  • Прививайте ребенку интерес к чтению с раннего детства.
  • Систематически читайте ребенку. Это сформирует у него привычку ежедневного общения с книгой.
  • Обсуждайте прочитанную детскую книгу среди членов своей семьи.
  • Рассказывайте ребенку об авторе прочитанной книги.
  • Если вы читаете ребенку книгу, старайтесь прервать чтение на самом увлекательном эпизоде, чтобы ребёнку самому захотелось продолжить чтение.
  • Вспоминая с ребенком содержание ранее прочитанного, намеренно его искажайте, чтобы проверить, как он запомнил ранее прочитанный текст.
  • Устраивайте дома дискуссии по прочитанным книгам.
  • Воспитывайте бережное отношение к книге, демонстрируя книжные реликвии своей семьи.

Не забудьте поделиться своими впечатлениями!  Приятного Вам чтения!

2. Э. Гофман. Щелкунчик и Мышиный король.
3. Л. Кэролл. Алиса в стране чудес. Алиса в Зазеркалье.
4. Г. М. Цыферов. Тайна запечного сверчка.
5. С. Я. Маршак. Двенадцать месяцев.
О детях и для детей.
1. Ж. Верн. Дети капитана Гранта. Пятнадцатилетний капитан. Таинственный остров.
2. Д. Гринвуд. Маленький оборвыш.
3. Д. Додж. Серебряные коньки.
4. В. Осеева. Динка.
5. В. Крапивин. Оруженосец Кашка.
6. Л. Кассиль. Великое противостояние. Кондуит и Швамбрания.
7. Е. Велтистов. Приключения Электроника.
8. В. Железников. Мальчик с красками. Голубая Катя.
О природе и животных.
1. Д. Мамин-Сибиряк. Приемыш. Емеля-охотник.
Русская классика. Проза.
1. Л. Толстой. Зеленая палочка (отрывок из "Исповеди").
2. А. Толстой. Детство Никиты.
3. Л. Чарская. Сибирочка. Записки гимназистки.
Басни. Лирика. Поэмы.
1. И. А. Крылов. Квартет. Свинья под дубом.
2. А. С. Пушкин. "Люблю тебя, Петра творенье…". Няне. Туча. Птичка.
3. И. И. Козлов. Вечерний звон.
4. А. К. Толстой. "Вот уж снег последний в поле тает…".
5. Ф. Тютчев. "Неохотно и несмело…".
6. И. А. Бунин. Листопад (отрывок).
Расширенный круг чтения:

Фольклор.
1. З. Косидовский. Библейские сказания.
2. С. Лагерлеф. Сказания о Христе.

Литературная сказка.
1. М. Ю. Лермонтов. Ашик-Кериб.
2. А. Волков. Желтый туман. Тайна заброшенного замка.
3. Кир Булычев. Путешествие Алисы.
4. Толкиен. Хоббит, или туда и обратно.
О детях и для детей.
1. А. Линдгрен. Приключения Калле Блюмквиста.
2. Г. Мало. Без семьи.
3. Д. Свифт. Приключения Лемюэля Гулливера.
4. М. Твен. Приключения Тома Сойера.
5. В. Голявкин. Рисунки на асфальте.
6. А. Рыбаков. Кортик. Бронзовая птица.
7. Ю. Сотник. Гадюка.
8. Ю. Яковлев. Верный друг. Где стояла батарея.
О природе и животных.
1. В. Астафьев. В тайге, у Енисея.
Русская классика.
Проза. 1. В. И. Даль. Ось и Чека. Война грибов с ягодами. Кузовок.

2. Т. Янссон. Шляпа волшебника. Мумми-Тролль и комета.
3. С. Хопп. Волшебный мелок.
4. П. Трэверс. Мери Поппинс.
5. З. Топелиус. Сказки.
6. А. Линдгрен. Пеппи Длинный Чулок.
7. К. Коллоди. Приключения Пиноккио. История деревянного человечка.
8. Ю. Олеша. Три толстяка.
9. В. Гауф. Холодное сердце.
О природе и животных.
1. В. Белов. Малька провинилась. Еще про Мальку. Верный и Малька.
2. Ю. Коринец. Ханг и Чанг.

Рассказы о детях и для детей.
1. С. Голицын. Сорок изыскателей.
2. И. Дик. В дебрях Кара-Бумбы.
3. Ю. Яковлев. Полосатая палка.

Современная поэзия.
1. Д. Самойлов. Мальчик строил лодку. "Город зимний…".
2. Г. Сапгир. Сны. Нарисованное солнце. Светлый день. Морская собака. Смеянцы. Людоед и принцесса, или все наоборот.
3. Г. Остер. Вредные советы.
4. Б. Заходер. Что красивей всего? Перемена. Вредный кот.
5. Ю. Ким. Отважный охотник.
6. В. Берестов. Прощание с другом.
7. А. Барто. Разговор с дочкой. Перед сном.

IV класс

Фольклор.
1. Былины: Садко, Исцеление Ильи Муромца, Илья Муромец и Соловей - Разбойник.

Литературная сказка.
1. А. Погорельский. Черная курица, или Подземные жители.
2. П. Бажов. Уральские сказы.
3. Е. Шварц. Сказка о потерянном времени. Два клена (пьеса).
4. В. Одоевский. Городок в табакерке.
О детях и для детей.
1. А. Гайдар. Тимур и его команда. Дальние страны.
О природе и животных.
1. Э. Сетон-Томпсон. Чинк.
Русская классика. Проза.
1. А.П. Чехов. Каштанка. Мальчики.
2. А. Куприн. Белый пудель. Барбос и Жулька.
3. Д. Григорович. Гуттаперчевый мальчик. В. Короленко. Слепой музыкант.
Басни. Лирика. Поэмы.
1. Н. Некрасов. Дед Мазай и зайцы.
Для самостоятельного чтения:

Фольклор.
1. Троянская война и ее герои. Приключения Одиссея (в пересказе для детей).
2. В стране легенд. Легенды минувших веков в пересказе для детей.
3. Баллады о Робин Гуде.

Литературная сказка.1. В. Гаршин. Сказка о жабе и розе.

Рекомендации по ведению читательского дневника.

Уважаемые родители!

Мы предлагаем ребятам создать читательский дневник по прочитанным произведениям. 

Мы уверены, что работа над дневником создаст условия для осмысленного чтения произведений, и  надеемся, что благодаря работе с читательским дневником Ваш ребёнок научится анализировать произведения, проявит читательский интерес и выскажет личное мнение о прочитанном. Сделайте первые шаги вместе с ребёнком. Станьте ему настоящим другом и верным спутником, пройдите вместе с ним начало интересного пути по страницам книг.

Мы будем рады, если несколько наших советов Вам в этом помогут.

  1. Посоветуйте ребёнку книгу, если он затрудняется в своём выборе. Объясните свою позицию, не давите – последнее слово за детьми.
  2. Прочитайте книгу вместе с ребёнком.
  3. Спросите, какие герои понравились и почему.

Можно применить план.

-Опиши внешность героя.

- Назови черты его характера.

- Каковы его любимые занятия.

- Что он любит есть, его любимые слова и привычки.

- Кто его друзья? Какие они?

- Хотел ли ты быть похожим на этого героя? Чем?

- А есть ли такое, что тебе в нём не нравится? Почему?

- Нарисуй портрет любимого героя.

  1. Обсудите самые запоминающиеся места.

Можно применить план.

- Какой отрывок тебе понравился больше? О чём он?

- Почему он оставил тебя неравнодушным? Напиши несколько слов об этом. Нарисуй к отрывку иллюстрацию.

- Подумай, что ты расскажешь своему другу об этой книге.

  1. Выделите главную мысль произведения. Запишите её. Подберите пословицу. По
  2. За работой не забудьте, что главная цель – выражение индивидуальности ребёнка, его мнение и впечатления.
  3. Предложите создать совместную работу. Участвуйте всей семьёй. Пусть Ваш ребёнок почувствует, что читать не только интересно и полезно, но весело и приятно, потому что ВМЕСТЕ!

Читайте! Творите! Общайтесь!

Желаем Вам удачи!

Уважаемые родители!

Мы предлагаем список литературы для дополнительного чтения. Данный список носит рекомендательный характер. Вместе с ребёнком вы можете выбрать и прочитать  любую книгу. Мы надеемся, что в предложенном списке есть те книги, которые когда-то были с интересом прочитаны вами и вы сможете  помочь открыть ребёнку сказочный мир книг.

Хотим обратить ваше внимание на то, что дети-первоклассники больше всего любят читать сказки. Этот жанр им близок и нетруден для усвоения. Конечно, лучше начинать с простых сказок — народных. Потом можно переходить и к другим жанрам.

Мы советуем выбирать правильный путь в соответствии с особенностями вашего ребенка и предлагаем использовать специальные техники, помогающие развить интерес к чтению у детей. Вот некоторые из них:

* В младшем школьном возрасте для чтения лучше использовать книги с крупным шрифтом и красочными картинками. Толщина книг не так важна. Важно заинтересовать ребенка содержанием книги. Для этого можно охарактеризовать героев, фигурирующих в книге. Можно раскрыть книгу в середине и увлечь ребенка картинкой, а потом предложить вернуться к началу книги и узнать, в чем дело, почему герой находится в море (или в лодке, или на горе и пр.).

* Начинать чтение необходимо тогда, когда у ребенка хорошее настроение. Ни в коем случае чтение не должно быть наказанием. Этим формируется негативное восприятие чтения, и никакая красочная книга не поможет его преодолеть. Надо готовить ребёнка к чтению. Здесь важна психологическая готовность ребенка к трудному действию. Если он играл, прыгал и кричал, необходимо дать время для успокоения. Можно что-то интересное рассказать. «Подвести» к чтению, заинтересовать этим действием.
* Интересен такой прием, когда книгу читают по очереди — ребенок и родитель. По одной страничке или по одному отрывку. Или еще один совет. Можно начать интересную книгу взрослому, потом остановиться на самом интересном месте и предложить ребенку прочитать дальше.

* Когда ребенок читает, необходимо очень внимательно его слушать. Ни в коем случае не делать каких-то, пусть и важных для взрослого, дел. Все внимание ребенку. Только так вы можете показать ему, что чтение очень важное дело для всей семьи.
* Еще один прием. Можно рассказать ребенку часть сказки или рассказа (самый интригующий кусочек), а потом сделать вид, что что-то забылось, и попросить ребенка прочитать, напомнить.

* Конечно, после прочтения обязательно надо поговорить с ребенком о прочитанном. Это очень важно и для усвоения содержания, и для развития интереса к чтению, и для формирования нравственных качеств ребёнка, поскольку книги несут в себе обязательно нравственную нагрузку.

Надеемся наши советы Вам обязательно помогут.

Приятного Вам чтения!


3. Стихи о зиме. А. Пушкин. Зимнее утро. Зимний вечер. Зимняя дорога. И. Никитин. Встреча зимы. Н. Некрасов. "Не ветер бушует над бором…". С. Есенин "Разгулялась вьюга…". Б. Пастернак. Снег идет.
4. Стихи о весне. А. Плещеев. Весна. Н. Некрасов. Дед Мазай и зайцы. И. Бунин. "Бушует полая вода…". Ф. Тютчев. Весенняя гроза. А. Фет. Весенний дождь. А.К. Толстой. "Вот уж снег последний в поле тает…".
Из истории Отечества.
1. А. Ишимова. История России в рассказах для детей (отр).
Для семейного чтения:

Фольклор.
1. В. и Л. Успенские. Мифы Древней Греции. Золотое руно. Двенадцать подвигов Геракла.
Литературные сказки.
1. Братья Гримм. Принц-лягушонок, или Генрих Железное Сердце.
2. Ш. Перро. Рике с хохолком. Ослиная шкура.
3. Н. Носов. Незнайка на Луне.
4. А. Волков. Волшебник Изумрудного города. Урфин Джюс и его деревянные солдаты. Семь подземных королей. Огненный бог маранов.
5. Т. Крюкова. Гордяка. Губок чародея. Заклятие гномов.
6. Л. Гераскина. В стране невыученных уроков.
7. А.С. Пушкин. Сказка о мертвой царевне… Сказка о царе Салтане…
8. Э. Распэ. Приключения Мюнхгаузена(отр).
О природе и животных.
1. В. Дуров. Наша Жучка.
2. Ю. Коваль. Каритан Клюквин.
3. Д. Мамин-Сибиряк. Медведко.

Рассказы о детях и для детей.
1. Н. Носов. Приключения Толи Клюквина.
2. В. Медведев. Баранкин, будь человеком!
Русская классика для детей.
1. А. Куприн. Слон.
2. Ф. Достоевский. Анекдот из детской жизни.
3. М. Зощенко. Великие путешественники.
4. Н.Г. Гарин-Михайловский. Детство Темы.

Русская классическая поэзия. Басни.
1. М. Лермонтов. Утес. Горные вершины. Два великана.
2. И. Никитин. Утро.
3. Н. Некрасов. Перед дождем. Дед Мазай и зайцы.
4. К. Бальмонт. Шорохи. Капля. Золотая рыбка.
5. И. Бунин. Детство. Полевые цветы.
6. С. Есенин. С добрым утром!
7. А. Фет. Рыбка. "Я пришел к тебе с приветом…", "Зреет рожь над жаркой нивой…"
8. А.К. Толстой. "Звонче жаворонка пенье…", "Где гнутся над омутом лозы…"
Из истории Отечества.
1. В. Драгунский. Арбузный переулок (память о Великой Отечественной войне).

Расширенный круг чтения:
Литературные сказки.

 1. Э. Успенский. Школа клоунов.

4. А. Пришелец. Наш край. Снежинка. Последние листья.
5. А. Барто. Веревочка. Друг. Я выросла. "Малыши среди двора…" Игра в слова. "Две сестры глядят на братца…" Разлука. Одиночество.
6. Г. Остер. Сказка с подробностями.
7. Д. Родари. Чем пахнут ремесла? Какого цвета ремесла?
Из истории Отечества.
1. А. Старостин. Куликовская битва
2. Я. Тайц. Приказ.
3. А. Приставкин. Портрет отца.

III класс

Фольклор.
1. Русские народные сказки: Сивка-бурка. Никита Кожемяка. Бой на Калиновом мосту. Волшебное зеркальце. Безручка.
2. Сказки народов мира: французская сказка "Суп из-под кнута", чешская сказка "Волшебные спицы", осетинская сказка "Что дороже?", американская сказка "Отчего у ослов длинные уши?", армянская сказка "Заказчик и мастер" ТЧ, немецкая сказка "Три брата", "Маленькие человечки", индийская сказка "Золотая рыба", норвежская сказка "Как мальчик к Северному ветру за своей мукой ходил", немецкая сказка "Лиса и гуси", французская сказка "Волк, улитка и осы", африканская сказка "О том, как лиса обманула гиену".
3. Былинные сказки: Исцеление Ильи Муромца. Илья Муромец и Соловей Разбойник.
4. Вавилонская башня и другие древние легенды. Под общей редакцией К. Чуковского.
5. В. и Л. Успенские. Мифы Древней Греции. Золотое руно. Двенадцать подвигов Геракла.
Литературные сказки.
1. С. Аксаков. Аленький цветочек.
2. В. Гаршин. Лягушка-путешественница.
3. Д. Мамин-Сибиряк. Аленушкины сказки.
4. Г. Х. Андерсен. Гадкий утенок. Оле-Лукойе.
5. Л. Чарская. Царевна Льдинка. Чародей Голод. Дочь Сказки. Подарок феи.
О природе и животных.
1. Б. Житков. Рассказы

О животных.
2. К.Г. Паустовский. Кот-ворюга. Жильцы старого дома. Мой дом. Прощание с летом. Корзина с еловыми шишками. Подарок. Теплый хлеб. Барсучий нос.
3. В. Бианки. Неслышимка.

Рассказы о детях и для детей.
1. В. Драгунский. Девочка на шаре. Надо иметь чувство юмора. Кот в сапогах. Англичанин Павля. Независимый горбушка.
Русская классика для детей.
1. Л. Толстой. Акула. Прыжок. Лев и собачка. Птичка.
2. И. Тургенев. Воробей. А. Чехов. Белолобый.

Русская классическая поэзия. Басни.
1. И. Крылов. Слон и Моська. Мышь и Крыса.
2. Стихи об осени. Н. Некрасов. Перед дождем. "Славная осень!..", М. Лермонтов. Утес. Горные вершины. Два великана. Осень. К. Бальмонт. Осень. С. Есенин. "Нивы сжаты, рощи голы…" Ф. Тютчев. "Есть в осени первоначальной…" А. Фет. Рыбка. "Ласточки пропали…" "Зреет рожь над жаркой нивой…"

I класс

Фольклор.
1. Русские народные сказки: Хаврошечка. Русские народные сказки о животных: Зимовье зверей, Кот, лиса и петух, Лиса и заяц, Бычок - смоляной бочок, Лиса и журавль. Лисичка-сестричка и волк, Петушок Золотой гребешок.
2. Сказки народов мира: африканская сказка "Малыш леопард и малыш антилопа", черногорская сказка "Милош находит мать".
3. Шотландские народные сказки. Крошка Вилли Винки. Пересказала И. Токмакова.
4. Английские народные песенки. Храбрецы. Перевод С. Маршак.
5. Английские детские песенки. Плывет, плывет кораблик. Перевод С. Маршака.
6. Чешские народные песенки для детей. Хоровод. Пересказал С. Маршак.
7. Словацкая сказка "У солнышка в гостях".

Литературная сказка.
1. Г.Х. Андерсен. Принцесса на горошине. Стойкий оловянный солдатик.
2. А. Линдгрен. Три повести о Малыше и Карлсоне. Мио, мой Мио.
3. В. Гауф. Калиф-аист.
4. А. Милн. Винни Пух и все-все-все.
5. Братья Гримм. Король Дроздобород. * Умная Эльза.
6. Ш. Перро. Спящая красавица.
7. Д. Родари. Путешествие Голубой стрелы.
8. А.С. Пушкин. Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях. Сказка о царе Салтане…
9. П. Ершов. Конек-горбунок.
10. П. Бажов. Серебряное копытце. * Голубая змейка.
11. В. Катаев. Дудочка и кувшинчик.
12. К. Чуковский. Доктор Айболит. Тараканище. Бармалей.
13. М. Пляцковский. Разноцветные зверята.
14. Г. Цыферов. Как лягушонок искал папу.
15. А. Митяев Богатыри.

Рассказы о детях и для детей.
1. Л. Толстой. Рассказы из "Русской азбуки".
2. Н. Носов. Живая шляпа. Дружок. Фантазеры. Карасик. Веселая семейка и другие рассказы. Приключения Незнайки и его друзей.
3. В. Драгунский. "Он живой и светится…"
4. В. Осеева. Волшебное слово. Почему? Синие листья.
5. Б. Житков. Как я ловил человечков.

О животных.
1. В. Бианки. Синичкин календарь. Лесные домишки. Оранжевое горлышко.
2. Г. Снегирев. Скворец. Хитрый бурундучок и другие рассказы.
3. Н. Сладков. Разноцветная земля. * Лесные сказки.
4. М. Пришвин. Еж. Ребята и утята.
5. И. Соколов-Микитов. Листопадничек.

Русская классическая поэзия. Басни.
1. А.С. Пушкин. "Зима! Крестьянин торжествуя…", "Румяной зарею…"
2. Н. Некрасов. "Не ветер бушует над бором…"
3. К. Бальмонт. Снежинка.

4. С. Есенин. "Поет зима - аукает…"
5. С. Черный. На коньках. Про девочку, которая нашла своего мишку. Кто?
6. И.А. Крылов. Лебедь, рак да щука. Стрекоза и муравей. Ворона и лисица
.

Современная поэзия.
1. Н. Рубцов. Воробей. Ворона.
2. А. Барто. В защиту Деда Мороза.
3. Г. Сапгир. Подарки весны. Садовник. Кошка и я. Лесная азбука. Четыре конверта. Сказка о лесной музыке.
4. Е. Трутнева. Осень.
5. И. Пивоварова. Долго мы искали. О чем мечтала туча. Синий вечер.
6. О. Дриз. Стеклышки. Пуговки. Сто весенних лягушат. Когда человеку шесть. Виолончель. Глоток воды.
7. Ю. Мориц. Это - да! Это - нет! Любимый пони. Пони.
8.  Д. Родари. Поезд стихов.
9. В. Берестов. Сказки, песни, загадки. Мастер Птица.
10. В. Берестов. Жаворонок. По дороге в первый класс.
11. И. Токмакова. Плим.
12. Р. Сеф. Необычный пешеход. Ключ от сказки.
13.С.В. Михалков. Стихи для детей.

II класс

Фольклор.
1. Русские народные сказки: Гуси-лебеди. Морозко. Два мороза. Снегурочка. Иван-царевич и серый волк. Сестрица Аленушка и братец Иванушка. Мальчик с пальчик. Финист Ясный Сокол. Семь Симеонов-семь работников.
2. Сказки народов мира: украинская сказка "Колосок" венгерская сказка "Два жадных медвежонка", татарская сказка "Три дочери", латышская сказка "Как петух лису обманул", белорусская сказка "Легкий хлеб", нанайская сказка "Айога", немецкая сказка "Бабушка Метелица", японская сказка "Журавлиные перья", американская сказка "Муравей и пшеничные зерна".
3. Богатырские сказки.
Литературные сказки.
1. Братья Гримм. Золотой гусь и другие сказки.
2. Ш. Перро. Кот в сапогах. Золушка.
3. Г.Х. Андерсен. Дюймовочка. Огниво. Снеговик.
4. В. Одоевский. Мороз Иванович. Городок в табакерке.
5. Д. Мамин-Сибиряк. Сказка про храброго Зайца - Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост. Серая Шейка.
О природе и животных.
1. В. Бианки. Музыкант. Аришка-трусишка. Сова. Хитрый Лис и умная Уточка. Наводнение в лесу. Купание медвежат. Приспособился.. Приключения Муравьишки.
2. М. Пришвин. Журка. Хромка. Глоток молока. Золотой луг. Лисичкин хлеб. Птицы под снегом.
3. Е. Чарушин. Страшный рассказ. Кот Епифан. Друзья. Никита-охотник. Томкины сны.
4. Н. Сладков. Всему свое время. Барсук и Медведь. Лиса-плясунья. Сорока и Заяц. Почему год круглый? Медвежья горка.
5. Г. Скребицкий. Заботливая мамаша. Жаворонок. Как белочка зимует. Чем дятел кормится
6. Г. Снегирев. Про пингвинов.

Рассказы о детях и для детей.
1. Л. Толстой. Два товарища. Филиппок. Котенок. Гроза в лесу. Как волки учат своих детей. Пожар. Деревья дышат. Азбука. Какая бывает роса на траве. Куда девается вода из моря?

Русская классическая поэзия. Басни.
1. А.С. Пушкин. "Унылая пора! Очей очарованье…", "В тот год осенняя погода…", "Уж небо осенью дышало…", "За весной, красой природы…", "Опрятней модного паркета…"
2. С. Есенин. Ночь. Береза. Черемуха, "Нивы сжаты, рощи голы…"
3. Ф. Тютчев. "Чародейкою зимою…", Весна.
4. А.А.Фет. "Ласточки пропали…"
5. И.А. Крылов. Мартышка и очки. Стрекоза и муравей.
6. Н. Некрасов. Саша.
7. И. Никитин. "Полюбуйся, весна наступает…"
8. В. Маяковский. Что такое хорошо и что такое плохо?
Из истории Отечества.
1. С. Алексеев. Генералам генерал (о Суворове)
Для самостоятельного чтения:

Фольклор.
1. Малые жанровые формы.
2. Былины "Добрыня Никитич", "Добрыня и Змей".
3. Богатырские сказки.
Литературные сказки.
1. А. С. Пушкин. Сказка о рыбаке и рыбке.
2. Г. М. Цыферов. Дневник медвежонка. Про цыпленка, солнце и медвежонка. Что у нас во дворе? Смешная сказка.
3. В. Медведев. Как Воробьенок придумал голосами меняться
4. Э. Успенский. "Дядя Федор, пес и кот".
5. Т. Крюкова. "Дом вверх дном". "Алле-оп!"
6. Д. Биссет. Беседы с тигром. Все кувырком.
7. Б. Поттер. Ухти-Тухти.
8. Я. Экхольн. Тутта Карлсон Первая и единственная. Людвиг Четырнадцатый и другие.
9. Э. Хоггард. Мафин и его веселые друзья.
10. А. Толстой. Приключения Буратино.
11. А. Волков. Волшебник Изумрудного города.
12. М. Пляцковский. Разноцветные зверята.
О природе и животных.
1. Б. Житков. Храбрый утенок. Как слон спас хозяина от тигра
2. И. Соколов-Микитов. Лес осенью. Перед зимой. Ай да мороз! Зима вьюжная. Весна Красна. Поля оживают. Май. Горячая пора. Приготовились к зиме Русский лес. Лесные картинки.

Рассказы о детях и для детей.
1. В. Осеева. Сыновья.
2. В. Драгунский. Заколдованная буква. Тайное становится явным. Друг детства. Сестра моя Ксения.
3. Н. Артюхова. Трусиха. Большая береза.
4. Е. Пермяк. Бумажный змей. Пропавшие нитки и другие сказки.

Современная поэзия.
1. Б. Заходер. Что красивей всего? Товарищам детям. Буква Я. Песенки Винни Пуха. Кит и Кот. Птичья школа.
2. В. Берестов. Знакомый. Стук в окно. Путешественники. Где право, где лево. Приятная весть. Кисточка.

3. Н. Рубцов. "Привет, Россия…", "У сгнившей лесной избушки…"