ЭССЕ
Предварительный просмотр:
Эссе «Я -педагог».
Раннее утро… Начало нового дня… Тишина… Все ещё спят… Подхожу к окну и наблюдаю, как медленно падают снежинки. Что принесёт мне новый день? Какие сюрпризы меня ожидают? Пока не знаю. Но чувствую: сердце уже бешено колотится. Я вся в предвкушении чего-то нового, интересного, чего-то такого, что заставляет находиться в приятном волнении и приподнятом настроении. Почему? Потому что я - педагог, учитель, потому что каждый день меня ждут тридцать два любознательных ребёнка, не просто ждут, а встречают, приветствуют, радуются, делятся новостями…
Воспоминания волной нахлынули на меня. Когда мне было лет пять, я также сидела у окна и наблюдала за снежинками. Напротив нашего дома находилась школа. В больших окнах горел свет. Я видела, как дети бегают по классу. Но вот вошёл учитель, взмахнул указкой и, как по волшебству, все притихли, сели на свои места и устремили взгляд на него. Мне тогда показалось, что учитель – это волшебник, а указка – волшебная палочка. Тогда я поняла, что хочу быть учителем, хочу заходить в класс и одним только жестом или взглядом приковывать внимание детей. Своими мыслями я поделилась с мамой. Она меня полностью поддержала, но сразу предупредила, что профессия эта нелёгкая «учительство – это искусство, труд не менее творческий, чем труд писателя или композитора, но более тяжёлый и ответственный». Мама всю свою жизнь посвятила воспитанию детей, хотя специального образования у неё не было. Наверное, её любовь к детям передалась и мне.
Мой первый класс… Любознательный и неусидчивый, подвижный и порой неуправляемый, совсем непростой.
На первом уроке подгибаются колени, дрожит голос. 28 детей… 28 пар любопытных глаз… 28 характеров… 28 личностей…
Становится понятно, что волшебство учителя не во взмахе указкой, а в умении заинтересовать, привлечь, направить, научить, найти общий язык с каждым учеником. Да, это настоящая проблема. И для того, чтобы её решить, важно научить ребёнка креативно мыслить, быть уверенным в себе, подтолкнуть его к активным действиям. Ведь именно в действии рождается знание.
Одним из моих принципов является доверие друг к другу. Я должна приложить все усилия, чтобы дети тянулись ко мне не только как к учителю, но и как к наставнику, другу, единомышленнику и хорошему собеседнику.
Я часто вспоминаю любимую фразу своего наставника, учителя с большой буквы Кирман О.Д.: «Уча других, мы учимся сами».
Я работаю с детьми. Чему же у них можно научиться? Отвечу: любви. Той чистой любви, которая бывает только у детей: бескорыстной, преданной, светлой. Ведь только дети умеют любить не за что-то, а просто так. Часто можно услышать фразу, что учитель не обязан любить своих учеников, что главное – это уважение к маленькому человеку. Может быть это и так, но как-то получается, что для учителя дети становятся родными, любимыми, а они, в свою очередь, верят, что являются единственными и неповторимыми. Поэтому учитель, как и ребенок, должен быть источником искренней любви, доброты и тепла, ведь иначе никакие знания не принесут желаемого результата. А где найти вдохновение, чтобы этот источник не иссякал?
Моя семья… Любимая, уютная, душевная… Я жена, мать. Я всегда ощущаю заботу близких людей, чувствую их понимание и отзывчивость. Ведь работа учителя не ограничивается только уроками, переменами, собраниями, совещаниями, учитель работает и дома. Даже тогда, когда я сижу, склонив голову над тетрадками, готовлюсь к урокам, веду долгие телефонные разговоры с родителями, моя семья с пониманием относится ко всему и старается меня поддержать. А это очень важный стимул.
Так и ученикам захочется действовать, творить, расти, идти вперёд, покорять новые вершины тогда, когда они будут чувствовать любовь, поддержку и заботу учителя. Если хочешь, чтобы ребёнок был счастливым, важно быть счастливым самому. Это ещё один из моих принципов.
Друзья, единомышленники… А способен ли учитель в одиночку сделать детей счастливыми? Наверное, нет. Ведь даже птице для того, чтобы взлететь, необходимы два крыла, а чтобы ребёнок стал успешным и счастливым, нужна помощь и поддержка и учителя, и родителей. Ещё В.А. Сухомлинский говорил: «Только вместе с родителями, общими усилиями, учителя могут дать детям большое человеческое счастье». Считаю, очень важно находить время на то, чтобы побеседовать с каждым родителем, порой отменяя все свои запланированные дела. На мой взгляд, это здорово, когда педагог выступает в роли друга и советчика, формулирует общие с родителями цели и ценности, касающиеся ребенка, совместно решает возникающие проблемы. Именно такое сотрудничество поможет решить одну из важнейших проблем современного образования - отсутствие у школьников желания учиться. Вместе с тем это позволит вернуть доверие родителей к школе, которое, к сожалению, в последнее время постепенно теряется. И тогда семья и школа станут друзьями и единомышленниками.
Я учитель. Я виртуоз? Более 20 лет в школе… Столько учеников прошли через мои руки и сердце! А сколько уроков проведено.. А тетрадей проверено… Наверное, можно сказать, что я знаю все хитрости и тонкости профессии учителя? Конечно, нет. Ведь меняется время, меняется школа, а значит должен меняться и учитель. Профессии учителя можно позавидовать, так как она даёт возможность развиваться ежедневно, ежеминутно.
Воспитать человека с современным мышлением, способного самореализоваться в жизни, могут только педагоги, обладающие высоким профессионализмом. Для этого важно активно развиваться, наращивать свой опыт, совершенствовать личностные качества. Как говорил К.Д. Ушинский: «Учитель живёт до тех пор, пока учится, как только он перестаёт учиться, в нём умирает учитель».
Каждый человек смотрит на мир сквозь окошко своей души и видит его по-своему. Цвет своего мира мы выбираем сами. Мы сами ставим для себя жизненные цели, определяем профессиональные приоритеты, сами делаем выбор тех принципов, которыми будем руководствоваться. И мы должны научить этому выбору тех, кого нам доверяют, своих учеников. Вот тогда огонь души, который дан детям при рождении, будет светить ярче с каждым днём и освещать их жизненный путь. А это и есть та вершина, к которой должен стремиться каждый учитель.
Пролетел незаметно ещё один день. И вновь тишина. За окном всё так же падают снежинки. А я уже думаю о том, что ждёт меня завтра…