Мой Башкортостан
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Башкирский народ-традиции и обычаи | 32.38 КБ |
Башкортостан-земля моих предков | 15.34 КБ |
Легенды и предания башкирского народа | 15.47 КБ |
Происхождение башкир | 93.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Башкирский народ:
культура, традиции и обычаи
Российская Федеративная республика является многонациональным государством, здесь живут, работают и чтут свои традиции представители многих народов, одним из которых являются башкиры, проживающие в Республике Башкортостан (столица Уфа) на территории Приволжского Федерального округа. Надо сказать, что башкиры проживают не только на данной территории, их можно встретить повсеместно во всех уголках РФ, а также в Украине, Венгрии, Казахстане, Узбекистане, Туркмении и Киргизии.
Башкиры или как они сами себя называют башкорты – коренное тюркское население Башкирии, по статистическим данным на территории автономной республики проживает около 1,6 миллиона человек данной национальности, значительное количество башкир проживает на территории Челябинска (166 тысяч), Оренбурга (52,8 тысячи), около 100 тысяч представителей данной народности размещаются в Пермском крае, Тюмени, Свердловской и Курганских областях. Их религия – исламский суннизм. Башкирские традиции, их быт и обычаи очень интересны и отличаются от других традиций народов тюркской национальности.
Культура и быт башкирского народа
До конца 19 века башкиры вели полукочевой образ жизни, однако постепенно стали оседлыми и освоили земледелие, восточные башкиры еще некоторое время практиковали выезды на летнее кочевье и летом предпочитали жить в юртах, со временем, и они стали жить в деревянных срубах или глинобитных хижинах, а потом и в более современных сооружениях.
Семейный быт и празднование народных праздников Башкиров практически до конца 19 столетия был подвержен строгим патриархальным устоям, в которых еще в дополнении присутствовали обычаи мусульманского шариата. В системе родства прослеживалась влияние арабских традиций, которые подразумевали четко деление линии родства на материнскую и отцовскую часть, это было необходимо впоследствии для определения статуса каждого члена семьи в наследственных вопросах. Действовало право минората (преимущество прав младшего сына), когда дом и все имущество в нем после смерти отца переходило к младшему сыну, старшие братья должны были получить свою долю наследства еще при жизни отца, когда они женились, а дочери когда выходили замуж. Раньше башкиры довольно рано выдавали своих дочерей замуж, оптимальным возрастом для этого считалось 13-14 лет (невеста), 15-16 лет (жених).
Богатые башкорты практиковали многоженство, ведь ислам разрешает иметь до 4-х жен одновременно, причем существовал обычай сговаривать детей еще в колыбелях, родители выпивали бата (кумыс или разведенный мед из одной пиалы) и таким образом заключали свадебный союз. При вступлении в брак за невесту было принято давать калым, который зависел от материального состояния родителей новобрачных. Это могли быть 2-3 лошади, коровы, несколько нарядов, пары обуви, расписной платок или халат, матери невесты дарилась лисья шуба. В брачных отношениях чтили старинные традиции, действовало правило левирата (младший брат должен жениться на жене старшего), сорората (вдовец женится на младшей сестре своей покойной жены). Ислам играет огромную роль во всех сферах общественной жизни, отсюда и особое положение женщин в кругу семьи, в процессе женитьбы и развода, а также в наследственных отношениях.
Традиции и обычаи башкирского народа
Основные празднества башкирский народ проводит весной и летом. Народ Башкортостана отмечает Каргатуй «грачиный праздник» в то время когда весной прилетают грачи, смысл праздника – это празднование момента пробуждения природы от зимнего сна и также повод обратиться к силам природы (кстати, башкиры считают, что именно грачи тесно с ними связаны) с просьбой о благополучии и плодородии грядущего сельскохозяйственного сезона. Раньше участвовать в гулянии могли исключительно женщины и подрастающее поколение, сейчас эти ограничения сняты, и мужчины тоже могут водить хороводы, кушать ритуальную кашу и оставлять её остатки на специальных валунах для грачей.
Праздник плуга Сабантуй посвящен началу работ в полях, все жители селения приходили на открытую местность и участвовали в различных соревнованиях, они боролись, состязались в беге, скакали наперегонки на лошадях и перетягивали друг друга на веревках. После определения и награждения победителей накрывали общий стол с различными кушаньями и угощениями, обычно это было традиционный бешбармак (блюдо из крошеного отварного мяса и лапши). Раньше этот обычай проводился с целью задобрить духов природы, чтобы они сделали землю плодородной, и она дала хороший урожай, а со временем это стал обычный весенний праздник, знаменовавший начало тяжелых сельскохозяйственных работ. Жители самарской области возродили традиции и Грачиного праздника и Сабантуя, которые они отмечают каждый год.
Важный праздник для башкир носит название Джиин (Йыйын), в нем участвовали жители сразу нескольких селений, во время его проведения проводились различные торговые операции, родители договаривались о браке детей, проходили ярмарочные распродажи.
Также башкиры чтут и отмечают все мусульманские праздники, традиционные для всех приверженцев ислама: это и Ураза-байрам (окончание поста), и Курбан-байрам (праздник окончания хаджа, в который обязательно нужно приносить в жертву барана, верблюда или корову), и Маулид-байрам (славится Пророк Мухаммад).
Предварительный просмотр:
«Башкортостан – земля моих предков».
Сколько в ней климатов, сколько народов, сколько языков, нравов и верований».
Екатерина Великая.
Мы живем в России. Россия – самая большая в мире страна.
Наша Россия такая огромная, что если бы из одного конца России в другой была проложена ровная дорога, и мы бы шли по ней по 10 часов в день, то потратили бы целых 200 дней!
Это почти семь месяцев! Представь, что нам пришлось бы идти всю зиму и всю весну, шли бы мы без выходных, и только к лету мы бы дошли до другого края России! Потому что Россия простирается с запада на восток на 10 тысяч километров!
В России есть много городов, сел и деревень.
В России живут люди разных национальностей: русские, башкиры, татары, чуваши, украинцы, удмурты, эвенки, армяне, греки … И все мы живем дружной семьей.
Есть у нас в стране древние Уральские горы.
Когда-то, давным-давно, много сотен лет назад, здесь стали жить племена, которые назывались башкирами. И земля эта стала называться башкирской землей. Башкиры в то далекое время были кочевым народом и очень воинственным. Воинственными им приходилось быть потому, что на их родную землю постоянно и со всех сторон покушались враги: ведь башкирская земля очень богата и красива.
И мудрые башкиры решили: чтобы не потерять свою землю, чтобы успешно защищать свою землю от многочисленных врагов, нужно присоединиться к могучему Российскому государству. Башкиры решили просить русского царя принять их под свое подданство. Первыми признали себя подданными московского царя племена, живущие по нижнему течению реки Белой. Это произошло в далекие 1554 - 1555 годы. Предание рассказывает, что от племени Гайна ездил в Казань, к наместнику царя, Айсукбий.
В 1557 году башкирские посольства побывали в Москве. Они привезли туда богатые подарки русскому царю и ясак (дань) в казну. Царь дал им жалованные грамоты, которыми закрепил их подданство русскому царю Ивану Грозному.
Итак, больше 400 лет назад на башкирской земле стали селиться русские люди, они строили города, фабрики и заводы. Постепенно наша земля стала заселяться и другими народами. Башкирия стала их родиной. Сейчас в Башкирии проживает больше 120 народов! И у нас у всех одна большая Родина – Россия, и малая родина – Башкирия, - самое лучшее место на земле!
Башкирию еще называют Республикой Башкортостан. Башкортостан (страна башкир) – так называли свой край башкиры с давних времен.
Чтобы больше узнать о месте, где мы родились, живем и будем жить, когда вырастем, мы с тобой отправимся в путешествие по нашему родному краю .
Сначала мы будем путешествовать на страницах нашей книги. Ведь любой путешественник изучает маршрут по карте, много читает о местности, которую собрался посетить. И мы с тобой поступим так же.
А, когда ты подрастешь, то сможешь путешествовать и по-настоящему: сплавляться по рекам, спускаться в пещеры, бродить по заповедным местам, гостить у друзей, живущих в разных городах и селах, и тогда ты сможешь по-настоящему оценить – какой ты счастливый, что родился именно здесь – в прекрасной Башкирии!
В Башкирии живет замечательный народ. И есть у нас люди, которые прославили наш родной край на всю страну. Мы тебе будем рассказывать об этих людях.
У нас в Башкирии жил замечательный человек – Мустай Карим
Мустай Карим – известный башкирский поэт и писатель. Его книги читают не только в Башкирии, но и во всей России.
Прочитай его стихотворение:
О БЕРЕЗОВОМ ЛИСТЕ (сокращ.)
Взгляни на глобус:
Вот он - шар земной,
На нем Башкирия
С березовый листок величиной.
Всего лишь навсего
Не больше
Обыкновенного листка,
Береза же - великая Россия -
Так зелена, так высока!
Веками тот листок
Сорвать с березы
Пытались и огонь,
И ливни, и морозы,
Заморские далекие ветра,
И заморозки
С самого утра.
Но зеленел листок
Среди ветвей,
Питаясь соком
Матери своей.
Посмотри, как интересно сравнил поэт Башкирию с березовым листом, который растет на березе-России.
А еще можно нашу Россию представить в виде большого корабля. На этом корабле очень большая команда моряков, и живут они в разных каютах. Моряки дружно работают для того, чтобы корабль плыл по заданному курсу, и все дружат между собой. Потому что, если команда не будет дружной, то такой корабль, конечно, никуда не будет плыть, а, если случится шторм, то может и погибнуть.
Корабль с названием «Россия» имеет дружную команду! И моряки отряда под названием «Башкирия» - сильные, дружные и смелые! Никакие бури и штормы не страшны России!
Вопросы:
1. Как называется наша страна, наше государство?
2. Россия - очень большая страна? Расскажи.
3. А где живем мы с тобой?
4. Где находится Башкирия? Сможешь найти на глобусе место, где находится Башкирия?
5. Как зовут башкирского поэта, который написал стихотворение «О березовом листе»?
6. Что случится с кораблем, если моряки будут лениться или ссориться между собой?
7. Как должны жить люди в России, чтобы всем было хорошо?
Предварительный просмотр:
Легенды и предания башкирского народа.
Агидель и Караидель.
Однажды встретились Агидель и Караидель, и решили утром вместе отправиться в путь.
Проснулась поутру Агидель, а той и след простыл. Желая догнать Караидель, поскакала Агидель от скалы на скалу, от одного горного кряжа на другой, но догнать так и не смогла. Повернула она обратно и пошла другим путем.
Поэтому, если один берег Агидели вздыбился крутыми скалами и высокими холмами, то другой — сплошная равнина. Если одна ее сторона — низина, то другая на всем своем протяжении — горный хребет.
Асылыкуль.
Много-много лет назад этого озера не существовало.
Через аул Бурангулово протекала река под названием Асылы. Она впадала в реку Сармасан. На месте озера возвышалась гора под названием Ташлытау (Каменная гора), и все вокруг было покрыто лесами.
Несколько сот лет назад из-за той горы летним днем взошла черная туча. Началась сильная гроза, полил ливень. Он был настолько сильным, что река Асылы затопила весь аул. Но гром и молния продолжались. Вся земля задрожала, затряслась. Люди валились с ног, в тревоге и страхе ревели звери.
Смотрят наутро — а гора Ташлытау провалилась посередине, и на том месте образовалось большое озеро. Река Асылы изменила русло и стала впадать в то озеро. Вот потому озеро стали называть Асылыкуль.
Большая медведица.
В стародавние времена земля была величиной с ложку, а небо — с чашку. Человеческий род постепенно преумножался, зверей тоже становилось больше, и земля начала постепенно увеличиваться. Увеличилось и небо.
В ту пору все люди ели из одного котла. Но вот пришел откуда-то Великан (Алып) и до дна опорожнил котел. Что делать? Решили сделать котел побольше. А к котлу и ковш нужен. Котел отлили из серебра, а ковш — из золота.
Поднял Великан котел, говорит: «Хорош». Поставил его на место, поднял ковш. «А этот что-то слишком легок», — промолвил Великан, — и высоко подкинул ковш, желая поймать его на лету. Но ковш, кружась, полетел прямо в небо, к звездам, да так и застрял между ними.
Ковш Великана существует и по сей день. Семизвездьем сверкает он на небе: четыре звезды как бы образуют дно, три — ручку. Вечером ковш — вниз дном, к утру переворачивается дном вверх. И так постоянно.
Кандрыкуль.
В окрестностях озера Кандрыкуль когда-то давно жил храбрый народ. Народ этот жил в счастье и процветал изо дня в день.
Но однажды случилась беда. Этот славный народ подвергся нападению врагов, которые в несколько раз превосходили его числом. Каждый воин храброго народа унес за собой трех воинов противника, но этого было мало.
Полчища врага все прибывали и прибывали. Спастись удалось только мудрому батыру с его семьей. Все что нажил храбрый народ, было разрушено, да и самого народа почти не стало. Однако мудрый батыр не терял надежды, ведь у него подрастал внук, который был способен возродить их народ. И вот внук батыра подрос, и настало время спасать свой народ.
Юноша отправился к озеру Кандрыкуль, чтобы оседлать волшебного скакуна, который, по преданиям, способен сотворить любое чудо. Однако было одно правило, которое никак нельзя было нарушить – юноша обязательно должен был сказать владельцу скакуна черному всаднику, что скакун вернется к нему в табун спустя три года и ни минутой позже.
Не один день юноша потратил на поиски скакуна, а когда наконец-то справился со своим заданием, совсем забыл о том, что он должен был предупредить черного всадника. Так и уехал он от озера Кандрыкуль, не предупредив черного всадника, обрекая себя на проклятие.
Прошло три года. Юноша поднял народ с колен и привел его к процветанию, какого не было даже при его деде. Однако печаль в его глазах выдавала, что не выполнил он того, что должен был, и скоро грядет расплата. Но не суждено было сбыться планам черного всадника – юноша влюбился. Да так сильно, что любовь эта оградила его ото всех невзгод. Вскоре у него родились дети, но черный всадник не сдавался. Он отправил трех ведьм, чтобы отравить храбреца. Когда и этот план провалился, черный всадник решил заманить детей храбреца в озеро Кандрыкуль, чтобы погубить их. В самый последний момент храбрец успел к озеру, когда его дети уже были по пояс в воде. Он вызвал всадника на бой, но тот отказался. Злость и обида распирали черного всадника. Храбрец упал на колени и в первый раз в своей жизни разрыдался. Увидев это, лунный и красный всадники спустились с небес и спасли детей храбреца. Именно с тех пор озеро Кандрыкуль зовется злым или грустным озером.
Курай.
В былые времена жил да был хан. У того хана на голове было два рога, но он никому их не показывал. Однажды, когда он мылся в бане, рога те увидел его шакирд*. «Ты увидел мои рога, если проговоришься кому-нибудь, я тебя убью», — сказал хан тому шакирду.
Шакирду очень хотелось поделиться с кем-нибудь своей тайной, освободить себя от ее тяжкого груза. Вот он пошел в лес и стал там кричать во весь голос: «У хана Юсупа есть рога!..» Крик тот услышал какой-то пастух, пошел на голос, а в том месте, смотрит, растут два стебля курая. Подул он в пустое нутро курая, а оттуда вылился мелодичный напев. Вот так, говорят, и появился на свете курай
Предварительный просмотр:
Происхождение башкир.
Самоназвание - башкорт, народ в России, коренное население Башкирии (Башкортостана). В России по данным Всероссийской переписи населения 2010 года проживает 1 584 554 башкир, в том числе в Самарской области – 7290 человек. Проживают на юго-востоке Самарской области, преимущественно в Большечерниговском и Большеглушицком районах. Ввиду того, что основной ареал традиционного расселения местных башкир находится в долине реки Большой Иргиз, зачастую в историографии они именуются «иргизскими башкирами». Часть башкир расселена в городах Самарской области, прежде всего в Самаре и в Тольятти.
Говорят на башкирском языке тюркской группы алтайской семьи. Распространены русский, татарский языки. Письменность на основе русского алфавита. Верующие башкиры — мусульмане-сунниты.
В формировании башкир решающую роль сыграли тюркские скотоводческие племена южносибирско-центральноазиатского происхождения, которые до прихода на Южный Урал значительное время кочевали в приаральско-сырдарьинских степях, вступая в контакты с печенежско-огузскими и кимако-кыпчакскими племенами; здесь их в IX веке фиксируют письменные источники. С конца IX — начала X вв. жили на Южном Урале и прилегающих степных и лесостепных пространствах.
В X — начале XIII вв. башкиры были под политическим влиянием Волжско-Камской Болгарии. В 1236 были покорены монголо-татарами и присоединены к Золотой Орде. В XIV веке приняли ислам. После падения Казани (1552) башкиры приняли российское подданство (1552—1557) и оговорили право владеть на вотчинных началах своими землями, жить по своим обычаям и религии.
Традиционный тип хозяйства башкир — полукочевое скотоводство (главным образом лошади, а также овцы, крупный рогатый скот, в южном и восточном районах верблюды). Занимались также охотой и рыбной ловлей, бортничеством, сбором плодов и корней растений. Существовало земледелие (просо, ячмень, полба, пшеница, конопля). Земледельческие орудия — деревянный плуг (сабан) на колёсах, позднее соха (хука), рамная борона (тырма).
С XVII века полукочевое скотоводство постепенно утрачивает значение, возрастает роль земледелия, на базе бортничества развивается пасечное пчеловодство. В начале XX века переход башкир к ведению комплексного земледелия завершился, а полукочевое скотоводство уступило место пастушескому. Появляется огородничество.
Были развиты домашняя обработка животного сырья, ручное ткачество, обработка дерева. Башкиры знали кузнечное ремесло, выплавляли чугун и железо, местами вели разработки серебряной руды; из серебра выделывали украшения.
После присоединения к Русскому государству социальная структура башкир определялась переплетением товарно-денежных отношений с пережитками патриархально-родового быта. На основе родо-племенного деления (было около 40 племён и племенных групп: бурзян, усерган, тамьян, юрматы, табын, кыпчак, катай, минг, елан, еней, буляр, салйут и др., многие из которых представляли собой осколки древних племенных и этнополитических объединений степей Евразии) были образованы волости, которые делились на родовые подразделения, объединявшие группы родственных семей (аймак, тюба, ара), унаследовавшие от родовой общины обычаи экзогамии, взаимопомощи и др.
У древних башкир существовала большесемейная община. В XVI—XIX веках параллельно существовали и большие и малые семьи, последние постепенно утверждались как преобладающие. Семейный быт башкир строился на почитании старших.
Традиционный тип поселения — аул, расположенный на берегу реки или озера. В условиях кочевой жизни каждый аул имел несколько мест поселения: зимние, весенние, летние, осенние. Постоянные поселения возникли с переходом к оседлости, как правило, на местах зимников.
Традиционное жилище башкир — войлочная юрта со сборным решётчатым каркасом. В степной зоне ставили глинобитные, пластовые, саманные дома, в лесной и лесостепной зоне — срубные избы с сенями. На строительную технику башкир большое влияние оказали русские и соседние народы Урало-Поволжья.
Народная одежда башкир объединяет традиции степных кочевников и местных оседлых племён. Основу женской одежды составляло длинное отрезное в талии платье с оборками, передник, камзол, украшенный позументом и серебряными монетами. Молодые женщины носили нагрудные украшения из кораллов и монет. Головной убор женщин — чепец из коралловой сетки с серебряными подвесками и монетами, с длинной, спускающейся по спине лопастью, расшитой бисером и раковинами-каури; девичий — шлемовидная шапочка, также покрытая монетами, носили также колпачки, платочки. Молодые женщины носили яркие головные покрывала. Верхняя одежда — распашные кафтаны и чекмени из цветного сукна, отделанные позументом, вышивкой, монетами. Украшения — различного рода серьги, браслеты, перстни, косники, застёжки — изготовлялись из серебра, кораллов, бисера, серебряных монет, с применением вставок из бирюзы, сердолика, цветного стекла.
Мужская одежда — рубахи и штаны с широким шагом, лёгкие халаты (прямоспинные и расклешённые), камзолы, тулупы. Головные уборы — тюбетейки, круглые меховые шапки, малахаи, закрывающие уши и шею, шляпы. Шапки из меха зверя носили и женщины. Широкое распространение имели сапоги, кожаные ботинки, ичиги, бахилы, а в Приуралье — и лапти.
В питании преобладала мясная и молочная пища, употребляли продукты охоты, рыбной ловли, мёд, ягоды и травы. Традиционные блюда — мелконарезанная конина или баранина с бульоном (бишбармак, куллама), вяленая колбаса из конского мяса и жира (казы), различные виды творога, сыр (корот), каши из пшена, ячменной, полбяной и пшеничной крупы, толокно. Популярна лапша на мясном или молочном бульоне, крупяные супы. Хлеб (лепёшки) употребляли пресный, в XVIII—XIX вв. распространился кислый хлеб, в пищевой рацион вошли картофель, овощи. Напитки слабоалкогольные: кумыс (из кобыльего молока), буза (из проросших зёрен ячменя, полбы), бал (сравнительно крепкий напиток из мёда и сахара); пили также разбавленное кислое молоко — айран. На десерт почаще всего подают крепкий чай с молоком либо сливками, а к нему - мед, чак-чак, хворост, баурсаки, урами, коштеле.
Основные народные праздники отмечались в весенне-летнее время. После прилёта грачей устраивали Карга туй («грачиный праздник»). Накануне весенних полевых работ, а местами после них проводили праздник плуга (сабантуй), включавший общую трапезу, борьбу, конные скачки, соревнования в беге, стрельбе из лука, состязания с юмористическим эффектом. Праздник сопровождался молениями на местном кладбище. В середине лета проходил Йыйын, праздник, общий для нескольких деревень, а в более далёкие времена — волости, племени. Летом же происходят девичьи игры на лоне природы, обряд «кукушкин чай», в котором участвуют одни женщины. В засушливое время проводился обряд вызывания дождя с жертвоприношениями и молениями, обливанием друг друга водой.
Ведущее место в устно-поэтическом творчестве занимает эпос («Урал-батыр», «Акбузат», «Идукай и Мурадым», «Кусяк-би», «Урдас-би с тысячью колчанов», «Алпамыша», «Кузый-курпяс и Маянхылу», «Заятуляк и Хыухылу»). Сказочный фольклор представлен волшебными, героическими, бытовыми сказками, сказками о животных.
Развито песенно-музыкальное творчество: эпические, лирические и бытовые (обрядовые, сатирические, юмористические) песни, частушки (такмак). Разнообразны плясовые мелодии. Танцам свойственна повествовательность, многие («Кукушка», «Вороной иноходец», «Баик», «Перовский») имеют сложную структуру и содержат элементы пантомимы.
Традиционные музыкальные инструменты — курай (род свирели), домра, кумыз (кобыз, варган: деревянный — в виде продолговатой пластины и металлический — в виде дужки с язычком). В прошлом существовал смычковый инструмент кыл кумыз.
Башкиры сохраняли элементы традиционных верований: почитание объектов (рек, озёр, гор, лесов и т. п.) и явлений (ветров, буранов) природы, небесных светил, животных и птиц (медведя, волка, лошади, собаки, змеи, лебедя, журавля, беркута, сокола и др., культ грачей был связан с культом предков, умирающей и оживающей природы). Среди многочисленных духов-хозяев (эйе) особое место занимают домовой (йорт эйяхе) и водяной дух (хыу эйяхе). Верховное небесное божество Тенре слилось впоследствии с мусульманским Аллахом. Лесной дух шурале, домовой наделены чертами мусульманских шайтанов, Иблиса, джиннов. Переплетение традиционных и мусульманских верований наблюдается в обрядах, и в эпосе и сказках.