Раздел 1. Научно-методическая деятельность.


Предварительный просмотр:

Тема самообразования:

«Приёмы формирования навыков чтения у младших школьников».

           Актуальность   данной   тематики   обусловлена   тем,   что   одна   из важнейших   задач  начальной   школы – формирование   у  детей   навыка чтения,   являющегося   фундаментом   всего   последующего    образования. Сформированный    навык   чтения   включает   в   себя   как   минимум   два основных  компонента:

  • технику   чтения   (правильное   и   быстрое   восприятие   и озвучивание   слов,   основанное   на   связи   между   их зрительными   образами,   с   одной    стороны,   и   акустическим и   речедвигательными, - с   другой);
  • понимание   текста   (извлечение   его   смысла,   содержания).

Хорошо известно, что оба эти компонента тесно взаимосвязаны и опираются   друг  на  друга: так, усовершенствование техники чтения облегчает понимание прочитанного, а лёгкий для понимания текст лучше и точнее воспринимается. При этом на первых этапах формирования навыка чтения большее значение придаётся его технике, на последующих – пониманию текста.

   Проблема: каковы пути и условия в выработке основных форм, методов влияющих на уровень развития техники чтения младших школьников.
            Целью   данной работы   является   анализ   совершенствования навыка   чтения   младших   школьников.

       Задачи:

  1. Проанализировать психолого-педагогическую и методическую                                         литературы  по   данной   тематике.
  2. Проанализировать   практический  комплекс   приёмов формирования   у   детей      навыков   чтения.

       Методы:

  • Фонетический метод - это система обучения чтению, которая основана на алфавитном принципе и центральным компонентом ко¬торой является обучение соотношениям между буквами или группа¬ми букв и их произношением. В основе ее - обучение произ¬ношению букв и звуков (фонетике), и когда ребенок накапливает достаточные знания, он переходит сначала к слогам, потом к целым словам.
  • Фонетический метод подразделяется на два направления:

1.        Метод систематической фонетики - это программы, в которых с самого начала систематично обучают фонетике, обычно (но не все¬гда) перед тем, как дают читать целые слова. Подход чаще всего ос¬новывается на синтезе: детей обучают звукам букв и тренируют их на соединении этих звуков. Иногда эти программы включают в себя и фонетический анализ - умение манипулировать фонемами.

2.        Метод внутренней фонетики - это программы, в которых дела¬ется ударение на визуальное и смысловое чтение, и в которых вво¬дят фонетику позднее и в меньшем количестве. Дети, обучающиеся по этим программам, учат звуки букв в процессе анализа знакомых слов. Другому способу идентификации слов (по контексту или ри¬сунку) в этих программах уделяется больше внимание, чем анализу слова. Обычно не выделяется никакого определенного периода вре¬мени для тренировки фонетики. Эффективность этого метода по ос¬новным параметрам ниже, чем у метода систематической фонетики.

  • Лингвистический метод. Лингвистика - наука о природе и о строении языка; ее наблюдения и выводы используют в методах обучения чтению. Дети приходят в школу уже с большим запасом слов, и этот метод предлагает учить их читать знакомые слова, осо¬бенно те, которые употребляются наиболее часто. Сначала детям предлагается учиться читать на словах, которые читаются так, как пишутся. Читая такие слова, ребенок обучается определять соот¬ветствия между буквами и звуками.
  • Метод целых слов. Этот метод заключается в том, что детей обучают распознавать слова как целые единицы и не объясняют бук-венно-звуковых соотношений. Обучение строится по принципу ви¬зуального распознавания целых слов. Ребенка не учат ни названиям букв, ни буквенно-звуковому соотношению; ему показывают целые слова и произносят их, то есть учат ребенка узнавать слова как це¬лое, не дробя их на буквы и слоги. После того, как ребенок таким образом выучит 50-100 слов, ему дают тексты, в которых часто встречаются эти слова.

Этот метод был очень популярен в 20-е годы XX века.

  • Метод « whole- language». В чем-то напоминает метод целых слов, но здесь больше полагаются на языковой опыт ребенка. На¬пример, детям дают книгу с увлекательным сюжетом и предлагают прочесть ее. Дети читают, встречают незнакомые слова, и о смысле этих слов детям предлагают догадываться с помощью контекста или иллюстраций, но не через произношение этих слов вслух. Для того, чтобы стимулировать любовь к чтению, детям предлагают писать рассказы.
  • Метод Зайцева. Единицей строения языка Зайцев определил склад. Склад - это пара из согласной с гласной, или из согласной с твердым или мягким знаком, или же одна буква. Эти склады Зайцев и написал на гранях кубиков. Кубики он сделал различными по цве¬ту, размеру и звуку, который они издают. Это помогает детям по¬чувствовать разницу между гласными и согласными, звонкими и мягкими. Пользуясь этими складами (каждый склад находится на отдельной грани кубика), ребенок начинает составлять слова.
  • Метод Мура. Основа обучения - интерактивная среда. Мур на¬чинает с того, что обучает ребенка буквам и звукам. Он вводит ре¬бенка в лабораторию, где стоит специальная печатная машинка, произносящая звуки или названия символов, когда на них нажима¬ешь. Так ребенок выучивает названия букв и символов (знаков пре¬пинания и цифр). Следующий шаг - ребенку показывают серии букв или символов на экране, и он их набирает на такой же печатной ма¬шинке, и машинка произносит эти серии, например, короткие про¬стые слова. Далее Мур просит писать, читать и печатать слова и предложения. Его программа включает также устную речь, слуша¬ние и письмо под диктовку.
  • Фонетический метод или метод целых слов? Из всех методов по обучению чтению наиболее известны два - метод целых слов и фо¬нетический метод. Это два глобальных и противоположных по своей основе метода обучения чтению. Давайте разберемся, какой же метод более эффективен для обучения чтению.

Из всего вышесказанного следует вывод, что любое обучение должно быть основано на твердом понимании букв и звуков. Даже подход с учетом особенностей каждого ребенка, подход, умеющий сделать чтение действительно интересным, менее эффективен, чем зубрежка фонетики.

       Приемы обучения чтению:

Первоначальная задача учителя - обеспечить интенсивное совершенствование чтения учащихся. Младшие школьники должны овладеть целостными приемами чтения, т.е. чтением словами, способствующим слиянию технической стороны чтения и пониманию прочитанного в единый процесс, освоить так называемое темповое чтение и к концу обучения в начальной школе овладеть сознательным и выразительным чтением с ориентировочным темпом 90 – 100 слов в минуту и выше.

В педагогических технологиях, как бы сами по себе они не были научно обоснованы и проверены, личностный фактор всегда имеет большое, а иногда определяющее значение. Не случайно великий педагог В.Г. Белинский заметил, что даже самое старое (т.е. известное) может выглядеть и быть новым, если вы человек со своим мнением, подходом, и ваш способ выражения и самому старому должен придать характер новизны.

При обучении детей навыкам сознательного чтения следует учитывать психолого-физиологическую природу чтения. Для этого учитель в своей работе по обучению чтению применяет комплексы упражнений. Среди традиционных комплексов есть такие, которые уже использовали учителя - новаторы. Например,

- жужжащее чтение. Жужжащее чтение – это такое чтение, когда все ученики читают одновременно вслух, вполголоса. Ежеурочные пятиминутки чтения. У каждого ребёнка на парте лежит книга (художественная книга с закладкой). И любой урок – будь то чтение, русский язык, математика, труд начинать с того, что дети открывают книгу, 5 минут читают в режиме жужжащего чтения, карандашом отмечают до какого места дочитали, кладут закладку, закрывают книгу. И дальше идёт обычный урок.

- фонетическая зарядка. Цель данной зарядки: формирование культуры звуковой речи, то есть четкой артикуляции, правильного дыхания, чистого произношения; выработка зрительной памяти; формирование умения сливать звуки в слоги, получать слова, добавляя к слогам недостающую часть слова; формирование умения слышать звук, что дает возможность абсолютно грамотно писать под диктовку.

При обучении чтению следует учитывать тот факт, что темп чтения у младших школьников может замедлять такое явление как регрессия. В практике работы учитель должен использовать упражнения, которые устраняют это явление.

Игры и упражнения сменяются речевыми зарядками. Речевая зарядка вырабатывает четкое произношение, правильную артикуляцию, внимание. Выразительность единый темп чтения, память, обогащает речь. Материалом для речевых зарядок могут быть скороговорки, потешки, четверостишия.

Скороговорки читаются сначала молча, только глазами без артикуляции, затем – молча, но с артикуляцией, громко, но медленно, и, наконец, громко и быстро три раза, с каждым разом увеличивая темп чтения.

Большое внимание при обучении чтению следует уделять использованию силы голоса (громко, тихо, шепотом), причем педагог должен показывать усиление или уменьшение силы голоса, темп при помощи рук (способом дирижирования).

Целесообразно применять числовые и буквенные пирамиды. Цель: фиксация зрения на средней линии или ряде числе и прочтение слогов.



Предварительный просмотр:

«Приёмы формирования навыков чтения у младших школьников».

         Актуальность   данной   тематики   обусловлена   тем,   что   одна   из важнейших   задач  начальной   школы – формирование   у  детей   навыка чтения,   являющегося   фундаментом   всего   последующего    образования. Сформированный    навык   чтения   включает   в   себя   как   минимум   два основных  компонента:

  • технику   чтения   (правильное   и   быстрое   восприятие   и озвучивание   слов,   основанное   на   связи   между   их зрительными   образами,   с   одной    стороны,   и   акустическим и   речедвигательными, - с   другой);
  • понимание   текста   (извлечение   его   смысла,   содержания).

Хорошо известно, что оба эти компонента тесно взаимосвязаны и опираются   друг  на  друга: так, усовершенствование техники чтения облегчает понимание прочитанного, а лёгкий для понимания текст лучше и точнее воспринимается. При этом на первых этапах формирования навыка чтения большее значение придаётся его технике, на последующих – пониманию текста.

Проблема: каковы пути и условия в выработке основных форм, методов влияющих на уровень развития техники чтения младших школьников.


       Целью   данной работы   является   анализ   совершенствования навыка   чтения   младших   школьников.

      Задачи:

  1. Проанализировать психолого-педагогическую и методическую                                         литературы  по   данной   тематике.
  2. Проанализировать   практический  комплекс   приёмов формирования   у   детей      навыков   чтения.

          Чтение в начальной школе является не только важнейшим самостоятельным   предметом,  но  и  средством  обучения,  и  чем  успешнее дети овладеют полноценным навыком чтения, тем раньше и полнее будут реализованы их  способности по учебным дисциплинам. В.А.Сухомлинский считал, что чтение создаёт прочную основу для выполнения различных творческих работ, развивающих мышление ребёнка, воображение, речь, нравственные качества. И  это действительно  так, потому что именно чтение связанно с развитием  интеллектуального потенциала, воспитанием культуры, социальной личности. Поэтому моя задача как учителя заключается в том, чтобы сформировать у младших школьников читательские умения: навык правильного чтения, интерес к чтению, самостоятельное продуктивное чтение.

Обычно  формирование  навыка  чтения затягивается на  долгие годы. Программа начальной школы предусматривает его постепенное усовершенствование от класса к классу, и на каждом этапе его сформированность оценивается по таким показателям, объём прочитанного, скорость (беглость) чтения, его  правильность, осмысленность  и др.

Учебный курс «Литературное чтение» по программе 1-4 «Школа России» реализует следующие задачи:

  • формирование навыка чтения, способов и приёмов работы над текстом и книгой;
  • знакомство с детской литературой и подготовка к изучению курса литературы в средних классах;
  • реализация творческих способностей учащихся и развитие коммуникации.

Однако почти в каждом классе находится несколько учеников, которые

хронически не укладываются в предусмотренные нормативы. В общем – то, умея читать (артикулировать прочитанное), они проделывают это чрезвычайно медленно, с многочисленными ошибками и часто без понимания прочитанного. Упорные многомесячные тренировки в чтении и систематические дополнительные задания, которые проводят с ними учителя, родители, как правило, дают более чем скромный результат. Заметим, что при этом взрослые невольно постоянно фиксируют внимание ребёнка на его неудачах, что приводит к росту его тревожности, формированию эмоционально отрицательного отношения к процессу чтения и ко всей учёбе в целом, к неверию  в успех  и скованности, вызванной  страхом допустить при чтении ошибку. И  потому работа по выработке навыков чтения крайне актуальна.

ОПИСАНИЕ

Как сформировать навык чтения, чтобы обеспечить в дальнейшем успешное обучение? Почему одни учителя достигают высоких результатов, у других читают все, но далеко не все умеют «читать». В чём же  основные причины несформированности навыка чтения и можно ли их устранить? Эти и другие вопросы, связанные с проблемой чтения, очень актуальны на сегодняшний день. Положительный опыт по этой проблеме уже накоплен и я им пользуюсь.

Предлагаемый ниже комплекс упражнений направлен на формирование у ребёнка интереса к процессу чтения, на снятие связанных с ним эмоционального напряжения и тревожности, на формирование, автоматизацию и «шлифовку» следующих компонентов чтения:

  • строгий побуквенный анализ (без прогнозирования);
  • прогнозирование, опирающиеся на зрительный образ слова;
  • прогнозирование, опирающиеся на смысл;
  • быстрое различение похожих по написанию слов и букв;
  • чёткие глазодвигательные и речедвигательные операции;
  • устойчивость внимания;
  • зрительная и слуховая память на слова и др., а также на тренировку вторичной зоны затылочного отдела коры мозга левого полушария, ответственной за осуществление функции чтения.

КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ.

       Дыхательная гимнастика и подготовка голоса.

В книге М.Р. Львова «Школа творческого мышления» в памятке « Что нужно уметь, чтобы говорить или читать правильно» на первое место ставятся «умение ровно и глубоко дышать – владеть своим дыханием» и «умение говорить звонко, громко, но без крика».

Формировать навык владения дыханием и голосом я предлагаю с помощью следующих упражнений.

Задуйте свечу.  Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух. Задуйте одну большую свечу. А теперь представьте, что на руке стоят три свечки. Сделайте глубокий вдох и выдохните тремя порциями, задувая каждую свечку. Представьте, что перед вами именинный пирог. На нем много маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь задуть как можно больше маленьких свечек, сделав максимальное количество коротких выдохов.

Обрызгайте белье водой ( в один прием, три, пять).

Глубокий вдох и имитация разбрызгивания воды на белье.

В цветочном магазине.

Представьте, что вы пришли в магазин цветов и почувствовали восхитительный аромат цветущих растений. Сделайте шумный вдох носом и выдох (2 – 3 раза).

Выдох со счетом.

Сделайте, глубокий вдох на выдохе громко считайте до тех пор, пока не кончится воздух.

Использование скороговорки (хором):

Как на горке на пригорке

Стоят 33 Егорки (глубокий вдох)

Раз Егорка, два Егорка……( до полного выдоха).

Необходимо отметить, что уже через несколько занятий воздуха хватает на большее количество Егорок.

Медвежата.

Представьте, что вы маленькие медвежата и просите у мамы – медведицы кушать. Слова нужно произносить протяжно, басом, четко произнося звук м.

Мам, меду б нам,

Мам, молока б нам.

В лифте.

Представьте, что мы едем в лифте и объявляем этажи. Чем выше этаж, тем голос выше, и наоборот. Едем сначала с первого на девятый, а потом вниз.

Ручка в зубах

Напиши в воздухе молча своё имя. Произнесите своё имя, зажав ручку зубами и губами.

Я предлагаю также упражнения для снятия напряжения голосовых связок, которые можно использовать на уроке после длительного чтения больших текстов. Это не только снимает усталость, но и организует ребят на дальнейшую работу.

Если голос устал.

Шумный выдох.

Внутренний зевок.

Велика (изобрази, что ты проглотил семь домов, слонов и пр.).

  • Чтение строчек наоборот по словам.  
  • Чтение строчек наоборот по буквам.  
  • Поочерёдное чтение слов нормально и наоборот. 
  • Чтение только второй половины слов.
  • Чтение строчек с прикрытой нижней половиной.
  • Чтение с повторным произнесением некоторых слов.

Методика оптимального чтения С.Г.Швайко, И.Т.Федоренко – И.Г.Пальченко предлагает наиболее эффективные резервы обучения чтению. Они отработаны учителями творческих групп, учителями базовых школ, были экспериментально проверены на применимость в массовых условиях и на полезность. Этими рекомендациями я пользуюсь.

Не длительность, а частота тренировочных упражнений. Память человеческая устроена таким образом, что запоминается не то, что постоянно перед глазами, а то, что мелькает: то есть, то нет. Именно оно создаёт раздражение и запоминается. Поэтому если мы хотим освоить какие-то умения, довести их до автоматизма, до уровня навыка, то мы вовсе не должны проводить длинные упражнения, длинные по времени; мы должны упражнения проводить короткими порциями, но с большой частотой. Например, если первоклассника, который плохо читает, дома заставить читать сказку целиком. Это час-полтора очень трудной работы. Было бы гораздо лучше, если бы домашняя тренировка проводилась тремя порциями по 5 минут. Небольшой абзац ребёнок прочитывает и пересказывает его содержание. Через час-два ещё одна порция. Перед сном ещё одна порция. Эффективность такой тренировки гораздо выше, чем тренировки в течение часа-полтора за один приём.

Жужжащее чтение один из основных элементов при обучении чтению. Сейчас этот элемент общепризнан, применяется во многих школах почти всеми учителями. Что же такое жужжащее чтение? Это такое чтение, когда все ученики читают одновременно вслух, вполголоса, чтобы не мешать товарищам, каждый со своей скоростью, кто-то быстрее, а кто-то медленнее. Двадцать человек в классе, тренаж идёт в течение пяти минут: 20 умножить на 5 =100 (чел./мин) тренировочной работы. Мы получили увеличение в 10 раз, целенаправленно отведя для этого 5 минут урока.

Ежеурочные пятиминутки чтения. Любой урок – будь то чтение, музыка, рисование, математика – начинаются с того, что дети открывают книгу, 5 минут читают в режиме жужжащего чтения, закрывают книгу, и дальше идёт обычный урок.

Давайте проследим, что дают ежеурочные пятиминутки. Пять минут за урок, четыре урока в день, шесть дней в неделю. Недельный тренаж получается в объёме 120 минут.

Очевидно, если увеличилось время тренировки в 60 раз, с двух минут до 120 минут, то без всяких методических ухищрений, несомненно, будет положительный эффект.

Хорошие результаты даёт чтение перед сном. Дело в том, что последние события дня фиксируются эмоциональной памятью и те восемь часов, когда человек спит, он находится под их впечатлением. Организм привыкает к этому состоянию. Пример этой закономерности.

Ещё 200 лет назад говорилось: «Студент, науками живущий, учи псалтырь на сон грядущий», т.е. учи так, чтобы это было последним событием дня.

Если ребёнок не любит читать,  то необходим режим щадящего чтения. В самом деле, если ребёнок не любит читать, то это означает, что у него при чтении возникают трудности. Ему трудно читать, поэтому он и не любит читать.

Режим щадящего чтения – это такой режим, когда ребёнок прочитает одну-две строчки и после этого получит кратковременный отдых. Такой режим автоматически получается, если ребёнок просматривает диафильмы: две строчки под кадриком прочитал, посмотрел картинку – отдохнул. Следующий кадрик – опять две строчки прочитал, опять посмотрел картинку.…Вполне можно рекомендовать родителям, дети которых читают неохотно, этот приём обучения.

Рекомендуя этот приём родителям, следует обратить внимание на то, что в диафильме почти 40 кадров (это 80 строчек). И далеко не каждому ребёнку по силам прочитать за вечер 80 строчек. Поэтому читать надо поочерёдно: несколько кадров читает ребёнок, потом, когда родители видят, что ребёнок устал, подключаются они. Читают, помогают ученику преодолеть эти трудности.

Многочисленные эксперименты показывают, что даже в 5 классе ребёнок, который не любит читать, может быть приобщён к чтению с помощью диафильмов, с помощью режима щадящего чтения.

Развитие техники чтения тормозится из-за слаборазвитой оперативной памяти. Что это значит? Часто можно наблюдать такую картину. Ребёнок читает предложение, состоящее из 6-8 слов. Дочитав до третьего-четвёртого слова, забыл первое слово. Поэтому он не может уловить смысл предложения, не может увязать все слова воедино. Необходимо в этом случае поработать над оперативной памятью. Делается это с помощью так называемых зрительных диктантов, тексты которых разработаны и предложены профессором И.Т.Федоренко. В каждом из 18 наборов, предложенных профессором И.Т.Федоренко, имеется шесть предложений. Особенность этих предложений такова: если первое предложение содержит всего два слова «Тает снег» - 8 букв, то последнее предложение восемнадцатого набора состоит уже из 46 букв. Наращивание длины предложений происходит постепенно, по одной – две буквы. Время работы со всеми наборами составляет примерно два месяца. Таким образом, за два месяца оперативная память развивается настолько, что ребёнок может уже запомнить предложение, состоящее из 46 букв, т.е. из восьми- девяти слов. Теперь он легко улавливает смысл предложения, читать ему становится интересно, а поэтому и процесс обучения чтению идёт гораздо быстрее. Как лучше проводить зрительные диктанты? На доске выписываются шесть предложений одного из наборов и завешиваются листом бумаги. После того как одно из предложений высвечено, т.е. лист бумаги подвинут вниз, ребята в течение определённого времени (для каждого предложения оно указано) читают молча и это предложение и стараются запомнить. Время экспозиции предложения обычно небольшое, колеблется в пределах от 4 до 7 секунд. По истечении времени учитель стирает предложение и предлагает ученикам записать его в тетради. Затем следует экспозиция, чтение и запоминание второго предложения. На 6 предложений из набора обычно уходит на уроке русского языка от 5 до 8 минут. Только после того как почти все дети успевают запомнить текст, пишут его самостоятельно, можно переходить к следующему набору. Зрительные диктанты должны писаться ежедневно. Это главное условие надо соблюдать непременно.

Я заимствовала из системы И.Т.Федоренко и И.Г.Пальченко три упражнения, которые оказались наиболее эффективными. Это: многократное чтение, чтение в темпе скороговорки, выразительное чтение с переходом на незнакомую часть текста.Все три названных упражнения проводятся не индивидуально, а коллективно, т.е. читают одновременно все ученики (каждый в своём темпе), но вполголоса, чтобы не мешать товарищам. Проводится это практически таким образом. После того как начало нового рассказа прочитано учителем и осознанно, осмысленно детьми, учитель предлагает начать чтение всем одновременно и продолжать его в течение одной минуты. По истечении минуты каждый из учеников замечает, до какого слова он уже дочитал. Затем следует повторное чтение этого же отрывка текста. При этом ученик снова замечает, до какого слова он дочитал, и сравнивает с результатами первого прочтения. Естественно, что во второй раз он прочитал на несколько слов больше. Увеличение темпа чтения вызывает положительные эмоции у учеников, им хочется читать ещё раз. Для развития артикуляционного аппарата предназначены следующие упражнения системы И.Т.Федоренко-И.Г.Пальченко – чтение в темпе скороговорки. При чтении в темпе скороговорки не следует уделять внимание выразительности чтения, но зато необходимо повысить требования к чёткости прочтения окончаний слов. Окончания слов не должны «проглатываться» учениками, они должны чётко проговариваться. Упражнение длится не более 30 секунд. Затем необходимо остановить учеников и начать третье упражнение, обращаясь к ребятам так: «Теперь, ребята, пожалуйста, снова читайте текст, но чуть-чуть медленнее, зато красиво, выразительно». Ребята прочитывают знакомую часть текста до конца, и учитель не останавливает их. Они переходят на незнакомую часть текста. И вот здесь совершается маленькое чудо. Это чудо состоит в том, что ребёнок, несколько раз, прочитавший один и тот же отрывок текста, выработавший уже повышенный темп чтения, при переходе на незнакомую часть текста продолжает читать её в том же повышенном темпе. Его возможностей не надолго хватает (полстрочки, строчка), но если ежедневно проводить три таких упражнения на уроках чтения, то, в конце концов, длительность чтения в повышенном темпе будет увеличиваться. Через две – три недели чтение ребёнка заметно улучшится.

Динамическое чтение – качественно новый метод: читаются не буквы, слоги или слова, а целые группы слов, блоки; читатель становится как бы соавтором текста. Динамическое чтение – это чтение глазами. Начинать работу можно в любом классе в любое время. Единственное условие – работать каждый день. С чего начать? Прежде всего, выявляем факторы, мешающие быстрому чтению:

  1. Регрессия – возвратные движения глаз.
  2. Малое поле зрения, т.е. ясное поле видения в строке без передвижения зрачков.
  3. Неумение найти главное в тексте (пропускать через «фильтр» избыточную информацию, быстро находить нужное).
  4. Недостаточное использование смысловой догадки.
  5. Артикуляция. Слова при медленном чтении мысленно проговариваются. В процессе чтения участвует слуховой аппарат (уши). Некоторые при чтении шевелят губами или шепчут. Читатель, таким образом, не только видит, но и проговаривает и даже слышит слово, а скорость говорения в четыре раза меньше скорости мысли. Значит, это тоже замедляет чтение.

Отсюда можно сделать вывод, что динамическое чтение помогает преодолевать эти трудности. Но как это сделать, с помощью каких приёмов и методов?

Динамическое чтение – это чтение только глазами. Поэтому начинать работу над скорочтением нужно с развития зрительной памяти, внимания, этому способствует так называемое «фотографирование» различного рода картинок, карточек, предметов. Учащиеся за одну секунду должны запомнить всё, что изображено на картинке – «сфотографировать». Одну секунду можно отмерить, произнося число двадцать один про себя. Например, учитель показывает иллюстрацию к сказке. Дети должны за 1 секунду запомнить всё, что на ней изображено и сказать, как называется сказка. Затем после команд «Приготовься! Внимание!» даётся команда «Фотографируем!».

Если начинать работу в 1 классе, то можно предлагать следующие задания.

  1. Найди лишнюю букву:

а, о, в, у, и.

  1. Найди лишний слог:

бо, но, ро, мы, со, ко.

  1. Найди лишнее слово:

река                            слон                     мала

речка                           лев                      моль

ручей                          мак                      мела

ручка                          тигр                     мила

ручеёк

  1. Раздели слова на две группы:

корова                         заяц                     ленивый

соловей                       горох                   смелый

коза                             ёжик                    честный

ворона                         медведь               жадный

овца                             капуста                добрый

сорока                         волк                     трусливый

Постепенно задания усложняются. Очень хорошо развивают поле зрения таблицы Шульте(http://www.chelo-vek.com/trenazherintellekta3.html) Таблица 1.Работа выполняется за 10 секунд, но при тренировке многие учащиеся считывают их за 5-4 секунды. Таблицы изготавливают сами дети на уроках труда или с помощью родителей. У каждого ученика карточка, в которую в каждую клеточку вписаны цифры от 1 до 10 и от 1 до 20 (1 класс) и от 1 до 25 (2-3 классы).

Таблица 1.

5

7

3

9

1

8

10

6

4

2

1

16

3

6

20

8

19

11

10

13

4

9

15

18

2

14

5

12

7

17

По такому же принципу изготавливаются карточки с алфавитом(таблица 2). Упражнения выполняются в положении стоя или сидя. Ученики считают про себя, указывая карандашом цифры (или буквы).

В работе с таблицами необходимо использовать памятку:

Памятка.

  1. Как можно быстрее назови все буквы (или числа) по порядку, указывая их карандашом.
  2. Старайся запомнить расположение сразу двух-трёх следующих за другом чисел.
  3. Помни, глаза смотрят в центр таблицы, видят всю её целиком.

Таблица 2.

ш

к

х

ч

б

ц        

о

а

ж

х

з

у

ф

р

д

ф

п

и

н

л

м

г

в

с

е

де

ит

пу

та

ма

ач

ил

та

ап

пу

яч

см

ти

бю

ва

фы

ва

пр

ол

дж

ук

ке

ро

лд

от

Работу с таблицами необходимо проводить на каждом уроке ежедневно во время игровой паузы. Работа с одной таблицей ведётся до тех пор, пока ребёнок не научится считывать в таблице все знаки.

Приведу ещё один тип упражнений для развития переферического зрения. Двигаясь взглядом только по центральной вертикальной линии сверху вниз, надо называть буквы, размещённые на боковых линиях.

Таким образом, уже во втором полугодии ребята научились одним взглядом охватывать 2-3 слова, и поэтому скорость чтения у них значительно увеличилась.

В целях обучения детей вертикальному чтению использую упражнение «чтение-разведка». Оно заключается в том, что учащиеся на максимальной для них скорости просматривают текст и находят ответы на вопросы, поставленные учителем перед чтением. Таким образом, дети учатся не только вертикальному чтению, но и умению ориентироваться в тексте, находить главное.

Необходимо использовать памятку:

Памятка.

  1. Плотно сожми губы и зубы.
  2. Поставь пальцы на начало и конец строки.
  3. Просматривая текст вертикальным движением глаз, найди ответы на вопросы.

Это упражнение можно использовать на уроках русского языка, например, «разведчики» находят в тексте словарные слова или слова, на какое нибудь правило. На уроках математики можно предложить отыскать пример с определённым ответом.

Все эти упражнения проводятся с привлечением незнакомого текста, затем текст прочитывается вслух и идёт обычная работа над выразительностью чтения, пересказом и т.д.

Выполнение каждого из этих упражнений занимает 5-7 минут. Ценность этих упражнений в том, что после первого самостоятельного знакомства с текстом читают его вслух выразительно, уверенно пользуются смысловой догадкой.

Итак, в младшем школьном возрасте не нужны ни дополнительные, ни факультативные занятия для овладения техникой чтения. В этом возрасте достаточно уроков, на которых знакомство с каждым новым текстом проводится с помощью различных упражнений:

  1. Чтение «разведка»;
  2. Чтение в парах, групповое чтение;
  3. Чтение с отрывом взгляда от текста;
  4. Чтение с диктором;
  5. Чтение с убыстрением  темпа;
  6. Чтение с переходом на незнакомый текст;
  7. Жужжащее чтение;
  8. Чтение в темпе скороговорки;
  9. Зрительные диктанты;
  10. Артикуляционные зарядки;
  11. Работа с числовыми таблицами.

Помните!!! Развитие способностей и формирование интереса происходит в эмоционально-благоприятной обстановке, при желании ребенка играть. Одно наверное слово или недовольный взгляд -  и цель не будет достигнута. 
Эти упражнения развивают не только интерес  и способности к чтению, но и внимание, собранность, восприятие, память, мышление, грамотность и др. 
Терпения и успехов!

ВЫВОД.

И в заключении нужно отметить, что скорость и правильность чтения у учащихся имеют ярко выраженную динамику развития. Техника чтения в большей степени поддаётся коррекции, чем осмысление прочитанного. Потому необходимо контролировать процесс формирования навыка чтения.

Положительная динамика развития темпа чтения у школьников проявляется достаточно ярко. С развитием техники чтения меньше проявляются вариативность и индивидуальные особенности в процессе чтения. Скорость чтения от класса к классу увеличивается в связи с формированием у школьников целостного воспитания.

Прослеживается и развитие правильности чтения в зависимости от года обучения. Значительно сокращается количество ошибок каждой категории. Но на всех этапах основными остаются ошибки повторения и замены слов. Причина этого явления заключается в некоторой инертности нервных процессов свойственной этому возрасту.

Характеризуя общие тенденции в развитии понимания читаемого, можно констатировать, что на протяжении обучения чтению у учащихся наблюдаются позитивные сдвиги в понимании логико-информационного изложения и к концу обучения в младших классах большинство учащихся обнаруживают достаточно высокий уровень осознания прочитанного.

Закончить хочется словами: давайте читать. Читать с каждым днём всё быстрее и быстрее, совершенствуя навыки чтения быстрого чтения. Быстрое чтение – мощный и современный инструмент познания окружающего нас мира

Список литературы.

  1. .ГорецкийВ.Г. ,. ТикуноваЛ.И. Контрольные работы в начальной школе по чтению М.-Дрофа 2010г.
  2. Ефросинина Л. А. Литературное чтение во 2 классе: Методическое пособие.– М., 2010.
  3.  Козырева А.С., Яковлева В.И. Виды работ над текстом на уроках чтения.// Начальная школа. - 1990. - №3. - с. 27.
  4. Зайцев В.Н. и др. С чего начать? – Донецк. -1995.
  5. Зайцев В.Н. Технологии совершенствования учебных умений. // Размышления, факты, мнения. 2001.
  6. Мисаренко Г. Г. Дидактический материал для развития техники чтения в начальной школе. – М., 2008.
  7. Мухин С.С. Учимся быстро читать.//Директор школы. №4 2001
  8. Светловская Н.Н. Обучение чтению. //Начальная школа. №2 2000.
  9. Ульенкова У.В. Шестилетние дети. – М., 2000.
  10. Усанова О.Н. Обучение чтению. – М., 2005.
  11. Федоренко И. Т. Подготовка учащихся к усвоению знаний. – Киев, 1980.
  12. Фролова В. Д. Развитие интереса к чтению. // Начальная школа. –1989 – №7 – С. 24-27.
  13. Цыпина Н.А. Обучение чтению детей. – М., 2004.
  14.  Яковлева В. И. Пути совершенствования уроков чтения. // Начальная школа. – 1996 г. - № 6 – с. 12- 16.
  15. Интернет ресурсы: http://www.chelo-vek.com/trenazherintellekta3.html



Предварительный просмотр:

Тема: Согласные звуки [з], [з’], буквы З, з

Педагогическая цель: создать условия для ознакомления учащихся с согласными буквами З, з, развития речи, логического мышления, памяти

Планируемые результаты (предметные) : владеют навыками плавного слогового чтения с постепенным переходом на чтение целыми словами, чтения предложений и коротких текстов с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания, составления рассказа, работы с загадками. Личностные результаты: имеют познавательные интересы, учебные мотивы

Универсальные учебные действия (метапредметные) :

Регулятивные: корректируют деятельность: вносят изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечают пути их устранения

Познавательные:  общеучебные – осуществляют поиск необходимой информации в учебнике; логические – характеризуют звуки [з], [з’] и буквы З, з ; осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме; логические – устанавливают соответствие между словами и рисунками, составляют схемы слов.

Коммуникативные: умеют формулировать свое мнение и позицию ,понимают возможность различных позиций других людей, отличных от собственной, и ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии, умеют работать в паре.

                                            Ход  урока.

  1. Организационный момент

Громко прозвенел звонок –

Начинается урок.

Наши ушки на макушке,

Глазки широко открыты.

Слушаем , запоминаем,

Ни минуты не теряем

  1. Постановка учебной задачи

Отгадайте загадки:

Что за зверь лесной,

Встал, как столбик, под сосной,

И стоит среди травы,

Уши больше головы?

(Заяц)

Зебра ты сестра лошадки?

Поиграй-ка с нами в прятки.

Спрячься где-нибудь, в лозе,

На картинке с буквой….(З)

Лежит веревка,

Шипит плутовка.

Брать ее опасно — Укусит. Ясно?

(Змея)

Гуляю я и в дождь, и в зной:

Характер у меня такой.

(Зонт)

Какой одинаковый звук встретился вам в словах – отгадках?   (Звук з)

– Давайте сформулируем учебную задачу урока ( Познакомимся со звуками [з], [з’] и буквой, обозначающей их на письме)

  1. Усвоение новых знаний и способов деятельности.

  1. Слого-звуковой анализ слова (учебник, с. 91)

 На доске предметные картинки, изображающие зебру и звонок.

– Что изображено на картинках?

– Выполните слого-звуковой анализ слов зебра, звонок.

– Выделите согласные звуки [з] и [з’].

– Звуки [з] и [з’] – звонкие; в слове звонок звук [з] твердый, в слове зебра звук [з’] мягкий

Игра: Посчитай звуки.

Посчитайте, сколько раз звук   З  встретится в стихотворении:

За забором зайка скачет,

В лапках букву З он прячет,

Зайка, зайка, выходи,

Деткам букву З верни.

  1. Знакомство с буквой З. На что похожа буква З?

Буква З на В похожа.

Голова, животик тоже.

Только слева без черты

Букву З рисуешь ты.

З – не просто завитушка,

З – пружинка, крендель, стружка.

Извиваюсь, словно змейка.

Срисовать меня сумей-ка!

  1. Работа в тетрадях по чтению. Запись буквы З
  2. Физкультминутка

Вышла Маша на лужайку (ходьба на месте)

И увидела там зайку (ладонь к глазам).

- Ой, какой ты быстрый, ловкий! (хлопки в ладоши)

Вот бы мне твою сноровку! (встаем на носочки)

- Стать таким, как я, легко! (киваем)

Повторяй за мной!

Раз - подпрыгну высоко,

Два - махну рукой,

Три - на месте побегу,

Да повыше ноги!

Вот четыре…

Ой! Устал! Сяду у дороги (занимаем свои места).

  1. Работа в парах  (учебник)

– Прочитайте слоги.

– В каких слогах звук [з’] – мягкий, а в каких слогах [з] – твердый?

Разделите слоги на две группы.

– Прочитайте слова.

Дидактическая игра «Составь слова «

Детям предлагаются слоги, ребята работают парами, кто больше составит слов с данными слогами.(КОЗА,  ЗУБЫ,  РОЗА, ВАЗА, ЗНАКИ, ЗОНТ, ЗИМА)

6 . Работа с иллюстрацией, чтение стихотворения (учебник, с. 90)

 ( Составляют рассказ по рисунку, соблюдая логику изложения, выразительно читают стихотворение, понимают его смысл, формулируют ответ на вопрос. Дают название  рассказу –Зоопарк)

  1. Физкультминутка

Раз - подняться, подтянуться,

Два - согнуться, разогнуться,

Три - в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре - руки шире,

Пять - руками помахать,

Шесть - на стульчик сесть опять

(соответствующие движения)

7. Закрепление знаний и способов действий.

Работа в парах

Рассказ «В зоопарке».  (учебник, с. 91–92)

– Рассмотрите картинку.

– Прочитайте слова. Составьте с ними рассказ

 Определите, с чего вы начнете, что будет происходить потом. Чем закончится ваша история

(Читают текст вслух, соотносят его с иллюстрацией. придумывают свой рассказ, опираясь на предложенные слова, составляют план своего рассказа)

8. Рефлексивно-оценочный

– Что нового вы узнали на уроке?

– Что особенно вам понравилось? Почему?

– Что вызвало затруднение? Почему?

– Какие знания, умения, навыки помогали нам сегодня на уроке?

– Спасибо за урок.



Предварительный просмотр:

Тема: «Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени».

Цель урока: формировать умение писать безударные личные окончания глаголов настоящего времени; развивать умение обосновывать правильное написание безударных окончаний глаголов настоящего времени.

Задачи:

Личностные УУД:

  1. Создать условия  для адекватного  самоопределения в учебной деятельности (учить принимать и следовать системе нормативных требований учебной деятельности).
  2. Создать условия  для  формирования внутренней потребности включения в учебную деятельность.
  3. Формировать учебно-познавательную мотивацию.

Предметные знания и умения:

  1. Актуализировать знания детей о способах определения спряжения глаголов по окончаниям.
  2. Помочь учащимся вывести новый способ определения спряжения по инфинитиву.
  3. Организовать работу по самостоятельному выведению алгоритма определения спряжения по неопределенной форме и выбору правильного написания безударных личных окончаний глаголов настоящего и будущего времени.
  4. Начать работу по формированию умения видеть орфограмму и грамотно решать орфографическую задачу по правописанию безударных личных окончаний глаголов настоящего и будущего времени.

Метапредметные УУД

Познавательные:

  1. Учить анализу, синтезу, обобщению на основе действий с  языковым материалом.
  2. Совершенствовать умение структурировать знания.
  3. Учить строить логические цепи рассуждений по теме занятия.
  4. Учить ставить и формулировать проблему, выдвигать гипотезы, проверять их.
  5. Учить ставить познавательную цель.
  6. Учить устанавливать причинно-следственные связи, строить доказательство.  

Регулятивные:

  1. Учить ставить учебную задачу.
  2. Учить прогнозированию и планированию учебной деятельности.
  3. Учить проявлять познавательную инициативу.
  4. Учить осуществлять контроль и коррекцию деятельности.
  5. Учить пользоваться общим приёмом действия по решению орфографической задачи.

Коммуникативные:

  1. Учить принимать и уважительно относиться к чужому   мнению.
  2. Учить формулировать и аргументировать своё мнение и позицию в коммуникации.
  3. Учить использованию речи для планирования и регуляции своей деятельности.

Ход урока

  1. Организационный момент.
    Учитель: Здравствуйте. Тихо сел первый ряд, тихо сел второй ряд, тихо сел третий ряд. Мини-итог (кто сел тише всех)

2. Минутка чистописания.
Учитель: Откройте тетради. Запишите число, классная работа.

3.Словарная работа.

-На доске слова с пропусками (гвоздика, лягушка, аллея, горизонт, облако, лестница) - Проверка на доске вставляют буквы.

-Посмотрите на первые буквы слов и скажите, что за слово получилось? (глагол)

-Что мы знаем о глаголе?

-У вас на столах карточки, работаем в паре.

На интеракт. доске слова : спеш..шь, молч...шь, жив...шь, несут, шал…ть, твор..т, найд..т, говор..т, кол…т.(в парах)

1)Записать эти слова в тетрадь.

2) Вставить пропущенные оканчания.

3) Поставить ударения

4) Выделить окончания

5) Определить спряжения глаголов.

-Почему в последнем слове возникло затруднение? Как определить спряжение у этого глагола?

- Исходя из этого, как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока?

-Какие цели и задачи, мы поставим перед собой?

-Открываем учебник на с.93. упр.190.

Распределите в два столбика глаголы с ударным окончанием и безударным. (Проверка на доске - подвигать).

Поёт                         переходишь

Искать                      встречает

                                  Смотрит

-Определите лицо, число.

- Запишите еще по два глагола в каждый столбик.

- А сейчас мы попробуем вывести правило, как же определить спряжение глаголов с безударным окончанием, открываем учебник  на с. 94. 

- У вас на столах лежат карточки с пропусками, вам в паре необходимо еще раз прочитать правило и заполнить пропуски. (Проверка на доске).

Вывод: Чтобы определить спряжение у глаголов с безударным окончанием, нужно поставить его в неопределённую форму и посмотреть на окончание, если есть И – это 2спр., если другая гласная – это 1 спр.

-У вас на столах лежат глаголы, возьмите их и встаньте рядом с соответствующим спряжением ( дети подходят к доске и встают).

-Проверяем: Почему вы встали к 1 спряжению?

                       Почему ко 2 спряжению?

-Сделайте вывод. (глаголы в НФ оканчивающиеся на –ИТЬ – 2 спр., все остальные 1 спр.).

- Но ребята, как мы знаем во многих правилах есть исключения, это правило не обошлось без него.

У вас под партами есть сюрприз (стишок)

Ко второму же спряженью

Отнесём мы, без сомненья,

Все глаголы, что на -ить,

Исключая: брить, стелить.

И ещё: смотреть, обидеть,

Слышать, видеть, ненавидеть,

Гнать, держать, дышать, вертеть,

И зависеть, и терпеть.

Вы запомните, друзья:

Их на -е- спрягать нельзя!

-Прочитайте стишок, эти глаголы, которые в этом стих-во, нам нужно запомнить на всю жизнь. Приклейте его на обложку дневника.

Работа в группах.

-А сейчас поработаем в группах. Вспомните правила работы в группе.

-Перед вами лежит карточка.  Поставьте глагол в неопределённую форму, определите спряжение и вставьте окончание.

Глагол

Неопределённая форма

Спряжение

М_роз_т

 

 

Б_седу_м

 

 

Б_гате_шь

 

 

Д_жур_т

 

 

Ж_ла_м

 

 

Х...д..т

-Один представитель защищает работу.

Рефлексия. (графич. Диктант)

У вас на столах карточки. Я читаю глагол, а вы ставите точки в соответствующем спряжении.

(играть, танцевать, спешить, прыгать, зашить).

Взаимопроверка.

Итог

- Проанализируйте свою работу на уроке, закончив фразу.

« Сегодня на уроке я узнал…»

Д.з.



Предварительный просмотр:

Предмет: окружающий мир

Класс: 1 А

Программа: «Школа России»

Продолжительность урока: 45 мин.

Дата проведения:

Учитель: Саздыкова Р.А.

Тема: «Почему солнце светит днём, а звёзды -  ночью?»

Тип урока: урок ознакомления с новым материалом с применением мультимедийных технологий.

Вид урока: комбинированный

Цели:

- предметные:

познакомить уч-ся с целями и задачами изучения раздела «Почему и зачем?»;

дать представление о Солнце как о ближайшей к Земле звезде; о форме, цвете, сравнительных размерах некоторых звёзд (Альдебаран, Сириус, Регул, Солнце); познакомить с созвездием Льва;

развивать умение сопоставлять видимые и реальные размеры звёзд, в том числе и Солнца;

- метапредметные:

формировать умение моделировать объекты окружающего мира;

формировать умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебника и электронного приложения

формировать умение строить речевое высказывание в устной форме по теме урока;

- личностные:

развивать ориентации на понимание причин успеха в учебной деятельности;

развивать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;

развивать способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками во время работы в паре, умения не создавать конфликтов и находить выходы из сложных ситуаций.

Прогнозируемые предметные результаты: у первоклассников формируются представления о небесных телах, познакомятся с тем, что такое Солнце, научатся изготавливать модели звёзд.

Учебные материалы и оборудование для учителя и учащихся: Плешаков А.А. «Окружающий мир 1 класс». Учеб. для общеобразоват. учреждений с приложением на электронном носителе. В 2 ч.- М.: Просвещение, 2011,часть 2;   Плешаков А.А. «Окружающий мир. 1 класс». Рабочая тетрадь  для уч-ся общеобразоват. учреждений. В 2 ч.- М.: Просвещение, 2011, пластилин, заготовки из картона, подкладные листы, влажные салфетки для рук.

Ход урока.

1.Орг.момент.

Приветствие.

2.Актуализация знаний.

- Сегодня мы с вами отправляемся в далёкое путешествие. А вот каким транспортом мы воспользуемся, вы узнаете, если отгадаете загадку.

Чудо птица – алый хвост

Полетела в стаю звёзд.

Крыльев нет у этой птицы,

Но нельзя не подивиться:

Лишь распустит птица хвост-

И поднимется до звёзд. (Ракета) Слайд 1.

- А куда мы полетим на ракете? А что мы можем там увидеть?

- Вот об этом мы сегодня и поговорим. Потому что я предлагаю отправиться в путешествие по звёздному небу, где нас ждёт  только самое удивительное.

3.Сообщение темы урока.

- Отгадайте загадки.

Всем оно нам нравится,

Без него мы плачемся,

А едва появится –

Взгляд отводим, прячемся:

Уж больно оно яркое

И жаркое – прежаркое.  (Солнце) Слайд 2.

Лишь солнце погасло

И стало темно,

Как по небу кто-то

Рассыпал зерно.

Какое?

Не знаю…

Одно лишь добавлю,

Что было блестящим

И ярким оно.  (Звёзды)  Слайд 3.

- Кто догадался, о чём мы будем говорить на уроке?

4.Физкультминутка

5. Объяснение нового материала.

- Сегодня Муравьишка приготовил новый вопрос, ответ на который мы попробуем найти. Прочитаем этот вопрос. Это первый вопрос нового раздела «Почему и зачем».

- Попробуйте ответить на вопрос Муравьишки. Слайд 4.

- Солнце не просто светит днём, а оно-то и создает нам день. Когда Солнце восходит и освещает Землю, начинается день. А когда Солнце заходит, начинается ночь. И только ночью становятся видны звёзды.  Слайды 5,6,7.

- Я предлагаю вам отгадать загадку:

Голубой платок,

Желтый колобок

По платку катается,

Людям улыбается.  (Небо и Солнце).

- Что такое Солнце?

- Рассказ про Солнце. Слайды 8,9.

Муравьишка приготовил для вас загадку.

Рассыпалось ночью зерно,

Глянули утром – нет ничего.

Что это? (Звёзды)

- В старину люди думали, что звезды – это блестящие фонарики, подвешенные к хрустальному своду неба. Но это не так. Кто знает, что такое звезды?

- Рассказ о звездах

- Почему звезды нам кажутся маленькими светящимися точками? (расположены далеко от Земли)

- Что можно рассказать о звездах? (звезды отличаются по размеру и цвету)

Чтение названий звезд. Слайды 10

- Так что же такое звезды?

- Какие бывают звезды? По цвету? (голубые, белые, желтые, красные).

- Какие звезды горячие? (белые, голубые).

- Холоднее белых? (желтые).

- Холоднее Солнца? (красные). По размеру?

- Звезды, которые в десятки раз больше Солнца – гиганты. Само Солнце называют жёлтым карликом.

Работа с учебником.

- Посмотрите в учебнике на с.32. Что можно сказать про звезду Альдебаран? (холодный гигант). Про Регул и Сириус? (нормальные горячие Звезды). Про Солнце? (менее горячий карлик).

Работа в парах.

- Теперь давайте с вами слепим модели звезд: Альдебаран, Регул, Солнце, Сириус, как на с. 32. Вам необходимо показать размер и цвет звезд. Работаем в паре.

- Покажите у кого, что  получилось. Молодцы!

- Что такое Солнце?

- Значит, что такое Солнце? (Солнце – это звезда).

- Нарисуйте грустное и весёлое солнышко.

- В какое время суток солнышко улыбается? Почему солнышко может загрустить? (проверка на интерактивной доске) Слайды 11.

Что такое Солнце? (Ближайшая к Земле звезда)

-Что создает нам Солнце? (день)

- Почему днем не видны другие звезды? (Солнце ближе к Земле, оно освещает Землю, поэтому блеск других звезд не заметен)

- Кто изучает звезды?

- С помощью чего астроном изучает звезды? (телескоп)

- Я предлагаю вам полюбоваться звездным небом. Слайд 12.

- Звезд на небе очень много. И чтобы разобраться в них, люди объединили отдельные группы звезд в созвездия. Из самых ярких звезд они мысленно составляли загадочные рисунки и придумывали к ним сказочные истории. На небосводе 88 созвездий. На территории нашей страны – можно видеть 54. Созвездиям и самым ярким звездам люди дали имена, которые пришли из Др. Греции и связаны с персонажами различных мифов и легенд.

- Что такое созвездия? (группа звезд)

Отгадайте о каком созвездии идет речь:

Из какого ковша

Н пьют, не едят,

А только на него глядят? (Созвездие Большой Медведицы).

Это созвездие состоит из 7 ярких звезд. Слайд 13

- Под ногами Большой Медведицы расположено созвездие Льва. Оно состоит из 70 звезд. Но ярких звезд – 8. Слайды 14,15.

(У каждого на парте)

Миф о созвездии Льва:

Созвездие названо в честь льва, который свирепствовал около греческого города Немен. Геркулес настиг льва около логова и пустил  в него 3 стрелы с бронзовыми наконечниками. Но стрелы отскочили от шкуры, как от стали. Тогда герой выдернул из земли дуб и вместо палицы ударил им зверя. Оглушенный лев упал на землю. Геркулес бросился на зверя и задушил его голыми руками. С тех пор львиная шкура заменяла Геркулесу панцирь и шлем.

- Самая большая звезда этого созвездия – Регул, что значит «царь».

Работа в рабочих тетрадях.

- Соединить в рабочей тетради 8 ярких звезд, чтобы получилось созвездие Льва.

(Проверка работы)

6.Физкультминутка.

7.Рефлексия

Тест на листочках (+, -)

  1. Солнце -  ближайшая к Земле звезда.
  2. Звезды – огромные пылающие шары.
  3. Солнце – самая большая звезда.
  4. В созвездии Большой Медведицы семь ярких звезд.
  5. Звезды по размеру и цвету все одинаковые.
  6. Созвездия – это группы звезд.

Проверка теста на доске. Слайд 16.

8.Подведение итогов урока.

Давайте вспомним, что же нового узнали?

-Что такое звезды?

-Что такое звезды?

-Почему Солнце светит днем, а звезды – ночью?



Предварительный просмотр:

Тема урока: «Водные богатства».

Цели урока:

Познакомить детей с видами водоемов; научить различать части реки                         (исток, устье, русло, берега); сравнить реку и озеро.

Развивать умение работать с картой и с дополнительной информацией,

                умение работать в группах, в парах.

Воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: интерактивная доска, карта России, раздаточный материал, учебники.

Предварительная работа: работа в группах по проектам: «Вода в жизни природы планеты Земля», «Вода в жизни человека», «Пословицы и стихи о воде», «Создай плакат в защиту водных богатств  планеты», «Водные богатства нашего края».

                                        Ход урока:

1.Организационный момент. 

Слайд1.

Каждый день – всегда, везде,

На занятиях, в игре –

Смело, чётко говорим

И тихонечко сидим.

-Ребята отгадайте загадку:

                         Она придёт – и всё растёт,

 А как начнет всё засыхать,

 Поможет…(капелька) опять.

-Молодцы, конечно же, это капелька! Эта любознательная капелька пришла к нам в гости, и будет сопровождать нас весь урок. А посадим мы её на наш замечательный глобус.

-У вас ребята сегодня есть возможность получить - капельку в подарок, за активную работу на уроке. 

2.Самоопределение к деятельности.

1.Разгадывание кроссворда.

Слайд2.

Сегодня мы отправимся в путешествие. А куда – вы сами сейчас отгадаете с помощью кроссворда.

н

е

в

о

д

м

о

р

е

д

о

ж

д

ь

р

е

к

а

1.Что закинул старик в сказке о Золотой рыбке? (невод)

2.Кругом вода, а с питьём беда. (море)

3.Посмотри в окошко: идёт длинный Антошка. (дождь)

4.Течет, течёт - не вытечет, Бежит, бежит - не выбежит. (река)

 - Какое слово получилось? (вода)

–А теперь рассмотрите глобус.

–Какого цвета больше всего? (Голубой, синий)

–Что  обозначено этим цветом? (Вода)

–2/3 всей поверхности Планеты Земля  занимает вода. Вода  встречается повсюду.

-Для чего нужна вода? Где она используется? слайд

Воды много в морях и океанах, но морская соленая вода непригодна для питья, а также для промышленности и сельского хозяйства. Человеку, да и всему живому нужна пресная вода.

-А где находится пресная вода?

(Пресная вода находится в озёрах, реках, ледниках и под землёй.) Пресной воды значительно меньше, чем солёной. Из-за постоянного загрязнения запасы пресной воды все быстрее сокращаются. Без воды нет жизни!

(Например, без пищи человек может прожить больше месяца, без воды — всего лишь несколько дней. Без пищи собака может прожить до 100 дней, а без воды менее 10 дней.) Какова роль воды в жизни человека?

Слайд

Вода — важный помощник для человека. Она — удобная дорога. По рекам и океанам ходят лодки и корабли. Именно поэтому издавна многие города строились на берегах рек. Вода используют в сельском хозяйстве. Для работы заводов и фабрик тоже нужна вода. Горячие источники дают тепло, гидроэлектростанции — электричество. Для человека вода незаменима, и является более ценным природным богатством, чем железо, нефть, уголь, газ.)

-Рассказывает ученица:

Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли,
Чтоб варились кисели,
Чтобы не было беды-
Жить нельзя нам без…(ВОДЫ).

2. Беседа о роли воды в природе и жизни человека

О воде сложено немало пословиц,  поговорок, стихов и песен. Видно велика её роль на нашей планете. Это вы отразили в своих творческих работах, которые мы разместили на нашей доске.

3.Работа по теме урока.

1.Беседа, работа по учебнику.

Работа в паре. Распредели слова в две группы.

РЕКА, ОЗЕРО, ПРУД, МОРЕ, КАНАЛ, БОЛОТО, ВОДОХРАНИЛИЩЕ, ОКЕАН, РОДНИК.

-Сейчас я раздам вам карточки со словами. Прочитайте их.

-На какие группы можно разделить эти слова? Какие есть мысли? (естественные и искусственные).

Вывод:Одни водоёмы естественные, они созданы природой, без участия человека, а другие искусственные, сделанные человеком.

-Теперь работаем в парах, распределяем  эти слова в две группы, над каждым словом ставите цифру 1 и 2.

-Проверим, прочитайте слова 1 группы, 2 группы.

- Водоёмы очень разнообразны. Это океаны, моря, реки, озёра, пруды, каналы, водохранилища.

2. Работа с учебником.

Закрепление с. 82

-Открываем учебник на стр.82, прочитайте описания. Догадайтесь, о каких водоёмах идёт речь. (пруд, водохранилище, канал)

4.Физкультминутка.

Вы наверное устали?

А сейчас мы отдохнём.

Встанем, глубоко вдохнём.

Руки в стороны, вперёд.

Мы на пляже,

Солнце жжёт.

Побежим скорее в реку.

Окунёмся, поплывём.

Ах, какая благодать.

Но пора и меру знать.

Побежим скорее в класс

Там продолжим мы рассказ.

Слайд3.

- А теперь отгадайте еще одну загадку:

Летом бежит,

Зимой спит,

Весна настала –

Опять побежала. (Река)

- Да, конечно же, это река, узнаем сейчас побольше о реке. У реки есть такие части, как исток, устье, русло.

-В учебнике на стр. 83 найдите значения этих слов. (По одному ученику зачитывают определения).

-А сейчас открыли рабочие тетради на стр.51, выполним №2. (Проверка)

3.Работа на интерактивной доске.

- Теперь посмотрите на доску, здесь изображен рисунок реки. Вам необходимо расставить названия по местам и  показать, тем самым, где находится устье, исток и русло.

- Молодцы!

-А сейчас снова вернулись к рабочим тетрадям на стр.51, №3.

4.Работа с учебником.

-Теперь откроем учебник на стр.83 и посмотрим, какие части реки мы еще не обозначили? Посмотрите на рисунок. (Притоки: левый и правый; берег: левый и правый)

-Притоки – это другие реки и ручьи, которые впадают в эту реку, приток бывает правый и левый. Еще у реки есть берега – правый и левый.

- А определить, где правый и где левый берег, очень просто, если смотреть в сторону течения реки, то справа будет правый берег, а слева – левый, точно также и притоки.

- Ребята, а в реке, какая вода: пресная или солёная?

Итог урока

-В начале урока мы с вами говорили, о том, что пресной воды очень мало, и нам необходимо её беречь.

-А как мы должны её беречь? Как беречь воду в классе, дома, на улице? (ответы детей)

-Каждый человек обязан бороться за чистоту природной воды, в том числе и мы с вами ребята обязаны не загрязнять её и не растрачивать попусту, думать о будущем нашей планеты. А вот как мы будем беречь чистоту нашей речки, посмотрим в памятке поведения у водоёма: слайд

                - Не бросай мусор в воду.

                - Не оставляй мусор на берегу.

                - Не мой велосипед и другие транспортные средства.

На одной планете дружно жили дети.
Не разоряли гнёзда птиц  ради нескольких яиц,
Не ловили по дубравам рыжих белок для забавы,
Травку не топтали, рек не загрязняли!
Все старательно, с умом берегли свой общий дом
Под названием Земля, где живём и ты, и я!

-Наша Капелька обещала подарить маленькие капельки активным ученикам, сейчас я помогу ей раздать их.

                     Рефлексия.

-Поднимите капельку, кому урок понравился?

-Поднимите капельку, кому не понравилось? Почему?



Предварительный просмотр:

Тема: Умножение числа 3 и на 3.

Цель

Открытие новых знаний самими учащимися путем разрешения проблемных ситуаций, созданных или возникших на уроке.

Задачи

составить таблицу умножения трех, на три;

развивать умение на основе полученных результатов, осуществлять поиск закономерностей ,делать выводы, активизировать мыслительную и творческую деятельность (перенести ранее усвоенные знания в новую ситуацию, определить область “незнания” в новой задаче, включить в активную поисковую деятельность)

формировать систему ценностей, направленную на максимальный личный вклад в коллективную деятельность в процессе урока.

Оборудование: рисунки яблонь, пчелок; составленный из геометрических фигур– кот, карточки.

Ход урока

I. Организационный момент

– Прозвенел звонок, и мы настраиваемся на урок. Нам с вами предстоит выполнить интересную работу. А девиз у нас такой: “То, что знаешь –не скрывай, на вопросы отвечай!”.

Разминка

– Проверю ваше внимание.

Сколько хвостов у пяти котов? (5)                                              

 Сколько ушей у четырех мышей? (8)                                          

 Сколько лапок у шести цыпляток? (12)                                      

 Сколько глазок у двух светофоров? (6)    

Сколько рогов у двух коров? (4)

(ответ написан на карточках, после того как, дети ответят, переворачиваем карточки и получается слово ВЕСНА).

II. Актуализация знаний и постановка проблемы

– Весна. Прекрасное время года. Оживает природа, появляются листочки на деревьях, распускаются цветы, просыпаются насекомые. (На обычной доске рисунок  дерева). Увидев яблоневый сад, кто-то к нам в гости залетел. Угадайте, кто это? (Приложение. Слайд 1)

Чудо-город-городок, шумных домиков рядок!

 Целый год янтарный мед, в бочках не кончается!

 И все лето весь народ, на цветах качается.

(На доску прикрепляется пчелка из бумаги)

– Ребята, да вот беда, цветы на деревьях ещё не распустились. Как пчелки будут собирать нектар? Чтобы цветы распустились, надо быстро выполнять задания. Давайте поможем .(По мере выполнения заданий будут раскрываться цветы на яблонях.)

Пчелки принесли нам число. Кто сможет его прочитать? (333) (Слайд 2)

– Сколько единиц каждого разряда в этом числе?

- Какое это число?

- Какую цифру использовали для написания этого числа?

-Составьте из этих цифр выражение, значением которого является число 9. (3 + 3 + 3)

– Как записать короче? Каким действием? (3 * 3 = 9)

– Молодцы! Значит сегодня, мы познакомимся, с какой таблицей, кто догадался? (таблица на 3).

-Давай запишем число, классную работу и пример. Сначала на сложение, а потом умножение. (3+3+3=9   3*3=9)

-Посмотрите, а вот и первый цветок распустился. (Слайд 3)

Из разных цифр сложили соты,

 А в сотах тех, где чисел нет,

 Расставьте минусы и плюсы,

 Чтоб данный получить ответ. (Слайд 4)

– А теперь найдите произведение полученных значений. (3 *  4 = 12)

– Кто затруднился найти значение выражения? Как по другому проверить? (Ответы детей.)

-Запишите в тетрадь эти примеры. (3+3+3+3=12      3*4=12)

– Вот и второй цветок раскрылся. (Слайд 5)

-А сейчас немного отдохнем, я показываю на цифру и говорю задание, а вы выполняете.

(3 – столько раз потопайте; 10 – столько раз похлопайте; 4 – столько раз присядте).

Решите задачу:

В саду 5 рядов яблонь по 3 яблони в каждом ряду. Сколько всего яблонь в саду?

– Кто сможет записать это выражение? (3 *5)

-Также продолжаем запись в тетради. Раскрылся еще один цветок.

– Ребята, вы не заметили, что у нас получается? (таблица)

-Теперь продолжайте составлять таблицу самостоятельно.

-(Проверка на слайде.) Раскрылись все цветки.

-Посмотрите на доску, что изображено на доске? (кот)

-Из каких фигур состоит наш котик?

-Из скольких треугольников?

-Что вы знаете о треугольнике?

- Найдите, сколько сторон у 10 треугольников.

IV. Физминутка

-А сейчас встанем и отдохнем.

Шли по крыше три кота, три кота Василия.

 Поднимали три хвоста, прямо в небо синее.

 Сели киски на карниз, посмотрели вверх и вниз.

 И сказали три кота: красота, красота!

Работа по учебнику 

-Ребята сегодняшнее составление нашей таблицы, поможет нам в решении задач.

-Открываем учебники на стр.90, задача под красной линией, выполняем коллективно устно.

Пока вы решали, на яблоне  появился, еще один цветок и в саду стало красиво. И пчелки могут набрать нектар.

-Сейчас задача №2. ( у доски, 3 человека по очереди)

VII. Подведение итога

– Хорошо поработали вы сегодня, и пчелки потрудились на славу. Они хотят вас поблагодарить и что-то сказать. Из улья они вынесли  примеры, а вы, выполняя задание, составите затем слово. (Дети повторяют таблицу, на карточках с ответами, с другой стороны буквы).

-Молодцы, выполнили, теперь переворачиваем наши ответы и читаем послание от пчелок.

– А теперь прочитайте слово: "Молодцы!"

VIII. Рефлексия

– Кому было интересно на уроке? Кто испытывал затруднения при выполнении заданий? Кто считает, что полученные сегодня знания вам пригодятся?