Методический семинар
Содержит презентацию и концептуальное изложение профессионального опыта "Инновационные подходы в подготовке рабочих кадров и специалистов для экономики Тюменской области"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Презентация научной, творческой и инновационной деятельности | 1.36 МБ |
Концептуальное изложение педагогического опыта | 70 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОПЫТА
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ
Тарута Л.А.
ГАПОУ ТО «Ишимский политехнический техникум»
«Не пытайтесь удовлетворить свое тщеславие,
стараясь научить кого-то слишком многому.
Разбудите в человеке любопытство.
Достаточно приоткрыть разуму дверь,
не перегружая его, просто заронить в него искру.
Если там есть чему гореть, разум будет охвачен пламенем»
В. Ключевский
В условиях вхождения России в мировое образовательное пространство основными приоритетами внедрения новых федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования становится развитие системы его модернизации и повышение качества образования. Поэтому возникла необходимость подготовки профессионально компетентных, социально активных и конкурентоспособных специалистов, способных к адекватному профессиональному самоопределению и саморазвитию, готовых обеспечить обществу устойчивое, безопасное и успешное развитие. Подготовка такого специалиста в системе среднего профессионального образования может быть обеспечена последовательным формированием общих и профессиональных компетенций в контексте достижения профессионального, социального и личного успеха студента. Все это происходит в условиях глобализации и информатизации всех сфер жизнедеятельности, в том числе и сферы образования, где приоритет в подготовке компетентных специалистов отдается инновационным обучающим технологиям, направленным на развитие личности.
В результате педагог должен вносить в учебный процесс все новые и новые методы подачи информации: за короткий промежуток времени научить обучающихся осваивать, преобразовывать и использовать в практической деятельности огромные массивы информации; организовать процесс обучения так, чтобы обучающиеся активно, с интересом и увлечением работали на уроке, видели плоды своего труда и могли их оценить.
Одним из необходимых условий повышения качества обучения является интеграция в образовательный процесс информационно-коммуникационных технологий и технологии личностно-ориентированного обучения.
Преимущества использования информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе велики. Перечислим некоторые из них: индивидуализация обучения, интенсификация внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся, рост объема выполненных на уроке заданий; применение компьютерных тестов и модулей ФЦИОР при проведении лабораторно – практических заданий; расширение информационных потоков при использовании Internet; повышение мотивации и познавательной активности обучающихся за счет разнообразия форм работы, для актуализации знаний, полученных в школьном курсе биологии и химии, например, при изучении темы «Морфология и физиология микроорганизмов», для реализации межпредметных связей. На портале Федерального центра информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР) представлена коллекция электронных образовательных ресурсов, созданных на базе открытых модульных систем (ФЦИОР http://www.fcior.edu.ru), дающих возможность формировать у обучающихся способность использовать ИКТ в профессиональной деятельности, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценивать и корректировать собственную деятельность.
Одна из ведущих поведенческих характеристик педагога в условиях личностно - ориентированного взаимодействия — гибкость (пластичность, мобильность), то есть способность легко отказываться от несоответствующих ситуаций и способов поведения, приёмов мышления, средств деятельности, и вырабатывать, принимать новые оригинальные подходы к разрешению проблемных ситуаций при неизменных принципах и нравственных основаниях педагогической деятельности. Такой подход дает возможность реализовать общий принцип организации личностно-ориентированного обучения — развитие самостоятельности, формирование критического мышления.
Термин “критическое мышление” известен ещё из работ известных психологов Ж. Плаже, Л.С. Выгодского.
Особенностью данной педагогической технологии является то, что обучающийся в процессе обучения сам конструирует этот процесс, исходя из реальных и конкретных целей, сам отслеживает направления своего развития, определяет конечный результат. Использование данной технологии ориентировано на развитие навыков вдумчивой работы с информацией. Образовательная технология развития критического мышления – система учебных стратегий, методов и приемов, направленных на развитие критического мышления обучающихся. Цель данной технологии - развитие мыслительных навыков обучающихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и т.п.).
Эффективно использовать данную технологию как на вводных уроках по изучению нового материала, так и на уроках закрепления и обобщения знаний по дисциплинам общепрофессионального цикла. Причем, данная технология, хорошо сочетается с другими технологиями, особенно с информационно-коммуникационными. Например, при изучении микробиологических процессов по дисциплинам «Основы микробиологии, санитарии и гигиены в пищевом производстве», «Санитария и гигиена» на стадии «осмысление» используется показ видеофрагментов, информационные тексты, на стадии «рефлексия» - модули ФЦИОР, тесты контролирующего характера.
Проанализировав работу в данной технологии можно выделить эффективные методические приемы.
- Кластеры (блоки идей) или “грозди” – это графический способ организации учебного материала. Например, при изучении темы «Пищевые инфекции» обучающимся предлагается предположить, по каким направлениям будет изучена эта тема.
- Прием “тонких” и “толстых” вопросов эффективен при организации взаимоопроса. В начале урока обучающимся предлагается задать своему соседу три “тонких” и три “толстых” вопроса по ранее изученной теме для актуализации знаний.
- Прием «маркировочная таблица» может использоваться на всех трех стадиях урока по дисциплинам общепрофессионального цикла с целью организации контроля работы каждого обучающегося и подведения итогов работы.
- Стратегия «инсерт» (значки по ходу чтения) - прием системной разметки текста для эффективного чтения и размышления. Особенно при изучении нормативно-правовых документов по дисциплинам «Основы микробиологии, санитарии и гигиены в пищевом производстве», «Санитария и гигиена».
- Прием «синквейн» – пятистишие, на этой фазе урока позволяет систематизировать полученную на уроке информацию. Например, предлагается обучающимся описать суть таких понятии, как гигиена, физиология, микроорганизмы и др.
Таким образом, использование этой технологии позволяет обеспечить формирование способностей организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения; нести ответственность за свою деятельность; осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач; работать в команде. То есть формировать, в первую очередь, общие компетенции.
Кроме инновационных технологий, большую роль в формировании общих и профессиональных компетенции играют различные методические приемы, которые легко комбинируются, включаются в рамки уже знакомых традиционных форм урока. Это «пословица-поговорка», «проблемная ситуация», «зигзаг», «корзина идей, понятий, имен», «ключевые термины», «мультимедийная презентация», «решение ситуационных задач», «выбери верное утверждение», «рюкзак» и др.
Реализуя компетентностный подход не только в учебном процессе, но и во внеурочной деятельности, работе ПЦК также используются методические приемы, позволяющие сочетать различные технологии. Внедрение образовательных технологий во внеурочную деятельность позволяет достигать максимально комфортных условий и для педагогов, и для обучающихся, поскольку не так жестко регламентированы образовательные результаты и учебное время. Поэтому «включение» обучающихся в технологию в рамках внеурочной работы существенно облегчается.
Проблемный урок, создание диалога или игры, применение метода моделирования, использование кейс-метода и др., - эти формы обучения всегда будут направлены на развитие у обучающихся самостоятельного мышления и способности квалифицированно решать нестандартные профессиональные и жизненные задачи.
Вовлекая обучающихся в решение проблем, расширяя и углубляя знания и одновременное развивая практические навыки и умение мыслить, размышлять, осмысливать свои действия, мы сможем быть уверены в эффективной работе по формированию и развитию как общих, так и профессиональных компетенций обучающихся.
Для оценки уровня сформированности компетенций используются: наблюдение, тестирование, оценка деятельности обучающихся на практических и лабораторных занятиях, анализ выполнения работ на учебной и производственной практике.
Использование активных форм проведения занятий и современных методов обучения для формирования общих и профессиональных компетенций обучающихся позволяет создать соответствующую образовательную среду, необходимую для реализации требований ФГОС и работодателей. Будущие выпускники смогут легко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретать необходимые знания, умело применять их на практике, критически мыслить, грамотно работать с информацией, быть коммуникабельными, уметь работать сообща, анализировать рабочую ситуацию, осуществлять контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии.
Формула успеха в обучении - это применение в педагогической деятельности различных инновационных педагогических технологий с использованием современных технических средств обучения помноженное на раскрытие индивидуальных особенностей обучающихся, формирование нравственных качеств.
Применение на занятиях педагогических технологий и технологических приемов с инновационным подходом способствует повышению качества образования (качественная успеваемость - от 54% до 64%, средний балл по учебным дисциплинам - от 3,7 до 4).
Анализ полученных результатов, их обработка методами математической статистики позволяют говорить об эффективности выбранных педагогических технологий и приемов в обучении.
Сводные данные качества обучения за 3 года
Элементы технологий ИК и развития критического мышления очень хорошо сочетаются с многими другими технологиями, такими как игровые, кейс – технология, проблемного–поисковые, здоровьесберегающие и т.д., позволяют интегрировать учебную и внеучебную деятельность обучающихся, так как в основе их лежит деятельностный подход.
Таким образом, инновационные подходы способствуют: формированию познавательных и профессиональных мотивов и интересов будущих специалистов; воспитанию системности, гибкости, стратегичности и критичности мышления; развитию ответственного отношения к решению учебных и профессиональных проблем. Целостность и многомерность новейших образовательных технологий формируют информационную культуру и компетентность будущих специалистов, создают потенциальную возможность эффективной адаптации к требованиям рынка труда, общества и себя лично.
“Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?” А сам думает: “Скажет живая – я ее умертвлю, скажет мертвая – выпущу”. Мудрец, подумав, ответил: “Все в твоих руках”.
Мы не создаем принципиально новых технологий, не открываем Америку, мы лишь грамотно, систематично, целостно используем педагогические технологии, что и обеспечивает достижение запланированных результатов.
В наших руках возможность формировать личность:
- любознательную, интересующуюся, активно познающую мир;
- умеющую учиться, способную к организации собственной деятельности;
- уважающую и принимающую ценности семьи и общества, историю и культуру каждого народа;
- доброжелательную, умеющую слушать и слышать партнёра, уважающую своё и чужое мнение;
- готовую самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки.