Методические рекомендации
Разработка алгоритмов самостоятельной работы студентов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Алгоритм самостоятельной работы по теме "Морфология и физиология микроорганизмов" | 81.5 КБ |
Алгоритм решения задач по генетике | 36.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Алгоритм самостоятельной работы по теме
«Морфология и физиология микроорганизмов»
1 задание. Подпишите названия органоидов в клетке дрожжей, изображенных на рисунке:
2 задание
Допишите определения:
1. По строению клетки все живые существа делятся на …
2. Любая клетка снаружи покрыта
3. Внутренней средой клетки является …
4. Структуры, постоянно присутствующие в клетке, называются …
5. Местом образования белков в клетках являются …
6. Наследственная информация о данной клетке хранится в …
3 задание
Рассмотрите клетку бактерии и впишите обозначения:
…..
4.Чем прокариотические клетки отличаются от эукариотических. Выберите необходимые параметры в соответствии с заданием:
1-й вариант – прокариоты, 2-й вариант – эукариоты.
1.Есть ядро, окруженное ядерной мембраной.
2. Ядра нет, есть нуклеарная область.
3. растения, животные, грибы.
4. бактерии.
5. отсутствуют митохондрии, ЭПР, лизосомы;
6. есть мембранные структуры внутри клетки;
7. ДНК- линейный нуклеопротеид, содержит белок;
8. ДНК замкнута в кольцо;
9. одноклеточные;
10. одноклеточные и многоклеточные
11. Есть рибосомы.
12. Есть клеточная стенка
13. Все организмы одноклеточные.
14. Есть и одноклеточные и многоклеточные организмы.
5.Найдите ошибки в тексте:
Прокариоты – это организмы, клетки которых имеют ограниченное мембраной ядро. Размножаются они делением. В клетках содержатся хлоропласты, митохондрии, аппарат Гольджи, центриоли. По способу питания они могут быть как автотрофами, так и гетеротрофами. Обитают только в аэробных условиях. При неблагоприятных условиях превращаются в спору.
6.Выберите правильные утверждения:
а) бактерии размножаются спорами;
б) бактериальная клетка не имеет аппарата Гольджи;
в) для бактерий благоприятными условиями являются высокая температура и ультрафиолетовое излучение;
г) к прокариотам относятся простейшие, водоросли и грибы;
д) прокариоты широко используются в различных отраслях народного хозяйства;
е) среди прокариот встречаются как автотрофы, так и гетеротрофы;
ж) бактерии живут только в анаэробных условиях;
з) серобактерии относятся к хемотрофам;
и) прокариоты способны активно передвигаться;
к) все бактерии – паразиты животных и растений.
7.Ответьте на тестовые вопросы:
1. Для прокариот характерны:
а) кольцевая молекула ДНК;
б) митохондрии, центриоли, аппарат Гольджи;
в) развитая система вакуолей;
г) оформленное ядро.
2. Бактерии размножаются:
а) половым способом;
б) вегетативно;
в) делением;
г) спорами.
3. Прокариоты для получения энергии используют:
а) свет;
б) готовые органические вещества;
в) окисление неорганических веществ;
г) все перечисленные способы.
4. К прокариотам относятся:
а) цианобактерии;
б) грибы;
в) простейшие;
г) губки.
5. Основателем микробиологии считается:
а) Ч.Дарвин; б) К.Линней;
в) Л.Пастер; г) И.Мечников.
8.Расположите в правильном порядке последовательность событий заражения клетки вирусом.
1. ДНК вируса блокирует ДНК клетки-хозяина.
2. Вирус прикрепляется к наружной мембране клетки-хозяина.
3. Новые частицы вируса разрывают клетку-хозяина и инфицируют другие клетки.
4. На матрице ДНК вируса клетка начинает сбор белков вируса.
5. Мембрана клетки-хозяина растворяется под действием ферментов вируса, и внутри клетки-хозяина оказывается ДНК вируса.
6. ДНК вируса самореплицируется.
7. В результате самосборки образуются новые частицы вируса.
…..
Предварительный просмотр:
Государственное автономное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
Тюменской области
«Ишимский политехнический техникум»
Методические рекомендации
по ОДБ Биология
Алгоритм решения задач
по генетике
Ишим, 2013
Организация – разработчик: ГАОУ СПО ТО «Ишимский политехнический техникум»
Разработчики:
ГАОУ СПО ТО «ИПТ» преподаватель Л. А. Тарута
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
Рекомендована ПЦК преподавателей общеобразовательного цикла ГАОУ СПО ТО «Ишимский политехнический техникум»
Протокол № __ от ___________г.
Председатель ПЦК ____________/Е. В. Ваккер/
Алгоритм решения задач по генетике.
1. Внимательно прочтите условия задачи.
Чтобы определить тип задачи необходимо выяснить:
- Сколько пар признаков рассматривается в задаче
- Сколько пар генов контролируют развитие признаков;
- Какие организмы (гомо-, гетерозиготные) скрещиваются
- Тип скрещивания (прямое, возвратное, анализирующее и т.д.);
- Сцеплено или независимо наследуются гены, контролирующие развитие признаков;
- Связано ли наследование признаков с полом;
Сколько классов фенотипов (или генотипов) образуется в потомстве, полученном от скрещивания, и каково их количественное соотношение
2. Запишите кратко условия задачи.
3. Напишите фенотипы и генотипы скрещиваемых особей.
4. Определите и запишите типы гамет, которые образуются.
5. Определите и запишите генотипы и фенотипы потомства полученного в результате гибридизации.
6. Проанализируйте результаты скрещивания. Определите численные соотношения потомства по фенотипу и генотипу. Сделайте записи в виде числовых соотношений.
7. Запишите ответы на вопросы задачи.
Оформление задач по генетике
При оформлении задач необходимо уметь пользоваться символами, принятыми в традиционной генетике и приведенными ниже:
♀ | женский организм |
♂ | мужской организм |
× | знак скрещивания |
P | родительские организмы |
F1, F2 | дочерние организмы первого и второго поколения |
А, В, С... | гены, кодирующие доминантные признаки |
а, b, с... | аллельные им гены, кодирующие рецессивные признаки |
АА, ВВ, СС... | генотипы особей, моногомозиготных по доминантному признаку |
Аа, Вb, Сс... | генотипы моногетерозиготных особей |
аа, bb, сс... | генотипы рецессивных особей |
АаВb, AaBbCc | генотипы ди- и тригетерозигот |
АB, CD | генотипы дигетерозигот в хромосомной форме при независимом и сцепленном наследовании |
А ,а , АВ , cd | Г - гаметы |
Пример записи схемы скрещивания
Например: (по 1 и 2 закону Г. Менделя)
Для того чтобы записать эти законы и решить как задачу, необходимо прежде всего составить таблицу:
«Ген – признак – генотип – фенотип»
Обозначим ген полного доминирования – А, рецессивный ген – a
ген | признак | генотип | фенотип |
А | Желтая | АА | Желтая |
а | Зеленая | аа | Зеленая |
Запись в буквенной форме: | |||||||||||||||||||||
|
Ответ : желтая окраска -100%
Делая записи надо помнить:
1.На первом (слева) месте пишется женская (материнская) особь, на втором (справа) пишется мужская (отцовская) особь.
2. Аллельные гены пишутся рядом (ААВВ).
3. При записи генотипа буквы пишутся в алфавитном порядке (ааВВ, а не ВВаа).
4. Если известен только фенотип, неизвестные гены обозначаются ? или « _».
5. Под генотипом пишут фенотип: АА аа
жёлтый зелёный
6. У особей определяется и записывается тип гамет, одинаковые не повторяют
7. Фенотипы и гаметы пишутся строго под соответствующим генотипом.
8. Записывается ход решения с объяснениями. Можно оформлять в сетке Пеннета.
9. Записывается вывод (ответ).
10. Запись типа «один ребенок будет больным, а другой здоровым» или «первый ребенок родится больным, а второй здоровым» неправильна, поскольку результаты указывают лишь на вероятность рождения тех или иных особей.
Пример решения задачи.
Определите фенотипы потомства кареглазого отца и кареглазой матери, учитывая все варианты.
Пример краткой записи
Дано:
А – карие глаза
а – голубые глаза
ген | признак | генотип | фенотип |
А | Карий цвет глаз | АА, Аа | Карий |
а | Голубой цвет глаз | аа | Голубой |
Определить: F1
Решение
Например предположим, что оба родителя гетерозиготны по цвету глаз, тогда:
Ответ: 75 % кареглазых, 25 % голубоглазых по фенотипу;
Основные правила, помогающие в решении генетических задач
Правило 1.Если при скрещивании двух фенотипически одинаковых особей в их потомстве наблюдается расщепление признаков в соотношении 3 : 1, то эти особи гетерозиготны. (Моногибридное скрещивание при полном доминировании.)
Правило 2.Если при скрещивании фенотипически одинаковых (по одной паре признаков) особей в первом поколении гибридов происходит расщепление признака на три фенотипические группы в соотношении 1 : 2 : 1, то это свидетельствует о неполном доминировании и о том, что родительские особи гетерозиготны. (Моногибридное скрещивание при неполном доминировании.)
Правило 3.Если в результате скрещивания особей, отличающихся друг от друга фенотипически по одной паре признаков, получается потомство, у которого наблюдается расщепление по той же паре признаков в соотношении 1 : 1, то одна из родительских особей была гетерозиготна, а другая – гомозиготна по рецессивному признаку.
Правило 4.Если при скрещивании двух фенотипически одинаковых особей в потомстве происходит расщепление признаков в соотношении 9 : 3 : 3 : 1, то исходные (данные) особи были дигетерозиготными. (Дигибридное скрещивание.)