Авторские программы
Программы элективных курсов, внеурочной деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
avtorskiy_elektivnyy_kurs.doc | 231.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЧАПАЕВСКИЙ ГУБЕРНСКИЙ КОЛЛЕДЖ
Утверждаю
«___»____________ 2012 г.
______________________
______________________
______________________
______________________
Программа элективного курса по русскому языку
««Секреты художников слова»
(Изобразительно-выразительные средства
под «лингвистическим микроскопом»)
для учащихся 9 классов
Составитель:
Гвоздева Оксана Александровна,
учитель русского языка и литературы
ГБОУ СПО Чапаевского губернского колледжа ОПОО
Чапаевск
2012
Элективный курс по русскому языку
«Секреты художников слова»
(Изобразительно-выразительные средства
под «лингвистическим микроскопом»)
для предпрофильной подготовки учащихся 9 класса
Пояснительная записка
Вид программы: предпрофильная.
Данный курс предназначен для предпрофильной подготовки учащихся 9 класса. Его значение в условиях современной школы определяется рядом факторов:
1. действующие программы по литературе практически не позволяют выделять целые уроки на изучение изобразительно-выразительных средств, языковые явления изучаются чаще всего вскользь, по ходу изучения художественного произведения;
2. снижение уровня читательской культуры общества в целом требует особого внимания к этой проблеме в школе;
3. ключевая проблема языкового образования школьников – проблема формирования коммуникативной компетенции;
4. совершенствование речевой культуры учащихся, формирование художественного мышления создает предпосылки для выбора профильного предмета на следующем этапе обучения.
Тип программы: интегрированная.
Данный элективный курс выстраивается на уровне межпредметных связей (русский язык и литература), рассчитан на 17 часов. Ключевые темы курса рассматриваются на материале литературных произведений, как изучаемых в 9 классе, так и не входящих в программу базовой школы. При этом литературные произведения являются не просто иллюстративным материалом - анализ языковых средств призван помочь глубже понять знакомые произведения и дать ключ к незнакомым произведениям.
Элективный курс направлен на углубление и расширение знаний учащихся о тексте, на формирование речетворческих способностей, на совершенствование навыков определения художественно-выразительных средств языка на уровне компетенции.
Цели курса:
Перспективная: помочь ученику, творчески овладевая русским языком, расширить и углубить знания о законах языка, художественно- выразительных средствах.
Ближайшая: подготовка к итоговой аттестации и выбору профиля для обучения в старших классах.
Задачи курса:
1) Расширить знания об изобразительно-выразительных средствах языка.
2) Совершенствовать речевую культуру учащихся.
3) Воспитывать культурно-ценностное отношение к русской речи.
4) Подготовить учащихся к прохождению итоговой аттестации в новой форме.
Основные направления курса:
Усвоение новых теоретических сведений и углубление имеющихся представлений осуществляется в практической деятельности учащихся при анализе текстов разной структуры.
При этом курс, основываясь на базовой программе, вводит новые понятия или рассматривает уже изученное на новом уровне.
В результате изучения курса учащиеся должны:
знать определения понятий и их признаки, уметь приводить примеры из художественных текстов, иметь навык нахождения приема, обозначаемого данным понятием в текстах других произведений, объяснять смысл созданного писателем образа.
Принципы, лежащие в основе курса:
- Научность: практические задания основаны на владении теоретической базой, знании основных теоретико-литературных понятий в соответствии с образовательным стандартом.
- Системность и последовательность: темы объединены в блоки, каждый из которых является частью общей структуры; последующий блок дополняет общую картину языкового явления.
- Природосообразность: сведения по курсу преподносятся с учетом готовности класса их воспринимать.
- Культуросообразность: материал курса основан на русской культурно-языковой традиции, направлен на нравственное и эстетическое воспитание учащихся, на воспитание читательской культуры.
- Креативность: изучение курса предполагает творческое взаимодействие учителя и учеников, диалогичность, чередование индивидуальной и совместной работы с деятельностью в составе групп.
- Творческий характер заданий: творческий практикум «Звучит слово»,
интерпретация средств выразительности в стихотворных текстах.
Новизна данного курса заключается в его практической направленности (теоретические сведения, расширяющие и углубляющие языковые представления учащихся, реализуются в речевой деятельности, сочетающей устные и письменные формы работы), в преобладании аналитических, исследовательских приемов изучения материала.
Форма организации курса – 7 учебных тем. При этом каждая тема обладает относительной автономностью, а следствием этого является произвольный порядок их прохождения. При прохождении каждой темы используются следующие формы занятий: лекции с попутной беседой, эвристическая беседа, исследовательская работа в группах, тренинги по определению средств и приемов создания выразительной речи, анализ художественных текстов, практикум, игра в технологии «Кто хочет стать миллионером?».
В структуре каждой темы выделяются 4 уровня содержания:
- понятийный
- идентификационный (опознавательный)
- аналитико-оценочный
- творческий
Темп изучения может быть адекватен реально складывающейся ситуации: можно задержаться на трудностях, можно бегло рассмотреть материал или совсем отказаться от какого-то элемента содержания.
При работе над творческими проектами может быть использовано содержание сразу нескольких тем занятий.
Форма контроля знаний
Создание творческих проектов учащихся (индивидуальных или групповых) по анализу изобразительно- выразительных средств художественного текста и презентация этих проектов в любой форме (реферат, эссэ, электронная презентация, статья в сборник лингвистических работ учащихся).
Объём работы – произвольный. Критерии оценки: правильность классификации изобразительно-выразительных средств; самостоятельность, оригинальность, корректность суждений; грамотность речи и степень владения научно-популярным стилем анализа. Художественные тексты для анализа предлагаются учащимся в начале курса в избыточном количестве, чтобы у учащихся была возможность выбора.
Содержание и основные понятия курса
- Вводно-презентационное занятие (1 час).
Изобразительно-выразительные средства речи: понятие, функция, система объектов.
- Тайны звукописи (2 часа).
Благозвучность речи. Фонетические средства выразительности (аллитерация, ассонанс, звукоподражание).
- Ударение, ритм, интонация (2 часа).
Понятие о ритмико-интонационном рисунке речи; виды русского ударения, его вариативность; художественные возможности данных средств; парцелляция.
- Морфологические средства выразительности (2 часа).
Изобразительные возможности существительных, прилагательных, глаголов и их форм, местоимений и других частей речи.
- Лексические средства выразительности (2 часа).
Ключевые слова, лексические повторы, слова-символы, синонимы, антонимы.
- Тропы (3 часа).
Понятие о тропах, виды тропов (эпитет, метафора, метонимия, синекдоха, гипербола, литота, каламбур, ирония, сарказм, перифраз, оксюморон, олицетворение, сравнение), их отличительные признаки и изобразительные возможности.
- Стилистико-синтаксические конструкции, придающие выразительность речи (3 часа).
Понятие о фигурах, разновидности фигур (инверсия, анафора, эпифора, композиционный стык, параллелизм, антитеза, градация, эллипсис, риторический конструкции, бессоюзие, многосоюзие, период, умолчание), выразительные возможности фигур, способы конструирования.
- Заключительное занятие (2 часа).
Презентация творческих проектов учащихся по анализу изобразительно- выразительных средств художественного текста.
Этапы работы по каждой теме:
- Подготовительный этап:
-найти и выписать из различных словарей и энциклопедий определения какого-либо понятия.
- Первый этап:
-сравнительный анализ найденных определений, вычленение его структурообразующих составляющих;
- совместное с учащимися формулирование оптимального (с точки зрения учащихся) определения.
- Второй этап:
Работа с данным художественным средством по принципу усложняющихся заданий (НООС) (см. ниже).
- Третий этап:
Комплексный анализ небольшого по объёму художественного текста (или отрывка из художественного произведения).
- Четвёртый этап:
Домашнее задание двух уровней:
- найти примеры употребления данного средства в изучаемом (или любимом) художественном тексте;
- создать свой вариант текста.
Принцип усложняющихся заданий НООС при обучении анализу языковых средств выразительности:
Н – НАЙТИ изучаемое художественное средство в данном материале
О – ОБЪЯСНИТЬ значение этого средства в данном контексте
О – ОПРЕДЕЛИТЬ структуру средства (как, на каком образно-ассоциативном материале оно создано)
С – СОЗДАТЬ свой вариант (если возможно) этого художественного средства
Учебно-тематический план.
№ п/п | Тема | Количество часов | Виды деятельности | Форма контроля |
1. | Вводно-презентационное занятие | 1 | Лекция учителя. Составление опоры. Проблемная беседа. Работа с презентацией. | Проверь себя (закончить высказывание) |
2. | Тайны звукописи. | 2 | Работа с понятиями по 3 этапам. Задания НООС. Работа в группах –интерпретация фонетических средств выразительности в стихах поэтов Серебряноговека. | Миниатюра «Звучит слово». |
3. | Ударение, ритм, интонация. | 2 | Работа с понятиями по 3 этапам. Задания НООС. Составление опоры. Работа с орфоэпическим словарем. Тренировочные упражнения | Развернутый ответ по опоре «Причуды русского ударения |
4. | Морфологические средства выразительности. | 2 | Исследовательская работа в группах. | Тренинг. |
5. | Лексические средства выразительности. | 2 | Лексический анализ отрывков из произведений. Работа со словарем. | Анализ отрывков из рассказов М. Шолохова («Родинка»), М. Пришвина («Синий лапоть) |
6. | Тропы. | 3 | Работа с понятиями по 3 этапам. Задания НООС. Тренинги по определению изобразительно-выразительных средств. Игра в технологии «Кто хочет стать миллионером». | Анализ изобразительно-выразительных средств в предложенных текстах. |
7. | Стилистико-синтаксические конструкции, придающие выразительность речи. | 3 | Работа с понятиями по 3 этапам. Задания НООС. Тренировочные упражнения. | Работа с тестами |
8. | Заключительное занятие | 2 | Презентация. | Защита творческих проектов учащихся по анализу изобразительно- выразительных средств художественного текста. |
Список использованной литературы
Список литературы для учителя
- Александров В.Н. и др. Единый государственный экзамен: Русский язык (справочные материалы, контрольно-тренировочные упражнения, создание текста). – Челябинск, “Взгляд”,2004.
- Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. – М.:Просвещение,1999.
- Львова С.И. Уроки словесности. 5-9 классы.- М.: Дрофа,2001.
- Русский язык и литература. Средства и приемы выразительной речи. 5-9 классы: тренинговые задания на уроках/сост. М.Е. Кривоплясова.-Волгоград: Учитель, 2007.-78с.
- Угроватова Т.Ю. ГИА по русскому языку: Учебно-тренировочные тесты и другие материалы для 9 класса. – М.:АСТ, 2009. – 238с.
- Художественная речь: изобразительно-выразительные средства. Материал для системного повторения теории и тренировочных упражнений. Калганова Т.А// Литература в школе №4-7 2011.
- Элективные курсы в профильном обучении: Образовательная область “Филология” /Министерство образования РФ.- М.:Вита-Пресс,2004.
Список литературы для обучающихся
- Бушко О.М. Школьный словарь литературных терминов. – Калуга: Издат. «Золотая аллея», 1999.
- Есин А.Б., Ладыгин М.Б., Тренина Т.Г. Литература: Краткий справочник школьника. 5-11 кл. – М.: Дрофа, 1997.
- Литература: Большая Энциклопедия школьника. 5-11 классы.- М.: Дрофа,2001.
- Русский язык. Языкознание: Большая Энциклопедия школьника. 5-11 классы.- М.: Дрофа, 2001.
- Чернец Л.В., Семенов В.Б., Скиба В.А. Школьный словарь литературоведческих терминов. – М.: Просвещение, 2007.
Использованные Интернет-ресурсы
- http://www.edu.ru
- http://www.profile-edu.ru
- http://www.ege.edu.ru
- http://www.informikfa.ru
- http://russia.agama.com/bol
- http://mega.km.ru
Тренировочные задания к теме «Тайны звукописи»
Упражнение №1. Какое фонетическое выразительное средство встречается в данных отрывках?
***
Семь холмов – как семь колоколов,
На семи колоколах – колокольни.
Всем счетом: сорок сороков, -
Колокольное семихолмие!
М.Цветаева
***
Товарищ, верь: взойдет она,
Звезда пленительного счастья,
Россия вспрянет ото сна.
И на обломках самовластья
Напишут наши имена.
А.Пушкин
***
Я изучил их песнь, я понимал их страсти
Я сам изнемогал от счастья бытия.
Н. Заболоцкий
Упражнение №2. Укажите особенности звуковой организации речи в отрывке из поэмы А.Твардовского «Дом у дороги». Выделите звуковые повторы; определите их эстетические функции в контексте.
Таков завет и звук таков,
И по косе вдоль жала,
Смывая мелочь лепестков,
Роса ручьём бежала.
Покос высокий, как постель,
Ложился, взбитый пышно,
И непросохший сонный шмель,
В покосе пел чуть слышно.
И с мягким махом тяжело
Косьё в руках скрипело.
И солнце жгло,
И дело шло,
И всё, казалось, пело:
Коси, коса,
Пока роса,
Роса долой –
И мы домой.
Упражнение №3. Анализируя фонику стихотворения, покажите единство звуковой и смысловой организации речи. Назовите приём усиления изобразительности.
Вечер. Взморье. Вздохи ветра.
Величавый возглас волн.
Близко буря. В берег бьётся
Чуждый чарам чёрный чёлн.
Чуждый чистым чарам счастья,
Чёлн томленья, чёлн тревог
Бросил берег, бьётся с бурей,
Ищет светлых снов чертог.
К. Бальмонт
Упражнение №4. Проанализируйте правку русских поэтов с точки зрения фоники; укажите лексические замены, продиктованные звуковым отбором слов, попытайтесь обосновать отказ от тех или иных созвучий и подбор слов определённой звуковой окраски. Работа в группах.
Первоначальный вариант | Окончательный вариант |
Любви печальную тревогу | Любви безумную тревогу |
Услышишь суд глупца | Услышишь суд глупца |
Убит!.. К чему теперь рыданья, | Убит!.. К чему теперь рыданья, |
Отравлены его последние мгновенья | Отравлены его последние мгновенья |
Слова надежды повторяя, | Слова разлуки повторяя, |
И красные мчались на юг эскадроны. | И красные скакали на юг эскадроны. |
Тренировочные задания к теме «Ударение, ритм, интонация»
Упражнение №1.Определите расстановку логических ударений в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Тучи».
Упражнение №2. Определите расстановку логических ударений в следующем фрагменте из текста И.С Тургенева:
«Солнце – не огнистое, не раскаленное, как во время знойной засухи, не тускло-багровое, как перед бурей, но светлое и приветно-лучезарное – мирно всплывает под узкой и длинной тучкой, свежо просияет и погрузится в лиловый туман».
Упражнение №3. Какой художественный прием использован в данном отрывке?
«Что-то сдавило ему ногу. Что-то. Сдавило. Ему. Ногу. Его ногу». (А. Парфенова)
Какова интонация его произнесения, какие чувства могут быть переданы с помощью такого разделения фразы?
Упражнение №4. Каковы интонационные особенности приведенного ниже текста? На использовании какого художественного приема он основан, как данный прием реализует содержание текста?
Они?
Не мы.
Мы прокляты. Зачеркнуты. Разбиты.
Немы.
Допеты песни. Позабыты.
Не так. Не там. Забытыми путями.
Растоптаны.
Уходим – но не с вами.
Завершены.
Деяния. Дороги. Города.
Ушли.
Легко. Наивно. Навсегда. (Н. Игнатова «Змееборец»)
Тренировочные задания к теме «Морфологические средства выразительности».
Упражнение №1. Какие изобразительно-выразительные средства морфологии и словообразования используются в тексте? Уточните их роль в стихотворении.
1) Полноструйный родник, полнозвучный,
Мой родной, мой природный родник,
Вновь к тебе (ты не можешь наскучить!)
Неотбрасываемо я приник.
И светло мне глаза оросили
Слезы гордого счастья, и я
Восклицаю: ты — символ России,
Изнедривающаяся струя! (И. Северянин)
Упражнение №2. Проанализируйте стихотворение А.Блока «Грешить бесстыдно…». Какая глагольная форма оказывается в нем наиболее частотной, почему?
Упражнение №3. Прочитайте стихотворение Б.Пастернака «Февраль». Проследите, как поэт с помощью изобразительно-выразительных средств грамматики добивается музыкальности стиха, цветовой и звуковой изобразительности.
Упражнение №4. Подготовьте сообщение о роли глагола в создании олицетворения (самостоятельно подберите примеры из художественных текстов).
Упражнение №5. Прочитайте отрывок из повести И.А. Бунина «Антоновские яблоки». Какие морфологические средства языка участвуют в создании эмоциональной художественной речи?
«Помню раннее, свежее, тихое утро… Помню большой, весь золотой, подсохший и поредевший сад, помню кленовые аллеи, тонкий аромат опавшей листвы и запах антоновских яблок, запах меда и осенней свежести. Воздух так чист, точно его совсем нет, по всему саду раздаются голоса и скрип телег. Это тархане, мещане – садовники наняли мужиков и насыпают яблоки, чтобы в ночь отправлять их в город, - непременно в ночь, когда так славно лежать на возу, смотреть в звездное небо, чувствовать запах дегтя в свежем воздухе слушать, как осторожно поскрипывает в темноте длинный обоз по большой дороге. Мужик, насыпающий яблоки, ест их с сочным треском одно за одним, но уж таково заведение – никогда мещанин не оборвет его, а еще скажет: «Вали, ешь досыта, - делать нечего! На сливанье все мед пьют».
Тренировочные задания по теме «Лексические средства выразительности».
Упражнение №1. Определите значение контекстуальных синонимов в описании внешности Вареньки, героини рассказа Л.Н.Толстого «После бала».
***
Она…была прелестна: высокая, стройная, грациозная, величественная. Держалась она всегда необыкновенно прямо.
Упражнение №2. Найдите в приведенных отрывках из произведений омонимы, определите их стилистическую роль.
***
Отец ее был добрый малый,
В прошедшем веке запоздалый;
Но в книгах не видал вреда;
Он, не читая никогда,
Их почитал пустой игрушкой
И не заботился о том,
Какой у дочки тайный том
Дремал до утра под подушкой.
А.С. Пушкин «Евгений Онегин»
***
Он ведает чутко, что мыслит сосна,
Как бредит под раннее утро со сна,
И только поэт одного не поймет:
О чем это думает бедный народ?
Д.Д. Минаев
Упражнение №3. Найдите в приведенном отрывке антонимы, объясните их стилистическую роль.
Чацкий
И точно, начал свет глупеть,
Сказать вы можете вздохнувши;
Как посравнить, да посмотреть
Век нынешний и век минувший:
Свежо предание, а верится с трудом;
Как тот и славился, чья чаще гнулась шея;
Как не в войне, а в мире брали лбом,
Стучали об пол не жалея!
А.С. Грибоедов
Упражнение№4. Работа с тестами.
Тест1
1. Определи ряд, где все слова многозначные
а) ерш, золотой, корень в) антонимы, велосипед, автобус
б) карандаш, хлеб, суффикс г) врач, космонавт, спряжение
2.Найди ряд, где все слова омонимы
а) площадь, слово, лексика, капуста в) лист, ступень, комар, мальчик
б) гриф, бор, брак, лук г) ответ, язык, упражнение
3.Определи тип лексики, к которому относятся слова:
Цыбарка (ведро), цыбуля ( лук), дробына ( лестница), вечерять ( ужинать), гутарить (говорить), мыгычит (моросит)
4.Найди ряд, где все слова архаизмы:
а) байкер, ваучер, жандарм в) революция, язык, хит
б) лицедей, пиит, ланиты г) очи, паровоз, ладья
5. Как называются следующие устойчивые словосочетания?
Бить баклуши, намылить шею, зарубить себе на носу, впасть в детство.
6.Какое лингвистическое понятие иллюстрируют слова
грецкий – греческий
а) омонимы в) синонимы
б) паронимы г) антонимы
7.В каком примере слово ГЛУХОЙ употреблено в прямом значении?
а) глухое недовольство в) глухой согласный
б) глухой к просьбам г) глухой старик
8)В каком ряду представлены синонимы?
а) жизненный – житейский в) высокий- низкий
б) высокомерие – надменность г) комнату заставили мебелью –
меня заставили учиться
9. В каком ряду все слова являются стилистически окрашенными?
а) лодырь, лентяй, прогульщик в) сгущенка, малюсенький, очи
б) маленький, малец, шествовать г) вредный, вредничать, глупец
Тест 2
1. Какой тип языковой омонимии использован?
Князь Александр расположился
В той горнице, где комтур жил.
Как видно, комтур тут обжился –
Валялась плеть из бычьих жил. (К.Симонов)
2.Определи тип лексики, к которому относятся слова:
Салага (неопытный матрос), предки (родители), классно ( хорошо), заливать (рассказывать), притаранить ( принести).
3.В каком ряду все словосочетания – фразеологизмы?
А) писать доклад, удельный вес, бить ногой
Б) одержать победу, уйти из дома, любимая книга
Г) хорошо писать, уйти в себя, прямой угол
Г) спустя рукава, белая ворона, бить баклуши
4.Какое лингвистическое понятие иллюстрируют выделенные слова в стихотворении М.Цветаевой?
«Все перемелется, будет мукой!»
Люди утешены этой наукой.
Станет мукою, что было тоской?
Нет, лучше мукой!
а) омофоны в) омографы
б) омоформы г) антонимы
5.В каком примере выделенное слово используется в переносном значении?
а) зал полон в) тонкие пальцы
б) зал аплодирует стоя г) крутой берег
6. В каком примере выделенное слово используется в прямом значении?
а) часы идут б) дождь прошел в) человек прошел г)век прошел
7. В каком ряду оба слова относятся к лексике ограниченного употребления?
а) гутарить, компьютер в) интернет, притаранить ( принести)
б) поэт, лицедей г) курень, предки ( родители)
8.Значение какого слова указано неверно?
А) корректный – правильный, точный
Б) брифинг – пресс- конференция по вопросам политики
В) каллиграфия- умение писать грамотно
Г) консолидация- укрепление, сплачивание чего- нибудь
9. Какое лингвистическое понятие иллюстрируют слова
контуры – очертания?
А)омонимы б)паронимы в)антонимы г)синонимы
Тест 3
1.Какой тип языковой омонимии использован?
Маленькие твари
С размаху шлепались ему на грудь
И, бешено подпрыгивая, падали,
Но Соколов ступал по падали
И равномерно продолжал свой путь (Н.Заболоцкий)
2.В каком ряду все слова заимствованы из французского языка?
А) спикер, клеш, пальто, кашне
Б)гардероб, сюжет, хоккей, финиш
В) репертуар, жалюзи, фойе, режиссер
Г) нокаут, спринтер, благодать, жанр
3. В каком примере выделенное слово используется в переносном значении?
а)крутой кипяток б)крутой подъем в)тяжелая поклажа г)шелковая ткань
4. В каком примере слово КЛЮЧ используется в прямом значении?
а)ключ к шифру б)гаечный ключ в)в оптимистическом ключе
Г) действовать в едином ключе
5.Какое значение имеет слово ДОРОГА в предложении «Труд- дорога к успеху»?
А)место, к которому надо пройти или проехать
Б) путешествие, пребывание в пути
В)образец действия, направление деятельности
Г) полоса земли, предназначенная для передвижения
6.Какой пример не содержит фразеологического оборота?
А)У него в министерстве своя рука. Б)Взять себя в руки
В)К рукам прибрать. Г)Трудиться не покладая рук.
7.Какое из перечисленных слов имеет значение «человек, осуждающий всякие войны и требующий мира на земле?
а)националист б)пацифист в)шовинист г) милитарист
8. Значение какого слова указано неверно?
А)Коррумпированный- незаконно обогащающийся чиновник или политик
Б)аншлаг- концерт или спектакль в честь чего- либо
В)скрупулезный- точный до мелочей, чрезвычайно тщательный
Г) меценат- богатый покровитель наук и искусств
- Определите значение приводимых ниже паронимов, составьте с ними словосочетания
Описка- отписка, сытый- сытный, белить- белеть, вправить- выправить, сборчатый- сборочный, соседний- соседский, поступок- проступок.
Тест 4
1.Какой тип языковой омонимии использован?
В камзоле Баклажан был полон блеска,
На кухне утром он сказал Селедке:
- Треска зазналась!
Ишь, как много треска
Изволила поднять на сковородке!
2.В каком ряду все слова заимствованы?
а)глас, баскетбол, хоккей в)одежда, ворота, лодка, в розницу
б)теннис, жанр, сюжет, матч г)голова, сторона, конферанс, шоссе
3.Найди ряд, где использованы только термины:
а)лексика, синтаксис, морфема, суффикс в)хутор, выкройка, щипцы,
б)газета, заголовок, курень, пассатижи г)кочет, речь, город, камбуз
4.В каком примере выделенное слово используется в переносном значении?
а)горячий кофе б)шелковая рубашка в)шелковые волосы г)золотые часы
5. . В каком примере слово ЖЕЛЕЗНАЯ используется в прямом значении?
а)железная руда б)железная воля в)железная логика г)железная хватка
6.В каком предложении слово ДОМ употреблено в значении «семья»?
А)Мы знакомы домами. Б)В данном переулке стояли дома.
В)Родина- наш общий дом. Г)Летом мы были в доме отдыха.
7.В каком ряду нет фразеологического оборота?
а)переступать с ноги на ногу в)ни в зуб ногой
б)с ног до головы г)жить на широкую ногу
8.Какое из перечисленных слов, имеет значение «человек, готовый бескорыстно действовать на пользу другим, не считаясь со своими личными интересами»?
а)эгоист б)меценат в)альтруист г)филантроп
9.Значение какого слова определено неправильно?
А) дипломант- студент, готовящий дипломную работу
Б)аттестация –осуществляемое специалистами определение уровня знаний и умений работника или ученика
В)антиквар- любитель, знаток и собиратель древностей, предметов старины
Г)аргумент- логический довод, суждение, приводимое для доказательства чего- либо.
Тест 5
1.Какой тип языковой омонимии использован?
Область рифм моя стихия,
И легко пишу стихи я;
Без раздумья, без отсрочки
Я к строке бегу от строчки.
Даже к финским скалам бурым
Обращаюсь с каламбуром. (Д.Минаев)
2.Антонимы используются для создания:
а) омоформ б) параллелизма в) антитезы г) метафоры
3.Какими по происхождению являются слова?
Надежда, хождение, освещение, одежда.
4.В каком примере слово ЯЗЫК используется в прямом значении?
а) язык распустить б)языки пламени в)вкусный заливной язык
г) попробовать на язык
5. Какое из перечисленных слов, имеет значение «человек, помогающий нуждающимся, занимающийся благотворительностью»?
А)меценат б)альтруист в)филантроп г)пацифист
6.Значение какого слова определено неправильно?
А) дубликат- второй экземпляр документа, имеющий одинаковую юридическую силу с подлинником
Б)адресант- лицо, получающее почтовое или телеграфное отправление
В)дубляж- замена речевой части звукового фильма новой записью
Г)остатки- то, что осталось от прежде существовавшего
7. Укажите лишнее слово в синонимическом ряду
а)бросать б) метать в)швырять г)тыкать
8. Укажите слово, которое имеет омоним.
а) гриф б) трубка в) куст г) воин
9. Какое из слов является устаревшим?
а) боярин б) президент в) губернатор г) менеджер
Тест 6
1. Какой тип языковой омонимии использован?
Под спинку- перинку.
Под перинку- простынку.
Под ушки- подушки. (С.Я.Маршак)
2.Определить вид антонимов.
Не считай недруга овцою, считай волком.
3.В каком предложении вместо слова ГОЛОСИСТЫЙ нужно употребить слово ГОЛОСОВОЙ?
А) По вечерам в деревне заливалась голосистая гармонь.
Б) Певец обладал замечательными голосистыми данными.
В) В.Маяковский был одним из голосистых поэтов своего времени.
Г) Голосистая буря пронеслась над ущельем.
4. В каком примере слово ГОЛОВА употреблено в прямом значении?
А) Он у нас всему делу голова. В) Он человек с головой.
Б) Голова пехотной колонны. Г)Надел шляпу на голову.
5. Какое из перечисленных слов имеет значение «богатый покровитель науки и искусства»?
а) бизнесмен б) олигарх в)меценат г) продюсер
6. Какое из слов является устаревшим?
а)изба б) дом в)терем г) коттедж
7. Какое слово имеет значение « лексически неделимое, устойчивое в своем составе и структуре, целостное по значению словосочетание, воспроизводимое в виде готовой речевой единицы»?
а) профессионализм б) жаргонизм в)историзм г)фразеологизм
8.Укажите слово, которое имеет омоним.
а) топор б)планка в)ток г) папирус
9. Какое из слов является старославянским по происхождению?
а) ворона б) ограда в) изгородь г) болото
Тест 7
1. Какой тип языковой омонимии использован?
Облака уже красна, смотрят сосны:
Лихо прыгают козлы через козлы.
Крикнул филин:
- Я сего не одобрил дела.
Ну - ка марш, козлы, в седло!
Солнце село!
2.Чем являются данные слова по отношению друг к другу?
Небольшой, маленький, крошечный, миниатюрный, карликовый, микроскопический.
3. Определить вид антонимов.
Мы связаны и с прошлым, и с грядущим,
И нет начала нам, и нет конца.
4. Какое из слов является старославянским по происхождению?
а) стража б) сторона в) борода г) ворота
5.Какое из приведенных слов является заимствованным?
а)свеча б) фонарь в) лучина г) светильник
6. Какое из слов является устаревшим?
а) плащ б) полушубок в) кафтан г) пальто
7.Укажите слово, которое имеет омоним.
а) ватрушка б) говор в)брак г) родник
8. Укажите лишнее слово в синонимическом ряду
а)растревожить б)разволновать в)разгневать г)расстроить
9.Какое слово имеет значение « обыкновенный, ничем не выделяющийся»?
а) оригинальный б)заурядный в) архаичный г)экстравагантный
Тренировочные задания по теме «Тропы».
Упражнение № 1. Найдите сравнения, определите основания для сравнения.
Её глаза
Она мила – скажу меж нами-
Придворных витязей гроза,
И можно с южными звездами
Сравнить, особенно стихами,
Ее черкесские глаза,
Она владеет ими смело,
Они горят огня живей;
Но сам признайся, то ли дело
Глаза Олениной моей!
Какой задумчивый в них гений,
И сколько детской простоты,
И сколько томных выражений
И сколько неги и мечты!..
Потупит их с улыбкой Леля-
В них скромных граций торжество;
Поднимет – ангел Рафаэля
Так созерцает божество.
А.Пушкин
***
…По той стороне тротуара, недалеко от моей незнакомки, вдруг появился господин во фраке, солидных лет, но нельзя сказать, чтоб солидной походкой. Он шел, пошатываясь и осторожно опираясь об стенку. Девушка же шла, словно стрелка, торопливо и робко, как вообще ходят все девушки, которые не хотят, чтоб кто-нибудь вызвался провожать их ночью домой, и, конечно, качавшийся господин ни за что не догнал бы ее…
Ф.М. Достоевский
Упражнение № 2. Как называется приведенный фрагмент стихотворения? Найдите в нем сравнения.
…Утро было славное; свежее; маленькие пестрые тучки стояли барашками на бледно-ясной лазури; мелкая роса высыпала на листьях и травах, блистала серебром на паутинках; влажная темная земля, казалось, хранила румяный след зари…
И.С. Тургенев
Упражнение № 3. Определите метафоры и признаки сходства, на основе которых они построены.
***
Сквозь волнистые туманы
Пробирается луна,
На печальные поляны,
Льет печальный свет она…
А.Пушкин
***
Но вот наконец, когда солнце стало спускаться к западу, степь, холмы воздух не выдержали гнета и, истощивши терпение, измучившись, попытались сбросить с себя иго. Из-за холмов неожиданно показалось пепельно-седое кудрявое облако. Оно переглянулось со степью – я, мол, готово – и нахмурилось….(А.П.Чехов)
***
По дорогам усохшие вербы
И тележная песня колес…
Ни за что не хотел я теперь бы,
Чтоб мне слушать ее привелось.
С.Есенин
Упражнение № 4. а) Прочитайте текст. Определите его тему.
Человек Средневековья был подавлен вечным страхом перед грозящей ему отовсюду смертью. Извивающаяся в неистовой пляске старуха с косой стала символом этой ненастной поры человечества. Откуда было ждать человеку помощи? Кто поможет ему? Строгий небесный отец, хмуро взирающий на презренного червя земли? Слепая судьба, которая вяло, без аппетита, будто остывший суп, поедает человеческие жизни? Кто ответит на страстную мольбу одинокого жителя холодной планеты? (К. Поярков)
б) Укажите пример использования:
эпитета __________________________________
метафоры ________________________________
сравнения __________________________________.
Упражнение №5. Какие изобразительно-выразительные средства используются в текстах?
1) Подобно тому, как из колоссальной, почти безграничной туманности формируются, может быть, отдельные плотные звезды, так постоянно в сознании писателя из безбрежного океана жизненных впечатлений формируются точные и конкретные замыслы...
Я иногда вижу, как во время оживленного разговора мой товарищ литератор вынимает записную книжку и скорей записывает в нее только что произнесенную фразу, только что рассказанный случай. А потом я вдруг встречаю этот эпизод в книге. Из него, как из зернышка, развилась и пышно расцвела целая глава рассказа или повести. (К. Г. Паустовский)
2) Мы стоим в лесном овраге. А над нами висит белое облако. Душистый дождь лепестков чуть брызжет, медленно опускаясь на голову, лицо и землю. Над нами жужжат пчелы. Живые крылатые вертолетики приземляются на пушистое облако. Пахнет пьянящим нектаром и ароматной пыльцой. Это цветет черемуха. (С. Ларин)
Упражнение № 6. Определите тропы в приведенном фрагменте стихотворения А.С. Пушкина «Осень». Составьте к нему словарь теоретико-литературных понятий.
***
…Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса-
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.
Тренировочные задания по теме «Стилистико-синтаксические конструкции, придающие выразительность речи».
Упражнение №1. В приведенных текстах найдите синтаксические средства выразительности и определите их функции.
1) Россия не только государство... Она — сверхгосударство, океан, стихия, которая еще не оформилась, не влегла в свои, предназначенные ей берега. Не засверкала еще в отточенных и ограненных понятиях в своем своеобразии, как начинает в бриллианте сверкать сырой алмаз. Она вся еще в предчувствиях, в брожениях, в бесконечных желаниях и бесконечных органических возможностях. Россия — это океан земель, размахнувшийся на целую шестую часть света и держащий в касаниях своих раскрытых крыльев Запад и Восток. (Н. К. Рерих)
2) Мировое началось во мгле кочевье:
Это бродят по ночной земле — деревья,
Это бродят золотым вином — грозди,
Это странствуют из дома в дом — звезды,
Это реки начинают путь — вспять!
И мне хочется к тебе на грудь — спать. (М. И. Цветаева)
3) Чудо в тепле, за печкой живет. Чудо слушает сказки, вой в трубе. Чудо мохнатое, доброе, домовитое. Чудо — пуховый платок покойной матери на больных плечах. Чудо — руки бабушки, ее ворчание и шумная ругань. Чудо — встречный человек. Чудо — его голос, глаза, уши. Чудо — это жизнь! (В. П. Астафьев)
4) Хоть не вечен человек,
То, что вечно, — человечно.
Что такое день иль век
Перед тем, что бесконечно?
Хоть не вечен человек,
То, что вечно, — человечно (А. А. Фет);
Упражнение № 2. Найдите случаи эллипсиса, инверсии и парцелляции. Определите их функции в текстах.
1) Но не годятся в вожди и те, которые исповедуют лишь мертвую оболочку церковности... Этих народ не примет. Получит — сбросит. (И. Е. Шмелев)
2) Мы хотели песен — не было слов.
Мы хотели спать — не было снов.
Мы носили траур — оркестр играл туш. (В. Цой)
3) Кто сомневается в праве и долге нашем думать об устроении будущей России! Все меняется на сем свете. Сроков никто не знает, время придет — будет Россия новая. (И. С. Шмелев)
4) Между прочим, в пасмурный день перед дождем приглядитесь к свету. До дождя он один, во время дождя — другой, а после дождя — совершенно особый. Потому что мокрые листья придают воздуху слабый блеск. Серый, мягкий и теплый. (К. Г. Паустовский)
5) Утром, ярким, как лубок. Страшным. Долгим. Ратным. Был разбит стрелковый полк. Наш. В бою неравном (Р. Рождественский);
6) Почему никто не возмущается? Образование и здравоохранение! Важнейшие сферы жизни общества! Не упомянуты в этом документе вообще (Из газет);
7) Нужно, чтобы государство помнило главное: его граждане — не физические лица. А люди. (Из газет)
Упражнение № 3. Работа с тестами.
Задание. Назовите средство выразительности, которое использовано автором.
Тест 1.
1.А Васька слушает да ест. (И.А Крылов)
2.Лес словно терем расписной. (И.Бунин)
3.Пустых небес прозрачное стекло. (А.Ахматова)
4.Ночевала тучка золотая на груди утеса- великана. (М.Лермонтов)
5.Перо его местию дышит. (А.К.Толстой)
6.Все флаги в гости будут к нам. (А.С.Пушкин)
7.Мальчик с пальчик.
8.Клянусь я первым днем творенья,
Клянусь его последним днем,
Клянусь позором преступленья
И вечной правды торжеством…
( М.Лермонтов)
9.Я царь - я раб, я червь- я Бог!
(Г.Державин)
10.Принес он смертную смолу
Да ветвь с увядшими листами.
( А.Пушкин)
11.Живой труп. ( Л.Толстой)
12.Под полозьями поле скрипит,
Под дугой колокольчик гремит.
(Я.Полонский).
13.Жизни мышья беготня…
Что тревожишь ты меня?
( А.Пушкин).
14.Пусть бандой окружат нанятой…
( В.Маяковский).
15. Грохот за грохотом ломал небо,
Широко и шумно шел дождь.
(В.Набоков)
Тест 2.
1. Я вижу молнии из мглы
И морок мраморного грома…
( А.Белый)
2.Суровою зимой я более доволен.
(А.Пушкин)
3.Долги повисли надо мной домокловым мечом.
(В.Пикуль)
4.»Трепач ты, Федька!»- разозлился Гаврик.
(Короленко).
5.Остался ты, брат, у разбитого корыта.
(А.Дворкин).
6.Под ним струя светлей лазури.
(М.Лермонтов)
7.Мы пойдем ломить стеною.
(М.Лермонтов)
8.(Лиса Ослу) Отколе , умная , бредешь ты, голова?
(И.Крылов)
9.Богатырский конь через лес перепрыгивает.
( Былина).
10.Степям и дорогам не кончен счет;
Камням и порогам не найден счет.
(Э.Багрицкий).
11.Принес - и ослабел, и лег
Под сводом шалаша на лыки,
И умер бедный раб у ног
Непобедимого владыки.
(А.Пушкин).
12. С кем мне поделиться
Той грустной радостью,
Что я остался жив?
(С.Есенин)
13.Земля-владычица! К тебе чело склонил я.
(В.Соловьев).
14.Купил Репина, принес Гоголя.
15.Швед, русский- колет, рубит, режет…
(А.Пушкин).
Тест 3.
1.Узнаю тебя, жизнь! Принимаю!
И приветствую звоном щита!
(А.Блок).
2.Вдали, в долине играют Грига.
(И.Северянин)
3.Смуглый отрок бродил по аллеям,
У озерных грустил берегов,
И столетия мы лелеем
Еле слышный шелест шагов…
(А.Ахматова).
4.Идут дожди, висят лохматые серые тучи.
(С.Антонов).
5.Солнце золотило верхушки деревьев.
(Соколов- Микитов).
6.Лес поет.
7.Лед неокрепший на речке студеной словно как тающий сахар лежит.
(Н.Некрасов).
8.Люблю тебя, Петра творенье.
9.Тонко, но крепко, как ниткой суровой,
Он связан с этой зимой суровой…
(Б.Слуцкий).
10.Ленивый боится при деле труда,
а праздный не терпит самого дела.
(Д.Фонвизин).
11.Не дорого начало, а похвален конец.
(Пословица).
12.Где умному горе, там дураку веселье.
(Пословица).
13.По морям, играя, носится
С миноносцем миноносица.
Льнет, как будто к меду осочка,
К миноносцу миноносица.
(В.Маяковский).
14.А Васька слушает, да ест.
(И.Крылов)
15.Отговорила роща золотая
Березовым веселым языком.
(С.Есенин).
Тест 4.
1.Беспечно смеется иволга.
2.Промороженные до звонкой ломкости, скачут листья, собираясь в шумные вороха.
(Л.Леонов).
3.Мать русских городов - сердце России.
4.Все перемелется? Будет мукой?
Нет, лучше мукой!
(М.Цветаева).
5.Ленивый бывает таковым больше от расположения тела, а праздный больше от расположения души.
(Д.Фонвизин).
6.Умей видеть великое в малом.
7.Не по чину берешь!
(Н.Гоголь).
8.Величавая ширина Днепра…
(Н.Гоголь).
9.Снежная пыль столбом стоит в воздухе.
(Б.Горбатов).
10.Не то на серебре, на золоте едал!
(А.Грибоедов).
11….Черноглазую девицу,
Черногривого коня!
(М.Лермонтов).
12.Где стол был яств, там гроб стоит.
(Г.Державин).
13.В сто сорок солнц закат пылая.
(В.Маяковский).
14.Пришел, увидел, победил.
(Ю.Цезарь).
15.Опасна охота на медведя, страшен раненый зверь, да смела душа охотника, привычного к опасностям с детства.
(Е.Коптяева)
Тест 5.
1.Снег сказал:
-Когда я стаю,
Станет речка голубей,
Потечет, качая стаю
Отраженных голубей…
(Я.Козловский).
2.Страна рабов, страна господ.
(М.Лермонтов).
3.Не ветер бушует над бором,
Не с гор побежали ручьи-
Мороз- воевода дозором
Обходит владенья свои.
(Н.Некрасов).
4.Завод решил работать.
5.Не напрасно дули ветры,
Не напрасно шла гроза.
(С.Есенин).
6.Осенью ковыльные степи совершенно изменяются и получают свой особенный, самобытный, ни с чем не сходный вид.
(Аксаков).
7.Вышел месяц ночью темной, одиноко глядит из черного облака на поля пустынные, на деревни дальние, на деревни ближние.
(И.Неверов).
8.Мужичок с ноготок.
9.Тут сгорел мой приятель со стыда.
(И.Тургенев)
10.Вот охватывает ветер стаи волн объятьем крепким и бросает их с размаха в дикой злобе на утесы, разбивая в пыль и брызги изумрудные громады.
(М.Горький).
11.Ну, скушай еще тарелочку, милый!
(И.Крылов).
12.Горькая радость победы.
13.О чем ты воешь, ветер ночной, о чем так сетуешь безумно?
(Ф.Тютчев).
14.Твой ум глубок, что море.
Твой дух высок, что горы.
(В.Брюсов)
15. (О Байроне). Певец Гяура и Жуана.
. (А.Пушкин).
Тест 6.
1.От нужды умнеют, а от богатства глупеют.
(Пословица).
2.Слова умеют плакать и смеяться.
(Б.Слуцкий).
3.Одиннадцатая строфа стихотворения Пушкина «Осень» - поэтическое творчество сравнивается с движением корабля.
4.Шипенье пенистых бокалов и пунша пламень голубой.
(А.Пушкин).
5.Грозой снесенные мосты,
Гроба с размытого кладбища.
(А.Пушкин).
6.Присягаю ленинградским ранам,
Первым разоренным очагам:
Не сломлюсь, не дрогну, не устану,
Ни крупицы не отдам врагам.
(О.Бертгольц).
7.Сначала очень была огорчена.
(А.Пушкин).
8.Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить.
(Н.Некрасов).
9.Досадно было, боя ждали.
(М.Лермонтов).
10.Читал охотно Апулея, а Цицерона не читал.
(А.Пушкин).
11К ней прилегла в опочевалтне ее сиделка – тишина.
(А.Блок).
12.Когда идешь по снежным гребням ты,
Когда по грудь ты входишь в облака,-
Умей глядеть на землю с высоты!
Не смей глядеть на землю с высока!
(В.Островой).
13.Царь зверей спал безмятежно.
14.С девушкой он скоро поссорился. И вот из-за чего.
(Г.Успенский)
15.Своя биография.
Тест 7.
1.Брожу ли я вдоль улиц шумных,
Вхожу ль во многолюдный храм,
Сижу ль меж юношей безумных,
Я предаюсь моим мечтам.
(А.Пушкин).
2.Богатый в будни пирует, а бедный и в праздник горюет.
(Пословица).
3.Отцы и дети.
(И.Тургенев).
4.Гораздо интереснее оказались морские коньки.
(В.Катаев).
5.Но тих был наш бивак открытый.
(М.Лермонтов).
6.Горячий снег.
(Ю.Бондарев).
7.Когда, бушуя в бурной мгле, играло море с берегами…
(А.Пушкин).
8.Не стая воронов слеталась
На груды тлеющих костей,
За Волгой, ночью, вкруг огней
Удалых шайка собиралась.
(А.Пушкин).
9.У Елены беда тут стряслась. Большая.
(Панферов).
10.Каждая минута времени дорога.
11.На кого не действует новизна?
(А.Чехов).
12.Ах, ты вон как! Драться каской?
Ну не подлый ли народ!
(А.Твардовский).
13.Луна взошла сильно багровая и хмурая, точно большая.
(А.Чехов).
14.Пирамидальные тополя похожи на траурные кипарисы.
(А.Серафимович).
15.Стояла мертвая тишина.
Тест 8.
1.Сметливость его и тонкость ума меня поразили.
(А.Пушкин).
2.Стояла звонкая тишина.
3.Туманный Альбион оказался гостеприимным для меня.
4.Флеров – все умеет. И дядя Гриша Дунаев. И доктор тоже.
(М.Горький).
5.Я буду ждать тебя в апреле месяце.
6.Мечты, мечты! Где ваша сладость?
(А.Пушкин).
7.А в двери-
бушлаты,
шинели,
тулупы…
(В.Маяковский).
8.Белей, чем горы снеговые, идут на запад облака.
(М.Лермонтов).
9.Я видел это собственными глазами.
10.Ее любовь к сыну была подобна безумию.
(М.Горький).
11.Петроград жил в эти январские ночи напряженно, взволнованно, злобно, бешено.
( А.Толстой)
12.Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник?
(Н.Гоголь).
13.Мой закадычный друг.
14.Тут сгорел мой приятель со стыда.
(И.Тургенев).
15.Да, что знаешь в детстве – знаешь на всю жизнь, чего не знаешь в детстве – не знаешь на всю жизнь.
(М.Цветаева).
Тест 9.
1.Да, мы дружные были очень.
( Л.Толстой).
2.Красноречивое молчание говорило о многом.
(Л.Леонов).
3.Митрофанов усмехнулся, помешал кофе. Сощурился.
(Н.Ильина).
4.Меня дома ждал неожиданный сюрприз.
(А.Гайдар).
5.Там стонет человек от рабства и цепей.
(М.Лермонтов).
6.Внизу, как зеркало стальное, синеют озера струи.
(Ф.Тютчев).
7.То не кукушка в роще темной кукует рано на заре,- в Путивле плачет Ярославна одна на городской стене.
(«Слово о полку Игореве»).
8.Гордо реет Буревестник!
(М.Горький).
9.Милый друг, и в этом тихом доме
Лихорадка бьет меня.
Не найти мне места в этом тихом доме
Возле мирного огня!
(А.Блок).
10.Море синее, поле чистое, тучи черные,
Солнце красное – все это Россеюшка моя.
(Н.Клюев).
11.Опять попал впросак.
12.У него семь пятниц на неделе.
(Поговорка).
13.Толстый и тонкий.
(А.Чехов).
14.Для чего это ему нужно?
15.Дворянское гнездо.
(И.Тургенев).
Тест 10.
1.Но им назад не воротиться.
(В.Жуковский).
2.Мильоны нас. Нас – тьмы, и тьмы, и тьмы.
(А.Блок).
3.Ну что ж,
Садись, светило!
(В.Маяковский).
4.Ты всех милее, всех дороже, русская, суглинистая, жесткая земля.
(А.Сурков).
5.Он (стих Пушкина) нежен, сладостен, мягок, как рокот волн, тягуч и чист, как кристалл, душист и благовонен, как весна, крепок и могуч, как удар меча в руках богатыря.
(В.Белинский).
6.Не зарывай талант в землю!
(Поговорка).
7.Моцарт и Сальери.
(А.Пушкин).
8.Я стоял на носу корабля и слушал говор волн.
(И.Андронников).
9.Живой труп.
(Л.Толстой).
10.Вот перейдешь в четвертый класс, тогда узнаешь, где раки зимуют.
(Н.Носов).
11. За Троицкой дули
авто и трамы,
обычные рельсы взмеив.
(В.Маяковский).
12.Страшен враг за горами, но страшнее за плечами.
(Пословица).
13.Мир щедр и скуп, богат и беден.
(В.Алатынцев).
14.Ты не страшись быть молодым, да ранним.
Быть молодым, да поздним – вот беда.
(Е.Евтушенко).
15.Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык.
(К.Паустовский).
Тест 11
1. Как бы красиво мы не извинились, память есть память, и она помнит, кто нанёс рану и от кого остался рубец, шрам, чёрный след в сознании (В.Харченко)
2. Голодная бурса рыскала по улицам Киева и заставляла всех быть осторожными. (Н.Гоголь)
3. При одном предположении подобного случая вы бы должны были испустить ручьи…что я говорю! Реки, озёра, океаны слёз!.. (Ф.Достоевский)
4. Капельками крови горят ягодки брусники на ещё зелёной листве.
5. Вот почему я думаю, друзья, что мы способны помочь миру в его раскалённый час. (А.Солженицын)
6. Древнерусская литература поразительно разнообразна по своей невероятной роли в общественной и государственной жизни страны, народа. И как же не приобщаться к этому чуду – нашей литературе. Формирующей национальное сознание, патриотизм?! (Д.Лихачёв)
7. Первые и самые прочные представления о добре и зле, о красоте и уродстве мы выносим из неё (родной земли) и всю жизнь затем соотносим с этими изначальными образами и понятиями. (В.Распутин)
8. Не всё в Маяковском хаос и тьма. Там есть свои боги, свои молитвы, своя правда. (К.Чуковский)
9. Для чего уничтожать самостоятельное развитие дитяти, насилуя его природу, убивая в нём веру в себя и заставляя делать то, что я хочу; и только так, как я хочу, и только потому, что я хочу. (Н.Добролюбов)
10. Образующийся при нуле градусов лёд ещё легче и потому не тонет. Поистине сказочное свойство! (В.Чивилихин)
11. Хорошо живётся общительному человеку: полмира у него в товарищах.
12. Так тонет свинцовая гирька, если её положить на поверхность моря. Так тонет напряжённый воздушный шарик (ну, скажем, метеорологический зонд), если его выпустишь из рук. (В.Солоухин)
13. Стояла холодная осенняя пора, и все листья с дерева давно облетели. Только один Листик, осунувшийся, пожелтевший от горя, оставался на ветке: он всё ещё ждал, что вернётся Вишенка. (Ф.Кривин)
14. Клим слышал, как Москва, встречая царя, ревела «ура». (М.Горький)
15. Кого позвать мне? С кем мне поделиться
Той грустной радостью, что я остался жив?
(С.Есенин)
Тест 12
1.Морозом выпитые лужи
Хрустят и хрупки, как хруста.
(И.Северянин)
2.У ежа в гостях ужата,
У ежа в гостях ужата.
Учит бегать еж ужат,
Учит ползать уж ежат.
(Скороговорка)
3.Часовые любви на Смоленской стоят,
Часовые любви у Никитских не спят,
Часовые любви по Петровке идут неизменно…
Часовым полагается смена.
(Б.Окуджава)
4.Я глупая, а ты умен,
Живой, а я остолбенелая.
(М.Цветаева)
5.Мелькают мимо будки, бабы,
Мальчишки, лавки, фонари,
Дворцы, сады, монастыри,
Бухарцы, сани, огороды,
Купцы, лачужки, мужики,
Бульвары, башни, казаки…
(А.С.Пушкин)
6.Огурец, величиною в пизанскую башню, стоит на горизонте.
(И.Ильф и Е.Петров)
7.Его хорошо бритые щечки всегда горели румянцем смущения, стыдливости, застенчивости и конфуза.
(И.Ильф и Е.Петров)
8.Моя жена говорит по-французски и по телефону
9.Сметливость его и тонкость чутья меня поразили.
(А.С.Пушкин)
10.Человек-горошина.
11.Не забыть нам лесов раздолье,
Бриллианты дождинок-слез,
Санаторий «Русское поле»
В кружевах плакучих берез.
(В.Соколов)
12 Фарфор и бронза на столе. (А.С.Пушкин)
13.Мы выпили весь самовар. ( С.Есенин)
14.Город шумел. (Ю.Олеша)
15.Москва! Москва! Люблю тебя, как сын… (М.Лермонтов)
Тест 13
1.Есть тоска зеленая в алостях зари. (С.Есенин)
2.Как ты можешь смотреть на него?
Как ты можешь всходить на мосты?
( А.Ахматова)
3.В рассказах деда было достаточно исторической глубины и временных пластов. Достаточно, чтобы чувствовать себя не просто так оказавшимся в этом мире. (Е.Гришковец)
4.Ее сыновей, ее милых сыновей берут от нее, берут, чтобы не увидеть их никогда. (Н.В.Гоголь)
5.О вещая душа моя!
О сердце, полное тревоги,
О, как ты бьешься на пороге
Как бы двойного бытия!.. (Ф.И.Тютчев)
6.Твои уста- два лепестка граната…
Твои ресницы- крылья черной ночи…
Твоя душа- восточная загадка. (М.Лохвицкая)
7.О,Русь! Куда несешься ты? Дай ответ… (Н.В.Гоголь)
8.Контрабас пил чай вприкуску, а флейта- внакладку. (А.Чехов)
9.Вскочить вскочил, а спрыгнуть струсил. (С.Антонов)
10.Мело, мело по всей земле
Во все пределы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела. (Б.Пастернак)
11.Конь бежит, земля дрожит.
12.Это - круто налившийся лес,
Это- щелканье сдавленных льдин,
Это- ночь, леденящая лист,
Это- двух соловьев поединок. (Б.Пастернак)
13.Они сошлись. Волна и камень,
Стихи и проза, лед и пламень
Не столь различны меж собой (А.С.Пушкин)
14.Во мраке раки шумели в драке. (скороговорка)
15.О буря брошюр и листовок! (Б.Пастернак)
Тест 14
1.Шли два студента, один - в галошах, другой - в институт.
2.С то лет не виделись. Кошмарный беспорядок.
3.А мы называем грядущим будущее.
Грядущий день – не завтраший день. (Б.Слуцкий)
4.Летит прожорливая младость. (А.С.Пушкин)
5.Театр уж полон, ложи блещут,
Партер и кресла – все кипит. (А.С.Пушкин)
6.Вот уж и мостовая кончилась, и шлагбаум, и город позади, и ничего нет, и опять в дороге. (Н.В.Гоголь)
7.О Волга – колыбель моя! Любил ли кто тебя, как я? (А.Некрасов)
8.Убогая роскошь наряда.
9.И сердце бьется в упоенье,
И для него воскресли вновь
И божество, и вдохновенье,
И жизнь , и слезы, и любовь. (А.С.Пушкин)
10.Маринину читаю с большим удовольствием, чем Донцову.
11.Он человек умный
12.Живет не тужит, по свету кружит.
13.Спасибо, музыка, за то,
Что ты меня не оставляешь,
Что ты лица не закрываешь,
Себя не прячешь ни за что. (В.Соколов)
14.Прощай, письмо любви, прощай! (А.С.Пушкин)
15.Корабли пустыни.
Упражнение №4. Определите вид тропа или фигуры.
Я… увидел далеко под собою огромную равнину. Широкая река огибала её уходящим от меня полукругом; стальные отблески воды, изредка и смутно мерцая, обозначали её теченье…(И.С. Тургенев) | Метафора |
Обвеян вещею дремотой, Полураздетый лес грустит… (Ф.И. Тютчев) | Олицетворение |
Люблю… Девичьи лица ярче роз, И блеск, и шум, и говор балов…(А.С. Пушкин) | Метонимия |
Природой здесь нам суждено В Европу прорубить окно, Ногою твёрдой стать при море. (А.С. Пушкин) | Синекдоха |
Да, если бы все слёзы, кровь и пот, Пролитые за всё, что здесь хранится, Из недр земных все выпустили вдруг, То был бы вновь потоп- я захлебнулся б В моих подвалах верных (А.С. Пушкин) | Гипербола |
…В больших сапогах, в полушубке овчинном, В больших рукавицах…а сам с ноготок! | Литота |
Где, укажите нам, отечества отцы, Которых мы должны принять за образцы? Не эти ли, грабительством богаты? (А.С. Грибоедов) | Сарказм |
Хозяйка…вспомнила, может быть, и своё золотое, невозвратное девичье время, и свой первый бал. (Л.Н. Толстой) | Эпитет |
И день настал. Встаёт с одра… Сей труп живой, ещё вчера Стонавший слабо над могилой (А.С. Пушкин) | Оксюморон |
При одном предположении подобного случая, вы бы должны были… испустить ручьи… что я говорю! Реки, озёра, океаны слёз! (Ф.М. Достоевский) | Градация |
Клянусь я первым днём творенья, Клянусь его последним днём, Клянусь позором преступленья… (М.Ю. Лермонтов) | Анафора |
Там – солнца луч и в зной оливы сень, А здесь – и гром, и молния, и слёзы… (А.А. Фет) | Параллелизм |
Мне хотелось бы знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник? (Н.В. Гоголь) | Эпифора |
И день за днём Ужасно злить Меня Вот это Стало (В.В. Маяковский) | Инверсия |
Разве я не знаю его, эту ложь, которою он весь пропитан? (Л.Н. Толстой) | Риторический вопрос |
Унылая пора! Очей очарованье! (А.С. Пушкин) | Перифраз |
Он тоже пошёл. В магазин. Купить сигарет (В. М. Шукшин) | Парцелляция |
О времена, о нравы! | Риторическое восклицание |
Хотя страшился он сказать, | Умолчание |