Разработки уроков

Сафонова Ольга Николаевна

На этой странице сайта представлены  разработки уроков по русскому языку

Скачать:


Предварительный просмотр:

Русский язык 3 класс.

Тема раздела: «Состав слова».

(Технология деятельностного метода)

Урок 38

Тема: Приставка – значимая часть слова.

Цель: - познакомить с новой частью слова – приставкой;

            - отрабатывать умение образовывать слова с помощью приставок;

            - сформировать навык разбора слова по составу;

            - создать условие для воспитания у обучающихся уважительного отношения к                                                      

              своим друзьям, бережного отношения к «братьям меньшим».

Оборудование: игра «Построй дом».

 

Ход урока.

I. Самоопределение к деятельности. (орг. момент)

  - С какими частями слова познакомились на прошлых уроках?

  - Что такое корень? Окончание?

  - Какие слова называются однокоренными?

  - Сегодня потренируемся в разборе слов по составу и в подборе однокоренных слов.

II. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

 

- Прочтём слова:      

снега         река          холмы        выходы

   

- По каким признакам объединим слова в одну группу? (неодуш., нариц., с одинак.орф. – проверяемая безударная гласная)

- По каким признакам в две группы? (слоги, ударение, число)

- Разберем слова по составу.

- Проблема! В последнем слове еще одна часть.

III. Постановка учебной задачи.

- Где возникло затруднение?

- Почему возникло?

- Где стоит в слове эта часть?

- Как она может называться?

- Какова же тема нашего урока?

IV. Открытие детьми нового знания.

- Это неизвестная для нас часть слова называется, вы узнаете сами, прочтя правило на с. 57.

- Обратите внимание, каким значком выделяем эту часть слова.

- Итак, с какой частью слова мы познакомились? Где она стоит в слове?

- А сейчас потренируемся в нахождении этой части в словах и узнаем для чего она служит, какова ее роль.

ФИЗМИНУТКА

Зарядка для глаз, для пальцев рук

V. Первичное закрепление.

1. Выделение приставки в словах.

вход                 выход              уход                 поход

 

- Какие слова записаны?

- Они однокоренные но разные по значению.

- Итак для чего служит приставка?

2. Образование слов с помощью приставки.

Игра «Построй дом».

       

пере

на

вы

про

               

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой.

1. Учебник, с. 58, № 146.

(образование слов с помощью приставок)

(слабым ученикам – только по 3 слова)

(Ключ (правильно выполненное задание) записано на доске).

- Проверьте правильно ли выполнили задание по эталону, записанному на доске.

VII. Повторение.

  1. Составление предложений со словами из упр. 146.
  2. Разбор предложений.

 Улетают в теплые края  перелетные птицы.

- Найдите орфограммы, объясняя их написание.

- Найдите грамматическую основу.

- Найдите слова с приставками. Как называются эти слова?

  1. Творческая работа.

- Составление текста «Птицы осенью».

VIII. Домашнее задание.       с. 57, правило, № 145.

IX. Итог урока.

Рефлексия. (на доске плакат со словами, дети  подходят и ставят знак у тех слов, которые им больше подходят к окончанию урока).

  1. Урок полезен, всё понятно.
  2. Лишь кое-что чуть-чуть неясно.
  3. Ещё придётся потрудиться.
  4. Да, трудно всё-таки учиться!

Русский язык 3 класс.

Тема раздела: «Состав слова».

(Технология деятельностного метода)

Урок 39\9

Тема. Суффикс – значимая часть слова.

Цель: - познакомить с новой частью слова – суффикс;

            - отрабатывать умение образовывать слова с помощью приставки и суффикса;

            - сформировать навык разбора слова по составу;

            - создать условие для воспитания у обучающихся уважительного отношения к своим друзьям. 

Оборудование: карточки-подсказки для слабых учащихся.

Ход урока.

I. Самоопределение к деятельности. (орг. момент)

- Сегодня потренируемся в разборке слов по составу.

- С какими частями слова познакомились на прошлых уроках, что такое ^ ? ¬ ? ?

- Сегодня потренируемся в разборе слов по составу.

II. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

- Разбор слов по составу:

    ход           переход            выходы                     ходят

ходоки

III. Постановка учебной задачи.

- Где возникло затруднение?

- Почему возникло?

- Где стоит в слове эта часть?

- Как она может называться?

- Какова же тема нашего урока?

IV. Открытие детьми нового знания.

- Как называется новая для нас часть слова вы узнаете если, прочтете правило в учебнике на странице 58.

- Обратите внимание, каким значком выделяется.

- Итак, с какой частью слова мы познакомились?

- А сейчас потренируемся в нахождении этой части в словах и узнаем для чего она служит, какова ее роль!

ФИЗМИНУТКА

Зарядка для глаз, для пальцев рук

V. Первичное закрепление.

1. Выделение суффикса в словах.

грибок      грибник       грибки         грибной

- Какие слова записаны?

- Они однокоренные но разные по значению.

- Итак для чего служит суффикс?

2. Образование слов с помощью суффикса.

- Образуем слова с помощью суффикса   К    от слов:

туча, ночь, трава, лошадь, дочь.

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой.

  1. Работа по учебнику.

С. 58, № 147.

        ( образование слов с помощью суффиксов )

        ( для слабых обучающихся – карточки – подсказки)

  (Ключ (правильно выполненное задание) записано на доске).

- Проверьте правильно ли выполнили задание по эталону, записанному на доске.

  VII. Повторение.

  1. Образование однокоренных слов с помощью суффиксов и приставок.

Учебник с. 59, № 150.

  1. Составление предложений с одним из слов упражнения.

Запись и разбор одного.

Узкая тропинка привела ребят к реке.

  1. Разбор по составу слова ТРОПИНКА:

ТРОПИНКА

  1. Подбор слов к такой же схеме.

VIII. Домашнее задание.       с. 58, правило, № 149.

IX. Итог урока.

- С какой частью слова познакомились?

- Для чего она служит?

X. Рефлексия. (на доске плакат со словами, дети  подходят и ставят знак у тех слов, которые им больше подходят к окончанию урока).

1.Урок полезен, всё понятно.

2.Лишь кое-что чуть-чуть неясно.

3.Ещё придётся потрудиться.

4.Да, трудно всё-таки учиться!

Русский язык 3 класс.

Тема раздела: «Состав слова».

(Технология коллективного способа обучения (КСО))

Урок 40\10.

Тема: Суффикс и приставка – значимые части слова.

Цель: - совершенствовать знания о составе слова;

            - отрабатывать умение образовывать слова с помощью приставки и суффикса;

            - сформировать навык разбора слова по составу;

            - создать условие для воспитания у обучающихся бережного отношения к природе.

Оборудование: тренажные карточки, карточки для морфологической мозаики, кленовые листочки.

Ход урока.

  1. Информационный ввод.

        Долгожданный дан звонок,

        Начинается урок.

   

Слово делится на части.

Ах, какое это счастье.

- Из каких частей состоит слово?

- Что такое корень? Окончание? Суффикс? Приставка?

- Какие слова называются однокоренными?

   

       II. Работа по теме урока.

  1. Выборочный диктант. ( с комментированием)

- Запишите только однокоренные слова.

- борьба, борец, бороться, воевать

- весельчак, весёлый, радостный

- дорога, путь, подорожник

- Найдите среди записанных слов, соответствующее схеме:

 

- Придумайте своё слово.

2. Устный тренаж в парах сменного состава.

Тренажные карточки предназначаются для работы учащихся в парах сменного состава, с целью нахождения однокоренных слов. Лицевая сторона карточки, содержит слова, на оборотной стороне правильные ответы подчёркнуты.                                                

Лицевая сторона карточки. Оборотная сторона

 

 

 

Каждый ученик получает карточку, у всех разные карточки. Сначала работают  по  одной карточке: один (в роли  «ученика») читает слова, дает ответ, второй (в роли «учителя») проверяет правильность ответа по оборотной стороне карточки. Аналогично работают по второй карточки, меняясь ролями.

Обмениваются карточками и переходят в новую пару. В новой паре работают так, как в первой.                    

Итог работы:

- Кто выполнил 8 карточек? 7? 6? 5? 4?

- Какие ошибки были допущены?

- С кем приятно было работать? Почему?

     Одна пара показывает работу.

ФИЗМИНУТКА

Зарядка для глаз, для пальцев рук.

3.Морфологическая мозаика в парах постоянного состава.

Учитель  готовит  конверты  на  каждую  парту. В  конверте  карточки  со  словами,  из  которых  учащиеся  должны  составить  предложение. На  конверте  наклеен  алгоритм  работы.  Грамматические   задания   должны  меняться.

Алгоритм   морфологический  мозаики.      

  1. Прочитать  слова.
  2. Составить  предложения,  записать  его  в  тетрадь.
  3. Выполнить  грамматические  задания.

        а) Подчеркнуть  подлежащее  и  сказуемое.

        б) Подчеркнуть  сочетания.

 Карточка 1.

Ветер, срывал, холодный, листья, осенний, с деревьев.

Карточка 2.

Часто, тяжёлыми, небо, осенними, покрывалось, облаками.

Карточка 3.

Листья, в воздухе, осенние, кружились, плавно.

Карточка 4.

Пожелтели, осины, от инея, берёзки, и, покраснели.

Карточка 5.

Лежали, как ковёр, на земле, листья, и, шуршали, под ногами. 

- Прочтите получившиеся предложения.

- Какой темой их можно объединить?

4. Творческое задание.

- Составьте текст на тему: « Осень в лесу».

Чтение рассказов.

III. Итог урока.

- Какие знаете части слова?

- С помощью каких частей слова мы образовываем новые слова?

 

IV. Рефлексия.

    ( На столах у детей лежат маленькие бумажные кленовые листья).

   - Нарисуйте своё настроение:

                                                  - веселое

                                                  - спокойное

                                                  - грустное

Русский язык 3 класс.

Тема раздела: «Состав слова».

(Технология интерактивного обучения)

Урок 41\11 (Вариант 2)

Тема: Обобщение знаний о составе слова.

Цель: - совершенствовать знания о составе слова;

            - отрабатывать умение образовывать слова с помощью приставки и суффикса;

            - сформировать навык разбора слова по составу;

            - создать условие для взаимопонимания и взаимодействия обучающихся на уроке.

Оборудование: карточки с заданиями для групп.

Ход урока

  1. Информационный ввод.

Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Всё ль в порядке:

Книжка, ручка и тетрадка?

       

  1. Объявление темы, целей урока.

  1. Объединение обучающихся в группы.

(учитель назначает капитанов – сильных учеников, а они набирают себе команды с помощью игры «Что я люблю!» одинаковые по силам.)

IV.      Работа в группах.

Организация учебной деятельности обучающихся в пятерках.

(Работа учебных пятёрок может быть организована как в статичном ключе (поиск общего решения проблемы только внутри ), так и в динамике, то есть во взаимопереходах ( например, технология «Мозаика – 5»).

Сначала проблема обсуждается внутри группы из пяти человек. Каждый участник к концу обсуждения должен иметь общий для данной группы план решения. Затем первоначальные группы временно распадаются; организуются новые. Каждый из участников новой группы предлагает  свой путь решения проблемы и знакомится с вариантами других групп. Выбирается лучшее или вырабатывается общее решение.

На заключительном этапе восстанавливаются первоначальные группы. Участники возвращаются  с обогащённым видением проблемы).

Задание для 1 группы.

  1. Образуйте однокоренные слова.

                        Тот, кто любит собирать грибы

гриб                Маленький гриб

                        Часть гриба под землей

                        Мастер по починке часов

час                

                        Солдат, стоящий на посту

  1.  Выделите корень в однокоренных словах.
  2. Исследуйте цепочки слов и сделайте вывод, что такое корень.
  3. Составьте свою цепочку однокоренных слов, выделите корень.

Задание для 2 группы.

  1. Образуйте лова с помощью приставок

про-, об-, по-, под-, от – от слова ВЁЛ.

 про-, об-, по-, под-, от – от слова ХОД.

  1. Выделите в словах приставки.
  2. Исследуйте цепочки слов и сделайте вывод, что такое приставка.
  3. Составьте свою цепочку однокоренных слов, используя приставки.

Задание для 3 группы.

  1. Образуйте слова с суффиксами

- К -

- Б -

Печь

Косить

Река

Служить

Туча

Ходить

Дача

Стрелять

Дочь

  1. Выделите  в словах суффикс.
  2. Исследуйте слова и сделайте вывод, что такое суффикс?
  3. Составьте свою цепочку слов с любым из суффиксов.

Задание для 4 группы.

  1. Выпишите, из текста подчеркнутые слова.

Много сказок создал наш народ. Сказка учит добру. Любимый герой русской сказки – Иванушка. В сказке Иванушка умен и скромен.

  1. Выделите окончания в словах.
  2. Исследуйте слова и сделайте вывод, что такое окончание.
  3. Запишите слово «ТРАВА», изменяя окончания, окончания выделите.

V. Презентация групповых решений.

(форма межгруппового общения – совместно-последовательная «лесенка»)

(выступление обучающихся должно соответствовать формуле

П – позиция         «мы считаем»

О – обоснование  «потому что»

П – пример           «например»

С – следствие        «поэтому»)

  1. Рефлексия.

- Легко ли работать в группе?

- Почему?

- Испытывал ли кто дискомфорт?

- Что помогало, что мешало в работе?

  1. Оценивание обучающихся (оценивать можно лишь общую работу группы, ни в коем случае не давать детям, работавшим вместе, разных оценок).

  1. Домашнее задание. Составить кроссворд по теме «Части слова».