Разработки уроков
На этой странице сайта представлены разработки уроков по русскому языку
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
уроки с использованием системно-деятельностного подхода | 100.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Русский язык 3 класс.
Тема раздела: «Состав слова».
(Технология деятельностного метода)
Урок 38
Тема: Приставка – значимая часть слова.
Цель: - познакомить с новой частью слова – приставкой;
- отрабатывать умение образовывать слова с помощью приставок;
- сформировать навык разбора слова по составу;
- создать условие для воспитания у обучающихся уважительного отношения к
своим друзьям, бережного отношения к «братьям меньшим».
Оборудование: игра «Построй дом».
Ход урока.
I. Самоопределение к деятельности. (орг. момент)
- С какими частями слова познакомились на прошлых уроках?
- Что такое корень? Окончание?
- Какие слова называются однокоренными?
- Сегодня потренируемся в разборе слов по составу и в подборе однокоренных слов.
II. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.
- Прочтём слова:
снега река холмы выходы
- По каким признакам объединим слова в одну группу? (неодуш., нариц., с одинак.орф. – проверяемая безударная гласная)
- По каким признакам в две группы? (слоги, ударение, число)
- Разберем слова по составу.
- Проблема! В последнем слове еще одна часть.
III. Постановка учебной задачи.
- Где возникло затруднение?
- Почему возникло?
- Где стоит в слове эта часть?
- Как она может называться?
- Какова же тема нашего урока?
IV. Открытие детьми нового знания.
- Это неизвестная для нас часть слова называется, вы узнаете сами, прочтя правило на с. 57.
- Обратите внимание, каким значком выделяем эту часть слова.
- Итак, с какой частью слова мы познакомились? Где она стоит в слове?
- А сейчас потренируемся в нахождении этой части в словах и узнаем для чего она служит, какова ее роль.
ФИЗМИНУТКА
Зарядка для глаз, для пальцев рук
V. Первичное закрепление.
1. Выделение приставки в словах.
вход выход уход поход
- Какие слова записаны?
- Они однокоренные но разные по значению.
- Итак для чего служит приставка?
2. Образование слов с помощью приставки.
Игра «Построй дом».
пере | на | вы | про |
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой.
1. Учебник, с. 58, № 146.
(образование слов с помощью приставок)
(слабым ученикам – только по 3 слова)
(Ключ (правильно выполненное задание) записано на доске).
- Проверьте правильно ли выполнили задание по эталону, записанному на доске.
VII. Повторение.
- Составление предложений со словами из упр. 146.
- Разбор предложений.
Улетают в теплые края перелетные птицы.
- Найдите орфограммы, объясняя их написание.
- Найдите грамматическую основу.
- Найдите слова с приставками. Как называются эти слова?
- Творческая работа.
- Составление текста «Птицы осенью».
VIII. Домашнее задание. с. 57, правило, № 145.
IX. Итог урока.
Рефлексия. (на доске плакат со словами, дети подходят и ставят знак у тех слов, которые им больше подходят к окончанию урока).
- Урок полезен, всё понятно.
- Лишь кое-что чуть-чуть неясно.
- Ещё придётся потрудиться.
- Да, трудно всё-таки учиться!
Русский язык 3 класс.
Тема раздела: «Состав слова».
(Технология деятельностного метода)
Урок 39\9
Тема. Суффикс – значимая часть слова.
Цель: - познакомить с новой частью слова – суффикс;
- отрабатывать умение образовывать слова с помощью приставки и суффикса;
- сформировать навык разбора слова по составу;
- создать условие для воспитания у обучающихся уважительного отношения к своим друзьям.
Оборудование: карточки-подсказки для слабых учащихся.
Ход урока.
I. Самоопределение к деятельности. (орг. момент)
- Сегодня потренируемся в разборке слов по составу.
- С какими частями слова познакомились на прошлых уроках, что такое ^ ? ¬ ? ?
- Сегодня потренируемся в разборе слов по составу.
II. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.
- Разбор слов по составу:
ход переход выходы ходят
ходоки
III. Постановка учебной задачи.
- Где возникло затруднение?
- Почему возникло?
- Где стоит в слове эта часть?
- Как она может называться?
- Какова же тема нашего урока?
IV. Открытие детьми нового знания.
- Как называется новая для нас часть слова вы узнаете если, прочтете правило в учебнике на странице 58.
- Обратите внимание, каким значком выделяется.
- Итак, с какой частью слова мы познакомились?
- А сейчас потренируемся в нахождении этой части в словах и узнаем для чего она служит, какова ее роль!
ФИЗМИНУТКА
Зарядка для глаз, для пальцев рук
V. Первичное закрепление.
1. Выделение суффикса в словах.
грибок грибник грибки грибной
- Какие слова записаны?
- Они однокоренные но разные по значению.
- Итак для чего служит суффикс?
2. Образование слов с помощью суффикса.
- Образуем слова с помощью суффикса К от слов:
туча, ночь, трава, лошадь, дочь.
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой.
- Работа по учебнику.
С. 58, № 147.
( образование слов с помощью суффиксов )
( для слабых обучающихся – карточки – подсказки)
(Ключ (правильно выполненное задание) записано на доске).
- Проверьте правильно ли выполнили задание по эталону, записанному на доске.
VII. Повторение.
- Образование однокоренных слов с помощью суффиксов и приставок.
Учебник с. 59, № 150.
- Составление предложений с одним из слов упражнения.
Запись и разбор одного.
Узкая тропинка привела ребят к реке.
- Разбор по составу слова ТРОПИНКА:
ТРОПИНКА
- Подбор слов к такой же схеме.
VIII. Домашнее задание. с. 58, правило, № 149.
IX. Итог урока.
- С какой частью слова познакомились?
- Для чего она служит?
X. Рефлексия. (на доске плакат со словами, дети подходят и ставят знак у тех слов, которые им больше подходят к окончанию урока).
1.Урок полезен, всё понятно.
2.Лишь кое-что чуть-чуть неясно.
3.Ещё придётся потрудиться.
4.Да, трудно всё-таки учиться!
Русский язык 3 класс.
Тема раздела: «Состав слова».
(Технология коллективного способа обучения (КСО))
Урок 40\10.
Тема: Суффикс и приставка – значимые части слова.
Цель: - совершенствовать знания о составе слова;
- отрабатывать умение образовывать слова с помощью приставки и суффикса;
- сформировать навык разбора слова по составу;
- создать условие для воспитания у обучающихся бережного отношения к природе.
Оборудование: тренажные карточки, карточки для морфологической мозаики, кленовые листочки.
Ход урока.
- Информационный ввод.
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
Слово делится на части.
Ах, какое это счастье.
- Из каких частей состоит слово?
- Что такое корень? Окончание? Суффикс? Приставка?
- Какие слова называются однокоренными?
II. Работа по теме урока.
- Выборочный диктант. ( с комментированием)
- Запишите только однокоренные слова.
- борьба, борец, бороться, воевать
- весельчак, весёлый, радостный
- дорога, путь, подорожник
- Найдите среди записанных слов, соответствующее схеме:
- Придумайте своё слово.
2. Устный тренаж в парах сменного состава.
Тренажные карточки предназначаются для работы учащихся в парах сменного состава, с целью нахождения однокоренных слов. Лицевая сторона карточки, содержит слова, на оборотной стороне правильные ответы подчёркнуты.
Лицевая сторона карточки. Оборотная сторона
Каждый ученик получает карточку, у всех разные карточки. Сначала работают по одной карточке: один (в роли «ученика») читает слова, дает ответ, второй (в роли «учителя») проверяет правильность ответа по оборотной стороне карточки. Аналогично работают по второй карточки, меняясь ролями.
Обмениваются карточками и переходят в новую пару. В новой паре работают так, как в первой.
Итог работы:
- Кто выполнил 8 карточек? 7? 6? 5? 4?
- Какие ошибки были допущены?
- С кем приятно было работать? Почему?
Одна пара показывает работу.
ФИЗМИНУТКА
Зарядка для глаз, для пальцев рук.
3.Морфологическая мозаика в парах постоянного состава.
Учитель готовит конверты на каждую парту. В конверте карточки со словами, из которых учащиеся должны составить предложение. На конверте наклеен алгоритм работы. Грамматические задания должны меняться.
Алгоритм морфологический мозаики.
- Прочитать слова.
- Составить предложения, записать его в тетрадь.
- Выполнить грамматические задания.
а) Подчеркнуть подлежащее и сказуемое.
б) Подчеркнуть сочетания.
Карточка 1. Ветер, срывал, холодный, листья, осенний, с деревьев. |
Карточка 2. Часто, тяжёлыми, небо, осенними, покрывалось, облаками. |
Карточка 3. Листья, в воздухе, осенние, кружились, плавно. |
Карточка 4. Пожелтели, осины, от инея, берёзки, и, покраснели. |
Карточка 5. Лежали, как ковёр, на земле, листья, и, шуршали, под ногами. |
- Прочтите получившиеся предложения.
- Какой темой их можно объединить?
4. Творческое задание.
- Составьте текст на тему: « Осень в лесу».
Чтение рассказов.
III. Итог урока.
- Какие знаете части слова?
- С помощью каких частей слова мы образовываем новые слова?
IV. Рефлексия.
( На столах у детей лежат маленькие бумажные кленовые листья).
- Нарисуйте своё настроение:
- веселое
- спокойное
- грустное
Русский язык 3 класс.
Тема раздела: «Состав слова».
(Технология интерактивного обучения)
Урок 41\11 (Вариант 2)
Тема: Обобщение знаний о составе слова.
Цель: - совершенствовать знания о составе слова;
- отрабатывать умение образовывать слова с помощью приставки и суффикса;
- сформировать навык разбора слова по составу;
- создать условие для взаимопонимания и взаимодействия обучающихся на уроке.
Оборудование: карточки с заданиями для групп.
Ход урока
- Информационный ввод.
Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Всё ль в порядке:
Книжка, ручка и тетрадка?
- Объявление темы, целей урока.
- Объединение обучающихся в группы.
(учитель назначает капитанов – сильных учеников, а они набирают себе команды с помощью игры «Что я люблю!» одинаковые по силам.)
IV. Работа в группах.
Организация учебной деятельности обучающихся в пятерках.
(Работа учебных пятёрок может быть организована как в статичном ключе (поиск общего решения проблемы только внутри ), так и в динамике, то есть во взаимопереходах ( например, технология «Мозаика – 5»).
Сначала проблема обсуждается внутри группы из пяти человек. Каждый участник к концу обсуждения должен иметь общий для данной группы план решения. Затем первоначальные группы временно распадаются; организуются новые. Каждый из участников новой группы предлагает свой путь решения проблемы и знакомится с вариантами других групп. Выбирается лучшее или вырабатывается общее решение.
На заключительном этапе восстанавливаются первоначальные группы. Участники возвращаются с обогащённым видением проблемы).
V. Презентация групповых решений.
(форма межгруппового общения – совместно-последовательная «лесенка»)
(выступление обучающихся должно соответствовать формуле
П – позиция «мы считаем»
О – обоснование «потому что»
П – пример «например»
С – следствие «поэтому»)
- Рефлексия.
- Легко ли работать в группе?
- Почему?
- Испытывал ли кто дискомфорт?
- Что помогало, что мешало в работе?
- Оценивание обучающихся (оценивать можно лишь общую работу группы, ни в коем случае не давать детям, работавшим вместе, разных оценок).
- Домашнее задание. Составить кроссворд по теме «Части слова».