3.3 Количество и разнообразие внеурочных мероприятий, реализуемых педагогом (Проектная деятельность)
В своей педагогической деятельности проектирую и реализую педагогические инициативы по развитию взаимодействия с социальными партнерами образовательной организации и развитию взамидействию с родителями воспитанников:
2020 - 2021 учебный год Детско - родительский проект "Здоровье - путь к успеху"
2021 - 2022 учебный год Детско - родительский творческий проект "Здоровая семья - здоровый ребенок"
2022 - 2023 учебный год Проект по краеведению "Моя Югра - край в котором я живу" (фото в альбоме)
2023 - 2024 учебный год Детско - родительский проект по развитию речевой и познавательной активности детей старшего дошкольного возраста
Фотографии представлены в альбоме "Проектирование и реализация педагогических инициатив. Родительский клуб"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 922.52 КБ |
![]() | 836.81 КБ |
![]() | 120.32 КБ |
![]() | 60.23 КБ |





Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №7 «Антошка»
Педагогический проект
(родительский клуб)
«Наследие Югры: на пути к истокам»
Урай, 2025 г.
«Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине
- месту, где человек родился».
АННОТАЦИЯ ПРОЕКТА
В проекте представлены эффективные пути приобщения детей старшего дошкольного возраста к культуре коренных народов Севера, через разработку системы работы на основе интеграции с основными образовательными областями в ДОУ.
Тип проекта: творческий, познавательный, долгосрочный
Срок реализации проекта: сентябрь 2025 г. – май 2026 г.
Участники проекта: воспитатели, учитель – логопед, воспитанники старшего дошкольного возраста, родители (законные представители).
Постановка проблемы.
Опыт работы показал, что у воспитанников старшего дошкольного возраста недостаточно сформированы знания о родном крае, о его культуре и традициях, о богатстве растительного и животного мира, о видах трудовой деятельности взрослых, живущих в нашем крае.
Актуальность
Формирование у детей знаний о родном крае, культуре, традициях имеет большую ценность для накопления ими социального опыта жизни в своём городе, округе приобщение к миру его культуры.
Согласно ФГОС дошкольного образования «познавательное развитие дошкольников предполагает формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках. Стандарт дошкольного образования устанавливает основные принципы учета этнокультурной ситуации развития детей.
Мы можем сохранить и продолжить национальную культуру коренных народов Севера, если заинтересуем подрастающее поколение, активно вовлекая родителей в образовательный процесс и внедряя инновационные технологии в деятельность. Осознавая значимость вышесказанного, нами был разработан проект «Наследие Югры: на пути к истокам».
Актуальность данного проекта обусловлена тем, что участниками проекта являются дети, родители и специалисты.
Именно через взаимодействие всех субъектов образовательной среды, с использованием нетрадиционных форм и методов, будем способствовать всестороннему развитию детей дошкольного возраста с ОНР.
Охватываемые образовательные области: речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Гипотеза: У каждого ребёнка сформируется интерес к жизни родного города, народов крайнего севера и природе Югорского края; расширятся знания о природных и культурных особенностях жизни Югры. Повысится степень участия родителей в организацию образовательного процесса.
Новизна проекта: Комплексное приобщение детей к культуре, традиции народов Югры, изучение истории, богатств родного края через проектную деятельность.
Цель проекта: Формирование у детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет) знаний о родном крае – ХМАО – Югра посредством внедрения инновационных технологий.
Задачи проекта:
- Расширить и углубить знания детей о крае, в котором мы живем, о его истории, обычаях, традициях, достопримечательностях.
- Сформировать представления о природных богатствах нашего края: растительного и животного мира.
- Расширять и активизировать словарный запас детей дошкольного возраста по теме: «Наследие Югры: на пути к истокам».
- Развивать познавательный интерес дошкольников к истории и культуре своего края; обеспечить благоприятный, эмоционально-насыщенный положительный климат в группе и во взаимоотношениях между педагогами и семьями воспитанников.
- Развивать у детей эстетическое восприятие, эмоциональную отзывчивость и творческие способности в продуктивной и музыкальной деятельности.
- Привлечь родителей для участия в мероприятиях по реализации проекта.
Продолжительность реализации проекта.
Продолжительность реализации проекта – с сентября по апрель текущего учебного года.
Содержание проекта:
Проект реализуется поэтапно. Каждый этап включает совместные мероприятия и с детьми, и с родителями, и с социальными партнерами, что позволяет осуществление поставленной цели и задач проекта, тем самым достижение оптимальных результатов в обучении, развитии ребенка и готовности к школьному обучению путем внедрения в образовательный процесс эффективных инновационных технологий. Работа педагогов направлена на изучение культуры народов Севера, на внедрение и поиск путей сохранения культуры коренных малочисленных народов Севера (ханты, манси) и решение важнейшей задачи воспитания, как формирование толерантного отношения к культуре разных народов и национальностей.
Первый этап – организационно-подготовительный (сентябрь 2025г):
- организация деятельности участников проекта для определения его содержания и реализации.
- обновление и дополнение развивающей предметно-пространственной среды
Второй этап, практический (октябрь 2025г. – май 2026г.)
Практический этап заключается в построении образовательной деятельности на основе предлагаемого проекта:
- циклы тематических занятий по модулям «Природа», «Материальная культура», «Духовная культура»;
- совместные с родителями мероприятия (работа со сказками ханты и манси)
- экскурсии в детскую библиотеку и музей ДОУ и КИЦ г. Урай;
- продуктивная деятельность.
Реализация проекта обусловлена совместной деятельностью взрослых и детей. Педагогами создаются условия, которые позволяют детям совместно со взрослыми открывать новый практический опыт, добывать его, анализировать его и преобразовывать. Организация проектной деятельности позволяет педагогам осуществлять интеграцию всех образовательных областей.
- «Познавательное развитие» - тематические занятия по блокам модулей «География Югры», «Живая и неживая природа Севера», «Человек и природа», «Материальные ценности», «Труд и ремесла» и пр. На данном этапе ребенок получает необходимую информацию о многообразии окружающего его мира, о самом себе, об окружающих его людях.
- «Речевое развитие» - беседы по ознакомлению с историей родного города, оставление мини-рассказов, этюдов о родном городе, семье, детском саде, о природе края, чтение произведений поэтов и авторов Югры, устного народного творчества народов севера, экологических сказок, разучивание стихотворных произведений о родном крае, городе.
Обогащение представлений детей о быте, культуре, труде коренного народа, его нравственных качествах, сближает, роднит, становится понятным дошкольнику, способствует развитию социальных эмоций, чувств, воспитывает уважение к людям разных национальностей.
- «Художественно-эстетическое развитие» - продуктивная деятельность по мотивам устного народного творчества северных народов, фотовыставки, выставки детских рисунков, поделок и создание мини музея, знакомство с одеждой ханты, традиционных праздников, ремесел, изучение народного декоративно-прикладного искусства.
- «Физическое развитие» - разучивание подвижных игр народов ханты и манси и виды спортивных состязаний коренных народов Севера.
- «Социально-коммуникативное развитие» - правила поведения в природе, быту, улице и ближайшей местности, сюжетно-ролевые игры, целью которых является освоение и практическое применение детьми способов толерантного взаимодействия.
Проектная деятельность сочетается с игрой, что также принципиально для осуществления педагогической и воспитательной работы с дошкольниками. При формировании толерантности у дошкольников мы опирались на игровые методы воспитания, так как игра является основным видом деятельности детей дошкольного возраста. Игры и упражнения внесены в различные образовательные ситуации, в образовательную деятельность режимных моментов и в самостоятельную детскую деятельность.
Основные функции педагогических подходов и технологий:
Интерактивное обучение - способ познания, основанный на диалоговых формах взаимодействия участников образовательного процесса; обучение, погруженное в общение, в ходе которого у обучающихся формируются навыки совместной деятельности. Именно взаимодействие является условием развития творческих способностей обучающихся, их саморазвития.
Личностно-ориентированные технологии. Главной отличительной чертой личностно ориентированного подхода является обеспечение гармоничного соответствия педагогического и психологического процессов формирования толерантной культуры личности на основе психолого-педагогических инноваций.
Метод творческого самовыражения заключается в том, чтобы привести каждого ребёнка в соприкосновение с собственным творчеством, дать ему возможность почувствовать сопричастность к миру, помочь ему найти точку опоры в своей уникальности.
Проблемно-поисковые технологии - это создание разноплановых проблемных ситуаций и поиск наиболее оптимальных вариантов выхода из них, они позволяют не только показать себя в сложных ситуациях, но и сделать правильный выбор, проявить свои творческие способности, находчивость, и другие ценные личные качества.
Третий этап, обобщающе-аналитический (май 2026г.):
- уточнение и формулирование выводов, выявление перспективы последующего развития проекта
- обновление и дополнение мини - музея «Моя Югра»
Социальное партнерство в рамках реализации проекта:
- «Культурно – исторический центр»: Музей, детская библиотека
Механизм оценки и ожидаемые результаты.
Критериями оценки результатов проекта будут приобретенные конкретные знания педагогов, детей и их родителей.
Ожидаемые результаты
- Создание картотеки загадок, стихов сказок народов ханты и манси для детей старшего дошкольного возраста;
- Разработка проведения мероприятий с использованием нетрадиционных форм работы;
- Организация взаимодействия с семьями воспитанников в рамках проведения мероприятия в целях привлечения родителей к воспитательно – образовательному процессу;
- Организация взаимодействия с социальными партнерами;
- Увеличение разработок, рекомендаций, дидактического материала;
- Увеличения доли педагогов в освоении и применении в своей профессиональной деятельности методов проектирования;
- Обновление и дополнение мини - музея «Моя Югра»
Ресурсное обеспечение проекта:
Информационное: – литература: детская, учебно-методическая, энциклопедическая; интернет – ресурсы;
Материально-техническое: аудиозаписи, видеозаписи, компьютер, CD-диски с информацией о Югре;
- художественно-изобразительные средства: иллюстрации, фотографии, изделия народов ханты и манси, альбомы, макеты, рисунки.
План реализации проекта «Наследие Югры: на пути к истокам»
Совместная деятельность педагогов | Совместная деятельность с детьми | Совместная деятельность с родителями | Совместная деятельность с социальными партнерами |
Разработка рабочей группы и пакета документов по реализации проекта:
методик для детей, педагогов, родителей;
| Беседы, чтение художественной литературы, режимные моменты, игровые упражнения, дидактические игры, сюжетно – ролевые игры, настольно – печатные игры, образовательные ситуации, экскурсия, тематические занятия по модулям программы, развлечения, викторины, выставки, продуктивная деятельность. Цель: сформированность знаний у детей о родном крае. | Консультации, анкетирование КВН с участием родителей, помощь в создании макета, в создании альбома м а в подборке фотографий города, в создании энциклопедии «Все мы жители Югры» в изготовлении атрибутов к подвижным играм, Цель: Повысить степень активности родителей в организации образовательного процесса. | Целевые экскурсии в музей, в детскую библиотеку. Цель: организация эффективного сотрудничества в вопросах воспитательно – образовательной работы с социальными партнерами. |
Только совместное сотрудничество и заинтересованность педагогов, детей и родителей способствует зарождению основ толерантности и обеспечению подрастающему поколению возможности сохранить и приумножить ценности предыдущего поколения.
Сентябрь | |||||
Организационно – подготовительный этап | |||||
Совместная деятельность, занятия. Совместная деятельность с социальными партнерами | Образовательная деятельность в режимных моментах | Используемые ресурсы | Взаимодействие с родителями | ||
1 неделя | Диагностика | Консультация «Знакомим детей с родным краем» | |||
Практический этап Тема: «Символика города» | |||||
2 неделя | «Мой город – моя малая Родина» Задачи: расширять представления о своей малой Родине – о городе Урай; дать первоначальные представления об истории возникновения города, воспитывать патриотические чувства. Рассматривание фотографий «Урай – город нефтяной» Выставка рисунков «С Днем рождения, мой любимый город!» | Работа с картой округа: нахождение местоположения родного поселка на картах района и округа. | Папка «Урай - город нефтяной» Презентация «Наш город» | Консультация: «Воспитание любви к малой Родине» Привлечение родителей к пополнению уголка краеведения. Изготовление атрибутов к подвижным играм. Оформление альбома «Города Югры – прошлое и настоящее». | |
3 неделя | «Моя Югра» Задачи: дать представления детям о географическом положении Ханты-Мансийского округа, климатических особенностях; дать элементарные представления об истории и сегодняшнем дне округа; учить находить окружной центр – город Ханты-Мансийск на карте; развивать познавательный интерес; обогащать словарь детей; воспитывать любовь к родному краю. «Символика родного края» Задачи: закрепить знание герба и флага Ханты-Мансийского округа; закреплять умение отвечать на вопросы полными ответами; воспитывать нравственно-патриотические чувства; обогащать словарь. Раскрашивание «Герб Югры». Задачи: продолжать учить соблюдать правила закрашивания (закрашивать в одном направлении, доводя карандаш до контура). | Рассматривание карты округа. Создание первой страницы энциклопедии «Все мы жители Югры»: «Символика Югры» | Альбом «Моя Югра» М/ф «Моя Россия – ХМАО – Югра» | ||
4 неделя | «Коренные жители севера: ханты и манси» Задачи: развивать познавательную активность и любознательность детей через ознакомление с жизнью народов ханты и манси; продолжать знакомить детей с бытом народов ханты и манси: основными занятиями, одеждой, жилищем, предметами обихода; закреплять умение поддерживать беседу на определённую тему, отвечая на вопросы, рассказывая; познакомить детей с орнаментом ханты и манси; его элементами; учить детей объяснять значение некоторых слов; расширять представления о родном округе ХМАО-Югре; воспитывать уважение к коренным народам Севера. | Создание второй страницы энциклопедии «Все мы жители Югры»: «Коренные жители севера» | Презентация «Наш край – Югра» | ||
5 неделя | Экскурсия в городскую детскую библиотеку «Урай. Колесо истории» Задачи: расширять представления о своей малой Родине – о городе Урай; дать первоначальные представления об истории возникновения города, воспитывать патриотические чувства. | Создание третьей страниц ы энциклопедии «Все мы жители Югры» Совместная целевая экскурсия в библиотеку. | |||
Октябрь Тема: «Растительный мир» | |||||
1 неделя | «Природа Югры» Задачи: воспитывать у детей гражданственность, интерес, бережное и созидательное отношение к природе родного края; развивать способность чувствовать красоту природы и эмоционально откликаться на неѐ. Викторина «Зеленый лес» | Создание четвертой страницы энциклопедии «Все мы жители Югры» : «Природа Югры» | «Азбука краеведения» Презентация «Наш край – Югра» | Детско – родительский конкурс среди воспитанников ДОУ «Необычное из обычного» | |
2 неделя | «Что на севере растет?» Задачи: уточнять и расширять знания детей о растительном мире Севера; познакомить детей с «Красной книгой Югры»; воспитывать бережное отношение к природе; развивать познавательный интерес к объектам окружающего нас мира; формировать убеждение, что красота природы бесценна, поэтому её надо охранять. | Рисование и раскрашивание «Птицы», «Ягоды» Создание пятой страницы энциклопедии «Все мы жители Югры»: «Дары нашего края» (грибы, ягоды, орехи). | Папка «Животный и растительный мир Югры» «Презентация «Наш край – Югра» | ||
3 неделя | «Как сохранить природу Югры?» Задача: формировать осознанное отношение к природе ХМАО и экологическим проблемам родного края. Чтение сказки «Птичка – невеличка» Задача: продолжать знакомить детей устным творчеством народа манси; продолжать учить отвечать полными ответами на вопроса по содержанию сказки; предложить детям дать оценку поступку главного героя. Викторина «Грибная пора» | Папка «Животный и растительный мир Югры» «Презентация «Наш край – Югра» | |||
4 неделя | Просмотр презентации «Одежда коренных народов севера» Задачи: учить узнавать и называть одежду коренных народов севера ханты и манси; воспитывать любознательность, уважение к традициям коренных народов Севера, интерес к культуре народов ханты и манси. Раскрашивание «Национальный костюм ханты и манси. Чтение сказки «Женщина - лисица» Задача: продолжать знакомить детей устным творчеством народа манси; продолжать учить отвечать полными ответами на вопроса по содержанию сказки; предложить детям дать оценку поступку главного героя. | Создание шестой страницы энциклопедии «Все мы жители Югры» : «Игры и одежда народов нашего края» | Презентация «Откуда северное сияние пришло» | ||
Ноябрь | |||||
1 неделя | «Национальный костюм народов севера» Задачи: познакомить с некоторыми видами орнамента, которыми аборигены Севера украшали свою одежду, обувь, предметы быта; обогащать словарь детей по теме; упражнять в образовании притяжательных прилагательных (щучьи, заячьи...); воспитывать осознанное отношение к культуре коренных народов Западной Сибири. Выставка рисунков на тему: «Национальный костюм народов севера». | Фотоколлаж «Национальный костюм народов севера». | Презентация «Откуда северное сияние пришло» | Консультация «О любви к родному краю» | |
2 неделя | «Быт хантов и манси» Задачи: познакомить детей с укладом жизни коренного населения Ханты – Мансийского АО; дать понятие о хантыйской семье, семейных традициях; воспитывать интерес к самобытной традиционной культуре ханты и манси. Рисование: «Украшение хантыйской утвари орнаментом» | Создание седьмой страницы энциклопедии «Все мы жители Югры» : «Быт ханты и манси» | Презентация «Национальные праздники народов ханты и манси» | Консультация «Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников» | |
3 неделя | Конструирование из бумаги «Чум оленевода» Задачи: совершенствовать умение работать с бумагой; учить создавать объемную фигуру из бумаги; воспитывать желание доводить начатое дело до конца; развивать мелкую моторику, глазомер. | Презентация «Наш край – Югра» | |||
4 неделя | Чтение сказки «Айога» Задачи: учить детей давать оценку поступкам героев; стимулировать умение сопереживать героям сказки; учить детей импровизировать при выстраивании своей роли; воспитывать артистические качества. | Мансийские сказки для детей дошкольного возраста. | |||
5 неделя | Чтение сказки «Как ворон и сова друг друга покрасили» Задача: продолжать знакомить детей устным творчеством народа манси; продолжать учить отвечать полными ответами на вопроса по содержанию сказки; предложить детям дать оценку поступку главного героя | Рассматривание иллюстраций в энциклопедии «Птицы Югры» | |||
Декабрь День рождения Югры | |||||
1 неделя | Конкурс рисунков «Северное сияние» «С днем рождения, Югра». Чтение сказки «Хочу, не хочу»
| ||||
2 неделя | Викторина «Животные Югры» Чтение сказки «Гордый олень» Задача: продолжать знакомить детей устным творчеством народа манси; продолжать учить отвечать полными ответами на вопроса по содержанию сказки; предложить детям дать оценку поступку главного героя. Просмотр м/ф «Храбрый олененок Айхо» | Создание восьмой страницы энциклопедии «Все мы жители Югры» на тему «Животные края». | |||
3 неделя | Викторина «Птицы Югры» Чтение сказки «Дятел» Задача: продолжать знакомить детей устным творчеством народа манси; продолжать учить отвечать полными ответами на вопроса по содержанию сказки; предложить детям дать оценку поступку главного героя. | Создание девятой страницы энциклопедии «Все мы жители Югры»: «Птицы Югры» | Презентация «Наш край – Югра» | ||
4 неделя | Чтение сказки «Как был наказан медведь» Задача: продолжать знакомить детей устным творчеством народа манси; продолжать учить отвечать полными ответами на вопроса по содержанию сказки; предложить детям дать оценку поступку главного героя. | ||||
Январь | |||||
2 неделя | Литературная гостиная «Люблю тебя, мой край родной!». Задачи: познакомить детей со стихами югорских поэтов о родном крае; учить видеть через поэтическое слово красоту родного края; воспитывать гражданско – патриотические чувства. | Сборник стихов народов севера | |||
3 неделя | «Города Югры» Задачи: расширять знания детей о нашем округе; познакомить с достопримечательностями разных городов; воспитывать любовь к родному краю; расширять кругозор детей. Рисование «Улица, на которой я живу» Задачи: учить передавать в рисунке несложный сюжет; учить использовать полученные ранее знания в собственном творчестве. | Создание десятой страницы энциклопедии «Все мы жители Югры»: «Достопримечательности края» | Презентация «Города Югры» | Консультация «Познакомьте ребенка с достопримечательностями города» Создание седьмой страницы энциклопедии «Все мы жители Югры» на тему «Все профессии нужны, все профессии важны» | |
4 неделя | «Средства передвижения народов ханты и манси» Задачи: познакомить детей со средствами передвижения коренных народов севера. | Рассматривание картинок на тему: средства передвижения народов севера. | Презентация «Загадки о средствах передвижения Д/ф «В гости к хантам» | ||
5 неделя | «Народные промыслы: Оленеводство, рыболовство» Знакомство с праздником оленевода Задачи: познакомить детей с народными промыслами; расширять знания детей о жизни народов Югры; познакомить детей с традициями и обычаями хантов и манси. Чтение сказки «Лучший охотник на побережье» Задача: продолжать знакомить детей устным творчеством народа манси; продолжать учить отвечать полными ответами на вопросы по содержанию сказки; предложить детям дать оценку поступку главного героя. | Рассматривание иллюстраций в альбоме «Народные промыслы народов севера» | |||
Февраль | |||||
1 неделя | «Декоративно – прикладное искусство народов Югры» Задачи: познакомить с декоративно – прикладным искусством народов Севера (Вышивка, бисероплетение, резьба по кости и т.д.); дать детям представление о культурных и духовных традициях людей, издавна живущих на этой земле; подвести детей к пониманию единения человека с природой; воспитывать осознанное отношение к культуре коренных народов Западной Сибири. Раскрашивание «Национальный костюм» Задачи: развивать познавательный интерес к окружающему миру; воспитывать любовь и уважение к своему краю, к коренным жителям округа, расширить знания детей; развивать творческие способности. | Рассматривание иллюстраций в альбоме «Орнаменты на одежде» | Открытки «Декоративно – прикладное искусство народов Югры» | Привлечение родителей к пополнению уголка краеведения: создание альбома «Красная книга Югры»; подготовка к оформлению альбома: «Птицы ХМАО-Югры» (сбор фотографий и иллюстраций) | |
2 неделя | Вечер загадок: «Загадки северного края» Задачи: познакомить с загадками народов ханты и манси; формировать эмоциональное отношение к произведениям фольклорного жанра жителей ХМАО; формировать устойчивый интерес к устному творчеству коренных жителей; воспитывать осознанное отношение к культуре коренных народов. Экскурсия в детскую библиотеку «Путешествие по Югре» | Хантыйские загадки. | |||
3 неделя | «Подвижные игры народов севера»: «Солнце», «Ловля олений», «Куропатки и охотник». Задачи: формирование у детей привычек здорового образа жизни; развивать интерес к играм коренных наров округа; развивать ловкость, координацию движений, выносливость; воспитывать доброжелательность, желание помочь товарищу. | ||||
4 неделя | Чтение сказки «Лепешки» Задача: продолжить знакомство с творчеством коренного народа округа; воспитывать усидчивость и умение слушать чтение произведения взрослым. | «Сказки народов севера» | |||
Март | |||||
1 неделя | Вечер фольклора. Чтение сказки «Кукушка». Задачи: продолжать знакомить детей творчеством народа манси; продолжать учить отвечать полными ответами на вопроса по содержанию сказки; предложить детям дать оценку поступку главного героя. Рисование по сказке. |
| |||
2 неделя | Чтение мансийской сказки «Зайчик». Задачи: продолжать знакомить детей творчеством народа манси; продолжать учить отвечать полными ответами на вопроса по содержанию сказки; предложить детям дать оценку поступку главного героя. Рисование по сказке. | Загадки и диких животных. Сказки народов севера. | |||
3 неделя | Чтение Северных сказок «Олень и морской бычок» Рисование по сказке Задача: продолжить знакомство с творчеством коренного народа округа; воспитывать усидчивость и умение слушать чтение произведения взрослым. | ||||
4 неделя | «Рыбы нашего края» Конструирование «Щука» (оригами) | Создание одиннадцатой страницы энциклопедии «Все мы жители Югры»: «Рыбы нашего края» | |||
Апрель | |||||
1 неделя | Экскурсия в детскую библиотеку Национальный праздник «Вороний день». Национальный обряд «Дерево желаний». Дети по очереди подходят к дереву, привязывают к веточке яркую ленточку, произнося при этом своё желание. Задача: продолжить знакомство с традициями коренных жителей Югры Чтение сказки «Ворон» Задачи: продолжать знакомить детей устным творчеством народа манси; продолжать учить отвечать полными ответами на вопроса по содержанию сказки; предложить детям дать оценку поступку главного героя. Просмотр м/ф «Ворон и сова» | Презентация «Национальные праздники народов севера» | |||
2 неделя | Чтение сказки «Лисица, птичка и ворон» (ненецкая сказка) Рисование по сказке Задача: продолжить знакомство с творчеством коренного народа округа; воспитывать усидчивость и умение слушать чтение произведения взрослым. | ||||
3 неделя | «Международный день земли, воды и воздуха» | Презентация «Международный день земли, воды и воздуха» | |||
4 неделя | Викторина «Таежная аптека» | ||||
Май | |||||
1 неделя | «Взрослым и детям нужен мир на планете» Задачи: познакомить детей со знаменитыми земляками, участниками Великой Отечественной войны; воспитывать уважение к их труду и подвигам, желание быть на них похожими. | Рассматривание иллюстраций в альбоме «Великая Отечественная война» | |||
2 неделя | Экскурсия с возложением цветов к Вечному огню Задача: донести до детей мысль, что спустя много лет люди помнят о событиях грозной войны, чтят память погибших. | ||||
Обобщающе – аналитический этап | |||||
3 неделя | Викторина «Мой родной край - Югра» |
месяц | Сказки народов ханты и манси | семья |
Сентябрь | Знакомство с проектом | |
Октябрь | «Почему у сороки длинный хвост» | |
Ноябрь | «Медведь и бурундук» | |
Декабрь | «Отчего у зайца длинные уши» | |
Январь | «Мышка» | |
Февраль | «Как медведь хвост потерял» | |
Март | «Лиса и гуси» | |
Апрель | «Как еврежка и медведь норами менялись» | |
Май | «Почему звери друг от друга отличаются» |
Список литературы:
- Лашкова Л.Л,Ушакова П.П., Якоб С.А. Парциальная программ формирования ценностного отношения к природе и культуре ХМАО – Югры у детей старшего дошкольного возраста Наследие Югры: на пути к истокам»
- Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2014;
- Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду: старшая группа. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2014
- Соломенникова О. А. Ознакомление с природой в детском саду: старшая группа – МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2014
- Казакова Т. Г. Занятия с дошкольниками по изобразительной деятельности: книга для воспитателей детского сада и родителей – 2-е издание, дораб. – М.: Просвещение:Учеб. Лит. 1996
- Кравченко И. В., Долгова Т. Л. Прогулки в детском саду. Старшая группы. Методическое пособие под ред. Киселевой Г. М., Пономаревой Л. И. – М.: ТЦ Сфера,2009
- Дудников Н.Ф. «Мой дом Север», 1996 7.Журнал «Стерх», № 1, 1993
- Маханева М.Д. «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников», 2009
- Природа Югры. Азбука первоклассника, 2008 10.Сборник стихов «Не бойся пурги», 1981
- Сикорская Г.П., Кушникова Г.И. «Экологическое сафари по Югорскому краю», 2003
- Сикорская Г.П., Кушникова Г.И. «Экологическая экспедиция на воздушном шаре в заповедные места Югры», 2004
- Сказки народов Севера, составитель Самойлова Е.Н. 1995 14.Снегирев Г.Я. «Тунгус и верный», 1985
15.Царенко Т.М. «Сказка северной тайги», 2010 16.Царенко Т.М. «Путешествие в страну нефти», 2002
17.Царенко Т.М. «В некотором царстве, в некотором государстве», 1996 18.Бочарников В.А. «Под северным солнышком», 1980
Предварительный просмотр:
Актуальность проекта
Одним из требований деятельности дошкольного образовательного учреждения, в свете новых ФГОС, является работа не только с детьми, но и с родителями, как с непосредственными участниками воспитательного и образовательного процесса.
К моменту выпуска из детского сада ребенку необходимо достигнуть определенного уровня речевой активности, овладеть словарем и грамматическим строем речи, что определяет готовность к переходу от диалогической речи к связному высказыванию. Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения ими связной речью, способностью строить развернутые ответы на сложные вопросы школьной программы, последовательно и полно, аргументировано и логично излагать свои собственные суждения, воспроизводить содержание учебных текстов в устной и письменной речи.
Проблема взаимодействия с семьей особенно актуальна, так как большинство родителей в современной, особенно, в которой молодые родители, мало уделяют внимание общению с детьми, стремятся только улучшить свое материальное благополучие, и воспитание ребенка перекладывают на дошкольное учреждение.
Именно по этой причине мы обратились к проблеме создания единого коррекционно-образовательного пространства на основе взаимопонимания и доверия, с семьями детей, имеющих нарушения речи.
В своей работе мы используем как традиционные методы работы по устранению речевых нарушений, так и методы эффективных технологий, которые способствуют формированию активной родительской позиции, и меняют существующую практику работы с семьей.
Одной из инновационных форм работы с семьей является проектная деятельность, которая была разработана нашими коллегами и опробирована на базе нашего детского сада. Мы считаем, что данная форма работы поможет активизировать эмоциональный, воспитательный, реабилитационный потенциал семьи и включить ее как полноправного партнера в коррекционно-образовательный процесс и эффект от коррекционно-педагогического воздействия усилится.
В начале учебного года на родительском собрании мы познакомили родителей с результатами обследования связной речи детей. Выяснилось, что многие родители не владеют знаниями, которые помогают развивать речь детей, и им необходима наша помощь. Для того чтобы решить эту задачу и оптимизировать коррекционную работу с детьми, нами было предложено приступить к реализации разработанного нами проекта по развитию связной речи детей.
Цель проекта
Исходя из вышеизложенного, нами была определена цель проекта: на основе партнерства, равенства, равнозначности и взаимной дополняемости с семьей, развивать речевые способности детей, путем стимулирования их интереса самостоятельно мыслить, использовать различные источники информации, добывать и применять знания на практике.
Продукт проекта
Продуктом проекта будут являться:
- публичные выступления
- оформление альбомов
- выставки
- выставки опорного материала для рассказывания
- просмотр видеоматериала
- электронные презентации
- игры-драматизации
- театрализация
- открытая непрерывно-образовательная деятельность
- итоговые мероприятия
Задачи проекта
В рамках проекта данной проблемы намечены следующие задачи:
- Изучить и проанализировать специальную литературу по проблеме развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста;
- Повысить эффективность коррекционной работы учителя-логопеда, воспитателей по подготовке детей к школе через сотрудничество с родителями;
- Заинтересовать и привлечь родителей в качестве равноправных участников реализации творческого проекта, а также заинтересовать родителей в результатах коррекционно-воспитательной работы с детьми;
- Развивать коммуникативные способности детей: активизировать и обогащать словарный запас дошкольников, развивать связную речь.
Поставленные задачи последовательно решаются в ходе проекта.
Участники проекта
Участниками проекта являются дети старшей логопедической группы, их родители, а также педагоги дошкольного учреждения.
Вид проекта
Данный проект является долгосрочным, творческим, групповым
Срок реализации
Рассчитан на один год обучения: сентябрь 2023 года по май 2024 года.
Взаимосвязь областей
Содержание проекта охватывает следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития детей (образовательные области):
- Социально – коммуникативное;
- Познавательное;
- Речевое;
- Художественно – эстетическое
Ожидаемые результаты
В завершении проекта ожидаются следующие результаты:
Ребенок:
- Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми;
- достаточно хорошо владеет устной речью;
- может выражать свои мысли и желания;
- может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения.
У родителей сформируется:
- осознание своей роли в процессе развития ребенка, а именно в познавательном развитии и развитии связной речи.
Использован метод:
- исследовательский
- репродуктивный
В основу работы над проектом легли технологии:
- развивающего обучения
- игровые
- компьютерные
Этапы реализации проекта:
Проект состоит из трех этапов:
№ | Содержание | Время проведения | Участники |
I. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ (диагностический, формирующий) | |||
1. | В начале года на родительском собрании мы представляем родителям результаты диагностики детей по развитию связной речи, рассказываем, почему так важно заботиться и своевременно формировать речь детей, предлагаем участвовать в проекте, который поможет раскрыть речевые и познавательные возможности детей. Родители охотно поддержали нашу идею. | Сентябрь 2023 г. | Учитель-логопед, воспитатели, родители |
II. ОСНОВНОЙ (творческий) | |||
1. | Родители выбирают лексическую тему для составления рассказа, получают рекомендации от педагогов по подготовке к рассказыванию. | Октябрь 2023г. - апрель 2024 г. | Учитель-логопед, воспитатели, родители |
2. | Дома родители с ребенком накапливают необходимый материал для составления рассказа: читают и рассматривают энциклопедии, книги, смотрят документальные фильмы по теме, получают необходимую информацию из интернета, беседуют с ребенком, проводят исследования, наблюдения и т.д. | Родители, дети | |
3. | Когда рассказ готов, учитель-логопед прослушивает рассказ ребенка, дает необходимые рекомендации. | Учитель-логопед, дети | |
4. | Затем следует сам рассказ ребенка. Ребенок с удовольствием рассказывает детям, все, что узнал нового дома! С каким интересом слушают его дети! А мы добиваемся главного – ребенок свободно, понятно для всех выражает свои мысли, его речь развивается! | Ребенок, дети группы, учитель-логопед, воспитатели | |
III. заключительный (итоговый) | |||
1. | Подведение итогов проделанной работы в рамках проекта | Май 2023 г. | Учитель-логопед, воспитатели, дети |
2. | Открытое итоговое мероприятие | Дети группы, учитель-логопед, воспитатели, родители | |
3. | Соотнесение ожидаемых и реальных результатов | Дети группы, учитель-логопед, воспитатели, родители | |
4 | Обобщение результатов на родительском собрании | Учитель – логопед, воспитатели, родители | |
5. | Представление опыта работы на педагогическом совете | Учитель – логопед, воспитатели |
Нами был разработан перспективный план взаимодействия участников проекта по развитию связной речи для детей подготовительной группы
(Таблица №1)
Перспективный план
Месяц | Лексическая тема | Рассказ ребенка | Используемый материал |
Октябрь | «Овощи. Огород» | Рассказ «Мой огород» | Фотографии, корзинка с овощами. Загадки. |
«Сад. Фрукты» | Театрализация В.Сутеев «Мешок яблок», рисование по сказке | Настольный театр. | |
«Грибы. Ягоды» | Театрализация «Под грибом» | Электронная презентация по теме, загадки, четверостишья. | |
«Одежда» | Рассказ «Гардероб для куклы» | Куклы Ванесса и Кен и их одежда. | |
Ноябрь | «Обувь» | Рассказ «На обувной фабрике» | Картинки обувной фабрики, картинки обуви: сандалии, туфли, тапочки, валенки, сапоги резиновые и т.д |
«Игрушки» | Рассказ «Моя любимая игрушка» | Любимые игрушки ребенка. | |
«Посуда» | Театрализация К.И. Чуковского «Федорино горе» | Иллюстрации к тексту в электронном исполнении. | |
«Зима» | Рассказ «Идет красавица Зима» | Стихи. Иллюстрации. Аудиозапись Чайковский «Времена года. Зима» | |
Декабрь | «Зимующие птицы» | Рассказ: «У кормушки» | Набор пластмассовых зимующих птиц, кормушка. |
«Я живу в ХМАО» | Рассказ «Мой любимый город Урай» | Электронная презентация | |
«Домашние животные зимой» | Рассказ «На ферме» | Макет скотного двора, набор пластмассовых фигурок животных. | |
«Дикие животные зимой» | Театрализация сказки «Заюшкина избушка» | Ширма, куклы би-ба-бо. | |
«Новый год» | Рассказ «В гостях у Деда Мороза» | Видеозапись, фотографии с праздника. | |
Январь | «Мебель. Части мебели» | Рассказ «Моя комната» | Игрушечная мебель, макет комнаты, предметы (фен, вазочка с цветами, постель и т.д.) |
«Грузовой и пассажирский транспорт» | Рассказ «Виды транспорта» | Альбом с наклейками по теме | |
«Профессии на транспорте» | Рассказ «Мой папа - спасатель» | Спецодежда, фотографии. | |
Февраль | «Детский сад. Профессии. Трудовые действия» | Рассказ «Мой детский сад» | Альбом «Наш детский сад» |
«Профессии. Швея» | Рассказ «Моя мама - швея». | Детская швейная машина, ткани, нитки, иголки, ножницы, альбом с фотографиями. | |
«Стройка. Профессии. Трудовые действия » | Рассказ «На стройке» | Картинки по теме | |
«Наша Армия» | Рассказ «Я играю в армию» | Фигурки солдатиков, орудий, военной техники. | |
Март | «Мамин праздник» | Стихотворение «Говорил нерожденный малыш…» | Серия сюжетных картинок по сказке |
«Весна» | Рассказ «Красавица Весна» | Электронная презентация | |
«Перелетные птицы» | Рассказ «Грачи прелетели» | Электронная презентация | |
«Комнатные растения» | Рассказ «Комнатные растения» | Альбом с фотографиями | |
«Речные, озерные и аквариумные рыбы» | Рассказ «На морском дне» | Иллюстрации. | |
Апрель | «Наш город» | Рассказ «Мой любимый город Урай» | Электронная презентация. Книга с фотографиями о городе Урай |
«Космос» | Рассказ о космосе | Книга о космосе, иллюстрации, плакаты, поделки летательных аппаратов | |
«Почта» | Рассказ «Экскурсия на почту» | Конверт, бандероль, телеграмма, извещение, журналы и газеты. | |
«Правила дорожного движения» | Рассказ «Юный пешеход» | Плакат ПДД, презентация по ПДД |
Результаты совместной творческой деятельности детей и родителей
На протяжении этого учебного года в ходе реализации проекта родители готовят опорный материал для рассказов. Этот материал мы используем не только в коммуникативной области, но и в игровой, и в познавательно-исследовательской деятельности, в воспитании нравственно-эстетических качеств у детей и т. д.
Хочется отметить семью ---------т.к. у ребенка возник интерес к нескольким лексическим темам и мама поддерживает этот интерес, помогает ребенку в подготовке к выступлению. _____ выступает перед детьми не только в своей группе, но и в группе №4 «Светлячок» (фото размещены на сайте группы №4)
Ярким и запоминающимся было выступление -------и его мамы перед детьми группы. Выступление было настолько интересным, нам захотелось, чтобы его посмотрели еще и родители на праздничном утреннике, посвященном 8 марта. По инициативе --------в апреле у нас запланирована экскурсия на почту.
Новой интересной формой выступления стало использование лепбуков. Лепбук является одним из современных средств обучения, т.к. он отвечает требованиям ФГОС: он информативен, полифункционален, вариативен, обеспечивает познавательную, исследовательскую, игровую и творческую активность всех детей. Его можно использовать в совместной деятельности взрослого с ребенком и самостоятельной деятельности детей. В форме лепбука были представлены темы: «Профессии», «Наша армия», готовится лэпбук по теме «Весна»
Таблица №2
Методическое пособие | Авторы |
Альбом на тему «Профессии на транспорте» | |
Демонстрационный материал на тему «Речные, озерные и аквариумные рыбы» | |
Демонстрационный материал на тему «Мебель» | |
Альбом по теме «Комнатные растения» | |
Альбом по теме: «Профессии. Швея» | |
Альбом по теме «Профессии на транспорте» | |
Альбом по теме «Наш город» | |
Электронная презентация по теме «Весна» | |
Электронная презентация по теме «Космос» | |
Выставка военной техники по теме «Наша армия» | |
Выступление по теме «Мамин праздник» | |
Электронная презентация по теме «Перелетные птицы» | |
Электронная презентация «Грузовой и пассажирский транспорт» | |
Экскурсия на почту | |
Дидактический материал, электронная презентация по правилам дорожного движения | |
Лепбук по теме «Профессии» | |
Лепбук по теме «Наша армия» | |
Лепбук по теме «Весна» |
Заключение
Таким образом, творческий проект внесет свой вклад к достижению воспитанниками на этапе завершения дошкольного периода следующих целевых ориентиров: дети достаточно хорошо овладеют устной речью, смогут выражать свои мысли и желания, выстраивать речевые высказывания в ситуации общения. Родители овладевают новыми знаниями в воспитании дошкольника.
Предварительные результаты реализации проекта доказывают, что если активизировать эмоциональный, воспитательный, реабилитационный потенциал семьи и включить ее как полноправного партнера в коррекционно-образовательный процесс, эффект от коррекционно-педагогического воздействия усилится.
Литература
- Буланова О.Е. Продуктивная совместная деятельность специалистов с семьей как фактор психологической и социальной реабилитации проблемного ребенка. Дисс. …канд. пед. наук. М., 1999.
- Дошкольная педагогика №2/февраль/ 2014 М.В.Сущенко, И.В.Лаврова, Т.П. Яхонтава. Семинар – практикум для родителей по развитию связной речи и познавательных способностей детей.
- Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ. М., 2008.
- Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи.
- Помощь родителям в воспитании детей: Пер. с англ. / Общая ред. И предисл. В.Я. Пилиповского. М., 1992.
- Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: Практическое пособие. М., 2004.