3.3 Количество и разнообразие внеурочных мероприятий, реализуемых педагогом (Проектная деятельность)

Корикова Надежда Николаевна

В своей педагогической деятельности  проектирую и реализую педагогические инициативы по развитию взаимодействия с социальными партнерами образовательной организации  и развитию взамидействию с родителями воспитанников:

2020 - 2021 учебный год Детско - родительский проект "Здоровье - путь к успеху"

2021 - 2022 учебный год  Детско - родительский творческий проект "Здоровая семья - здоровый ребенок"

2022 - 2023 учебный год  Проект по краеведению "Моя Югра - край в котором я живу" (фото в альбоме)

2023 - 2024 учебный год Детско - родительский проект по развитию речевой и познавательной активности детей старшего дошкольного возраста

Фотографии представлены в альбоме "Проектирование и реализация педагогических инициатив. Родительский клуб"

Скачать:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №7 «Антошка»

Педагогический проект

(родительский клуб)

«Наследие Югры: на пути к истокам»

Picture background

Урай, 2025 г.

«Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине

- месту, где человек родился».

АННОТАЦИЯ ПРОЕКТА

В проекте представлены эффективные пути приобщения детей старшего дошкольного возраста к культуре коренных народов Севера, через разработку системы работы на основе интеграции с основными образовательными областями в ДОУ.

Тип проекта: творческий, познавательный, долгосрочный

            Срок реализации проекта: сентябрь 2025 г. – май 2026 г.

Участники проекта: воспитатели, учитель – логопед, воспитанники старшего дошкольного возраста, родители (законные представители).

Постановка проблемы.

Опыт работы показал, что у воспитанников старшего дошкольного возраста недостаточно сформированы знания о родном крае, о его культуре и традициях, о богатстве растительного и животного мира, о видах трудовой деятельности взрослых, живущих в нашем крае.

Актуальность

Формирование у детей знаний о родном крае, культуре, традициях имеет большую ценность для накопления ими социального опыта жизни в своём городе, округе приобщение к миру его культуры.

Согласно ФГОС дошкольного образования «познавательное развитие дошкольников предполагает формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках. Стандарт дошкольного образования устанавливает основные принципы учета этнокультурной ситуации развития детей.

Мы можем сохранить и продолжить национальную культуру коренных народов Севера, если заинтересуем подрастающее поколение, активно вовлекая родителей в образовательный процесс и внедряя инновационные технологии в деятельность. Осознавая значимость вышесказанного, нами был разработан проект «Наследие Югры: на пути к истокам».

Актуальность данного проекта обусловлена тем, что участниками проекта являются дети, родители и специалисты.

Именно через взаимодействие всех субъектов образовательной среды, с использованием нетрадиционных форм и методов, будем способствовать всестороннему развитию детей дошкольного возраста с ОНР.

Охватываемые образовательные области: речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Гипотеза: У каждого ребёнка сформируется интерес к жизни родного города, народов крайнего севера и природе Югорского края; расширятся знания о природных и культурных особенностях жизни Югры. Повысится степень участия родителей в организацию образовательного процесса.

Новизна проекта: Комплексное приобщение детей к культуре, традиции народов Югры, изучение истории, богатств родного края через проектную деятельность.

Цель проекта: Формирование у детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет) знаний о родном крае – ХМАО – Югра посредством внедрения инновационных  технологий.

Задачи проекта:

  1. Расширить и углубить знания детей о крае, в котором мы живем, о его истории, обычаях, традициях, достопримечательностях.
  2. Сформировать представления о природных богатствах нашего края: растительного и животного мира.
  3. Расширять и активизировать словарный запас детей дошкольного возраста по теме: «Наследие Югры: на пути к истокам».
  4. Развивать познавательный интерес дошкольников к истории и культуре своего края; обеспечить благоприятный, эмоционально-насыщенный положительный климат в группе и во взаимоотношениях между педагогами и семьями воспитанников.
  5. Развивать у детей эстетическое восприятие, эмоциональную отзывчивость и творческие способности в продуктивной и музыкальной деятельности.
  6. Привлечь        родителей        для        участия        в        мероприятиях        по        реализации проекта.

Продолжительность реализации проекта.

Продолжительность реализации проекта – с сентября по апрель текущего учебного года.

Содержание проекта:

Проект реализуется поэтапно. Каждый этап включает совместные мероприятия и с детьми, и с родителями, и с социальными партнерами, что позволяет осуществление поставленной цели и задач проекта, тем самым достижение оптимальных результатов в обучении, развитии ребенка и готовности к школьному обучению путем внедрения в образовательный процесс эффективных инновационных технологий. Работа педагогов направлена на изучение культуры народов Севера, на внедрение и поиск путей сохранения культуры коренных малочисленных народов Севера (ханты, манси) и решение важнейшей задачи воспитания, как формирование толерантного отношения к культуре разных народов и национальностей.

        Первый этап организационно-подготовительный (сентябрь 2025г):

  • организация деятельности участников проекта для определения его содержания и реализации.
  • обновление и дополнение развивающей предметно-пространственной среды

        Второй этап, практический (октябрь 2025г. – май 2026г.)

Практический этап заключается в построении образовательной деятельности на  основе предлагаемого проекта:

  • циклы тематических занятий по  модулям «Природа», «Материальная культура», «Духовная культура»;
  • совместные с родителями мероприятия (работа со сказками ханты и манси)
  • экскурсии в детскую библиотеку и музей ДОУ и КИЦ г. Урай;
  • продуктивная деятельность.

Реализация проекта обусловлена совместной деятельностью взрослых и детей. Педагогами создаются условия, которые позволяют детям совместно со взрослыми открывать новый практический опыт, добывать его, анализировать его и преобразовывать. Организация проектной деятельности позволяет педагогам осуществлять интеграцию всех образовательных областей.

  1. «Познавательное развитие» - тематические занятия по блокам модулей «География Югры», «Живая и неживая природа Севера», «Человек и природа», «Материальные ценности», «Труд и ремесла» и пр. На данном этапе ребенок получает необходимую информацию о многообразии окружающего его мира, о самом себе, об окружающих его людях.
  2. «Речевое развитие» - беседы по ознакомлению с историей родного города, оставление мини-рассказов, этюдов о родном городе, семье, детском саде, о природе края, чтение произведений поэтов и авторов Югры, устного народного творчества народов севера, экологических сказок, разучивание стихотворных произведений о родном крае, городе.

Обогащение представлений детей о быте, культуре, труде коренного народа, его нравственных качествах, сближает, роднит, становится понятным дошкольнику, способствует развитию социальных эмоций, чувств, воспитывает           уважение к людям разных национальностей.

  1. «Художественно-эстетическое развитие» - продуктивная деятельность по мотивам устного народного творчества северных народов, фотовыставки, выставки детских рисунков, поделок и создание мини музея,  знакомство с одеждой ханты, традиционных праздников, ремесел, изучение народного декоративно-прикладного искусства.
  2. «Физическое развитие» - разучивание подвижных игр народов ханты и манси и виды спортивных состязаний коренных народов Севера.
  3. «Социально-коммуникативное развитие» - правила поведения в природе, быту, улице и ближайшей местности, сюжетно-ролевые игры, целью которых является освоение и практическое применение детьми способов толерантного взаимодействия.

Проектная деятельность сочетается с игрой, что также принципиально для осуществления педагогической и воспитательной работы с дошкольниками. При формировании толерантности у дошкольников мы опирались на игровые методы воспитания, так как игра является основным видом деятельности детей дошкольного возраста. Игры и упражнения  внесены в различные образовательные ситуации, в образовательную деятельность режимных моментов и в самостоятельную детскую деятельность.

        Основные функции педагогических подходов и технологий:

        Интерактивное обучение - способ познания, основанный на диалоговых формах взаимодействия участников образовательного процесса; обучение, погруженное в общение, в ходе которого у обучающихся формируются навыки совместной деятельности. Именно взаимодействие является условием развития творческих способностей обучающихся, их саморазвития.

        Личностно-ориентированные технологии. Главной отличительной чертой личностно ориентированного подхода является обеспечение гармоничного соответствия педагогического и психологического процессов формирования толерантной культуры личности на основе психолого-педагогических инноваций.

        Метод творческого самовыражения заключается в том, чтобы привести каждого ребёнка в соприкосновение с собственным творчеством, дать ему возможность почувствовать сопричастность к миру, помочь ему найти точку опоры в своей уникальности.

        Проблемно-поисковые технологии - это создание разноплановых проблемных ситуаций и поиск наиболее оптимальных вариантов выхода из них, они позволяют не только показать себя в сложных ситуациях, но и сделать правильный выбор, проявить свои творческие способности, находчивость, и другие ценные личные качества.

Третий этап, обобщающе-аналитический (май 2026г.):

  • уточнение и формулирование выводов, выявление перспективы последующего развития проекта
  • обновление и дополнение мини - музея «Моя Югра»

Социальное партнерство в рамках реализации проекта:

  • «Культурно – исторический центр»: Музей, детская библиотека

Механизм оценки и ожидаемые результаты.

Критериями оценки результатов проекта будут приобретенные конкретные знания педагогов, детей и их родителей.

Ожидаемые результаты

  • Создание картотеки загадок, стихов сказок народов ханты и манси для детей  старшего дошкольного возраста;
  • Разработка проведения мероприятий с использованием нетрадиционных форм работы;
  • Организация взаимодействия с семьями воспитанников в рамках проведения мероприятия в целях привлечения родителей к воспитательно – образовательному процессу;
  • Организация взаимодействия с социальными партнерами;
  • Увеличение разработок, рекомендаций, дидактического материала;
  • Увеличения доли педагогов в освоении и применении в своей            профессиональной деятельности методов проектирования;
  • Обновление и дополнение мини - музея «Моя Югра»

Ресурсное обеспечение проекта:

Информационное: – литература: детская, учебно-методическая, энциклопедическая; интернет – ресурсы;

Материально-техническое: аудиозаписи, видеозаписи, компьютер,            CD-диски с информацией о Югре;

- художественно-изобразительные средства: иллюстрации, фотографии, изделия народов ханты и манси, альбомы, макеты, рисунки.

План реализации проекта «Наследие Югры: на пути к истокам»

Совместная деятельность педагогов

Совместная деятельность с детьми

Совместная деятельность с родителями

Совместная деятельность

с социальными партнерами

Разработка рабочей группы и пакета документов по реализации проекта:

  • разработка системы диагностических            

методик для детей, педагогов, родителей;

  • разработка пакета документов по созданию учебно- методического материала

Беседы, чтение художественной литературы, режимные моменты, игровые упражнения, дидактические игры, сюжетно – ролевые игры, настольно – печатные игры, образовательные

ситуации, экскурсия, тематические занятия по модулям программы, развлечения,    викторины, выставки, продуктивная деятельность.

Цель: сформированность знаний у детей о родном крае.

Консультации, анкетирование КВН с участием родителей, помощь в создании макета, в создании альбома м    а в подборке фотографий города, в создании энциклопедии «Все мы жители Югры»

 в изготовлении атрибутов к подвижным играм, Цель: Повысить степень активности родителей в организации

образовательного процесса.

Целевые  экскурсии в

 музей, в детскую библиотеку.

Цель: организация эффективного сотрудничества в

вопросах воспитательно – образовательной работы с социальными партнерами.

        

Только совместное сотрудничество и заинтересованность педагогов, детей и родителей способствует зарождению основ толерантности и обеспечению подрастающему поколению возможности сохранить и приумножить ценности предыдущего поколения.

Сентябрь

Организационно – подготовительный этап

Совместная деятельность, занятия.

Совместная деятельность с социальными партнерами

Образовательная деятельность в режимных моментах

Используемые ресурсы

Взаимодействие с родителями

1

неделя

Диагностика

Консультация «Знакомим детей с родным краем»

Практический этап

Тема: «Символика города»

2

неделя

 «Мой город – моя малая Родина»

Задачи: расширять представления о  своей малой Родине –   о городе Урай; дать первоначальные  представления об истории возникновения  города,  воспитывать  патриотические чувства.

Рассматривание фотографий «Урай – город нефтяной»

Выставка рисунков «С Днем рождения, мой любимый город!»

Работа с картой округа: нахождение местоположения родного поселка на картах района и округа.

Папка

«Урай  - город нефтяной»

Презентация «Наш город»

Консультация: «Воспитание любви к малой Родине»

Привлечение родителей к пополнению уголка краеведения.

Изготовление атрибутов к подвижным играм.

Оформление альбома «Города Югры – прошлое и настоящее».

3

неделя

«Моя Югра»

Задачи: дать представления детям о географическом положении Ханты-Мансийского округа,   климатических особенностях; дать элементарные представления об истории и сегодняшнем дне округа;  учить находить окружной центр – город  Ханты-Мансийск на карте; развивать познавательный  интерес;  обогащать словарь детей; воспитывать любовь               к родному краю.

 «Символика родного края»

Задачи: закрепить знание  герба и флага  Ханты-Мансийского округа; закреплять умение отвечать на вопросы полными ответами; воспитывать          нравственно-патриотические чувства; обогащать  словарь.

Раскрашивание «Герб Югры».

Задачи: продолжать учить соблюдать правила закрашивания (закрашивать в одном  направлении, доводя карандаш до контура).

Рассматривание карты округа.

Создание первой страницы энциклопедии

«Все мы жители Югры»: «Символика Югры»

Альбом «Моя Югра»

М/ф «Моя Россия – ХМАО – Югра»

4

неделя

«Коренные жители севера: ханты и манси»

Задачи: развивать познавательную активность и любознательность детей через ознакомление с жизнью народов ханты и манси; продолжать знакомить детей с бытом народов ханты и манси: основными занятиями, одеждой, жилищем, предметами обихода;  закреплять умение поддерживать беседу на определённую тему, отвечая на вопросы, рассказывая; познакомить детей с орнаментом ханты и манси; его элементами; учить детей объяснять значение некоторых слов; расширять представления о родном округе ХМАО-Югре; воспитывать уважение к коренным народам Севера.

Создание второй страницы энциклопедии

«Все мы жители Югры»:

«Коренные жители севера»

Презентация «Наш край – Югра»

5

неделя

 Экскурсия в городскую детскую библиотеку «Урай. Колесо истории»

Задачи: расширять представления о  своей малой Родине –   о городе Урай; дать первоначальные  представления об истории возникновения  города,  воспитывать  патриотические чувства.

Создание третьей страниц ы энциклопедии «Все мы жители Югры»

Совместная целевая экскурсия в библиотеку.

Октябрь

Тема: «Растительный мир»

1

неделя

«Природа Югры»

Задачи: воспитывать у детей гражданственность, интерес,  бережное и созидательное отношение к природе   родного края; развивать способность чувствовать  красоту природы и эмоционально откликаться на неѐ.

Викторина «Зеленый лес»

Создание четвертой страницы энциклопедии

«Все мы жители Югры» :  «Природа Югры»

«Азбука краеведения»

Презентация «Наш край – Югра»

Детско – родительский конкурс среди воспитанников ДОУ

«Необычное из обычного»

2

неделя

«Что на севере растет?»

Задачи: уточнять и расширять знания детей о растительном  мире Севера; познакомить детей с «Красной книгой Югры»; воспитывать бережное отношение к природе;  развивать познавательный интерес к объектам         окружающего нас мира; формировать убеждение,  что красота природы бесценна, поэтому её надо охранять.

Рисование и раскрашивание «Птицы», «Ягоды»

Создание пятой страницы энциклопедии

«Все мы жители Югры»: «Дары нашего края» (грибы, ягоды, орехи).

Папка «Животный и растительный мир Югры»

«Презентация «Наш край – Югра»

3

неделя

 «Как сохранить природу Югры?»

Задача: формировать осознанное отношение к природе ХМАО и экологическим проблемам родного края.

Чтение сказки «Птичка – невеличка»

Задача: продолжать знакомить детей устным творчеством народа манси; продолжать учить отвечать полными ответами на вопроса по содержанию сказки; предложить детям дать оценку поступку главного героя.

Викторина «Грибная пора»

Папка «Животный и растительный мир Югры»

«Презентация «Наш край – Югра»

4

неделя

Просмотр презентации

«Одежда коренных народов севера»

Задачи:  учить узнавать и называть одежду коренных народов  севера ханты и манси; воспитывать любознательность,  уважение к традициям коренных народов Севера,   интерес к культуре народов ханты и манси.

Раскрашивание «Национальный костюм ханты и манси.

Чтение сказки «Женщина - лисица»

Задача: продолжать знакомить детей устным творчеством народа манси; продолжать учить отвечать полными ответами на вопроса по содержанию сказки; предложить детям дать оценку поступку главного героя.

Создание шестой страницы энциклопедии

«Все мы жители Югры» : «Игры и одежда народов нашего края»

Презентация «Откуда северное сияние пришло»

Ноябрь

1

 неделя

«Национальный костюм народов севера»

Задачи: познакомить с некоторыми видами орнамента,  которыми аборигены Севера украшали свою одежду,  обувь, предметы быта; обогащать словарь детей по  теме; упражнять в образовании притяжательных  прилагательных (щучьи, заячьи...); воспитывать  осознанное отношение к культуре коренных народов  Западной Сибири.

Выставка рисунков на тему:

«Национальный костюм                народов севера».

Фотоколлаж

«Национальный костюм народов севера».

Презентация «Откуда северное сияние пришло»

Консультация «О любви к родному краю»

2

 неделя

«Быт хантов и манси»

Задачи: познакомить детей с укладом жизни коренного  населения Ханты – Мансийского АО; дать понятие о  хантыйской семье, семейных традициях; воспитывать  интерес к самобытной традиционной культуре ханты и   манси. Рисование: «Украшение      хантыйской утвари орнаментом»

Создание седьмой страницы  энциклопедии

«Все мы жители Югры» : «Быт ханты и манси»

Презентация «Национальные праздники народов ханты и манси»

Консультация

«Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников»

3

неделя

Конструирование из бумаги 

«Чум оленевода»

Задачи: совершенствовать умение работать с бумагой; учить  создавать объемную фигуру из бумаги; воспитывать   желание доводить начатое дело до конца; развивать   мелкую моторику, глазомер.

Презентация «Наш край – Югра»

4

неделя

Чтение сказки «Айога»

Задачи: учить детей давать оценку поступкам героев; стимулировать умение сопереживать героям сказки; учить детей  импровизировать при выстраивании своей роли;   воспитывать артистические качества.

Мансийские сказки для детей дошкольного возраста.

5

неделя

Чтение сказки «Как ворон и сова друг друга покрасили»

Задача: продолжать знакомить детей устным творчеством народа манси; продолжать учить отвечать полными ответами на вопроса по содержанию сказки; предложить детям дать оценку поступку главного героя

Рассматривание иллюстраций в энциклопедии «Птицы Югры»

Декабрь

День рождения Югры

1

неделя

Конкурс рисунков «Северное сияние» «С днем рождения, Югра».

Чтение сказки «Хочу, не хочу»

  • Задача: продолжать знакомить детей устным творчеством народа манси; продолжать учить отвечать полными ответами на вопроса по содержанию сказки; предложить детям дать оценку поступку главного героя.

2

неделя

Викторина «Животные Югры»

Чтение сказки «Гордый олень»

Задача: продолжать знакомить детей устным творчеством народа манси; продолжать учить отвечать полными ответами на вопроса по содержанию сказки; предложить детям дать оценку поступку главного героя.

Просмотр м/ф «Храбрый олененок Айхо»

Создание восьмой страницы энциклопедии

«Все мы жители Югры» на тему «Животные края».

3

неделя

Викторина «Птицы Югры»

Чтение сказки «Дятел»

Задача: продолжать знакомить детей устным творчеством народа манси; продолжать учить отвечать полными ответами на вопроса по содержанию сказки; предложить детям дать оценку поступку главного героя.

Создание девятой страницы энциклопедии

«Все мы жители Югры»:  «Птицы Югры»

Презентация «Наш край – Югра»

4

неделя

Чтение сказки «Как был наказан медведь»

Задача: продолжать знакомить детей устным творчеством народа манси; продолжать учить отвечать полными ответами на вопроса по содержанию сказки; предложить детям дать оценку поступку главного героя.

Январь

2

неделя

Литературная гостиная

 «Люблю тебя, мой край родной!».

Задачи: познакомить детей со стихами югорских поэтов  о  родном крае; учить видеть через поэтическое слово красоту родного края; воспитывать гражданско –  патриотические чувства.

Сборник стихов народов севера

3

неделя

«Города Югры»

Задачи: расширять знания детей о нашем округе; познакомить с достопримечательностями разных городов; воспитывать  любовь к родному краю; расширять кругозор детей.

Рисование 

«Улица, на которой я живу»

Задачи: учить передавать в рисунке несложный сюжет; учить использовать полученные ранее знания в собственном  творчестве.

Создание десятой  страницы энциклопедии

«Все мы жители Югры»:

«Достопримечательности             края»

Презентация «Города Югры»

Консультация «Познакомьте ребенка с достопримечательностями города»

Создание седьмой страницы энциклопедии

«Все мы жители Югры» на тему «Все профессии нужны, все профессии важны»

4

неделя

«Средства передвижения народов ханты и манси»

Задачи: познакомить детей со средствами передвижения коренных народов севера.

Рассматривание картинок на  тему: средства передвижения народов севера.

Презентация «Загадки о средствах передвижения

Д/ф «В гости к хантам»

5

неделя

 «Народные промыслы: Оленеводство, рыболовство»

Знакомство с праздником оленевода

Задачи: познакомить детей с народными промыслами; расширять знания детей о жизни народов Югры; познакомить детей с традициями и обычаями хантов и манси.

Чтение сказки «Лучший охотник на побережье»

Задача: продолжать знакомить детей устным творчеством народа манси; продолжать учить отвечать полными ответами на вопросы по содержанию сказки; предложить детям дать оценку поступку главного героя.

Рассматривание иллюстраций в альбоме «Народные промыслы народов севера»

Февраль

1

неделя

«Декоративно – прикладное искусство народов Югры»

Задачи: познакомить с декоративно – прикладным искусством народов Севера (Вышивка, бисероплетение, резьба по кости и т.д.); дать детям представление о культурных и духовных традициях людей, издавна живущих на  этой земле; подвести детей к пониманию единения               человека с природой; воспитывать  осознанное отношение к культуре коренных народов Западной  Сибири.

Раскрашивание «Национальный костюм»

Задачи: развивать познавательный интерес к окружающему  миру; воспитывать любовь и уважение к своему краю,  к коренным жителям округа, расширить знания детей; развивать творческие способности.

Рассматривание иллюстраций в альбоме «Орнаменты на одежде»

Открытки «Декоративно – прикладное искусство народов Югры»

Привлечение родителей к пополнению уголка краеведения:

создание альбома «Красная книга Югры»;

подготовка к оформлению

альбома: «Птицы ХМАО-Югры»

(сбор фотографий и иллюстраций)

2

неделя

Вечер загадок: «Загадки северного края»

Задачи: познакомить с загадками народов ханты и манси; формировать эмоциональное отношение к  произведениям фольклорного жанра жителей ХМАО;  формировать устойчивый интерес к устному творчеству  коренных жителей; воспитывать осознанное отношение к культуре коренных народов.

Экскурсия в детскую библиотеку «Путешествие по Югре»

Хантыйские загадки.

3

неделя

«Подвижные игры народов севера»: «Солнце», «Ловля олений», «Куропатки и охотник».

Задачи: формирование у детей привычек здорового образа  жизни; развивать интерес к играм коренных наров округа; развивать ловкость, координацию движений,  выносливость; воспитывать доброжелательность, желание помочь товарищу.

4

неделя

Чтение сказки «Лепешки»

Задача: продолжить знакомство с творчеством коренного народа  округа; воспитывать усидчивость и умение слушать  чтение произведения взрослым.

«Сказки народов севера»

Март

1

неделя

Вечер фольклора.

Чтение сказки «Кукушка».

Задачи: продолжать знакомить детей  творчеством  народа манси; продолжать учить отвечать полными  ответами на вопроса по содержанию сказки;  предложить детям дать оценку поступку главного   героя.

 Рисование по сказке.

     

2

неделя

Чтение мансийской сказки

 «Зайчик».

Задачи: продолжать знакомить детей  творчеством  народа манси; продолжать учить отвечать полными  ответами на вопроса по содержанию сказки;  предложить детям дать оценку поступку главного   героя.

Рисование по сказке.

Загадки и диких животных.

Сказки народов севера.

3

неделя

 Чтение Северных сказок  «Олень и морской бычок» 

   Рисование по сказке

Задача: продолжить знакомство с творчеством коренного народа  округа; воспитывать усидчивость и умение слушать  чтение произведения взрослым.

4

неделя

 «Рыбы нашего края»

Конструирование  «Щука» (оригами)

Создание одиннадцатой  страницы энциклопедии

«Все мы жители Югры»:  «Рыбы нашего края»

Апрель

1

неделя

Экскурсия в детскую библиотеку Национальный праздник «Вороний день».

Национальный обряд «Дерево желаний».  

Дети по очереди подходят к дереву, привязывают к веточке яркую ленточку, произнося при этом своё желание.

Задача: продолжить знакомство с традициями коренных жителей Югры

Чтение сказки «Ворон»

Задачи: продолжать знакомить детей устным творчеством  народа манси; продолжать учить отвечать полными  ответами на вопроса по содержанию сказки;  предложить детям дать оценку поступку главного   героя.

Просмотр м/ф  «Ворон и сова»

Презентация «Национальные праздники народов севера»

2

неделя

Чтение сказки «Лисица, птичка и ворон» (ненецкая сказка)

Рисование по сказке

Задача: продолжить знакомство с творчеством коренного народа  округа; воспитывать усидчивость и умение слушать  чтение произведения взрослым.

3

неделя

«Международный день земли, воды и воздуха»

Презентация

«Международный день земли, воды и воздуха»

4

неделя

Викторина «Таежная аптека»

Май

1

неделя

«Взрослым и детям нужен мир на планете»

Задачи: познакомить детей со знаменитыми земляками,  участниками Великой Отечественной войны;  воспитывать уважение к их труду и подвигам, желание   быть на них похожими.

Рассматривание иллюстраций в альбоме «Великая Отечественная война»

2

неделя

Экскурсия с возложением цветов к Вечному огню

Задача: донести до детей мысль, что спустя много лет люди  помнят о событиях грозной войны, чтят память  погибших.

Обобщающе – аналитический этап

3

неделя

Викторина «Мой родной край - Югра»

месяц

Сказки народов ханты и манси

семья

Сентябрь

Знакомство с проектом

Октябрь

«Почему у сороки длинный хвост»

Ноябрь

«Медведь и бурундук»

Декабрь

«Отчего у зайца длинные уши»

Январь

«Мышка»

Февраль

«Как медведь хвост потерял»

Март

«Лиса и гуси»

Апрель

«Как еврежка и медведь норами менялись»

Май

«Почему звери друг от друга отличаются»

Список литературы:

  1.  Лашкова Л.Л,Ушакова П.П., Якоб С.А. Парциальная программ формирования ценностного отношения к природе и культуре ХМАО – Югры у детей старшего дошкольного возраста Наследие Югры: на пути к истокам»
  2. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2014;
  3. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду: старшая группа. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2014
  4. Соломенникова О. А. Ознакомление с природой в детском саду: старшая      группа – МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2014
  5. Казакова Т. Г. Занятия с дошкольниками по изобразительной деятельности: книга для воспитателей детского сада и родителей – 2-е издание, дораб. – М.: Просвещение:Учеб. Лит. 1996
  6. Кравченко И. В., Долгова Т. Л. Прогулки в детском саду. Старшая группы. Методическое пособие под ред. Киселевой Г. М., Пономаревой Л. И. – М.: ТЦ Сфера,2009
  7. Дудников Н.Ф. «Мой дом Север», 1996 7.Журнал «Стерх», № 1, 1993
  1. Маханева М.Д. «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников», 2009
  2. Природа Югры. Азбука первоклассника, 2008 10.Сборник стихов «Не бойся пурги», 1981
  1. Сикорская Г.П., Кушникова Г.И. «Экологическое сафари по Югорскому краю», 2003
  2. Сикорская Г.П., Кушникова Г.И. «Экологическая экспедиция на воздушном шаре в заповедные места Югры», 2004
  3. Сказки народов Севера, составитель Самойлова Е.Н. 1995 14.Снегирев Г.Я. «Тунгус и верный», 1985

15.Царенко Т.М. «Сказка северной тайги», 2010 16.Царенко Т.М. «Путешествие в страну нефти», 2002

17.Царенко Т.М. «В некотором царстве, в некотором государстве», 1996 18.Бочарников В.А. «Под северным солнышком», 1980



Предварительный просмотр:


Актуальность проекта

Одним из требований деятельности дошкольного образовательного учреждения, в свете новых ФГОС, является  работа не только с детьми, но и с родителями, как с непосредственными  участниками воспитательного и образовательного процесса.

К моменту выпуска из детского сада ребенку необходимо достигнуть определенного уровня речевой активности, овладеть словарем и грамматическим строем речи, что определяет готовность к переходу от диалогической речи к связному высказыванию. Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения ими связной речью, способностью строить развернутые ответы на сложные вопросы школьной программы, последовательно и полно, аргументировано и логично излагать свои собственные суждения, воспроизводить содержание учебных текстов в устной и письменной речи.

Проблема взаимодействия с семьей особенно актуальна, так как большинство родителей в современной, особенно, в которой молодые родители, мало уделяют внимание общению с детьми,  стремятся  только  улучшить свое материальное благополучие, и воспитание ребенка перекладывают на дошкольное учреждение.

Именно по этой причине мы обратились к проблеме  создания единого коррекционно-образовательного  пространства на основе взаимопонимания и доверия,  с семьями  детей, имеющих нарушения речи.

В своей работе мы используем как традиционные методы работы по устранению речевых нарушений,  так и  методы  эффективных технологий, которые способствуют  формированию активной родительской позиции, и  меняют существующую практику работы с семьей.

Одной из инновационных форм работы с семьей является проектная деятельность, которая была разработана нашими коллегами и опробирована на базе нашего детского сада. Мы считаем, что данная форма работы поможет активизировать эмоциональный, воспитательный, реабилитационный потенциал семьи и включить ее как полноправного партнера в коррекционно-образовательный процесс и эффект от коррекционно-педагогического  воздействия  усилится.

 В начале учебного года на родительском собрании мы познакомили родителей с результатами обследования связной речи детей. Выяснилось, что многие родители не  владеют знаниями, которые помогают развивать речь детей, и им необходима наша помощь.  Для того чтобы решить эту  задачу и оптимизировать коррекционную работу с детьми, нами было  предложено приступить к реализации разработанного нами проекта по развитию связной речи детей.

 Цель проекта 

Исходя из вышеизложенного, нами была определена цель проекта: на основе партнерства, равенства, равнозначности и взаимной дополняемости с семьей, развивать речевые способности детей, путем стимулирования их интереса самостоятельно мыслить, использовать различные источники информации,  добывать и применять  знания на практике.

Продукт проекта

Продуктом проекта будут являться:

  • публичные выступления
  • оформление альбомов
  • выставки
  • выставки опорного материала для рассказывания
  • просмотр видеоматериала
  • электронные презентации
  • игры-драматизации
  • театрализация
  • открытая непрерывно-образовательная деятельность
  • итоговые мероприятия

Задачи проекта

В рамках проекта данной проблемы намечены следующие задачи:

  • Изучить и проанализировать специальную литературу по  проблеме развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста;
  • Повысить эффективность коррекционной работы учителя-логопеда, воспитателей по подготовке детей к школе через сотрудничество с родителями;
  • Заинтересовать и привлечь родителей в качестве равноправных участников реализации творческого проекта, а также заинтересовать  родителей в результатах коррекционно-воспитательной работы с детьми;
  • Развивать коммуникативные способности детей: активизировать и обогащать словарный запас дошкольников, развивать связную речь.

Поставленные задачи последовательно решаются в ходе проекта.

Участники проекта

Участниками проекта являются дети старшей логопедической группы,  их родители, а также педагоги дошкольного учреждения.

Вид проекта

Данный проект  является долгосрочным, творческим, групповым 

Срок реализации

Рассчитан на один  год обучения: сентябрь 2023 года  по май 2024 года.

Взаимосвязь областей

Содержание проекта охватывает следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития детей (образовательные области):

  • Социально – коммуникативное;
  • Познавательное;
  • Речевое;
  • Художественно – эстетическое

Ожидаемые результаты

В завершении проекта ожидаются следующие результаты:

Ребенок:

  • Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми;
  • достаточно хорошо владеет устной речью;
  • может выражать свои мысли и желания;
  • может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения.

У родителей сформируется:

  • осознание своей роли в процессе развития ребенка, а именно в  познавательном развитии и развитии связной речи.

Использован  метод:

  • исследовательский
  • репродуктивный

В основу работы над проектом легли технологии:

  • развивающего обучения
  • игровые
  • компьютерные

Этапы реализации проекта:

Проект состоит из трех этапов:

Содержание

Время проведения

Участники

I. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ (диагностический, формирующий)

1.

В начале года  на родительском собрании мы представляем родителям  результаты диагностики детей по развитию связной речи, рассказываем, почему так важно заботиться и своевременно формировать речь детей, предлагаем  участвовать в проекте, который поможет  раскрыть речевые и познавательные возможности  детей. Родители охотно поддержали  нашу идею.  

Сентябрь 2023 г.

Учитель-логопед, воспитатели, родители

II. ОСНОВНОЙ (творческий)

1.

Родители выбирают лексическую тему для составления рассказа,  получают рекомендации от педагогов  по подготовке к рассказыванию.

Октябрь 2023г. - апрель 2024 г.

Учитель-логопед, воспитатели, родители

2.

Дома родители с ребенком накапливают необходимый материал для составления рассказа: читают и рассматривают энциклопедии, книги,  смотрят документальные фильмы по теме, получают необходимую информацию из интернета,   беседуют с ребенком,  проводят исследования, наблюдения и т.д.

Родители, дети

3.

Когда рассказ готов, учитель-логопед прослушивает рассказ ребенка, дает необходимые рекомендации.

Учитель-логопед, дети

4.

Затем следует сам рассказ ребенка. Ребенок с удовольствием рассказывает  детям, все, что узнал нового дома! С каким интересом слушают его дети!  А мы добиваемся главного – ребенок свободно, понятно для всех выражает свои мысли, его речь развивается!

Ребенок, дети группы, учитель-логопед, воспитатели

III. заключительный (итоговый)

1.

Подведение итогов проделанной работы в рамках проекта

Май 2023 г.

Учитель-логопед, воспитатели, дети

2.

Открытое итоговое мероприятие

Дети группы, учитель-логопед, воспитатели, родители

3.

Соотнесение ожидаемых  и реальных результатов

Дети группы, учитель-логопед, воспитатели, родители

4

Обобщение результатов на родительском собрании

Учитель – логопед, воспитатели, родители

5.

Представление опыта работы на педагогическом совете

Учитель – логопед, воспитатели

Нами был разработан перспективный план взаимодействия участников проекта по развитию связной речи для детей подготовительной  группы

 (Таблица №1) 

Перспективный план

Месяц

Лексическая тема

Рассказ ребенка

Используемый материал

Октябрь

«Овощи. Огород»

Рассказ «Мой огород»

Фотографии, корзинка с овощами. Загадки.

«Сад. Фрукты»

Театрализация     В.Сутеев  «Мешок яблок», рисование по сказке

Настольный театр.

«Грибы. Ягоды»

Театрализация «Под грибом»

Электронная презентация по теме, загадки, четверостишья.

«Одежда»

Рассказ «Гардероб для куклы»

Куклы Ванесса и Кен и их одежда.

Ноябрь

«Обувь»

Рассказ «На обувной фабрике»

Картинки  обувной фабрики, картинки обуви: сандалии, туфли, тапочки, валенки, сапоги резиновые и т.д

«Игрушки»

Рассказ «Моя любимая игрушка»

Любимые  игрушки  ребенка.

«Посуда»

Театрализация  К.И. Чуковского «Федорино горе»

Иллюстрации к тексту в электронном исполнении.

«Зима»

Рассказ «Идет красавица Зима»

Стихи. Иллюстрации. Аудиозапись Чайковский «Времена года. Зима»

Декабрь

«Зимующие птицы»

Рассказ: «У кормушки»

Набор пластмассовых зимующих птиц, кормушка.

«Я живу в ХМАО»

Рассказ «Мой любимый город Урай»

Электронная презентация

«Домашние животные зимой»

Рассказ «На ферме»

Макет скотного двора, набор пластмассовых фигурок животных.

«Дикие животные зимой»

Театрализация сказки «Заюшкина избушка»

Ширма, куклы би-ба-бо.

«Новый год»

Рассказ «В гостях у Деда Мороза»

Видеозапись, фотографии  с праздника.

Январь

«Мебель. Части мебели»

Рассказ «Моя комната»

Игрушечная  мебель, макет комнаты, предметы (фен, вазочка с цветами, постель и т.д.)

«Грузовой и пассажирский транспорт»

Рассказ «Виды транспорта»

Альбом с наклейками по теме

«Профессии на транспорте»

Рассказ «Мой папа - спасатель»

Спецодежда, фотографии.

Февраль

«Детский сад. Профессии. Трудовые действия»

Рассказ «Мой детский сад»

Альбом «Наш детский сад»

«Профессии. Швея»

Рассказ «Моя мама - швея».

Детская швейная машина, ткани, нитки, иголки, ножницы, альбом с фотографиями.

«Стройка. Профессии. Трудовые действия »

Рассказ «На стройке»

Картинки по теме

«Наша Армия»

Рассказ «Я играю в армию»

Фигурки солдатиков, орудий, военной техники.

Март

«Мамин праздник»

Стихотворение «Говорил нерожденный малыш…»

Серия сюжетных картинок по сказке

«Весна»

Рассказ «Красавица Весна»

Электронная презентация

«Перелетные птицы»

Рассказ «Грачи прелетели»

Электронная презентация

«Комнатные растения»

Рассказ «Комнатные растения»

Альбом с фотографиями

«Речные, озерные и аквариумные рыбы»

Рассказ «На морском дне»

Иллюстрации.

Апрель

«Наш город»

Рассказ «Мой любимый  город  Урай»

Электронная презентация.

Книга с фотографиями о городе Урай

«Космос»

Рассказ о космосе

Книга о космосе, иллюстрации, плакаты, поделки летательных аппаратов

«Почта»

Рассказ «Экскурсия на почту»

Конверт, бандероль, телеграмма,  извещение, журналы и газеты.

«Правила дорожного движения»

Рассказ «Юный пешеход»

Плакат ПДД,  презентация по ПДД

Результаты совместной творческой деятельности детей и родителей

На протяжении этого учебного  года в ходе реализации проекта родители готовят опорный материал для рассказов. Этот материал мы используем не только в коммуникативной области, но и в игровой, и в познавательно-исследовательской  деятельности, в воспитании нравственно-эстетических качеств у детей и т. д.

Хочется отметить семью  ---------т.к. у ребенка возник интерес к нескольким лексическим темам и мама поддерживает этот интерес, помогает ребенку в подготовке к выступлению.  _____ выступает перед детьми не только в своей группе, но и в группе №4 «Светлячок» (фото размещены на сайте группы №4)

Ярким и запоминающимся было выступление   -------и его мамы перед детьми группы. Выступление было настолько интересным, нам захотелось, чтобы его посмотрели еще и родители на праздничном утреннике, посвященном 8 марта. По инициативе  --------в апреле  у нас запланирована экскурсия на почту.

 Новой интересной формой выступления стало использование лепбуков. Лепбук является одним из современных средств обучения, т.к. он отвечает требованиям ФГОС: он информативен, полифункционален, вариативен, обеспечивает познавательную, исследовательскую, игровую и творческую активность всех детей. Его можно использовать в совместной деятельности взрослого с ребенком и самостоятельной деятельности детей.  В форме лепбука были представлены темы: «Профессии», «Наша армия», готовится лэпбук по теме «Весна»

Таблица №2

Методическое пособие

Авторы

Альбом на тему «Профессии на транспорте»

Демонстрационный материал на тему «Речные, озерные и аквариумные рыбы»

Демонстрационный материал на тему «Мебель»

Альбом  по теме «Комнатные растения»

Альбом по теме: «Профессии. Швея»

Альбом по теме «Профессии на транспорте»

Альбом по теме «Наш город»

Электронная презентация по теме «Весна»

Электронная презентация по теме «Космос»  

Выставка военной техники по теме «Наша армия»

Выступление по теме «Мамин праздник»

Электронная презентация по теме  «Перелетные птицы»

Электронная презентация «Грузовой и пассажирский транспорт»

Экскурсия на почту

Дидактический материал, электронная презентация по правилам дорожного движения

Лепбук по теме «Профессии»

Лепбук по теме «Наша армия»

Лепбук по теме «Весна»

Заключение

Таким образом, творческий  проект внесет свой вклад к достижению воспитанниками на этапе завершения дошкольного периода следующих целевых ориентиров: дети достаточно хорошо овладеют устной речью, смогут выражать свои мысли и желания, выстраивать речевые высказывания в ситуации общения. Родители  овладевают  новыми знаниями в воспитании дошкольника.  

Предварительные результаты реализации проекта доказывают, что если активизировать эмоциональный, воспитательный, реабилитационный потенциал семьи и включить ее как полноправного партнера в коррекционно-образовательный процесс, эффект от коррекционно-педагогического  воздействия  усилится.

Литература

  1. Буланова О.Е. Продуктивная совместная деятельность специалистов с семьей как фактор психологической и социальной реабилитации проблемного ребенка. Дисс. …канд. пед. наук. М., 1999.
  2. Дошкольная педагогика №2/февраль/ 2014 М.В.Сущенко, И.В.Лаврова, Т.П. Яхонтава. Семинар – практикум для родителей по развитию связной речи и познавательных способностей детей.
  3. Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ. М., 2008.
  4. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи.
  5. Помощь родителям в воспитании детей: Пер. с англ. / Общая ред. И предисл. В.Я. Пилиповского. М., 1992.
  6. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: Практическое пособие. М., 2004.