Методические материалы по организации исследовательской деятельности детей раннего возраста
Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста через детское экспериментирование
Актуальность темы
Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно – исследовательской деятельности, которая в естественной форме проявляется в виде детского экспериментирования, ребенок с одной стороны расширяет представления о мире, с другой – начинает овладевать основополагающими культурными формами упорядочения опыта: причинно – следственными, родо–видовыми, пространственными и временными отношениями, позволяющими связать отдельные представления в целостную картину мира.
Развитие познавательной активности у детей вопрос актуальный на сегодняшний день. Доказывая это, можно опереться на слова Н. Н. Поддъякова: «Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченности их интеллектуальных впечатлений, интересов». Поэтому следует пересмотреть подход к организации обучения по разделу «Ознакомление с окружающим».
Необходимо включить малышей в осмысленную деятельность, в процессе которой они смогли бы обнаруживать все новые и новые свойства предметов.
Между двумя видами: игрой и экспериментированием нет противоречий. Игра — вид деятельности, мотив которой заключается не в результатах, а в самом процессе, а через экспериментирование с предметами ребенок ставит определенные цели и добивается конкретных результатов. Разграничивать игру и детское экспериментирование не стоит, они дополняют друг друга.
При формировании основ естественно — научных и экологических понятий экспериментирование рассматривают как метод, близкий к идеальному. Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.
Основная особенность детского экспериментирования заключается в том, что ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно – исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта.
Экспериментирование, как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания окружающего мира.
Цель и задачи проведения работы по ознакомлению детей раннего возраста с окружающим миром через детское экспериментирование
Цель моей работы — развитие познавательной сферы детей через включение в процесс экспериментирования
Для достижения цели мною были поставлены следующие задачи:
1. Углублять представления о живой и неживой природе.
2. Способствовать к участию детей в исследованиях и обобщению результатов опытов.
3. Формировать представления о свойствах и качествах предметного мира
Практическое содержание разделов
Проанализировав требования «Программы воспитания и обучения в детском саду» (под ред. М. А. Васильевой), изучив практические и теоретические сведения о детской экспериментаторской деятельности, научно-методическую литературу на эту тему, мною были намечены пути практического осуществления будущей работы.
Основным методом в деятельности по экспериментированию у детей раннего возраста, я выбрала проведение элементарных опытов. Их элементарность заключается, во-первых, в характере решаемых задач: они неизвестны только детям. Во-вторых, в процессе этих опытов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения. В-третьих, в такой работе используется обычное бытовое и игровое оборудование (одноразовая посуда, целлофановые пакеты и т.д.). Опыты я использовала для установления детьми причин тех или иных явлений, связей и отношений между предметами и явлениями.
Согласно методическим рекомендациям по проведению опытов с детьми раннего возраста, опыт – наблюдение, проводимое в специально организованных условиях. Оно предполагает активное воздействие на предмет или явление, их преобразование в соответствии с поставленной задачей. В этом преобразовании дети принимают активное участие. Опыт используется как способ решения познавательной задачи. Задача выдвигается воспитателем. Она должна быть очень ясно и четко сформулирована. Решение познавательной задачи требует специального поиска: анализа, соотнесения известных и неизвестных данных.
Опыт может проходить как длительное сравнительное или как кратковременное наблюдение.
Если задача решается в процессе кратковременного наблюдения, обсуждение результатов опыта проводится сразу: анализируются условия протекания опыта, сравниваются результаты, делаются выводы. В ходе опыта длительного характера воспитатель поддерживает интерес детей к наблюдению происходящих изменений, возвращает их к осознанию того, зачем был поставлен опыт.
Заключительным моментом опыта является формулирование выводов на основе полученных результатов. К самостоятельному формулированию выводов детей побуждает воспитатель.
В группах раннего возраста опыты используют для ознакомления детей со свойствами неживой природы.
Опыты можно проводить как отдельный вид деятельности, так и как игра или часть занятия. Так же опытнической деятельностью можно заниматься в процессе режимных моментов и использовать на прогулке как часть наблюдения.
Количество проводимых опытов может варьироваться от одного в неделю до двух в месяц на усмотрение воспитателя и с учетом индивидуальных особенностей детей.
Длительность проведения опытов четко не регламентируется. Это зависит от формы организации опыта, но не более 10 минут за один этап.
Опыты могут проводиться как с подгруппой детей, так и с 2-3 малышами. Проводить опыты с целой группой не рекомендуется, т.к. при этом невозможно задействовать всех детей и результат проводимого опыта снижается.
Содержание работы.
Изучив методическую литературу по данному вопросу, я приступила к работе.
На первом этапе мною был составлен тематический план опытнической деятельности с учетом возрастных особенностей детей и с постепенным усложнением познавательных задач (Приложение 1).
Также проводилась работа по созданию предметно — развивающей среды в группе: оборудование для проведения опытов и экспериментов (Приложение 2).
Согласно тематическому плану был разработан цикл занятий (Приложение 3) и картотека опытов (Приложение 4).
Составлено перспективное и календарное планирование исследовательской деятельности детей.
Проведено обследование уровня познавательной сферы детей используя диагностику Стребелевой Е.А. "Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста" (Приложение 5). Обследование детей проводилось в два этап: начало и конец года. Оформила результаты.
Подвела итоги работы.
Тема: «Вода»
Свою работу я начала с экспериментов с водой, согласно тематическому плану. С помощью предметно - манипулятивной деятельности и в режимных моментах дети убедились в том, что водой можно умываться, опускать в нее и вылавливать различные предметы; что вода может литься, а может брызгать; что предметы станут чище, если помыть их водой; что вода не имеет вкуса.
На занятиях дети получили представления о том, что вода жидкая, поэтому может разливаться из сосуда (ознакомление с окружающим «Напоим кукол»); что вода не имеет цвета, но ее можно покрасить (рисование «Разноцветная водичка»); что вода может быть теплой и холодной (ознакомление с окружающим «Кукла замаралась»).
С помощью дидактических игр «Чистые ручки» и «Помощники» дети узнавали о том, что руки и предметы станут чище, если их помыть водой.
Совместно с детьми мы провели опыты с целью получить представления о том, что вода прозрачная; что прозрачная вода может стать мутной; что некоторые вещества в воде растворяются; что некоторые вещества, растворяясь, могут передавать воде свой вкус; что вода может превращаться в лед, что лед может превращаться в воду.
Наблюдая на прогулке, дети получили элементарные представление о процессе испарения и процессе конденсации воды. А при проведении развлечения «У куклы Кати день рождения» дети убедились в том, что влажные салфетки высыхают быстрее на солнце, чем в тени.
Тема: «Песок»
Знакомясь с данной темой, проводились различные эксперименты с песком. На занятии по ознакомлению с окружающим «Испечем угощение» дети пробовали слепить «угощение» из сухого и мокрого песка руками и с помощью формочек. В конце занятия мы с детьми подвели итог – мокрый песок принимает любую нужную форму.
С помощью дидактической игры «Следы», дети убедились, что на мокром песке остаются следы и отпечатки.
А при проведении опыта с песком детям было предложено пропустить через ситечко мокрый песок, а затем сухой – малыши пришли к выводу, что сухой песок может сыпаться. Помимо этого мы с детьми проводили наблюдения в природе на прогулке, где было выявлено, что песок – это множество песчинок
Тема: «Воздух»
С помощью предметно - манипулятивной деятельности и в режимных моментах дети получали представления о том, что воздух легче воды.
При проведении дидактической игры «Поймаем воздух» дети «ловили» воздух в полиэтиленовые пакеты и убедились в том, что воздух не виден, но он есть. В игре «Буря в стакане» малыши дули через соломинку в стакан с водой и увидели, что вода вымещает воздух. Играя в игру «Мой веселый звонкий мяч» дети узнали, что мячик прыгает высоко, потому что в нём много воздуха.
На занятии по ознакомлению с окружающим «Лодочка плыви», дети убедились, что предметы могут передвигаться при помощи воздуха. А на прогулке, наблюдая за травой и листвой, нами было выявлено, что ветер – это движение воздуха.
Так же мы провели несколько опытов. В одном из них дети опускали перевернутый прозрачный стакан в таз с водой и видели, что воздух не пропускает воду.
Тема: «Камни»
На занятиях по ознакомлению с окружающим «Легкий - тяжелый» и «Какой формы камень?», дети получили представления о том, что камни бывают тяжелые и легкие, и что камни имеют различную форму.
Опытническим путем дети выяснили, что камни тонут в воде, потому что они тяжелые. Для этого в таз с водой малыши опускали поролоновые рыбки, перышки, бумажные кораблики и камни.
Когда дети сравнивали два камня взятых с улицы и с батареи (зимой), то пришли к выводу, что камни могут быть холодными и теплыми. А когда сжимали в руках камень и комок ваты – что камни твердые.
Тема: «Бумага»
При помощи опытов дети узнали, что бумага легкая: ее можно сдуть с ладони, и она не тонет в воде в отличие от камней; что бумага может быть тонкой и толстой и она может рваться: салфетку очень легко смять и порвать в отличие от плотного картона.
Заключение.
Использование элементарных опытов и исследований в работе с детьми раннего возраста помогли сделать деятельность детей при ознакомлении с окружающей действительностью более интересной и разнообразной.
Исследовательская деятельность, которую я старалась включить в разные виды деятельности, способствовала приобретению более содержательных сведений о предметах ближайшего окружения и жизни людей.
Исследуя окружающую действительность, дети стали стремиться выйти за пределы непосредственного окружения.
Интенсивное развитие детского экспериментирования во всех его видах и формах — является необходимым условием успешного становления личности дошкольника, развитию познавательного интереса, воспитанию потребности к целостному восприятию окружающего мира.
Подводя итоги нервно-психического развития детей в конце учебного года, мы отметили, что дети стали более любознательными, расширился их словарный запас, восприимчивость к явлениям и объектам окружающего мира, начальное представление о физических свойствах жидких и твердых телах. Все это явилось предпосылками для восприятия естественно - научных представлений.
Таким образом, систематическая, специально организованная работа по ознакомлению детей раннего возраста с окружающим миром через детское экспериментирование позволила качественно изменить уровень знаний детей об окружающей действительности и явлениях природы.
Приложение 1.
Перспективный план опытнической и экспериментаторской деятельности детей раннего возраста.
ТЕМА: ВОДА
1.«Помоем ручки», «Умоем куклу», «Плавают кораблики», «Поймай ручки».
Цель: Учить детей манипулировать с водой . Дать представление о том , что водой можно умываться, опускать в неё руки и вылавливать различные предметы. Воспитывать культурно-гигиенические навыки и желание играть сообща. ( Форма организации – предметно - манипулятивная деятельность, режимные моменты).
2.«Водичка-водичка»
Цель: Дать детям представление о том, что вода может литься, может брызгать. (форма организации – режимные моменты).
3.«Напоим куклу чаем»
Цель: Дать детям представление о том, что вода жидкая, поэтому может разливаться из сосуда. (форма организации — часть занятий).
4.«Чистые ручки»
Цель: Дать детям представление о том, что руки станут чище, если их помыть водой. (форма организации игра).
5.«Помощники»
Цель: Дать детям представление о том, что предметы станут чище, если их помыть водой. (форма организации- режимные моменты).
6.«Найди рыбку»
Цель: Дать детям представление о том, что вода прозрачная. (Форма организации- опыт).
7.«Прятки»
Цель: Дать детям представление о том, что вода прозрачная, но может стать мутной.(форма организации опыт).
8.«Разноцветная водичка»
Цель: Дать детям представление о том, что вода не имеет цвета, но её можно покрасить. (форма организации часть занятия).
9.«Будем пить»
Цель: Дать детям представление о том, что вода имеет вкуса. (форма организации- режимные моменты).
10.«Что получится»
Цель: Дать детям представление о том , что некоторые вещества в воде растворяются. (форма организации опыт).
11.«Вкусная водичка»
Цель: Дать детям представление о том, что некоторые вещества в воде растворяясь, могут передавать воде свой вкус. (форма организации - опыт).
12.«Заморозили»
Цель: Дать детям представление о том, что вода может превращаться в лёд. (форма организации опыт).
13.«Разогреем»
Цель: Дать детям представление о том, что лёд может превратиться в воду. (форма организации опыт).
14.«Теплая, холодная»
Цель: Дать детям представление о том, что вода может быть теплой и холодной.(форма организации - часть занятия).
15.«Куда делась вода?»
Цель: Дать детям представление о том, что вода может испаряться. (форма организации – опыт).
16.«Откуда берётся вода?»
Цель: Познакомить детей с процессом конденсации. (форма организации — опыт).
17.«Высушим»
Цель: Дать детям представление о том , что влажные салфетки высыхают быстрее на солнце, чем в тени. (форма организации – часть развлечения).
ТЕМА: ПЕСОК
1.«Песочек»
Цель: Дать детям представление о том, что песок бывает сухой и мокрый.(форма организации игра).
2.«Посыпалки»
Цель: Дать детям представление о том, что сухой песок может сыпаться. (форма организации опыт).
3.«Испечём угощение»
Цель: Дать детям представление о том , что мокрый песок принимает любую нужную форму. (форма организации – часть занятия)
4.«Следы»
Цель: Дать детям представление о том , что на мокром песке остаются следы и отпечатки. (форма организации – игра).
5.«Песчинки»
Цель: Дать детям представления о том , песок – это множество песчинок. (форма организации – наблюдение на прогулке).
ТЕМА:ВОЗДУХ
1.«Поймаем воздух»
Цель: Дать детям представление о том, что воздух не виден. (форма организации — игра).
2.«Наберём воздух в стакан»
Цель: Дать представление детям о том , что воздух не пропускает воду. (форма организации – опыт).
3.«Выпустим воздух из стакана»
Цель: Дать представление детям о том, что вода может выместить воздух. (форма организации – опыт)
4.«Буря в стакане»
Цель: Дать детям представление о том , что воздух легче воды. (форма организации –игра).
5.«Утопим игрушку»
Цель: Дать представление детям о том , что воздух легче воды. (форма организации – режимные моменты).
6.«Мой весёлый звонкий мяч»
Цель: Дать детям представление о том, что мячик прыгает высоко, потому что в нём много воздуха. (форма организации – игра)
7.«Лодочка плыви»
Цель: Дать детям представление о том, что предметы могут передвигаться при помощи воздуха. (форма организации — часть занятия).
8.«Сделаем ветерок»
Цель: Дать представление детям о том, что ветер – это движение воздуха. (форма организации – наблюдение на прогулке).
ТЕМА: КАМНИ:
1.«Помоем камешки»
Цель: Дать детям представление о том ,что камни тонут в воде, потому что они тяжёлые. (форма организации- опыт).
2.«Тёплые - холодные»
Цель: Дать детям представление о том, что камни могут быть холодными и тёплыми.(форма организации — опыт).
3.«Лёгкий – тяжёлый»
Цель: Дать детям представление о том, что камни могут быть лёгкие и тяжёлые.(форма организации – часть занятия)
4.«Какой формы камень?»
Цель: Дать детям представление о том, что камни имеют разную форму. (форма организации – часть занятия).
5.«Твёрдый - мягкий»
Цель: Дать детям представление о том, что камни твёрдые. (форма организации -опыт).
ТЕМА: БУМАГА
1.«Бумажные листочки»
Цель: Дать детям представление о том, что бумага лёгкая. (форма организации – опыт).
2.«Тонкая - толстая»
Цель: Дать детям представление о том, что бумага может быть тонкой и толстой.(форма организации — опыт).
3.«Порвём бумагу»
Цель: Дать детям представление о том, что бумага может рваться. (форма организации – опыт).
4.«Кораблик»
Цель: Дать детям представление о том, что бумага не тонет в воде. (форма организации — опыт).
Приложение 2
Создание развивающей среды с целью развития детского экспериментирования в группе:
Уголок экспериментирования для самостоятельной свободной деятельности и индивидуальных занятий, содержанием которого являются:
1. Разнообразные сосуды из различных материалов разного объема и формы;
2. Природный материал, собранный совместно с детьми (камешки, глина, песок, ракушки, перья, шишки и т.д.);
3. Бросовый материал (ткани, деревянные, пластмассовые и железные предметы и др.);
4. Разные виды бумаги, пластилин;
5. Красители пищевые и не пищевые;
6. Приборы – помощники (увеличительные стекла, весы, магниты и др.);
7. Медицинские материалы (пипетки, колбы, мерные ложки и стаканчики и т.д.);
8. Прочие материалы (различные крупы, мука, соль, сахар, сито).
9. Детские фартуки;
10. Полотенца, тряпочки, щетка и совок;
11. Схемы проведения опытов.
Перспективный план занятий на год по следующим разделам:
1. Свойства воды;
2. Воздух и его свойства;
3. Твердое тело: камень; песок
4. Свойства бумаги
Приложение 3
Конспекты занятий по сенсорному развитию детей с использованием
игр-экспериментов
Занятие 1
Программное содержание: Познакомить детей со свойствами песка: песок – это множество песчинок; песок бывает сухой и мокрый; мокрый песок принимает любую нужную форму.
Воспитывать культурно-гигиенические навыки, любознательность и желание играть сообща.
Вызвать положительные эмоции.
Оборудование: Фартуки для воспитателя и детей, несколько емкостей с сухим песком, лейки с водой, формочки для песка, лист бумаги.
Словарная работа: песок, мокрый, сухой, грязные
Предварительная работа: игры с песком на прогулке; рассматривание сюжетных картин на тему: «Дети гуляют»; д/игры: «Больше - меньше», «Собери в корзинку»; наблюдения в природе
Методические приемы: вопросы к детям, рассказ воспитателя, эксперимент с песком, практическая деятельность детей.
Ход занятия
Ребята, Незнайка приглашает нас в гости , в свою лабораторию. Пойдём? и Да. Давайте все наденем фартуки, и Незнайка покажет нам много нового и интересного. Дети одеваются и проходят.
1. Ребята, что у меня в стаканчике? (воспитатель насыпает горкой песок разной величины). Песок. Правильно. Я возьму белый лист бумаги и насыплю на него немного песчинок. Посмотрите, какие они мелкие. Каждую из них хорошо видно на листе бумаги. А чтобы получилась большая горка песка сколько нужно песчинок? Много. (ответы детей). А в песочнице сколько песчинок? Много . Песок состоит из множества песчинок .
Вывод: Песок состоится из множества песчинок.
2. Ребята, давайте потрогаем песок. Какой песок? Сухой. Суньте руки в песок, а затем вытащите руки. Руки у нас чистые или грязные? Ответы детей. Чистые. А теперь давайте проведём эксперимент с песком. Дети поливают песок водой. Что произошло с песком? Песок стал мокрым. Ребята, суньте руки в песок. Достаньте руки. Какие у вас стали руки? Руки мокрые, грязные. Почему руки мокрые? Ответы детей – Потому что мы полили песок водой. Песок бывает сухой , но если песок полить водой он становится мокрым. Наше путешествие по лаборатории Незнайки продолжается. Перед вами стоят два тазика- один с сухим песком , другой с мокрым песком. Сейчас мы будем делать пирожки с помощью формочек.
Пробуем лепить из сухого песка пирожки. Получается? Нет. А почему? Песок сухой, с него не получается лепить. (Ответы детей). А теперь пробуем лепить с мокрого песка. Получается? Да. Почему? Песок мокрый. (Ответы детей).
Вывод: Из мокрого песка можно лепить , а из сухого нельзя.
Занятие 2
Программное содержание: Познакомить детей с камнями и их свойствами: дать представление о том, что камни тяжелые и легкие; твердые; могут быть холодными и теплыми.
Продолжать учить детей группировать предметы по цвету.
Воспитывать желание помогать близким.
Вызвать положительные эмоции.
Оборудование: Фартуки; большие и маленькие камни; разноцветные мелкие камешки из аквариума и соответствующие по цвету ведерки; чудесный мешочек; поролон.
Словарная работа: легкий, тяжелый, теплый, холодный, мягкий, твердый
Предварительная работа: рассматривание камней на прогулке; д/игры: «Собери в корзинку», «Чудесный мешочек»; «Какого цвета?»
Методические приемы: вопросы к детям, рассказ воспитателя, эксперимент с камнями, практическая деятельность детей
Ход занятия
Ребята, к нам в гости пришёл Незнайка. Незнайка приглашает нас снова провести опыты, одевайте фартуки. Дети одевают халаты и проходят к столу. На столе лежат камни разного размера (большие и меленькие).
Ребята, посмотрите, что это? Камни. Возьмите их в руки, рассмотрите камни. Какие камни тяжёлые или лёгкие? Ответы детей. А теперь давайте определим тяжёлые камни или лёгкие Ответы детей. Ребята камни бывают тяжёлые и легкие.
А теперь поиграем с камнями. У меня есть два мешочка, в них мы положим камни. Один мешочек мы положим на окно, а другой мешочек положим на батарею.
Проводится пальчиковая гимнастика.
Ребята, а теперь давайте потрогаем камни из мешочков. Какие камни в этом мешочке, холодные или теплые. Ответы детей. Дети трогают камни и отвечают на вопросы воспитателя. Ребята, а теперь давайте попробуем сжать камни, камни сжимаются. Нет. А у меня есть вата. Давайте попробуем сжать вату. Вата сжимается? Да. Вата сжимается потому что она мягкая, а камни твёрдые они не могут сжиматься. Ребята, посмотрите, камни у нас разного цвета. А какого цвета камни? Жёлтые, зелёные, красные и сини. Ответы детей. Давайте разложим камни по цвету. Дети раскладывают камни по цвету. Молодцы ребята, вы хорошо справлялись с заданиями.
Занятие 3
Программное содержание: Познакомить детей со свойствами воды: вода может быть прозрачной, мутной; со свойствами бумаги: бумага бывает толстой, тонкой, рвется, мнется.
Дать представление о том, что воздух невидим.
Развивать познавательные интересы, воображение, внимание, мышление.
Обогащать словарь.
Вызвать положительные эмоции настроя.
Оборудование: телефон, фартуки, очки, колпак, бегемотики, стакан с водой, стакан с мукой, ложки, миска стеклянная, полиэтиленовые пакетики, бумага толстая и тонкая.
Словарная работа: прозрачная, мутная, легкая, толстая
Предварительная работа: рассматривание разных сортов бумаги; д/игра: «Спрячь игрушку»; дыхательное упражнение «Бабочки»
Методические приемы: вопросы к детям, рассказ воспитателя, показ, практическая деятельность детей
Ход занятия
Позвонил телефон, звонит Незнайка. Он снова приглашает нас к себе в гости, в лабораторию. Давайте снова оденем фартуки. Дети одевают фартуки. Ребята ,посмотрите, что стоит у меня на столе. На столе стоит стакан с водой. А вода в стакане прозрачная? Ответы детей. А давайте поиграем с вами в игру, добавим в стакан с водой ложку муки и размешаем. Какая стала вода? Ответы детей. Мутная, грязная, не прозрачная. А почему? Мы добавили в воду муку. Ребята , посмотрите, у меня есть маленькие шарики, давайте положим один в прозрачную воду, а другой положим в мутную воду. В какой воде видно шарик? Ответы детей. Теперь ребята мы знаем, что вода бывает прозрачной и мутной.
Ребята, а ещё мы не видим воздух, который у нас в комнате. Воздух есть везде. Чтобы его увидеть, его нужно поймать. Сейчас мы с вами попробуем поймать воздух. Воспитатель раздаёт всем пакетики. Воспитатель показывает детям как ловить воздух. Дети повторяют. Потрогайте пакет. Что в нём? Воздух. Пакет полон воздуха и похож на подушку. Дашенька, что в пакете? Теперь я выпущу воздух из пакета. Почему пакет стал тоненьким? Ответы детей.
Молодцы ребята, теперь мы знаем, что воздух не видим, но он есть везде.
Ребята, а теперь мы будем играть с бумагой. Каждый возьмёт в руки бумагу и положит её на ладошку. Дыхательная игра «Подуй». Поиграли, а теперь проведём опыт с бумагой.
Возьмите в руки лист бумаги. Потрогайте бумагу руками, какая бумага? Бумага тонкая или толстая? Ответы детей.
А теперь давайте попробуем смять бумагу, покажите, что получилось. Бумага смялась. Попробуйте бумагу порвать. Порвалась, почему? Бумага тонкая. Правильно бумага тонкая, она рвётся.
Тоже самое проделать с толстой бумагой.
Вывод: Тонкая бумага рвётся, а толстая нет. Тонкая бумага мнётся, а толстая не мнётся.
Приложение 4
Картотека опытов
Эксперименты с водой
Опыт 1 «Что получится?»
Цель: Дать представление о том, что некоторые вещества в воде растворяются.
Оборудование: Два стакана с водой, немного песка и сахара.
Ход: Воспитатель предлагает посмотреть детям что получится, если в стакан с водой положить ложку песка и размешать. Затем демонстрирует это. Размешанный в стакане с водой песок сделал воду непрозрачной, мутной. Но через некоторое время опустился на дно стакана, а вода снова стала чистой. Далее воспитатель тоже самое проделывает с сахаром, обращая внимание детей на то, что сахар не замутнил воду и не опустился на дно, а исчез. Что же произошло? Сахар растворился в воде, а песок – нет.
Вывод: Некоторые вещества в воде растворяются, а некоторые – нет.
Опыт 2 «Тёплый» или «Холодный»
Цель: закреплять понятие «тёплый» или «холодный».
Оборудование:.
Необходимы игрушки двух видов, по две – три штуки каждого, желательно резиновые или пластиковые (например: утята, рыбки, кораблики, дельфины и небольшие мячики – красные, синие, желтые, белые).
Ход: Воспитатель наполняет одну ёмкость теплой водой, другую холодной. Говорит детям: « Утята любят купаться в холодной воде, а рыбки в теплой. Давай их искупаем». Малыш опускает утят в ёмкость с холодной водой, а рыбок в теплую воду. Тем самым мы учим ребенка не только свойствам предметов,
но и учим определять разницу холодное – теплое.
Опыт 3 « Что как плавает?»
Цель: Знакомство детей со свойствами материалов.
Оборудование:
Для игры нужен набор предметов из разных материалов. Пластмассовый кораблик, резиновая уточка, металлическая ложечка, камешек, бумажная лодочка, скорлупка ореха, лоскуток ткани, фигурка из пенопласта, деревянная палочка и т.д.
Ход: Воспитатель предлагает ребенку постепенно опускать все предметы в воду: « Какой красивый кораблик! Он готов отправиться в путешествие, в плавание. Отпусти его в воду, пусть плывет. Как много у нас предметов давай их тоже от-
пустим, они хотят плавать». Во время игры воспитатель просит малыша называть предметы, опускаемые в воду. Комментировать действия предметов (тонет, плывет, мокнет).
Опыт 4 "Сказка о том, как радуга в озере купалась"
Цель: знакомство со свойствами воды.
Ход: Воспитатель показывает детям картинку с изображением радуги
и рассказывает : "Летом после дождя на небо вышла яркая радуга. Она посмотрела вниз на землю и увидела там большое гладкое озеро. Радуга поглядела в него, как в зеркало, и подумала: «Какая же я красивая!» Потом она решила искупаться в тёплом озере. Словно огромная разноцветная лента, радуга упала в озеро. Вода в озере сразу окрасилась в разные цвета: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый. Давайте посмотрим что же получится с водой, если ее раскрасить цветами радуги. Дети берут баночки с гуашью и
кисточки и "красят воду".
Опыт 5 "Кто живёт в воде?"
Цель: Знакомимся с водяными человечками
Ход: Водяные человечки
Целый день плескались в речке.
А потом залезли в тазик
Искупаться ещё разик.
В песочнице живут песочные человечки, а в воде) обитают водяные человечки. С водяными человечками тоже очень интересно играть. Они могут быть такими, как на картинке. Но можно и самим придумать водяных человечков и нарисовать их в альбоме.
Опыт 5 « Капитаны»
Цель: активизация мышц губ, формирование умения чередовать длительный, плавный, сильный выдохи.
Оборудование(см. опыт 3)
Ход: Воспитатель наполняет ёмкость водой, пускает в неё бумажный кораблик. Ребенок садиться на стульчик рядом. Взрослый предлагает малышу прокатиться на кораблике от одного до другого берега. Показывает, что берега обозначены полосками разного цвета. Объясняет, что, для того чтобы кораблик двигался, нужно дуть на него. Можно дуть просто, вытягивая губы трубочкой, не надувая щеки. Показывает, как это делать. Обращает внимание ребенка на звук, который при этом получается: «Ф». Малыш повторяет. « Но вот налетел ветер, он
дует не ровно. Вот так!»- взрослый дует на кораблик отрывисто, не ровно: « П-П-П». Обращает внимание малыша на то, какой звук слышится теперь – « П.». Предлагает попробовать подуть также и пригнать кораблик к другому берегу. Игра
повторяется несколько раз. Воспитатель следит за тем, чтобы ребенок не надувал щёки, не дул очень сильно.
Опыт 6 "Времена года"
Цель: Учимся определять температуру воды в чашках, и какому времени года она соответствует. Вводим понятие “холодный - теплый”
Ход: Зимушка-Зима пришла, в речках и озёрах воду заморозила. Вода превратилась в лёд. Вслед за Зимой Весна красна прилетела, лёд растопила, водичку немножко согрела. Можно кораблики пускать. Лето жаркое настало, и сделалась водичка тёплая-претёплая. Можно купаться, плескаться. А потом прохладная Осень к нам в гости пожаловала. И вода в речках, в озёрах и в лужицах стала холодная. Скоро Зима опять пожалует. Так и приходят к нам в гости по очереди: за Зимой — Весна, за Весной — Лето, за Летом — Осень, за Осенью — снова Зима. Возьмите две широких чашки. В одну налейте холодной воды, в другую — тёплой. Холодная вода — это «зима», тёплая — «лето». Пусть малыш потрогает ручкой воду. «Где холодная водичка? Где у нас „зима”? Вот в этой чашечке. Где тёплая водичка? Где у нас „лето”? Вот здесь». Затем возьмите четыре чашки или небольших тазика. В одну чашку положите маленький кусочек льда («зима»), в другую налейте чуть тёплой воды («весна»), в третью — тёплой, но не горячей воды («лето»), в четвёртую — холодной воды («осень»). Учите малыша определять, какая вода в чашках и какому
времени года она соответствует.
Опыт 7 "Почему кораблики не плывут?"
Цель: Учим ребенка делать ветер (дуть воздухом)
Ход: Стоят кораблики в синем море и никак не могут поплыть. Стали капитаны Солнышко просить: «Солнышко! Помоги нашим корабликам поплыть!» Солнышко им отвечает: «Я могу воду в море нагреть!» Нагрело Солнышко воду, стала вода
тёплая, а кораблики всё равно не плывут. Наступила ночь. Появились на небе Звёзды. Стали капитаны их просить: «Звёздочки! Помогите нашим корабликам поплыть!» Звёзды им отвечают: «Мы вам можем дорогу указать, куда плыть нужно!» Обиделись капитаны: «Куда плыть мы и сами знаем, только не можем с места сдвинуться!» Вдруг подул Ветер. Капитаны стали и его просить: «Ветерок! Помоги нашим корабликам отправиться в путь!» «Это очень просто!» — сказал Ветер и стал дуть на кораблики. И кораблики поплыли.
В тазик опустите лёгкие пластмассовые или бумажные кораблики. Покажите малышу, что сами они плыть не могут. Попросите ребёнка подуть на кораблики так, чтобы они поплыли.
Опыт 8 "Мыльные пузыри"
Цель: Учимся делать и надувать мыльные пузыри
Ход: Водичка не любит нерях и грязнуль,
Кипит и ругается: «Буль-буль-буль-буль!»
Но если мы вымоем руки и лица,
Водичка довольна и больше не злится.
Намыльте ребенку руки так, чтобы получилась пышная густая пена. Затем разъедините ладони так, чтобы между ними образовалась тоненькая прозрачная мыльная плёнка. Подуйте на неё — у вас получится мыльный пузырь. Пусть ребёнок подует на мыльную плёночку в ваших ладонях. Помогите ему сделать свой мыльный пузырь. Для выдувания мыльных пузырей можно использовать рамочки различной формы, колечки разных размеров. Можно взять маленькую
пластмассовую бутылочку из-под лимонада или сока, отрезать у неё донышко, отвинтить пробку, сделать в ковшике мыльный раствор и таким образом пускать мыльные пузыри.
Опыт 9 "Кто разбудил китёнка?"
Цель: Учимся дуть в соломинку и делать мыльную пену
Ход: Ветер дует-задувает,
Волны в море поднимает,
Море синее бурлит,
Недоволен папа-кит:
«Ну на что это похоже!
Мой китёнок спать не может!
Ветер очень громко воет —
Не даёт нам всем покоя!»
Соглашается китиха:
«Надо, чтобы стало тихо!
Ветер, ветер, не гуди,
Нашу крошку не буди!»
Возьмите соломинку для коктейля, опустите её в воду и попросите ребёнка подуть в соломинку так, чтобы вода забурлила. А если приготовить в ковшике мыльный раствор и подуть в трубочку, начнёт образовываться пена и из ковшика вырастет пышная мыльная «борода».
Опыт10 "Попади в колечко"
Цель: Учимся ловкости
Ход: Рыбки в море-океане
Весело резвятся.
Наша детка будет в ванне
Вечером купаться.
Мы возьмём с собой игрушки,
Чтоб не скучно было,
Рыбки, уточки, лягушки
Вымоются с мылом.
Возьмите кольцо диаметром примерно 30 см, которое будет держаться на воде. Оно может быть из пенопласта, пластмассы, можно вырезать из плотной бумаги или картона (ширина обода кольца 4—5 см). Также вам понадобится маленький резиновый мячик. Предложите малышу, толкая мячик (шарик) ручкой по воде, завести его в кольцо.
Опыт 11 "О том, как вода гулять отправилась"
Цель: Учимся манипулировать предметами при переливании воды из
одной емкости в другую.
Ход: Налили водичку в тазик и забыли про неё. Через некоторое время водичка заскучала: «Вот сижу я тут и ничего не вижу, а вокруг, наверное, столько интересного!» Хотела она из тазика вылезти, да не получилось — ручек и ножек у воды нет. Хотела кого-нибудь позвать, но голос у водички в тазике тихий — никто
её не услышал. А потом пришла тетя и подумала: «Зачем это здесь вода стоит?» Взяла и вылила её в раковину. Полилась водичка по трубам и попала в большую реку, в которой было много другой воды. И потекла наша водичка вместе с большой рекой по городу, мимо красивых домов и зелёных садов. «Как красиво, как чудесно! —думала водичка. — А сидела бы я в своём тазике и всей этой красоты не увидела бы!»
Возьмите поролоновую или другую впитывающую губку, резиновую грушу и пластмассовый шприц (без иглы). Налейте воду в небольшой тазик, приготовьте несколько пустых ёмкостей (чашек, мисок и т. п.). Попросите ребёнка опустить губку в воду и покажите, как нужно отжать её в чашку. Потом наберите воду резиновой грушей и перелейте её в другую ёмкость. То же самое проделайте и со шприцом.
Опыт 12 "Рыбалка"
Цель: Учимся вылавливать игрушки из воды сачком
Ход:— Рыболов, какую рыбку
Ты поймал нам на обед?
Отвечает он с улыбкой:
— Это вовсе не секрет!
Я сумел поймать пока
Два дырявых башмака!
Налейте в тазик воды и дайте малышу сачок для ловли аквариумных рыбок, небольшое ситечко с ручкой или игрушечный дуршлаг. В воду бросьте несколько мелких игрушек. Они могут плавать на поверхности или же лежать на дне. Предложите малышу выловить сачком эти игрушки. Можно попросить его выло-
вить какие-нибудь конкретные игрушки: «Поймай синий шарик, поймай красную рыбку» и т. д.
Опыт 13 "Водопад"
Цель: Учимся лить воду через воронки и по желобкам
Ход: Льётся водичка с большой высоты,
Брызги летят на траву и цветы.
Детки вокруг оживлённо галдят,
Громче ребяток шумит водопад.
А теперь попробуйте поиграть с воронками и желобками. Желобки можно сделать из тонкого пластика, из картона или плотной бумаги. Картонные желобки можно изогнуть в виде лесенки — каскадом. Возьмите пустой тазик и большую чашку (ковшик) с водой. Опустив в тазик желобок и придерживая его рукой, лейте на него воду из чашки. Предложите ребёнку проделать это самостоятельно. Наклон желобка можно изменять. Пусть он попробует наливать воду в тазик через воронки. Потом объедините эти два предмета: лейте воду на желобки через воронки.
Опыт14 « Поймай льдинку»
Цель: развитие координации движений, знакомство со свойствами воды.
Ход: Воспитатель опускает в ёмкость с водой 5–10 небольших льдинок и говорит ребенку: « Смотри, смотри, что происходит. Льдинки были большими, а становятся маленькими. Давай их спасать!» Малыш сачком или черпачком достаёт, из воды
льдинки покрупней, и складывает их в отдельную посуду. После того как все льдинки будут извлечены, воспитатель спрашивает: « Куда делись остальные льдинки? Что с ними стало? – Они растаяли, превратились в воду».
Опыт 15« Достань ракушку»
Цель: развитие внимания координации движений.
Ход: На дно емкости с водой взрослый выкладывает несколько камешков, ракушек. Затем предлагает ребенку найти «клад». Для этого он выбирает очень красивый камень или ракушку, разглядывает их вместе с малышом. Затем камешек или ра-
кушка опускаются на дно (глубину не больше 15-20 см), ребенок должен попытаться достать его, отыскав нужный предмет среди других камней и ракушек. Водный слой обычно затрудняет процесс доставания, поэтому взрослый
может немного помочь малышу.
Эксперименты с песком
Опыт 16 « Найди шарик».
Цели: знакомство с качеством предметов – размером, формой.
Ход: Воспитатель закапывает в песок небольшой шарик и просит малыша найти его. Сначала можно закапывать шарик на глазах малыша, потом так, чтобы он не мог видеть действия взрослого. Постепенно усложняя задачу, воспитатель прячет два предмета, например шарик и кубик, затем просит найти один из них. Можно закапывать предметы одной формы, но разной величины.
Опыт 17 "Матрёшки"
Цель: Выкладываем на песке контуры предметов и геометрических фигур из камешков и других природных материалов (шишки, желуди)
Ход: У хорошеньких матрёшек
Сарафанчики в горошек,
Бусы разноцветные,
Издали приметные.
Для того чтобы сделать бусы для матрёшки, вам понадобятся мелкие камешки (жёлуди, шишки и т. п.). Нарисуйте на песке кружок и попросите ребёнка выложить камешки по его контуру. Это и будут «бусы для матрёшки». Таким же способом можно изобразить и саму матрёшку: нарисовать её контур на песке и
выложить камешками. Можно знакомить малыша с геометрическими фигурами, вы-
кладывая камешки по контуру треугольника, квадрата, прямоугольника, круга, овала, трапеции, ромба.
Опыт 18 "Козлик"
Цель: Строим высокие и низкие горы из песка.
Ход: Строим горы из песка,
Над горами облака.
Скачет козлик по горам:
Тут и там, тут и там!
Горы бывают высокие и низкие. Козлик прыгает с горки на горку, стучат его копытца: «тут и там, тут и там». Сначала насыпьте совочком песок в большое и маленькое ведёрко, а затем высыпьте его так, чтобы получились «высокая гора» и «низкая гора». Можно делать горки разной высоты с помощью формочек и ба-
ночек. Затем возьмите «козлика». Это может быть пластмассовая игрушка, камешек или шишка. Пусть ребёнок переносит «козлика» с «высокой горки» на «низкую» и наоборот в соответствии с вашими командами. Главное для малыша в этой игре — научиться определять, какие горки высокие, а какие низкие.
Опыт 19 "Речка и ручеёк"
Цель: Строим широкие и узкие канавки в песке.
Ход: Вот большая река —
Широка, глубока,
А вот малый ручеёк —
Не широк, не глубок.
Большим, широким совочком выкопайте в песке «реку». Маленьким, более узким совочком — «ручеёк». Можно налить в них воды. Если у вас есть игрушечные кораблики (лодочки) разного размера, попросите малыша большой кораблик пустить в «реку», а маленький — в «ручеёк». А лучше всего вместе с ребёнком сделать несколько корабликов (больших и маленьких) из бумаги или коры дерева. Можно также использовать «подручные средства», например щепочки разной длины.
Опыт 20 "Мышонок"
Цель: Прячем ладошки в песок, а потом находим.
Ход: Ночь на дворе,
Мышонок в норе.
Норка в песке,
Дверь на замке.
Ночь позади.
Мышонок, выходи!
«Ночь на дворе, мышонок в норе» — малыш засовывает ладошку поглубже в песок. «Норка в песке, дверь на замке» — потихоньку счищайте песок с его ладошки, стараясь не коснуться её («не потревожить мышонка»). Ладошка очищена от песка — «Ночь позади. Мышонок, выходи!» Отряхните с ладошки ребёнка остатки песка — «Вот он, мышонок!» Потом можно поменяться ролями: теперь пусть ваша ладонь находится в песке, а ребёнок пытается осторожно освободить её от песка.
Опыт 21 "Песочные часы"
Цель: Опыты с песком – “быстро-медленно”.
Ход: Знают часики у нас,
Что нам делать каждый час:
«Динь-динь-динь! Пора вставать!
Тик-тик-так! Пора гулять!
Ночь пришла. Бим-бом-бим-бом!
Спи скорее сладким сном!»
А бывают точные,
Часики песочные.
Вам понадобятся две воронки — большая и маленькая. Для наглядности можно попробовать наполнить сразу обе воронки и одновременно приподнять их — из одной песок уже высыпался, а из другой всё ещё сыплется. Пусть малыш попро-
бует самостоятельно провести опыты, позвольте ему вдоволь поиграть с воронками.
Опыт 22 "Тигр в клетке"
Цель: Учимся определять контур предметов и по контуру выставлять предметы (палочки, веточки)
Ход: У тигра страшные клыки
И когти очень велики,
Но не боятся тигра детки…
А потому что тигр в клетке!
Для того чтобы «посадить тигра в клетку», вам понадобятся веточки или тонкие палочки. Нарисуйте на песке контур клетки: прямоугольник, квадрат или круг. Предложите малышу по этому контуру втыкать в песок палочки (веточки). Так у вас получится «клетка для тигра». В неё можно посадить маленького игрушечного тигра или другого «хищника».
Опыт 23 "Поварёнок"
Цель: Учимся пользоваться формочками.
Ход: Ну-ка, повар, наш дружок,
Испеки нам пирожок!
Для мишки-топтыжки —
Медовые коврижки,
Для белочки-вертушки —
Сладкие ватрушки.
А для ребятишек —
Пончиков да пышек!
Предложите ребёнку вылепить из мокрого песка разную «выпечку»: овальные «пирожки», круглые «булочки», «рогалики» в виде полумесяца, «пышки» (лепим круглую «булочку», а посередине делаем вмятину). Пусть ребёнок угостит своей «выпечкой» кукол, игрушечных зверушек. Для этой игры можно использовать
формочки.
Опыт 24 "Железная дорога"
Цель: Развиваем абстрактное мышление. Учимся строить дороги, туннели, мостики
Ход: Удивляются верблюды:
Что за диво, что за чудо?
Мчится поезд по пескам —
Кто-то едет в гости к нам!
Это северный олень,
Белый мишка и тюлень.
День в пустыне очень жаркий —
Привезли они подарки:
Пять коробочек снежков
Да сосулек пять мешков,
Эскимо отличное,
Сладкое, клубничное,
Для маленьких тушканчиков —
Вафельных стаканчиков.
Предложите ребёнку построить в песочнице железную дорогу. Нарисуйте на песке две параллельные линии на небольшом расстоянии друг от друга («рельсы»). Попросите малыша «уложить шпалы», то есть небольшие щепочки, палочки или веточки примерно одинаковой длины положить друг за другом поперёк «рельсов». Можно покатать по железной дороге маленький лёгкий паровозик или машинку. Также из влажного песка можно сделать гору. В её основании совочком выкопайте туннель и проведите через него «железнодорожный путь». Выкопайте канавку, перекиньте через неё дощечку («мостик»), а по сторонам «железной дороги» воткните в песок веточки («деревья»).
Опыт 25 "Следы на песке"
Цель: Учимся узнавать отпечатки на песке (находить где чей контур)
с последующим обыгрыванием
Ход: Кто оставил на песочке
Эти разные следочки?
Может, это был зайчишка?
Может, котик пробегал?
Ну а, может, воробьишка
С мышкой польку танцевал?
Предложите малышу оставить на песке отпечаток своей ладошки. Желательно, чтобы песок был влажным, ровным. Возьмите разные предметы (например, формочки, игрушки, баночки) и прижмите их к песку, делая «оттиск». Посмотрите, что у вас получилось. Также можно палочкой обвести ладошку (формочку,игрушку) по контуру. Сначала сделайте это сами, потом возьмите ручку малыша в свою руку и обведите ладошку или предмет вместе. Этот контур можно дорисовать,превратив в забавную фигурку, выложить камешками или воткнуть по контуру
палочки.
Опыт 26 "Песочный праздник"
Цель: Закрепляем все навыки по работе с песком, которым научился
ребенок
Ход: Отмечает детвора
Праздник — день рожденья!
Лепим с самого утра
Песочное печенье,
Торт песочный для затей
Ярко украшаем
И в песочницу детей
В гости приглашаем.
Слепите из песка основу (круглую или квадратную), вокруг выложите камешки, листики, нарисуйте на ней узоры, воткните палочки («свечки»). Саму песочницу можно украсить цветами и веточками. Можно устроить соревнования: кто быстрее сделает «торт», у кого получится самый большой «торт».
Опыт 27 « Печем печенье»
Цель: знакомство со свойствами песка, развитие моторики, координации движений.
Ход: В одной ёмкости находится сухой песок, в другой влажный. Воспитатель показывает малышу красивые формочки разного фасона и предлагает испечь печенье. Ребенок пробует исполнить действия с сухим песком и влажным. Постепенно, в результате игры ребенок понимает, что из сухого песка нельзя
построить ничего, а влажного можно. При необходимости воспитатель оказывает помощь малышу или руководит его действиями словесно.
Опыт 28 "Песочные человечки" (рисуем пальчиками на песке)
Цель: развитие мелкой моторики рук; знакомство со свойствами песка.
Ход: Для того чтобы нарисовать на песке человечков, сначала разровняйте его ладонью. Нарисуйте человечка сами, потом возьмите пальчик ребенка и нарисуйте его пальчиком. После этого предложите малышу нарисовать человечка самостоятельно.
Впоследствии, собираясь идти играть в песочницу, можно сказать ребенку:
“Мы идем в гости к песочным человечкам” или ”Мы идем играть с песочными человечками”.
Смешные человечки
В песочнице живут
И без горячей печки
Куличики пекут.
“Мы пришли в гости к песочным человечкам и будем вместе с
ними играть. Давай нарисуем на песке самих песочных человечков. Вот они какие!”
Опыт 29 "Игрушки - потеряшки" (ищем игрушки в песке)
Цель: Развитие мелкой моторики рук, знакомство со свойствами песка.
Ход: Где ж у нас игрушки:
Куклы да зверюшки?
Зайка с мишкой на полу,
Кукла новая в углу,
Яркий мячик под столом,
А матрешки под окном!
Мы еще не наигрались,
А игрушки разбежались!
Наши игрушки, наверно, взяли песочные человечки, чтобы немножко поиграть. Давай найдем игрушки в песке.
Возьмите небольшие пластмассовые игрушки и спрячьте в песок так, чтобы ребенок их не видел. Предложите ему по очереди найти эти игрушки. Пусть малыш попробует на ощупь определить форму той игрушки, которую надо вытащить из песка. Например, предложите ему достать из песка куколку, а по том мишку (лошадку, зайчика и т. д.). Если ребёнок достал не то, что вы просили, спрячьте игрушку обратно в песок, и пусть малыш попробует ещё раз. Для начала можно облегчить задачу, попросив ребёнка просто найти все игрушки в песке.
Также в процессе игры можно изучать геометрические фигуры:
«Найди в песке шарик (кубик, колечко и т. д.)».
Опыт 30 "Маленький художник" (рисуем пальчиками на песке)
Цель: знакомство со свойствами песка.
Ход: На листочке из альбома
Я всегда рисую дома,
А на улице могу —
На песке и на снегу.
На снегу мы можем рисовать только зимой, зато на песке — и весной, и летом, и осенью. Для того чтобы было удобно рисовать на песке, надо его увлажнить. Можно взять с собой на прогулку бутылку с водой, а также прямоугольную дощечку или лопатку, чтобы разравнивать песок и стирать рисунки. Рисовать на песке лучше всего пальчиком, но можно и палочкой.
С помощью песочных рисунков ребёнку будет интереснее и легче запоминать геометрические фигуры. Например, из треугольника и квадрата (прямоугольника) получается домик, из кружка с лучиками — солнышко.
Опыт 31 «Следы»
Цель: Дать представление о том, что на мокром песке остаются следы и отпечатки.
Оборудование: Емкость с песком, кувшин с водой.
Ход: Воспитатель предлагает детям на сухом песке оставить отпечатки ладошек. Хорошо видны отпечатки? (Нет). Воспитатель смачивает песок, перемешивает его, ровняет. Предлагает на мокром песке оставить отпечатки ладошек. Теперь получается?(Да). Посмотрите, виден каждый пальчик. Теперь сделаем следы ножек. Что вы видите? Почему получились отпечатки ладошек и следы ног? (По тому что песок намочили).
Вывод: На мок ром песке остаются следы и отпечатки, а на сухом – нет.
Эксперименты с воздухом
Опыт 32: «Утопим игрушки»
Цель: Дать представление о том, что воздух легче воды.
Оборудование: Емкость с водой. Резиновые игрушки.
Ход: Воспитатель показывает детям резиновую игрушку. Затем несколько раз нажимает на нее, направляя выходящую из отверстия игрушки струю воздуха на ребенка так, чтобы он почувствовал это. Почему это происходит? (Потому что в игрушке есть воздух). Воспитатель предлагает детям опустить на дно таза с водой резиновую игрушку. Что происходит? (Игрушка всплывает). Это происходит потому, что в игрушке есть воздух, а воздух легче воды.
Вывод: Игрушки, заполненные воздухом, не тонут, потому что воздух легче воды.
Эксперименты с камнями
Опыт 33: «Легкий – тяжелый»
Цель: Дать представление о том, что камни бывают тяжелые и легкие.
Оборудование: Три камня резко контрастные по величине.
Ход: Воспитатель предлагает детям рассмотреть камни. Какие они? (Большие и маленькие). Затем воспитатель просит ребенка взять самый маленький камень. Малыш легко его поднимает. Воспитатель обращает внимание детей на то, что камень легкий. Далее воспитатель предлагает взять камень побольше. Ребенок поднимает камень, воспитатель обращает внимание на то, что камень тяжелый, его нелегко поднять. Затем ребенку предлагается поднять самый большой камень. Малыш не может выполнить задание. Почему? (Потому что камень очень тяжелый).
Вывод: Камни бывают тяжелые и легкие. Это зависит от их величины.
Эксперименты с бумагой
Опыт 34: «Бумажные листочки»
Цель: Дать представление о том, что бумага легкая.
Оборудование: Лист бумаги, емкость с водой.
Ход: Воспитатель показывает детям лист бумаги и предлагает определить тяжелый он или легкий. Затем предлагает проверить это. Воспитатель кладет лист бумаги на ладонь ребенку и предлагает подуть на него. Что произошло? (Листок слетел с ладони). Почему? (Потому что он легкий). Далее воспитатель опускает лист бумаги в емкость с водой. Что произошло? (Листок плавает). Почему бумага не утонула?(Потому что она легкая).
Вывод: Бумага легкая, ее можно сдуть и она не тонет в воде.
Приложение 6
Консультация для педагогов «Маленькими шагами в прекрасный мир!»
Ранний возраст – период активного экспериментирования ребенка с предметным миром. Все, что окружает малыша – вещи, принадлежащие взрослым, игрушки, животные, растения, вода, песок и многое другое – вызывает у него интерес. Он любит исследовать новые предметы, экспериментировать с разнообразными веществами и материалами: водой, песком, снегом, глиной, красками. Взрослые часто сомневаются в том, что маленькие дети при этом могут всерьез научиться «важным» вещам. Однако это не так. В процессе такого исследования развивается любознательность малыша, расширяются его представления об окружающем мире, ребенок приобретает богатый чувственный опыт, получает мощный импульс для развития интеллекта.
Важно помнить, что формирование интеллектуальной сферы ребёнка осуществляется не только при целенаправленном руководстве взрослых, но и в свободной, самостоятельной практической деятельности. В процессе свободного экспериментирования ребёнок получает новую, порой неожиданную для него информацию, устанавливает практические связи между собственными действиями и явлениями окружающего мира, совершает своего рода открытия. Экспериментирование стимулирует ребёнка к поискам новых действий и способствует развитию гибкости мышления. Самостоятельное экспериментирование даёт возможность ребёнку опробовать разные способы действия, снимая при этом страх ошибиться и скованность мышления готовыми схемами действия. Роль родителей в этом процессе заключается не в том, чтобы сразу же показать, как нужно делать правильно, а в том, чтобы стимулировать интерес малыша к предметам, побуждать к самостоятельному исследованию, поддерживать его любознательность.
Ярко выраженная любознательность ребенка является важнейшим показателем его успешного психического развития. Она проявляется в том, что малыш:
1. активно стремится к новым впечатлениям, любит наблюдать за окружающим;
2. быстро обнаруживает новое, стремится сразу же исследовать его;
3. с интересом включается в предложенные взрослым игры с водой, песком, экспериментирование с различными веществами;
4. подолгу с увлечением экспериментирует сам, подражая взрослому и изобретая новые действия;
5. радуется своим открытиям, стремится поделиться ими со взрослыми.Обязательно следует иметь в виду, что полноценное овладение ребенком предметной деятельностью происходит только в процессе общения со взрослыми.
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ
Возраст ребенка | Тема исследования | Цели и задачи | Игры и опыты |
1г.6м-2г.
|
1.Песок
2.Вода
3.Воздух
4.Камни
5.Бумага |
Знакомство со свойствами песка. Развитие моторики, координации движений.
Знакомство с водой. Воспитывать культурно - гигиенические навыки. Развитие координации движений.
Формирование умения делать длительный выдох.
Знакомство со свойствами камня (тяжелый).
Дать представление что бумага легкая. |
1.1.Печем печенье 1.2.Мышонок
2.1.Достань ракушку 2.2.Помоем ручки 2.3.Умоем куклу 2.4.Плавают кораблики 2.5.Водичка-водичка 2.6.Чистые ручки
3.1.Капитаны 3.2. Почему кораблики не плывут?
4.1.Утонул кораблик
5.1.Листопад |
2г.-2г.6м. |
1.Песок
2.Вода
3.Воздух
4.Камни
5.Воздух
|
Учить пользоваться формочками. Знакомство с качеством предмета. Закреплять навыки по работе с песком.
Знакомство со свойствами воды. Дать представление что вода прозрачная. Учить вылавливать игрушки из воды сачком. Учить разливать по чашкам.
Знакомство со свойствами воздуха. учить делать мыльные пузыри.
Дать понятие "тяжелый - легкий".
Дать представление что бумага рвется. |
1.1.Поваренок 1.2.Найди шарик 1.3.Игрушки-потеряшки
2.1.Сказка о том, как радуга в озере купалась 2.2.Рыбалка 2.3Поймай льдинку 2.4. Напоим куклу чаем 2.5.Помощники 2.6.Найди рыбку 2.7. Прятки
3.1.Лодочка плыви 3.2.Сделаем ветерок 3.3.Мыльные пузыри
4.1.Легкий - тяжелый
5.1.Порвем бумагу |
2г.6м.-3г. |
1.Песок
2.Вода
3.Воздух
4.Камни
5.Бумага |
Учить строить: высокие и низкие горы из песка; широкие и узкие канавки в песке. Дать представление о понятии "мокрый - сухой" песок.
Знакомство со свойствами материалов. Учить переливать воду из одной емкости в другую. Дать понятие "теплая - холодная". Учить "раскрашивать" воду. Дать представление что вода не имеет вкуса. Дать представление что вода на морозе замерзает, а в тепле лед тает.
Дать представление что воздух не виден. Учить дуть в соломинку и делать мыльную пену.
Дать понятие что камни тонут в воде.
Дать понятие что бумага не тонет. |
1.1.Козлик 1.2.Речка и ручеек 1.3.Песочный праздник 1.4.Следы 1.5.Посыпалки 1.6.Испечем угощенье
2.1.Что как плавает? 2.2.О том, как вода гулять отправилась 2.3. Теплая - холодная 2.4.Разноцветная водичка 2.5.Будем пить 2.6.Заморозили
3.1.Поймай воздух 3.2.Мой веселый звонкий мяч 3.3.Кто разбудил китенка?
4.1.Помоем камешки
5.1.Кораблик
|
3г.- 4г. |
1.Песок
2.Вода
3.Воздух
4.Камни
5.Бумага |
Учить рисовать пальчиками на песке. Знакомство с понятием "быстро - медленно". Учить узнавать отпечатки на песке. Учить выкладывать и определять контуры предметов. Развитие абстрактного мышления.
Дать представление о растворимых веществах (сахар). Закрепить понятие "теплый - холодный". Знакомство с обитателями воды. Учить определять температуру воды в чашках и соотносить ее с временем года. Учить ловкости. Учить лить воду через воронки по желобкам. Дать представление об испарении воды.
Дать представления о свойствах воздуха и воды.
Дать представление о разной форме камней. Дать понятие "твердый - мягкий".
Дать понятие "толстая - тонкая" |
1.1.Песочные человечки 1.2.Песочные часы 3.Следы на песке 1.4.Матрешки 1.5.Железная дорога 1.6.Маленький художник 1.7.Веселые друзья 1.8.Тигр в клетке
2.1.Что получится? 2.2."Теплый - холодный" 2.3.Кто живет в воде? 2.4.Времена года 2.5.Попади в колечко 2.6.Водопад 2.7.Куда делась вода? 2.8.Откуда берется вода? 2.9.Высушим
3.1.Наберем воздух в стакан 3.2.Выпустим воздух из стакана 3.3.Буря в стакане 3.4.Утопим игрушку
4.1.Какой формы камень? 4.2.Твердый - мягкий
5.1.Тонкая - толстая
|
Календарное планирование занятий (игр) по развитию
познавательной деятельности детей
Месяц |
1г.6м. - 2г. |
2г. - 2г.6м. |
2.6м. - 3г. |
3г. - 4г. |
Январь | "Водичка-водичка" | "Сказка о том, как радуга в озере купалась" | "Что как плавает?" "Заморозили" | "Что получится?" "Теплый - холодный" |
Февраль |
"Чистые ручки" |
"Рыбалка" | "О том, как вода гулять отправилась" | "Кто живет в воде?" "Откуда берется вода?" |
Март |
"Плавают кораблики" |
"Поймай льдинку" |
"Теплая - холодная" | "Куда делась вода?" "Времена года" |
Апрель |
"Умоем куклу" |
"Напоим куклу чаем" |
"Разноцветная водичка" | "Водопад" "Попади в колечко" |
Май |
"Поем ручки" |
"Помощники" |
"Помоем камешки" | "Какой формы камень" "Песочные человечки" |
Июнь |
"Печем печенье" |
"Поваренок" |
"Козлик","Посыпалки" | "Песочные часы" "Следы на песке" |
Июль |
"Мышонок" |
"Найди шарик" |
"Речка и ручеек","Следы" | "Матрешки" "Железная дорога" |
Август |
"Утонул кораблик" |
"Игрушки - потеряшки" | "Песочный праздник" "Испечем угощенье" | "Маленький художник" "Веселые друзья" |
Сентябрь | "Почему кораблики не плывут" |
"Найди рыбку" | "Мой веселый звонкий мяч" "Поймай воздух" | "Твердый - мягкий" "Тигр в клетке" |
Октябрь |
"Капитаны" | "Прятки" "Легкий - тяжелый" |
"Будем пить" | "Наберем воздух в стакан" "Буря в стакане" |
Ноябрь |
"Листопад" | "Лодочка плыви" "Порвем бумагу" |
"Кораблик" | "Выпустим воздух из стакана" "Утопим игрушку" |
Декабрь |
"Достань ракушку" | "Сделаем ветерок" "Мыльные пузыри" |
"Кто разбудил китенка" |
"Тонкая - толстая" |
Примечание: Ввиду слабо развитой координации движений, низкого уровня сенсорной и особенно моторной речи в раннем возрасте занятия (игры) по развитию познавательной деятельности должны быть преимущественно индивидуальным. Целесообразно повторять одни и те же занятия с детьми 5-8 раз. Частота повтора определяется содержанием дидактических задач и степенью усвоения программного материала. Существенное значение в проведении занятий имеет объяснение взрослого, называние им предметов, действий, качеств, отношений, показ с использованием методов пассивных движений.
Игры проводятся во второй половине дня и включаются в занятия по сенсорному развитию.