Выступление с презентацией на педагогическом совете по теме:"Изобразительная деятельность, как одно из условий поддержки детской инициативы"
«Изобразительная деятельность как одно из условий поддержки детской инициативы»
Уже с раннего возраста у ребенка должно развиваться чувство прекрасного, высокие эстетические вкусы, умение понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство народных промыслов. Это способствует формированию духовно богатой гармонически развитий личности.
Еще в конце XIX века детское творчество начало привлекать к себе внимание ученых всех направлений: психологов, педагогов, искусствоведов. Это было обусловлено развитием науки и культуры, возникновением нового направления психологии – детской психологии. За рубежом стали появляться труды по психологии детства. В которых особое место отводилось анализу детского рисунка (Д. Сели, Н. Браунинг, Р. Лампрехт). Можно сказать, что процесс детского изобразительного творчества приобретает характер дизайнерской деятельности. Ребенок ограничен в средствах передачи художественного образа. Таким образом, необходима взаимосвязь видов изобразительной деятельности, при которой у ребенка есть право выбора наиболее выразительного средства при создании конкретного образа.
Дошкольный возраст наиболее благоприятен для совершенствования работы органов чувств, накопления информации, о качественном многообразии окружающего мира. Чем раньше мы будем развивать эмоционально – чувственный мир ребенка, тем ярче будет он сам и продукты его творчества. Творчество – интегральная деятельность личности, необходимая каждому современному человеку и человеку будущего. И начать его формирование можно и нужно в дошкольный период.
Для развития интереса у детей к художественному творчеству, в группе организован центр изобразительной деятельности, который может использоваться ими в любое свободное от занятий время. Каждую неделю он пополняется новыми материалами: трафаретами, раскрасками, различными материалами для использования нетрадиционных техник изодеятельности (различными видами круп, пряжей, стружкой от карандашей, макаронными изделиями).
Изобразительная деятельность в детском саду строится на единстве и взаимосвязи трех видов: рисования, лепки, аппликации, способствующих более эффективному овладению детьми всеми этими видами деятельности, а также более теплому эстетическому развитию детей.
Система занятий с детьми дошкольниками по изобразительной деятельности направлена на обучение детей изображению окружающих предметов и явлений, использование для этого усвоенных изобразительных навыков и умений, применение доступных средств выразительности при создании изображения и развития детского художественного творчества.
В ходе НОД для поддержания инициативы я использую разные приемы, например в ходе НОД по лепке дети могут выбрать цвет пластилина, материалы для декора своих работ. На занятиях аппликацией я знакомлю детей с различными материалами, которые могут использоваться в творчестве. Для имитации шерсти животного в работе дети могут использовать пряжу, ватные диски, вату, тополиный пух, а для имитации твердых поверхностей - стружку от карандашей, различные фактуры получаются при использовании макаронных изделий и круп. На последних занятиях по теме: «Дикие животные» мы с ребятами решили сделать пятна на шкурке жирафа из окрашенных в коричневый цвет макарон, хотя были варианты использования гречки, окрашенного гороха. Я заметила, что включая в занятия по изодеятельности различные материалы, у детей развивается фантазия, интерес к творчеству, перед занятием они активно интересуется, какой сюрприз их ожидает в этот раз.
В свободной деятельности с детьми я использую различные техники:
Аппликация из ткани, салфеток, ватных дисков, барельеф, рисование парафином и солью, кляксография, рисование тычком.
Подводя итог, хотелось бы сказать, что являясь одной из самых интересных, изобразительная деятельность позволяет детям передать то, что они видят в окружающей жизни, то, что их взволновало, вызвало положительное отношение (а иногда и отрицательное)
Через поиск оптимальных и эффективных путей развития творческих способностей у детей дошкольного возраста возможно полноценное формирование индивидуальности , развитие эмоциональной сферы ребенка, что в свою очередь дает возможность достичь гармонии личности, - личности творческой, активной ищущей, неравнодушной, способной к преобразовательной деятельности.