Методическая копилка
1. Пословицы, стихи, загадки, викторина о книге.
2.Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП)».
3. Таблица "Универсальные учебные действия на уроках открытия нового знания по ТДМ" состоит из краткого описания этапов урока открытия нового знания и перечня УУД, выполняемых учащимися на данных этапах.
Скачать:
Предварительный просмотр:
23 апреля - Всемирный день книг и авторского права.
Этот праздник был утвержден ЮНЕСКО в 1995 году. Цель праздника — привлечь внимание правительственных органов и обычных людей к книге как источникам получения знаний, к развитию книжного дела и соблюдению авторских прав.
Благодаря книге, прежде всего, мы получаем доступ к знаниям, идеям, духовным и моральным ценностям, к пониманию красоты и творческим достижениям человека. Книга не просто носитель информации, она фундамент и основа образования и творчества, книга даёт возможность каждой культуре рассказать о себе, знакомит с обычаями и традициями разных народов.
Загадки, пословицы, стихи, викторина о книге помогут в подготовке мероприятия, посвященному книге.
Загадки.
Хоть не шляпа, а с полями, Не цветок, а с корешком. Разговаривает с нами Всем понятным языком. | Не куст, а с листочками, Не рубашка, а сшита, Не человек, а рассказывает. (Книга). | Хоть не шляпа, а с полями, Не цветок, а с корешком. Разговаривает с нами Всем понятным языком. |
Пословицы.
Береги книгу – она поможет тебе жить. Пословицы кратки, а ума в них целые книги. Велико ли перо, а большие книги пишет. Аз да Буки избавляют нас от скуки. Книги читай, а дела не забывай. Не красна книга письмом, красна умом. Книги книгой, да и своим умом двигай. Испокон века книги растит человека. Книга поможет в труде, выручит в беде. Кто работает без книг, решетом воду черпает. | Кто много читает, тот много знает. С книгой поведешься – ума наберешься. Книга – зеркало жизни. Книга для ума – что теплый дождик для всходов. Кто много читает, тот много знает. Прочел книгу – встретился с другом. Хорошая книга – лучший друг. Книга – твой друг, без нее как без рук. Грамотею и книга в руки. Недочитанная книга – не пройденный до конца путь. |
Афоризмы знаменитых людей о книге и чтении.
«Точность и краткость - вот первые достоинства прозы. Она требует мыслей и мыслей – без них блестящие выражения ни к чему не служат» А.С. Пушкин |
«Чтение — вот лучшее учение!» Пушкин А. С. |
Глаголом жги сердца людей. (А.С. Пушкин) |
«Нет того урода, который не нашел бы себе пары, и нет той чепухи, которая не нашла бы себе подходящего читателя.» Антон Павлович Чехов. |
«Читать всего совсем не нужно, читать нужно только то, что отвечает на возникшие в душе вопросы». Л.Н. Толстой. |
«Литература изъята из законов тления. Она одна не признает смерти.» М.Е. Салтыков-Щедрин. |
«Учитесь и читайте. Читайте книги серьезные. Жизнь сделает остальное.» Достоевский Ф. М. |
Хорошая книга – точно беседа с умным человеком. (Лев Николаевич Толстой.) |
«Когда я вижу вокруг себя, как люди, не зная, куда девать свое свободное время, изыскивают самые жалкие занятия и развлечения, я разыскиваю книгу и говорю внутренне: этого одного довольно на целую жизнь» Ф.М. Достоевский. |
«Чтение – это один из истоков мышления и умственного развития». В.А. Сухомлинский. |
«Образованный человек никогда не читает – он перечитывает.» Жорж Элгози. |
СТИХИ
Обращение писателя к читателям.
Я к вам обращаюсь, товарищи, дети: Полезнее книги нет вещи на свете! Пусть книги друзьями заходят в дома, Читайте всю жизнь, набирайтесь ума! (С. Михалков) | КНИГИ В КРАСНОМ ПЕРЕПЛЕТЕ Цветаева Марина
Из рая детского житья Вы мне привет прощальный шлете, Не изменившие друзья В потертом, красном переплете. Чуть легкий выучен урок, Бегу тотчас же к вам, бывало. - Уж поздно! - Мама, десять строк!..- Но, к счастью, мама забывала. Дрожат на люстрах огоньки... Как хорошо за книгой дома! Под Грига, Шумана и Кюи Я узнавала судьбы Тома. Темнеет... В воздухе свежо... Том в счастье с Бэкки полон веры. Вот с факелом Индеец Джо Блуждает в сумраке пещеры... Кладбище... Вещий крик совы... (Мне страшно!) Вот летит чрез кочки Приемыш чопорной вдовы, Как Диоген, живущий в бочке. Светлее солнца тронный зал, Над стройным мальчиком — корона... Вдруг — нищий! Боже! Он сказал: «Позвольте, я наследник трона!» Ушел во тьму, кто в ней возник, Британии печальны судьбы... — О, почему средь красных книг Опять за лампой не уснуть бы? О, золотые времена. Где взор смелей и сердце чище! О, золотые имена: Гек Финн, Том Сойер, Принц и Нищий! |
Кто чему научится. Чему первым делом Научится кошка? — Хватать! Чему первым делом Научится птица? — Летать! Чему первым делом Научится школьник? — Читать! (В. Берестов) | |
Как хорошо уметь читать!
Как хорошо уметь читать! Не надо к маме приставать, Не надо бабушку трясти: "Прочти, пожалуйста, прочти!" Не надо умолять сестрицу: "Ну, прочитай еще страницу". Не надо звать, Не надо ждать, А можно взять И почитать! (В. Берестов) |
Вопросы для викторины.
- На чем писали в Древней Руси? (Государственные документы – на пергаменте, будничные записи – на березовой коре.)
- В какой стране изобрели бумагу? (В Китае.)
- В каком веке изобрели бумагу на Руси? (16 век).
- В каком древнем городе находилась самая большая библиотека? (В городе Александрии).
- Как называлась знаменитая библиотека древнего мира, ставшая одним из семи чудес света?
(Александрийская библиотека.)
- Кода, в каком городе, кем на Руси была создана первая государственная библиотека?(11век, Ярослав Мудрый).
- Как называлась древнерусская «энциклопедия», в которой можно было прочесть обо всём, кроме имён её авторов? (Азбуковник – русский рукописный толковый словарь или справочник 13-18 вв. со словами и терминами, размещёнными в алфавитном порядке.)
- Назовите имя, фамилию первого книгопечатника.( Иван Федоров).
- Всю жизнь Пётр I собирал книги – был библиофилом. Основой какого книжного собрания стала его библиотека? (Его библиотека стала основой книжного собрания Академии наук.)
- Указ об учреждении этой должности для своего книжного собрания первой из российских монархов подписала Екатерина Великая. Какой именно? (Библиотекарь.)
- Пушкин-лицеист писал: «Певцы торжественны, прозаики шутливы в порядке стали тут». О чем он так писал? (О книжных полках библиотеки.)
- Как называют книжку-худышку. (Брошюра.)
- Чей день рождения – 2 апреля – отмечается ежегодно как Международный день детской книги?
( Ганса Кристиана Андерсена.)
Удачи в подготовке праздника-книги.
Предварительный просмотр:
Учебная деятельность. Современные технологии обучения
комбинированного урока в традиционно-знаниевой парадигме
Этап урока | Дидактическая задача этапа | Содержание этапа | |
1. | Организационный этап. | Подготовить учащихся к работе на уроке. | 1. Приветствие. 2. Определение отсутствующих. 3. Проверка внешнего состояния классного помещения. 4. Проверка готовности учащихся к уроку. 5. Организация внимания. |
2. | Этап проверки домашнего задания. | Установить правильность и осознанность выполнения домашнего задания всеми учащимися, устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы в знаниях. | 1. Выявление уровня знаний учащимися заданного на дом материала. 2. Определение типичных пробелов в знаниях и причин их появления. 3. Ликвидация обнаруженных недочетов. |
3. | Этап подготовки к усвоению знаний. | Организовать и целенаправить познавательную деятельность учащихся. | 1. Сообщение темы, цели и задач урока. 2. Мотивация. 3. Актуализация опорных знаний и умений. |
4. | Этап изучения нового материала. | Создать такие условия, чтобы учащиеся получили конкретное представление об изучаемых фактах и явлениях, об основной идее изучаемого вопроса, правила, принципа, закона. | Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий. |
5. | Этап первичной проверки усвоения новых знаний. | Определить, как усвоен новый материал, устранить пробелы в его понимании. | 1. Установление правильности и осознанности усвоения нового материала (вопросы задаются слабым ученикам). 2. Выявление пробелов, неверных представлений. 3. Коррекция пробелов. |
6. | Этап закрепления нового материала. | Закрепить в памяти учащихся те знания и сформировать те умения, которые необходимы им для самостоятельной работы по новому материалу. | 1. Применение изученного в стандартных условиях. 2. Применение изученного в новых или измененных условиях с целью формирования умений. |
7. | Этап проверки знаний учащихся. | Глубоко и всесторонне проверить знания учащихся, выявив причины появления пробелов, стимулировать учащихся к овладению рациональными способами действий. | 1. Выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий. 2. Коррекция пробелов. |
8. | Этап подведения итогов урока. | Дать анализ и оценку успешности достижения цели. | 1. Мобилизация учащихся на рефлексию. 2. Оценка знаний, умений и навыков. |
9. | Этап информации о домашнем задании, инструктажа по его выполнению. | Сообщить учащимся о домашнем задании и разъяснить методику его выполнения. | 1. Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. 2. Проверка соответствующих записей в дневниках. |
Х.Бидструп «Кубики»
ФГОС второго поколения
↓
Системно-деятельностный подход
Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП)»
- Технология РКМЧП (critical thinkin) разработана в конце XX века в США (Ч.Темпл, Д.Стил, К.Мередит).
- Что такое критическое мышление?
Дэвид Клустер (США)
В литературе встречается много определений этого термина, и отнюдь не все они пребывают в согласии друг с другом.
Прежде чем переходить к определению термина, рассмотрим некоторые виды умственной деятельности, которые критическим мышлением назвать нельзя. Думаю, придется согласиться с тем, что простое запоминание не есть критическое мышление.
Другой вид "некритического" мышления, без которого тоже не может быть учебного процесса, связан с пониманием сложных идей. Критическое мышление, происходит, когда новые, уже понятые идеи проверяются, оцениваются, развиваются и применяются.
Третий вид мышления, к которому не подходит определение "критическое", — это творческое, или интуитивное, мышление.
1. Критическое мышление есть мышление самостоятельное. Когда занятие строится на принципах критического мышления, каждый формулирует свои идеи, оценки и убеждения независимо от остальных. Никто не может думать критически за нас, мы делаем это исключительно для самих себя. Следовательно, мышление может быть критическим только тогда, когда оно носит индивидуальный характер. Критическое мышление не обязано быть совершенно оригинальным: мы вправе принять идею или убеждение другого человека как свои собственные. Нам даже приятно соглашаться с чужим мнением — это словно подтверждает нашу правоту. Критически мыслящий человек не так уж редко разделяет чью-то точку зрения.
2. Информация является отправным, а отнюдь не конечным пунктом критического мышления.
3. Критическое мышление начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решить.
4. Критическое мышление стремится к убедительной аргументации. Критически мыслящий человек находит собственное решение проблемы и подкрепляет это решение разумными, обоснованными доводами. Он также сознает, что возможны иные решения той же проблемы, и старается доказать, что выбранное им решение логичнее и рациональнее прочих.
5. Критическое мышление есть мышление социальное. Всякая мысль проверяется и оттачивается, когда ею делятся с другими, — или, как пишет философ Ханна Арендт, "совершенство может быть достигнуто только в чьем-то присутствии". Когда мы спорим, читаем, обсуждаем, возражаем и обмениваемся мнениями с другими людьми, мы уточняем и углубляем свою собственную позицию. Поэтому педагоги, работающие в русле критического мышления, всегда стараются использовать на своих занятиях всевозможные виды парной и групповой работы, включая проведение дебатов и дискуссий, а также различные виды публикаций письменных работ учащихся.
Критическое мышление – это система мыслительных стратегий и коммуникативных качеств, позволяющих эффективно взаимодействовать с информационной реальностью.
Образовательная технология развития критического мышления – система учебных стратегий, методов и приемов, направленных на развитие критического мышления у учащихся.
Она является общепедагогической, метапредметной.
Особенности организации
В основу технологи положен базовый дидактический цикл, состоящий из трех этапов (стадий).
Каждая фаза имеет свои цели и задачи, а также набор характерных приемов, направленных сначала на активизацию исследовательской, творческой деятельности, а потом на осмысление и обобщение приобретенных знаний.
Вызов | Осмысление | Рефлексия |
Активизация имеющихся знаний, пробуждение интереса к теме, определение цели изучения учебного материала. | Работа ученика с информацией. | Формирование личностного отношения к информации и фиксация его в письменной или устной форме. |
Приемы: 1. Таблица «Тонкие и толстые вопросы» 2. Ромашка вопросов 3. Прогнозирование (по опорным словам, рисунку, фотографии…) 4. Верные - неверные утверждения 5. Перепутанные логические цепочки 6. Письменная фиксация известной информации (текст, графическая форма) и т.д. | Стратегии (приемы): Чтение с остановками Денотатный граф ИНСЕРТ Знаю - хочу узнать – узнал Зигзаг Таблица-синтез Мозаика проблем Бортовой журнал и т.д. | Приемы: 1. Таблица «Тонкие и толстые вопросы» 2. Ромашка вопросов 3. Эссе 4. Письмо 5. Синквейн 6. Дискуссия и т.д. |
Индивидуально, в парах, в малых группах. | Индивидуально, в парах, в малых группах. | Индивидуально, в парах, в малых группах. |
1. На любом этапе важно умение ученика задавать вопросы.
Говоря словами Э.Кинг, «умеющие мыслить умеют задавать вопросы». Некоторые преподаватели определяют, насколько их ученики умеют думать по тому, как они формулируют вопросы. Э.Кинг провела ряд исследований и пришла к выводу, что умение задавать продуманные вопросы – это тот навык, которому следует учить, поскольку большинство людей привыкло задавать лишь примитивные вопросы, требующие при ответе на них лишь небольшого напряжения памяти.
Вопросы нужны для того, чтобы ориентироваться в окружающем мире, а тот, кто умеет их задавать, делает это лучше, чем тот, кто не умеет.
Прием «Тонкие и толстые вопросы».
«Тонкий» вопрос требует односложного ответа, «толстый» -
? | ? |
Прием «Ромашка вопросов» («Ромашка Блума»)
Таксономия (от др. греч. – расположение, строй, порядок) вопросов, созданная известным американским психологом и педагогом Бенджамином Блумом, достаточно популярна в мире современного образования. Эти вопросы связаны с его классификацией уровней познавательной деятельности: знание, понимание, применение, анализ, синтез и оценка.
Итак, шесть лепестков – шесть типов вопросов.
2. Прогнозирование.
3. Верные – неверные утверждения.
4. Перепутанные логические цепочки.
5. Фиксация известной информации.
Стратегия «Чтение с остановками»
Схема реализации данной стратегии выглядит следующим образом.
1. Рассказ учителя о своем личном опыте знакомства с произведением. Информация о личности автора. Обсуждение названия произведения.
2. Чтение произведения (небольшой объем, интересное, незнакомое), запланировать несколько остановок. Во время этих остановок задаются вопросы, которые побуждали бы школьников к критическому мышлению.
3. Эссе (цитата, пословица). Синквейн. Рисунок.
Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) — пятистрочная стихотворная форма, возникшая в США в начале XX века под влиянием японской поэзии. В дальнейшем стала использоваться (в последнее время, с 1997 года, и в России) в дидактических целях, как эффективный метод развития образной речи, который позволяет быстро получить результат.
Дидактический синквейн развился в практике американской школы. В этом жанре текст основывается не на слоговой зависимости, а на содержательной и синтаксической заданности каждой строки.
Первая строка — тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.
Вторая строка — два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.
Третья строка — образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.
Четвертая строка — фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.
Пятая строка — одно слово-резюме, характеризующее суть предмета или объекта.
Чёткое соблюдение правил написания синквейна не обязательно. Например, для улучшения текста в четвёртой строке можно использовать три или пять слов, а в пятой строке — два слова. Возможны варианты использования и других частей речи.
Алгоритм написания синквейна
1 | Кто? Что? | 1 существительное. |
2 | Какой? | 2 прилагательных. |
3 | Что делает? | 3 глагола. |
4 | Что автор думает о теме? | Фраза из 4 слов. |
5 | Кто? Что? (Новое звучание темы.) | 1 существительное |
Стратегия «Денотатный граф»
Денотатный граф - [от лат. denoto — обозначаю и греч. — пишу] — один из графических приёмов технологии РКМЧП. Денотатный граф предлагает способ вычленения из текста существенных признаков ключевого понятия.
Цель приёма:
Систематизация и наглядное графическое представление существенных признаков рассматриваемого понятия.
Правила составления денотатного графа:
1 этап - выделение ключевого слова или словосочетания, от которого будет составляться денотатный граф.
2 этап – подбор глаголов, которые будут связывать ключевое понятие и его признаки. Рекомендуется использовать следующие группы глаголов:
глаголы, обозначающие цель — направлять, предполагать, приводить, давать и т.д.;
глаголы, обозначающие процесс достижения результата — достигать, осуществляться;
глаголы, обозначающие предпосылки достижения результата — основываться, опираться, базироваться;
глаголы-связки, с помощью которых осуществляется выход на определение значения понятия.
3 этап – подобрать существенные признаки ключевого понятия, которые связываются с ним через выбранные глаголы. Для каждого глагола можно найти 1-3 признака.
Стратегия «ИНСЕРТ»
Данная учебная стратегия была разработана Л.Л.Вогэн и Т.Х.Эстес. Аббревиатура ИНСЕРТ – это «калька» с английского I.N.S.E.R.T., что примерно можно перевести как «инновационная система разметки для эффективного чтения текста». Прилагательное «инновационная» подразумевает, что в процессе работы по этой стратегии рождается новое знание.
Все мы знаем, что нужно учить детей читать, выполняя пометки в тексте или на листочке, но как это сделать, чтобы процесс разметки был естественным и понятным? Как сделать так, чтобы при этом развивалось умение работать с информацией, критически ее осмысливать? Для этой цели и предназначена стратегия ИНСЕРТ (для детей и тех, кто не любит заимствованные слова можно называть ее «Условные значки»).
Требования к тексту
Эта стратегия подходит для информационно-насыщенных текстов. Объем текста – от двух до семи книжных страниц.
Учащиеся должны перед началом работы хоть что-то знать по данной теме.
Описание стратегии ИНСЕРТ
1. После краткого введения попросите учащихся индивидуально «в столбик» записать все, что они знают (или считают, что знают) по данной теме (самостоятельная актуализация имеющихся знаний по данной теме). Затем, в парах, попросите их обменяться этой информацией и составить некую «гроздь» (или «кластер»), в центре которой была бы тема занятия, а в окружающих ее «гроздьях» были записаны те факты, которые детям удалось вспомнить.
2. На доске, всем классом мы составляем общую «гроздь», общий кластер по данной теме. Это – не лишняя трата времени, так как в процессе работы дети погружаются в тему занятия, определяют направления для дальнейшего изучения. Те эллипсы, содержание которых вызвало споры, можно отметить знаком вопроса. Необходимо обсудить, какие темы для нас являются самыми сложными. Факты, имеющие общее основание можно объединить.
3. Теперь настало время почитать текст. Предлагаем детям следующую систему разметки.
«3» – знал, но забыл (известная информация по каким-то причинам не вошедшая в общий кластер).
«+» – никогда бы не подумал, что так бывает! (абсолютно новая информация).
«–» – противоречит моим представлениям (критически к этому отношусь).
«?» – мало информации по этому поводу, хотелось бы побольше (возникшие вопросы, желание больше узнать о данном предмете).
4. После прочтения попросите школьников обсудить результаты и составить одну на двоих (или одну на группу) таблицу, в которую ключевыми словами вошли бы основные результаты работы. Таблица выглядит так:
з | |
+ | |
- | |
? |
5. Обсудите результаты заполнения таблиц и скорректируйте общую «гроздь» на доске. В качестве домашнего задания можно дать на «разработку» пункты, попавшие в графу «?».
Стратегия «ЗХУ»
Стратегия ЗХУ была разработана профессором из Чикаго Донной Огл в 1986 году. Она используется как в работе с печатным текстом, так и для лекционного материала. Ее графическая форма отображает те три фазы, по которым строится образовательный процесс в технологии развития критического мышления: вызов, осмысление и рефлексия.
Ход работы
В подготовительной части занятия педагог кратко вводит учащихся в курс изучаемой темы. Это введение может быть в форме обсуждения случая из жизни, постановки проблемы или предоставления статей из периодических изданий.
1. После того, как учащиеся погрузятся в предлагаемую тему, педагог просит их в течение нескольких минут индивидуально записать (ключевыми словами, фразами) всё, что уже знают по этой теме. Это время может варьироваться в зависимости от возраста детей, цели занятия и времени, на него отведённого. После составления индивидуальных списков, учащиеся обмениваются результатами в парах (или сразу – в малых – по 3–4 человека – группах).
2. После того, как ученики обсудили в малых группах свои представления о теме, педагог предлагает им нарисовать в тетрадях таблицу ЗХУ.
Знаю | Хочу узнать | Узнал |
|
В графу «З» педагог, вместе с учениками, заносит все, что класс смог воссоздать на предыдущем этапе работы. Он задает уточняющие вопросы, чтобы учащиеся сгруппировали пункты списка. Некоторые детские варианты могут быть выражены нечетко, слишком пространно. Именно для того, чтобы их образы оформились в понятийные структуры, нужно не просто перенести записи из индивидуальных таблиц в общую, но и обсудить их с детьми, поработать над развитием понятийного мышления школьников.
3. В ходе обсуждения записей в графе «З», переход к графе «Х» (хочу узнать) мы уже фактически сделали.
Когда первичное заполнение графы «Х» (сразу всем классом) завершено, педагог обязательно просит детей поработать индивидуально и дополнить свои записи фразами, отражающими их индивидуальные интересы. Ведь кто-то мог не успеть их выразить на весь класс – из-за стеснительности, например. Проходя по рядам, учитель может заметить оригинальные предложения, которые (по договоренности с ребенком-автором) он предлагает позаимствовать всему классу.
4. Читатель наверняка обратил внимание на левую нижнюю часть таблицы: «Используемые понятия». Понятийное мышление – способность оперировать понятиями при анализе явлений и фактов – формируется достаточно долго. Ясно, что в начальной школе эта способность еще не так выражена, как в старших классах. Учащийся не сразу придет к мысли о том, что понятий не так много, как явлений, и очень удобно, владея определенным понятийным аппаратом описывать и – что важно! – понимать различные факты действительности. Например, понятие «защита» можно использовать и для изучения темы «Птицы зимой» и для изучения истории СССР в двадцатых-тридцатых годах ХХ века. Высшим уровнем развития понятийного мышления является способность к системному мышлению: умению использовать системы понятий для описания и понимания любых явлений (на развитие системного мышления, кстати, направлена известная в России методика ТРИЗ).
Так вот для развития умения учащихся выделять понятия и использовать их для описания явлений действительности предназначена нижняя левая графа таблицы ЗХУ. В начале большую роль в составлении этой таблицы играет учитель: он задает тон, а дети подхватывают. Но, если эта работа не разовая, не только для открытого урока, – очень скоро дети будут сами с успехом заполнять эту графу. В виде инструкции звучать это может примерно так: «Приступая к обсуждению темы нашего занятия, мы использовали разные понятия: защита, питание, маршрут, взаимодействие… Какие еще понятия нам могут понадобиться для того, чтобы узнать больше о зимующих у нас птицах?».
5. Наступило время для удовлетворения познавательных запросов учащихся. Используемый на занятии текст может быть представлен школьникам как в печатном виде, так и в лекционной форме.
Теперь самое главное. Ребята должны четко уяснить, что в тексте многое может быть интересным, привлекательным. Тем не менее, им нужно сосредоточиться на том, что они сформулировали в графе «Х». То есть, читаем текст (слушаем лекцию) и заполняем графу «У».
В случае использования лекционной формы, учитель, отличающийся определенной гибкостью и спонтанностью, может оперативно перестроить структуру материала, чтобы учесть пожелания школьников, сформулированные ими в графе «Х».
6. Школьники, поработав с текстом (прослушав лекцию), делятся результатами своей работы в парах-группах и, по необходимости, добавляют свои записи «находками» одноклассников. (Это же не контрольная, полезно и позаимствовать один-два варианта!) Затем, опять же с использованием уточняющих вопросов, педагог обобщает данные в графу «У» в таблице перед классом. Желательно записывать их напротив запросов из графы «Х», чтобы сразу было видно, что нам удалось узнать, а что – еще осталось выяснить. Например, старшеклассники могли записать напротив запроса: «Роль средств массовой информации в 20-30-е годы» – «Создание краткого курса партии». А младшие школьники напротив вопроса из графы «Х»: «Какие птицы остаются у нас зимовать?» – разместить список неизвестных им птиц.
7. То, что осталось выяснить, записываем в нижней части правой верхней графы. Если места нет, то можно записать рядом с таблицей. Не всегда есть необходимость обсуждать блок «Осталось узнать» сначала в парах-группах – иногда можно сделать это сразу и всем вместе на общей таблице. Все определяется целью и задачами занятия, а также – временными рамками. Разумеется, если приобретений достаточно много, то имеет смысл сначала обсудить их в парах-группах, а затем уже обобщать на весь класс. Компетентностно-ориентированные задания позволяют формировать и развивать универсальные учебные действия.
Компетентностно-ориентированные задания
Что отличает КОЗ от традиционного задания?
Во-первых, это деятельностное задание. В КОЗ есть деятельностная составляющая (виды деятельности, на проверку которых направлено то или иное задание), которая включает: предметные умения (понятийный аппарат, объяснение действий, подбор моделей, создание собственного алгоритма), умения работать с информацией, исследовательские (или методологические) умения.
Во-вторых, оно моделирует жизненную ситуацию.
В-третьих, строится на актуальном для учащихся материале.
В-четвертых, КОЗ имеет следующую структуру: стимул (погружает в контекст задания и мотивирует на его выполнение); задачная формулировка (точно указывает на деятельность учащегося, необходимую для выполнения задания), источник или указание на его (содержит информацию, необходимую для успешной деятельности учащегося по выполнению задания); инструмент проверки (задает способы и критерии оценивания).
К структурным элементам КОЗ также предъявляются определенные требования.
Стимул должен содержать описание какой-либо жизненной (проблемной) ситуации.
Задачная формулировка
· точно указывает ученику на ту деятельность, которой он должен заняться;
· должна быть истолкована единственным образом;
· должна содержать требования к способу представления результатов работы, трактование которых тоже должно быть однозначным;
· должна быть учащемуся интересна;
· должна соответствовать возрасту учащегося;
· должна точно соотноситься с инструментом проверки. Все, что ученику в задачной формулировке предписано сделать, должно быть оценено. Все, что подлежит оценке, должно быть предписано ученику в задачной формулировке.
Главные требования, предъявляемые к источнику информации:
- Источник должен быть необходимым и достаточным для выполнения заданной деятельности.
- Чтобы компетентностно-ориентированное задание было валидным (валидность теста - действительная способность теста измерять характеристику, для диагностики которой он предназначен), учитель должен быть уверен, что успешность учащегося не зависит от того, располагает ли он тем или иным знанием.
- Чтобы оно было надежным, учитель должен отбирать источники, которые, по его сведениям, не были бы знакомы учащимся.
- Важно позаботиться о том, чтобы источник был эффективен, т.е. позволял выполнить задание при минимальных затратах.
- Желательно основывать как можно больше заданий для учащегося на одном источнике (или комплекте источников).
- При отборе источника необходимо заботиться о том, чтобы он был интересен учащимся.
- Важно учитывать возрастные и гендерные, а также конъюнктурные интересы.
- Наконец, общим требованием является соответствие источника возрасту.
Бланк задает структуру предъявления учащимся результата своей деятельности по выполнению задания. Поэтому его желательно включать в состав задания со структурированным или частично структурированным ответом. Он предназначен для того, чтобы облегчить деятельность учащегося, задать последовательность действий, напомнить о количестве требуемых в задачной формулировке объектов (аргументов, признаков, критериев и т.п.). Иногда удобно бланк для выполнения задания располагать после задачной формулировки и перед источниками информации. Наличие бланка повышает удобство проверки компетентностно-ориентированного задания.
Инструмент проверки должен:
- определять количество баллов за каждый этап деятельности;
- определять общий итог в зависимости от сложности учебного материала, дополнительных видов деятельности.
Предварительный просмотр:
Универсальные учебные действия на уроках открытия нового знания по ТДМ
Условные обозначения:
Л - личностные УУД;
Р - регулятивные УУД;
П - познавательные УУД;
К - коммуникативные УУД.
Краткое описание этапов урока открытия нового знания в ТДМ | Перечень УУД ФГОС, выполняемых учащимися на данных этапах |
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности (1-2 мин) | |
Данный этап предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности. С этой целью организуется его мотивирование к учебной деятельности на уроке, а именно: 1) актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности («надо»); 2) создаются условия для возникновения у него внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»); 3) устанавливаются тематические рамки урока («могу»). В развитом варианте здесь происходят процессы адекватного самоопределения в учебной деятельности (субъектный и личностный уровни) Цель: 1) включение и мотивирование учащихся в учебную деятельность посредством игровой ситуации; 2) определение содержательных рамок урока; 3) сформулировать основную образовательную цель урока. | - самоопределение (Л); - смыслообразование (Л); - целеполагание (П); - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К) 1. Знаю что значит уметь учиться 2. Хочу учиться 3. Могу учиться (содержательные рамки) 4. Зачем мне надо учиться |
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии (4-5 мин) | |
На данном этапе организуется подготовка учащихся к открытию нового знания, выполнение ими пробного учебного действия и фиксация индивидуального затруднения. Соответственно данный этап предполагает: 1) актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их обобщение и знаковую фиксацию; 2) актуализацию соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов; 3) мотивацию учащихся к пробному учебному действию и его самостоятельное осуществление; 4) фиксирование учащимися индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия или его обосновании. Завершение этапа связано с организацией выхода учащихся в рефлексию пробного учебного действия Цель этапа: Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия. 1) актуализировать учебное содержание 2) тренировать мыслительные операции: анализ, сравнения, аналогии; 3) организовать мотивирование и выполнение учащимися самостоятельной работы № 1 на применение способов действий, запланированных для рефлексивного анализа; 4) организовать самопроверку учащимися своих работ по готовому образцу с фиксацией полученных результатов (без исправления ошибок). | - Анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация, сериация (П); - извлечение необходимой информации из текстов (П); - использование знаково-символических средств (П); - осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П); - подведение под понятие (П); - выполнение пробного учебного действия (Р); - фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии (Р); - волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р); - выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); - аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К); - учёт разных мнений (К); - использование критериев для обоснования своего суждения (К) 1. Актуализация необходимых ЗУН 2. Обобщение ЗУН 3. Пробное учебное действие 4. Фиксация затруднения |
3. Выявление места и причины затруднения (3-4 мин) | |
На данном этапе учащиеся выявляют место и причину затруднения. Для этого они выполняют следующие учебные действия: 1) восстанавливают выполненные операции и фиксируют (вербально и знаково) место - шаг, операцию, где возникло затруднение; 2) соотносят свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т. д.) и на этой основе выявляют и фиксируют во внешней речи причину затруднения - те конкретные знания, умения или способности, которых недостаёт для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще Цель этапа: Выявление и фиксация места и причины затруднения, организовать пошаговое сопоставление работ по эталону для самопроверки (фронтально, с проговариванием во внешней речи): а) организовать выявление учащимися места затруднения; б) организовать выявление учащимися причины затруднения; в) организовать фиксацию отсутствия затруднений в ходе решения и его обосновании. | - Анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия (П); - подведение под понятие (П); - определение основной и второстепенной информации (П); - постановка и формулирование проблемы (П); - структурирование знаний (П); - осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П); - волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р); - выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); - аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К); - учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К); - разрешение конфликтов (К) 1. Перестаю действовать – начинаю думать. 2. Что я делал, какие знания применял? 3. Где возникло затруднение? (место) 4. Почему оно возникло? (причина) |
4. Построение проекта выхода из затруднения. Коррекция выявленных затруднений. (4-6 мин) | |
На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий, а именно: - ставят цель; - согласовывают тему урока; - выбирают способ; - строят план достижения цели; - определяют средства, ресурсы и сроки. Этим процессом руководит учитель: сначала с помощью подводящего диалога, потом побуждающего диалога, а затем и с помощью исследовательских методов Цель этапа: Постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств ее реализации. 1) уточнить индивидуальные цели будущих действий; 2) на основе алгоритма исправления ошибок, согласовать и зафиксировать цель и тему урока, организовать согласование плана достижения поставленной цели; 3) организовать реализацию согласованного плана действий; определить средства достижения цели. 4) для учащихся, допустивших ошибки, организовать исправление ошибок и выполнение учащимися заданий на те способы действий, в которых были допущены ошибки; 5) для учащихся, не допустивших ошибки, организовать выполнение дополнительных заданий. | - Самоопределение (Л); - смыслообразование (Л); - анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия (П); - самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели (П); - поиск и выделение необходимой информации (П); - выбор наиболее эффективных способов решения задач (П); - планирование (П); - прогнозирование (П); - структурирование знаний (П); - осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П); - волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р); - выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); - аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К); - учёт разных мнений (К); - использование критериев для обоснования своего суждения (К); - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К); - разрешение конфликтов (К) 1. Какое знание строю, чему учусь? (цель проекта) 2. Как строю и с помощью чего? (выбор способа и средств) 3. План построения нового знания. |
5. Реализация построенного проекта (5-8) | |
На данном этапе учащиеся выдвигают гипотезы и строят модели исходной проблемной ситуации. Различные варианты, предложенные учащимися, обсуждаются, и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково. Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. В завершение уточняется общий характер нового знания и фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения Цель этапа: Построение и фиксация нового знания, организовать обсуждение типовых затруднений и воспроизведение во внешней речи формулировки способов действий, вызвавших затруднение | - Смыслообразование (Л); - анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, сериация, классификация (П); - волевая саморегуляция (Р); - познавательная инициатива (Р); - выдвижение гипотез и их обоснование (П); - поиск необходимой информации (П); - использование знаково-символических средств (П); - моделирование и преобразование моделей разных типов (схемы, знаки и т. д.) (П); - установление причинно-следственных связей (П); - самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера на основе метода рефлексивной самоорганизации (П); - осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П); - построение логической цепи рассуждений, доказательство (П); - нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания (Л); - осознание ответственности за общее дело (Л); - следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л); - выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); - адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач (К); - формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К); - учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К); - использование критериев для обоснования своего суждения (К); - достижение договорённостей и согласование общего решения (К); - разрешение конфликтов (К) 1. Реализация построенного проекта. 2. Фиксация нового знания в речи и знаково. (эталон) |
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи (4-5 мин) | |
На данном этапе учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух Цель этапа: Применение нового знания в типовых заданиях. | - Анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, сериация, классификация (П); - извлечение из математических текстов необходимой информации (П); - моделирование и преобразование моделей разных типов (П); - использование знаково-символических средств (П); - подведение под понятие (П); - установление причинно-следственных связей (П); - выполнение действий по алгоритму (П); - осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П); - построение логической цепи рассуждений, доказательство (П); - выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); - адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач (К); - формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации (К); - учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К); - использование критериев для обоснования своего суждения (К); - достижение договорённостей и согласование общего решения (К); - осознание ответственности за общее дело (Л); - следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л) 1. Решение типовых заданий на новое знание 2. Проговаривание во внешней речи (всеми учащимися) |
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (3-5 мин) | |
На данном этапе используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа, осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном, выявляют и корректируют возможные ошибки, определяют способы действий, которые вызывают у них затруднения и которые предстоит доработать. В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур. Эмоциональная направленность этапа состоит в организации для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность Цель этапа: Самопроверка умения применять новое знание в типовых условиях 1) интериоризация способов действий, вызвавших затруднение, и самоконтроль способности к их выполнению. 2) фиксация достижений индивидуальной цели. | - Анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, сериация, классификация (П); - извлечение из математических текстов необходимой информации (П); - использование знаково-символических средств (П); - подведение под понятие (П); - выполнение действий по алгоритму (П); - осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П); - доказательство (П); - контроль (Р); - коррекция (Р); - оценка (Р); - волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р); - осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П); - выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); - использование критериев для обоснования своего суждения (К) 1. Выполнение самостоятельной работы (решение типовых заданий) 2. Самопроверка (по эталону для самопроверки) 3. Коррекция ошибок 4. Ситуация успеха |
8. Включение в систему знаний и повторение (5-8 мин) | |
На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг. Организуя этот этап, учитель подбирает задания, которые позволяют отрабатывать применение изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий. Таким образом, происходит, с одной стороны, автоматизация умственных действий по изученным нормам, а с другой - подготовка к введению в будущем новых норм Цель этапа: Включение нового знания в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного. 1) включение используемых способов действий в систему знаний;........ 2) повторение и закрепление материала, изученного ранее, необходимого для последующих уроков. | - Нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания (Л); - анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, сериация, классификация (П); - понимание текстов, извлечение необходимой информации (П); - подведение под понятие (П); - моделирование, преобразование модели (П); - использование знаково-символических средств (П); - установление причинно-следственных связей (П); - выведение следствий (П); - самостоятельное создание алгоритмов деятельности (П); - выполнение действий по алгоритму (П); - построение логической цепочки рассуждений, доказательство (П); - осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П); - контроль, коррекция, оценка (Р); - выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); - формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации (К); - учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К); - использование критериев для обоснования своего суждения (К); - достижение договорённостей и согласование общего решения (К); - постановка вопросов (К); - адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач (К); - управление поведением партнёра (К); - осознание ответственности за обшее дело (Л); - следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л) 1. Границы применимости нового знания 2. Задания, в которых новое знание связывается с ранее изученными 3. Задания на повторение 4. Задания на пропедевтику изучения последующих тем |
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (2-3 мин) | |
На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. В завершение соотносятся цель учебной деятельности и её результаты, фиксируется степень их соответствия и намечаются дальнейшие цели деятельности Цель этапа: Соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания. | - Рефлексия способов и условий действия (П); - контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П); - самооценка на основе критерия успешности (Л); - адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности (Л); - выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); - формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений (К); - использование критериев для обоснования своего суждения (К); - планирование учебного сотрудничества (К); - следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л) 1. Фиксация нового содержания 2. Рефлексия учебной деятельности (затруднение, цель, результат, как достигнут результат) 3. Самооценка деятельности на уроке 4. Домашнее задание |