2. Внеурочная деятельность обучающихся по учебному предмету
В даном разделе вы найдете результаты внеурочной деятельности по предмету "ФИЗИКА". Кроме того, здесь представлены методические разработки программ элективных курсов, факультативов, объединений дополнительного образования.
Мои ученики посещают открытые занятия, мастер-классы, курсы по подготовке ОГЭ и ЕГЭ, участвуют в разборах олимпиадных заданий Всероссийской олимпиады школьников, Ломоносовской олимпиады в центре онлайн-обучения "Фоксфорд". Участвуем в олимпиадах, проводимых этим центром.
На протяжении многих лет мои ученики участвуют в Интерне-олимпиаде школьников СПбГУИТМО (г. Санкт-Петербург), где используется виртуальная лаборатория по физике, работающая в программе Barsic ( программа находится на сайте олимпиады). В своей работе на дополнительных занятиях использую виртуальную лабораторию, приобретенную у компании, имею лицензию на эту программу.
УЧАСТИЕ УЧАЩИХСЯ В КОНКУРСАХ И ОЛИМПИАДАХ ПО ФИЗИКЕ (http://nsportal.ru/albom/2016/03/15/shmidt-natalya-aleksandrovna/rezultaty-moih-uchenikov)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uchastie_v_setevyh_obrazovatelnyh_sobytiyah.pptx | 2.87 МБ |
rp_odo_arhimed_8_2015-2016.doc | 160.5 КБ |
rp_astronomiya_10-1_2014-2015.doc | 136.5 КБ |
praktikum_po_fizike_reshenie_zadach1.doc | 135.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Интернет-олимпиада школьников Санкт-Петербургского государственного университета с использование виртуальных лаборатории.
Центр онлайн-обучения " Фоксфорд "
Осенний физико-математический лагерь НОУ «Уральский РЭК», г. Белорецк
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ПУРОВСКОГО РАЙОНА МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ " СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2 " п.г.т. УРЕНГОЙ ПУРОВСКОГО РАЙОНА |
микрорайон 5, д. № 53а, п.г.т. Уренгой, Пуровский район, Ямало-Ненецкий автономный округ, 629860, тел./факс (34934) 9-27-45, e-mail: Urengoy_2@mail.ru ОКПО 32733321, ОГРН 1028900859558, ИНН/КПП 8911012478/ 891101001, БИК 047191000 |
УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ «СОШ № 2» п.г.т. Уренгой _________Е.В. Крепешева Приказ № _____ от «___» ___________ 2014 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
объединения дополнительного образования «Архимед»
Возраст детей: 13-15 лет
Направление: Интеллектуальное
Составитель:
Шмидт Наталья Александровна,
первая квалификационная категория
Обсуждена на заседании методического совета МБОУ «СОШ № 2» п.г.т. Уренгой протокол № ___ от «____» ______20 __г. _______Гречишникова М.А., председатель МС | СОГЛАСОВАНО Зам. директора по ОП __________ З.Б. Елчиева |
2015/2016 учебный год
Пояснительная записка.
Социальные и экономические условия в быстро меняющемся современном мире требуют, чтобы нынешние выпускники получили целостное физическое образование. Успешное формирование компетенций может происходить в образовательном процессе на основе проблемного обучения, системно-деятельностного подхода, когда ребёнок выступает как субъект деятельности, субъект развития. Именно деятельностный подход может подготовить человека умелого, мобильного, владеющего не набором фактов, а способами и технологиями их получения, легко адаптирующегося к различным жизненным ситуациям.
Занятия объединения способствуют развитию и поддержке интереса учащихся к физике, дает возможность расширить и углубить знания и умения, полученные в процессе учебы, и создает условия для всестороннего развития личности. Занятия кружка являются источником мотивации учебной деятельности учащихся, дают им глубокий эмоциональный заряд.
Воспитание активности учащихся в процессе изучения ими физики является одной из актуальных задач, стоящих перед учителями физики в современной школе. Основными средствами такого воспитания и развития способностей учащихся являются экспериментальные исследования и задачи. Умением решать задачи характеризуется в первую очередь состояние подготовки учащихся, глубина усвоения учебного материала. Решение нестандартных задач и проведение занимательных экспериментальных заданий способствует пробуждению и развитию у них устойчивого интереса к физике.
Цель программы – способствовать развитию познавательной активности, интереса к физике, формированию естественно-научного мировоззрения учащихся.
Задачи программы – развитие интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения задач, выполнения опытов, подготовки творческих работ, участие в олимпиадах; расширение знаний учащихся по физике; приобретение практических, информационных, коммуникативных умений учащихся; воспитание ответственного отношения к учебному труду.
Программа дополнительного образования «Архимед» рассчитана на учащихся 8 класса, обладающим определенным багажом знаний, умений и навыков, полученных на уроках физики. Программа рассчитана на 72 часа в год, по 2 часа в неделю.
Занятия проводятся в кабинете физики.
Формы проведения занятий: беседы, практические работы, решение задач, обмен информацией, наблюдение и опыты, игры, при этом активно используются наглядность, физические модели, опора на жизненный опыт учащихся.
В результате учащиеся должны приобрести навыки выполнение исследовательских работ, решения разных типов задач, постановки эксперимента, работы с дополнительными источниками информации, в том числе электронными, а также умения пользоваться ресурсами интернет; закрепить полученные знания на уроках физики.
Критериями оценивания приобретённых ЗУН является участие в олимпиадах, выполнение и защита исследовательских работ.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Дата | Примерное содержания занятий. |
1 | Введение. Инструктаж по технике безопасности. | 1 | 01.09 | Проведение инструктажа по ТБ. Знакомство с целями и задачами объединения. |
Раздел 1. Физические методы изучения природы. | ||||
2,3 | Физические величины. Измерение физических величин. | 2 | 08.09 11.09 | Физические величины и единицы измерения. Международная система СИ. |
4,5 | Измерительные приборы. Погрешность измерений. | 2 | 15.09 18.09 | Знакомство с измерительными приборами, нахождение цены деления и погрешности измерения. |
6,7 | Работа с единицами измерений физических величин. | 2 | 22.09 25.09 | Перевод внесистемных единиц измерения с СИ. Кратные и дольные приставки. |
8 | Знакомство с программой «Виртуальная лаборатория по физике». | 1 | 29.09 | «Виртуальная лаборатория по физике-2» содержит набор программ по школьному курсу физики и предназначена для выполнения заданий с использованием компьютеров на уроках и дома. В программе находятся практические задания на основе моделей. Принцип работы программы. |
9 | Нахождение цены делений мензурки. | 1 | 02.10 | Знакомство с измерительным прибором – мензурка (измерительный стакан). Определение его цены деления и погрешности измерения. Мензурки с разной ценой деления. |
10 | Измерение объема жидкости и вместимость сосудов. | 1 | 06.10 | Определение при помощи мензурки объема жидкости и вместимости сосудов |
11 | Измерение объемов тел. | 1 | 09.10 | Измерение при помощи мензурки объем тел неправильной формы и при помощи линейки объем тел правильной формы. |
Раздел 1.Взвешивание тел. | ||||
12 | Нахождение массы неподписанных гирь при помощи весов. | 1 | 13.10 | Определение массы гирь при помощи весов. Разные способы определения массы гирь. |
13 | Взвешивание тел при помощи весов. | 1 | 16.10 | Различные способы определения массы тел на весах. |
Раздел 3. Плотность веществ. | ||||
14, 15 | Измерение плотности жидкостей при помощи весов и мензурки. | 2 | 20.1023.10 | Закрепить правила пользования весами и мензуркой. Косвенный способ нахождения плотности тел (по формуле). Использование структурно-логических схем. |
16 | Определение солености воды (по плотности), используя весы и мерный стакан. | 1 | 27.10 | Закрепление плотности вещества, понятие солености, определение солености воды. |
17, 18 | Решение задач «Масса, плотность, объем» | 2 | 30.1003.11 | Закрепление знаний по теме «плотность вещества». Решение заданий повышенной сложности и высокого. |
Раздел 4. Архимедова сила. | ||||
19 | Динамометр и мензурка. Ранжирование плавающих тел по плотности. | 1 | 06.11 | Знакомство с динамометром на модели. Шкала. Условие плавания тел через силы и плотности. Архимедова сила. Сила тяжести. Сила упругости. |
20 | Динамометр и мензурка. Нахождение архимедовой силы | 1 | 10.11 | Вычисление Архимедовой силы на модели. |
21 | Динамометр и мензурка. Нахождение объёма тела по архимедовой силе. | 1 | 13.11 | Нахождение объема тела, используя закон Архимеда. |
22 | Динамометр и мензурка. Нахождение плотности плавающего тела по выталкивающей силе. | 1 | 17.11 | Условие плавания тел через силы и плотности. |
23, 24, 25 | Решение задач «Архимедова сила» | 3 | 20.11 24.11 27.11 | Закрепление знаний по теме «плотность вещества». Решение заданий высокого повышенного уровня сложности. |
26, 27 | Интернет-олимпиада по физике СПбГУ. 1 тур. | 2 | 01.12 04.12 | Выполнение заданий 1 тура интернет-олимпиады по физике (дистанционно). |
Раздел.5 Механическое движение. | ||||
28 | Определение скорости движения машин. Графики скорости. | 1 | 08.12 | Механическое движение. Средняя скорость. Графики скорости. Путь. |
29 | Определение пути и времени движение тел. | 1 | 11.12 | Нахождение по формулам и графикам путь при прямолинейном и криволинейном движение. Длина окружности. |
30, 31 | Измерение средней и мгновенной скорости движения тел | 2 | 15.12 18.12 | Мгновенная и средняя скорость. |
32 | Решение задач на относительность. | 1 | 22.12 | Закон сложения скоростей. Решение задач на сближение и удаление. |
Раздел 6. Вес тела. | ||||
33, 34 | Динамометр. Нахождение веса и массы тела при помощи динамометра. | 2 | 25.1229.12 | Вес тела. Невесомость. Нахождение массы тела через вес на модели. |
Раздел 7. Энергия. | ||||
35 | Механическая энергия. | 1 | 29.12 | Энергия. Виды энергии. Закон сохранения энергии в тепловых и механических процессах. |
36 | Работа. Мощность. | 1 | 12.01 | Работа. Мощность. Закрепить знания по теме. |
37 | Закон сохранения энергии. | 1 | 15.01 | Решение заданий на закон сохранения энергии. |
Раздел 8. Тепловые явления. | ||||
38 | Измерение температуры жидкости (модель). | 1 | 12.01 | Повторение темы тепловые явления. Решения заданий по данной теме. |
39 | Количество теплоты. Теплоемкость веществ. | 1 | 15.01 | Решение заданий на определение количества теплоты, теплоемкости тела, массы и разности температур. |
40, 41 | Интернет-олимпиада по физике СПбГУ. 2 тур. | 2 | 19.01 22.01 | Выполнение заданий 2 тура интернет-олимпиады по физике (дистанционно). |
42, 43 | Решение задач на смешивание жидкостей. | 2 | 26.01 29.01 | Уравнение теплового баланса. |
44 | Плавление и кристаллизация веществ. График. | 1 | 02.02 | Уравнение теплового баланса для нескольких процессов (нагревание- плавление; охлаждение- кристаллизация). |
45 | Парообразование и конденсация. График. | 1 | 05.02 | Уравнение теплового баланса для нескольких процессов (нагревание – парообразование; конденсация-охлаждение). |
46, 47 | Уравнение теплового баланса. | 2 | 09.02 12.02 | Решение заданий повышенного и высокого уровня сложности на уравнение теплового баланса |
48 | Влажность воздуха. | 1 | 16.02 | Экспериментальное определение влажности воздуха используя термометр. |
Раздел 9. Исследовательская деятельность. | ||||
49, 50 | Рассказы о физиках. Люди науки. Нобелевские лауреаты по физике. | 2 | 19.02 26.02 | Подготовка докладов, сообщений, презентаций. |
51, 52 | Интересные явления в природе. | 2 | 01.03 04.03 | Подготовка докладов, сообщений, презентаций. |
53, 54, 55, 56 | Занимательные опыты. | 4 | 11.03 15.03 18.0322.03 | Подборка опытов. Выполнение опытов. Объяснение опытов с точки зрения физики Демонстрация для учащихся начальной школы. |
57 | Основы исследовательской деятельности. | 1 | 25.03 | Введение понятия исследовательская деятельность и его особенности. |
58, 59 | Выбор темы исследования. Выдвижение гипотез. | 2 | 29.0301.04 | Обсуждение выбора темы исследования, выдвижение гипотез. |
60, 61 | Цели и задачи исследования | 2 | 05.0408.04 | Определение целей и задач исследования. |
61 | Условия проведения экспериментов. | 1 | 12.0415.04 | Определение с экспериментами, выбор оборудования, определение условий проведения эксперимента. |
63 64 65 | Выполнение исследовательских работ. Теоретическая часть. | 3 | 19.0422.0426.04 | Самостоятельная работа на уроке и учебной литературой, интернетом, энциклопедиями. Оформление теоретической части работы. |
66 67 68 | Выполнение исследовательских работ. Практическая часть. | 3 | 29.04 03.0506.05 | Проведение экспериментов, оформление практической части. |
66 | Выводы и заключения исследовательских работ. | 1 | 10.05 | Оформление выводов и заключения к работе. |
67 | Подготовка к защите исследовательских работ | 1 | 13.05 | Подготовка выступления, подготовка презентации к выступлению. |
68 69 70 | Защита исследовательских работ. | 3 | 17.0520.0524.05 | Выступление перед одноклассниками и учителями школы. |
71 72 | Итоговое занятие. | 2 | 27.0531.04 | |
Общее количество | 72 |
Содержание тем объединения.
№ | Тема. | Содержание. |
1 | Введение. Физические методы изучения природы. | Физические величины. Измерение физических величин. Физические явления. Измерительные приборы. Шкала. Цена деления. Погрешность измерений. |
2 | Взвешивание тел. | Весы. Определение разными способами массы тел. Инерция. Взаимодействие тел. Масса тел. Единицы массы |
3 | Плотность веществ. | . Плотность тела. |
4 | Архимедова сила. | Архимедова сила. Закон Архимеда. Условия плавания тел. Плавание тел. Плавание судов. Воздухоплавание. |
5 | Механическое движение. | Механическое движение. Скорость. Средняя скорость. Единицы скорости. Расчет пути и времени. |
6 | Вес тела. | Сила. Явление тяготения. Сила тяжести. Центр тяжести. Сила упругости. Вес тела. Сила трения. Единицы силы. Графическое изображение сил. |
7 | Энергия. | Механическая работа. Мощность. КПД механизмов. Потенциальная и кинетическая энергия. Единицы энергии. Закон сохранения и превращения энергии. |
8 | Тепловые явления. | Тепловое равновесие. Температура. Внутренняя энергия. Количество теплоты. Удельная теплоемкость. Закон сохранения энергии в тепловых процессах. Влажность воздуха. Плавление и кристаллизация. Удельная теплота плавления и парообразования. Удельная теплота сгорания, преобразование энергии в тепловых процессах. КПД тепловой машины. Экологические проблемы использования тепловых машин. |
9 | Исследовательская деятельность. | Введение понятия исследовательская деятельность и его особенности. Темы исследования, гипотеза, цель и задачи исследования. Эксперименты в исследовании. Работа с учебной литературой, интернетом, энциклопедиями. Оформление исследовательских работы. |
Литература
- Долгая Т.И., Попова В.А., Сафронов В.Н., Хачатрян Э.В. Физика. 7-9 классы: Технологическая карта и сценарии уроков развивающего обучения, интегрированные уроки. – Волгоград: Учитель, 2015.
- Камин А.Л. Физика. Развивающее обучение. Книга для учителей. 7 класс. – Ростов р/Д: изд-во «Феникс», 2003.
- Козел С.М., Слободянин В.П. Физика. Всероссийские олимпиады. – М.: Просвещение, 2008.
- Логинова Н.В., Логинова Н.Э., Шмарина Г.Б., Тарасенко О.Н., Ильин Г.Н., Долганова Т.И., Шурбин Г.П., Зарубина С.Ф., Петрова Н.Г., Борисова Н.В., Краснова Л.П. Интеллектуальные игры. Выпуск 2 – Чебоксары: «Клио», 1998.
- Лукашик В.И. Физическая олимпиада. – М.: Просвещение, 1987.
- Лымарева Н.А. Физика. 9-11 классы. Проектная деятельность учащихся. – Волгоград: Учитель, 2008.
- Наумчик В.Н. Физика. Решение задач повышенной сложности. – Минск: Мисанта, 2003.
- Орловская Л.И. Как научится решать задачи по физике.- М.: «ВЛАДОС»,2001.
- Перельман Я.И. Занимательная физика. Веселые задачи. Простые, но каверзные. – М.: АСТ: Астрель, 2009.
- Перельман Я.И. Знаете ли Вы физику? Веселые задачи. Простые, но каверзные. – М.: АСТ: Астрель: ХРАНИТЕЛЬ, 2007.
- Перельман Я.И. Физика на каждом шагу. Веселые задачи. Простые, но каверзные. – М.: АСТ: Астрель: ХРАНИТЕЛЬ, 2008.
- Перельман Я.И. Физические головоломки. Веселые задачи. Простые, но каверзные. – М.: АСТ: Астрель: ХРАНИТЕЛЬ, 2007.
- Перышкин А.В. Сборник задач по физике 7-9 кл.: к учебникам А.В. Перышкина и др. - М.: Издательство «Экзамен», 2009.
- Селезнев В.И. Увлекательная физика. – М.: Новая школа, 1997.
- Соболева С.А. Физика в схемах и таблицах. Справочное пособие для 7-11 классов. - Спб.: Тритон, 2006.
- Шилов В.Ф.. Экспериментальные задания. Ученические мини-проекты. 7 класс. – М.: Чистые пруды, 2006.
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ПУРОВСКОГО РАЙОНА МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2" П.Г.Т. УРЕНГОЙ ПУРОВСКОГО РАЙОНА | |
микрорайон 5, д.№ 53а, п.г.т.Уренгой, Пуровский район, Ямало-Ненецкий автономный округ, Россия, 629860, тел. (34934) 9-27-45, факс 9-25-67. E-mail: Urengoу_2@mail.ru ОКПО 32733321, ОГРН 1028900859558, ИНН/КПП 8911012478/ 891101001, БИК 047191000 | |
УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ «СОШ № 2» п.г.т.Уренгой ____________ Крепешева Е.В. Приказ № 207 от «30» _августа__ 2014 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
Шмидт Натальи Александровны, первая квалификационная категория
(Ф.И.О., категория)
по астрономии для 10 класса, срок реализации - 1 год
(предмет, класс и т.п.)
СОГЛАСОВАНО Рассмотрено на заседании
Зам. директора по методического объединения
образовательному процессу протокол № 1
__________ Кузяева Н.В. от « 30 » _августа__2014 г.
_______ Исько И.А., рук. МО
п.г.т. Уренгой
2014 - 2015 учебный год
- Пояснительная записка
Рабочая программа элективного предмета «Астрономия» для 10 класса предназначена для изучения астрономии в общеобразовательных учреждениях, реализующих образовательную программу среднего с (полного) общего образования. Срок реализации программы 1 год.
Рабочая программа составлена на основе:
Федерального компонента государственного стандарта общего образования, утвержденный приказом Министерства образования РФ № 1089 от 05.03. 2004;
Модифицированной программы «Астрономия 11 класс», Б.А. Воронцов-Вельяминов, Е.К. Страут.
ЦЕЛЬ: формирование и развитие у обучающихся астрономических знаний и умений для понимания явлений и процессов, происходящих в космосе, формирование единой картины мира.
ЗАДАЧИ:
- Приобретение знаний и умений для использования в практической деятельности и повседневной жизни;
- Овладение способами познавательной, информационно-коммуникативной и рефлексивной деятельностей;
- Освоение познавательной, информационной, коммуникативной, рефлексивной компетенций.
Программа рассчитана на 35 часов обучения (10-11 класс). Согласно базисному учебному плану школы на изучение физики в 10 классе отводится1 часа в неделю.
Для изучения астрономии выбран электронный учебник Воронцов-Вельяминов Б. А., Страут Е. К. «Астрономия. 11 класс». Учебник с электронным приложением.
В программе контроль знаний осуществляется в виде зачетов. В конце триместров выставляется зачет/незачет. Итоговая оценка за учебный период – зачет/незачет.
- Содержание курса
Название раздела | Содержание |
Введение в астрономию (1 ч) | Предмет астрономии (что изучает астрономия, роль наблюдений в астрономии, связь астрономии с другими науками, значение астрономии). |
Практические основы астрономии (5 ч) | Звездное небо. Изменение вида звездного неба в течение суток (небесная сфера и ее вращение, горизонтальная система координат, изменение горизонтальных координат, кульминации светил). Изменение вида звездного неба в течение года Способы определения географической широты. Основы измерения времени (связь времени с географической долготой, системы счета времени, понятие о летосчислении). |
Строение солнечной системы (6 ч) | Видимое движение планет. Развитие представлений о Солнечной системе (астрономия в древности, геоцентрические системы мира, гелиоцентрическая система мира, становление гелиоцентрического мировоззрения). Законы Кеплера - законы движения небесных тел (три закона Кеплера), обобщение и уточнение Ньютоном законов Кеплера (закон всемирного тяготения, возмущения, открытие Нептуна, законы Кеплера в формулировке Ньютона). Определение расстояний до тел Солнечной системы и размеров небесных тел (определение расстояний по параллаксам светил, радиолокационный метод, определение размеров тел Солнечной системы). |
Физическая природа тел солнечной системы (6 ч) | Система "Земля – Луна» Солнечные и лунные затмения. Природа Луны. Планеты земной группы (общая характеристика атмосферы, поверхности). Планеты-гиганты (общая характеристика, особенности строения, спутники, кольца). Астероиды и метеориты (закономерность в расстояниях планет от Солнца и пояс астероидов, движение астероидов, физические характеристики астероидов, метеориты). Кометы и метеоры |
Солнце и звезды (10 ч) | Общие сведения о Солнце (вид в телескоп, вращение, размеры, масса, светимость, температура Солнца и состояние вещества на нем, химический состав). Строение атмосферы Солнца (фотосфера, хромосфера, солнечная корона, солнечная активность). Источники энергии и внутреннее строение Солнца (протон - протонный цикл, понятие о моделях внутреннего строения Солнца). Солнце и жизнь Земли. Расстояние до звезд (определение расстояний по годичным параллаксам, видимые и абсолютные звездные величины). Пространственные скорости звезд, эффект Доплера. Физическая природа звезд (цвет, температура, спектры и химический состав, светимости). Связь между физическими характеристиками звезд (диаграмма "спектр-светимость", соотношение "масса-светимость", вращение звезд различных спектральных классов). Двойные звезды. Физические переменные, новые и сверхновые звезды (цефеиды, другие физические переменные звезды, новые и сверхновые). |
Строение и эволюция Вселенной (8 ч) | Наша Галактика (состав - звезды и звездные скопления, туманности, межзвездный газ, космические лучи и магнитные поля; строение Галактики, вращение Галактики и движение звезд в ней; радиоизлучение). Другие галактики (открытие других галактик, определение размеров, расстояний и масс галактик; многообразие галактик, радиогалактики и активность ядер галактик, квазары). Метагалактика Происхождение и эволюция звезд (возраст галактик и звезд, происхождение и эволюция звезд). Происхождение планет Жизнь и разум во Вселенной. |
- Календарно-тематическое планирование
№ | дата | Тема урока/раздела | Домашнее задание | примечание | |
план | факт | ВВЕДЕНИЕ | |||
1 | 06.09 | Предмет астрономии. Звездное небо. | § 1§ 2 | ||
13.09 | ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АСТРОНОМИИ | ||||
2 | 20.09 | Изменение вида звездного неба в течение суток | § 3. 3 (4) | ||
3 | 27.09 | Изменение вида звездного неба в течение года | § 4. 3 (3). | ||
4 | 4.10 | Способы определения географической широты | § 5. .З (5) | ||
5 | 11.10 | Основы измерения времени | § 6 | ||
6 | 18.10 | Зачет 1 Введение в астрономию | |||
СТРОЕНИЕ СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ | |||||
7 | 25.10 | Видимое движение планет. Развитие представлений о Солнечной системе | § 7, § 8 | ||
8 | 1.11 | Законы Кеплера | § 9 | ||
9 | 15.11 | Обобщение и уточнение Ньютоном законов Кеплера | § 10 | ||
10 | 22.11 | Определение расстояний до тел Солнечной системы и размеров небесных тел | § 11 | ||
11 | 29.11 | Зачет № 2«Строение Солнечной системы» | |||
ФИЗИЧЕСКАЯ ПРИРОДА ТЕЛ СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ | |||||
12 | 06.12 | Система «Земля — Луна» | § 12 | ||
13 | 13.12 | Природа Луны | § 13 | ||
14 | 20.12 | Планеты земной группы | §14 3(1) | ||
15 | 27.12 | Планеты-гиганты | § 15 3(2) | ||
16 | 17.01 | Астероиды и метеориты Кометы и метеоры | § 16, § 17 3(2) | ||
17 | 24.01 | Зачет № 3«Физическая природа тел Солнечной системы» | |||
СОЛНЦЕ И ЗВЕЗДЫ | |||||
18 | 24.01 | Общие сведения о Солнце | § 18 | ||
19 | 31.01 | Строение атмосферы Солнца | §19(1) | ||
20 | 07.02 | Источники энергии и внутреннее строение Солнца | § 20 | ||
21 | 14.02 | Солнце и жизнь Земли | § 21 | ||
22 | 28.02 | Расстояние до звезд | § 22 | ||
23 | 07.03 | Пространственные скорости звезд | §23 | ||
24 | 14.03 | Физическая природа звезд | § 24 | ||
25 | 21.03 | Связь между физическими характеристиками звезд | § 24 | ||
26 | 28.03 | Двойные звезды. Физические переменные, новые и сверхновые звезды | §25 3(3), § 26 3 (2) | ||
27 | 04.04 | Зачет № 4«Солнце и звезды» | |||
Строение и эволюция Вселенной | |||||
28 | 18.04 | Наша Галактика Другие галактики | § 27,28§ 29 | ||
29 | 25.04 | Метагалактика | § 30 | ||
30 | 02.05 | Происхождение и эволюция звезд | § 31 | ||
31 | 16.05 | Происхождение планет | § 32 | ||
32 | 23.05 | Жизнь и разум во Вселенной | § 33 | ||
33 | 30.05 | Контрольная работа № 5«Строение и эволюция Вселенной» | |||
34 | Астрономическая картина мира | ||||
35 | Астрономическая картина мира | ||||
IV. Формы и средства контроля
Контроль знаний осуществляется в виде устных зачетов по теме. Система оценивания - зачет/незачет. Зачет может проводится в форме презентации, доклада, сообщения по теме:
№ раздела | Зачеты |
1 | Введение в астрономию |
2 | Строение Солнечной системы |
3 | Физическая природа тел Солнечной системы |
4 | Солнце и звезды |
5 | Строение и эволюция вселенной |
Итоговая оценка не выставляется. Используется система зачет/незачет.
- Требования к уровню подготовки учащихся 10 класса
должны знать:
смысл понятий: активность, астероид, астрология, астрономия, астрофизика, атмосфера, восход светила, вращение небесных тел, Вселенная, вспышка, Галактика, горизонт, гранулы, затмение, виды звезд, зодиак, календарь, космология, космонавтика, космос, кольца планет, кометы, кратер, кульминация, основные точки, линии и плоскости небесной сферы, магнитная буря, Метагалактика, метеор, метеорит, метеорные тело, дождь, поток, Млечный Путь, моря и материки на Луне, небесная механика, видимое и реальное движение небесных тел и их систем, обсерватория, орбита, планета, полярное сияние, протуберанец, скопление, созвездия и их классификация, солнечная корона, солнцестояние, состав Солнечной системы, телескоп, терминатор, туманность, фазы Луны, фотосферные факелы, хромосфера, черная дыра, Эволюция, эклиптика, ядро;
определения физических величин: астрономическая единица, афелий, блеск звезды, возраст небесного тела, параллакс, парсек, период, перигелий, физические характеристики планет и звезд, их химический состав, звездная величина, радиант, радиус светила, космические расстояния, светимость, световой год, сжатие планет, синодический и сидерический период, солнечная активность, солнечная постоянная, спектр светящихся тел Солнечной системы;
смысл работ и формулировку законов: Аристотеля, Птолемея, Галилея, Коперника, Бруно, Ломоносова, Гершеля, Браге, Кеплера, Ньютона, Леверье, Адамса, Галлея, Белопольского, Бредихина, Струве, Герцшпрунга-Рассела, , Хаббла, Доплера, Фридмана, Эйнштейна;
должны уметь:
использовать карту звездного неба для нахождения координат светила;
выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
приводить примеры практического использования астрономических знаний о небесных телах и их системах;
решать задачи на применение изученных астрономических законов;
осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников, ее обработку и представление в разных формах;
владеть компетенциями: коммуникативной, рефлексивной, личностного саморазвития, ценностно-ориентационной, смыло поисковой, и профессионально-трудового выбора.
VI. Перечень учебно-методического обеспечения
1. Телескоп.
2. Спектроскоп.
3. Теллурий.
4. Модель небесной сферы.
5. Звездный глобус.
6. Подвижная карта звездного неба.
7. Глобус Луны.
8. Карта Луны.
9. Карта Венеры.
10. Карта Марса.
11. Справочник любителя астрономии.
12.Школьный астрономический календарь (на текущий учебный год).
Наглядные пособия
1. Вселенная.
2. Солнце.
3. Строение Солнца.
4. Планеты земной группы.
5. Луна.
6. Планеты-гиганты.
7. Малые тела Солнечной системы.
8. Звезды.
9. Наша Галактика.
10. Другие галактики
Электронные и технические средства обучения
Персональный компьютер.
SMART-доска.
Цифровые Образовательные Ресурсы (Приложение 2)
- Список литературы
- Воронцов-Вельяминов Б. А., Страут Е. К. «Астрономия. 11 класс». Учебник с электронным приложением.
2. Методическое пособие к учебнику «Астрономия.11 класс» авторов Б. А. Воронцова-Вельяминова, Е. К. Страта.
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ПУРОВСКОГО РАЙОНА МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2" П.Г.Т. УРЕНГОЙ ПУРОВСКОГО РАЙОНА |
микрорайон 5, д. 53а, п.г.т. Уренгой, Пуровский район, Ямало-Ненецкий автономный округ, Россия, 629860, тел. (34934) 9-27-45, факс 9-25-67. e-mail: Urengoy_2@mail.ru ОКПО 32733321, ОГРН 1028900859558, ИНН/КПП 8911012478/ 891101001, БИК 047191000 |
УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ «СОШ № 2» п.г.т. Уренгой ________________ Приказ № от «___» августа 2013 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
«Практикум по физике »
Шмидт Натальи Александровны, первая квалификационная категория,
(Ф.И.О., категория)
11, класс, срок реализации – 1 триместр
(предмет, класс и т.п.)
СОГЛАСОВАНО Зам. директора по образовательному процессу __________ __________________ | Рассмотрено на заседании методического объединения протокол № _____ от «____» августа 2013г. _____ __________, руководитель МО |
п.г.т. Уренгой
2013 – 2014 учебный год
Пояснительная записка
Курс рассчитан на учащихся старших классов и предполагает совершенствование подготовки школьников по освоению основных разделов физики и углубление теоретических знаний, и развитие практических умений и навыков решения задач.
Цель курса: подготовить выпускников общеобразовательной школы профильного класса к поступлению в высшие технические ученые заведения и получению профессии технического профиля.
Задачи курса:
- Более глубокое изучение основ физики через решение физических задач.
- Совершенствованию полученных в основном курсе физики знаний и умений.
- Формирование представлений о постановке, классификации, приемах и методах решения физических задач.
- Формирование метода научного познания явлений природы как азы для интеграции знаний и развития мышления учащихся.
- Развитие интереса к физике и решению физических задач.
Программа курса согласована с требованиями государственного образовательного стандарта и содержанием основных программ курса физики. Она ориентирует учителя на дальнейшее совершенствование уже усвоенных знаний и умений учащихся. Для этого вся программа делится на несколько разделов. Первый раздел знакомит учащихся с понятием «задача», дает представление о значении задач в жизни, науке, технике, знакомит с различными сторонами работы с задачами. В этом разделе и в других при решении задач особое внимание уделяется последовательности действий (алгоритму), анализу физических явлений, проговариванию вслух решений, анализу полученного ответа.
Во втором и последующих разделах рассматриваются алгоритмы решения задач по конкретной теме, анализируется необходимые для решения задач теоретические знания, используется несколько способов решения одной задачи (если таковые имеются). А также используются несколько методов решения: используются структурно логические схемы Бетева, метод графов.
При повторении обобщаются и систематизируются как теоретические знания так и приемы решения задач, используются материалы ЕГЭ – тестовые задания, демонстрационные и контрольно-измерительные материалы.
В результате учащиеся должны уметь применять знания, полуученые на уроках дополнительных занятиях, уметь классифицировать задачи, подбирать необходимый алгоритм, находить аналогии в задачах, использовать несколько методов решения задач, находить решение любой поставленной задачи.
Для составления данного элективного курса использовались лекции по методике преподавания физики, педагогике, практикума по решению физических задач преподавателей Омского государственного педагогического университета, физического факультета.
Тематическое планирование
№ занятия | Наименование разделов и тем | Кол-в часов | Примечание | Дата |
Раздел 1. | Физическая задача. Классификация задач | 2 | ||
1 | Физическая теория решения задач | 1 | ||
2 | Классификация физических задач | 1 | По требованию, содержанию, способу решения задач. Примеры. | |
Раздел 2. | Правила и приемы решения физических задач | 3 | ||
3 | Этапы решения физической задачи | 1 | ||
4, 5 | Различные приемы и способы решения | 2 | Алгоритмы, аналогии, геометрические приемы | |
Раздел 3. | Кинематика | 4 | ||
6 | Элементы векторной математики. Путь и перемещение | 1 | ||
7 | Характеристики равномерного прямолинейного движения. | 1 | Графики характеристик движения, геометрические приемы | |
8 | Характеристики равноускоренного прямолинейного движения | 1 | Графики характеристик движения, геометрические приемы | |
9 | Равномерное движение точки по окружности | 1 | Геометрические приемы. Проверочная работа | |
Раздел 4 | Динамика | 8 | ||
10 | Законы Ньютона | 1 | Составить алгоритм, геометрические приемы | |
11 | Гравитационные силы | 1 | ||
12 | Сила упругости. Вес тела | 1 | ||
13 | Движение тел под действием сил упругости и силы тяжести | 1 | Геометрические приемы | |
14 | Сила трения. Движение тел под действием нескольких сил | 1 | Алгоритм, геометрические приемы | |
15, 16 | Движение тел по наклонной плоскости | 2 | Алгоритм, геометрические приемы | |
17 | Движение связанный тел | 1 | Проверочная работа | |
Раздел 5 | Законы сохранения в механике | 6 | ||
18 | Закон сохранения импульса | 1 | Алгоритм | |
19 | Реактивное движение | 1 | ||
20 | Теоремы о кинетической и потенциальной энергии | 1 | Алгоритм | |
21 | Закон сохранения полной механической энергии | 1 | Алгоритм | |
22, 23 | Решение комплексных задач | 2 | ||
24,25 | Статика. Решение задач. | 2 | Проверочная работа | |
Раздел 6 | Основы Молекулярно – кинетической теории | 4 | ||
26 | Основное уравнение МКТ идеального газа | 1 | ||
27 | Уравнение Менделеева - Клапейрона | 1 | ||
28,29 | Газовые законы | 2 | Проверочная работа | |
Раздел 7 | Основы термодинамики | |||
30 | Уравнение теплового баланса | 1 | ||
31 | Первый закон термодинамики | 1 | ||
32 | Применение 1 закона термодинамики к различным процессам | 1 | ||
33,34 | Характеристики тепловых двигателей. КПД | 2 | Проверочная работа | |
35,36 | Итоговое повторение | 2 | Итоговая контрольная работа, экзамен |
ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ РЕШЕНИЮ ФИЗИЧЕСКИХ ЗАДАЧ
План:
- Понятие «задача» и ее функции
- Классификация ученых физический задач
- Требования, знания и умения выпускников средней школы в плане физической задачи
- Методы решения учебных физических задач
- Уровни обобщенного умения решать физические задачи
- Способы обучения учащихся к умению решать задачи
- Способы записи условия и решения задач
- Методика решения задач:
- вычислительных
- логических (качественных)
- графических
- экспериментальных
- задач с межпредметным содержанием
Понятие «задача» и ее функции
Физическая задача – ситуация, требующая от учащихся мыслительных и практических действий на основе знаний законов и методов физики, направленных на владение знаний по физике, умений применять их на практике, развивать мышление.
Функции задач:
- Познавательные
- Воспитывающие (волю, настойчивость, трудолюбие)
- Развивающие мыслительные операции (анализ, сравнение)
- Организующие (организация своей работы)
- Контролирующие
Классификация учебных физических задач
По способу выражения условия:
- Текстовые
- Задачи рисунки
- Экспериментальные
- Графические
По способу определения решения:
- Количественные (с математическими операциями)
- Качественные
- Графические
- Экспериментальные
Требования, знания и умения выпускников средней школы в плане физической задачи
Знания о задаче:
- Что такое задача
- Структура задачи
- Содержание задач на систему (предмет задачи и требования)
- Содержание решающей системы (метода, способы, средства решения)
Знания о процессе решения задач (основные действия)
- Ознакомление с условием задачи с выделением заданных характеристик, ограничений и неизвестных.
- Составление плана решения задач
- Выбор метода решения задачи и его применение
- Решение задачи
- Проверка и контроль результатов решения задачи.
Содержание операции и последовательность их реализации в процессе решения задачи (общий алгоритм)
- Чтение задачи
- Выделение способа задания предмета
- Краткая запись условия и требований задачи
- Устное воспроизведение содержания задачи по выполненному ее кодированию
- Выделение системы знаний (раздела, темы, курса, которые объясняют заданную ситуацию)
- Выявление возможных путей разрешения требований задачи
- Определение рационального подхода
- Проверка целесообразности решения задачи выбранным методом
- Выделение способа решения задачи
- Выделение из записи основного уравнения. Определение его достаточности
- Преобразование исходного уравнения или системы уравнений для нахождения неизвестного
- Операция с наименованиями величин, единиц измерения
- Уточнение содержания полученного результата
- Выбор метода проверки результата
- Проверка результатов на достоверность, реальность, соответствие
Методы решения учебных физических задач
Аналитический метод – предполагает решение исходя из условий задачи (от частного к общему)
Синтетичекий метод – предполагает решение исходя из требований задачи.
Аналитико – синтетический метод - предполагает решение исходя из условий и требований задачи.
Уровни обобщенного умения решать физические задачи
- Перенос умения выполнять отдельные операции в данной теме на выполнение операций по решению задач в другой теме, разделу.
- Характеризуется переносом структуры решения задачи одного раздела на решение задачи другого раздела (вырабатывается общий алгоритм решения задачи).
- Характеризуется переносом умения решать физические задачи на решение задачи по другим учебным предметам.
Способы обучения учащихся к умению решать задач
I. Репродуктивный
- Объяснение учителем подхода к решению задач данного вида
- Коллективное решение задач
- Самостоятельное решение задач дома
- Самостоятельно решение задач на контрольной работе
II. Алгоритмический.
- Схема способа. Алгоритм дает учитель.
- Раскрытие учителем общего подхода к решению физической задачи данного вида
- Коллективное решение небольшого количества задач с использование общего подхода
- Полусамостоятельное решение задач, включающее коллективный анализ условия задачи, обсуждение плана решения и самостоятельно решение по реализации намеченного плана или выполнение отдельных операций
- Самостоятельное решение задач (самостоятельный анализ условий задачи, краткая запись, выбор хода решения и т.д.)
III Проблемно-поисковый
- Вырабатывается совместно общий алгоритм решения задачи
- Выдвижение проблемы
- Отыскивание учащимися под руководством учителя общего алгоритма решения задач данного типа
- Самостоятельное решение задач
- Самостоятельная работа дома
- Самостоятельная работа по решению задач на контрольной работе.
Алгоритм дети нарабатывают сами с помощью учителя
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ
АНАЛИЗ УСЛОВИЯ ЗАДАЧИ
- Выявить свойство, явление, процесс, состояние, о котором идет речь в задаче. (При чтении условия необходимо выделить основное содержание, известное, неизвестное, и установить связи и отношения и записать их).
- Анализ того, что записываем (рисунок или схему).
- Записать уравнение или систему уравнений.
- Математическое решение задачи в общем виде.
- Проверить путем операции с наименованием величин.
- Произвести вычисления: подстановка данных.
- Анализ полученного результата и окончательно делаем выводы, связанные с анализом полученного результата.
I.ПРИ РЕШЕНИИ ЗАДАЧ ПО КИНЕМАТИКЕ НЕОБХОДИМО:
- Рационально выбрать систему отсчета с указанием начала отсчета времени и обозначить на схематическом чертеже всю кинематическую характеристику движения (перемещение точки за рассматриваемый промежуток времени, мгновенную скорость в конце и в начале перемещения, a, и t , g)
- Записать кинематические законы движения для каждого из движущихся тел в векторной форме.
- Спроецировать векторные величины на оси X и Y и проверить, является ли полученная система уравнений полной.
- Используя кинематические связи, геометрические соотношения и специальные условия, данные в задаче, составить недостающие уравнения.
- Решить полученную систему уравнений относительно неизвестных.
- Перевести все величины в одну систему единиц и вычислить исходные величины.
- Проанализировать результат и проверить его размерность.
При решении задач на движение материальной точки по окружности необходимо дополнительно учитывать связь между условиями
- ДЛЯ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ ПО ДИНАМИКЕ ПОСТУПАТЕЛЬНОГО
И ВРАЩАТЕЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ НЕОБХОДИМО:
- Выяснить, с какими телами взаимодействует движущиеся тело и, сделав схематический чертеж и расставить все действующие силы.
- Записать второй закон Ньютона в векторной форме.
- Спроецировать векторные величины на оси X и Y (выбрать начало координат в центре движущегося тела, ось X направить по ускорению, ось Y по силе реакции опоры)
- Если полученная система уравнений не является полной, составить недостающие уравнения, исполняется третий закон, Закон Кулона.
- Решить полученную систему уравнений относительно неизвестных в общем, виде и проверить размерность.
- Сделать числовые расчеты.
Если в задаче рассматривается движение нескольких тел, необходимо записать второй Закон для каждого из них и учесть кинематические и динамические связи между ними (например, равенство ускорений тел, жестко связано между собой, равенство сил действия и противодействия и т.д.)
III. ПРИ РЕШЕНИИ ЗАДАЧ НА ПРИМЕНЕНИЕ ЗАКОНА СОХРАНЕНИЯ ИМПУЛЬСА НЕОБХОДИМО:
1. Проверить систему, взаимодействий тел на замкнутость. В случае замкнутой системы сохраняется полный вектор импульса. Если система не замкнута, то: а) сохраняется проекция полного вектора импульса, на то направление по которому внешние силы не действуют или их действие скомпенсировано (обычно это горизонтальное направление) б) если за время взаимодействия внешние силы незначительно изменяют импульсы взаимодействующих тел (взрыв, удар, выстрел),то для практических расчетов можно пользоваться Законом сохранения импульса (хотя, строго говоря, он не выполняется).
2. Изобразить на чертеже векторы импульсов тел системы непосредственно перед и после взаимодействия.
3. Записать Законы сохранения импульса в векторной форме
4. Спроецировать векторные величины на оси X и Y (выбираются произвольно, но так, чтобы было удобно проецировать).
5. Решить полученную систему скалярных уравнений относительно неизвестных в общем виде.
6. Проверить размерность и сделать цифровой расчет.
IV.ДЛЯ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ НА ВЫЧИСЛЕНИЕ
РАБОТ ПОСТОЯННОЙ СИЛЫ НЕОБХОДИМО:
1. Выяснить, работу какой силы требуется определить в задаче, и записать исходную форму А = FS cos α
2. Сделать схематический чертеж и определить угол между силой и перемещением.
3. Если в условии задачи сила неизвестна, ее следует определять из второго Закона Ньютона (динамики)
4. Определить величину модуля перемещения из законов кинематики.
5. Подставить значение модулей силы и перемещения в формулу работ и, проверив размерность, сделать числовой расчет.
V.ПРИ РЕШЕНИИ ЗАДАЧ НА
ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОЩНОСТИ НЕОБХОДИМО:
1. Выяснить какую мощность нужно определить среднюю (р=А|t ) или мгновенную (р=FU cos α )
2. Указать на чертеже силы, действующие на тело, и не кинематические характеристики движения.
3. Из второго закона определить силу.
4. Из законов кинематики определить среднюю или мгновенную скорость.
5. Подставить полученные значения F и U в формулу мощности.
6. Проверив разности, сделать числовой расчет.
В некоторых задачах необходимо дополнительно использовать формулу КПД механизма:
VI.ПРИ РЕШЕНИИ ЗАДАЧ НА ПРИМЕНЕНИЕ ЗАКОН СОХРАНЕНИЯ И ПРЕВРАЩЕНИЕ ЭНЕРГИИ НЕОБХОДИМО:
1. Сделать схематический чертеж. Обозначить на нем кинематические характеристики начального и конечного состояния системы.
2. Проверить систему на замкнутость. Если система тел замкнута, решение проводится по закону сохранения механической энергии, т.е. Ек1+ Еn2= Ек2+Еn2, или Е1=Е2. Если система не замкнута, то изменение механической энергии системы равно работе внешних сил, т.е. Е2-Е1=А или ΔЕ = А. В задачах на столкновение тел необходимо использовать также закон сохранения импульса.
3. Выбрать нулевой уровень потенциальной энергии (выбирается произвольно)
4. Выяснить какие внешние силы действуют на тело в произвольной точки траектории.
5. Записать формулы механической энергии в начальном и конечном положении.
6. Пользуясь: а) алгоритмом решения задач для расчета работы, определить работу внешней силы при переходе из начального состояния в конечное или; б) алгоритмом решения задач на применение закона сохранения импульса установить связь между начальными и конечными скоростями тел системы.
7. Поставить полученное значение энергий и работы в формулу работ и сделать числовой расчет. Если система замкнута, действия, описанные в пунктах 4 и 6 (а), проводить не нужно в этом случае знания энергий подставляются в формулу закона сохранения энергии.
VII.ПРИ РЕШЕНИИ ЗАДАЧ ПО СТАТИКЕ НЕОБХОДИМО:
1. Изобразить на чертеже все силы, действующие на тело, находящееся в положении равновесия.
2. Записать первое условия равновесия Σ Fi=0.
3. Спроецировать векторные величины на оси Х и Y (выбирается произвольно, но так, чтобы проецирование было наиболее простым).
4. Если для решения задачи первого условия недостаточно, записать уравнение моментов относительно любой точки тела:
5. Решить систему уравнений относительно неизвестных, проверить размерность и сделать числовой расчет.
Если ось вращения закреплена, для решения задачи достаточно второго условия; если тело не имеет оси вращения — первого условия.
Аналогично решаются задачи по статике жидкости и газов, однако в этом случае необходимо дополнительно учитывать закон Паскаля сжимаемость жидкости и выталкивающую силу, действующую на тело со стороны жидкости или газов.
VIII.ЗАДАЧИ НА РАСЧЕТ КОЛЕБАТЕЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ
условно можно разделить на две группы:
ЗАДАЧИ, РЕШЕНИЕ КОТОРЫХ ОСНОВАНО НА ОБЩИХ УРАВНЕНИЯХ ГАРМОНИЧЕСКИХ КОЛЕБАНИЙ.
Для решения задач необходимо:
1. Записать уравнение гармонических колебаний в виде Х=Х0 sin(wt + U0)
2. Определить начальную фазу колебаний U0, используя условия задачи, и выразить, если это необходимо, циклическую частоту колебаний w через частоту V если период колебаний Т, используя формулу: w=2П V; Т=1/V.
3. Определить мгновенные значения скорости и ускорения, точки, совершающей гармонические колебания: для скорости взять первую производнуюот координаты, для ускорения — первую производную от скорости или вторую от координаты.
4. Если необходимо, использовать закон сохранения механической энергии mU2/2 + kX2/2= const.
5. Решить полученное уравнение относительно неизвестных.
6. Сделать числовой расчет и проверить размерность искомой величины.
ЗАДАЧИ НА РАСЧЕТ ПЕРИОДА КОЛЕБАНИЙ
МАТЕМАТИЧЕСКОГО И ПРУЖИННОГО МАЯТНИКА.
Для решения задач необходимо:
1. Выяснить, чему равно ускорение точки подвеса маятника. Если, а=0, то период малых колебаний определяется по формуле Т = 2П√e/g. Если точка падежа движется с ускорением а, направляемым под углом α к ускорению силы тяжести g период малых колебаний определяется по формуле Т=2ПL/g. Для упругого маятника Т = 2Пm/k.
2. Если необходимо, то записать формулы, обязывающие период колебаний с частотой или циклический частотой колебаний.
3. Решить полученные уравнения.
4. Сделать числовой расчет и проверить размерность искомой величины.
Способы записи условия и решения задач
1 способ
дано | СИ | Решение | |
Формулы законов, условий, требований, выводы формул, | Математические расчеты | ||
а= в= с= m= | |||
Р - ? g = | Ответ: |
2 способ.
Этот способ более удоен в использовании и ему отдается большее предпочтение.
дано | СИ | Решение | |
Р - ? | Формулы законов, условий, требований, выводы формул, | Математические расчеты | |
О чем идет речь ? а= в= с= m= g = | |||
Ответ: |
ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
По итогам данной программы учащиеся должны:
- Приводить примеры:
- Изменения скорости тел под действием силы;
- Деформации тел при взаимодействии
- Проявления закона сохранения импульса в природе и технике
- Опытов, подтверждающих основные положения атомно – молекулярного учения о строении вещества
Измерять температуру, массу, объём силы, расстояние, силу тока, напряжение
Собирать установки для эксперимента по описанию, рисунку или схеме
- Описывать и строить.
Описывать изменения и преобразования энергии
Сравнивать сопротивление металлических проводников по графикам зависимости силы тока от напряжения
Строить графики зависимости величин
- Определять, вычислять, решать, распознавать.
Определять
- промежуточное значение величин по таблицам результатов измерений и построенным графикам
- направление теплопередачи путем сравнения температур тел
- характер тепловых процессов
- сопротивление металлического проводника
Вычислять равнодействующую силу, используя второй закон ньютона, импульс тела, кинетическую и потенциальную энергию, внутреннюю энергию, другие виды энергии.
Решать задачи данных тем и использовать необходимые формулы
Объяснять
- результаты наблюдений экспериментов
- смысл числового значения кпд
- большую сжимаемость газов
- малую сжимаемость жидкостей и твердых тел
- представлять, что КПД не может быть больше или равен 100%
- Знать законы, явления и факты, понятия и величины, модели.
Законы
- Сохранение и преобразования энергии
- Необратимость процессов теплопередачи
- Связь температуры вещества со средней кинетической энергией
- Ома для участка цепи, для полной цепи
- Джоуля – Ленца
- Ньютона
- Всемирного тяготения
- Сохранения импульса
Явления и факты
Теплопередача, нагревание охлаждение, переходы вещества из одного состояния в другое, электризация тел, взаимодействие зарядов, электрический ток, электромагнитная индукция, прямолинейное движение, свободное падение тел, движение по окружности,
Понятия и величины
Относительность движения, энергия и ее виды, работа, мощность, КПД, скорость, масса, ускорение, инерциальная система отсчета, дискретное строение вещества, электрический заряд, электрическое и магнитное поле, электрический ток, сила тока, напряжение, сопротивление проводника.
Модели
Материальная точка, строение газа, жидкости и твердого тела
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ В ПОМОЩЬ УЧИТЕЛЮ И УЧАЩИМСЯ
- Володарский В.Е. «Система задач по физике для 9 класса».
- Кабардин О.Ф., Орлов В.А. Физика. Тесты. 10-11 кл.
- Каменский С.Е., Орехов В.П. Методика решения задач в средней школе.
- Орлов В.А., Ханнанов Н.К. «ЕГЭ 2002: Контрольные измерительные материалы: Физика», - М.,2003.
- Орлов В.А., Ханнанов Н.К. «Учебно-тренировочные материалы для подготовки к ЕГЭ», - М.,2002.
- Основы методики преподавания физики в средней школе. Под ред. А.В. Перышкина.
- Перышкин А.В., Гутник Е.М. Физика: учебник для 9 кл.
- Рымкевич А.П., Рымкевич П.А. «Сборник задач по физике».
- Страут Е.К., Нурминский И.И., Гладышева Н.К. «ЕГЭ 2001: Тестовые задания: Е33 Физика», - М., 2002.
ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
ЭЛЕКТРОННЫЕ УЧЕБНИКИ:
- «Уроки физики», библиотека Кирилла и Мефодия, 2000
- «К урокам физики», 2001.