4. Адресная работа с различными категориями обучающихся

Современный учитель создает условия для работы с различными категориями обучающихся, будь то одарённые дети, дети из социально неблагополучных семей, дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети из семей мигрантов, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети-инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья.

Систему работы учителя  (классного руководитея) по созданию безопасной и  психологически комфортной среды  можно увидеть на сайте http://nsportal.ru/site/11-gradusov-be

 Портфолио одареных детей на сайте http://nsportal.ru/albom/2016/05/04/shmidt-natalya-aleksandrovna/portfolio-odarennyh-detey

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ

АДМИНИСТРАЦИИ ПУРОВСКОГО РАЙОНА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

"СРЕДНЯЯ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ШКОЛА  №  2"

 П.Г.Т. УРЕНГОЙ ПУРОВСКОГО РАЙОНА

ул. Геологов, д. 43, п.Уренгой, Пуровский район, Ямало-Ненецкий автономный округ, Россия, 629860,

тел. (34934) 9-27-45, факс 9-25-67. e-mail: Urengoy_2@mail.ru

ОКПО 32733321,  ОГРН 1028900859558, ИНН/КПП 8911012478/ 891101001, БИК 047182000

УТВЕРЖДАЮ

Директор школы ________________ Е.В. Крепешева

Приказ № _____ от «___» ________ 2013 г

ПРОГРАММА

создания школьной модели работы с одаренными детьми

на период 2013-2016 годы

п.г.т. Уренгой

2013 г.

  1. ВВЕДЕНИЕ

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 2» п.г.т. Уренгой Пуровского района образовано в 1986 году. В настоящее время это учебное заведение со сложившимися традициями, творческим педагогическим коллективом, высокими достижениями учащихся в олимпиадах, творческих конкурсах муниципального, регионального, всероссийского и международного уровней.

С 1997 года школа работает в режиме экспериментальной площадки и опорной школы:

  • 1997-2000 гг – экспериментальная площадка районного уровня по проблеме «Создание адаптивной модели школы разноуровневого и профильного обучения»;
  • 2000-2005 гг – окружная экспериментальная площадка по созданию личностно-ориентированной школы на основе данных мониторинга;
  • 2005-2010 гг – экспериментальная площадка районного уровня по созданию школы-лаборатории научно-практического поиска методов и средств развития учащихся, опорная школа по технологии;
  • 2008-2011 гг – федеральная экспериментальная площадка по проблеме «Формирование исследовательской компетентности учителя и компетенций учащихся в условиях сельской школы», опорная школа районного уровня по технологии;
  • с 2011-2012 учебного года – районная экспериментальная площадка по созданию творческой педагогической лаборатории «Исследовательское пространство школы как условие формирования научно-исследовательской и творческой индивидуальности педагога и школьника», опорная школа по исследовательской деятельности.
  • в 2012 году стала победителем конкурса инновационных проектов на присуждение грантов в системе образования ЯНАО, реализует программу регионального инновационного проекта «Создание условий для допрофессиональной подготовки обучающихся в рамках реализации ФГОС»;
  • в 2012-2013 учебном году выступила федеральной пилотной площадкой для проведения расчетной апробации методики нормативного подушевого финансирования услуг по педагогическому сопровождению развития (образования) талантливых детей в системе общего образования.

Происходит обновление содержания образования, применяются новые технологии воспитания и обучения, внедрено в учебный процесс лицейское и гимназическое образование, коренным образом изменилась научно-методическая система работы школы.

На протяжении многих лет учащиеся ОУ показывают стабильно положительные результаты обучения. Обеспечивается непрерывность образования и преемственность обучения. Качество обучения учащихся стабильно и составляет в среднем 40%.

Цель образовательной деятельности школы – создать условия для раскрытия интеллектуальных и творческих ресурсов  каждого ученика и их реализации независимо от стартовых возможностей.

Особое внимание в ОУ уделяется работе с одаренными и высокомотивированными обучающимися. Выявление одаренных учеников начинается уже в школе 1 ступени. С этой целью в рамках предметных недель, а также в урочное время школьникам предлагаются задания,  которые имеют творческий характер, рассчитаны на нестандартный подход, направлены на выявление уровня кругозора, склонностей к тому или иному предметному направлению. В рамках внутришкольных  семинаров по преемственности между начальной школой и средним звеном информация о таких учащихся доводится до сведения педагогов основной школы. С 1 класса (на протяжении более 10 лет, до внедрения ФГОС НОО) классные руководители собирают портфолио на каждого учащегося и передают его при переходе в 5 класс. В средней и старшей школе эта работа продолжается.

С целью выявления одаренных и высокомотивированных детей психологическая служба школы проводит свою диагностику. Мониторинг ведется на протяжении всего периода обучения.

Для классных руководителей разработаны и успешно апробированы Педагогические карты развития школьников, в которых отражаются все качественные изменения в учебных и личностных достижениях обучающихся. Карты позволяют выявить своевременно учеников, имеющих нестандартный тип мышления, наклонности к определенной области знаний, творческие или физические природные задатки. В тесном контакте с родителями и медико-социально-психологической службой школы составляются рекомендации по дальнейшей работе с учащимися.

Больше 10 лет в школе успешно работает централизованная система вовлечения школьников в олимпиадное и конкурсное движение. До начала учебного года в учебной части составляется график проведения олимпиад и конкурсов по полугодиям. Учащиеся самостоятельно выбирают мероприятие и регистрируются у школьного организатора (в начальной школе и в основной). Школьный организатор составляет коллективные заявки от ОУ, своевременно организует оплату оргвзносов и отправку заявок, распечатывает задания, организует проведение олимпиады (конкурса) в школе, а также проверку, оцифровку и отправку ответов. Результаты олимпиад и конкурсов вносятся в банк олимпиадного движения школы. График проведения мероприятий, банк данных по олимпиадному движению регулярно обновляются на доске объявлений и на школьном сайте.

Сегодня для учеников 1-11 классов и даже для дошкольников существует целый ряд дистанционных и очных проектов различных уровней, в которых обучающиеся могут реализовать свой творческий и интеллектуальный потенциал.  

На институциональном и поселковом уровне (очное участие):

  • олимпиады и творческие конкурсы в рамках школьных предметных недель;
  • межшкольные мероприятия: викторины, предметные КВН-ы, конкурсы-игры и т.п., которые организуются при содействии молодежных организаций и учреждений дополнительного образования детей.

На муниципальном (районном) уровне (очное участие):

  • Муниципальный этап всероссийской олимпиады школьников;
  • Интеллектуальный марафон;
  • НПК «Я намечаю путь к открытию»;
  • Творческие конкурсы «Осторожно, огонь!», «Мир моей семьи», «Живое слово» и т.д.

На региональном уровне (очно-заочное участие):

  • Региональный этап ВОШ;
  • Окружные юношеские чтения им В.И. Вернадского;
  • Творческий конкурс «Гостеприимный Ямал»;
  • «Ступень в будущее» и т.д.

На всероссийском уровне (дистанционно): 

  • Всероссийские предметные олимпиады (г.Бийск).
  • Молодежные предметные чемпионаты (г.Пермь).
  • Всероссийская олимпиада «Мозговой штурм» (г.Таганрог)
  • Всероссийские предметные олимпиады для учащихся начальной школы и викторина «Эрудит» (г.Бийск).
  • Конкурсы-игры Центра образовательных инициатив «Снейл» (г.Омск): «Слон», «Орленок», «Муравей», «Английский лев», «Ёж».
  • Всероссийские предметные олимпиады и конкурсы для всей семьи ЦДО «Снейл».
  • Центр интеллектуальных и творческих состязаний «Мир конкурсов». http://www.mir-konkursov.ru/ Проект «Уникум» http://www.unikru.ru.

На международном уровне:

  • Международная олимпиада по основам наук в УрФО для 5-11 и 1-4 классов.
  • Международные игровые конкурсы «Золотое руно», «Британский бульдог», «Русский медвежонок», «Кенгуру», «ЧиП».
  • Международный эрудит-марафон учащихся ЭМУ и другие проекты Центра развития молодежи (г. Екатеринбург).
  • Международный конкурс поэтов-переводчиков «Волшебник слова».
  • Международная олимпиада по страноведению «Go West».

Только в 2012-2013 учебном году обучающиеся 1-11 классов приняли участие в 47 всероссийских и 11 международных интеллектуальных конкурсах и предметных олимпиадах (не считая творческих конкурсов и спортивных мероприятий).

За последние три года число участников олимпиадного движения значительно возросло. Причина тому – расширение возрастных рамок и географии конкурсов, а также целенаправленная системная работа с одаренными и высокомотивированными детьми на основе индивидуализации процесса обучения и реализации принципа преемственности в подготовке к олимпиадам.

Рис.1. География олимпиад и конкурсов МБОУ «СОШ № 2» п.г.т. Уренгой

На сегодняшний день школа активно сотрудничает с 5 вузами страны и 10 Центрами по работе с одаренными детьми.

  • Уральский Государственный педагогический университет
  • Омский Государственный Педагогический университет
  • Санкт-Петербургский Государственной университет
  • Уральский Государственный Экономический университет
  • Уральский Государственный Горный университет
  • Центр знаний и технологий г. Красноярска
  • АНО содействия развитию молодежи "Пятая четверть" г. Екатеринбурга
  • Центр дополнительного образования "Снейл" г.Омска
  • Центр научной мысли г. Таганрога
  • Центр дополнительного образования "Отличник" (г. Екатеринбург)
  • Центр развития одаренности г. Перми
  • Центр развития молодежи г. Екатеринбурга
  • Образовательный центр "Перспектива" г. Омска
  • Центр современных технологий г. Самары
  • Центр поддержки талантливой молодежи г. Бийска

Сравнительный анализ результативности участия в олимпиадном и конкурсном движении показал, что число призеров и победителей мероприятий различного уровня стабильно растет на протяжении последних трех лет.

Диаграмма 1. Результативность участия обучающихся МБОУ «СОШ № 2»     п.г.т. Уренгой в олимпиадах и конкурсах различного уровня.

В школе работают высококвалифицированные педагоги, осуществляющие обучение одаренных и высокомотивированных школьников по индивидуальным образовательным маршрутам, программам дополнительного образования детей. Среди них – лауреаты муниципального и регионального этапов конкурса «Учитель года», победители регионального этапа Всероссийского конкурса педагогов дополнительного образования детей «Сердце отдаю детям», обладатели Гранта ОАО «НОВАТЭК», Гранта Президента РФ, Гранта Губернатора ЯНАО, Гранта Главы МО Пуровский район за результативную работу с обучающимися.

В школе работает 15 объединений дополнительного образования детей разной направленности. Созданы и успешно работают два научных общества учащихся: «Юный исследователь» в 1-4 классах и «Эрудит» в 5-11 классах.

Несмотря на положительный опыт работы школы с одаренными детьми, существует ряд проблем:

  1. Учащиеся школы могут принимать участие в основном в дистанционных проектах из-за удаленности от «большой земли» и финансовых затруднений.
  2. Во всероссийской олимпиаде школьников результативное участие на муниципальном и региональном уровне. Для достижения результатов в федеральном этапе олимпиады не хватает опыта участия в мероприятиях такого уровня.
  3. Высококвалифицированные педагоги, своевременно проходящие обучение на курсах ПК, обучаясь дистанционно, все же не имеют опыта работы по подготовке учащихся к федеральному этапу олимпиады.

Проблемы подготовки к результативному участию обучающихся в очных мероприятиях всероссийского и международного уровней может решить создание зональной школы олимпийского резерва для обучающихся школ п.г.т. Уренгой, п. Коротчаево и с. Самбург.

Актуальность проекта. 

 За последние годы российское образование претерпело ряд существенных изменений, которые определены приоритетными направлениями Концепции его модернизации. Переход к новой образовательной парадигме, вызванный преобразованиями российского общества, сопровождается усилением внимания к одаренным детям, интеллектуальный и творческий потенциал которых стал рассматриваться в качестве основного капитала государства. Современное образование призвано обеспечить систематическое развитие заложенных природой возможностей и задатков личности, их совершенствование и реализацию в деятельности. Сегодня уже ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что прогресс цивилизации в большей мере зависит от исключительно одаренных людей.

Происходящие глобальные перемены сказываются и на требованиях, предъявляемых обществом к человеку. Ценностью становится высокий интеллект, поскольку от количества умных, творческих людей зависит благосостояние и процветание общества. Без культуры мышления невозможно эффективно решать проблемы в бизнесе, науке, политике и многих других областях человеческой деятельности.

Для развития своих талантов одаренные дети должны свободно распоряжаться временем и пространством, обучаться по расширенному учебному плану и чувствовать индивидуальную заботу и внимание со стороны своего учителя. Широкие временные рамки способствуют развитию проблемно-поискового аспекта. Акцент делается не на то, что изучать, а на то, как изучать. Если одаренному ребенку предоставлена возможность не спешить с выполнением задачи и не перескакивать с одного на другое, он наилучшим образом постигнет тайну связи между явлениями и научится применять свои открытия на практике. Неограниченные возможности анализировать высказанные идеи и предложения, глубоко вникать в существо проблем способствуют проявлению природной любознательности и пытливости, развитию аналитического и критического мышления.

Развитие детской одаренности и поддержка одаренных детей – одно из ведущих направлений национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».

В ней, в частности, говорится: «Одновременно с реализацией стандарта общего образования должна быть выстроена разветвленная система поиска и поддержки талантливых детей, а также их сопровождения в течение всего периода становления личности». В ходе реализации этого направления для таких детей будут организованы слеты, летние и зимние школы, конференции, семинары и другие мероприятия, поддерживающие сформировавшийся потенциал одаренности.

Целесообразно поддерживать творческую среду, обеспечивать возможность самореализации учащимся каждой общеобразовательной школы. Для этого предстоит расширить систему олимпиад и конкурсов школьников, практику дополнительного образования, различного рода ученических конференций и семинаров, отработать механизмы учета индивидуальных достижений обучающихся (ученические портфолио) при приеме в вузы. Широкое распространение должна получить деятельность заочных и очно-заочных школ для старших школьников, позволяющих им независимо от места проживания осваивать программы профильного обучения по самым различным направлениям.

На развитие детской одаренности направлены и новые ФГОС, которые ориентированы на формирование универсальных учебных действий на основе метапредметности и инновационных технологий обучения. Кроме того, формирование метапредметных, регулятивных, личностных и коммуникативных компетенций обучающихся способствуют развитию индивидуальности ребенка, как интеллектуальной, так и творческой.

Существующие на сегодняшний день противоречия 

  • между нацеленностью традиционного образования на абстрактные академические знания и потребностью общества в самостоятельном, творчески и критически мыслящем выпускнике, в развитии у него «способности использовать освоение содержания образования для решения практических, познавательных, ценностно-ориентационных и коммуникативных задач и проблем»;
  • между расширением информационных возможностей при подготовке к олимпиадам и традиционной узкой направленностью – решением конкретных конкурсных задач последних лет по предмету;
  • между увеличением количества дистанционных мероприятий различного уровня и направленности и потребностью школьников в общении, в очных соревнованиях по предмету  

определяют проблему разработки школьной модели работы с одаренными детьми, обеспечивающей условия для развития каждого школьника независимо от их стартовых возможностей.

Цель проекта состоит в разработке и реализации системы планомерных и целенаправленных действий, обеспечивающих оптимальное развитие одаренных детей.

Задачи:

  1. Создание системы целенаправленного выявления и отбора одаренных детей.
    Включение проблемы работы с одаренными детьми как приоритетного направления в систему научно-методической и экспериментальной работы учителей школы.
  2. Создание максимально благоприятных условий для интеллектуального развития одаренных детей как в учебном процессе, так и во внеурочное время.
  3. Создание условий одаренным детям для реализации их интеллектуальных и творческих способностей в процессе научно-исследовательской и поисковой деятельности.
  4. Стимулирование творческой деятельности одаренных детей.
  5. Привлечение научного потенциала Вузов и научных учреждений к работе с одаренными детьми.
  6. Оказание квалифицированной психолого-педагогической помощи родителям одаренных детей.
  7. Обмен опытом педагогов школы по работе с одаренными детьми.

 Гипотеза исследования – качественная подготовка учащихся к олимпиадам и конкурсам различного уровня возможна, если:

  • будут найдены наиболее эффективные формы обучения, способствующие максимальной реализации интеллектуального и творческого потенциала личности,
  • процесс обучения будет строиться на основе современных технологий и с использованием современного оборудования,
  • будут разработаны индивидуальные образовательные маршруты и интегративные программы дополнительного образования детей, удовлетворяющие потребностям общества,
  • будут созданы условия для формирования у школьников устойчивой ориентации на достижение результата.

Основная идея проекта заключается в создании наиболее эффективных условий для раскрытия детской одаренности.

Новизна проекта заключается в следующем: организация работы зональной школы олимпийского резерва на территории п.г.т. Уренгой в каникулярное время (4 раза в год по разным направлениям) с привлечением преподавательского состава вузов Омска, Тюмени, Екатеринбурга позволит наиболее эффективно подготовить школьников к очным конкурсным мероприятиям федерального и международного уровней,  а также поможет решить проблему «коммуникационного голода» обучающихся из отдаленных территорий.  В перспективе на базе МБОУ «СОШ № 2» п.г.т. Уренгой планируется создание стажировочной площадки федерального уровня по проблеме «Современные технологии работы с одаренными школьниками и подготовка их к предметным олимпиадам» (заключение договора с АПК и ППРО, руководитель направления – Абатурова В.В.).

Существует определенный риск – не все выпускники зональной школы олимпийского резерва достигнут высоких результатов в олимпиадном и конкурсном движении, но подобные формы работы с обучающимися , несомненно, будут способствовать их адаптации в обществе, повышению мотивации к обучению и достижению новых качественных результатов в обучении.

II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

  1. Актуальность создания зональной школы

олимпийского резерва в рамках внедрения ФГОС.

Обеспечение гражданам возможности учиться всю жизнь, оставаясь при этом успешным на рынке труда – одна из стратегических задач образования, определенных в Концепции социально-экономического развития России до 2020 года.

Программа развития образования ЯНАО на 2011-1015 годы предполагает внедрение системы дистанционного, очно-заочного обучения и консультирования одаренных детей и талантливой молодежи, направленной на развитие компетентностей, организацию и проведение предметных (каникулярных) школ и интенсивных образовательных программ для талантливых детей.

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) основная образовательная программа реализуется образовательным учреждением, в том числе, и через внеурочную деятельность.

Для работы с одаренными детьми целесообразно использовать возможности образовательных учреждений дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта.

В Проекте внедрения ФГОС ООО в 10-11 классах отмечается, что изучение дополнительных учебных предметов, курсов по выбору обучающихся должно обеспечить удовлетворение индивидуальных запросов обучающихся; общеобразовательную, общекультурную составляющую данной ступени общего образования; развитие личности обучающихся, их познавательных интересов, интеллектуальной и ценностно-смысловой сферы; углубление, расширение и систематизацию знаний в выбранной области научного знания или вида деятельности; совершенствование имеющегося и приобретение нового опыта познавательной деятельности, профессионального самоопределения обучающихся.

В Плане основных мероприятий по подготовке к введению федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования в системе образования Пуровского района в 2012-2015 гг предусмотрено обеспечение оснащения общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием, необходимым для реализации ФГОС, организации проектной деятельности.

В крупных городах накоплен положительный опыт по взаимодействию с вузами в работе с одаренными детьми. Удаленность от «большой земли», значительные финансовые затраты не позволяют отправить на обучение в специализированные предметные или каникулярные очные школы при вузах большое количество учеников. Выгоднее заключить договор о сотрудничестве и обеспечить работу преподавательского состава на своей территории. При этом существует возможность подвозить учащихся близлежащих территорий для обучения в школе олимпийского резерва.

МБОУ «СОШ № 2» п.г.т. Уренгой с 2012-2013 учебного года располагается в новом, оборудованном в соответствии с современными требованиями к ОУ, здании.

Материально-техническое оснащение школы обеспечивает возможность:

реализации индивидуальных образовательных планов обучающихся, осуществления их самостоятельной образовательной деятельности;

включения обучающихся в проектную и учебно-исследовательскую деятельность, проведения наблюдений и экспериментов, в том числе с использованием учебного лабораторного оборудования; цифрового (электронного) и традиционного измерения, включая определение местонахождения; виртуальных лабораторий, вещественных и виртуально-наглядных моделей и коллекций основных математических и естественнонаучных объектов и явлений;

размещения продуктов познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся в информационно-образовательной среде образовательного учреждения;

проектирования и организации своей индивидуальной и групповой деятельности, организации своего времени с использованием ИКТ; планирования учебного процесса, фиксирования его реализации в целом и отдельных этапов (выступлений, дискуссий, экспериментов);

обеспечения доступа в школьной библиотеке к информационным ресурсам Интернета, учебной и художественной литературе, коллекциям медиа-ресурсов на электронных носителях, к множительной технике для тиражирования учебных и методических тексто-графических и аудиовидеоматериалов, результатов творческой, научно-исследовательской и проектной деятельности учащихся

планирования учебного процесса, фиксации его динамики, промежуточных и итоговых результатов;

психолого-педагогическая поддержки участников олимпиадного движения.

Выводы.

Актуальность создания  зональной школы олимпийского резерва как формы работы с одаренными детьми подтверждена следующими показателями:

  1. Создание условий для развития детской одаренности – ведущее направление национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».
  2. Одна из стратегических задач образования – обеспечение гражданам возможности учиться всю жизнь, оставаясь при этом успешным на рынке труда.
  3. Потребность ЯНАО в высококвалифицированных и конкурентоспособных кадрах.
  4.  Направленность на удовлетворение индивидуальных запросов личности.
  5. Внедрение ФГОС ООО предусматривает реализацию основной образовательной программы ОУ в том числе и через организацию внеурочной деятельности.
  6. Материально-технические возможности МБОУ «СОШ № 2» п.г.т. Уренгой позволяют решать проблемы информационного обеспечения, создают наиболее эффективные условия для научно-исследовательской и творческой деятельности обучающихся.

2. Психолого-педагогическое обоснование опыта

Из множества описанных в отечественной и зарубежной литературе определений одаренности в качестве базовых в МБОУ «СОШ № 2» п.г.т. Уренгой приняты следующие.

1. Малая модель «человеческого потенциала» Д. Рензулли. Согласно этой модели, одаренность – это сочетание в человеке трех характеристик: высокого уровня способностей, высокого уровня креативности и высокого уровня мотивации.

Одаренный человек, согласно модели Дж. Рензулли, либо обладает этой системой качеств, либо способен к ее развитию и приложению к любой потенциально ценной области человеческой деятельности. При этом Дж. Рензулли предлагает считать одаренными не только тех, кто обладает всей совокупностью качеств, но и тех, кто демонстрирует высокий уровень хотя бы по одному из параметров.

2. Согласно «Рабочей концепции одаренности» (под ред. Д.Б. Богоявленской и В.Д. Шадрикова), одаренность можно представить в виде совокупности двух компонентов: инструментального и мотивационного. Инструментальный компонент включает все, что относится к сфере способностей (интеллектуальные, творческие и др.). Мотивационный аспект содержит следующие признаки: повышенная избирательная чувствительность к определенным сторонам предметной деятельности; высокая увлеченность предметом; повышенная познавательная потребность; предпочтение парадоксальной, противоречивой и неопределенной информации; высокая критичность к результатам собственного труда; склонность ставить сверхтрудные цели; стремление к совершенству.

3. В трудах ряда ученых (А. Танненбаума, Ю.Д. Бабаевой, А.Г. Асмолова) акцентируется внимание на том, что одаренность – динамическая характеристика человека. Совокупность внешних и внутренних факторов определяет динамику одаренности (она может быть как положительной, так и отрицательной). При этом определяющим внешним фактором во всех вышеупомянутых теориях признано «стимулирующее окружение, соответствующее развитию способностей». Таким образом, влияние семьи, школы (других образовательных учреждений) на характер развития одаренности не вызывает сомнений и признано учеными во всем мире.

4. В исследованиях А.М. Матюшкина природа одаренности выступает как предпосылка развития творческого человека, а творчество – механизм, условие развития, фундаментальное свойство психики. Структурные компоненты одаренности, по его мнению, – это познавательная мотивация и исследовательская творческая активность. Он полагает, что в основе одаренности лежит не интеллект, а творческий потенциал, считая «умственное» надстройкой.

5. В результате проведенного анализа работ отечественных и зарубежных исследователей выявлены черты, характерные для большинства одаренных детей, которые следует учитывать в педагогической деятельности: любопытство, любознательность, познавательность, оригинальность мышления, продуктивность мышления, ассоциативность, отличная память, концентрация внимания, большой словарный запас, способность к прогнозированию.

6. Важное значение имеет разработанная группой отечественных ученых (Д.Б. Богоявленская, В.Д. Шадриков, Н.С. Лейтес и др.) в рамках реализации президентской программы «Одаренные дети» концепция одаренности, которая является теоретической основой для прикладных исследований и педагогической практики.

Авторы концепции рассматривают одаренность как системное, развивающееся в течение жизни качество психики, определяющее возможность достижения человеком более высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. «Ядро одаренности» представляется ими в виде двух основных компонентов – инструментального и мотивационного, а дифференциация интеллекта и креативности осуществляется внутри «инструментального компонента» одаренности.

Деятельность педагогического коллектива школы базируется на целостном подходе к изучению личности ребенка, предложенном Л.С. Выготским: «…целостное изучение личности ребенка в ее взаимодействии с окружающей средой должно лечь в основу всех исследований».

Известно, что связь между интеллектом и успешностью обучения не подчиняется линейному закону. Если низкий уровень интеллекта практически всегда сопровождается низкой успеваемостью, то высокий интеллект еще не гарантирует успешности в обучении. Чтобы ответить на вопрос, почему дети, имеющие высокий уровень интеллекта, плохо учатся, надо отследить особенности личности, межличностных отношений. Мы считаем, что именно в нарушениях в сфере личности и межличностных отношений следует искать причины недореализации потенциала ребенка. В связи с этим мониторинг в школе рассматривается как система постоянного информационного сопровождения учебного процесса.

Методами системной педагогической диагностики отслеживаются: процессы физического, психического, нравственного развития детей, навыки их социальной адаптации.

По результатам педагогической диагностики создаются личностно-ориентированные карты развития ребенка, которые представляют собой совокупность сведений о возрастном развитии ребенка, отраженных в онтогенетическом аспекте, начиная с дошкольного возраста.

Мы учитываем и то, что порой способности проявляются в атипичной форме и не замечаются окружающими. Ребенка могут отнести к числу «неперспективных» и лишить необходимой помощи и поддержки. Нередко в «гадком утенке» никто не видит будущего «прекрасного лебедя», хотя известны многочисленные примеры, когда именно такие «неперспективные дети» добивались высочайших результатов, а для этого ежегодно ребенок заполняет личностно-ориентированную карту с индивидуальным планом своего развития на год, т.е. создается карта успешности каждого ученика.

Таким образом, в руках пользователей, ответственных за принятие решений, имеется инструментарий, позволяющий проводить анализ на качественно ином уровне и оперативно принимать оптимальные решения.

Кроме того, были проанализированы данные школьного мониторинга результативности участия школьников в олимпиадном и конкурсном движении, качество обучения в гимназических, лицейских и профильных классах, а также участие обучающихся в работе НОУ и обучение по индивидуальным образовательным маршрутам.

Вывод.

  1. Вопросы по определению детской одаренности достаточно освещены в педагогической литературе. Но каждое образовательное учреждение по-своему решает проблему подготовки школьников к олимпиадам и конкурсам различного уровня. Целостной системы и универсалной модели не существует.
  2. Работа с одаренными детьми в условиях большого города и маленького северного поселка значительно отличаются.

3. Сроки реализации проекта

Проект будет реализован в 2013-2016 годы в три этапа.

На первом этапе (2013-2014 годы) будут реализованы мероприятия, направленные на создание новой модели работы школы с одаренными детьми по различным направлениям, апробацию технологий:

  • Обучение на курсах ПК педагогов для работы по подготовке к олимпиадам и конкурсам.
  • Заключение договоров с вузами на предоставление образовательных услуг.
  • Организация работы каникулярной школы олимпийского резерва на базе МБОУ «СОШ № 2» п.г.т Уренгой.
  • Разработка диагностического инструментария.
  • Создание комфортных условий для обучения и воспитания.
  • Достижение нового образовательного результата.

На втором этапе (2014-2015 годы) предполагается провести мероприятия по доработке (с учетом результатов первого этапа) модели работы с одаренными детьми:

  • Анализ результативности участия обучающихся в конкурсном и олимпиадном движении с целью реализации интеллектуального и творческого потенциала.
  • Разработка и защита учащимися творческих проектов по результатам подготовки.
  • Организация выставки творческих работ обучающихся – участников проекта.
  • Создание комфортных условий для обучения и воспитания.
  • Достижение нового образовательного результата.

На третьем этапе (2016 год) предусмотрена реализация мероприятий, направленных на практическое внедрение и распространение результатов, полученных на предыдущих этапах:

  • Проведение открытых мероприятий.
  • Диссеминация опыта работы в рамках семинара для педагогов ОУ п.г.т Уренгой и Пуровского района.
  • Анализ качественных и количественных изменений.
  • Корректировка программы, планирование работы на следующий год.
  • Создание комфортных условий для обучения и воспитания.
  • Достижение нового образовательного результата.
  • Создание условий для открытия новых профессий и специальностей.

Ожидаемые результаты

  • Формирование системы работы с одаренными учащимися.
  • Творческая самореализация выпускника школы.
  • Обеспечение преемственности в работе начальной, средней и старшей школы.
  • Расширение диапазона мероприятий для раскрытия творческих способностей учащихся.
  • Издание исследовательских работ учащихся.
  • Пополнение информационного банка данных по направлению «Одаренные дети».
  • Создание условий для развития и реализации творческих, учебно-исследовательских способностей учащихся.
  • Повышение квалификации педагогов, работающих с одаренными детьми.

4. Распределение обязанностей

Ф.И.О.

Должность в проекте

Обязанности

Место работы, занимаемая должность

Крепешева Елена Васильевна

Организатор

Ресурсное  обеспечение проекта

МБОУ «СОШ № 2»

п.г.т. Уренгой Пуровского района, директор

Гречишникова Марина Анатольевна

Руководитель проекта

Разработка проекта, отчет о ходе реализации

МБОУ «СОШ № 2»

п.г.т. Уренгой Пуровского района, зам.директора школы по ОП

Колесникова Ирина Васильевна

Организатор практического сопровождения

Разработка локальных актов, информационное обеспечение

МБОУ «СОШ № 2»

п.г.т. Уренгой Пуровского района, зам.директора школы по ОП

Елчиева

Зоя

Борисовна

Организатор практического сопровождения

Разработка локальных актов, информационное обеспечение

МБОУ «СОШ № 2»

п.г.т. Уренгой Пуровского района, зам.директора школы по ОП

Кузяева

Надежда

Владимировна

Организатор практического сопровождения

Информационное обеспечение

МБОУ «СОШ № 2»

п.г.т. Уренгой Пуровского района, зам.директора школы по ОП

Попова

Елена Викторовна

Психолог, организатор практического сопровождения

Психологическое сопровождение одаренных обучающихся, помощь в разработке ИОМ

МБОУ «СОШ № 2» п.г.т. Уренгой Пуровского района, учитель биологии, психолог

Петрова

Татьяна Ивановна

Организатор практического сопровождения

Разработка ИОМ по предметам естественно-научного цикла

МБОУ «СОШ № 2» п.г.т. Уренгой Пуровского района, учитель биологии, руководитель НОУ «Исследователь»

Чолкован

Алена Викторовна

Организатор практического сопровождения

Обеспечение участия школьников в online-проектах.

МБОУ «СОШ № 2» п.г.т. Уренгой Пуровского района, учитель математики, методист по ИКТ

Щербенюк Инна Владимировна

Организатор практического сопровождения

Разработка ИОМ по предметам гуманитарного цикла

МБОУ «СОШ № 2» п.г.т. Уренгой Пуровского района, учитель русского языка и литературы

Шмидт

Наталья Александровна

Организатор практического сопровождения

Разработка ИОМ по предметам физико-математического направления

МБОУ «СОШ № 2» п.г.т. Уренгой Пуровского района, учитель физики

Гришина Татьяна Владимировна

Отв.за информационное обеспечение проекта

Обеспечение работы школьного сайта, размещение информации о ходе реализации проекта

МБОУ «СОШ № 2» п.г.т. Уренгой Пуровского района, учитель информатики

Обучающиеся 8-11 классов, олимпийский резерв школы, одаренные дети.

Участники

Выбор индиви-дуальных траекторий обучения, участие в конкурсном и олимпи-адном движении.

МБОУ «СОШ № 2» п.г.т. Уренгой Пуровского района

5. Важнейшие целевые индикаторы и показатели

Доля обучающихся, принявших участие

в компетентностных олимпиадах

1. Исходные данные: количество обучающихся и воспитанников, принявших участие в компетентностных олимпиадах; общее количество обучающихся и воспитанников.

2. Алгоритм расчета показателя: показатель определяется, как отношение количества обучающихся и воспитанников, принявших участие в компетентностных олимпиадах, к общему их числу.

Доля обучающихся, ставших призерами и победителями

Всероссийской олимпиады школьников

1. Исходные данные:

количество обучающихся, ставших призерами и победителями  разных этапов всероссийской олимпиады школьников;

общее количество обучающихся, принявших участие в заключительном этапе всероссийской олимпиады школьников.

2. Алгоритм расчета показателя:

показатель определяется как отношение количества обучающихся, ставших призерами и победителями всероссийской олимпиады школьников, к общему числу участников заключительного этапа всероссийской олимпиады.

Доля обучающихся, прошедших обучение в предметных,

интенсивных школах

1. Исходные данные:

количество обучающихся, прошедших обучение в предметных, интенсивных

школах;

общее количество обучающихся.

2. Алгоритм расчета показателя:

показатель определяется, как отношение количества обучающихся, прошедших обучение в предметных, интенсивных школах, к общему числу обучающихся.

Доля призеров и победителей

творческих и интеллектуальных конкурсов и олимпиад

1. Исходные данные:

количество обучающихся, ставших призерами и победителями творческих и интеллектуальных конкурсов и олимпиад;

общее количество обучающихся, принявших участие в творческих и интеллектуальных конкурсах и олимпиадах.

2. Алгоритм расчета показателя: показатель определяется как отношение количества обучающихся, ставших призерами и победителями творческих и интеллектуальных конкурсов и олимпиад, к общему числу участников творческих и интеллектуальных конкурсов и олимпиад.

Методика расчета показателей, используемых для оценки эффективности реализации Программы

Оценка эффективности будет ежегодно производиться на основе использования системы целевых индикаторов, которая обеспечит мониторинг динамики изменений в сфере подготовки обучающихся к олимпиадам и конкурсам за оцениваемый период с целью уточнения задач и мероприяти.

Значения показателей отражаются в процентах.

6.Бизнес-план программы

Смета проекта (программы):

Название статьи

Общая сумма расходов

Средства гранта

Другие источники финансирования

  1. Курсы повышения квалификации

74 860 руб.

-

  1. Иные расходы

425 140 руб.

50 000 руб.

Всего:

500 000 руб.

50 000 руб.

Курсы повышения квалификации

Тема курсов повышения квалификации

Маршрут (откуда-куда)

Срок

Количество человек

Стоимость ежедневного

 (на 1 чел.)

Проезд туда-обратно на 1 чел.

(руб.)

Прочие расходы (руб.), стоимость обучения на 1 чел.

Общая стоимость

 (руб.)

размещения (руб.)

питания (руб.)

Средства гранта

Другие источники финансирования

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Современные технологии работы с одаренными школьниками и подготовка их к предметным олимпиадам (АПК и ППРО)

Уренгой-Москва-Уренгой

7 дней

2

990

500

14 000

13 000

37 430

-

Всего:

13 860

7 000

28 000

26 000

74 860

Иные расходы

Вид расходов

Расчет

Общая стоимость

Средства гранта

Другие источники финансирования

Организация каникулярной школы олимпийского резерва в п.г.т. Уренгой

Приглашение преподавателей вузов в каникулярное время для обучения школьников по направлениям:

Гуманитарное – 15 000*2 = 30 000 руб.

Физико-математическое - 15 000*2 = 30 000 руб

Естественно-научное –

15 000*2 = 30 000 руб

Проживание 6 преподавателей: 1200*6 = 7 200

Проезд Тюмень-Уренгой-Тюмень: 5 000*6= 30 000 руб.

Суточные: 700*6*6=25 200 руб.

152 400 руб.

Обучение одаренных школьников в очно-заочных интенсивных школах

Проезд, проживание, питание, оргвзнос за обучение, другие расходы на 10 учащихся: 32 274 * 10 = 322 740 руб.

272 740 руб.

50 000 руб.

III. Заключение.

Одарённые дети – это дети, обладающие врождёнными высокими интеллектуальными, физическими, художественными, творческими, коммуникативными способностями.

Детская одаренность – важнейшая мировая, комплексная, психолого-педагогическая и социально-общественная проблема во всех развитых странах.
Выдающиеся умственные проявления ребенка могут оказаться лишь чем-то временным. В ходе возрастного развития – вместе с укреплением и обогащением свойств интеллекта, подъемом их на новый уровень – происходит и ограничение, а то и утрата некоторых детских возможностей.

На современном этапе одним из важнейших компонентов, способствующих созданию и поддержанию на высоком уровне научно-технического, политического, культурного и управленческого потенциала страны является налаженная система поиска и обучения одаренных индивидуумов, формирование интеллектуальной элиты, которая по существу задает темп развитию науки, техники, экономики, культуры, определяет эффективность этого развития. Главным направлением развития системы школьного образования является общегосударственная программа поиска, практической диагностики, обучения, воспитания и развития одаренных детей, нацеленная на подготовку творческого человека, талантливых специалистов и плодотворном их использовании.

Успешность работы с одаренными учащимися зависит  от того, какая работа проводится с этой категорией учащихся в школе.

Условия для развития одаренных детей должны быть заложены на основе социального партнерства - сотрудничества с вузами. Привлечение представителей науки и преподавателей высшей школы позволит заложить нам новые отношения в системе «учитель-ученик», будет способствовать развитию профессиональной компетентности собственных педагогических кадров.

В практике работы с одаренными детьми в школе оптимально сочетаются традиционные и новые формы. В учебном процессе используются исследовательские и проектные технологии обучения. Эти технологии преобразуют предметно-ориентированную модель обучения, дополняя ее метапредметными возможностями и средствами индивидуализации и мотивации личностно значимой деятельности. Целью использования этих технологий является формирование у обучающихся компетентности работать на достижение планируемого результата.

Через формирование универсальных учебных и исследовательских действий, освоение продуктивно-ориентированной деятельности, освоение рациональных моделей поведения и навыков сотрудничества обучающиеся осваивают целеполагание, планирование, навыки работы с неструктурированной информацией и различными видами ее анализа, составляют отчеты по проведению исследования в рамках проекта, у них формируется конструктивное отношение к работе.

Продолжение этой деятельности осуществляется на базе научного общества учащихся, в рамках которого исследовательская и проектная деятельность должна продолжаться под руководством представителей науки и высшей школы.

Изучение опыта зарубежной и отечественной педагогики в этой области демонстрирует очевидную недостаточность практической реализации научного опыта в области работы с одаренными детьми. Именно поэтому сегодня каждое образовательное учреждение создает собственную аутентичную модель работы с целью обмена опытом.

Алгоритм функционирования и жизнеобеспечения модели работы с одаренными детьми:

1. Планирование и организация модели работы с одаренными детьми.
2. Прогнозирование условий ее жизнедеятельности.
3. Создание инфраструктуры для ее успешного функционирования
4. Вовлечение сотрудников школы и социальных партнеров в реализацию жизнедеятельности модели.
5. Руководство стратегическими командами, творческими группами.
6. Проектирование процесса и механизмов реализации модели.
7. Мониторинг.
8. Коррекция, переход к новому циклу развития модели.

Современные подходы к управлению позволяют нам видеть перспективы в организации работы с одаренными детьми, совершенствовать созданную в школе модель на основе принципов научности, системности и актуальности.



 



Предварительный просмотр:

Название курсов: Система работы с одаренными детьми. Подготовка к олимпиадам и научно-практическим конференциям.

Сроки проведения: с 5.11. по 28.11. 2014г.      Руководитель Володина Е.Н.

        

Ф.И.О.

Год рожд.

Образование

Занимаемая

должность

(предмет)

Стаж

(по заним. должности)

Территория

(район)

Место

работы

ГЗ

или

платно

(Б/Н или нал.)

Безуглому Сергею Владимировичу

1969

ТюмГУ

учитель физической культуры,

18

Пуровский район

МБОУ «СОШ № 2»

п.г.т. Уренгой

Б/Н

Берестюк Валентине Аликовне

1963

Тюмень, Индустриальн. инст.,  Удмуртский ГУ

учитель химии, природоведения,

экономики

14

Пуровский район

МБОУ «СОШ № 2»

п.г.т. Уренгой

Б/Н

Гречишниковой Марине Анатольевне

1967

Тульский ПИ им. Л.Н. Толстого

учитель русского языка и литературы

26

Пуровский район

МБОУ «СОШ № 2»

п.г.т. Уренгой

Б/Н

Грибану Виктору Алексеевичу

1971

Шадринский  ГПИ

учитель технологии, черчения

педагог дополнительного образования,

инструктор по труду

23

Пуровский район

МБОУ «СОШ № 2»

п.г.т. Уренгой

Б/Н

Замятиной Ольге Валерьевне

1962

Харьковский ГУ

учитель информатики

20

Пуровский район

МБОУ «СОШ № 2»

п.г.т. Уренгой

Б/Н

Журавлевой Татьяне Николаевне

1960

Томский ГУ

учитель географии

32

Пуровский район

МБОУ «СОШ № 2»

п.г.т. Уренгой

Б/Н

Исько Ирине Анатольевне

1961

Тобольский ГПИ

учитель математики

27

Пуровский район

МБОУ «СОШ № 2»

п.г.т. Уренгой

Б/Н

Кайгородову Евгению Александровичу

1981

Армавирский  ГПИ

учитель информатики

12

Пуровский район

МБОУ «СОШ № 2»

п.г.т. Уренгой

Б/Н

Королевой Елене Вячеславовне

1973

Тюменский ГУ

учитель истории

18

Пуровский район

МБОУ «СОШ № 2»

п.г.т. Уренгой

Б/Н

Корчагиной Елене Михайловне

1969

Самарский ПИ

учитель английского языка

22

Пуровский район

МБОУ «СОШ № 2»

п.г.т. Уренгой

Б/Н

Крепешевой Елене Васильевне

1961

Карагандинский ГУ

учитель химии

28

Пуровский район

МБОУ «СОШ № 2»

п.г.т. Уренгой

Б/Н

Кузяевой Надежде Владимировне

1973

Тобольский ПИ

учитель математики

17

Пуровский район

МБОУ «СОШ № 2»

п.г.т. Уренгой

Б/Н

Куртовой Елене Николаевне

1966

Тюменский ГУ

учитель истории

26

Пуровский район

МБОУ «СОШ № 2»

п.г.т. Уренгой

Б/Н

Кустовой Ольге Анатольевне

1973

Тобольский ПИ

учитель истории  и

обществознания

19

Пуровский район

МБОУ «СОШ № 2»

п.г.т. Уренгой

Б/Н

Марковой Марии Георгиевне

1965

Тюменский ГУ

учитель физической культуры

25

Пуровский район

МБОУ «СОШ № 2»

п.г.т. Уренгой

Б/Н

Мартынюку Владимиру Петровичу

1962

Винницкий ПИ

учитель технологии

30

Пуровский район

МБОУ «СОШ № 2»

п.г.т. Уренгой

Б/Н

Молодцовой Елене Геннадьевне

1980

Шадринский ПИ

учитель русского языка и литературы

11

Пуровский район

МБОУ «СОШ № 2»

п.г.т. Уренгой

Б/Н

Некрасовой Людмиле Викторовне

1970

Шадринский ПИ

учитель технологии

18

Пуровский район

МБОУ «СОШ № 2»

п.г.т. Уренгой

Б/Н

Пащенко Оксане Сергеевне

1978

Тюменский ГУ

учитель русского языка и литературы

14

Пуровский район

МБОУ «СОШ № 2»

п.г.т. Уренгой

Б/Н

Петровой Татьяне Ивановне

1973

Тобольский ПИ

учитель биологии

15

Пуровский район

МБОУ «СОШ № 2»

п.г.т. Уренгой

Б/Н

Поповой Елене Викторовне

1967

Красноярский

ГПУ

учитель биологии

педагог-психолог

24

Пуровский район

МБОУ «СОШ № 2»

п.г.т. Уренгой

Б/Н

Портовой Алевтине  Васильевне

1979

Марийский ГУ

учитель английского языка

13

Пуровский район

МБОУ «СОШ № 2»

п.г.т. Уренгой

Б/Н

Примак Ольге Михайловне

1958

Усть-Каменогорский ГПИ

учитель русского языка и литературы

32

Пуровский район

МБОУ «СОШ № 2»

п.г.т. Уренгой

Б/Н

Спиридоновой Светлане Геннадьевне

1966

Шадринский ПИ

учитель музыки

29

Пуровский район

МБОУ «СОШ № 2»

п.г.т. Уренгой

Б/Н

Ставниковой Ирине Сергеевне

1979

ТГСПА им. Д.И. Менделеева

учитель английского языка

14

Пуровский район

МБОУ «СОШ № 2»

п.г.т. Уренгой

Б/Н

Трохиной Юлии Владимировне

1981

Омский  ГПУ

учитель начальных классов

10

Пуровский район

МБОУ «СОШ № 2»

п.г.т. Уренгой

Б/Н

Фоминой  Любови Эриксоновне

1966

Тобольский  ПИ

учитель изобразительного искусства

23

Пуровский район

МБОУ «СОШ № 2»

п.г.т. Уренгой

Б/Н

Чолкован Алене  Викторовне

1976

Молдавский ГУ

учитель математики

16

Пуровский район

МБОУ «СОШ № 2»

п.г.т. Уренгой

Б/Н

Шмидт Наталье Александровне

1978

Омский ГПУ

учитель физики

13

Пуровский район

МБОУ «СОШ № 2»

п.г.т. Уренгой

Б/Н

Щербенюк Инне Владимировне

1972

Полтавский ГПИ

учитель русского языка и литературы

20

Пуровский район

МБОУ «СОШ № 2»

п.г.т. Уренгой

Б/Н

Директор школы                                            Е.В. Крепешева

Гречишникова М.А.

89224529716


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр: