Обобщение опыта
Обобщение опыта работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_deyatelnost_uchashchikhsya_nach._shkoly.rar | 32.12 КБ |
patrioticheskoe_vospitanie_v_shkole.rar | 58.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Типовая структурная схема исследовательской работы
- Титульный лист.
- Оглавление (необходимо включить наименование всех глав и разделов с указанием номеров страниц, на которых размещается материал).
- Введение (обязательны: оценка современного состояния решаемой проблемы(актуальность), цель и задачи исследования, объект исследования, гипотеза, методы исследования).- 1-2 страницы
- Основное содержание (материал должен поделён на главы ( теоретический и практический в отдельных главах). Главы делятся на разделы, в которых содержится конкретный материал по исследуемой теме. В работе обязательны ссылки на авторов и источники, из которых заимствуются материалы).- 3-5 страниц
- Выводы (заключение -включает краткие выводы по результатам выполненной работы, сообщение о выполнении целей и задач, о подтверждении или опровержении гипотезы).
- Список литературы.
- Приложения.
Требования к тексту
Работа выполняется на стандартных страницах белой бумаги формата А4 (поля:
левое – 3 см, верхнее, нижнее – 2см, правое – 1,5 см.). Текст печатается шрифтом Times
New Roman (размер шрифта - 12 кегель) через полтора интервала между строками на одной стороне листа. Весь машинописный, рукописный и чертежный материал должен быть хорошо читаемым.
Объем текста статьи, включая формулы и список литературы, не должен превышать 8 стандартных страниц. Для иллюстраций может быть отведено дополнительно не более 10 стандартных страниц.
Предварительный просмотр:
Патриотическое воспитание младших школьников, как основополагающий элемент воспитательной системы школы
Учитель начальных классов
ГБОУ ООШ №9
г.о. Жигулёвск
Самарской области
Финько Елена Васильевна
2014
Введение
Всё может родная земля: и напоить из своих светлых родников, и накормить своим хлебом, и удивить красотой цветущих садов, вот одного она только не может – защитить себя,
и сделать это должен тот, кто пьет ее воду, ест ее хлеб и любуется ее красотой.
А.В. Суворов
Глубокие социально- экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии, агрессивности, безразличии к судьбе своей страны. Поэтому актуальность проблемы патриотического воспитания младших школьников – это стержневая проблема учебно-воспитательной работы каждого педагога.
Концепция государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 гг.», определяет цель развития в российском обществе высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, становления граждан, обладающих позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества, укрепления государства, обеспечения его интересов. Опираясь на данный государственный документ, школа в своей программе развития уделяет особое внимание патриотическому воспитанию школьников, основные концепции которого прописаны в модели выпускника школы.
Общие задачи и принципы воспитания средствами образования представлены в ФГОС второго поколения - это социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.
Сформировавшиеся в учебном заведении традиции – это не просто набор мероприятий, а система. Взаимоотношения, складывающиеся в коллективе под влиянием традиций, характеризуются стабильностью, уважительностью, терпимостью, творчеством, а именно такие отношения и способствуют успешному становлению и развитию личности, обладающей качествами гражданина и патриота своей страны. Такую систему в нашей школе мы создаём на протяжении нескольких лет, куда активно включаются учащиеся начальной школы. В связи с празднованием 70-летия со дня Победы, патриотическое воспитание наиболее приоритетно в воспитательной системе в этом учебном году.
Поэтому моя система работы, как педагога-руководителя школьного кружка в рамках внеурочной деятельности «Я-патриот», в данном направлении строится на сохранении, развитии и приумножении традиций школы.
Работая с детьми в данном направлении, своей основной целью ставлю развитие у школьников гражданственности, патриотизма, т.е. формирование важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, значимых качеств, умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни.
Для достижения данной цели необходимо решать следующие задачи:
- утверждение в сознании и чувствах школьников патриотических ценностей, взглядов и убеждений, уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям, повышению престижа государственной, особенно военной службы;
- воспитание и развитие национальных начал, уважения и интереса ко всем нациям;
- воспитание гражданской позиции, бережного отношения к памятникам истории, культуры , сохранения традиции.
- активизация работы школьного музейной комнаты и патриотического клуба «Я - патриот»
- широкое привлечение к участию в патриотическом воспитании учащихся начального звена социальных партнеров школы;
- оказание шефской помощи ветеранам войны, участие в волонтерском движении.
Решая вышеперечисленные задачи, опираюсь в своей работе на национально-региональный компонент начального образования. Помимо этого важно комплексно объединить усилия учителя, родителей и самих обучающихся.
Для более эффективного построения работы с детьми в направлении патриотического воспитания было изучение накопленного опыта работы по гражданско-патриотическому воспитанию (опыт работы учителей, классных руководителей, работающих в нашей школе, опыт работы, описанный в научно-методической литературе).
Ожидаемые результаты:
- воспитание патриотических чувств у младших школьников; уважения и любви к своей Родине, соотечественникам;
- формирование стремления к развитию коммуникабельности, самовыражения, уверенности в себе и результатах своего труда, самореализации;
- развитие у школьников интереса к истории города, где родился и вырос, а также к историческому прошлому России;
- формирование уважительного отношения к природе, родине, архитектурным памятникам, культуре;
- развитие интереса к познанию, творчеству, инициативности;
- формирование устойчивой системы знаний в заданной области;
- развитие таких качеств как осознание значимости труда; честность, уважительное и доброжелательное отношение к людям, организованность, пунктуальность и требовательность к себе.
- Теоретическая часть
- Содержание патриотического воспитания в школе
Важнейшей составной частью воспитательного процесса в современной школе является формирование патриотизма и культуры межнациональных отношений.
Содержание понятия «патриотизм» однозначно не трактуется, но, на мой взгляд, включает в себя:
• чувство привязанности к тем местам, где родился человек и вырос;
• уважительное отношение к языку своего народа;
• заботу об интересах Родины;
• осознание долга перед Родиной, отстаивание её чести и достоинства;
• проявление гражданских чувств;
• гордость за своё Отечество, за символы государства;
• ответственность за судьбу Родины и своего народа, их будущее;
• уважительное отношение к историческому прошлому Родины, своего народа;
• гуманизм, милосердие и общечеловеческие ценности.
На личностном уровне патриотизм выступает как важнейшая, устойчивая характеристика человека, выражающаяся в его мировоззрении, нравственных идеалах, нормах поведения.
На макроуровне патриотизм представляет собой значимую часть общественного сознания, проявляющуюся в коллективных настроениях, чувствах, оценках, в отношении к своему народу, его образу жизни, истории, культуре, государству, системе основополагающих ценностей.
Патриотизм проявляется в поступках и в деятельности человека. Зарождаясь из любви к своей малой Родине, патриотические чувства, пройдя через целый ряд этапов на пути к своей зрелости, поднимаются до общегосударственного патриотического самосознания, до осознанной любви к своему Отечеству.
Патриотизм – это сознательно и добровольно принимаемая позиция граждан, в которой приоритет общественного, государственного выступает не ограничением, а стимулом индивидуальной свободы и условием всестороннего развития гражданского общества. Такое понимание патриотизма является базовым, а Концепция выступает в этой связи как направление формирования и реализации данного типа социального поведения граждан.
Недооценка патриотизма как важнейшей составляющей общественного сознания приводит к ослаблению социально-экономических, духовных и культурных основ развития общества и государства. Этим и определяется приоритетность патриотического воспитания в общей системе воспитания граждан России.
Патриотизм формируется в процессе обучения и воспитания школьников. Однако социальное пространство для развития патриотизма не ограничивается школьными стенами. Большую роль здесь выполняет семья и другие социальные институты общества, такие как: средства массовой информации, общественные организации, учреждения культуры, учреждения здравоохранения, учреждения социальной защиты населения и другие.
Все это необходимо учитывать педагогам в процессе воспитания учащихся.
Следует заметить, что патриотическое воспитание существовало во все времена, независимо от того, обучались дети в школе или нет. Оно осуществлялось из поколения в поколение самим народом.
Сегодня патриотическое воспитание – это систематическая деятельность педагогов по формированию у юных граждан патриотического сознания, ценностей, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга, а его основная цель – формирование духовно и физически здорового человека, неразрывно связывающего свою судьбу с будущим родного края и страны, способного встать на защиту государственных интересов.
На каждом возрастном этапе проявления патриотизма и патриотическое воспитание имеют свои особенности. Процесс воспитания патриотизма необходимо начинать как можно в более раннем возрасте. Многие нравственные качества человека закладываются в детские, школьные годы. Дети младшего школьного возраста очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы, они легко откликаются на все инициативы, искренне сочувствуют и сопереживают. Младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью внешних влияний, верой в истинность всего, чему учат, что говорят, в безусловность и необходимость нравственных норм. Для учителя начальных классов это время благодатной почвы. Ведь в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей. Происходит формирование духовно-нравственной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, процессов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Именно этот отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально-психологического воздействия на ребенка, так как его образы восприятия очень ярки и сильны и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.
В содержании «Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» показана необходимость активизации процесса воспитания патриотизма в младшем школьном возрасте. Здесь представлен портрет выпускника начальной школы, который включает в себя такие личностные характеристики: любящий свой народ, свой край и свою Родину; уважающий и принимающий ценности семьи и общества; любознательный, активно и заинтересованно познающий мир и т.д.
Воспитание патриотизма - это важнейшая педагогическая задача нашего времени. В программе внеурочной деятельности я реализую второй год данное направление под названием "Я - патриот ".
Содержание программы построено на основе концентрического принципа. Четыре концентра («Связь поколений», «Я – патриот и гражданин России», «Мой край родной», «Я и семья»), четыре основные темы в первом и во втором классах находят продолжение и развитие в шести концентрах («Мы – граждане великой России», «Слава русской старине!», «И пусть поколения знают, и пусть поколения скорбят», «Я и моя семья», «Земля – наш дом родной», «Обычаи и традиции русского народа»), шести основных темах программы третьего и четвертого классов. Сохраняя стержневую линию, обозначенную темой, содержание концентра изменяется в соответствии с возрастными этапами процесса воспитания ребенка. Таким образом, Программа определяет основные направления патриотического воспитания обучающихся начальных классов и состоит из разделов, которые дают ориентиры для вариативного планирования учебно-тематического плана. Программа рассчитана на 4 года обучения.
Для работы с детьми в школе использую различные технологии: исследовательская деятельность, направленная на самостоятельное добывание знаний по истории города, посёлка, проектная деятельность.
Формы работы: деловые игры, классные часы, встречи с ветеранами войны и труда, беседы, диспуты, викторины, коллективные творческие дела, смотры-конкурсы, выставки, соревнования, экскурсии, поездки, походы, трудовые дела, тренинг, знакомство с историческим прошлым малой родины и Отечества, знакомство с традициями и обычаями народов, населяющую Самарскую область, фольклором.
Работа по патриотическому воспитанию в нашей школе идет по системообразующим направлениям.
- Гражданско – патриотическое.
Воздействует через систему мероприятий на формирование правовой культуры и законопослушности, навыков оценки политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве, постоянной готовности к служению своему народу.
Ребята собирают сведения об участниках Великой Отечественной войны. Каждую семью затронула та страшная война. Каждый учитель нашей школы и каждый ученик приносил материал в рубрику «Спасибо деду за Победу». Собранный материал отражен на стендах, которые в этом учебном году пополнятся новой информацией. И создание музейного уголка нашей школы будет затрагивать судьбу предков наших учащихся и педагогов. Мы планируем собрать уникальный материал по истории каждой семьи и сотрудников и учеников нашей школы, Я СЧИТАЮ, ЧТО ЭТА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ БУДЕТ ИМЕТЬ ОГРОМНОЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ!
Ребята начальной школы собирают материал, которые потом обрабатываются в исследовательские работы. Учащийся 4 класса Вахрин Иван в своей исследовательской работе «Жизнь и судьба моего дедушки» описал жизнь деда-участника Вов. Рассказываем об этих судьбах, людях другим. Участники войны уходят из жизни, наш долг изучить их подвиги и передать следующим поколениям. Ведется планомерная работа по оказанию помощи ветеранам, посещение на дому, организации встреч с участниками Великой Отечественной войны и других войн, включению их в учебно-воспитательный процесс.
Деятельность по данным направлениям осуществляется на основании плана работы на год, в планировании работы принимают участие не только школьники, но и педагогические работники.
Работа клуба «Я-патриот» провела совместно с местной службой по работе с населением выверку ветеранов, вдов, тружеников тыла, проживающих в нашем районе Жигулёвска. Ко Дню Победы в акции «Подарок ветерану» приняли участие учащиеся клуба «Я-патриот» . Совместно с социальными работниками, дети пришли к ветеранам с открытками, с любовью изготовленными своими руками, и поздравлениями ко Дню Победы. Очень трогательно было наблюдать, как ребята искренне и с благодарностью поздравляли стихами и песнями ветеранов, которые тоже не сдерживали слёз радости и благодарили за внимание.
Организовываются встречи и концерты для ветеранов, солдатских вдов, участников военных действий, участвуют в городских конкурсах, мероприятиях.
В России много праздников. Особое место занимают военные. Это праздники со слезами на глазах, праздники Победы в Отечественных войнах, знаменательных исторических событиях. Ребята начальной школы с удовольствием участвуют в Уроках Мужества, посвящённых знаменательным событиям Великой Отечественной войны и локальным войнам, мероприятиях, посвящённых государственным праздникам России, литературно-музыкальных постановках. На свои заседания приглашаем участников войн. П.И.Щукин, участник ВОВ, проживающий на Александровском поле давний друг нашей школы и всегда рад встрече с ребятами. Налажен контакт с советом ветеранов Жигулёвска.
В серии традиционных школьных мероприятий, проводимых в рамках Вахты памяти, участвуют ребята начальной школы:
- Конкурс рисунков и поделок;
- Конкурс чтецов и литературных постановок;
- Акция «Читаем детям о войне»;
- Акция «Я помню, я горжусь» (георгиевские ленточки, которые ученики носят в течение всего месяца);
- Организация Тимуровского отряда (помощь ветеранам, вдовам, труженикам тыла).
Работа не заканчивается и летом, когда учебный процесс заканчивается, а вот воспитательная работа продолжается в летнем лагере, где традиционными стали мероприятия:
- Игра по станциям «Моя Россия» (ко Дню независимости)
- Концерт «У моей России»
- Праздник «Белые берёзки» (народные традиции)
- День памяти и скорби (к 22 июня)- акция «Небесный фонарик»
- Историческо – краеведческое.
Система мероприятий по патриотическому воспитанию, направленных на познание ментальных корней, осознание неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней.
Школьная традиционная игра «Все флаги будут в гости к нам» проводится ко дню толерантности в России- 16 ноября. Ученики школы изучают историю и традиции, обряды, фольклор, костюмы, песни и танцы народов, проживающих на территории Самарской области. Идя по станциям, проявляют свои знания и знакомятся с другими.
- Спортивно – патриотическое.
Направлено на развитие морально – волевых качеств, воспитание силы, ловкости, стойкости, мужества, дисциплинированности в процессе занятий физической культурой и спортом, формирование готовности к защите Родины.
Данное направление включает в себя участие в месячниках патриотического воспитания, эстафетах, соревнованиях. Самым запоминающим мероприятием для ребят являются подготовка и участие в школьных и городских военно-спортивных играх «Зарница» к 23 февраля, смотр песни и строя «Мальчиш-Кибальчиш» к 9 Мая. Ребята соревнуются в таких конкурсах, как военно-спортивная полоса, туристическая полоса, оказание первой медицинской помощи пострадавшему, преодоление полосы ГО, знании исторических событий , конкурс песни и строя. В феврале 2014 года ученики 1-4 класс заняли 2 место в городской игре «Зарница».
- Социально – патриотическое.
Направлено на активизацию духовно – нравственной и культурно – исторической преемственности поколений, формирование активной жизненной позиции, проявление благородства и сострадания, проявление заботы о людях пожилого возраста.
Ко Дню пожилого человека совместно со службой по работе с населением посёлка организовали праздник и поздравлению ко Дню пожилого человека. Дети пели песни, рассказывали стихи, изучали историю праздника и дарили открытки.
- Духовно – нравственное.
Цель: осознание учащимися в процессе патриотического воспитания высших ценностей, социально значимых процессов и явлений реальной жизни, способность руководствоваться ими в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности.
В честь 70-летия со дня окончания ВОВ в мае 2014 года в школе запущен проект радиопередач «Не дать забвению стереть из памяти людской события и даты», как часть общешкольного проекта «Я помню, я горжусь». Учащиеся, в том числе и начальной школы, совместно с педагогами еженедельно по вторникам на 10 минут оказываются в школьной студии и рассказывают об интересных и знаменательных событиях войны, героях, используя домашние архивы. Комментаторы рассказывают об истории военных песен и проигрывают их. На это время вся школа погружается в историю ВОВ, ну а мы как педагоги решаем свои задачи. Каждый выпуск школьного радио собирается. К 9 Мая 2015 года планируется издание школьной книги.
В результате каждый школьник может к тому же проявить свое творчество в проектах, выставках, исследовательской деятельности.
Взаимодействия малого отечества и большого, своей региональной, этнической родины и другой, огромной, называемой Россией, определяют процесс патриотического воспитания. В работе по патриотическому воспитанию главным направлением является изучение духовных традиций русской семьи – истории духовного развития народа, истории борьбы добра и зла, истории развития конкретной семьи.
Одним из направлений можно считать краеведение, где ребятам предлагается изучить историю своей семьи, своего района, города. Интерес вызывают занятия, связанные с темой «Моя родословная», где ребятам предлагается вместе с родителями составить родовое древо своей семьи, собрать старые фотографии, изучить семейный архив. Но я выхожу за рамки школьной программы и, как результат, идет исследовательская работа. А она уже рассматривается в феврале на общешкольной НПК «Первые шаги в науку».
Моей идеей на будущее является и составление народного календаря, который дает представление о русском фольклоре, народных и православных праздников, которые постепенно входят в дома наших учеников. Большую помощь в поиске информации, надеюсь, окажут родители. В клубе «Я-патриот» стало традиционным делом представление как индивидуальных, так и групповых творческих проектов, например, “Один день из жизни моей семьи”, “Из истории родного края”, “Мир взрослых и детей в произведениях детской литературы”, “Детство, опаленное войной”. Также, обучающиеся класса совместно с родителями принимают активное участие в общешкольных и городских акциях. Реализация указанных мероприятий предполагает:
- воспитание патриотических чувств у младших школьников; уважения и любви к своей Родине, соотечественникам;
- формирование стремления к развитию коммуникабельности, самовыражения, уверенности в себе и результатах своего труда, самореализации;
- развитие у школьников интереса к истории города, где родился и вырос, а также к историческому прошлому России;
- формирование уважительного отношения к природе, родине, архитектурным памятникам, культуре;
- развитие интереса к познанию, творчеству, инициативности;
- формирование устойчивой системы знаний в заданной области;
- развитие таких качеств как осознание значимости труда; честность, уважительное и доброжелательное отношение к людям, организованность, пунктуальность и требовательность к себе.
По итогам работы будет проводится диагностика, направленная на выявление уровней воспитанности у младших школьников. Опыт работы по патриотическому воспитанию младших школьников показывает успешность выбранной стратегии и тактики воспитательной работы.
Заключение
Эффективное патриотическое воспитание юных россиян сегодня – это путь к духовному возрождению общества, восстановлению величия страны в сознании людей. Результативность такого воспитания проявляется в системе отношений ребенка к действительности, его творческой самоотдаче. Показатель его действительности – убежденность, патриотическая направленность поступков и всей жизни воспитанников.
Работа по патриотическому воспитанию проводится комплексно. Комплексный подход отражает важнейшую особенность воспитания — направленность на целостное формирование всесторонне и гармонично развитой личности. Мы можем говорить о сформированности патриотического сознания человека лишь тогда, когда данные нам знания помогли ему определить свою жизненную позицию и когда эта позиция выросла в убеждение, определяющее весь его жизненный путь.
Патриотическое воспитание поможет:
• Повысить патриотическое сознание
• Раскрыть понимание истинного патриотизма
• Избавиться от равнодушия, жестокости, эгоизма
• Повысить престиж военной службы в Вооруженных силах РФ
• Повысить потребность в духовном обогащении
А в заключение хотелось бы напомнить процитировать слова Апостола: Вера без дел мертва! Будем же не только рассуждать, и дискутировать - будем действовать! К патриотизму нельзя призвать. Нужно медленно и серьезно воспитывать духовное начало в человеке. Тогда человек сам обратится к нему. Патриотизм возникает через внутреннее побуждение человека, через сознание своей причастности к народу, Родине, и тем самым к человечеству. Поэтому, прежде всего надо воспитывать личность. Повторю: без патриотизма нет личности. Без личности каждый превращается в получеловека, лишенного человеческого разумения жизни. Мы же хотим, чтобы школьники не потеряли человеческого разумения, чтобы все они были личностями. Мы же должны преследовать единственную цель - воспитать в молодежи человека, взрастить, укрепить духовное начало. А это невозможно без патриотизма. Поэтому сегодня патриотическое воспитание остается наиглавнейшей и благороднейшей нашей задачей.
Дети - наше будущее. Но они и наше настоящее, наше сегодня. От того, какими вырастут наши дети, зависит не только их благополучие, но и благополучие нашего общества. Нам, педагогам, сегодня не следует забывать, что патриотическое воспитание — это не столько деятельность по формированию гражданина, знающего свои гражданские права и обязанности, сколько — личности, способной сопереживать, знать и любить Родину, ощущая себя частицей ее истории, ее настоящего и будущего.
Закончить мне хочется таким обращением, которое можно адресовать и своим воспитанникам.
Берегите Россию – нет России другой
Берегите ее тишину и покой
Это небо и солнце
Это хлеб на столе
И родное оконце
В позабытом селе…
Берегите Россию –
Без нее нам не жить
Берегите ее
Чтобы вечно ей быть!
И очень надеюсь, что воспитанные мною ученики не пойдут по улицам моего города с вскинутой в фашистском приветствии рукою…
Литература
- Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы», Постановление Правительства Российской Федерации, М.,2010.
- Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. «Концепция духовно-нравственного развития и воспитание личности гражданина России» М., Просвещение, 2010.
3. Пашкович. И.А. Патриотическое воспитание: система работы. – Волгоград; 2006 г.