Развитие одаренности учащихся на уроках физики при решении задач
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_s_odaryonnymi.doc | 36.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие одаренности учащихся на уроках физики при решении задач.
В работе с одаренными детьми, активно стараюсь использовать различные приемы мыслительной деятельности. Сложные задачи разбиваю на простые задачи. Так чтобы у детей возникли нужные связи и ассоциации, но не раскрывая их, а давая возможность установить их самостоятельно.
Кроме того, у способных детей мыслительные процессы имеют свои особенности. Процессы мотивации и познавательной активности имеют чрезвычайно высокий уровень. Поэтому хочется, чтобы и у остальных был высокий уровень мотивации.
Мотивация удивления - это тот конек, на котором можно строить работу с одаренными детьми.
При решении системы задач на «Относительность движения», задача №8 задается на дом.
Мальчик, двигаясь в лодке против течения уронил удочку. Через 1 мин он заметил потерю и сразу же повернул обратно. На каком расстоянии от места потери он догонит удочку, если скорость течения воды равна 2м/с. (Рымкевич№39)
Решая задачу стандартным способом, дети сталкиваются с большим объемом рассуждений и действий. В этом случае возникает вопрос: А нельзя ли решить эту задачу проще?
Добившись мотивации, искорки в глазах, желания понять новый способ решения задач, задаю вопрос: А можно ли за систему отсчета взять реку? Далее найдутся те учащиеся , которые сами меняют решение задачи на более короткое и показывают его – вызывая удивление остальных.
Одаренных детей это решение заинтересовывает и они больше углубляются в изучение теоретического материала, что позволяет решать задачи быстро и коротко.
Стараюсь находить с детьми те общие приемы рассуждения, пользуясь которыми, сложное становится простым действием, ведущим к простому решению задач.
3-й важный момент - это максимальное самостоятельное участие детей в выводе общих подходов и правил, которые помогают рационально решать задачи.
Изучив полностью тему, мы решаем комбинированные задачи по «Механике». возвращаемся к системе задач. Задача № 10(Аналогичная задача была в ЕГЭ 2002года).
Человек массой m = 70 кг находится на корме лодки, находящейся в озере. Длина лодки l = 5 м и масса её M = 280 кг. Человек переходит на нос лодки. На какое расстояние человек и лодка передвинется относительно дна? (Егэ 2002г.)
Условие им уже знакомо поэтому они с любопытством ожидают что же им хотят еще предложить новое. Анализируя задачу мы выясняем, чем она усложнилась от предыдущих. «Человек ходит в лодке» - т.е взаимодействует и тут решение принимает другой оборот. Значит основа задачи - это закон сохранения импульсов.
Записывают закон сохранения импульсов 2 уравнения движения тел и закон сложения скоростей. Решая эти 4 уравнения получают длинное предлинное решение. Для того что бы, детей удивить и сделать более рациональное решение мы вспоминаем понятие о центре масс. Напоминаю следствие из теоремы: «Центр масс остается неподвижен, если на тело не действуют внешние силы.» Как в этой задаче можно это применить? Делая вывод, что центр масс неподвижен, а значит расстояние от него до центра тяжести лодки это расстояние «А» одинаковое до и после взаимодействия. А теперь лодку и рыбака можно рассматривать как рычаг. Нужно записать условие равновесия. И со словами ААААААА они решают самостоятельно. Решение в 2 неполных действия и значительно короче.
Далее работая на удивление я им говорю Ребята а можно еще короче? В одно действие? И тут их любопытству нет конца.
А давай те вспомним формулу нахождения центра масс. Вырисовываем лодку, человека, вводим оси координат , расставляем координаты и записываем формулу координаты до взаимодействия и после. Задача решается еще проще в одно действие.
Вывод. Хочу отметить три принципа
1. мотивация удивления;
2.общие приемы рассуждения;
3. самостоятельность в поиске простого решения. Все принципы хорошо работают при решении простых и сложных задач.
При решении таких задач проявляется группа детей, которые помогают учителю научить остальных детей решать задачи нестандартным способом.
Ученики, находящиеся в постоянном поиске новых способов решения задач, обращают внимание только на основные факты и законы. Тем самым учатся решать задачи рационально.
Предлагаю систему задач, в которых используются указанные способы решения задач.
Например 1) законы Ньютона заменить законами сохранения
2) Связывать систему отсчета с неподвижными телами, а с подвижными
3) Изменить точку отсчета.
Используя данные методы они выходят на другой способ решения задач.