Мастер- класс "От простого к сложному. Решение задач по кинематике"
Разработки систем задач от простой к сложной. Задачи как текстовые так и графические.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystupleniedlya_sayta.doc | 102 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс учителя МБОУ школа № 63 г. Самары Каргиной Татьяны Александровны «От сложного к простому. Решение задач по кинематике»
«Лучше решить одну задачу несколькими методами, чем несколько задач - одним»
(Д.Пойя).
Цель мастер- класса:
-передача учителем своего опыта работы по данной теме путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приемов и форм педагогической деятельности при решении физических задач от простой к сложной.
Умение совершать логические действия не являются врожденными. По мнению многих исследователей, мыслительная деятельность успешно активизируется и развивается там, где учащиеся осознают новые вопросы, включаются в поиски ответов на них, сначала в сотрудничестве с учителем, а затем самостоятельно, постепенно переходя от простых вопросов к более сложным.
Известному физику Э.Ферми принадлежит высказывание: «Знать физику - означает уметь решать задачи». Вместе с тем научится решать задачи можно лишь, пытаясь их решить. Следовательно, решение задач является одновременно и целью, и средством обучения физике.
Можно утверждать, что процесс обучения решению задач является наиболее полным средством развития интеллекта учащихся, позволяющим сформировать мыслительные умения и навыки; умения, необходимые для принятия решения, стимулирования познавательной деятельности, формирования активной направленности личности.
Решение задач – сложный процесс, состоящий из множества составляющих его различных умений и навыков. Обучение решению задач должно быть поэлементным: научить школьников на одном уроке сразу всем умениям невозможно, поэтому процесс обучения решению задач не может проводится стихийно. В каждом конкретный момент времени учитель, должен совершенно четко представлять, какой именно элемент знаний или умений формирует он своими действиями.
Говоря о процессе обучения решению физических задач я хотела бы остановится на решении задач по разделу «Кинематика» изучение которой начинается в 7 классе и заканчивается в 11 (подготовка к ЕГЭ) .
В 7 классе рассматривая тему о средней скорости я предлагаю ребятам решить систему задач, шагая от простой к сложной. В зависимости от уровня подготовки класса, учащиеся можно прорешать разное количество задач. Задача №6 – олимпиадного характера. При решения предложенных задач использую работу в группах, в парах, индивидуальная работа и игровые моменты.
Система задач 1. «Средняя скорость движения»
1. Велосипедист за первые 5 секунд проехал 40м., за следующие 10 секунд – 100м. и за последние 5 секунд – 20 м. Найти среднюю скорость на всем пути. (Рымкевич №47)
2. Тело прошло первую половину пути за время t1 = 2с, вторую половину пути за время t2 = 8с. Определить среднюю скорость движения тела, если длина пути 20 метров. (Чертов)
3. Первую половину времени тело прошло со скоростью 10 м/с, вторую половину времени со скоростью 12 м/с. Определить среднюю скорость движения тела.
4. Автомобиль проехал первую половину пути со скоростью 10м/с, а вторую половину пути со скоростью 15м/с. Найти среднюю скорость на всем пути. Докажите, что средняя скорость меньше среднего арифметического значения υ1 и υ2. (Рымкевич №49.)
5. Мотоциклист проехал 0,4 пути между двумя городами со скоростью 72 км/ч, а оставшуюся часть пути со скоростью 54км/ч. Определить среднюю скорость мотоциклиста. (Цедрик стр19.)
6. Велосипедист преодолевает ряд холмов. На подъемах его скорость υ1 а на спусках υ2 . Общая длина пути L , причем подъемы и спуски имеют одинаковые длины. Какова средняя скорость велосипедиста? (олимпиадная задача )
Изучая тему «Относительности движения» кроме решения качественных задач предлагаю решить другую систему задач, в которой они способны решить пока еще с 1 по 3. На этой теме я хотела бы остановиться более подробно.
Система задач 2. «Относительность движения»
1. Мальчик плыл в лодке по озеру, со скоростью 3м/с. Какое расстояние он проплывает за 9с?
2. Мальчик в лодке плыл по течению реки 6с с собственной скоростью 7м/с. Скорость течения реки 5м/с. Найти пройденный путь.
3. Мальчик в лодке проплыл против течения реки 6с. Скорость лодки относительно реки 7 м/с, скорость течения реки 5м/с. Найти пройденный путь.
Учащиеся 7 класса в основном с легкостью решают задачи на встречное движение или задачи на преследование являются даже любимыми в связи с тем, что для таких задач существует множество разнообразных красочных сюжетов, и способов их решения интуитивно понятен.
При переходе к движению в плоскости (9классе) ситуация кардинально меняется даже для простейшего случая движения во взаимно перпендикулярных направлениях. Многие ученики не могут не только решить задачу, но иногда не могут понять условие задачи и испытывают затруднения при попытке изобразить ситуацию, изложенную в задаче.
9класс | 10 класс | 10 класс |
Тело движущееся с наименьшей скоростью можно принять за неподвижную систему отсчета | Относительность перемещений (центр масс) | |
4. Скорость течения реки 3м/с, Собственная скорость лодки 5м/с. Мальчик в лодке переплывает реку за 10 секунд. Какое расстояние он при этом преодолевает. 5. Скорость течения реки 3м/с. Мальчик гребет со скоростью 5м/с. Ширина реки 40 м. Определите минимальное время затраченное гребцом, чтобы переплыть реку. 6. Скорость течения реки 3м/с, а гребец может сообщить лодке скорость относительно воды 5м/с. Ширина реки 40м. Определите наименьшее время, затраченное гребцом, чтобы достигнуть противоположной точки на другом берегу реки. 7. Скорость течения реки U , скорость лодки в стоячей воде υотн. Какой курс должен держать человек в лодке, чтобы течение снесло ее как можно меньше? ( Журнал «Квант») | 8. Мальчик, двигаясь в лодке против течения уронил удочку. Через 1 мин он заметил потерю и сразу же повернул обратно. Через какой промежуток времени после потери он догонит удочку? Скорость течения реки и скорость лодки относительно воды постоянны. На каком расстоянии от места потери он догонит удочку, если скорость течения воды равна 2м/с. (Рымкевич№39) 9. Скорость течения реки 3м/с, а гребец может сообщить лодке скорость относительно воды 5м/с. Какова скорость лодки в системе отсчета, связанной с рекой, когда а) лодка плывет по течению; б) лодка плывет против течения. Какова скорость течения реки в системе отсчета, связанной с лодкой, когда а) лодка плывет по течению; б) лодка плывет против течения. | 10. (Про рыбака и лодку-1) Человек массой m = 70 кг находится на корме лодки, находящейся в озере. Длина лодки l = 5 м и масса её M = 280 кг. Человек переходит на нос лодки. На какое расстояние человек и лодка передвинется относительно дна? (Егэ 2002г.) 11. (Про рыбаков и лодку-2) Лодка неподвижно стоит на озере. На корме и на носу на расстоянии l = 5 м друг от друга сидят рыболовы. Масса лодки M = 50 кг, массы рыболовов m1 = 90 кг и m2 = 60 кг. Рыболовы меняются местами. На сколько переместится при этом лодка? Сопротивлением воды пренебречь. (Егэ 2010г.) |
Поэтому 1-3 задачи задаю на дом, а после понимания , что происходит в задачи начинаем постепенно ее усложнять. Решая № 4 - 7 опять же учитывая уровень класса. При дальнейшем решении задач использую игровые моменты: класс делится на несколько групп, которые составляют задачи для своих соперников с последующей проверкой. Составить задачу намного труднее , чем ее решить.
Переходя в 10 класс к этой теме предлагаю решать задачи 1-7 дома и задаю домой задачу №8. ЕЕ они решают с помощью математических уравнений. На уроке мы разбираем ее с точки зрения физики. И ребята очень удивляются что МОЖНО РЕШАТЬ И ТАК!. В одно действие приняв за систему отсчета реку.
S = V· t = 2м/с · 120с = 240 м
Основной упор в 10 классе делаю на решение задачи №9. Она сложна для понимания. Учащиеся дают быстрый ответ интуитивно, после чего мы провешиваем задачу используя правило сложения скоростей.
Скорость лодки относительно реки (по) | Скорость лодки относительно реки (против) |
υр/з = υл/з + υр/л υр/л = υр/з - υл/з | |
Ох: υр/л = υр/з - υл/з | Ох: υр/л = υр/з + υл/з |
Скорость реки относительно лодки (по) | Скорость реки относительно лодки (против) |
υл/з = υр/з + υл/р υл\р = υл/з - υр/з | |
Ох: υл\р = υл/з - υр/з | Ох: υл\р = -υл/з - υр/з |
Пройдя тему динамика и законы сохранения мы возвращаемся вновь к человеку и лодке Задача №10 (Аналогичная задача была в ЕГЭ 2002года). Условие им уже знакомо поэтому они с любопытством ожидают что же им хотят еще предложить новое. Анализируя задачу мы выясняем, чем она усложнилась от предыдущих. «Человек ходит в лодке» - т.е взаимодействует и тут решение принимает другой оборот. Значит основа задачи это закон сохранения импульсов.
0 = mυр - Mυл Закон сохранения импульсов в проекции на ось ОХ
mυр = Mυл (1)
Записав еще 2 уравнения,
L = υр/л t (2)
Х = υл t (3)
приходим к вопросу об относительной скорости.
υр/з = υл/з + υр/л
υр/л = υр/з - υл/з ох: υр/л = υр/з + υл/з (4)
Решаем систему, получаем ответ. Х = mL / ( m + M)
Именно так решена эта задача в сборнике по ЕГЭ.
Задачу №11 учащиеся пробуют решить самостоятельно.(ЕГЭ 2010г)
Повторив в 10 классе статику, опять возвращаемся к этой задаче. Причем учащиеся не только узнают задачу и понимают что в ней происходит, а некоторые видят ее решение . И тут мы разбираем решение такой сложной задачи в 2 и 1 действие.
Центр масс остается на месте , если на систему не действуют внешние силы. Центр масс определяется формулой: mxm + MxM = const
Найдем приращение: m▲xm + M▲xM = 0 (1)
Это означает, что бы не произошло с нашей системой изменения положения рыбака изменение положения лодки в системе =0 (1) одно уравнение , две неизвестных, следовательно надо еще одно уравнение. Выберим Ох и установим связь между перемещением рыбака в абсолютной и относительной системе
▲xm = L + ▲xM (2)
Решая систему двух уравнений получаем ответ: Х = - mL / ( m + M)
Х = 2a
Условие равновесия записывается в виде: Mga = mg(L/2 – a)
Решая уравнение получаем ответ: Х = mL / ( m + M)
В 11 классе проводя элективный курс решение задач мы снова сталкиваемся с данной темой.
Я хочу познакомить Вас с опытом применения пособия. И хотя изданий такого плана в последнее время печатается достаточно много, я поясню причину своего особого внимания к нему. Называется оно «Сборник разноуровневых задач по физике» под редакцией Бабаева В. С.- СПб. САГА. Азбука-классика. 2005.
Так же, как и остальные задачники этого типа, он состоит из разноуровневых задач по всем разделам школьного курса физики. Но, в отличие от других задачников, в данном учебном пособии разбиение задач по уровням сложности проведено с помощью коэффициентов трудности и решаемости задач, рассчитанных по результатам контрольных и вступительных экзаменов. А именно коэффициент трудности рассчитывался по формуле k1=N1/N, где N - число предъявлений некоторой задачи, N1 – число решений этой задачи, доведенных учащимися до ответа, т. е. ими сделана попытка решить предъявленную задачу. Особый интерес у моих ребят вызывает значение коэффициента k2= N2/N, N2 в этой формуле – число правильных решений предъявленной задачи.
1.1. Прямолинейное равномерное движение. Сложение движений вдоль прямой.
Номер задали | Уровень сложности | Ответ | Число предъявлений | Трудность, % | Решаемость, % |
1.1.1 | А | Зм/с | 10 | 80 | 70 |
1.1.2 | А | -8м | 13 | 85 | 69 |
1.1.3 | А | 0,15с | 12 | 83 | 67 |
1.1.4 | А | 80м | 12 | 92 | 75 |
1.1.5 | А | 2м/с | 16 | 88 | 81 |
1.1.6 | А | 8м/с | 46 | 91 | 74 |
1.1.7 | А | 25 час | 41 | 90 | 71 |
1.1.8 | А | 200с | 40 | 88 | 75 |
1.1.9 | А | 200с | 24 | 88 | 63 |
1.1.10 | А | 200м | 42 | 90 | 71 |
1.1.11 | А | 180м | 21 | 81 | 67 |
1.1.12 | А | 5с | 20 | 83 | 60 |
1.1.13 | А | 1,6м/с | 28 | 82 | 82 |
1.1.14 | В | 9м | 13 | 69 | 38 |
1.1.15 | В | 300с | 14 | 79 | 57 |
1.1.16 | В | 7,5м/с | 40 | 90 | 58 |
1.1.17 | в | 100м | 13 | 77 | 38 |
1.1.1В | в | 30 км | 10 | 30 | 20 |
1.1.19 | в | 24м/с | 13 | 69 | 46 |
1.1.20 | в | 45с | 27 | 78 | 56 |
1.1.21 | в | 90с | 36 | 81 | 44 |
1.1.22 | с | 5 км/ч | 47 | 51 | 21 |
1.1.23 | с | 100 | 46 | 50 | 9 |
Предлагаю детям выбрать задачу, решение которой мы будем обсуждать совместно. В большинстве случаев выбранной оказывается сложная задача. Ребята объясняют свой выбор низким коэффициентом решаемости и желанием «докопаться до истины». Ход решения задачи я записываю на доске, постоянно привлекая к помощи самих учеников.
Решение начинается с вопроса: « Почему только половина абитуриентов приступила к решению этой задачи?»
Ребята пытаются объяснить причины отказа от решения.
Пытаюсь выяснить, что «испугало» их в условии задачи. Дети с удовольствием называют причины, которые побудили бы лично их не решать эту задачу на экзамене.
Я пользуюсь этим пособием уже второй год, и вижу, насколько повышается интерес ребят к такой трудной и кропотливой работе, если пользоваться не только разбиением задач по сложности, но и по трудности и решаемости.
К решению следующих задач по данной теме дети приступают с большей долей самостоятельности, и моя помощь сводится к минимуму.
Далее я бы хотела бы показать разработаны мной графические таблицы по теме равномерное и неравномерное движение. Располагаются задания по вертикали и по горизонтали от простого к сложному.
Таблицы с задачами.
Приложение.
Ответы к системе задач 1.
Ответы к системе задач 2.
1. 27 м.
2. 72 м.
3. 12 м.
4. 58 м.
5. 8с.
6. 10с.
9. 1. а) – 2 м/с, б) 8м/с
2. а) 2м/с б) -8м/с