Для учеников
Скачать:
Предварительный просмотр:
Рекомендации для школьников по подготовке к защите и защите исследовательских работ |
Б.Б. Егоров, кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник Института психолого-педагогических проблем детства Российской академии образования
- Общие рекомендации по подготовке к выступлению
• Хорошо воспринимается эмоциональное и короткое по времени (не более 10–15 минут) изложение материала с использованием интересных примеров.
• Четкая логика изложения материала позволяет слушателям лучше понять выступающего.
• В ходе выступления следует употреблять только понятные термины.
• Следует помнить, что хорошо воспринимается рассказ, а не чтение текста.
• Выступление выиграет, если в его ходе будет максимально использоваться наглядный материал.
• Целесообразно продумать выступление так, чтобы предупредить возможные вопросы.
2. Техника подготовки к выступлению
• Проведите предварительный хронометраж своего выступления и доведите его до нужной продолжительности.
• Выпишите на отдельные карточки ту часть содержания работы, которая прозвучит в выступлении, и разложите их по порядку.
• Заранее продумайте детали выступления.
• Приготовьте четкий и красочный наглядный материал.
• Проведите тренировочное выступление перед друзьями, родственниками. Попросите их задать вам вопросы.
3. Техника выступления
• Начните свое выступление с приветствия.
• Огласите название вашего проекта, сформулируйте его основную идею и причину выбора темы.
• Не забывайте об уважении к слушателям в течение всего выступления, говорите четко и внятно.
• Поблагодарите слушателей за внимание, а руководителя — за помощь.
• Старайтесь понять суть задаваемых вопросов и отвечать на них по существу.
4. Примерное содержание выступления при презентации проекта
Уважаемые ______! Вашему вниманию предлагается проект на тему ______.
Работа над этим проектом актуальна и значима (приводятся доказательства актуальности и значимости проекта). Эта работа была нам интересна (обосновывается причина выбора темы).
Цель данной работы (приводится формулировка цели работы).
Для ее достижения мы решали частные задачи, которые выбраны в соответствии с нашим планом работы (указываются задачи).
Мы ожидали, что в результате работы получим следующие результаты (описываются ожидаемые результаты).
Нами были изучены следующие источники по заявленной проблеме (указываются изученные источники).
В ходе разработки проекта мы выполнили следующую работу (перечисляются наиболее важные виды работ).
Сегодня мы представляем вам продукт, разработанный в ходе проекта (перечисляются важнейшие характеристики продукта, если проект предусматривал его создание).
Результаты работы могут быть использованы (приводятся виды деятельности, в которых могут быть использованы полученные в ходе исследовательской работы результаты).
В заключение выступления стоит высказать свое суждение о сотрудничестве с руководителем проекта (исследовательской работы) и поблагодарить слушателей.
5. Правила оформления презентации
• Рекомендуется выдерживать презентацию в едином стиле.
• Стиль отдельных разделов презентации может отличаться тональностью или цветовой гаммой.
• Заголовки, размер шрифтов (кегль) и элементы оформления на всех слайдах должны быть идентичными (эти элементы не должны «прыгать» при переходе слайдов).
• Для создания однотипных слайдов используйте копирование слайдов.
• Старайтесь избегать текста WordArt, особенно в презентациях делового характера: чаще всего он смотрится вычурно.
• Нецелесообразно помещать на слайд слишком много объектов.
• Никогда не помещайте на слайд лишние (неиспользуемые) объекты. Придерживайтесь правила: «Все, что не должно попасть на слайд, на него попасть не должно».
• Текст, особенно большого объема, будет хорошо смотреться, если его выровнять по ширине.
• Длинный текст лучше разместить на нескольких слайдах.
• Не рекомендуется использовать на одном слайде более трех различных шрифтов.
• Следите за тем, чтобы текст хорошо читался, используйте при его оформлении минимально возможное количество цветов.
• Старайтесь избегать нестандартных шрифтов, так как их может не быть на других компьютерах. В случае отсутствия вашего шрифта он будет заменен другим, а это может привести к нарушению дизайна слайда или к невозможности прочесть текст.
• При создании фонов старайтесь избегать стандартных текстур и «растягивания» картинок на весь слайд, особенно с искажением размеров.
• Осторожно работайте со звуковыми объектами, их применение должно быть обосновано.
• Старайтесь избегать стандартных звуков, которые встроены в Power Point, чаще всего они мешают восприятию информации.
• Осторожно работайте с видеофайлами: их внутренний формат может не совпадать с настройками вашего компьютера и видео может «не пойти»
• Имеет смысл вывести на экран тезисы доклада (выступления, сообщения) и прокомментировать их.
• Иногда имеет смысл вывести на экран большие таблицы, большие тексты, чтобы кратко прокомментировать их.
И обязательно помните о правиле: докладчик при работе с презентацией не должен повторять то, что написано на экране, слушатели и так это увидят.
Журнал «Практика административной работы в школе»,
№ 3, 2012 год
Предварительный просмотр:
В помощь при подготовке к олимпиаде по обществознанию
Данный банк заданий может напрямую использоваться при формировании комплектов заданий в режиме прямого применения или в измененном виде, или быть основой для создания собственных заданий муниципальными и региональными предметно-методическими комиссиями.
- Всероссийские олимпиады школьников по истории и обществознанию: материалы и комментарии /Под ред. С.И. Козленко и М.Ю. Брандта – М.: Школа-пресс, 2003.
- Всероссийская олимпиада школьников по обществознанию: Методическое пособие /Под ред. С.И. Козленко – М.: АПКиППРО, 2005. - Козленко С.И., Козленко И.В. Всероссийская олимпиада школьников по обществознанию в 2006 г.: Методическое пособие – М.: АПКиППРО, 2006.
- Козленко С.И., Козленко И.В. Обществознание. Всероссийские олимпиады. Вып.1 – М.: Просвещение, 2008.
- Козленко С.И., Козленко И.В. Обществознание. Всероссийские олимпиады. Вып. 2 – М.: Просвещение, 2008.
* * *
http://www.president.kremlin.ru – официальный сайт Президента РФ
http://www.gov.ru/ - Сервер органов государственной власти РФ
http://www.edu.ru/ - федеральный портал «Российское образование». Содержит обзор
образовательных ресурсов Интернета, нормативные документы, образовательные
стандарты и многое другое.
http://www.rusolymp.ru – федеральный портал российских олимпиад школьников.
http://ecsocman.edu.ru/ - федеральный образовательный портал «Экономика, социология,
менеджмент». Собраны материалы по социальной и экономической истории России, в том
числе журнальные статьи и материалы круглых столов, посвященные проблемам
исторического пути России.
http://www.philos.msu.ru/library.php - библиотека философского факультета МГУ им. М.В.
Ломоносова
http://www.philososophe.ru/ - философский портал «Философия в России». На сайте
размещены справочники, учебные пособия, энциклопедии по философии и
культурологии, представлена богатая библиотека философской литературы
http://www.garant.ru/ - Гарант (законодательство с комментариями)
http://edu.tomsk.ru/prof_ob/2.doc - учебные программы курсов по выбору по истории,
обществознанию, экономике
http://humanities.edu.ru/db/msg/46659 - Тургель И.Д. Курс лекция «Региональная экономика
и управление»
http://www.akdi.ru – сайт газеты «Экономика и жизнь»
http://people.nnov.ru/iq/soc.htm - курс лекций по социологии
http://www.isn.ru/sociology.shtml - российская сеть информационного общества
http://socio.rin.ru/ - на сайте представлен материал по истории социологии,
социологические опросы и их результаты, рефераты по социологии, литература
http://socio.lex.narod.ru/- лекции по социологии
http://soc.lib.ru/ - электронная библиотека «Социология, психология, управление»
http://humanities.edu.ru/db/msg/59330 - Ирхин Ю.В., Зотов В.Д., Зотова Л.В. Политология:
Учебник. М.: Юрист, 2002
http://polit.mezhdunarodnik.ru/ - сайт «Политология в России»
http://www.omgpu.ru/libdocs/polit/ - электронная версия книги «Политология». Курс
лекций. – Омск: Изд-во ОмГПУ, 1995
http://www.zipsites.ru/books/polit_pruktikum/ - Практикум по политологии: Учебное
пособие для вузов / Под ред. М.А. Василика. М.: Гардарики, 1999. Издание включает
учебно-методические материалы для семинарских и практических занятий, структурно-
логические схемы и таблицы, обучающие игры, вопросы для контроля и самоконтроля,
тематику докладов, рефератов и сообщений, методические рекомендации по организации
самостоятельной работы студентов, также политологический словарь-справочник
http://www.religio.ru/u4.html - информационный портал «Мир религий» представляет
новости мировых религий, библиотеку религиозной литературы
http://his.1september.ru/urok/index.php?SubjectID=150060 – раздел «Обществознание» «Я
иду на урок истории» создан на основе материалов газеты «Первое сентября»
http://humanities.edu.ru/db/msg/67083 - программа курса под оед. В.В. Ванчугова «История
мировых цивилизаций»
http://humanities.edu.ru/db/msg/1398 - электронный курс лекций Е.А. Бородиной
«Культурология»
http://www.philos.msu.ru/library.php - библиотека философского факультета МГУ им. М.В.
Ломоносова
http://www.philososophe.ru/ - философский портал «Философия в России». На сайте
размещены справочники, учебные пособия, энциклопедии по философии и
культурологии, представлена богатая библиотека философской литературы
http://www.antropolog.ru/ - электронный альманах о человеке
http://filosofia.ru/ - электронная библиотека философии и религии: книги, статьи, рефераты
и др.
http://humanities.edu.ru/db/msg/59021 - электронная версия книги Ненашева М.И.,
Владыкиной Е.Ф., Поспеловой Н.И., Сизова В.С. Лекции по русской философии XIX-XX
вв. – Киров: ВГГУ, 2002
http://filosof.historic.ru/ - электронная библиотека по философии
Предварительный просмотр:
Примеры различных типов заданий,
предлагаемых для применения на школьном и муниципальном этапах олимпиады
Задания с рядами
1. По какому принципу образованы ряды? Назовите понятие, общее для приведенных ниже терминов, объединяющее их.
1. Обычай, прецедент, закон.
2. Эпос, былины, предания, сказки.
3. Осуждение, бойкот, похвальная грамота, почетное звание.
Ответ: 1. Источники права. 2. Формы народной культуры. 3. Социальные санкции.
2. Заполните пропуск в ряду.
1. Производство, ………, распределение, потребление.
2. Буржуазия, класс; кшатрии, каста; дворянство, ……
3. Преступления небольшой тяжести, до двух лет лишения свободы, преступления
средней тяжести, …………, тяжкие преступления, не более 10 лет, особо тяжкие, более
10 лет.
Ответ: 1. Обмен. 2. Сословие. 3. Не более пяти лет.
3. Что является лишним в ряду? лишнее слово подчеркните и объясните,
почему вы так решили.
1. Республика, монархия, федерация.
2. Христианство, индуизм, ислам, буддизм.
3. Административное право, гражданское право, семейное право.
Ответ:
1. Федерация, так как остальное – формы правления. 2. Индуизм, так как остальные
термины – мировые религии. 3. Административное право, так как все остальное – отрасли
частного права.
4. Заполните пропуск в ряду.
1. А.Смит, «Исследование о природе и причинах богатства народов»; К.Маркс,
«Капитал»; ……………………….., «Общая теория занятости, процента и денег».
2. Н.Макиавелли, «Государь», ………………………………………, «Два трактата о
государственном правлении», Ж.Ж.Руссо , «Об общественном договоре».
3. Законодательная инициатива, принятие закона Государственной думой РФ, ……...
………………………………………………………………………….……. , подписание
закона Президентом РФ, опубликование закона.
4. Математика – ……………………….. – физика – химия – биология – социология.
5. Прямой умысел, косвенный умысел, ……………………………………. .
Ответ: 1. Дж.М.Кейнс. 2. Д. Локк. 3. Одобрение Советом Федерации РФ. 4. Астрономия.
5. Неосторожность.
Выбор из перечня
1. Найдите в приведенном перечне категории населения, которые включаются
в численность рабочей силы и обведите цифры, под которыми они указаны, в
кружок.
1. Домохозяйки
2.Частично занятые на производстве.
3. Не имеющие работы, но активно ее ищущие.
4. Отбывающие срок заключения в тюрьмах.
5. Работающие по гибкому графику.
6. Работающие по вахтовому методу.
7. Студенты дневного обучения.
Ответ: 2, 3, 5, 6.
2. Прочитайте определения известных вам из курса обществознания понятий,
принадлежащие мыслителям, ученым, политикам, и запишите эти понятия.
1. «Наставница всех добродетелей», «высшее утешение измученных душ»,
«провозвестница истинного света» (Боэций).
2. «Не столько способ правления, сколько способ ограничить правительство» (Р.Рейган).
3. «Институт или механизм, который сводит вместе покупателей и продавцов конкретного
товара или услуги» (К.Макконнелл, С.Брю).
Ответ: 1. Философия. 2. Демократия. 3. Рынок.
Определение правильности или ошибочности утверждений
«Да» или «нет»? Если вы согласны с утверждением, напишите «Да», если не
согласны – «Нет».
1. Вопросы, относящиеся к авторскому праву и личным неимущественным правам
граждан, регулируются нормами трудового права.
2. Поскольку средства массовой коммуникации ориентируются на запросы и уровень
аудитории, они не участвуют в формировании массовых потребностей и стереотипов.
3. Характерная черта демократического режима – конституционное закрепление какой-
либо идеологии в качестве государственной.
4. Образ своего «я» формируется у человека в процессе социального взаимодействия.
5. Акционеры, не отвечая по обязательствам акционерного общества, не несут никаких
убытков, связанных с его деятельностью.
6. Государство не является единственным носителем политической власти.
7. Вопросы приобретения гражданства регулируются нормами гражданского права РФ.
8. Демократия возможна только при республиканской форме правления; в этом
проявляется целостность политической системы.
9. К социальным нормам относятся лишь те предписания, которые закреплены в законах,
что обеспечивает общеобязательность их предписаний.
10. Членораздельная речь предшествовала появлению у человека сознания и стала его
предпосылкой.
Ответ:
1. Нет. 2. Нет. 3. Нет. 4. Да. 5. Нет. 6. Нет. 7. Нет. 8. Нет. 9. Нет. 10. Нет.
Соответствие имени ученого и высказанных им идей
В понятиях, категориях, идеях, существующих в науках об обществе и человеке, немало таких, которые прочно связаны с именем мыслителя или ученого, их обосновавших или предложивших. Приведите в соответствие понятия, категории, идеи и имена мыслителей, ученых. Обратите внимание: имен мыслителей больше, чем понятий.
Практические задания на знания содержательных модулей курса
Проанализируйте с точки зрения трудового законодательства данную
ситуацию.
Продавец Иванов перешел из государственного магазина на работу в частное торговое предприятие. Через 11 месяцев летом Иванов попросил предоставить ему очередной отпуск, на что владелец магазина сказал: «Сейчас самая горячая работа. Так что в отпуск пойдешь осенью». На попытку Иванова сослаться на трудовое право ответил: «Это в государственном магазине ты мог «качать права», а здесь я хозяин, и для тебя мое решение – закон»
………………………………………………………………………………………………
Ответ: Позиция владельца магазина противоречит нормам трудового права, которые
регулируют трудовые правоотношения работников предприятий, учреждений и
организаций независимо от их организационно-правовой формы собственности.
Работа со схемами
1. Составьте схему, используя все предложенные понятия и термины. В схеме отразите их соотношение. В схему запишите только порядковые номера понятий и терминов.
1. Виновность. 2. Деяние. 3. Противоправность. 4. Умысел. 5. Бездействие. 6. Правонарушение. 7. Неосторожность. 8. Действие. 9. Признаки. 10 Общественная опасность.
2. Нарисуйте схему, которая отражает принципы взаимодействия государства,
права и личности в демократическом правовом государстве. Используйте три
термина: «государство», «право», «личность».
Ответ:
Задания с иллюстративным рядом
Перед вами портреты (в данных материалах не представлены) мыслителей и ученых, внесших вклад в развитие наук об обществе и человеке. Они объединены в две группы.
1. Подпишите иллюстрации, указав, кто изображен на них.
2. Объясните, какой критерий, значимый с точки зрения истории науки, положен в основу
группировки в каждом случае.
Группа 1
Даются портреты:
1. А.И.Герцен;
2. В.С.Соловьев;
3. В.И.Вернадский;
4. И.А.Ильин
Критерий. …………………………………………………………………………………...
Группа 2
Даются портреты:
1. Б.Франклин;
2. Ж.Ж.Руссо;
3. А. Смит.
Критерий. …………………………………………………………………………………...
Ответ:
Группа 1 – российские мыслители: А.И.Герцен, В.С.Соловьев, В.И.Вернадский,
И.А.Ильин. Группа 2 – мыслители эпохи Просвещения: Б.Франклин, Ж.Ж.Руссо, А.Смит
Грамотность написания обществоведческих терминов
Ученый должен грамотно писать понятия и термины. Впишите правильную букву (правильные буквы) вместо пропусков.
1. К…нф…рмизм – приспособленчество, пассивное принятие существующего порядка
вещей.
2. М…н…т…ризм – экономическая теория.
3. Д…в…рс…фикация – распространение хозяйственной деятельности фирмы на новые
отрасли.
4. Д…в…ден… – доход, выплачиваемый акционерам.
5. …кси…логия – учение о ценностях.
6. Д…скр…м…нация – ущемление прав по тем или иным признакам.
7. Стр…т...ф..кация – расположение социальных слоев на социальной лестнице.
8. Л…г…тимность – законность.
9. С…п…р…тизм – стремление к отделению, обособлению.
10. Гл..б…л…зация – один из процессов, происходящих в современном мире.
Ответ:
1. Конформизм. 2. Монетаризм. 3. Диверсификация. 4. Дивиденд. 5. Аксиология. 6. Дискриминация. 7. Стратификация. 8. Легитимность. 9. Сепаратизм. 10. Глобализация.
Задания на знание обществоведческих понятий
1. Замените выделенный курсивом фрагмент обществоведческим термином.
1. Времена кризиса нередко сопровождаются снижением покупательной способности денежной единицы.
………………………………………………………………………………………………..
2. На протяжении жизни человек может изменить свое положение в общество, которое о занимает в соответствии со своим возрастом, полом, происхождением, профессией семейным положением.
………………………………………………………………………………………………..
Ответ: 1. Инфляция. 2. Социальный статус.
2. Используя ВСЕ приведенных слова и словосочетания, составьте определения двух
понятий. Назовите эти понятия.
Слова и словосочетания не могут использоваться дважды. В этот лингвистический конструктор вы можете добавлять предлоги, изменять слова по падежам (они даны в именительном падеже) и пр.
1. внутренний и поведение мысли человек его контролер стремления
2. социальной, стремление, противостояние, политической, группы, курсу, бороться, или, влияние, официальному, власть, за, нее, на.
Ответ: 1. Внутренний контролер поведения человека, его стремлений и мыслей – совесть.
2. Противостояние социальной или политической группы официальному курсу,
стремление бороться за власть или за влияние на нее – оппозиция.
Обществоведческий кроссворд
Решите кроссворд. В выделенных клетках получится слово. Запишите его определение.
По г о р и з о н т ал и . 1. Основанная на браке или кровном родстве малая группа, связанная общностью быта, моральной и правовой ответственностью. 3. Тот, кого опрашивает социолог. 4. Одно из правомочий собственника. 5. Ощущение нужды в чем-либо. 6. Всенародное голосование, одна возможных из форм принятия законов. 7. Устойчивая система социально значимых качеств индивида. 8. Соответствие мысли предметы познания. 9. Высшая форма психического отражения, свойственная человеку. 10. Причина, движущая сила какого-либор процесса. 11. Мераположительного или отрицательного воздействия. 12. Человек, покинувший один социальный слой и не приобщившийся к ценностям и образу жизни другого. 13. Один из типов этнической общности.
По в ер т и к а л и . 2. ………………………….. – ……………………………………….
Ответ:
По горизонтали. 1. Семья. 3. Респондент. 4. Владение. 5. Потребность. 6. Референдум. 7. Личность. 8. Истина. 9. Сознание. 10. Фактор. 11. Санкция. 12. Маргинал. 13. Племя.
По вертикали. 2. Модернизация – процесс перехода от традиционного общества к обществу индустриальному.
Задания на соответствия
Перед вами три списка – век, название науки об обществе и человеке, имя ученого, чья деятельность была связана с данной наукой. Установите соответствие между ними. Ответ запишите в форме таблицы, перерисовав приведенный образец и вписав соответствующие ЦИФРЫ и БУКВЫ в нужные графы. Обратите внимание! В списках наук и имен ученых больше, чем веков.
Заполнение пропущенных слов и словосочетаний
1. Вставьте вместо пропусков, выбрав соответствующие слова, сочетания слов, цифры и даты из предложенного списка. Слова и сочетания слов даны в списке в единственном числе. Они пронумерованы. Запишите ПОРЯДКОВЫЕ НОМЕРА выбранных вами слов и сочетаний в той последовательности, в которой они идут в тексте.
Обратите внимание: в списке слов и сочетаний слов больше, чем пропусков в тексте!
Для обозначения человека как представителя человеческого рода ученые используют термин «……...». Совокупность черт, отличающих человека от всех других, определяется понятием «……». При этом учитываются …… его характеристики. Понятием « ……» определяют систему …… характеристик человека как члена общества. Решающее значение имеет здесь …… как продолжающийся …… процесс усвоения культурных норм и социальных …… . Для ребенка до 10 – 12 лет решающим является мнение ……..; подростку необходимо мнение …….. .
Ответ: 7, 13, 6, 4, 11, 1, 8, 2, 3, 5
2. Заполните пропуски в стихотворных отрывках, записав фамилию или имя
мыслителя, ученого. Понятно, что следует соблюдать стихотворный ритм, рифму.
Назовите век, когда жил каждый из них, и область(-и) социального знания, которую
он представляет. Прокомментируйте (раскройте смысл) первого отрывка.
1. ……… раскрыл истории законы,
пролетариат поставил у руля. (В.В.Маяковский.)
2. По имени Владимир Ленской,
С душою прямо геттингенской,
Красавец, в полном цвете лет,
Поклонник ……… и поэт. (А.С.Пушкин.)
3. Прочел он Гиббона, …… ,
Манзони, Гердера, Шамфора,
Madame de Staёl, Биша, Тиссо,
Прочел скептического Беля,
Прочел творенья Фонтенеля,
Прочел и наших кой-кого… (А.С.Пушкин).
4. Мы диалектику учили не по ………. .
Бряцанием боев она врывалась в стих,
когда под пулями от нас буржуи бегали,
как мы когда-то бегали от них. (В. В. Маяковский.)
Ответ:
1. К.Маркс, XIX в., экономист, социолог, философ. Смысл: Поэт имеет в виду взгляд Маркса на историю как на закономерный процесс, подчиненный ряду законов (соответствия производительных сил и производственных отношений, классовой борьбы и др.) и его положение о диктатуре пролетариата. 2. И.Кант, XVIII – начало XIX в., философ. 3. Ж.Ж.Руссо, XVIII в., философ. 4. Г. Гегель, вторая половина XVIII – начало XIX в., философ.
Задания по тексту
1. Президент США Ф.Д. Рузвельт, характеризуя общественный прогресс, подчеркивал: «Наш прогресс проверяется не увеличением изобилия у тех, кто уже имеет много, а тем, способны ли мы достаточно обеспечить тех, кто имеет слишком мало».
1. Что такое прогресс?
2. Какой критерий прогресса предложил Ф.Д.Рузвельт?
3. Какие иные критерии прогресса вам известны?
Ответ: 1. Направленное движение от менее совершенного в более совершенному. 2. Способность общества заботиться о недостаточно обеспеченных слоях населения. 3. а) Совершенствование техники, б) прогресс науки, в) развитие разума, г) постепенное приближение к правовому устройству, д) рост сознания свободы, е) развитие производительных сил, ж) мера свободы, которую общество в состоянии предоставить индивиду, з) все, что способствует возвышению гуманизма. Возможны другие правильные критерии.
2. Прочитайте текст. Выполните задания к нему.
Педагогический труд – один из древнейших видов интеллектуальной деятельности 1), а учительство – одна из самых крупных, устойчивых во времени профессиональных групп (2), занимающихся умственным трудом.
В первобытном обществе (3) единственным, пожалуй, социальным каналом, обеспечивавшим передачу важнейших сведений и навыков, был род. Но уж в этот период община выделяла из своей среды наиболее опытных, старейших членов, на которых и возлагалась обязанность подготовки молодежи (4) к вступлению в род в качестве самостоятельных членов. В древнем мире дифференциация (5) процесса образования и воспитания зашла столь далеко, что в богатых семьях данные функции возлагались на педагогов, как правило, из рабов. Что касается учителей, то в Древней Греции имели, главным образом, были вольнонаемные граждане, в государствах Древнего Востока – жрецы (6). В средние века обязанности учителя выполняли монахи, причетники, священники, а позднее – и представители других сословий, прежде всего, горожане. Индустриальное общество (7) вызвало к жизни потребность в распространении грамотности. Среди лиц умственного труда профессия учителя стала одной из наиболее массовых. Отдельно хотелось бы остановиться на исторически сложившемся переплетении собственно образовательной и воспитательной, духовной составляющих в деятельности учителя. Исследуя процесс зарождения профессий, Г.Спенсер отмечал, что зародыш профессиональной деятельности учительства сохраняется и развивается преимущественно в религиозных институтах (8). Причина, по мнению ученого, заключается в том, что «класс жрецов, которому другие классы доставляют средства к жизни, становится мало- помалу самым праздным. Освобожденные от необходимости работать ради поддержания существования, жрецы могут посвящать свою энергию и свой досуг тому умственному труду и тем специальным упражнениям, которые необходимы для профессиональной деятельности. Иначе говоря, наличие у жрецов времени, свободного от обязательной для других работы, и практическая востребованность их знаний стали одной из предпосылок объединения просвещенческой и духовной деятельности.
1. Дайте определение всем выделенным курсивом и пронумерованным терминам.
2. Автор пишет о первобытности и древности. Назовите известные вам признаки,
отличавшие древность от первобытности.
3. Что вы знаете о жизни и научных взглядах Г.Спенсера?
Ответ: 1.
Деятельность – такая форма активности, для которой характерно целенаправленное преобразование окружающего мира. Профессиональная группа – совокупность людей, выделенных с соответствии с таким социально значимым критерием, как профессия. Первобытное общество – самая длительная в истории человечества эпоха, охватывающая время от появления первых людей до возникновения государства.
Молодежь – социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения.
Дифференциация – разделение целого на различные части. формы и ступени.
Жрецы – социальная группа, занимавшаяся отправлением культов в первобытных и древних обществах.
Индустриальное общество – стадия развития общества, сменяющее традиционное общество. Институт – исторически сложившаяся, устойчивая форма организации совместной деятельности, направленная на удовлетворение фундаментальных потребностей общества. 2. Переход к производящему хозяйству, усложнение социальной структуры, возникновение городов, появление государства, писаного права, письменности. 3. Г Спенсер (1820 – 1903), английский философ и социолог. Учащимся известен как представитель позитивизма.
3. Прочитайте текст. Это отрывок из реферата, в котором представлены две различные позиции по вопросу о значении безработицы в обществе с рыночной экономикой.
Автор, к сожалению, не сумел отделить аргументы и оценки, отражающие одну позицию,
от аргументов и оценок, отражающих иную позицию.
Ваши задачи:
1) перерисовав таблицу, озаглавить ее колонки;
2) вписать в них порядковые номера предложений, отражающих соответствующие позиции;
3) предположить, какие социальные интересы выражает каждая позиция;
4) перечислить известные вам формы (типы) безработицы.
1. При всех своих издержках безработица является благом для экономики, страны в целом.
2. Она неизбежный спутник рыночной экономики, подчиняется ее законам и приводит к существенным потерям. 3. Снижение издержек производства – закон рынка, а в структуре издержек в развитой экономике одним из главных элементов является заработная плата работников, на которых в первую очередь ложится тяжкое бремя потери работы (справедливо ли, когда за прогресс платят менее защищенные слои населения?). 4. Страх перед безработицей с экономической точки зрения является мощным стимулом, заставляющим работника повышать качество труда, соблюдать трудовую дисциплину. 5. Длительная безработица в нередко становится причиной нисходящей социальной мобильности, маргинализации и даже люмпенизации части населения. 6. Нет ничего удивительного в том, что сама угроза безработицы ограничивает агрессивность профсоюзов в их требованиях повышения заработной платы, удовлетворение которых могло бы привести к серьезным экономическим издержкам. 7. Социологи видят четкую связь между ростом безработицы и ростом преступности. 8. При этом всегда наготове резерв рабочей силы, которую можно задействовать в любой период для расширения
производства. 9. Медики, со своей стороны, добавляют: безработица подрывает психологическое здоровье нации. 10. Им вторят политологи, усматривающие прямую зависимость между ростом безработицы и повышением социальной напряженности в стране.
Ответ:
Защитники безработицы | Критики безработицы |
1, 4, 6, 8 | 2, 3, 5, 7, 9, 10 |
3. Защитники – скорее всего, представители частного предпринимательства; критики – большинство населения и общества в целом. 4. Типы (формы) безработицы - фрикционная, сезонная, структурная, циклическая. Возможны иные классификации.
Познавательные задачи
- Перед вами формула, известная экономистам как уравнение Фишера.
MV = PQ,
где М – количество денег, V – скорость обращения денег или число оборотов денег; P – средний уровень цен на товары и услуги; Q – совокупный объем товаров и услуг. Считают, что оно позволяет объяснить причины инфляции.
Опираясь на уравнение Фишера, оцените приведенные ниже утверждения как
правильные или ошибочные. Свои выводы обоснуйте математически.
1. Если скорость обращения денег и объем товаров и услуг останутся прежними, а количество денег увеличится, цены вырастут.
2. Если скорость обращения денег увеличится, а количество денег и объем товаров и услуг останутся неизменными, цены вырастут.
3. Если скорость обращения денег вырастет в 3 раза, количество денег увеличится в 1,5 раза, объем товаров и услуг останется прежним, цены вырастут.
Ответ:
Все три вывода правильные,
что доказывается выведением формулы: Р = MV : Q
2. Легко заметить, что приведенные в каждом ряду термины имеют различные
значения. Чтобы убедиться в этом, запишите их краткие определения. А теперь
подумайте, что общего есть между ними. Маленькая подсказка: прийти к правильным
выводам вам помогут история их происхождения и знание буквального значения их
корней.
1. Урбанизация, гражданство, политика.
2. Философия, софистика.
Ответ: 1. В основе этих терминов – слово «город» (в латинском, русском и греческом вариантах соответственно). Урбанизация – процесс повышения роли городов в развитии общества. Гражданство – постоянная политико-правовая связь лица и государства, которая выражается в их взаимных правах и обязанностях. Политика - сфера деятельности групп, партий, индивидов, государства, связанной с реализацией общезначимых интересов с помощью политической власти. 2. София – в перевод с греческого «мудрость». Философия – мировоззрение, система идей, взглядов на мир и на место в нем человека. Софистика – рассуждение, основанное на преднамеренном искажении логических законов.
3. Представьте себе такую ситуацию. Вам нужно убедиться в том, что социальные нормы, с которыми вы ознакомились, являются правовыми. Сформулируйте пять вопросов, которые позволят вам убедиться в этом.
Ответ: 1. Являются ли эти нормы общеобязательными? 2. Являются ли эти нормы формально определенными? 3. Приняты ли эти нормы государством? 4. Поддерживаются ли эти нормы принудительной силой государства? 5. Являются ли эти нормы правилами общего порядка, определяют ли они права и обязанности всех людей и организаций в всех соответствующих им случаях?
Задания на работу со статистическими источниками
1. Перед вами таблица. Проанализируйте ее и оцените сделанные выводы. Вы можете согласиться с каждым выводом или опровергнуть его. Свое мнении необходимо подтвердить данными таблицы.
1. На протяжении 1970 – 1990-х гг. темпы прироста национального дохода неуклонно снижались.
2. Главной причиной снижения темпов прироста национального дохода было снижении темпов прироста производственных фондов.
3. Можно предполагать, что новая техника внедрялась в производство, но заинтересованности во внедрении достижений научно-технического прогресса была низкой.
4. Фондоотдача неуклонно падала, что самым негативным образом сказывалось на темпах
прироста национального дохода.
Среднегодовые темпы прироста произведенного национального дохода, производственных фондов и фондоотдачи в хозяйстве СССР в 1970 – 1990 гг..
Примечание.
Фондоотдача – это произведенный национальный доход на один рубль производственных основных фондов.
Ответ:
1.Да, об этом свидетельствует динамика показателей в первой строке таблицы (5,7, 4,3, 3,2, 1,3% соответственно). 2. Нет, темпы прироста производственных фонтов в 1970 – 1990 гг., напротив, росли (вторая строка таблицы). 3. Да, о внедрении новой техники свидетельствую темпы прироста производственных фондов (вторая строка). О низкой заинтересованности во внедрении достижений НТП может говорить сравнение второй и третьей строк таблицы (фондоотдача падала, что говорит о неполучении государством как собственником производственных фондов дополнительной прибыли и об увеличении себестоимости продукции). 4. Да, вывод подтверждает сравнение третьей и первой строк таблицы.
2. Перед вами две диаграммы. Проанализируйте их и оцените сделанные выводы. Вы можете согласиться с каждым выводом или опровергнуть его. Свое мнение необходимо подтвердить данными диаграмм.
1. Главный мотив, заставляющий опрошенных воздержаться от совершения преступления, – это страх перед наказанием.
2. Принципиально отрицательное отношение к преступлению удерживает от совершения преступления занимает подчиненное положение, о чем свидетельствует доля ответов «Из принципиальных соображений».
3. Различия мотивов, удерживающих от совершения преступления мужчин и женщин,
существенны и принципиальны.
4. Данные диаграммы доказывают, что наиболее эффективные средства борьбы с преступностью связаны с ужесточением уголовной ответственности. Причины, удерживающие от совершения преступления (по данным опроса, 1924 г., в % к числу опрошенных)
Мужчины:
Женщины:
Ответ:
1. Нет, данные диаграммы показывают, что страх перед наказанием удерживает от преступления 19,6% мужчин и 20% женщин (примерно пятую часть). 2. Нет, в группу тех, кто занимает по отношению к преступной деятельности принципиально отрицательное отношение, нужно включить также респондентов, ответивший «Совесть не позволила», «Из отвращения к поступку». В сумме с позицией «Из принципиальных соображений» это примерно 75% мужчин и 76% женщин. 3. Нет, показатели у мужчин и женщин практически совпадают (с учетом предложенной выше группировки). Женщины чаще выбирали эмоционально окрашенную формулировку «Совесть не позволила», мужчины – более сдержанную «Из принципиальных соображений». 4. Диаграмма не дает оснований для однозначного вывода. С одной стороны, она показывают, что большое значение имеют меры воспитательного, профилактического характера, формирование правовой культуры. С другой, то обстоятельство, что только пятая часть главным мотивом признает страх перед наказанием, может свидетельствовать о слабой вере людей в неотвратимость
наказания.
Предварительный просмотр:
Олимпиада по обществознанию
Пояснительная записка
Олимпиадные тесты состоят из 5 частей. На решение тестовых заданий отводится 45 минут. Максимальное количество баллов за олимпиадную работу – 22. Победителями объявляются участники, набравшие больше баллов, чем другие.
Часть 1
за каждый правильный ответ начисляется 1 балл.
Раздел 1. Основы философии
1. Потребность человека, не связанная с его природой как биологического существа
а) В пище
б) В движении
в) В сохранении рода
г) В познании
2. Какая наука изучает происхождение и содержание моральных норм
А) этика
Б) лингвистика
В) литературоведение
Г) эстетика
Раздел 2. Основы экономики
3. Хозяйство, при котором вся продукция производится для собственного потребления, называется
а) Товарное
б) Потребительское
в) Натуральное
г) Кустарное
4. Что стоит за понятием «дефицит государственного бюджета»
а) Недостаток денежных средств в обороте
б) Превышение расходов государства над доходами
в) Снижение налоговых поступлений
г) Внешний долг государства
Раздел 3. Основы социологии
5. Приобретенным (а не врожденным) является статус
а) Сын
б) Учитель
в) Мужчина
г) Русский
6. Какой признак необходимо указать для того, чтобы подтвердить, что семья Васильевых является расширенной
А) Васильевы проживают в зарегистрированном браке более 15 лет
Б) Васильевы имеют двоих несовершеннолетних детей
В) Семья Васильевых состоит из супругов Васильевых, их детей и родителей супруги
Г) Васильевы имеют собственный бизнес
Раздел 4. Основы политологии
7. В РФ судебная власть представлена
а) Правоохранительными органами
б) Федеральным собранием
в) Конституционным судом
г) Генеральной прокуратурой
8. Правовое государство отличается от государств иных типов
А) формированием правительства на основе парламентского большинства
Б) федеративной формой государственного устройства
В) разработкой и защитой общенациональной идеологии
Г) гарантированностью прав и свобод
Раздел 5. Основы права
9. Что из перечисленного ниже является правонарушением
а) Мужчина не уступил место женщине в метро
б) Юноша опоздал к началу театрального спектакля
в) Молодой человек отказался жениться на девушке
г) Соседка присвоила оставленную ей на сохранение вещь
10. Гражданское право регулирует отношения
а) Трудовые
б) Семейно-брачные
в) Имущественные
г) Межнациональные
Часть 2
Из части 2 для олимпиадного теста выбирается одно задание, за правильный ответ на который – 2 балла
11.Назовите понятие, общее для приведенных ниже терминов, объединяющее их: Материальная, уголовная, административная, гражданско-правовая, дисциплинарная
Часть 3
Из части 3 для олимпиадного теста выбирается одно задание, за полный правильный ответ на который – 3 балла, если указаны 2 признака их 3 необходимых, то 2 балла, если 1 признак – 1 балл
12. Найдите в приведенном перечне признаки, характерные для авторитарного политического режима:
1. определенная самостоятельность населения в экономической и культурной сфере
2. контроль за политической оппозицией
3. парламентаризм
4. политический плюрализм
5. сила по отношению к населению собственной страны используется только в крайних случаях
Часть 4
Из части 4 для олимпиадного теста выбирается одно задание, за правильный ответ на который – 2 балла
13. Что является лишним термином, выпадающим из общего ряда
Республика, монархия, федерация
Часть 5
Из части 5 для олимпиадного теста выбирается одно задание, за полный правильный ответ на который – 5 баллов, за 4 правильных варианта – 4 балла, за 3 – 3 балла, за 2 – 2 балла, за 1 – 1 балл.
14. Определите правильность или ошибочность утверждений словами «да» или «нет»
1. Наследственные, врожденные, индивидные свойства человека не влияют на формирование его личности
2. Рыночное регулирование экономики направлено на устранение неравенства в доходах
3. Государство является одним из основных субъектов политики
4. К закрытому обществу относят рабство и кастовый строй
5. Лишить человека дееспособности можно как по суду, так и по решению медицинской комиссии
Предварительный просмотр:
Тестовое задание 9 класс ФИ учащегося__________________________________класс________
A1
Что является проявлением глобальной экологической проблемы?
1) | Рост потребления энергии во многих странах | 3)недостаток очистных сооружений |
2) | участившиеся вспышки на Солнце | 4)промышленное загрязнение воздуха |
A2
Основу экономики страны А. составляет сельское хозяйство. Семьи сообща владеют землей и работают на ней. Значительную роль в управлении обществом играют церковь и армия. К какому типу принадлежит это общество?
1) | традиционное | 3)информационное |
2) | индустриальное | 4)постиндустриальное |
A3
Верны ли следующие суждения о потребностях человека?
А. | Потребность в пище и отдыхе сформировалась у человека в процессе общественной жизни. | |
Б. | Ряд потребностей, свойственных человеку, отсутствует у других живых существ. | |
1) | верно только А | 3)верны оба суждения |
2) | верно только Б | 4)оба суждения неверны |
A4
Процесс приобщения к культуре, ценностям человеческого общества, знаниям о мире, накопленным предыдущими поколениями, называется
1) | наукой | 3)образованием |
2) | искусством | 4)творчеством |
A5
Расплачиваясь за покупки в кассе магазина, девушка обронила сторублевую купюру. Стоящий сзади подросток оказался перед выбором: обратить внимание девушки на выпавшие деньги или, дождавшись ее ухода, присвоить их. Эта ситуация отражает выбор
1) | правовой | 3)политический |
2) | экономический | 4)моральный |
A12
«Ребенок учится тому, что видит у себя в дому:
родители – пример ему», – писал немецкий гуманист прошлого. О какой роли семьи в жизни человека и общества говорят эти стихотворные строки?
1) | организация совместного досуга | 3)совместное ведение домашнего хозяйства |
2) | укрепление родственных связей | 4)воспитание детей |
A15
В стране М. правительство формируется на основе результатов парламентских выборов. При этом существует должность президента, который избирается парламентом. Какая форма правления представлена в стране М.?
1) | конституционная республика | 3)парламентская республика |
2) | президентская республика | 4)ограниченная монархия |
A16
Верны ли следующие суждения о политических партиях?
А. | Политические партии принимают законы страны. | |
Б. | Политические партии предлагают решения социально-экономических вопросов. | |
1) | верно только А | 3)верны оба суждения |
2) | верно только Б | 4)оба суждения неверны |
A17
Высшей юридической силой в нашей стране обладает
1) | указ президента | 3)Конституция |
2) | федеральный закон | 4)постановление правительства |
A18
Какая отрасль права регулирует имущественные отношения граждан?
1) | гражданское | 3)трудовое |
2) | административное | 4)конституционное |
В1
В приведенном списке указаны черты сходства человека c животными и отличия человека от животных. Выберите и запишите в таблицу сначала порядковые номера черт сходства, а затем черт отличия.
1) потребность в пище и воде 2) наличие сознания
3) способность к чувственному познании 4) умение планировать деятельность
Черты сходства | Черты отличия | ||
В3
Установите соответствие между фактом и сферой общественной жизни, к которой относится данный факт: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите позицию из второго столбца.
ФАКТЫ | СФЕРЫ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ | |
А) открытие нового супермаркета | В) оказание парикмахерских услуг | 1) экономическая |
Б) выборы руководителя партии | Г) биржевые торги акциями фирм | 2) политическая |
Запишите в таблицу выбранные цифры, а затем получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов
№ 1.
А | Б | В | Г |