"У меня это хорошо получается!"
«ЭТО У МЕНЯ ХОРОШО ПОЛУЧАЕТСЯhttps://drive.google.com/open?id=0B-FxwxqOA6sQOGEyVE5SMGhJZEE»!
Разрешите представиться –Дегтярева Валентина Николаевна, молодой специалист МБОУ «Алексеево-Тузловская СОШ» Родионово-Несветайского района , где работаю учителем начальных классов и библиотекарем.
За плечами школа, институт,
И не так давно мы тоже были,
Как наши дети, учениками
Мы время вряд ли то забыли
Но стали «вдруг» мы мудрецами!
Не легкий путь избрали,
Только сильный сможет тут,
Так учить, чтоб уважали
Хорошо, не как-нибудь.
Пришла работать в школу 1 сентября 2013 года. Распахнув двери родной школы, меня ждали бесконечные вопросы и неизведанные широты учительской профессиии. Много вопросов возникло ещё до первого сентября. Оказалось, что теории мало, нужна практика. Спасибо моим наставникам Гоголь А.Н и Лысенко Л.Г за их тёплый приём, советы и помощь. Я молодой учитель сельской школы! И сложность условий, в которых работают сельские учителя заключается не только в отсутствии квалифицированного психолога и методиста, материально-технического оснащения. Но и в том, что в классе, помимо детей с соответствующим возрасту уровнем развития. Обучается не мало детей нуждающихся в психолого-педагогической помощи. Динамика современной семьи характеризуется увеличением семей, находящихся в социально-опасном положении, в группе риска. Данные из социально - педагогического паспорта школы свидетельствуют об увеличении числа неполных семей, недостаточности родительского внимания и заботы в образовании и воспитании детей и как результат – снижение учебно-познавательной мотивации школьников. Семья, замкнутая в своих проблемах, постепенно утрачивает влияние на ребенка и отторгает его. Ему недостает понимания, любви и заботы, он чувствует себя лишним, все больше времени проводит вне дома. Царящая в доме дисгармония, ссоры и скандалы глубоко травмируют детскую душу. Дети, воспитывающиеся в таких семьях, нуждаются в защите и поддержке со стороны педагогов - это дети особого педагогического внимания.
Государство обеспокоено и пытается найти пути решения проблем, касающихся самих неблагополучных семей, особенно детей, живущих в таких семьях. В нашем селе, также существует данная проблема, которая требует участия в её разрешении большого числа заинтересованных лиц в защите прав детей.
Я считаю, что школа призвана стать одним из главных участников оказания помощи и содействия детям из неблагополучных семей.
Поэтому перед педколлективом нашей школы поставлена задача - попытаться изменить сознание и поведение учащихся «группы риска» через направленное педагогическое воздействие, то есть обеспечить каждому нуждающемуся ребенку необходимую педагогическую поддержку.
Не все родители откликаются на стремление учителя к сотрудничеству, не всегда проявляют интерес к объединению усилий по воспитанию своего ребенка. Поэтому учителю необходимы терпение и целенаправленный
поиск путей решения этой проблемы, поиск оптимальных форм совместной работы школы и семьи в интересах ребенка.
Но, конечно, решать эти задачи учителям в одиночку невозможно, поэтому мы стараемся объединить усилия учителей, социального педагога района, психолога, родителей, подразделений по делам несовершеннолетних по Родионово-Несветайскому району, работников культуры села и мед. работников.
В этих непростых условиях, я как учитель и классный руководитель стремлюсь сделать процесс обучения интересным и максимально гуманным для каждого ребёнка, помогаю моим ученикам обрести чувство собственного достоинства, достигнуть успеха в освоении знаний, умению жить и общаться в коллективе. Так как классы по численности детей у нас маленькие, мы решили воспитательную и внеурочную деятельность объединить с 1 по 4 класс, чтобы расширить круг общения детей в разновозрастной группе. Работая с коллегами-наставниками в одном направлении, за 2,5 года мы пришли к выводу, что наиболее плодотворной является хорошо известная технология И.П. Иванова, «технология коллективной творческой деятельности». Она построена на том, что дети должны быть включены в разнообразные виды деятельности (познавательную, трудовую, художественную, спортивную, общественную, ценностно-ориентированную, досуговую), что дает возможность ребятам попробовать себя в разных ролях и найти своё место в коллективе. Коллективно творческое дело по Иванову – это практическая забота о всех сторонах жизни ребенка, а не воспитание тех, кто все исполняет по сценарию педагога. Любое дело становится коллективным и творческим, если его придумали, подготовили и провели сами ребята, а не предложили со стороны в готовом виде. Совместно с детьми и родителями мы устраиваем мероприятия, праздники, круглые столы. Оформляем стенгазеты, готовим мини-проекты. На наших мероприятиях создается атмосфера тепла, дружбы, любви, заботы которой многие дети лишены в родной семье. Яркими примерами таких мероприятий являются:
-Дни именинников;
-Уже традиционные «Осенние посиделки»
-День матери;
-Новый год « В Простоквашино» и « В гостях у дедушки Мороза» ;
-8 марта «Загляните в мамины глаза»;
Совместно мы принимаем активное участие в общешкольных мероприятиях:
-День учителя; -«День Защитника Отечества» и 9 Мая.
Я понимаю, что сейчас как никогда важно патриотическое воспитание. Очень хочется, чтобы наши дети любили Родину, знали её историю. Поэтому мы принимаем участие в поисковой работе.
-Готовили сообщения о подвигах городов-героев ВОВ;
-Принимали активное участие в акции «Бессмертный полк»-узнавали от родственников о родных-участниках ВОВ;
-Мы собирали материал об освободителях родной земли, участвовали в проекте «История памятника моего села», планируем принять участие в сетевом проекте «Карта памяти» от издательства Просвещения;
На всех мероприятиях красной нитью проходит мысль о том, что Мы потомки, приемники НАРОДА-ПОБЕДИТЕЛЯ, освободителя Европы от фашистских захватчиков. С глубоким чувством благодарности ребята вырезали разноцветные ладошки, написали на них слова благодарности. И изготовили из них большого ГОЛУБЯ МИРА.
Мы стараемся занять детей коллективными делами и в выходные и особенно в период оздоровления в летнем пришкольном лагере. Ярким примером такой работы является организация празднования Масленицы в одно из воскресений марта.
Так дети на протяжении недели разрабатывали план проведения масленицы. И в воскресенье мы все собирались в назначенном месте, чтоб проводить Зиму. Сжигали чучело, которое готовили всю неделю, играли в игры, пели песни и водили хороводы, кушали блинчики приготовленные с мамами и закличками встречали весну.
Когда я училась в школе, в старших классах, меня и моих одноклассниц всегда назначали вожатыми в пришкольный лагерь. И я очень хорошо помню, как ребятам младших классов через недельку, уже было не интересно посещать лагерь. И только теперь, спустя время я поняла почему. А дело все в том, что мы предлагали и навязывали им свои дела и мероприятия. Мы не давали самостоятельности в выборе и проведении того или иного мероприятия. Мы лишали их творчества. Принцип работы: «поменьше мероприятий, а свободного времени побольше» теперь как я понимаю абсолютно неприемлем, вреден и злокачественен. Каждого хорошего вожатого или воспитателя должен волновать вопрос «Мы приняли детей такими. Что собираемся получить в итоге?». И обязательно встанет проблема ЗАИНТЕРЕСОВАННОСТИ детей в том или ином мероприятии. И вот здесь как раз очень необходимо Коллективно Творческое Дело. Эти мероприятия будут и коллективными, потому что участие принимает весь отряд или вся смена, и творческими, потому что придется многое придумывать, разрабатывать, организовывать. Вожатый - воспитатель лишь предлагает тему и ставит задачу и, оказывает, помощь в осуществлении дела. Я приведу пример лишь только самых удавшихся и значимых дел.
Отрядные дела проводились
Согласно тематическим дням ( «Страна Эколандия» ко дню эколога; «День рождения, моей страны!»-12 июня ).
Ø А также конкурс «Моя семья», «Конкурс юных чтецов».
Ø Спортивные- эстафеты, спортивные конкурсы, серии матчей. «Веселые старты»
Коллективное творческое воспитание - особый способ организации жизнедеятельности детей и взрослых, предполагающий совместную деятельность, направленную на улучшение совместной жизни.Эта технология позволяют создать в школе широкое игровое творческое поле, которое заключается в том, что каждый участник дела находится в ситуации придумывания, сочинительства, фантазии, то есть создания чего-то нового. В процессе КТД ребята приобретают навыки общения, учатся работать, делить успех и ответственность с другими, узнают друг о друге много нового. В целом она вполне созвучна идее метода проектов С.Т. Шацкого и современным моделям социального проектирования и все это наследие Шацкого, Макаренко и Иванова!
В результате мне удалось выстроить соответствующую систему обучения и воспитания. Пришла к выводу о том, что в сельских школах наибольшую эффективность дает гибкое сочетание различных методов, в том числе и традиционно используемых в школе.
И нам, молодым специалистам, хочу я пожелать
Не забывать, как мы учились-
Наук загадки постигать.
Пусть детство нам дает подсказки.
И будет нам легко, как в сказке!