Эссе"«Инновационные подходы в образовании. Мои маленькие педагогические достижения»

Дегтярева Валентина Николаевна

Будущее не импровизируется, его можно построить

лишь из материалов, унаследованных нами из прошлого.

Наши самые плодотворные инновации состоят чаще всего в том,

что мы отливаем новые идеи в старых формах, которые достаточно

частично изменить, чтобы привести их в гармонию с новым содержанием.

Эмиль Дюркгейм

Вопросы образования становятся приоритетными во всём мире, так как они определяют будущее не только каждой страны, но и  всего человечества в целом. Развитие образования без освоения новых идей невозможно. Я думаю, что образование  это и есть инновация. Понятие “инновация“ в переводе с латинского языка означает “обновление, новшество или изменение“. 

Что такое инновации в современной школе? Это новые образовательные технологии: информационно-коммуникационные, интернет-технологии, технологии деятельностные, игровые, компетентностные, интеграционные межпредметные программы, методы оценивания образовательного результата. Это урок и внеурочная деятельность в соответствии с Федеральным государственным общеобразовательным стандартом. Инновации - это и новый учитель, с новыми взглядами и задачами, способный использовать современные технологии, методы, подходы и учиться вместе со своими учениками. Именно таким учителем я с детства мечтала стать. Вот и сбылась моя детская мечта! Я стою у доски и ощущаю на себе взгляды тех,  ради кого я вернулась в стены родной школы.                                                                                    «Ну что ж, теперь ты - Валентина Николаевна!- сказала я себе в первый рабочий день  - Вперёд!».  Я - молодой специалист сельской школы, учитель начальных классов. Я должна оправдать оказанное мне доверие. На меня возложена огромная ответственность перед государством, обществом, а главное - перед моими учениками.  Передо мной стоит стратегическая задача воспитания образованной и ответственной личности, способной сотрудничать  в команде. Сейчас очень много современных профессий, где необходимо эффективно обмениваться идеями и работать в группе и  команде. Я думаю, вы со мной согласны, что  наше образование должно быть мобильным. И обучение необходимо перестраивать с течением нового времени и нового поколения.

Я хочу остановиться на высказывании В.Сухомлинского «Ученик – это  не кувшин, который мы должны заполнить, а искорка, которую мы должны зажечь». Мои ученики очень разные. И с каждым днем я все больше и больше убеждаюсь в том, что все они отличаются друг от друга. Отличаются большей или меньшей подвижностью, усидчивостью, работоспособностью. Поэтому  собираясь на урок, я преследую цель: должно быть, понятно и интересно каждому ребенку. Перед каждым конкретным учеником нужно ставить только преодолимые для него задачи. Он должен постоянно, как говорит замечательный педагог Виктор Фёдорович Шаталов, находиться «в состоянии успеха». Каждый день, заходя в класс, я стараюсь предусмотреть всё необходимое и делаю это с улыбкой на лице. На уроках я требовательная, строгая, стремлюсь привлечь к познанию каждого ученика; стараюсь вносить разнообразие в учебный процесс через применение методов и приёмов разных педагогических технологий и ИКТ. В своей работе я использую:

1. Технологию проблемного обучения .

2. Игровые технологии.

3. Технологию проведения коллективных и творческих дел (КТД).

4. Метод проектов.

5.«Обучение через диалог»

Рассмотрим их  подробнее:

      1. Технология проблемного обучения направлена на приобретение школьниками мотивации, проявления интереса к знаниям, умений и навыков освоение способов самостоятельной деятельности, развитие познавательных и творческих способностей. Идя на каждый урок, я стараюсь продумать такую ситуацию, чтобы дети сами смогли определить то, что они уже знают и то, что им  необходимо ещё узнать. И вот на этом этапе я стараюсь зажечь детей в их стремлении к познанию. Для этого мне приходиться «перелопатить» массу учебного материала, чтобы предоставить его вниманию детей. Именно этот материал должен дать возможность ребенку осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, обобщения, выводы. Часто на этом этапе применяю современные средства информационно коммуникативных технологий.

      2. Игровая технология (дидактическая игра) направлена на освоение новых знаний на основе уже имеющихся знаний, умений, навыков на практике, в сотрудничестве, в игре. А это значит: создание условий, обеспечивающих доступность материала. Правильно подобранные дидактические  игры, дидактические упражнения, позволяют сделать процесс обучения более эмоционально насыщенным, легче воспринимаемым.

3. Технология проведения коллективных и творческих дел (КТД) направлена на создание условий для самореализации детей в творчестве, в исследовательской деятельности, в коллективе школьников, вовлечение детей в обсуждение и анализ наиболее волнующих их проблем, формирование организаторских способностей школьников. Вместе с детьми мы делаем поделки друг для друга, родителям. Еще одно из применений этой технологии можно проследить на совместных мероприятиях, в которых участвуют дети, учителя и родители. Среди них ставшие уже традиционными «День Матери», «Новый год», «Масленица»,«8 Марта».

4. Работа по учебно-методическому комплекту «Гармония» позволяет мне использовать метод проектирования при обучении грамоте, на уроках математики, технологии и особенно при изучении курса «Окружающий мир». Современный ребенок живет в век информационных технологий, учится пользоваться дополнительной информацией и справочной литературой, приобретает навыки сбора и обработки информации. Результаты этой работы обсуждаются в классе либо на пятиминутках, специально отведенных на уроках, либо после уроков на индивидуальных, групповых занятиях.  Полученные результаты оформляем и представляем. Так совместно были реализованы следующие проекты: «Азбука», «Моё имя», «Какие они,  облака?», «Мой дедушка-герой», «Круговорот воды в природе».

5. «Обучение через диалог» позиционировано в Программе в статусе новых подходов, поскольку находится в тесной взаимосвязи с идеей социоконструктивистской теории. Данные научных исследований Мерсера и Литлтона (2007) показывают, что развитие интеллекта и результативность обучения происходят в диалоге. Л.Выготский также отмечал в своих работах важность диалога в классе, при котором ученики легче обучаются, когда есть возможность в общении с более знающими учениками и обучение будет успешным  в случае, если обсуждаемые идеи ещё не являются частью настоящего понимания ученика, но входят в его ЗБР. Диалог это не просто «разговор двоих», это иное мышление, качественно иные отношения. Условием диалога является уважение к собеседнику, точное соблюдение границ свободы («моя свобода махать руками кончается там, где начинается нос моего соседа»), умение находить аргументы и использовать их, добиваясь поставленной цели, а именно - убедить собеседника. А чтобы убеждать, надо иметь собственное мнение, собственные знания.

Уважаемые коллеги, все это я применяю на практике. Мои  дети с удовольствием познают новое, чувствуют себя открывателями. Поэтому день мы начинаем с нашего девиза:

«Тот, кто стремиться все узнать,

Совсем не знает скуки!!!»

Поразмыслив обо всём, прихожу к выводу, что на сегодняшний день невозможна работа без использования инновационных технологий. Их применение помогает  организовать образовательный процесс так, чтобы каждый ребёнок был его частью и  хотел учиться. Мне, как молодому педагогу, начавшему свою профессиональную деятельность в условиях введения ФГОС, наверно легче работать. Мне не надо перестраивать свою педагогическую деятельность, как моим старшим коллегам-наставникам. Я пришла  с переменами в образовании, а значит «оказалась во времени». Я учусь  совместно с детьми, и очень многому учусь у них.

Уважаемые коллеги, заканчивая, хочу сказать,  что я – счастливый человек: у меня замечательная семья, любимая профессия…. И завтра я с улыбкой на лице иду на работу - иду в школу, чтоб зажечь искорку в каждом ребёнке.