Развитие коммуникативных способностей школьников на уроках и во внеурочной деятельности.
Формирование коммуникативных умений - это «объективная необходимость, продиктованная потребностями современного общества. Все, чему обучаются школьники, они приобретают для того, чтобы использовать в предстоящей деятельности». Коммуникативная компетентность не возникает на пустом месте, она формируется. Как и любая другая компетентность, она не может быть сформирована вне деятельности. Основу её формирования составляет опыт человеческого общения. Общение с ребенком невозможно свести только к специально организованным занятиям, оно продолжается постоянно. Общение – это прежде всего процесс установления контактов. В ходе этого процесса происходит обмен информацией, ее восприятие и понимание обучающимися, а также взаимное восприятие, понимание и оценка ими друг друга. Именно в общении возникает сопереживание, формируются симпатии и антипатии, характер взаимоотношений, появляются и разрешаются различные противоречия.
В ходе общения ребенок чувствует и понимает, что его любят и ценят, что он нужен своим близким и друзьям. Вместе с тем ребенок реализует свою потребность в общении и демонстрирует уже имеющиеся у него коммуникативные способности и навыки. Способность к общению определяется некоторыми способностями личности, которые обеспечивают эффективность ее взаимодействия и совместимость с другими людьми.
Определим три составляющие эффективного общения:
- мотивационная (Я хочу общаться);
- когнитивная (Я знаю, как общаться);
- поведенческая (Я умею общаться).
Таким образом, коммуникативные способности представляют собой неразрывное единство трех составляющих. Говорить о гармоничном развитии ребенка можно только при наличии у ребенка трех вышеперечисленных составляющих.
Развитие коммуникативных способностей начинается в семье, в общении с родителями, сестрами, братьями, дедушками и бабушками и продолжается на протяжении всей жизни. Следует помнить о влиянии характера взаимоотношений в семье на психологическое развитие ребенка. И задача школы и родителей – научить ребенка взаимодействовать с другими людьми, сформировать у него желание и умение общаться.
К моменту поступления в школу ребёнок обычно уже обладает целым рядом коммуникативных и речевых компетенций. Но уровень развития у каждого ученика различен, и в целом далёк от желаемого.
Для того, чтобы совершенствовать коммуникативные навыки детей, педагогу необходимо максимально разнообразить работу в данном направлении, вести её систематически и целенаправленно, объединяя для этого все возможные силы и средства.
Развитие коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников осуществляются через:
· внеклассные мероприятия;
· уроки;
· внеурочную деятельность.
К коммуникативным действиям младших школьников относятся:
· осуществление учебного сотрудничества;
· постановка вопросов;
· управление поведением партнёра;
· умение полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
· владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами родного языка, современных средств коммуникации и т. д.
В рамках новых образовательных стандартов на базе школы через внеурочную деятельность возможно создать условия, в которых дети, через игры, дискуссии и упражнения, открывают закономерности и особенности взаимоотношений, общения и поведения в мире людей, а также развивают важные для этого качества и умения.
Для формирования коммуникативных компетенций младших школьников через самооценку и определение своего места в окружающем мире необходимо:
· развивать личностные качества ребенка;
· формировать чувство гражданской идентичности, ценностного отношения к своему национальному языку и культуре, уважительное отношение к традиционным российским религиям через развитие толерантности;
· формировать навыки коллективного взаимодействия в урочной и внеурочной деятельности, в процессе которого личность ребенка обогащается новым социальным опытом.
Для эффективного решения поставленных задач педагогическую деятельность следует строить в соответствии с личностно-ориентированным и деятельностным подходом.
Личностно-ориентированный подход.
- учет индивидуальных и возрастных особенностей;
- опора на положительные качества личности ребенка;
- подкрепление индивидуальных успехов.
Деятельностный подход.
- мотивация деятельности, направленной на сотворчество;
- социальная значимость выполняемой деятельности;
- результаты совместной деятельности.
Для организации деятельности педагогу следует применять совокупность методов:
· метод педагогического наблюдения;
· метод личного примера;
· метод эмоционального воздействия на учащихся;
· метод убеждения;
· метод упражнений;
· метод диагностики;
· метод изучения литературы по интересующему вопросу;
· метод проектов.
Реализация каждого метода предполагает использование совокупности приёмов, соответствующих педагогической ситуации и особенностям учащихся.
· Коммуникативные приёмы.
· Организаторские приёмы (связаны с организаторской деятельностью педагога, направленные на существование ситуации вокруг ребенка).
Для положительной реализации рекомендаций следует использовать такие формы работы, как
· игры (игры на знакомство, сплочение коллектива, сюжетно-ролевые, социально-ролевые, деловые, интеллектуальные);
· коллективные творческие дела;
· общешкольные мероприятия (конкурсы, олимпиады, научно-практические конференции, КВНы, спортивные соревнования, посещения музеев, кинотеатров, походы в цирк, экскурсии);
· индивидуальную работу (беседы, контроль успеваемости, анкетирование и анализ результатов);
· работу с родителями (повышение психолого-педагогических знаний родителей, вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс, индивидуальные консультации, анкетирование).
Развитие коммуникации школьников осуществляется в три этапа:
На первом этапе деятельность педагога должна быть направлена на формирование готовности учащихся участвовать в урочном общении; умения давать полные ответы на поставленные вопросы, комментировать вопросы и ответы; делать сообщения; строить логичное и последовательное высказывание.
На втором этапе учащиеся должны научиться просто и четко излагать свои мысли, используя образные средства языка, в качестве приводимых примеров включать социальный опыт. При этом ребенок должен научиться вступать в контакт с партнером и собеседником, регулировать громкость и скорость речевого высказывания, удерживать внимание собеседника (аудитории) посредством риторических вопросов.
На третьем этапе отрабатываются умения коммуникативного сотрудничества учащихся: поддерживать беседу; вести конструктивный диалог, дебаты; работать в паре, группе; строить и вести дискуссию; участвовать в защите проектных работ, различных конкурсах и турнирах.
«В ходе овладения коммуникативной компетентностью повышается уровень общеучебных коммуникативных умений, что проявляется в ответах учеников по различным школьным предметам, в том числе и на экзаменах; умении слушать, извлекать информацию из учебных текстов, продуцировать устные и письменные жанры информационного характера». (Т. А. Ладыженская «Риторика и обновление школьного образования») Таким образом, формирование коммуникативной компетенции – один из аспектов гармоничного развития эмоциональной и интеллектуальной сфер личности. освоение элементов коммуникативной культуры в младшем школьном возрасте позволяет детям успешнее реализовать свой потенциал.