Главные вкладки
Профилактика различных форм насилия. Буллинг.
Программа профилактики различных форм насилия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_profilaktike_razlichnyh_form_nasiliya_v_shkole.doc | 124 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Романовская средняя общеобразовательная школа
ПРОГРАММА
по профилактике различных форм насилия в школе
Составитель:
Куцакова Оксана Владимировна
Романовка 2024
Введение
В настоящее время проблема насильственных действий в отношении детей и подростков приобретает все большую актуальность в психологии. Научный интерес к ее изучению обусловлен крайней нестабильностью ситуации развития личности в современном обществе. Необходимо отметить, что в последнее время предпринимаются попытки разработки путей решения заявленной проблемы.
Пояснительная записка
Актуальность программы обусловлена противоречием между отсутствием программ в условиях школьных форм образования, направленных на профилактику насилия в отношении детей и подростков, и реальной потребностью в этих программах со стороны специалистов, реализующих практику в образовательных учреждениях.
В соответствии со статьей 19 Международной конвенции о правах ребенка, «государства-участники (должны принимать) все необходимые законодательные, административные, социальные и педагогические меры с целью защиты ребенка от всех форм насилия, физических или психологических посягательств и грубости, отсутствия заботы или небрежного обращения, жестокого обращения или эксплуатации, включая сексуальное насилие в тот период, когда он находится под присмотром родителей или одного из родителей, своего или своих законных представителей или любого другого лица, заботящегося о ребенке».
Несмотря на это, каждый год миллионы детей становятся свидетелями и жертвами физического, сексуального и психологического насилия. Жестокое обращение с детьми — это общемировая проблема, имеющая серьезные последствия для физического и умственного здоровья жертв насилия, для их благополучия и развития в течение всей жизни, а, следовательно, для всего общества в целом.
Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) разработала модель межведомственного подхода к профилактике в области здравоохранения.
В случаях жестокого обращения с детьми это означает:
- принятие профилактических мер;
- выявление таких случаев и раннее вмешательство;
- постоянная работа с жертвами и с семьями, в которых происходили случаи жестокого обращения;
- профилактика рецидива насилия.
- первичная профилактика - это совокупность мер, принятых для того, чтобы воспрепятствовать появлению нарушения, патологии или симптома: информирование населения, целевых групп или отдельных лиц (медицинское просвещение или просвещение во имя здоровья), вакцинация и т.д.;
вторичная профилактика направлена на раннее выявление болезней в целях их диагностики на той стадии, когда они поддаются лечению;
- третичная профилактика направлена на то, чтобы избежать осложнений уже выявленных заболеваний.
По мнению специалистов, выделяются три основные сферы отношений, в которых, с одной стороны, происходит социализация детей, а с другой стороны, ребенок подвергается риску эмоционального, психологического и физического насилия: семья, сфера образования, государственные учреждения интернатного типа и сфера макросоциальных отношений. В рамках программы проводятся занятия, направленные на профилактику насилия подростков во всех перечисленных сферах.
К факторам риска жестокого обращения родителей с детьми, по мнению ряда исследователей, относятся:
- алкоголизм, признаки асоциальной личностной деформации и криминальность,
- психопатические черты в виде психической ригидности с аффективной возбудимостью;
- незрелость родителей и их изолированность, отсутствие социально-психологической поддержки со стороны прародителей;
- низкая самооценка у родителей, снижение толерантности к стрессам и личностные проблемы.
Школьная среда в общеобразовательной школе, переживающей нарастающую дифференциацию программ, создает зоны повышенной конфликтности между сверстниками различных социальных групп. Это приводит к повышению агрессивности в системе межличностных отношений.
Рост «социального сиротства» сопровождает вытеснение детей из неблагополучных семей на улицу, сокращение базы досуга детей школьного возраста, доминирование культа «успехи через насилие». Большая группа детей находится в условиях криминального окружения и не только вовлекается в преступную деятельность, но и подвергается риску различных форм насилия.
Основополагающими документами при составлении программы стали:
- Конституция Российской Федерации (12 декабря 1993 г.) с учетом поправок, внесенных законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. №6-ФКЗ и от 30 декабря 2008 г. №7-ФКЗ).
- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования от 7 июня 2012 г. № 24480 (Утвержден приказом Минобрнауки России от 17 апреля 2012 г. № 413)
- Национальная стратегия действий в интересах детей на 2018 - 2027 годы (утв. Указ Президента Российской Федерации № 240 от 29 мая 2017 года).
- Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 - 2020 годы (Распоряжение правительства РФ от 22 ноября 2012 г. № 2148-р).
6 .Функциональные обязанности педагога-психолога.
Особенность и новизна программы: профилактическая программа обусловлена противоречием между отсутствием программ в условиях школьных форм образования, направленных на профилактику насилия в отношении детей и подростков, и реальной потребностью в этих программах со стороны специалистов, реализующих практику в образовательных учреждениях.
Практическая значимость программы: программа может быть использована в практике других образовательных учреждений, осуществляющих помощь подросткам, оказавшимся в трудных жизненных ситуациях.
Цель программы: создание эффективной системы предотвращения насилия в отношении детей и подростков. Выявление опасных ситуаций, преодоления одиночества молодых людей, оставшихся один на один со своей проблемой, повышение их способности к самостоятельным активным действиям.
Задачи программы:
- Формирование у подростков адекватной оценочной деятельности, направленной на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей.
- Информирование подростков о существующих службах оказания помощи и правилах обращения.
- Привлечение внимание к данной проблеме сотрудников образовательных учреждений, обучение их распознавать опасность, которая может грозить ребенку, чтобы прийти ему на помощь и, в случае необходимости, направить в соответствующую службу и оказывать непосредственную поддержку пострадавшим детям.
- Снятие психоэмоционального напряжение в подростковой группе.
- Формирование у подростков положительных социально-личностных качеств, способствующих лучшему взаимопониманию при общении.
Целевая группа: занятия проводятся 1 раз в неделю. Возраст участников: от 12 до 17 лет. Длительность одного занятия: 1 час. Занятия проводится во второй половине дня. Показ фильма и обсуждение тем, затронутых в фильме, составляют важную часть программы, но, в отличие от разовых мероприятий, не являются ее конечной целью.
Сроки реализации программы:
Программа рассчитана на 6 недель обучения, общая продолжительность обучения составляет 12 ч.
Требования к созданию материально-предметной среды:
Материально – техническое оснащение для осуществления работы по программе: отдельное помещение, компьютер, электронная доска, диск с фильмом. Методы и приёмы, используемые на занятиях:
Программа основана на использовании фильма, состоящего из шести небольших сценок, представляющих подростков в рискованных ситуациях, таких как давление со стороны более сильного, моббинг, неблагополучие в семье, сексуальное насилие и т.д., когда их неприкосновенность и их способность дать отпор подвергаются опасности. занятия проводятся в группе. Групповая форма работы представляется наиболее эффективной в связи с тем, что для подросткового возраста референтной является именно группа сверстников.
Сценки этого игрового фильма «Песчинка» «происходят» в школе и в семье. Метод заключается в показе видео в местах, посещаемых подростками 12 лет и более (школы, клубы и т.д.). Первый раз фильм показывается целиком, а затем сценка за сценкой. После просмотра фильма ребята высказываются по поводу увиденного, и им предлагается всем вместе изменить ситуацию, разыгранную в фильме, с тем, чтобы найти положительный выход из нее.
Механизм отслеживания результатов (оценка продуктивности)
Методы: интервьюирование, анкетирование детей по специально разработанным опросникам, ведение дневников наблюдений педагогами школы. И количественный анализ обращений детей и подростков к психологу или социальному педагогу.
Условия реализации программы
1.Материально-технические. Для проведения занятий желательно достаточно просторное помещение. Из мебели необходимо достаточное количество стульев, чтобы у участников группы была возможность сидеть в кругу, поскольку это является основной формой организации пространства на занятиях. Кроме того, в помещении необходимо наличие столов для групповой работы. В начале каждой встречи в помещении должны находиться все необходимые для работы на занятии материалы: фломастеры, шариковые ручки, кисточки, краски, простые и цветные карандаши, бумага, стаканчики для воды; также для просмотра видеофильмов необходимо специальное оборудование – проектор, экран, ноутбук. Для того, чтобы соблюдался порядок при высказывании участников, используется любая мягкая игрушка, устанавливается правило, что говорит тот, у кого игрушка в руках.
2.Программно-методические. Используются следующие методические техники и приемы: психогимнастические упражнения, направленные на снижение психоэмоционального напряжения и раскрепощение участников группы, сплочение группы. Ситуационно-ролевые игры, интерактивные упражнения, упражнения с игровыми элементами, соответствующие темам занятия и направленные на решение задач программы. Групповое обсуждение, которое учит ребят анализировать, давать грамотную «обратную связь», делать выводы об упражнении и занятии в целом, делиться своими суждениями, те есть развиваются коммуникативные качества. Просмотр фильмов помогает в безопасной атмосфере обсуждать актуальные для участников темы. Так же знакомит детей с различными социальными типажами и учит взаимодействию с ними, наблюдая за развитием сюжета. Участники учатся эмпатии, начинают осознавать собственные чувства и эмоциональное состояние партнера по общению. Работа с фильмом позволят участникам увидеть, что существует множество разных способов решения проблемы, расширить их поведенческий репертуар. На основе просмотренного материала при совместном обсуждении участники обращаются к собственному опыту, учатся рефлексии, что приводит к развитию самосознания.
Тематическое планирование.
№ п/п | Наименование этапов | Цель/задачи | Всего часов |
| Тема:
| Профилактика насилия в отношении подростков. | 2 |
1. | Унижение, преследование, расизм.
| 1. Формирование у подростков адекватной оценочной деятельности, направленной на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей. | 2 |
2. | Давление со стороны более сильного, некоммуникабельность, манипулирование. | 2. Информирование подростков о существующих службах оказания помощи и правилах обращения. | 2 |
3. | Сексуальные домогательства, давление взрослого человека. | 3. Привлечение внимание к данной проблеме сотрудников образовательных учреждений, обучение их распознавать опасность, которая может грозить ребенку, чтобы прийти ему на помощь и, в случае необходимости, направить в соответствующую службу и оказывать непосредственную поддержку пострадавшим детям. | 2 |
4. | Сексуальные домогательства в се- мье. | 4. Снятие психо-эмоционального напряжения в подростковой группе. | 2 |
5. | Физическое насилие в семье, рэкет, феномен цепной реакции, связанный с насилием. | 5. Формирование у подростков положительных социально-личностных качеств, способствующих лучшему взаимопониманию при общении | 2 |
6. | Давление со стороны сверстников, самоуважение и уважение других людей, подчинение желаниям другого, когда речь идет о дружбе или влюблённости. |
| 2 |
Все го |
|
| 12 |
Содержание программы
Программа занятий заключается в организация регулярных групповых занятий, в которые включены просмотры специальных фильмов и их обсуждение.
1. Тип занятия – комбинированное.
Форма организации занятия – групповая.
Цель занятия: профилактика насилия в отношении подростков.
Задачи: Формирование у подростков адекватной оценочной деятельности, направленной на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей.
Оборудование: доска флипчарт, бумага, маркеры, проектор, компьютер, диск с фильмом, эмблемы.
Разминка. Игра на коммуникацию.
Первая сценка
Темы: унижение, преследование, расизм
В класс входит преподавательница. Она делает замечание одной ученице по поводу ее полноты и манеры одеваться (декольте). Учительница насмехается над ней, и ученики в классе тоже начинают смеяться. Девушка выбегает из класса. В этот момент другая ученица встает на ее защиту, а затем бежит за ней по школьному коридору. Она ее успокаивает, говоря, что ее одноклассники — дураки, а она совсем не толстая. Завершение. Подведение итогов.
2. Тип занятия – комбинированное.
Форма организации занятия – групповая.
Цель занятия: профилактика насилия в отношении подростков.
Задачи: Информирование подростков о существующих службах оказания помощи и правилах обращения.
Оборудование: доска флипчарт, бумага, маркеры, проектор, компьютер, диск с фильмом, эмблемы.
Разминка. Игра на коммуникацию.
Вторая сценка
Темы: давление со стороны более сильного, некоммуникабельность, манипулирование.
Мать и дочь находятся в гостиной. Мать обвиняет дочь в том, что та не хочет участвовать в балетном конкурсе, а мать мечтает, чтобы ее дочь стала профессиональной танцовщицей. Но дочь мечтает совсем о другом. Мать ее шантажирует: если она примет участие в конкурсе, она ей купит все, что та пожелает. Мать не хочет, чтобы дочь повторяла ее ошибки. В этот момент приходит ее сын и замечает, что это — ее мечта, а не мечта его сестры. Мать оставляет его ремарку без внимания. Завершение. Подведение итогов.
3. Тип занятия – комбинированное.
Форма организации занятия – групповая.
Цель занятия: профилактика насилия в отношении подростков.
Задачи: Привлечение внимание к данной проблеме сотрудников образовательных учреждений, обучение их распознавать опасность, которая может грозить ребенку, чтобы прийти ему на помощь и, в случае необходимости, направить в соответствующую службу и оказывать непосредственную поддержку пострадавшим детям.
Оборудование: доска флипчарт, бумага, маркеры, проектор, компьютер, диск с фильмом, эмблемы.
Разминка. Игра на коммуникацию.
Третья сценка
Темы: сексуальные домогательства, давление человека, облеченного властью.
Девушки на уроке физкультуры, который ведет преподавательмужчина. Он просит одну из них снять кофту, затем становится позади учениц, просит их делать наклоны и рассматривает их, когда они наклоняются. Учитель оставляет одну из девушек после уроков для дополнительных занятий. Он начинает ее лапать в тот момент, когда она делает отжимания, а затем уходит. Приходит другая преподавательница и говорит девушке, что она попробует поговорить с учителем физкультуры. Завершение. Подведение итогов.
4. Тип занятия – комбинированное.
Форма организации занятия – групповая.
Цель занятия: профилактика насилия в отношении подростков.
Задачи: Формирование у подростков положительных социально-личностных качеств, способствующих лучшему взаимопониманию при общении. Оборудование: доска флипчарт, бумага, маркеры, проектор, компьютер, диск с фильмом, эмблемы.
Разминка. Игра на коммуникацию.
Четвертая сценка
Темы: сексуальные домогательства в семье
Девушка, которую на кухне отругала мать, убегает в свою комнату. К ней приходит подруга, и девушка рассказывает ей, что отчим подарил ей нижнее белье и просил его примерить. Она отказалась и теперь боится того, что произойдет дальше, а мать ей не верит. Подруга предлагает девушке в следующий раз снять разговор с отчимом на камеру, чтобы показать матери. Завершение. Подведение итогов.
5. Тип занятия – комбинированное.
Форма организации занятия – групповая.
Цель занятия: профилактика насилия в отношении подростков.
Задачи: Формирование у подростков адекватной оценочной деятельности, направленной на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей.
Оборудование: доска флипчарт, бумага, маркеры, проектор, компьютер, диск с фильмом, эмблемы.
Разминка. Игра на коммуникацию.
Пятая сценка
Темы: физическое насилие в семье, рэкет, феномен цепной реакции, связанной с насилием
Группа молодых ребят разговаривают о чем-то на улице. Один из них идет домой за деньгами. Отец и мать находятся на кухне. Отец замечает сережку в ухе сына и хочет его ударить. Сын уходит и возвращается к друзьям. Поскольку он не смог достать денег, он предлагает отнять их у двух маленьких мальчиков. Но один из подростков не дает им этого сделать и предлагает достать деньги иначе. Завершение. Подведение итогов.
6. Тип занятия – комбинированное.
Форма организации занятия – групповая.
Цель занятия: профилактика насилия в отношении подростков.
Задачи:. Привлечение внимание к данной проблеме сотрудников образовательных учреждений, обучение их распознавать опасность, которая может грозить ребенку, чтобы прийти ему на помощь и, в случае необходимости, направить в соответствующую службу и оказывать непосредственную поддержку пострадавшим детям.
Оборудование: доска флипчарт, бумага, маркеры, проектор, компьютер, диск с фильмом, эмблемы.
Разминка. Игра на коммуникацию.
Шестая сценка
Затрагиваемые темы: давление со стороны сверстников, самоуважение и уважение других людей, подчинение желаниям другого, когда речь идет о дружбе или влюбленности.
Две подруги встречаются в баре. Одна из них рассказывает другой о том, что к ней подошли двое богатых взрослых мужчин, угостили вином и пригласили танцевать. Затем один из мужчин предложил ей снова встретиться и в следующий раз привести с собой подругу. Девушка просит свою подругу пойти с ней, но та не хочет, потому что она обещала маме вернуться домой не поздно. Другая девушка продолжает настаивать и пытается обвинить подругу в том, что та не хочет сделать это ради нее. В конце концов подруга уходит, отказываясь пойти с девушкой, и отговаривает ее саму туда идти, потому что это может плохо кончиться. Завершение. Подведение итогов.
Список литературы
- Аверин, В.А. Психология детей и подростков / В.А. Аверин. – СПб., 1994.
- «Об образовании в Российской Федерации» (Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ, Государственная Дума РФ).
- Национальная стратегия действий в интересах детей на 2018 - 2027 годы (утв. Указ Президента Российской Федерации № 240 от 29.05.2017
- Программа по профилактике насилия в отношении детей и подростков «Песчинка. А если мы поговорим об этом?», Бисе - 2010, 67 с.
- Руланин Э. Как остановить травлю в школе: Психология моббинга / Пер. с норв. – М.: Генезис, 2012. – 264 с.
- Копинг-стратегии у подростков с акцентуациями характера, склонных к проявлению агрессии И.Р. Мартынова, Электронный журнал «Психологическая наука и образование»191-201сwww.psyedu.ru / ISSN: 20745885 / E-mail: psyedu@mgppu.ru 2013, № 3.
- Новикова, М.В. Психологическая помощь ребенку в кризисной ситуации. – М.: Генезис, 2006. – 128с.
- Хухлаева, О.В. Как сохранить психологическое здоровье подростков: пособие для школы / О.В.Хухлаева. – М., 2003.
Электронные ресурсы
- Пособие по использованию сенсорной комнаты. // под редакцией Е.Т. Лильина. Режим доступа:
http://www.rehabmedical.ru/stati/posobie_po_ispolzovaniju_sensornojj_komnaty/
- Феноменология психологических последствий сексуального злоупотребления у детей и подростков в зависимости от действия различных факторов.
http://psyjournals.ru/psyandlaw/2016/n1/80671_full.shtml
3. Как предотвратить сексуальное насилие в отношении детей и подростков.
http//www.psychologist.tips/ru
Приложение 1
АНКЕТА
(рассчитана на подростка в возрасте от 12-17 лет)
Пояснение к анкете: можно отмечать несколько вариантов ответов
Сколько вам лет____________
1. Как вы проводите свое свободное время?
а) Гуляю с друзьями, хожу на дискотеки
б) Смотрю телевизор, сижу за компьютером
в) Я много времени провожу в секции, кружке и т.п.
г) Учу уроки, занимаюсь дополнительно
д) Да я б пошла (пошел) гулять, но меня не пускают, приходиться сидеть дома
е) ____________________________________________ 2. Посещаете ли вы какие-либо секции или студии? а) Да
какую(-ие) _________________________________________________________________ б) Нет
- Если вы не ходите ни в какие кружки, секции то почему?
а) Мне это не нравится
б) Нет времени
в) Да кому это надо
- Как ваши родители относятся к тому, как вы проводите свободное время? а) Не знаю
б) Не в восторге, но не запрещают
в) Они против
г) Они против, но кто их слушать будет?
д) Хорошо относятся
- Что вы можете сказать о своих сверстниках?
а) Не знаю, люди, как люди
б) Агрессивные, боюсь по улице вечером идти
в) В основном их вообще ничего не интересует
г) другое_____________________________________________________________
- Чему Вы и Ваши друзья отдают предпочтение на досуге?
а) Пиво, сигареты
б) Дискотеки
в) Очень люблю читать
г) Компьютер, телевизор
д) У меня вообще нет свободного времени
е) другое________________________________________________________________
- Как часто вы посещаете музеи, театры, выставки?
а) не более 1 раза в год
б) 2-3 раза в год
в) я там не разу не был
г) это пустая трата времени
д) нет, но мне очень хотелось бы
- Как ваша семья проводит свободное время?
а) походы
б) пикники
в) спортивные игры
г) культурные мероприятия
д) другое_____________________________________________
- Какие традиции существуют в вашей семье? _________________________
- В каких, из ниже перечисленных мероприятий Вы бы приняли участие: а) дискотеки
б) фотовыставки
в) экскурсии
г) выставка и конкурс творческих работ
д) концерт
е) соревнования по шахматам
ж) соревнования футболу
з) мама, папа, я – спортивная семья
и) психологические тренинги
Анкета (рассчитана на подростка в возрасте от от 12-17 лет)
- Ваш пол:
мужской женский
- Возраст ___________
- Допускал ли кто-нибудь по отношению к вам насилие?
Да Нет Затрудняюсь ответить
- Испытывали ли вы насилие по отношению к себе от сверстников в школе?
Да физическое; эмоциональное; сексуальное Нет
- Испытывали ли вы насилие по отношению к себе в школе со стороны учителей?
Да физическое; эмоциональное; сексуальное Нет
- Испытывали ли вы насилие по отношению к себе дома?
Да физическое; эмоциональное; сексуальное Нет
- Пытались ли вы защитить себя?
Да Нет
- Кому вы смогли бы рассказать о случившемся насилии над собой?
Друзьям
Родителям
Учителю
Брату или сестре
Психологу в школе
Социальному педагогу в школе
Медицинскому работнику школы
Никому
Затрудняюсь ответить
Приложение 2
Рабочая тетрадь психолога
На каждую сценку отводятся два листа бумаги, где записываются затрагиваемые темы, мысли, которые нужно донести, вопросы, которые нужно задать, а также внутренние и внешние ресурсы, которые нужно использовать.
В разделе «Затрагиваемые темы», помимо основных проблем, о которых идет речь в сценке, отмечаются сопутствующие проблемы, возникающие в обсуждаемой ситуации. Психологи старается обсудить максимальное количество тем в соответствии с тем направлением дискуссии, которое зададут молодые люди. Таким образом, обсуждаются разные темы, связанные с ситуациями насилия разной степени серьезности: рэкет, насилие, унижение, сексуальное насилие, инцест, насилие в семье, психологическое давление со стороны сверстников, дискриминация (социальная, расовая или гендерная), манипулирование.
В разделе «Мысли, которые нужно донести» не идет речь о морализаторстве или о предложении готовых решений выхода из кризисных ситуаций. Здесь важно делать особый акцент на возможности диалога, на самоуважении и уважении других людей и на использовании внутренних ресурсов ребенка в случае насилия, опираясь на высказанные детьми предложения. Вот некоторые «мысли, которые нужно донести», записанные в педагогической тетради: умение прислушиваться к своим чувствам, к себе, к своей интуиции, умение сказать «нет» (возразить кому-то не означает негативного к нему отношения), умение распоряжаться своей жизнью, умение договариваться, у каждого есть способности, утверждение своей личности, своих особенностей, умение отказаться от того, от чего испытываешь неловкость, умение добиваться, чтобы тебя услышали, умение охранять свое личное пространство…
В разделе «Вопросы» представлена серия вопросов по поводу определенной сценки.
Первый вопрос всегда такой:
«Кто находится в трудной ситуации в этой сценке?» Дальше следуют вопросы:
«Какой опасности подвергает она себя, соглашаясь на предложение?
Почему он соглашается?
Чего боится отец?
Почему этот персонаж чувствует себя не в своей тарелке?
Почему-такой-то персонаж реагирует таким образом?»
Все эти вопросы служат основой диалога, который устанавливается между психологом и молодыми людьми
В разделе «Внешние и внутренние ресурсы» идет речь о возможностях, которыми могут располагать молодые люди, оказавшись в трудной ситуации. При этом внешние и внутренние ресурсы различаются. К внутренним ресурсам могут относиться: умение сказать «нет», преодоление страха, «переговоры», сопротивление. А внешние ресурсы — это телефон доверия, разговор с родителями, обращение в полицию.
Психологи должны руководствоваться этими элементами, чтобы помочь молодым людям высказывать свое мнение, размышлять и выявлять различные формы насилия, находить необходимые ресурсы.