Методическая работа

Куцакова Оксана Владимировна

На протяжении нескольких лет являюсь руководителем школьного методического объединения учителей естественно-научного цикла, выступаю с различными темами. Отмечена Сертификатом за проведение организационно-деятельностного семинара «Организация коллективного способа обучения» в рамках реализации «Концепции развития школьного обучения в сельских муниципальных районах Красноярского края".

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад: «Внеурочная деятельность по биологии в соответствии с требованиями ФГОС»

 направлена на:

  • повышение интереса к изучению предмета;
  • развитие познавательных и творческих способностей обучающихся;
  • формирование умений применять полученные знания на практике.

Формами внеурочной деятельности по биологии могут быть:

  • кружки;
  • факультативы;
  • сетевые сообщества;
  • научно-практические конференции;
  • школьные научные общества;
  • олимпиады;
  • поисковые и научные исследования;
  • общественно полезные практики и другие.

Обновленные ФГОС ООО устанавливают требования к оснащению кабинетов по отдельным предметным областям. В частности, кабинеты естественнонаучного цикла нужно оборудовать комплектами специального лабораторного оборудования (п.36.3 ФГОС ООО)

Различают читательскую, математическую, естественнонаучную грамотности, финансовую, ИКТ-грамотность, гражданскую и культурную грамотности. Для каждого из видов грамотности разработаны определения и подходы к оцениванию, отражающие особенности данного конкретного направления, но общим является то, что проверяется преимущественно способность использовать полученные знания, умения и навыки для решения самых разных жизненных задач. Российская школа ориентируется на высокий научный уровень содержания образования.

Новые цели образования, основанные на высоком инновационном потенциале, предъявляют высокие требования к естественнонаучному образованию Ведущую роль в этом имеет познавательная деятельность, включение учащихся в проектную и исследовательскую деятельность, овладение школьниками методами научного познания. Эта деятельность способствует метапредметными умениями.

 Ежегодно проводятся Всероссийские уроки: «День тигра», Всероссийский урок генетики, Всемирный день сердца, Всероссийский урок «Эколята – молодые защитники природы»,

 И конкурсы: районная викторина, посвященная Дню российской науки (3 место). Всероссийский химический диктант, Всероссийский экологический диктант, квест-игра «Здоровье в наших руках» в рамках краевой акции Молодежь выбирает жизнь, экологический конкурс «Сбережем нашу планету»,

 В школе проводится кружок «Занимательная биология».                                                         Под моим руководством учащиеся развивают познавательную активность, самостоятельность, любознательность к окружающему миру природы. Используются различные формы: экскурсии, лекции, круглый стол, беседы, диспуты, КВН, лабораторные занятия, акции, праздники.                                                                                      В 5 классе веду элективный курс «Экология».

Практическая направленность курса реализуется в разнообразных формах проектной деятельности, практических и лабораторных работ. Данный элективный курс позволит учащимся решить наиважнейшую задачу, которая стоит перед школой будущего – применение знаний в соответствии с усвоенными, перешедшими в разряд личных, ценностями — ценностными ориентациями.

Система занятий сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, анализу и использованию информации.

На занятиях могут применяться разнообразные формы и методы обучения: лекции, семинары, ролевые игры, конференции, экскурсии.

Принимала участие в районных научно-практических конференциях:

Учащиеся предоставили исследовательские работы:

«Экология квартиры», «Исследование дрожжей», «Какой сок полезнее?», «Вторая жизнь ненужных вещей» (3 место), «Батарейка своими руками» (2 место), «Экология школьного кабинета».

Ежегодно провожу школьный тур ВсОШ, (участие почти 100 %)

И принимаем участие в районном туре ВсОШ.

за последние 2 года – призер Всош по экологии.



Предварительный просмотр:

Доклад: «Эффективные приемы мотивации учебной деятельности школьников по биологии».

Мотив - это то, что побуждает человека к действию. Мотивация – важнейший компонент структуры учебной деятельности. Он заключается в том, что ребенок получает “удовольствие от самой деятельности, значимости для личности непосредственного ее результата”

Факторы мотивации учебной деятельности по биологии:

 - содержание и объем учебного материала;

- материально-техническая база обучения;

- педагогические действия: организационные формы обучения, методы обучения, стиль педагогической деятельности;

- оценка учебной деятельности: ее результатов и процесса.

Содержание и объем учебного материала:

интересные и парадоксальные биологические факты, практическая направленность учебного материала, связь нового материала с ранее изученным, восприятие эстетических достоинств объектов и процессов живой природы, профориентационная деятельность.

Материально-техническая база обучения:

натуральные объекты, приборы и лабораторное оборудование, средства на печатной основе, муляжи и модели, экранно-звуковые средства обучения, электронные пособия, учебно-методическая и дополнительная литература.

Педагогические действия:

формы обучения, методы обучения, стиль:

- индивидуальная и групповая форма деятельности на уроке и вовнеурочной деятельности,

- продуктивные методы обучения: эвристическая беседа, проблемное изложение материала, решение биологических задач, использование мультимедийных презентаций и т.п.

- стиль деятельности учителя (авторитарный, демократический, либеральный).

Оценка учебной деятельности: ее результатов и процесса:

- использование разработанных эталонов оценивания учебных результатов, 

- самоанализ учебных достижений учащихся,

- обеспечение перспективы изменения учащимися полученной оценки,

- составление программы деятельности учащихся на следующий этап обучения с учетом достигнутых результатов и полученной оценки.  

Качества учителя, стимулирующие у учащихся появление и проявление интереса к предмету:

- Эрудиция учителя, умение последовательно усложнять познавательные задачи.

- Увлеченность предметом. Любовь к работе.

- Доброжелательное отношение к учащимся. Вера в ученика, в его познавательные силы (педагогический оптимизм).

- Стремление к максимальной гибкости. Способность к сопереживанию и сочувствию, восприимчивость к потребностям учащихся.

- Умение придать личностную окраску преподаванию. Владение стилем доверительного (неформального) общения с учащимися.

- Эмоциональная уравновешенность, уверенность в себе, жизнерадостность.

Приемы мотивации учебной деятельности:

- Выход за пределы: Используйте межпредметные знания, чтобы показать свою компетентность в иных сферах знаний. Цитируйте слова и стихи: «Я должен над цветами наклониться Не для того, чтоб рвать или срезать А чтоб увидеть добрые их лица И доброе лицо им показать.»

- Вхождение в образ: 

6 класс. Урок по теме «Царство Растения» Представьте, что Вы папоротник. Расскажите о себе. 7 класс. Тема «Рыбы». Представьте, что Вы – рыба, что Вам удается так быстро плавать в воде?

- Фантастическая добавка:

Учитель дополняет реальную ситуацию фантастикой, например, может переносить учебную ситуацию на фантастическую планету; изменять значение любого параметра, который обычно остается постоянным или имеет вполне определенное значение; придумать фантастическое растение или животное и рассмотреть его в реальном биоценозе; 5 класс. Тема «Среды обитания живых организмов». Нарисуйте фантастическое животное, которое может обитать во всех средах? 7 класс. Тема «Птицы» Как бы выглядел человек, если б он мог летать?

- Использование загадок, ребусов, кроссвордов:

Под сосною у дорожки. Кто стоит среди травы? Ножка есть, но нет сапожек, Шляпка есть - Нет головы.

- Использование исторического материала (создание проблемной ситуации, постановка проблемного вопроса):

5 класс. На уроке «Изучение увеличительных приборов» рассказ о Захарии Янсене, случайно получившем «прибор, открывающий невидимое». Как вы думаете, почему я начала урок с этого рассказа? Как вы думаете что было изобретено мальчиками? Чему будет посвящена наша тема урока? Что мы должны узнать и чему научиться на уроке?

- Происхождение терминов:

Биология («биос» - жизнь , «логос» –учение) Ботаника («ботанэ» – зелень) Биосфера («биос» –жизнь, «сфера» -шар) Зоология («зоо» - подвижный, «логос» –учение) Ихтиология («ихтио» - рыба) Нуклеиновые кислоты («нуклеос» – ядро) Фибробласты ("фибра" - волокно и "бластос" – зачаток) Бриология («брион» –мох, «логос» –учение) Фитонциды («фитон» — растение, «цидо» — убиваю) Ризоиды  («риза» - корень, «идос» –вид).

- Удивляй Ничто так не привлекает внимание и не стимулирует работу ума, как удивительное.

Тема: «Тип Кишечнополостные». (7 класс). Пример 1. Учитель: Это грандиозное сооружение в несколько километров шириной и 2200 км длиной возвели миллиарды маленьких строителей. Подумайте о каких строителях идет речь и к какому типу они относятся? Пример 2. Учитель: Наблюдая за этим животным ученые сконструировали электронный прибор – «вестник штормов. Он помогает узнать о приближении шторма за 12 часов, может предсказать шквалы и грозы, тайфуны и ураганы. Что это за животное и как оно ведет себя во время шторма?

- Привлекательная цель:

Пример: Научиться пользоваться микроскопом, при этом рассматриваются микропрепараты. Научиться понимать свой анализ крови. Научиться оказывать первую помощь.

- Практичность теории: При использовании данного приема создаётся установка на необходимость изучения материала в связи с его биологической, хозяйственной ценностью, практической значимостью для учащихся.

Тема: «Последствия хозяйственной деятельности человека для окружающей среды» (9 класс). Леса называют «зелеными лёгкими» планеты. Ученые подсчитали, что при: нынешних темпах вырубки к 2001 году леса будут уничтожены на 40%, а через 100 лет будут вырублены полностью. Вырубка лесов влечет за собой исчезновение сотен тысяч животных и растений, изменение климата и многие другие бедствия. Но не рубить лес нельзя, он нужен для многих целей. Какой выход предлагаете вы из сложившейся ситуации?

- «Мозговой штурм»:

Коллективная творческая работа с целью решения определенной сложной проблемы. Всех учащихся объединяет совместная работа над поиском истины 1. Постановка проблемы 2. Генерация идей: Полный запрет на критику и любую (в т.ч. положительную) Необычные и даже абсурдные идеи приветствуются. Комбинируйте и улучшайте любые идеи. Записываем каждую идею. Держите темп и напряжение обсуждения. 3. Группировка, отбор и оценка идей.

Рассказ с ошибками: 

Вопрос к тексту: Перед изучением учебного текста ставится задача: составить к тексту список вопросов.

"Починить цепочку" расставьте в правильном порядке события.

Повторяем с контролем: Термины:

Верите ли вы?

Определите правильное или неправильное суждение 1. Все грибы растут в лесах 2. Грибы не имеют хлоропластов и других пластид 3.Грибы имеют грибницу, состоящей из нитей. 4. Среди грибов встречаются как одноклеточные, так и многоклеточные 5. В клеточных стенках грибов, как в покровах тела раков, насекомых, имеется органическое вещество - хитин 6. Грибы - гетеротрофы 7. Грибы могут размножаться половым и бесполым путем 8. Из некоторых грибов получают лекарства

- Использование фактов биографий ученых.

- Исследовательская задача.

Задача: Крупный жук плавунец охотится на рыб, водных насекомых, головастиков и червей. Предложите серию экспериментов, чтобы определить, какой из органов чувств он использует при преследовании жертвы.

- Творческое домашнее задание.

5 класс, урок «Химические вещества клетки» Сделайте доклад об использовании масличных культур человеком. 5 класс, урок «Ткани растения» Подумайте, в каких областях своей деятельности, человек использует вещества, выделяемые растениями. 5 класс, урок «Строение растительной клетки» Сделайте аппликацию растительной клетки, используя любой материал.

- для повышения мотивации учебной деятельности школьников по биологии необходимо следующее:

1) признать в качестве приоритета в целеполагании урока биологии ориентацию на развитие личности учащихся;

2) видеть в каждом ученике проявляемые и скрытые способности;

3) рассматривать деятельность учащихся как основной способ, позволяющий преобразовывать педагогическое действие в собственно развивающие личность изменения;

4) стремиться включать в процесс обучения биологии субъектный опыт школьников (знания, умения, навыки, смыслы, эмоции, чувства, переживания) и сопоставлять его с социокультурными образцами, подлежащими усвоению;

5) понимать, что количественная оценка образовательных результатов по биологии должна обязательно сопровождаться качественной оценкой процессуальной ее стороны, важной для понимания механизма возникновения мотивации учебной деятельности. (А.В.Теремов).

Причина эффективной школьной мотивации на самом деле ОДНА!!! ЭТО ИСКРЕННИЙ ИНТЕРЕС!

Он же Любопытство!

Он же Удовольствие!

Он же Внутренняя мотивация (самая честная, верная, настоящая!)



Предварительный просмотр:

«Возможность цифровых технологий во внеурочной деятельности»

                                                                                             Скажи мне, и я забуду.

                                                       Покажи мне  - я смогу запомнить.

                                                                Позволь мне сделать самому,

                                                               и это станет моим навсегда.

(народная мудрость)    

Высочайшие темпы развития общества в 21-м веке сопровождаются быстро растущим значением цифровых технологий в жизни человека. Все сферы деятельности пронизаны цифровизацией. Мы постоянно пользуемся компьютерами, смартфонами, планшетами, и уже не представляем себе жизнь без гаджетов и интернета. Образование всегда идет в ногу со временем и без использования цифровых образовательных ресурсов невозможно представить себе современную школу. Биологические знания всегда имели большое значение для формирования научного мировоззрения. Биология не только остается теоретической основой здравоохранения и сельского хозяйства, но и открывает возможности развития новых отраслей в промышленности, новых перспектив в технике. Социальный заказ предусматривает повышение биологической грамотности подрастающего поколения с учетом новейших достижений как биологической науки, так и цифровых технологий. Все это требует совершенствования биологического образования на всех уровнях, в первую очередь в школе. Предмет биологии достаточно сложен и нагляден, требует демонстрации процессов, систем и закономерностей, что усложняет усвоение предмета биологии школьниками.

Одним из достоинств применения цифровых образовательных ресурсов в обучении является повышение качества обучения за счет новизны деятельности, интереса к работе с компьютером у учащихся. Применение компьютера на уроках биологии становится методом организации активной и осмысленной работы учащихся, делает занятия более наглядными и интересными. Компьютер на уроках не заменяет учителя, а наоборот, делает общение с учеником более содержательным, индивидуальным и деятельным, позволяет заинтересовать слабоуспевающих учеников, а для сильных – придать процессу обучения характер исследования. ИКТ позволяют развивать интеллектуальные, творческие способности учащихся, их умение работать с различными источниками информации, самостоятельно приобретать новые знания и преобразовывать одни виды информации в другие. Цифровые образовательные ресурсы позволяют сделать взаимодействие учителя и ученика на уроке более продуктивным, повысить качество обучения через повышение интереса к предмету, наглядно представить изучаемый материал, дают возможность эффективной проверки знаний, использования разнообразных методических приемов в работе учителя.

В своей работе можно использовать различные цифровые образовательные ресурсы – это представленные в цифровой форме фотографии, слайд-шоу и презентации, видеофрагменты, интерактивные модели, картографические материалы, звукозаписи, текстовые документы и другие учебные материалы, необходимые для организации учебного процесса. Использовать ЦОР на разных этапах урока, для подготовки самостоятельных, контрольных, лабораторных работ, для внеурочной деятельности. ЦОР являются неоценимой помощью как во время работы на уроке, так и при подготовке домашних заданий, творческих и исследовательских проектов.

Использование ЦОР невозможно без соответствующего технического оснащения. Наша школа оснащена всеми необходимыми современными средствами обучения. В каждом классе рабочее место учителя оснащено компьютером, подключенным к интернету, лазерным МФУ (принтер, сканер и копир), проектором, интерактивной доской. В кабинете биологии для учащихся имеются цифровые микроскопы и цифровые естественнонаучные лаборатории. Остановлюсь подробнее на некоторых из них.

 Работа с микроскопом – один из наиболее любимых видов деятельности у учащихся любых возрастов. Использование цифрового микроскопа делает её еще более яркой, запоминающейся, да и самому учителю такая работа доставляет удовольствие. Одна из самых больших сложностей, подстерегающих учителя биологии при проведении лабораторных работ с традиционным световым микроскопом, это практически отсутствующая возможность понять, что же в действительности видят ученики. Сколько раз зовут ребята совсем не к тому, что нужно – в поле зрения либо край препарата, либо пузырёк воздуха, либо трещина. Все это отнимает много времени и отвлекает от главного. Поэтому, наряду с традиционным световым микроскопом можно использовать на уроках цифровой микроскоп. Он сочетает в себе световой микроскоп и цветную цифровую камеру. Камера имеет подключение к USB порту компьютера.

Что позволяет сделать цифровой микроскоп?

•        Увеличивать изучаемые объекты, помещённые на предметный столик, в 20, 80, 350 раз;

•        Использовать в качестве исследуемых как прозрачные, так и непрозрачные объекты, как фиксированные, так и нефиксированные, подвижные;

•        Исследовать поверхности достаточно крупных объектов, не помещающихся непосредственно на предметный столик;

•        Фотографировать, а также производить видеосъёмку происходящего;

•        Фиксировать наблюдаемое, не беспокоясь в этот момент о его сохранности – файлы автоматически оказываются на жёстком диске компьютера;

•        Задавать параметры съёмки, изменяя частоту кадров;

•        Производить простейшие изменения в полученных фотографиях, не выходя из программы микроскопа: наносить подписи и указатели, копировать части изображения;

 •        Собирать из полученных результатов фото- и видеосъёмки, создавать презентации, монтировать видеоролики.

•        Распечатывать полученные графические файлы;

•        Демонстрировать исследуемые объекты и все производимые с ними действия на мониторе компьютера и на проекционном экране.

При проведении лабораторных работ на уроках биологии, цифровой микроскоп дает возможность изучать исследуемый объект не одному ученику, а группе учащихся одновременно, так как информация выводится на монитор компьютера.  Учитель может наблюдать за работой каждой группы учащихся и корректировать ее. При выведении изображения на экран, у учителя есть возможность показать правильный алгоритм действий с препаратом, оценить точность полученного изображения и правильность сделанных к нему подписей, указать на допущенные ошибки. Учащиеся сохраняют полученные изображения в папке на рабочем столе и используют их для приготовления презентаций и видеороликов либо на уроке, либо при выполнении домашних заданий. Учитель может использовать изображения в качестве демонстрационных объектов для объяснения тем или при проверке познавательных компетенций учащихся.

Цифровой микроскоп можно использовать при проведении следующих лабораторных работ:

- «Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука»,

- «Приготовление микропрепаратов растительных клеток и рассматривание их под микроскопом»,

- «Строение семян двудольных и однодольных растений»,

- «Изучение внешнего и внутреннего строения стебля на готовых микропрепаратах»,

- «Изучение внешнего и внутреннего строения листьев»,

- «Изучение строения водорослей»,

- «Изучение строение плесневых грибов»,

- «Наблюдение за движением простейших»,

- «Изучение покровов тела различных животных»,

- «Изучение микроскопического строения крови человека и лягушки»,

- «Наблюдение клеток растений, животных, грибов и бактерий под микроскопом, их описание и сравнение» и других.

Также использовать цифровой микроскоп для внеурочной работы с детьми, увлекающимися биологией. Учащиеся с удовольствием рассматривают тычинки и пестики цветка, форму пыльцы, различные ткани растений, гифы грибов, строение дрожжей; части членистоногих – лапки, усики, ротовые аппараты, глаза, чешуйки крыльев бабочек, части хордовых – чешуя рыбы, перья птиц, шерсть, зубы, волосы, ногти, и многое другое. Очень важно, что многие из используемых объектов остаются живыми. Учащиеся проводят исследовательскую работу и, используют результаты полученных наблюдений, защищают свои проекты.

Использование цифрового микроскопа повышает уровень мотивации и познавательной активности обучающихся, развивает их способности к приобретению и усвоению знаний, закреплению навыков самостоятельной исследовательской работы. При этом реализуются основные дидактические принципы обучения, а особенно – принцип наглядности и принцип научности.

Еще одним интересным видом деятельности для учащихся является работа с цифровыми естетственно научными лабораториями.

Устройство измерения и обработки данных (УИОД) — это специализированное портативное электронно-вычислительное устройство, обладающее широкими функциональными возможностями. УИОД предназначено для непосредственной автоматической цифровой обработки сигналов в режиме реального времени. Устройство позволяет 5 осуществлять операции аналогового и цифрового ввода>вывода сигналов с различных измерительных устройств (датчиков) и обмен данными с внешними устройствами. Оно включает в себя программное обеспечение для выполнения задач измерения, регистрации, визуализации, обработки и хранения экспериментальных данных. УИОД может функционировать как совместно с компьютером, так и автономно. Устройство идеально подходит для реализации учебно-исследовательской деятельности в современной школе.      включает в себя следующие датчики:

- Микрофонный датчик от 58 до 93 дБ.

         - Датчик температуры исследуемой среды от - 40 до + 135 °С .

- Датчик ЭКГ.

- Датчик  pH от 0 до 14 pH

- Датчик Частоты Сердечных Сокращений.

- Датчик электрической проводимости.

Можно использовать естественнонаучные лаборатории для лабораторных работ и демонстрации опытов по исследованию физиологии различных организмов.

Можно с успехом использовать естественнонаучные лаборатории для различных внеурочных исследований, преобразовывать полученные данные в графики и диаграммы, анализировать их и использовать в дальнейшей работе. Например, при изучении кислотности различных веществ, учащиеся самостоятельно делают вывод, что многие популярные напитки вредны для пищеварительной системы, а при использовании некоторых моющих средств необходимо пользоваться перчатками для защиты кожных покровов.                                                                            

Использование цифровых лабораторий способствует значительному поднятию интереса к предмету и позволяет учащимся работать самостоятельно, получая не только знания в области биологии, но и опыт работы с интересной и современной техникой, компьютерными программами, опыт исследовательской деятельности, информационного поиска и презентации результатов исследования.

Подводя итог, можно сделать вывод, что применение в практике преподавания биологии цифровых образовательных ресурсов способствуют повышению интеллектуальной активности учащихся, а значит и эффективности урока. Именно это оживляет процесс обучения и делает его современным. Даже самые пассивные учащиеся включаются в активную деятельность с огромным желанием, у них наблюдается развитие оригинальности мышления, творческого подхода к решаемым проблемам. Все делает ученика более подготовленным к жизни в бурно развивающемся цифровом мире.



Предварительный просмотр:

Доклад: «Подготовка к государственной итоговой аттестации»:

Памятка для учителя по подготовке учащихся к ГИА

1. Внимательно изучите следующие документы: «Кодификаторы элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников IX классов общеобразовательных учреждений к государственной итоговой аттестации (в новой форме) по предмету»; «Спецификация экзаменационной работы для проведения к государственной итоговой аттестации выпускников IX классов общеобразовательных учреждений (в новой форме) по предмету»

2. Осуществляйте подготовку по принципу повторения «больших» тем курса предмета 5-9 классов.

 3.  Предложите решить задания вариантов 2021 года и демонстрационного варианта 2022 года.

4.  Проверьте ответы и отметьте задания, в которых получен неверный ответ.

 5. Повторите с учащимися темы, вызвавшие затруднения.   Их можно повторить по традиционным учебникам или задачникам.

6.  Каждому учащемуся в индивидуальном порядке предложите решить небольшую тематическую диагностическую работу, включающую в себя темы, в которых  допущены ошибки. При необходимости предложите такую работу несколько раз, пока не будет достигнут результат.

7. При подготовке к экзамену ни в коем случае нельзя ориентироваться только на демонстрационный вариант и ограничиваться решением многочисленных его копий, поскольку реальный экзамен может от него отличаться.

8. На завершающей стадии подготовки следует: решить 1-2 пробные  работы в формате ГИА- 9,  включающие в себя задания  за весь курс  предмета   в обстановке, максимально приближенной к экзаменационной ( 4 часа на выполнение работы, исключить списывание); проверить работу по критериям, рекомендованным  для проверки; провести индивидуальную работу с учащимися, не набравшим необходимое количество баллов для получения положительной оценки.

Следует учить школьника «технике сдачи теста». Эта техника включает в себя следующие моменты:

  1. Обучение постоянному жёсткому контролю времени.

На консультациях, пробных и репетиционных тестированиях необходимо постоянно обращать внимание учащихся на то, сколько времени необходимо тратить на то или иное задание. Отсутствие привычки «напрягаться» несколько часов подряд – одна из причин низкого качеств выполнения работы. Интеллект, как и мышцы нужно постоянно тренировать - от этого он только сильнее становится. Поэтому нужно постоянно повышать нагрузки и скорость выполнения заданий не только для преодоления «порога успешности» слабыми учениками, но и для повышения качества знаний, то есть ориентироваться на сильных учеников.

  1. Обучение оценке объективной и субъективной трудности заданий. Ученики обычно сами знают, какие задания для них являются наиболее сложными. Таких «слабых» мест следует избегать при выполнении теста. Сначала нужно выполнять задания, в которых школьник ориентируется хорошо. Задача учителя состоит в том, чтобы школьник самостоятельно сумел набрать максимально возможное для него количество баллов, поэтому изречение «лучше меньше, да лучше» здесь оказывается вполне справедливым.
  2.  Обучение прикидке границ результатов, анализу ответа на предмет соответствия действительности, минимальной подстановке как приёму проверки ответа. Следует учить школьников простым для проверки результатов сразу, а не «если останется время». Необходимо после решения задания приучать учеников внимательно перечитывать условие и вопрос (что нужно было найти?). Необходимо учить технике выбора ответа методом «исключения» явно неверного ответа. Особое внимание следует уделять заданиям, в которых формулировка звучит как «Выберите неверное утверждение…» Самое главное здесь обратить внимание на ключевые слова «можно» или «нельзя», иначе ответ может получиться совершенно противоположным.
  3.  Обучение приёму «спирального движения» по тесту. Ученик, просматривая тест от начала до конца, отмечает для себя задания, которые кажутся ему простыми и понятными и выполняются сходу, без особых раздумий. Затем можно перейти к задания, которые не «поддались» сразу. Если ученик не может выполнить какое-то задание 1 части, то после контроля времени (3-4 минуты), следует перейти к другому заданию сначала 1 части, а затем 2 части работы. Так необходимо делать несколько раз «по спирали» и делать то, что «созрело» к данному моменту.

Интернет-ресурсы по подготовке к ГИА № п/п Название Электронный адрес

 1. МО и Н РФ www.mon.gov.ru 

2. Российский образовательный портал www.school.edu.ru 

3. Федеральный институт педагогических измерений (ФИПИ) www.fipi.ru 

4. Московский институт открытого образования (МИОО) www.mioo.ru 

5. Открытый сегмент Федерального банка тестовых заданий www.mathgia.ru 

6. Федеральный портал «Российское образование» www.edu.ru 

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ ПО ПОДГОТОВКЕ К ЕГЭ (используются КИМы прошлых лет)

Вариант 1

Вариант 2

Вариант 3

Вариант 4

Вариант 5

Вариант 6

Вариант 7

Вариант 8

Вариант 9

Вариант 10

Дополнитель-ные

Часть1(А)

А 1

А 2

А 3

А …36

Часть 2 (В)

В 1

В 2

В 3

В …8

Часть 3 (С)

С 1

Баллы

Отметка

МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ (ГРУППОВОЙ) ПО ПОДГОТОВКЕ К ЕГЭ по биологии

ФИО учащихся, которые выйдут на ЕГЭ

1 ученик  

2 ученик

КОДИФИКАТОР ЕГЭ  

Отметка  

Консультация

Отметка  

Консультация

1. Биология как наука      

1.1. Биология как наука      

1.2. Признаки живого      

1.3. Уровни организации      

2. Клетка как биологическая

система

2.1. Клеточная теория      

2.2. Клетка. Многообразие клеток.      

…..

7 Экосистемы и присущие им

закономерности

7.1 Среды обитания организмов.

Экологические факторы.

…7.5 Глобальные изменения в

биосфере.

При планировании повторения рекомендуется учитывать  уровень индивидуальной  подготовки учащихся. При этом класс необходимо разделить на 3 группы и использовать систему разноуровневого обучения.

Пример деления класса для подготовки к ЕГЭ по предмету.

1 группа  

2 группа  

3 группа

Группа «риска»  -  учащиеся, которые могут не набрать минимальное количество баллов, подтверждающее

освоение основных

образовательных программ среднего (основного и

полного) общего образования

Учащиеся, которые при

добросовестном отношении могут набрать минимальное

количество баллов, под-тверждающее освоение основных образовательных

программ среднего (основного и полного) общего образования

Учащиеся-претенденты на получение высоких баллов.

Дополнительные индивидуальные занятия по предмету;

индивидуальные планы  на месяц.

Составление  индивидуальных образовательных маршрутов для самостоятельной и индивидуальной работы с учащимися в соответствии с индивидуальным уровнем подготовки

(конкретная работа с каждым учеником)*.

При проведении учебных занятий необходимо уделять внимание:

-  работе с терминами и основными понятиями. Создавать словарь Терминов, который можно оформлять не только традиционным способом: термин-определение, но и табличным вариантом:

Термин

Этимология

    Определение  

Опорная схема

Для усвоения терминов можно использовать терминологические диктанты, составление и решение кроссвордов.

-  формированию у учащихся умений работать с текстом, рисунками,

схемами, извлекать и анализировать информацию из различных источников;

-  решению задач по алгоритмам их решения;

-  подготовке   и   проведению   проверочных, контрольных работ в формате ЕГЭ.

Самым важным направлением в процессе подготовки учащихся к экзамену должна стать систематическая работа непосредственно с тестовыми заданиями.

_____________________________________________________________________

В первую очередь необходимо отрабатывать и закреплять знания и умения базового уровня. То есть при подготовке к ЕГЭ и ОГЭ необходимо научить школьников технике сдачи теста.  Для этого уже с 5-6-го класса необходимо внедрять в учебный процесс: разноуровневые тематические тесты, проведение   учебно-тренировочных   тестов   по темам, работу    с тренировочными материалами для подготовки  к  ГИА.

Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с этим при организации учебно-познавательной деятельности предполагается работа с

  • тетрадью на печатной основе
  • со сборниками тестов
  • с использованием пособий, подготовленных авторскими коллективами ФИПИ, и пособия, имеющие гриф ФИПИ (сайт www.fipi.ru .)
  • тренинги с использованием Интернет – технологий.
  • Использование сайтов предметной направленности (например, http://bioege.edu.ru) и  On-line  тесты для подготовки к итоговой аттестации. Большое количество экзаменационных материалов размещено в

Интернет-ресурсах информационной поддержки ЕГЭ:  

______________________________________________________________

Следует учесть, что при подготовке к итоговой аттестации лучше избрать тематическое повторение и систематизацию учебного материала. После повторения каждой темы проверять её усвоение выполнением тестовых заданий.

Для эффективной подготовки школьников к ГИА необходимо использовать различные виды контроля. При этом контроль должен восприниматься обучающимися не как что-то нужное лишь учителю, а как этап, на котором ученик может ориентироваться насчет имеющихся у него знаний, убедиться, что его знания и умения соответствуют предъявляемым требованиям.

Система контроля качества подготовки по биологии учащихся 9-11-х классов

Виды контроля  

Средства диагностики

Входной

-Тестовые задания по предмету, определяющие уровень подготовки учащихся за основную школу.

- Анкеты по изучению мотивации.

Тематический   

-Тесты с выбором одного ответа.

-Терминологические тесты с одним ответом.

- Тесты с выбором трех ответов.

-Тесты на соответствие и на установление последовательности.

-Тесты повышенной сложности для самоконтроля.

- Задания на нахождение ошибок в тексте.

- Задания с использованием текста.

- Задания с использованием рисунка.

- Задания для развернутого ответа.

-Тексты с пропущенными словами в предложениях и др

Итоговый (за 9-11 класс)

- Тестовые задания по предмету, определяющие базовый, повышенный, высокий уровень подготовки учащихся за 10-11 класс;

- оценка знаний, умений и навыков раздела программы в соответствии с требованиями стандартов

Пробный ЕГЭ и ОГЭ

 (несколько раз во 2 п/г)

- КИМы ЕГЭ по предмету за предыдущий год;

- рекомендации, помогающие школьникам снизить «стрессовость» экзаменационной ситуации.

Г ИА (внешняя) –

ЕГЭ-11, ОГЭ-9

КИМы ЕГЭ и ОГЭ-9 по биологии

Продуктивным будет использование следующих пед.технологий:

• Уровневая дифференциация.

• Технология критического мышления.

• Деятельностный метод.

• Кейс - метод

• Обзорные и установочные лекции.

• Отработка базовых знаний.

• Кропотливый анализ учета знаний и выход на траекторию индивидуального развития ребенка.

• Система повторения и обобщения.

• Формирование общеучебных умений и навыков (умение работать в заданном временном режиме).  Соблюдение принципа жесткого ограничения  времени при выполнении тестовых заданий.



Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

ФИО учителя: Куцакова Оксана Владимировна

Класс: 5

УМК/ Образовательная технология: Пасечник В.В. «Биология», 5 класс (базовый уровень) «Линия жизни».

Предмет: биология

Тема: Цитология – наука о клетке

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Место и роль урока в изучаемой теме: является 3-м в разделе: «Организмы – тела живой природы», 11 по счёту. Предыдущий урок по теме «Увеличительные приборы для исследований».

Цель: формирование начальных представлений об особенностях строения растительной клетки.

Задачи урока:

1) Познакомить с историей открытия клетки, наукой цитологией, исследовать особенности строения растительной клетки;

2) Формировать начальные исследовательские компетенций: умение проводить наблюдение и эксперимент, описывать результаты, делать выводы; развивать навыки самостоятельной работы, само- и взаимоконтроля; развивать умения работать в коллективе и находить согласованные решения;

3) Прививать интерес к предмету, настойчивость в работе, ответственность, умение рационально распределять время.

Планируемые образовательные результаты

Предметные знания, предметные действия

Универсальные учебные действия

Личностные

регулятивные

познавательные

коммуникативные

-различают основные части и органоиды растительной клетки, объясняют значение органоидов растительной клетки;

-воспроизводят понятия: органоид, мембрана, ядро, цитоплазма, пластиды, цитология;

-владеть приёмами работы со световым и цифровым микроскопами;

-соблюдать правила безопасного труда при работе с лабораторным оборудованием в соответствии с инструкциями на уроке.

-обнаруживают и формулируют учебную проблему, формулируют тему урока;

-планируют работу и координируют свои действия в соответствии с алгоритмом;

-контролируют свои действия по достижению результата, а также оценивают собственные достижения.

-выдвигают гипотезы, анализируют, сравнивают, классифицируют, обобщают факты и явления;

-переводят информацию из одной знаковой системы в другую;

-устанавливают причинно-следственные связи;

-ориентируются в содержании, выполняют задания, используя явно заданную и не явно

заданную в тексте информацию;

- анализируют результаты проведенного исследования и делают выводы.

-самостоятельно организовывают учебное взаимодействие в группе, в паре;

-представляют результаты эксперимента, проекта в устной и письменной форме;

- аргументируют свою

точку зрения, слушают и понимают собеседника.

-индивидуально оценивают изучаемый материал;

-устанавливают связи между целью учебной деятельности и ее мотивами;

-готовность к конструктивной совместной деятельности при выполнении исследований и проектов, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи;

-развитие научной любознательности, интереса к биологической науке, навыков исследовательской деятельности.

Ход урока

Этап урока****

Задача, которая должна быть решена (в рамках достижения планируемых результатов урока)

Формы организации деятельности учащихся

Действия учителя по организации деятельности учащихся

Действия учащихся (предметные, личностные, познавательные, регулятивные, коммуникативные)

Результат взаимодействия учителя и учащихся по достижению планируемых результатов урока

Диагностика достижения планируемых результатов урока

1

Организационный

Вызвать эмоциональный настрой и познавательный интерес.

Фронтальная

Приветствует учащихся. Проверка готовности учащихся к уроку.

Приветствуют учителя. Настраиваются на предстоящую работу

Эмоциональный настрой на урок

Наблюдение

2

Мотивация к учебной деятельности.

Создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность

Фронтальная

Организация работы по определению темы урока.

Код:

3-4, 3-2, 6-3, 2-3, 6-2, 2-3, 4-1, 3-2, 5-5

1-3, 1-1, 7-3, 5-2, 1-1

2-3

5-2, 6-2, 6-1, 6-3, 5-2, 6-1

Расшифровывают тему по таблице (Приложение 1) Записывают в тетрадь

Определение темы урока

Самостоятельная работа

3

Целеполагание

Создать условия для развития навыков и умений постановки цели своей деятельности.

Фронтальная

С помощью наводящих вопросов помогает учащимся сформулировать цель урока.

Формулируют цель урока

Формулирование цели урока совместно с учителем

Беседа

4

Актуализация знаний.

Вызвать познавательный интерес к проблеме.

Фронтальная

Создание проблемной ситуации.

-Что у меня в руках? (показывает яйцо).

-Как вы думаете, зачем я его принесла сегодня на урок?

-Как тема урока связана с этим объектом? Хотите узнать? Это нам предстоит сделать в течение урока.

Предлагает разгадать кроссворд по теме предыдущего урока, который выведен на слайд (по мере разгадывания на слайде открываются ответы).

Предлагает оценить себя.

Выдвигают гипотезы

Отвечают на вопросы, разгадывают кроссворд

Оценивают выполненные задания по эталону на слайде и выставляют себе набранные баллы в оценочный лист (Приложение 2)

Возникновение интереса к изучаемой теме

Устный опрос

Самооценка

. 5

Усвоение новых знаний

Формировать естественнонаучную грамотность.

Развивать исследовательские умения: проводить наблюдение и эксперимент, делать выводы. Закрепить навыки работы с микроскопами и лабораторным оборудованием

Индивидуальная

Фронтальная

Индивидуальная

Работа с информацией. Текст «Строение клетки»

Анализ выполненных заданий.

Физминутка «Моделирование клетки»

Лабораторная работа «Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука».

Инструктаж по ТБ.

Организует проведение лабораторной работы.

Осуществляет контроль за выполнением работы.

Читают текст и выполняют задание к нему. (Приложение 3). Взаимопроверка по эталону (на слайде).

Изображают модель клетки.

Выходят несколько человек, берутся за руки, образуя круг – это мембрана. В центр становиться один уч-ся – это ядро. В мембране есть поры. Одни вещества входят в клетку через поры, а другие, ненужные выделяются (изображает).

Выполняют лабораторную работу, пользуясь инструкцией (Приложение 4). Делают вывод об увиденном объекте.

Кто первый настроит свой микроскоп, настраивает цифровой микроскоп на столе учителя. Изображение выводится на экран.

Делают вывод, какие части клетки можно увидеть в световой микроскоп?

Оценивают свою работу в оценочных листах.

Познакомились с новым материалом

Практически изучили строение клетки, закрепили навыки работы с микроскопами и лабораторным оборудованием

Взаимооценка, оценка учителя

Лабораторная работа

Самооценка

6

Закрепление изученного материала

Развивать внимательность и наблюдательность, отработка полученных знаний

Фронтальная

Фронтальная

-Вернёмся к яйцу. Сейчас, когда мы изучили тему урока, вы можете предположить, почему я вам его принесла?

- В яйце есть живая клетка, которую мы сможем рассмотреть невооружённым глазом, т.е. без лупы и микроскопа. Это желток. Давайте посмотрим, что внутри (всем раздаю разбитые в тарелке яйца)

- Какие части сможем рассмотреть в желтке?

Игра «Горячий стул» (Работа с терминами).

Учитель на доске вывешивает термин.

Термины: ядро, поры, пластиды, вакуоль, мембрана.

Выдвигают гипотезы.

Выдвигают гипотезы.

По желанию к доске выходит учащийся. Садится на стул лицом к классу, спиной к доске.

Учащиеся класса, не называя слова, характеризуют термин. Сидящий должен отгадать задуманное слово. Как только он называет правильно термин, его сменяет другой учащийся.

Оценивают свою работу в оценочных листах.

Разрешение проблемы

Запомнили термины

Устный опрос

Работа с понятиями

7

Проектная работа

Развивать умения работать в коллективе и находить согласованные решения.

Групповая

Осуществляет контроль за выполнением работы.

-Давайте вывесим нашу работу на доску и посмотрим, что у нас получилось.

Создают модель клетки из отдельных частей, приклеивают названия.

Вывешивают созданную таблицу на доску.

Выступление ребят.

Выполнили мини-проект

Работа над мини-проектом

8

Рефлексивно-оценочный

Осмысление результата деятельности.

Оценивание факта достижения цели урока.

Индивидуальная

Фронтальная

Индивидуальная

-Заполните оценочные листы.

Анализ по оценочным листам, выставление отметок за урок.

-Ребята, какую цель мы сегодня ставили перед собой?

– Достигли мы этой цели?

- Что нового узнали?

– В чём возникали затруднения на уроке?

Приём «Светофор»

Домашнее задание: прочитать параграф 10 и решить ребус (Приложение 5)

Заполняют оценочные листы и выставляют себе отметку (самооценка).

Отмечают фишками:

Записывают домашнее задание

Оценили работу на уроке

Самооценка, взаимооценкаоценка учителя

Итоги и самоанализ урока

При планировании урока были учтены особенности класса. В классе 3 учащихся, из них 2 девочки и 1 мальчик. В целом коллектив класса работоспособен, учащиеся активно включаются в учебную деятельность, имеют навыки групповой работы, умеют слушать друг друга и взаимодействовать. В коллективе класса двое учащихся обладают хорошей познавательной активностью, умеют работать в режиме творческого поиска, стремятся к лидерству в учёбе. Третья учащаяся имеет средний уровень развития. Биологию учащиеся изучать начали только в 5 классе (1 час в неделю), учащимся предмет нравится, занимаются с интересом.

При проведении урока использовались образовательные технологии: технология системно-деятельностного подхода, технология исследовательского и проектного обучения, ИКТ-технологии, здоровьесберегающие технологии (вместо физминутки использовались задания, во время которых обучающиеся двигались в течение урока, была своевременная смена видов деятельности).

Предлагались различные формы работы: индивидуальная, групповая, фронтальная. Их сочетание способствовало эффективной организации учебной деятельности. На уроке использовались разнообразные методы обучения: по источнику знаний: словесные, наглядные, практические; по характеру познавательной деятельности: репродуктивный, частично-поисковый, проблемный, исследовательский.

На уроке целесообразно использованы наглядные пособия, дидактический материал, технические средства обучения, что способствовало активизации познавательной деятельности учащихся, созданию ситуации успеха, формированию интереса к изучению материала темы.

По типу – урок открытия новых знаний, по виду – урок-исследование.

Первый и второй этапы урока (организационный и мотивация к учебной деятельности) прошли быстро, психологически и мотивационно подготовили учащихся к успешной работе на уроке, к открытию новых знаний.

На этапе целеполагания учащиеся попытались сформулировать цель урока. Но сформулировали её только с помощью учителя.

На этапе актуализации знаний через постановку проблемного вопроса и выполнения заданий было организовано повторение учебного материала об увеличительных приборах. Данный этап урока подготовил учащихся к активному и сознательному восприятию новых знаний.

Усвоение новых знаний прошло через работу с информацией и лабораторную работу. Работа с информацией предполагала формирование естественно-научной и читательской грамотности, а лабораторная работа – формирование исследовательских умений и навыков.

При закреплении учащиеся работали с понятиями в игровой форме. Задание развивает умение формулировать определения так, чтобы дети поняли, о чём идёт речь.

Далее учащиеся выполняли проектную работу, создавали модель клетки. Эта работа также на закрепление и на развитие умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе.

Заключительный этап урока – рефлексивно-оценочный – включал в себя: определение учащимися степени усвоения учебного материала, степени достижения целей урока, самооценку работы на уроке, рефлексию эмоционального содержания.

Домашнее задание носит творческий характер.

Темп урока оптимален. Плотность урока достаточная. Атмосфера на уроке была доброжелательная, удалось создать положительный эмоциональный фон, стимулирующий деятельность учащихся.

Считаю, что урок достиг целей, результативен, учащиеся активно и с интересом работали на уроке. Задачи урока реализованы.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Таблица для расшифровки темы урока

1

2

3

4

5

6

7

1

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

2

Ж

З

И

Й

К

Л

М

3

Н

О

П

Р

С

Т

У

4

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

5

Ы

Ь

Э

Ю

Я

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Оценочный лист

Ф.И. учащегося

__________

1. Увеличительные приборы (повторение ранее пройденного)

2. Работа с информацией «Строение клетки»

3. Лабораторная работа

4. Игра «Горячий стул» (работа с терминами)

#1055;роектная работа

Итоговый балл (самооценка)

Оценка учителя

КРИТЕРИИ

Правильно записано 6 понятий, выделены нужные буквы, получилось слово «клетка»–6б

Правильно записано 4-5 понятий, слова не получилось– 3б.

Правильно записано 2-4 понятия, слова не получилось– 2б.

Правильно записано 0-1 понятия, слова не получилось– 0б.

Выполнил первое задание без ошибок – 2б

Выполнил первое задание с одной ошибкой – 1б

Выполнил первое задание, допустив две и более ошибки – 0б

Выполнил второе задание без ошибок – 2б

Выполнил второе задание с одной ошибкой – 1б

Выполнил второе задание, допустив две и более ошибки – 0б

Успел приготовить микропрепарат и рассмотреть его – 4б

Успел приготовить микропрепарат, но не рассмотрел его – 2б

Не успел приготовить микропрепарат – 0б

Отгадал понятие – 2б

Не отгадал понятие – 0б

Сделал 4 подсказки другим ребятам – 4б

Сделал 3 подсказки– 3б

Сделал 2 подсказки– 2б

Сделал 1 подсказку– 1б

Подсказок не сделал – 0б

С работой, которую поручили выполнять, справился – 3б

С работой не справился – 0б

21-25б – «5»

16-20б – «4»

11-15б – «3»

0-10б – «2»

БАЛЛЫ:

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Прочитай текст «Строение клетки» и выполни задание к нему.

Клетка – наименьшая единица живого. Это основная единица строения и развития всех живых организмов. Каждая клетка имеет три главные части: оболочку, которая одевает клетку; цитоплазму – полужидкую массу, которая составляет основное содержание клетки; ядро – небольшое плотное тельце, расположенное в цитоплазме.

Помимо оболочки, ядра, цитоплазмы клетка имеет органоиды: митохондрии, лизосомы, пластиды и др. Клетки растений отличаются от клеток животных наличием пластид. Все растительные клетки имеют пластиды. Зеленые пластиды – хлоропласты.

Задание: Зарисуйте клетку и подпишите названия её частей.

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Инструктивная карточка по выполнению лабораторной работы

Лабораторная работа «Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука»

Цель: научиться готовить микропрепарат кожицы лука для изучения строения клеток.

Оборудование: микроскоп, луковица, предметные и покровные стёкла, препаровальная игла, раствор йода, салфетка, ватный диск, пипетка, вода.

Ход работы:

  1. Протрите салфеткой предметное стекло.
  2. Нанесите на него 1-2 капли воды.
  3. Отделите с помощью пинцета и препаровальной иглы кусочек кожицы чешуи лука.
  4. Поместите его в каплю воды, расправьте иглой.
  5. Окрасьте препарат с помощью раствора йода. Для этого каплю йода нанесите на предметное стекло. Лишний раствор уберите с помощью ватного диска.
  6. Накройте кожицу покровным стеклом.
  7. Рассмотрите препарат под микроскопом. Найдите отдельные клетки. Рассмотрите клетки при малом увеличении, а затем при большом.
  8. Сделайте вывод о строении растительной клетки. Какие части клетки вы смогли рассмотреть под микроскопом?

Рис. Приготовление микропрепарата кожицы лука

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Ребус



Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока химии в 8 классе

1. ИНФОРМАЦИЯ О РАЗРАБОТЧИКЕ ПЛАНА

ФИО разработчика

Куцакова Оксана Владимировна

Место работы

МКОУ Романовская СОШ

2. ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПО УРОКУ

Класс (укажите класс, к которому относится урок):

8

Место урока (по тематическому планированию ПРП)

Тема 1: Первоначальные химические понятия Урок № 4

Тема урока

Чистые вещества и смеси.

Уровень изучения (укажите один или оба уровня изучения (базовый, углубленный), на которые рассчитан урок):

базовый

Тип урока (укажите тип урока):

  • урок освоения новых знаний и умений

урок-закрепление

урок-повторение

урок систематизации знаний и умений

урок развивающего контроля

комбинированный урок

другой (впишите)

Планируемые результаты (по ПРП):

Личностные: Понимание значимости естественнонаучных знаний в повседневной жизни, технике, медицине, для решения практических задач.

Метапредметные: Умения создавать обобщения, устанавливать аналогии, осуществлять классификацию, делать выводы; проводить наблюдение.

Предметные: Умения определять понятия «чистые вещества», «смеси», «химический анализ»; устанавливать способы разделения различных смесей в зависимости от свойств их компонентов.

Ключевые слова (введите через запятую список ключевых слов, характеризующих урок): Чистые вещества, смеси.

Краткое описание (введите аннотацию к уроку, укажите используемые материалы/оборудование/электронные образовательные ресурсы)

В чем состоит отличие чистых веществ от смесей? Какие существуют способы для разделения смесей? образцы горной породы/учебник, компьютер/

3. БЛОЧНО-МОДУЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ УРОКА

БЛОК 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

Этап Мотивирование на учебную деятельность

Укажите формы организации учебной деятельности на данном этапе урока. Опишите конкретную учебную установку, вопрос, задание, интересный факт, которые мотивируют мыслительную деятельность школьника (это интересно/знаешь ли ты, что)

Давайте отгадаем загадку:

В морях и реках обитает,
Но часто по небу летает,
А как наскучит ей летать,
На землю падает опять. (вода)

Этап Актуализация опорных знаний

Укажите формы организации учебной деятельности и учебные задания для актуализации опорных знаний, необходимых для изучения нового

Задание:

Перед вами 2стакана. Один с дистиллированной водой, другой с морской. Я предлагаю вам следующую исследовательскую задачу: сравнить температуру кипения воды морской и дистиллированной.

Выводы:

1) Чистое вещество имеет постоянный состав; 2)Чистое вещество обладает постоянными физическими свойствами (tпл, tкип, ρ и др.)

Этап Целеполагание

Назовите цель (стратегия успеха): ты узнаешь, ты научишься

Итак, тема сегодняшнего урока “Чистые вещества и смеси”.
Ребята, как вы думаете, какие цели мы должны поставить перед собой, исходя из такой темы? Правильно, сегодня на уроке вы узнаете понятия ЧИСТЫЕ ВЕЩЕСТВА И СМЕСИ, виды смесей, способы их разделения. Вы научитесь разделять смеси.

БЛОК 2. Освоение нового материала

Этап Осуществление учебных действий по освоению нового материала

Укажите формы организации учебной деятельности, включая самостоятельную учебную деятельность учащихся (изучаем новое/открываем новое). Приведите учебные задания для самостоятельной работы с учебником, электронными образовательными материалам (рекомендуется обратить внимание учеников на необходимость двукратного прочтения, просмотра, прослушивания материала. 1) на общее понимание и мотивацию 2) на детали). Приведите задания по составлению плана, тезисов, резюме, аннотации, презентаций; по наблюдению за процессами, их объяснением, проведению эксперимента и интерпретации результатов, по построению гипотезы на основе анализа имеющихся данных и т.д.

Систематизирующая беседа учителя:

1) Можно ли морскую воду считать чистым веществом? Каков состав морской воды?

2) Можно ли изучать свойства воды, используя для этой цели морскую воду?

3) Существуют ли в природе абсолютно чистые вещества? Какое вещество можно считать чистым?

4) В каких агрегатных состояниях могут существовать смеси? Приведите соответствующие примеры.

5) Сохраняют ли, по вашему мнению, свои индивидуальные свойства вещества в смесях?

Можно ли физическими методами разделить смесь (например, смесь железных опилок и серы или медных опилок и древесной стружки)? Что при этом надо учитывать?

6) Как вы считаете, можно ли физическими методами выделить составные части чистого вещества — химического соединения, например, отделить серу от железа в сульфиде железа? Мотивируйте свой ответ

Учитель: Чем же отличаются чистые вещества от смесей веществ? Для этого составим таблицу сравнения.

Форма организации деятельности- Коллективная и индивидуальная мыслительная деятельность обучающихся.

Сравните чистые вещества и смеси, заполнив таблицу. Записи в тетради «Сравнительная характеристика чистого вещества и смеси»:

Признаки сравнения

Чистое вещество

Смеси

Состав

Постоянный

Не постоянный

Вещества

Одно и тоже

Различный

Физические свойства

Постоянные

Не постоянные

Разделение

С помощью хим.реакций

Физическими методами

Самостоятельная работа учащихся с учебником, п.4

Прочитать текст и заполнить таблицу «Сравнительная характеристика однородных и неоднородных смесей»:

Однородные смеси (гомогенные)

Неоднородные смеси (гетерогенные)

Частицы нельзя обнаружить ни визуально, ни с помощью оптических приборов.

Частицы можно обнаружить либо визуально, либо с помощью оптических приборов.

Примеры:

Примеры:

Растворы поваренной соли в воде, сахара в воде, спирта в воде; бензин, сплавы (латунь, бронза и др.), воздух, природный газ.

Смесь глины с водой, молоко, плазма крови, туман, смог, пыль в воздухе, влажная почва, косметические средства (мази, тушь, помада и др.), газированные напитки

Самостоятельная работа учащихся с учебником по п.4.

При чтении текста о разделении смесей в тетради составьте схему «Основные способы разделения неоднородных и однородных смесей». Для каждого способа приведите примеры.

Способы разделения смесей

примеры

Фильтрование

Выпаривание

Кристаллизация

Отстаивание

Магнитом

Дистилляция

Этап Проверка первичного усвоения

Укажите виды учебной деятельности, используйте соответствующие методические приемы. (Сформулируйте/Изложите факты/Проверьте себя/Дайте определение понятию/Установите, что (где, когда)/Сформулируйте главное (тезис, мысль, правило, закон)

Лабораторный опыт:

Ознакомление с образцом горной породы. Рассмотрите образец горной породы под лупой. Какие минералы образуют эту горную породу? К какому типу смесей она относится?

Предложите способы разделения таких смесей:

  • Бензин +вода +сахар;
  • Соль +вода +песок;
  • порошок железа +вода +глицерин.

БЛОК 3. Применение изученного материала

Этап Применение знаний, в том числе в новых ситуациях

Укажите формы организации соответствующего этапа урока. Предложите виды деятельности (решение задач, выполнение заданий, выполнение лабораторных работ, выполнение работ практикума, проведение исследовательского эксперимента, моделирование и конструирование и пр.), используйте соответствующие методические приемы (используй правило/закон/формулу/теорию/идею/принцип и т.д.; докажите истинность/ложность утверждения и т.д.; аргументируйте собственное мнение; выполните задание; решите задачу; выполните/сделайте практическую/лабораторную работу и т.д.).

Лабораторная работа «Разделение смеси, состоящий из порошков железа и серы»

Инструкция для учащихся к опыту «Приготовление и изучение смеси железа и серы»

1. Насыпьте на лист бумаги отдельными кучками порошки серы и железа, рассмотрите их цвет.

2. Возьмите небольшую часть каждого вещества и проведите следующие операции:

а) испытайте магнитом;

б) опустите в стакан с водой.

3. Смешайте стеклянной палочкой оба порошка на бумаге, рассмотрите цвет смеси.

4. Проведите со смесью те же операции, что и с чистыми веществами.

Этап Выполнение межпредметных заданий и заданий из реальной жизни

Подберите соответствующие учебные задания

А так ли важно уметь разделять смеси?

Творческие задания:

  1. Вы пошли в поход. Совершенно случайно, вся ваша соль намочилась и к тому же в неё попали кусочки грязи. Другой соли нет. Как вы поступите?
  2. Помогите героине русской народной сказки “Василиса Прекрасная”. В этой сказке Баба-Яга приказала Василисе отделить манку от гречки и мак от земли. Героине сказки помогли птицы. Мы же теперь можем разделить крупы, мак и землю различными научными методами. Опишите, как можно все это разделить?

Этап Выполнение заданий в формате ГИА (ОГЭ, ЕГЭ)

Подберите соответствующие учебные задания

Тестовые задания на стр.18 учебника.

Этап Развитие функциональной грамотности

Подберите соответствующие учебные задания

Игра «Крестики-нолики»

Найдите выигрышный путь. Выигрышный путь составляют чистые вещества или смеси? Крестики- чистые вещества. Нолики – смеси.

Этап Систематизация знаний и умений

Подберите учебные задания на выявление связи изученной на уроке темы с освоенным ранее материалом/другими предметами

С приведенного перечня картинок определите чистые вещества, однородные и неоднородные смеси.

БЛОК 4. Проверка приобретенных знаний, умений и навыков

Этап Диагностика/самодиагностика

Укажите формы организации и поддержки самостоятельной учебной деятельности ученика, критерии оценивания

Предложите способ разделения смеси: сахар +железный порошок +спирт +вода.

Критерии:

#1092;ильтрование смеси, на фильтре останется железный порошок -1 балл

2. дистилляция, спирт испарится, т.к.t кип ниже, чем у воды – 1 балл

3. выпаривание, вода испарится, а сахар останется – 1 балл

БЛОК 5. Подведение итогов, домашнее задание

Этап Рефлексия

Введите рекомендации для учителя по организации в классе рефлексии по достигнутым либо недостигнутым образовательным результатам

C:\Users\ооо\Downloads\

Этап Домашнее задание

Введите рекомендации по домашнему заданию.

§4, выполнить задания № 2,4



Предварительный просмотр:

C:\Users\Admin\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\Xerox_Scan_007.jpg

Структура индивидуального образовательного маршрута:

  1. Общие сведения об обучающемся.
  2. Целевой компонент.
  3. Содержательно-технологический компонент.
  4. Организационно-педагогический  компонент.

Общие сведения об обучающемся

Ф. И. О. обучающегося: Рехлова Алина Романовна.

Номер личного дела: Р-46

Дата рождения: 30.04.2008

Класс: 8.

Классный руководитель: Павлюченко Галина Николаевна

Категория обучающегося (подчеркнуть):

  • ребенок с ОВЗ;
  • слабоуспевающий/неуспевающий ученик
  • одаренный ученик с индивидуальными особенностями характера;
  • ученик с опережающим развитием;
  • другое (указать):__________________________________________________________________________

Целевой компонент

Для развития способностей одаренной личности необходимы индивидуальные формы обучения. Возможность индивидуального образования дает большие возможности для развития детской одаренности. Чем раньше у ребенка обнаружится способность к той или иной деятельности , чем больше внимания будет уделено их развитию, тем легче ему будет найти свое призвание.                Организация работы по индивидуальному образовательному маршруту основана на принципах:

  • индивидуальный, дифференцированный подход к образовательной деятельности, продуктивной сотворческой деятельности ученика и учителя;
  • вариативность программ, учебных курсов, что позволяет реализовывать образовательные потребности обучающихся, их родителей (законных представителей);
  • качественное обучение, развитие и воспитание обучающегося без ущерба для его здоровья.

Данный индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) ориентирован на поддержку и развитие способной ученицы Рехловой Алины и направлен на личностное развитие и успешность, составлен с учетом уровня подготовленности обучающейся по биологии. Алина имеет способности по предмету. Мотивами учения являются любознательность, стремление к самоутверждению, трудолюбие.  Адаптирована к обучению как ведущему виду деятельности. Сформированы волевые черты характера, необходимые в продвижении к поставленной цели: настойчивость, дисциплинированность, организованность, самоконтроль. Развитая память, образное мышление, наблюдательность, грамотная речь обеспечивает ей успех. За пройденный период продемонстрировала высокий темп деятельности, стремление и желание изучать дополнительные знания по биологии.

Индивидуальный образовательный маршрут разработан на основе:

  1. Закон №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12. 2012 год;
  2. Концепция развития дополнительного образования в РФ, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014г. №172;
  3. Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов 03.04.2012г.;
  4. Обязательный минимум содержания общего курса биологии.

Цель: создание психолого-педагогических условий для личностного развития и самореализации способной ученицы Рехловой Алины в процессе обучения, расширение возможности реализации ее интеллектуальных, творческих и организаторских способностей в олимпиадах, творческих конкурсах, состязаний разных уровней биологической направленности.

Задачи:

  • поддерживать высокую учебную мотивацию обучающейся;
  • поощрять активность и самостоятельность;
  • развивать навыки рефлексии и оценочной деятельности ученицы;
  • формировать умение ставить цели, планировать и организовывать свою деятельность.

Ожидаемые результаты:

  • опережающее освоение учебной дисциплины в объеме, предусмотренном учебным планом;
  • участие в различных конкурсах биологической направленности.
  • участие в олимпиаде различного уровня по биологии.

Диагностический компонент

Период

Мероприятие

Ответственный

Результат

сентябрь

Психолого-педагогическое тестирование учащейся. Диагностика.

Педагог-психолог Куцакова О.В.

Выявлены образовательные потребности и мотивы обучающейся.

октябрь

Подготовка к школьному этапу всероссийской олимпиады школьников по биологии.

Учитель биологииКуцакова О.В.

Разобраны олимпиадные задания школьного тура 2021-22 года.

ноябрь

Разбор олимпиадных заданий школьного этапа ВОШ по биологии.

Учитель биологии Куцакова О.В.

Разобраны ошибки школьной олимпиады 2022-23 г.

декабрь

Разбор олимпиадных заданий муниципального этапа ВОШ по биологии.

Учитель биологии Куцакова О.В.

Разобраны олимпиадные задания муниципального тура 2021; 2022 года

январь

Разбор олимпиадных заданий краевого этапа ВОШ по биологии.

Учитель биологии Куцакова О.В.

Разобраны олимпиадные задания краевого тура 2021-2022 г.

февраль

Индивидуальные занятия по биологии. Разбор заданий ОГЭ

Учитель биологии

Решены несколько заданий демоверсий формата ОГЭ 2021-2022 г

март

Решение заданий в режиме Onlain на Учи.ру и др.

учащаяся

Решены задания по функциональной (естественнонаучной) грамотности на сайте: http//fg.rech.edu.ru    

апрель

Анализ ИОМ

Учитель биологии

Рефлексия и оценка деятельности обучающейся.

Содержательно-технологический компонент

Сроки

Тема

Кол- час

Планируемый результат (чему научится)

Используемые методы и приемы работы

Вид контроля

Результат/

Оценка*

сентябрь

Царство бактерии. Царство грибы.

2 + 2

-выделять существенные признаки грибов, бактерий и процессов, характерных для  них;

-аргументировать, приводить доказательства родства различных таксонов грибов и бактерий.

-аргументировать, приводить доказательства различий  грибов и бактерий;

-осуществлять классификацию бактерий, грибов на основе определения их принадлежности к определенной систематической группе.

репродуктивный, частично-поисковый метод, ИКТ,

Самостоятельная проверочная работа / тест

«4»

октябрь

Царство растений

 4

выделять существенные признаки растений и процессов, характерных для них;

-аргументировать, приводить доказательства родства различных таксонов растений,

-аргументировать, приводить доказательства различий растений, животных, грибов и бактерий;

-осуществлять классификацию растений на основе определения их принадлежности к определенной систематической группе и процессы жизнедеятельности растений.

репродуктивный, частично-поисковый метод, ИКТ,

Самостоятельная проверочная работа / тест

«4»

ноябрь

Царство Животные. Подцарство одноклеточные

 4

выделять существенные признаки одноклеточных животных и процессов, характерных для них,

-осуществлять классификацию одноклеточных животныхна основе определения их принадлежности к определенной систематической группе и процессы жизнедеятельности одноклеточных животных.

репродуктивный, частично-поисковый метод, ИКТ,

Самостоятельная проверочная работа / тест

«4»

декабрь

Царство Животные. Подцарство многоклеточные. Губки. Черви. Кишечнополостные. Моллюски.

 4

-находить информацию о растениях, животных грибах и бактериях в научно-популярной литературе, биологических словарях, справочниках, Интернет ресурсе.                            -выделять существенные признаки многоклеточных животных и процессов, характерных для них,                         -осуществлять классификацию многоклеточных животных на основе определения их принадлежности к определенной систематической группе и процессы жизнедеятельности Губок, Червей, Кишечнополостных, Моллюсков.

репродуктивный, частично-поисковый метод, ИКТ,

Тест

«4»

январь

Царство Животные. Подцарство многоклеточные. Членистоногие. Иглокожие. Рыбы.

3

-выделять существенные признаки многоклеточных животных и процессов, характерных для них,

-осуществлять классификацию многоклеточных животных на основе определения их принадлежности к определенной систематической группе и процессы жизнедеятельности Членистоногих, Иглокожих, Рыб.

репродуктивный, частично-поисковый метод, ИКТ,«Найди ошибку»,

Тест

«4»

февраль

 Царство Животные. Подцарство многоклеточные. Земноводные. Пресмыкающиеся.

2 + 2

-выделять существенные признаки многоклеточных животных и процессов, характерных для них,

-осуществлять классификацию многоклеточных животных на основе определения их принадлежности к определенной систематической группе и процессы жизнедеятельности Земноводных, Пресмыкающихся.

репродуктивный, частично-поисковый метод, ИКТ,

Тест

«4»

март

Царство Животные. Подцарство многоклеточные. Птицы. Звери.

3

-выделять существенные признаки многоклеточных животных и процессов, характерных для них,

-осуществлять классификацию многоклеточных животных на основе определения их принадлежности к определенной систематической группе и процессы жизнедеятельности птиц, зверей.

репродуктивный, частично-поисковый метод, ИКТ,

Тест

«4»

апрель

Вирусы.  Экосистема.

1 +3

- знать строение вирусов, их классификацию, и вред причиняемый живым организмам;                                           - приводить примеры природных и искусственных сообществ, характеризовать питание автотрофных и гетеротрофных организмов; среды обитания и экологические факторы; Природные сообщества, пищевые связи в них; круговорот веществ в природе и роль живых организмов в биосфере.

репродуктивный, частично-поисковый метод, ИКТ,

Тест

«4»

май

Повторение и закрепление тем.

2 + 2

Повторение ключевых тем курса.

Зачет

«4»

итого

34 ч

* Заполняется учителем по мере реализации компонента. В зависимости от результативности выполнения работ в компонент могут вноситься коррективы, связанные с изменением количества часов на отработку темы, используемых приемов и технологий.

Организационно-педагогический компонент

Период

Мероприятие

Цель

Ответственный

Результат

сентябрь

Беседа с родителями.

Проинформировать родителей о особенностях ИОМ, определении цели и задачи ИОМ.

Замдиректора по УВР Голубцова М.М.

Принято решение о разработке ИОМ

Разработка ИОМ (индивидуальный учебный план разрабатывается по заявлению родителей (законных представителей) и согласовывается с ними, копия ИУП прикладывается к данному ИОМ)

Составить ИОМ, соответствующий реальному уровню учебных достижений обучающейся, ее потребностям и особенностям

Учитель биологииКуцакова О.В.

Разработан ИОМ, согласованный с родителями (законными представителями)

Разработка/корректировка рабочей программы по биологии.

Подготовить рабочую программу по биологии, направленную на повышение уровня обучения

Учитель биологии Куцакова О.В.

Разработана рабочая программа по биологии.

Октябрь-апрель

Работа над реализацией рабочей программы по биологии.

 Развитие познавательного интереса к предмету, повышение учебной мотивации

Учитель биологии Куцакова О.В.

Положительная динамика учебных достижений обучающейся по биологии, повышение уровня учебной мотивации

Корректировка ИОМ в зависимости от результативности учебных достижений обучающегося

Повысить качество реализации ИОМ и уровень учебных достижений обучающегося

Учитель биологии Куцакова О.В. Замдиректора по УВР Голубцова М.М.

Повышение эффективности усвоения учебного материала обучающимся.

май

Проверка выполнения индивидуального учебного плана, ИОМ по биологии.

Анализ успешности реализации ИОМ

Замдиректора по УВР Голубцова М.М.

Реализация ИОМ в полном объеме.

Беседа с родителями.

Выявить степень удовлетворенности родителей качеством реализации ИОМ

Клас.рук Павлюченко Г.Н.  Замдиректора по УВР Голубцова М.М.

Родители удовлетворены качеством реализации ИОМ

Карта реализации индивидуального образовательного маршрута
обучающейся 8 класса Рехловой Алины Романовны на 2022/23 учебный  год

Месяц: сентябрь - май

Предмет: биология

Учитель: Куцакова О.В.

План учебной и внеучебной деятельности

Деятельность

Виды деятельности

Количество часов в неделю

Планируемые результаты

Учебная

Урок биологии

2

Выполнение заданий с опережением

Внеучебная

Дополнительное занятие (внеурочная деятельность)

1

Выполнение заданий повышенной сложности

Расписаниеу чебной и внеучебной деятельности

День недели

Время

Форма учебной деятельности

Форма внеучебной деятельности

Примечание

среда,

четверг

6-й урок

1-й урок

Урок биологии

Урок биологии

понедельник

17:00–18:00

Дополнительное занятие (внеурочная деятельность)

Кружок «Занимательная биология»

График контроля знаний

Дата проведения

Тема контроля

Цель контроля

Вид контроля

Результат

26.12.2022

Тестирование в формате ОГЭ

Промежуточный контроль

Тестирование

«4»

29.05.2023

Повторение и закрепление изученного за курс.

Выявление знаний и умений, полученных за курс

зачет

«4»

C:\Users\Admin\Desktop\500+ 2 этап\Kyocera_20221014_002\Scan_001.jpg