Основы финансовой грамотности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Цель, задачи и условия реализации проекта | 16.45 КБ |
Проект учебного занятия "Семейный бюджет" 5 класс | 2.4 МБ |
Программа курса "Основы финансовой грамотности" 8 класс | 61.46 КБ |
Предварительный просмотр:
О проекте «Содействие в создании кадрового потенциала учителей, методистов, администраторов образовательных организаций в области финансовой грамотности, а так же эффективной инфраструктуры по поддержке их деятельности по распространению финансовой грамотности»
Давыдова Мария Сергеевна, учитель Средней школы №3 г.Лысково
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации совместно с Национальным исследовательским университетом «высшая школа экономики» и Институтом экономической политики имени Е.Т.Гайдара в рамках проекта «содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации» с 2016 года реализует программу «Содействие в создании кадрового потенциала учителей, методистов, администраторов образовательных организаций в области финансовой грамотности, а так же эффективной инфраструктуры по поддержке их деятельности по распространению финансовой грамотности».
Общее управление реализацией Проекта и Программы осуществляется Министерством финансов Российской Федерации.
Цель программы – создание в стране кадрового потенциала учителей, преподавателей, методистов, администраторов образовательных организаций, а также эффективной инфраструктуры по поддержке их деятельности по распространению финансовой грамотности.
В целях реализации данного проекта в Нижегородской области Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации на базе Нижегородского института управления – филиала РАНХиГС создала Региональный методический центр, в котором проводится обучение учителей, преподавателей, методистов, администраторов образовательных организаций и профессиональных образовательных организаций Нижегородской области. Проект осуществляется при содействии Центрального Банка России.
Предполагается, что за период 2016-2017 гг. обучение пройдут не менее 500 педагогов Нижегородской области. В ноябре 2017 г. пройдет обучение последний образовательный поток. Реализовать данную программу планируется в течение пяти лет.
В период с 11.09.2017 по 20.09.2017 мною была пройдена дополнительная профессиональная программа повышения квалификации «Содержание и методика преподавания курса финансовой грамотности различным категориям обучающихся». Срок обучения: 72 часа (8 академических часов в день), из которых 32 часа отводится на самостоятельную работу с использованием дистанционных образовательных технологий, 40 часов – аудиторные часы лекций и активных форм обучения. Форма обучения – очно-заочная.
Курс ведут ведущие специалисты Нижегородского института управления – Филиала РАНХи ГС, методисты ГОУ ДПО НИРО, заместитель министра финансов Нижегородской области, эксперт Волго-Вятского управление Банка России.
Тематика курса:
- Особенности УМК по финансовой грамотности для общеобразовательных организаций, среднего профессионального образования, детских домов и школ-интернатов
- Налоги: сущность и базовые понятия
- Налоги, которые платят физические лица
- Личные финансы: содержание, основные характеристики
- Инвестиционный капитал человека: цель и задачи его формирования
- Акции как финансовый инструмент для частного инвестора
- Облигации как финансовый инструмент для частного инвестора
- Бюджетная система РФ. Финансирование бюджетных учреждений
- Как стать грамотным заёмщиком. Банк России как мегарегулятор
- Деньги: сущность и базовые понятия
- Личный и семейный бюджет
- Финансовое мошенничество
- Финансовые пирамиды: теория, признаки, принципы
- Страхование
- Банковские вклады. Банковские кредиты
- Государственное пенсионное и социальное обеспечение
- Накопительное государственное и негосударственное пенсионное обеспечение. Социальные пособия
По итогам пройденного курса рабочими группами учителей были разработаны и защищены в рамках итоговой аттестации проектные работы, предполагающие разработку урока/сценария внеклассного мероприятия и т.д. по курсу финансовой грамотности.
Подготовка педагогических работников осуществляется с целью дальнейшей трансляции опыта преподавания курса финансовой грамотности в регионе.
Далее создаются экспериментальные площадки на базе школ, реализующих пилотные проекты по внедрению данного курса. Для осуществления проекта образовательная организация, принимающая участие в эксперименте, в начале следующего учебного года получает полный УМК, включающий комплект учебников на стандартный общеобразовательный класс на безвозмездной основе и дальнейшее методическое сопровождение. Участие в проекте предполагает участие в организуемых Методическим центром мероприятиях соответствующей тематики, проведение открытых уроков и т.д.
Для участия в пилотном проекте школе необходимо подать заявку по установленной форме, разработать входное и итоговое тестирование учащихся, предполагающее выявление базового уровня знаний и уровень знаний, приобретенных учащимися по окончанию изучения данного курса. Занятия могут быть включены в образовательный план как учебный час, проводиться в форме элективного курса, курса дополнительного образования.
«Финансовая грамотность» — целостная система учебных курсов для дополнительного образования обучающихся, впервые разработанная в России.
Для каждого курса создан учебно-методический комплект, включающий материалы для обучающихся, учебную программу, методические рекомендации для педагога, контрольные измерительные материалы и материалы для родителей.
Учебные материалы содержат значительный объём информации, что позволяет использовать их не только в учебном процессе, но и во внеурочной деятельности — для самообразования обучающихся, реализации их индивидуальной образовательной траектории, совместной работы с родителями.
Данные материалы призваны ознакомить подростков с основами рационального финансового поведения – как разумно организовать и оптимизировать будущий семейный бюджет, что надо делать для повышения личного и семейного благосостояния, почему важно предусмотреть возможность финансовых потерь и как их минимизировать, как научиться смолоду управлять своими финансами, чтобы иметь безбедную старость, и др.
(Демонстрация и краткая характеристика методических материалов. Полезные ссылки)
Предварительный просмотр:
Нижегородский институт управления – Филиал РАНХиГС
ФАКУЛЬТЕТ «ВЫСШАЯ ШКОЛА ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ»
Региональный методический центр в Нижегородской области
Проект «Содействие в создании кадрового потенциала учителей, методистов, администраторов образовательных организаций в области финансовой грамотности, а так же эффективной инфраструктуры по поддержке их деятельности по распространению финансовой грамотности»
Тема проекта
«Семейный бюджет »
Разработчики проекта: Кощеева Елена Евгеньевна, учитель экономики, директор МБОУ лицей №3 г. Кулебаки Давыдова Мария Сергеевна, учитель обществознания Средняя школа №3 г. Лысково Лебедева Екатерина Алексеевна, учитель математики Кисловской средней школы Лысковского района Ильичева Марина Владимировна, учитель математики, экономики МБОУ СШ №2 г. Ворсма
Проект допущен к защите Старший методист РМЦ _______Н.А.Мартынова |
г.Нижний Новгород 2017
ВВЕДЕНИЕ
Любому человеку необходимо знать: что такое семейный бюджет? Из чего он складывается? Для чего нам необходимо планировать свой семейный бюджет? Как изменяется структура расходов и доходов семьи?
Ответы на эти и многие другие вопросы являются очень важными в любой семье, и в этом заключается актуальность данной темы. Большинство подростков просят у родителей деньги на удовлетворение собственных потребностей, при этом болезненно воспринимают отказ, не понимая его причины. Проблема в том, что вопросы планирования семейного бюджета, если и решаются, то без их участия.
Поэтому важно уже в школьном возрасте прививать детям навыки грамотного составления семейного бюджета, формировать у обучающихся понимание того, что в реальной жизни они могут стать активными субъектами обсуждения и планирования семейного бюджета, научить оценивать финансовые возможности семьи, принимать осознанное решение при планировании собственных расходов, находить возможности для увеличения собственных доходов, понимать необходимость делать сбережения.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Общая характеристика занятия
Разработчики проекта:
Кощеева Елена Евгеньевна, учитель экономики, директор МБОУ лицей №3 г. Кулебаки
Давыдова Мария Сергеевна, учитель обществознания Средняя школа №3 г. Лысково
Лебедева Екатерина Алексеевна, учитель математики Кисловской средней школы Лысковского района
Ильичева Марина Владимировна, учитель математики, экономики МБОУ СШ №2 г. Ворсма
Руководители проекта:
Малыгина Ольга Ивановна, преподаватель РМЦ, ст. преп. Кафедры «Финансы и кредит» НИУ – филиала РАНХиГС;
Симонов Иван Александрович, методист РМЦ, ГОУ ДПО НИРО, ст. преп. Кафедры теории и методики обучения технологии и экономики, специалист факультетат «Высшая школа государственного управления» НИУ – филиала РАНХиГС
Обучающиеся: 5 класс
Название факультатива: Финансовая грамотность
Место занятия в логике реализации предмета 4/1
Вид деятельности обучающихся: внеурочная деятельность
Количество занятий по теме/порядковый номер в теме 5/5
Тип занятия: факультативное занятие
Оборудование и/ или характеристика образовательной среды:
- раздаточный материал (набор слов для составления пословиц по теме урока, плакат-таблица «План доходов и расходов семьи», карточки с характеристиками доходов и списком потребностей каждого из членов семьи, маркеры, калькуляторы)
- компьютер, проектор, интерактивная доска
Учебно-методическое обеспечение
1. Учебник и/ или учебное пособие для учащихся: Липсиц, И. В. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 5–7 классы общеобразоват. орг. Дополнительное образование: Серия «Учимся разумному финансовому поведению»/ И. В. Липсиц, Е. А. Вигдорчик — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
2. Методические материалы для учителя: Вигдорчик Е. А. Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя. 5–7 классы общеобразоват. орг. / Е. А. Вигдорчик, И. В. Липсиц, Ю. Н. Корлюгова. — М.: ВИТА-ПРЕСС,2015
Педагогическая характеристика занятияЦель урока: рассмотреть на примере условной семьи соотношение доходов и расходов и объяснить необходимость их верного планирования.
Задачи урока:
1. Сформировать понятия «семейный бюджет», «сбалансированный бюджет», «дефицитный бюджет», «профицитный бюджет».
2. Сформулировать правила, которыми нужно руководствоваться при составлении семейного бюджета.
3. Научить обучающихся составлять семейный бюджет.
Планируемые результаты:
Предметные:
- усвоение понятий: «семейный бюджет», «сбалансированный бюджет», «профицитный бюджет», «дефицитный бюджет»
- овладение предметными умениями: составлять план доходов и расходов семьи, осуществлять анализ семейного бюджета
Метапредметные:
- совершенствование навыков извлечения информации из предложенного источника;
- формирование умения работать в команде;
- умение преобразовывать модели для решения конкретных учебных и познавательных задач;
- умение делать выводы и принимать осознанные решения.
Личностные:
- формирование умения принимать рациональные решения в условиях ограниченности денежных средств;
- формирование ответственности за принятие решений при составлении и преобразовании семейного бюджета;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и родителями.
Структура урока
На предыдущих уроках учащиеся познакомились со следующими понятиями: деньги, виды современных денег, возможные источники и виды доходов семьи, научились определять очередность расходования денежных средств на нужды семьи.
На данном уроке учащиеся работают в микро-группах (5 человек), в игровой форме моделируют ситуацию планирования доходов и расходов семьи за месяц, анализируют полученный результат и формулируют правила составления рационального бюджета, используя полученные знания.
№ | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
1 | Стадия вызова (5 минут) | Вступительное слово учителя. Учитель раздаёт каждой из групп учащихся наборы слов и предлагает составить их них известные пословицы (ПРИЛОЖЕНИЕ 1) (СЛАЙД 3) Учитель предлагает обучающимся ответить на вопросы: 1. Какая мысль объединяет все эти пословицы? 2. Как эти пословицы связаны с тем, что изучалось на предыдущих занятиях по данной теме? | 1.Обучающиеся из каждой группы составляют пословицы и зачитывают, что у них получилось. Предполагаемые ответы обучающихся:
1. Деньги нужно считать, тратить рационально. 2. У семьи много расходов, есть обязательные и второстепенные, деньги семьи надо правильно распределять, чтобы избежать проблем, связанных с их нехваткой и образованием долгов. |
2 | Стадия осмысления (28 минут) | Учитель предлагает учащимся составить план доходов и расходов семьи (СЛАЙД 4), самостоятельно проведя необходимые расчёты на примере модели семьи. (СЛАЙДЫ 5,6) | Для этого команды выбирают главу семьи, (капитан команды), который должен будет подвести итоги работы группы и представить результаты её работы классу. |
Учитель раздаёт конверты с раздаточным материалом (ПРИЛОЖЕНИЕ 2, ПРИЛОЖЕНИЕ 3) | Обучающиеся вносят полученные сведения в таблицу расходов и доходов с помощью маркеров (ПРИЛОЖЕНИЕ 3), производят необходимые вычисления, используя калькулятор (15 минут) Обучающиеся представляют результаты работы классу (плакат с заполненной таблицей) | ||
Учитель - сообщает ученикам, что план доходов и расходов семьи, над которым они работали, называется понятием «семейный бюджет» (СЛАЙД 7), - знакомит учащихся с видами бюджета: профицитным (СЛАЙД 8), дефицитным (СЛАЙД 9) сбалансированным(СЛАЙД 10), на основе результатов работы каждой из групп) | Обучающиеся открывают тетрадь и ведут глоссарий урока, внося следующие понятия: семейный бюджет, профицитный (избыточный), сбалансированный и дефицитный бюджеты после обсуждения получившихся бюджетов каждой из групп. | ||
3. | Рефлексия 10 минут | Учитель - предлагает первой группе (с профицитным бюджетом) обосновать необходимость сбережений для семьи, | Обучающиеся предлагают варианты ответов (возможность приобретения в будущем дорогостоящих товаров, отсутствие необходимости брать деньги в долг для удовлетворения первостепенных потребностей) |
второй группе (с дефицитным бюджетом): - предложить возможные дополнительные законные источники дохода семьи | Обучающиеся предлагают свои варианты ответов (продажа неиспользуемых вещей, подработка старшей дочери – студентки, сдача комнаты в аренду, выращивание овощей и т.д.) | ||
Третьей группе (с сбалансированным бюджетом): - о способах сокращения расходов семьи | Обучающиеся предлагают свои варианты ответов (экономия ресурсов: воды, электроэнергии и т.д.; сократить расходы на второстепенные потребности; сравнивать цены на аналогичные товары) | ||
Учитель подводит итоги работы на уроке и предлагает каждой группе учащихся сформулировать по одному правилу грамотного составления семейного бюджета | Обучающиеся формулируют правила (жить по средствам, вести ежедневный учёт доходов и расходов каждого из членов семьи, делать сбережения, уметь различать необходимые расходы от необязательных т.д.) | ||
Учитель задаёт вопросы аудитории, предлагая выражать согласие поднятой рукой: - Вам понравился урок? - Вам понравилось работать в группе? - Было ли учтено Ваше мнение как члена семьи при составлении бюджета? - Открыли ли Вы для себя новые знания, умения? | Дети поднимают руку при утвердительном ответе на предложенный вопрос | ||
Домашнее задание (2 мин) | Учитель выдаёт дифференцированное домашнее задание обучающимся: 1) совместно с родителями составить бюджет своей семьи на месяц; 2) составить синквейн по теме занятия (раздаёт памятку по составлению синквейна (ПРИЛОЖЕНИЕ 4) 3) составить кроссворд, используя понятия изученного раздела (бюджет, деньги, собственность, банк, пенсия, стипендия, зарплата, доход, расход, профицитный, дефицитный, сбалансированный, монета, банкнота) (раздаёт памятку по составлению кроссворда ПРИЛОЖЕНИЕ 5) | Обучающиеся записывают домашнее задание в дневник. |
Ожидаемые результаты и методы оценки их достижения
Этап | Метод | Типы заданий |
1. Стадия вызова | «Эпиграф» | Составление и анализ предложенных пословиц |
2. Стадия осмысления | «Мозговой штурм»
| Заполнение таблицы в группах |
3. Рефлексия | «Атака мыслей» | Резюмирование учебного материала по вопросам |
4. Домашнее задание | 1) заполнение таблицы на основе опыта семьи 2) составление синквейна 3) составление кроссворда | Закрепление понятийного аппарата по теме |
Методическая характеристика занятия
Перечень методик (технологий, методических приемов, форм работы), рекомендуемых к использованию на уроке.
Технологии
- технология критического мышления
Формы работы:
- групповая
- фронтальная
- презентация работы группы
Приемы и методы:
- практико-ориентированные задания
- сотрудничество
- «Мозговой штурм»
- «Эпиграф»
- «Атака мыслей»
- синквейн
Вопросы для педагогической рефлексии
- Какие затруднения возникли в процессе выполнения задания по
составлению семейного бюджета?
- Проявился ли интерес к теме занятия?
- Насколько активно ребята были вовлечены в проблему?
- Какой эмоциональный настрой отмечался у обучающихся в ходе занятия?
Критерии оценки эффективности занятия
- осознание важности рационального подхода при составлении семейного бюджета;
- правильное заполнение таблицы по составлению семейного бюджета.
- высокая оценка практической пользы данной темы при рефлексии участников по методике «Синквейн».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На данном уроке закреплено понимание рационального подхода к планированию доходов и расходов семьи; отработан навык составления семейного бюджета.
Обучающиеся осознали принцип ограниченности финансовых ресурсов семьи, необходимость деления расходов на первостепенные и второстепенные.
Познакомились со способами оптимизации семейного бюджета посредством обсуждения результатов работы в группах.
В ходе урока приобретены следующие умения: извлекать информацию из предложенного источника, работать в команде, преобразовывать модели для решения конкретных задач, делать выводы и принимать осознанные решения.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ДОКУМЕНТОВ И ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ
Печатные издания
1. Учебник и/ или учебное пособие для учащихся: Липсиц, И. В. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 5–7 классы общеобразоват. орг. Дополнительное образование: Серия «Учимся разумному финансовому поведению»/ И. В. Липсиц, Е. А. Вигдорчик — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
2. Методические материалы для учителя: Вигдорчик Е. А. Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя. 5–7 классы общеобразоват. орг. / Е. А. Вигдорчик, И. В. Липсиц, Ю. Н. Корлюгова. — М.: ВИТА-ПРЕСС,
3. Справочник учителя истории и обществознания. А вт.-сост. Т.И. Сечина.- Волгоград, Учитель, 2013г.
Интернет-источники
1. https://ru.depositphotos.com/
2. https://pixabay.com/
3. https://www.123rf.com/photo_27462256_stock-vector-granny-knitting.html
4. http://www.disegnidacolorareonline.com/
5. http://detskie-raskraski.ru/
6. http://www.incred.ru/pub/planirovanie-byudzheta-semi-problemy-i-nyuansy/58588/
7. http://www.istockphoto.com/ru
8.https://ru.depositphotos.com
10. http://www.bolshoyvopros.ru
11. http://www.istockphoto.com
12. http://www.bolshoyvopros.ru
13. www.раскраскараскраски.com
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
Пословицы
1 группа «Деньги любят счет»
2 группа «Копейка рубль бережет»
3 группа «Без нужды живёт, кто деньги бережёт»
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 ОБРАЗЕЦ ПЛАКАТА
Название команды_______________________________
МЕСЯЦ СЕНТЯБРЬ | |||||
№ | ДОХОДЫ | СУММА | № | РАСХОДЫ | СУММА |
обязательные (первостепенные) | |||||
необязательные (второстепенные) | |||||
Итого: | Итого: | ||||
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 ГРУППА 1
БАБУШКА
ДОХОД:
- пенсия 8000 рублей
ПЛАНИРУЕМЫЕ РАСХОДЫ:
- лекарства 2000 рублей
- журнал «Волшебный стежок» 45 рублей
ПАПА
ДОХОД:
- заработная плата 15000 рублей
ПЛАНИРУЕМЫЕ РАСХОДЫ:
- оплата банковского кредита за автомобиль 16000 рублей
- приобретение бензина 50л. 2000 рублей
- приобретение билета на футбольный матч 1500 рублей
МАМА
ДОХОД:
- заработная плата 15 000 рублей
ПЛАНИРУЕМЫЕ РАСХОДЫ:
- духи известного бренда 3 500 рублей
- возврат долга соседке 1000 рублей
- приобретение зимних сапог 6000 рублей
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 ГРУППА 2
БАБУШКА
ДОХОД:
- пенсия 9000 рублей
ПЛАНИРУЕМЫЕ РАСХОДЫ:
- лекарства 2000 рублей
- журнал «Волшебный стежок» 45 рублей
ПАПА
ДОХОД:
- заработная плата 25000 рублей
ПЛАНИРУЕМЫЕ РАСХОДЫ:
- оплата банковского кредита за автомобиль 16000 рублей
- приобретение бензина 50л. 2000 рублей
- приобретение билета на футбольный матч 1500 рублей
МАМА
ДОХОД:
- заработная плата 25 000 рублей
ПЛАНИРУЕМЫЕ РАСХОДЫ:
- духи известного бренда 3 500 рублей
- возврат долга соседке 1000 рублей
- приобретение зимних сапог 6000 рублей
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 ГРУППА 3
БАБУШКА
ДОХОД:
- пенсия 7000 рублей
ПЛАНИРУЕМЫЕ РАСХОДЫ:
- лекарства 2000 рублей
- журнал «Волшебный стежок» 45 рублей
ПАПА
ДОХОД:
- заработная плата 25000 рублей
ПЛАНИРУЕМЫЕ РАСХОДЫ:
- оплата банковского кредита за автомобиль 16000 рублей
- приобретение бензина 50л. 2000 рублей
- приобретение билета на футбольный матч 1500 рублей
МАМА
ДОХОД:
- заработная плата 25 000 рублей
ПЛАНИРУЕМЫЕ РАСХОДЫ:
- духи известного бренда 3 500 рублей
- возврат долга соседке 1000 рублей
- приобретение зимних сапог 6000 рублей
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 (ДЛЯ ВСЕХ ГРУПП)
ДОЧЬ -
СТУДЕНТКА
ДОХОД:
- стипендия 1000 рублей
ПЛАНИРУЕМЫЕ РАСХОДЫ:
- новый маникюр 650 рублей
- справочник по экономике 350 рублей
- оплата Интернета 400 рублей
- новые джинсы 2000 рублей
РЕБЁНОК
- ШКОЛЬНИК
ДОХОД:
__________
ПЛАНИРУЕМЫЕ РАСХОДЫ:
- покупка коробки для коллекции ластиков «Тролли» 149 рублей
- оплата питания в школьной столовой 250 рублей
- покупка робота - трансформера 400 рублей
- проездной билет на октябрь 560 рублей
ОБЩИЕ ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ РАСХОДЫ:
- приобретение продуктов питания 15 000 рублей
- оплата коммунальных платежей 7000 рублей
(газ, электроэнергия, квартплата и т.д.)
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 (ДЛЯ ВСЕХ ГРУПП)
БАНК
КРЕДИТ 5000 РУБЛЕЙ
ВЗЯТЬ В ДОЛГ У ДРУЗЕЙ
1000 рублей
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Памятка по составлению кроссворда
1. Составьте перечень слов по пройденной теме.
2. Составьте к каждому слову текстовое определение.
Оно должно в описательной или вопросительной форме (первый вариант
более предпочтителен) указывать слово, являющееся ответом.
Определения должны содержать достаточно информации для разгадывания
слова.
3. Составьте сетку кроссворда.
- В каждую клетку кроссворда вписывается одна буква.
- Каждое слово начинается в клетке с номером, соответствующим его определению, и заканчивается краем фигуры.
- Слова должны быть записаны в именительном падеже и единственном числе, кроме слов, которые не имеют единственного числа.
4. Пронумеруйте сетку кроссворда. Номер записывайте в той клетке, с которой начинается слово.
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Памятка по составлению синквейна
В переводе с французского «синквейн» означает «стихотворение, состоящее из пяти строк», которое пишется по определенным правилам:
1-ая строка – существительное (название темы)
2-ая строка – два прилагательных (определение темы)
3-я строка – три глагола, показывающих действия в рамках темы
4-ая строка – фраза из четырёх слов, показывающая Ваше отношение к теме
5-ая строка – вывод, завершение темы, выраженной любыми частями речи.
Текст для синквейна
Бюджет в переводе с английского означает «денежная сумка».
С точки зрения экономики семейный бюджет – это план доходов и расходов семьи за определенный период времени.
Для чего составляется бюджет?
Для того, чтобы заранее знать размер своих доходов и обдумать предстоящие расходы, быть готовым к непредвиденным тратам.
Важно, чтобы бюджет был рациональным, т.е. расходы не превышали доходы, а при распределении средств учитывались интересы всех членов семьи.
Учитесь договариваться друг с другом, но помните, что если человек или семья будут всё время тратить больше, чем получают, то появятся долги, а бюджет семьи станет дефицитным.
Рассчитывать семейный бюджет нужно так, чтобы намеченные расходы были равны ожидаемым доходам. А умение экономить, сохранять часть средств в виде сбережений превратит ваш семейный бюджет в профицитный и убережет семью от постоянной нехватки денег и долгов.
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя школа №3 г.Лысково
«Рассмотрено» Руководитель ШМО ________________/М.С. Давыдова/ | «Согласовано» Заместитель директора по УР ______________/О.Ю. Чехлова/
| «Утверждаю» Директор ___________ /И.А. Блинова/
|
Рабочая программа
курса «Основы финансовой грамотности»
для 8 класса
Составитель программы:
Давыдова М.С.,
учитель обществознания
Срок реализации: 1 год
Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Основы финансовой грамотности» составлена на основе
- Проекта Минфина России «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации»,
- Концепции Национальной программы повышения уровня финансовой грамотности населения Российской Федерации.
При составлении рабочей программы курса «Основы финансовой грамотности» использовались Методические рекомендации Центрального банка Российской Федерации по разработке и реализации программы курса «Основы финансовой грамотности» в общеобразовательных организациях.
Реализация учебного курса основана на использовании УМК:
- Основы финансовой грамотности. Учебное пособие для общеобразовательных организаций/ В.В. Чумаченко, А.П. Горяев. – 3-е изд. - М: «Просвещение», 2018.
- Основы финансовой грамотности. Методические рекомендации: учебное пособие для общеобразовательных организаций/ В.В. Чумаченко, А.П. Горяев. – 3-е изд. - М: «Просвещение», 2018.
- Основы финансовой грамотности. Рабочая тетрадь: учебное пособие для общеобразовательных организаций/ В.В. Чумаченко, А.П. Горяев. – 3-е изд. - М: «Просвещение», 2018.
На изучение курса «Основы финансовой грамотности» отводится 1час в неделю в 8 классе, всего 34 часа. Курс реализуется в форме дополнительного занятия в части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений.
Актуальность данного курса продиктована следующими особенностями финансового рынка на современном этапе: с одной стороны, информационные технологии открыли доступ к финансовым продуктам и услугам широким слоям населения, с другой стороны - неподготовленность потребителя данных услуг при водит к его дезориентации в вопросах собственной ответственности за принятие решений в области финансов.
Отсутствие понимания важности финансового планирования с помощью накопительных, страховых, пенсионных программ также создает дополнительные трудности для граждан в плане обеспечения собственного финансового благополучия. Очевидно, что эффективность будущих решений в области личных и семейных финансов также определяется уровнем финансовой грамотности.
Сегодня заказ российского общества в сфере образования ориентирован на подготовку поколения с принципиально новым экономическим образом мышления, которое должно помочь будущим выпускникам школ успешно адаптироваться в мире рыночных отношений и наиболее эффективно использовать свой жизненный потенциал. Знание основ экономической теории, финансов и практики инвестиций рассматривается как обязательный элемент современного образования.
В связи с развитием рыночных отношений важное значение приобретает проблема формирования личности учащегося, способного принимать взвешенные решения, находить рациональные пути в условиях экономического выбора.
Всё это требует от образовательной организации комплексного подхода к разработке программы курса «Основы финансовой грамотности» и способам ее реализации. Данный курс рассчитан на учащихся 8 класса как граждан, уже имеющих паспорт и обладающих гражданской ответственностью перед собой и обществом.
Вместе с тем в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС) всех уровней главной целью и результатом образования является развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий (УУД).
Данная программа направлена на формирование всех видов УУД (личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных).
Реализация данной программы будет способствовать формированию личности социально развитого, критически мыслящего, конкурентоспособного выпускника, обладающего экономическим образом мышления, способного взять на себя ответственность за свое будущее, за будущее своих близких и своей страны.
Цель курса: сформировать общее представление о механизмах реализации возможностей подростка в финансовых отношениях общества и государства РФ.
Задачи курса:
- сформировать знания по основам финансовой грамотности;
- развивать основы экономического мышления и навыки принятия самостоятельных решений в различных жизненных ситуациях;
- формировать практические навыки использования финансовых инструментов;
- сориентировать и развивать способности школьников к деятельности в сфере экономики и финансов.
Планируемые результаты освоения курса «Основы финансовой грамотности»
Личностные: воспитание мотивации к труду, стремления строить свое будущее на основе целеполагания и планирования, воспитание самостоятельности при принятии решений, ответственности за собственное финансовое благополучие, развитие навыков сотрудничества со сверстниками в различных социальных ситуациях.
Метапредметные:
Регулятивные универсальные учебные действия:
- умение самостоятельно планировать пути достижения личных финансовых целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения финансовых задач;
- формирование навыков принятия решений при планировании личного бюджета, навыков самоанализа.
Познавательные универсальные учебные действия:
- умение определять финансовые понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы.
- развитие навыков работы со статистической, фактической и аналитической финансовой информацией.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- осуществлять деловую коммуникацию со сверстниками и взрослыми
Предметные:
в результате изучения учебного модуля «Основы финансовой грамотности» обучающиеся получат возможность научиться:
- выполнять практические задания по анализу состояния личных финансов;
- формулировать финансовые цели, предварительно оценивать их достижимость,
- характеризовать экономику семьи; анализировать структуру семейного бюджета;
- осмысливать разные возможности накопления и сбережения денежных средств, в том числе путем инвестирования и создания пенсионных накоплений,
- различать виды кредитов и сферу их использования;
- оценить достоинства личного и иных видов страхования,
- знать и конкретизировать примерами виды налогов;
-применять правовые нормы по защите прав потребителей финансовых услуг,
- находить, извлекать и осмысливать информацию правового характера относительно личной финансовой безопасности.
Итогом практической работы учащихся по курсу «Основы финансовой грамотности» будет защита индивидуальных проектов.
Содержание программы учебного курса
Вводное занятие (1ч)
Раздел 1. Личное финансовое планирование (4 часа)
Человеческий капитал. Принятие решений по финансовому планированию. Домашняя бухгалтерия. Учет активов и пассивов. Расходы и доходы семьи. Составление личного финансового плана. Финансовые цели и стратегии их достижения.
Депозит (4 часа).
Накопления и инфляция. Цель и способы накопления денег. Понятие, причины и последствия инфляции.
Что такое депозит и какова его природа? Преимущества и недостатки депозита. Роль депозита в личном финансовом плане.
Условия депозита. Содержание депозитного договора.
Управление рисками по депозиту. Особенности депозита в России.
Кредит (5 часов)
Что такое кредит. Понятие банковского кредита. Виды кредита.
Основные характеристики кредита. Автокредит. Ипотечное кредитование.
Как выбрать наиболее выгодный кредит. Сбор и оценка информации об условиях кредитования.
Как уменьшить стоимость кредита.
Типичные ошибки при использовании кредита.
Расчетно-кассовые операции (3 часа)
Хранение обмен и перевод денег. Что такое банковская ячейка. Обмен валюты. Денежные переводы.
Различные виды платежных средств. Понятие дорожного чека. Условия приобретения и использования банковской карты. Дебетовая карта. Кредитная карта. Электронные деньги.
Формы дистанционного банковского обслуживания. Банкомат и способы его безопасного использования. Мобильный банкинг. Онлайн-банкинг. Способы защиты от мошенничества в сфере банковского обслуживания.
Страхование (3 часа)
Что такое страхование? Деятельность страховой компании. Участники страхования.
Виды страхования. Личное страхование. Страхование имущества. Страхование ответственности.
Как использовать страхование в современной жизни? Типичные ошибки страхования.
Инвестиции (4 часа)
Что такое инвестиции. Как работают инвестиции. Виды инвестирования.
Как выбирать активы. Управление рисками при инвестировании. Роль финансовых посредников в инвестировании.
Как делать инвестиции. Определение инвестиционных предпочтений. Стратегии инвестирования. Типичные ошибки инвесторов.
Пенсии (3 часа)
Пенсионная система. Что такое пенсия. Пенсионная система в России. Корпоративные пенсионные программы.
Как сформировать частную пенсию. Способы увеличения пенсионных сбережений.
Налоги (2 часа)
Понятие налога. Налоговая система России. Виды налогов.
НДФЛ. Подача налоговой декларации. Имущественный налог.
Финансовые махинации (3 часа)
Махинации с банковскими картами. Как защитить банковскую карту. Способы грамотного поведения в ситуации финансового мошенничества с банковской картой.
Махинации с кредитами. Как не стать жертвой мошенников. Способы грамотного поведения в ситуации финансового мошенничества с кредитом.
Махинации с инвестициями. Понятие и признаки финансовой пирамиды. Как не стать жертвой мошеннической инвестиционной компании. Способы грамотного поведения в ситуации финансового мошенничества с инвестициями.
Защита проектов. (1 час)
Повторение. Итоговое тестирование учащихся.(1 час)
Календарно-тематическое планирование
курса «Основы финансовой грамотности»
8 «б» класс
2018-2019 учебный год
Общее количество часов: 34 ч.
Количество часов в неделю: 1 ч.
№ | Наименование раздела, темы урока | Кол-во часов | Дата проведения | Причины корректировки | |
план | факт | ||||
1. | Вводное занятие. Входное тестирование учащихся. | 1 | |||
Раздел 1. Личное финансовое планирование. | 4 | ||||
2. | Человеческий капитал. | 1 | |||
3. | Принятие решений. | 1 | |||
4. | Домашняя бухгалтерия. | 1 | |||
5. | Составление личного финансового плана. Кейс: использование SWOT-анализа для выбора карьеры. | 1 | |||
Раздел 2. Депозит. | 4 | ||||
6. | Накопления и инфляция. | 1 | |||
7. | Что такое депозит и какова его природа? | 1 | |||
8. | Условия депозита. | 1 | |||
9. | Управление рисками по депозиту. | 1 | |||
Раздел 3. Кредит. | 5 | ||||
10. | Что такое кредит. | 1 | |||
11. | Основные характеристики кредита. | 1 | |||
12. | Как выбрать наиболее выгодный кредит. | 1 | |||
13. | Как уменьшить стоимость кредита. | 1 | |||
14. | Типичные ошибки при использовании кредита. Кейс «Покупка машины» | 1 | |||
Раздел 4. Расчётно-кассовые операции. | 3 | ||||
15. | Хранение, обмен и перевод денег. | 1 | |||
16. | Различные виды платёжных средств. | 1 | |||
17. | Формы дистанционного банковского обслуживания. | 1 | |||
Раздел 5. Страхование. | 3 | ||||
18. | Что такое страхование | 1 | |||
19. | Виды страхования. | 1 | |||
20. | Как использовать страхование в повседневной жизни. Кейс «страхование жизни». | 1 | |||
Раздел 6. Инвестиции. | 3 | ||||
21. | Что такое инвестиции. | 1 | |||
22. | Как выбирать активы. | 1 | |||
23. | Как делать инвестиции. | 1 | |||
Раздел 7. Пенсии. | 2 | ||||
24. | Пенсионная система. | 1 | |||
25. | Как сформировать частную пенсию. | 1 | |||
Раздел 8. Налоги. | 2 | ||||
26. | Понятие налогов. Виды налогов. Налоговая система России. | 1 | |||
27. | НДФЛ. Подача налоговой декларации. Имущественный налог. | 1 | |||
Раздел 9. Финансовые махинации. | 3 | ||||
28. | Махинации с банковскими картами. | 1 | |||
29. | Махинации с кредитами. | 1 | |||
30. | Махинации с инвестициями. Кейс «Заманчивое предложение». | 1 | |||
31. | Защита проектов. | 1 | |||
32. | Повторение. | 1 | |||
33. | Итоговое тестирование по курсу. | 1 |
Контрольно-измерительные материалы для учебного курса «Основы
финансовой грамотности»
1. Входное тестирование по курсу «Основы финансовой грамотности»
Тестирование проводится в начале учебного года (перед началом изучения курса «Основы финансовой грамотности») с целью оценить начальный уровень знаний учащихся в данной предметной области и активизировать интерес учащихся к тематике курса.
Измерительные материалы представляют собой тест из 20 вопросов с одним вариантом ответа.
Максимальный балл – 20
Время выполнения: 30 минут
В связи с тем, что данный курс не является основным предметом школьной программы, тест является безоценочным и призван оценить начальный уровень знаний учащимися основ финансовой грамотности
В соответствии с набранными баллами определятся:
Низкий уровень знаний - 0-9 баллов (0-49%),
средний уровень знаний - 10-15 баллов (50-79%),
высокий уровень знаний - 16-20 баллов (80-100%).
I. Выберите правильный ответ.
1. Человеческий капитал – это:
а) денежные средства, накопленные человеком за определенный период времени
б) интеллект, здоровье, природные таланты и приобретенные способности каждого человека
в) денежные средства, вложенные в производство товара или услуги
2. К личным активам человека относят:
а) квартиру, машину, кроссовки, шубу, зубную щетку и другие предметы собственности, принадлежащие человеку
б) только денежные средства, которыми владеет человек
в) способности человека, которые помогут ему заработать денежные средства
3. Возможно, родители дают вам деньги на карманные расходы, или вы зарабатываете их сами. Необходимо ли вам вести учет своих денежных средств?
а) только когда я хочу накопить деньги на дорогостоящую покупку
б) нет, в этом нет необходимости, так как я и так примерно знаю, сколько у меня было денег и на что они были потрачены
в) да, учет денежных средств необходимо вести всегда
г) нет учет вести не обязательно, так как все необходимое мне покупают родители
4. Что такое семейный бюджет?
а) расчет денежных доходов и расходов семьи, составляемый на определенный срок.
б) деньги, которые остаются в семье после оплаты коммунальных услуг, кредитов, ипотеки и других необходимых платежей.
в) это все деньги, которые получают в месяц члены семьи
г) денежные средства, которые требуются для ежемесячных расходов на повседневные нужды
5. При каком уровне дохода на одного члена семьи нужно начинать планирование семейного бюджета?
а) от 7000 до 15000 рублей в месяц
б) от 5000 до 10000 рублей в месяц
в) от 15000 рублей и выше
г) независимо от уровня дохода
6. Если вы решили взять кредит, на что в первую очередь нужно обратить внимание:
а) на полную стоимость кредита
б) на условия возврата кредита досрочно
в) на величину процентной ставки
г) на все вышеперечисленное
7. Вы решили не брать кредит в банке, а взять деньги в долг у знакомых 100 000 рублей. Вам предложили деньги на условиях возврата через год 125 000 рублей, или на условиях возврата через год 100000 рублей плюс 20% от суммы долга. Какое из предложений будет выгоднее для вас?
а) первое
б) второе
в) одинаково
г) затрудняюсь ответить
8. Вы уговорили родителей взять кредит в банке на покупку сотового телефона. Подошел срок очередного платежа по кредиту, но у них не хватает денег, чтобы внести платёж. Как им следует поступить?
а) сообщить в банк о том, что платить они пока не могут
б) внести платёж с опозданием, когда накопится нужная сумма
в) перестать выплачивать кредит и не отвечать на звонки сотрудников банка
г) внести сумму, которую смогут и провести переговоры с банком о возможном изменении графика и размера платежей.
9. Представьте, что в предстоящие 3 года цены на товары и услуги, которые вы обычно покупаете, увеличатся вдвое по причине инфляции. Если ваш доход увеличится вдвое, вы сможете купить больше, меньше или столько же товаров и услуг, как и сегодня?
а) больше
б) меньше
в) столько же
г) затрудняюсь ответить
10. Представьте, что ваши родители положили 100 000 рублей на банковский вклад на 2 года под 10% годовых. По условиям договора капитализация процентов отсутствует. Как вы думаете, сколько денег принесет вклад за второй год: больше, чем в первый год, столько же или меньше?
а) больше
б) столько же
в) меньше
г) затрудняюсь ответить
11. Представьте, что на вашем сберегательном банковском счёте лежит 100000 рублей и банк ежегодно начисляет 10% на остаток по счету. Сколько денег будет на вашем счете через два года, если все это время вы не будете снимать деньги со счета?
а) 101 000 рублей
б) 110 000 рублей
в) 121 000 рублей
г) 200 000 рублей
12. Какой из этих вкладов будет выгоднее для вас, при условии, что процентная ставка 7% годовых?
а) с выплатой процентов в конце срока вклада
б) с ежемесячной капитализацией процентов
в) с ежеквартальной капитализацией процентов
г) затрудняюсь ответить
13. При каком из действий с банковской картой вы можете быть уверены в безопасности имеющихся на счету карты средств?
а) хранить записанный на листочке бумаги PIN-код вместе с картой
б) сообщать свой PIN-код сотруднику банка по телефону по его запросу
в) вводить данные карты на интернет-сайтах без защищенного соединения
г) ничего из перечисленного
14. Какое из ниже перечисленных утверждений верно?
а) Страхование от несчастных случаев необходимо, так как это поможет преодолеть неприятные последствия
б) лучше не страховаться от несчастных случаев, так как можно сглазить и навлечь беду. Лучше об этом не думать
в) Страхование от несчастных случаев не имеет смысла, так как это все равно не поможет в случае их наступления
г) страхование от несчастных случаев бесполезно, так как в случае их наступления от страховой компании трудно добиться выплаты страховой суммы
15. Представьте, что вы накопили определенную сумму денег и решили вложить (инвестировать) эти средства с целью получения прибыли. Какой вариант действий поможет вам уменьшить риск потери денег?
а) вложить все средства в один инвестиционный продукт
б) вложить средства в разные инвестиционные продукты
в) в обеих ситуациях риск будет одинаковым
16. Как вы думаете, с какого возраста человек должен начинать самостоятельно делать сбережения на будущую пенсию?
а) не должен это делать совсем, так как за него это делает работодатель и государство
б) после 45 лет
в) после 30 лет, когда он станет получать стабильный и достаточно высокий доход
г) как только начал работать и получать доход
17. Какое из нижеперечисленных утверждений нельзя считать верным?
а) Налоги – это обязательные платежи в пользу государства
б) стипендия студента не облагается налогом
в) размер налога на доход, имущество, транспорт рассчитывается самим налогоплательщиком.
г) Семен выиграл в лотерее «Русское лото» 1 000 000 рублей. Эта сумма подлежит налогообложению
18. Что такое финансовая пирамида?
а) план накоплений денежных средств с ежемесячным увеличением суммы сбережений
б) инвестирование своих сбережений в разные финансовые организации
в) мошенническая схема получения дохода, используемая некоторыми финансовыми организациями, где финансы поступают за счет постоянного привлечения средств новых участников и обещаются сверхвысокие прибыли.
г) создание филиалов своего предприятия по всей стране.
19. Куда вы можете обратиться с жалобой для защиты своих прав как потребитель финансовых услуг, если ваши права были нарушены?
а) в суд
б) в Центральный Банк Российской Федерации
в) в Общество защиты прав потребителей
г) во все вышеперечисленные организации
20. Считаете ли вы себя финансово грамотным человеком?
а) нет, не считаю. У меня нет знаний в этой области
б) да, я в этом хорошо разбираюсь
в) затрудняюсь ответить, хотелось бы узнать об этом больше.
Итоговое тестирование по курсу «Основы финансовой грамотности»
Тестирование проводится в конце учебного года (по окончании изучения курса «Основы финансовой грамотности») с целью оценить уровень знаний умений и навыков, приобретенных учащимися в процессе изучения курса.
Измерительные материалы итогового тестирования сформированы с опорой на УМК, указанный в программе курса, и представляют собой тест (2 варианта), включающий 15 вопросов с выбором ответов (выбор одного правильного ответа из трех),2-х заданий с открытым ответом, 1 задания на знание аббревиатур, 1 задания на установление соответствие терминов и их значений, 1 задания с развернутым ответом (задачи).
Количество заданий – 20.
Критерии оценивания:
Часть I представляет собой тест из 15 вопросов, проверяющих общее усвоение учащимися основ курса «Основы финансовой грамотности».
- Задания теста считаются выполненными верно, если учащийся выбрал (обвёл) номер правильного ответа. Задания считаются невыполненными в следующих случаях: а) указан номер неправильного ответа; б) указаны номера двух или более ответов, даже если среди них указан номер правильного ответа; в) номер ответа не указан.
Каждое правильно выполненное задание оценивается 1 баллом.
Задания части II направлены на проверку умений учащихся давать развернутые ответы на вопросы по курсу «Основы финансовой грамотности».
Задания части II считаются выполненными верно, если названы не менее 3-х необходимых элементов и оцениваются 3 баллами. Частично верным задание считается, если правильно названы 2 элемента (2 балла), 1 элемент – 1 балл. Задание считается не выполненным, если не названо ни одного элемента ответа, или неверным, если названные элементы не соответствуют критериям.
Задания части III проверяют знание учащимися значений аббревиатур. За каждую правильно расшифрованную аббревиатуру выставляется 1 балл.
Всего за задание – 4 балла.
Часть IV проверяет знание учащимися основных понятий и терминов курса «Основы финансовой грамотности и представлена в виде задания на установление соответствия. Задание считается правильно выполненным, если правильно соотнесены все понятия и определения, и оценивается 3 баллами. Частично верным считается задание, в котором допущена 1 ошибка (2 балла), 2 ошибки (1 балл).
Часть V проверяет умение применить полученные знания на практике и подразумевает решение задачи. За правильное выполнение задания выставляется 2 балла. Если дан правильный ответ, но отсутствует решение – 1 балл.
Максимальный балл – 27
Время выполнения: 45 минут
В связи с тем, что данный курс не является основным предметом школьной программы, тест является безоценочным и призван оценить уровень знаний учащимися основ финансовой грамотности, сформированных умений и навыков.
В соответствии с набранными баллами определятся:
Низкий уровень знаний - 0-13 баллов (5-40%),
средний уровень знаний - 14-21 баллов (51-80%),
высокий уровень знаний - 22-27 баллов (81-100%).
Итоговое тестирование по курсу «Основы финансовой грамотности»
Вариант 1.
I. Укажите верный ответ:
1. К потребительским активам относят:
а) активы, которые приобретаются для удовлетворения потребностей и, как правило, требуют постоянного денежного содержания.
б) активы, которые приобретаются с целью получения дохода
в) материальные обязательства, которые вы должны выполнить: долги, неоплаченные налоги, задолженность по кредитной карте и т.д.
2. К обязательным расходам не относится
а) выплаты по кредиту за автомобиль
б) покупка нового костюма ко дню рождения
в) квартирная плата
3. Текущий капитал – это:
а) деньги, которые мы тратим на повседневные расходы
б) запас денежных средств, который выручит в случае возникновения непредвиденных расходов
в) запас денежных средств, которые мы можем инвестировать для увеличения своего дохода
4. К альтернативным способам достижения финансовых целей не относится:
а) сокращение расходов
б) поиск дополнительных источников доходов
в) отказ от приобретения предметов первой необходимости
г) использование финансовых инструментов
5. Инфляция:
а) увеличивает размер накоплений
б) обесценивает накопления
в) никак не связана с размером накоплений
6. Заключить депозитный договор с банком гражданин может
а) с 16 лет
б) с 18 лет
в) с 14 лет
7. Кредитор – это
а) банк, который предоставляет кредит
б) гражданин, который взял кредит в банке
в) сотрудник банка, который оформляет выдачу кредита физическому лицу
8. Схема расчета процентов, при которой проценты начисляются на общую сумму вложений, включая ранее начисленный доход, называется
а) простой процент
б) сложный процент
в) номинальная ставка
9. К характеристикам любого кредита не относят:
а) платность
б) срочность
в) возвратность
г) ликвидность
10. Под залог недвижимости, для покупки которой оформляется заём, выдается:
а) потребительский кредит
б) автокредит
в) ипотечный кредит
г) дорожный чек
11. Платёжная карта, которая может использоваться для безналичной оплаты товаров и услуг при условии наличия средств на карточном счёте – это
а) дебетовая карта
б) кредитная карта
в) пластиковая карта
12. Денежная сумма, в пределах которой страховщик несет ответственность по возмещению ущерба, возникшего в результате накопления страхового случая – это
а) страховая премия
б) страховая сумма
в) страховой случай
13. Страхователь – это
а) физическое или юридическое лицо, заключающее договоры страхования от имени и по поручению страховой компании.
б) физическое или юридическое лицо, которое приобретает страховой полис
в) юридическое лицо, имеющее лицензию на осуществление страховой деятельности
14. Биржа – это
а) финансовый посредник, имеющий право осуществлять доверительно управление средствами физических лиц
б) организованный рынок, на котором происходит торговля ценными бумагами, валютами, товарами
в) финансовый посредник, имеющий право совершать операции по продаже и покупке ценных бумаг
15. Назовите дату, до которой индивидуальному предпринимателю необходимо заплатить налог после подачи декларации о доходах:
а) 30 апреля
б) 15 июля
в) 31 декабря
II.
1. Перечислите основных участников страхования
( страхователь, страховщик, страховой агент, страховой брокер)
2. Назовите известные вам активы для инвестирования
(наличные деньги, ценные бумаги, золото, недвижимость, банковский депозит)
III. Расшифруйте аббревиатуры
КАСКО – (комплексное страхование транспортных средств)
МФО – (микрофинансовая организация)
НПФ – (негосударственный пенсионный фонд)
НДФЛ – (налог на доходы физических лиц)
Опишите последовательность действий, которую необходимо совершить, ели вы стали жертвой финансового мошенничества (с.
IV. Установите соответствие: А-4, Б –3, В-5, Г -1, Д -2
А. Капитал | 1. все блага, которые находятся в вашей собственности и имеют денежную стоимость. |
Б. Кредит | 2. Это список запланированных доходов и расходов на определенный период времени |
В. Пассивы | 3. Денежные средства, предоставленные на определенный срок на условиях возврата с процентами |
Г. Активы | 4. Совокупность имущества, которое можно использовать для получения дохода посредством инвестирования. |
Д. Бюджет | 5. это материальные обязательства, которые вы должны выполнить. |
V. Решите задачу:
Иван Никифорович собирается выходить на пенсию. Сейчас его зарплата составляет 45 000 рублей. По расчетам Ивана Никифоровича его государственная пенсия составит 9000 рублей, а корпоративная принесет еще 5500 рублей в месяц. Какую частную пенсию должен обеспечить себе Иван Никифорович, чтобы после выхода на пенсию его доход составлял 70% от зарплаты?
Ответ: Желаемый уровень пенсии составляет 45 000 х 0,7 = 31 500 рублей.
31 500 – ( 9000+5500) = 17 000 рублей – размер частной пенсии, необходимой Ивану Никифоровичу
Итоговое тестирование по курсу «Основы финансовой грамотности»
Вариант 2.
I. Выберите верный вариант ответа:
1. Сбережения – это
а) все денежные средства, которыми вы располагаете
б) это разница между расходами и доходами, которую мы постепенно накапливаем.
в) список запланированных доходов и расходов на определенный период времени
2. Что не относится к источникам дохода?
а) сбережения в банке
б) помощь родителей, детей
в) подарки
г) социальное пособие
3. Резервный капитал – это:
а) деньги, которые мы тратим на повседневные расходы
б) запас денежных средств, который выручит в случае возникновения непредвиденных расходов
в) запас денежных средств, которые мы можем инвестировать для увеличения своего дохода
4. К альтернативным способам достижения финансовых целей не относится:
а) сокращение расходов
б) поиск дополнительных источников доходов
в) оформление кредита в банке
г) использование финансовых инструментов
5. Инфляция за прошедший месяц составила 1%. В этом случае покупательная способность денег:
а) уменьшилась на 1%
б) увеличилась на 1%
в) осталась неизменной
6. Депозит – это
а) отношение платы за пользование деньгами в течение определенного периода к одолженной сумме в процентах.
б) вклад в банке на определенный срок, в течение которого на сумму вклада регулярно начисляются проценты
в) денежные средства, предоставленные на определенный срок на условиях возврата с процентами
7. Какой документ необходимо предъявить для заключения депозитного договора с банком?
а) СНИЛС
б) паспорт
в) свидетельство о рождении
8. Схема расчета процентов, при которой проценты начисляются на общую сумму вложений, включая ранее начисленный доход, называется
а) простой процент
б) сложный процент
в) номинальная ставка
9. Кредит, взятый на срок от 1 до 5 лет считается:
а) краткосрочным
б) среднесрочным
в) долгосрочным
10. Сертификат на определенную сумму в иностранной валюте, выписанный на конкретное физическое лицо – это
а) эмитент
б) депозит
в) фьючерс
г) дорожный чек
11. Платёжная карта, которая может использоваться для безналичной оплаты товаров и услуг за счет кредитных средств банка-эмитента – это
а) дебетовая карта
б) кредитная карта
в) пластиковая карта
12. Плата, которую страхователь выплачивает страховщику по договору страхования – это
а) страховая сумма
б) страховая премия
в) страховой случай
13. Страховщик – это
а) физическое или юридическое лицо, заключающее договоры страхования от имени и по поручению страховой компании.
б) физическое или юридическое лицо, которое приобретает страховой полис
в) юридическое лицо, имеющее лицензию на осуществление страховой деятельности
14. Распределение инвестиционных активов по разным финансовым инструментам – это
а) диверсификация
б) ликвидность
в) доходность
15. Назовите дату, до которой индивидуальному предпринимателю необходимо подать налоговую декларацию:
а) 30 апреля
б) 15 июля
в) 31 декабря
II.
1.Перечислите известные вам виды страхования (медицинское, страхование имущества, накопительное, страхование жизни, страхование ответственности)
2. Назовите известные вам виды финансовых махинаций (с банковскими картами, с кредитами, с инвестициями).
III. Расшифруйте аббревиатуры:
ОСАГО – обязательное страхование автогражданской ответственности
ПФР – пенсионный фонд Российской федерации
ПИФ – паевой инвестиционный фонд
НДС – налог на добавленную стоимость
IV. Установите соответствие: А-4, Б –3, В-5, Г -1, Д -2
А. Ликвидность | 1. Краткосрочное кредитование банком счета клиента, когда тот расходует средства выше остатка на счете в рамках определенного лимита. |
Б. Инфляция | 2. Приобретение активов с целью получения дохода в будущем |
В. Эмитент | 3. Процесс обесценивания денег и связанный с ним рост цен на товары и услуги. |
Г. Овердрафт | 4. Способность актива быстро и с минимальными потерями быть конвертированным в деньги |
Д. Инвестирование | 5. Организация, которая выпускает финансовые инструменты, такие как дорожные чеки, дебетовые и кредитные карты, ценные бумаги. |
V. Решите задачу:
Коля положил на двухлетний депозит 15 000 рублей по ставке 10% годовых. Проценты начисляются и капитализируются в конце срока вклада. Сколько получит Коля в конце срока вклада?
Ответ: 15000 х 0,1 х 2=3000 рублей – процентный доход, который будет начислен через два года. Коля получит 15 000+3000 = 18 000 рублей