Цикл мероприятий ко "Деню творчества и вдохновения."

Ермолович Лариса Герасимовна

"Без творческого вдохновения, не рождаются шедевры..."

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Послушайте симфонию весны.
Войдите в сад,
Когда он расцветает,
Где яблони,
Одетые цветами,
В задумчивость свою погружены.

Прислушайтесь...
Вот начинают скрипки
На мягких удивительных тонах.
О, как они загадочны и зыбки,
Те звуки,
Что рождаются в цветах!

А скрипачи...
Вон сколько их!
Взгляните...
Они смычками зачертили сад.
Мелодии, как золотые нити,
Над крыльями пчелиными дрожат.

Здесь все поет...
И ветви, словно флейты,
Неистово пронзают синеву...

Вы над моей фантазией не смейтесь.
Хотите, я вам "ля мажор" сорву?

Без творческого вдохновения, не рождаются шедевры….

 День вдохновения и творчества -
 Семнадцатое января.
 Он будет солнечным иль облачным.
 А главное - пройдёт не зря.

 День благодатный озарения,
 Наития, настанет вдруг.
 Его запомнятся мгновения.
 В шедеврах воплотится дух.

 В стихах, картинах, драме, музыке...
 Проявится небесный свет.
 Творения возникнут чудные.
 И каждое как самоцвет.

 В быту не обойтись без творчества.
 Успешней с ним домашний труд.
 В любой профессии взлёт творческий
 Возвысит жизненный успех.

 День интересный вдохновения
 И для детей необходим.
 В игре, учёбе, спорте, технике...
 Достичь высот желаем им!

Когда отмечают День творчества и вдохновения

День творчества и вдохновения принято праздновать семнадцатого января. Эти два понятия тесно переплетаются и взаимодействуют друг с другом. Любой человек, чья жизнь и работа связаны со сферой искусства, сможет подтвердить: без вдохновения можно часами и сутками сидеть за рабочим столом, но так ничего и не сделать. Вот почему было решено совместить празднование, посвященное этим категориям, в единую дату.

История праздника

О том, как появился этот праздник, ничего не известно. Нельзя сказать, почему выбрана именно эта дата, с чем или с кем она связана. Но с определенной уверенностью можно утверждать, что учреждение такого неофициального торжества является важным шагом. Этот праздник позволяет подчеркнуть и продемонстрировать общественности, что творчество не всегда является простым увлечением. Обычно за каждым произведением искусства кроется колоссальный труд автора, бессонные ночи и поиски вдохновения.

Искусство празднования

День творчества и вдохновения не принято широко праздновать. В этот день не устраиваются массовые гуляния. Обычно дата отмечается людьми, чья жизнь, увлечения или работа тесно переплетены с миром искусства. Это сотрудники художественных студий, музыкальных школ, представители вокальных и танцевальных коллективов. Торжества проходят в насыщенной и увлекательной атмосфере создания чего-то нового, красивого, оригинального. На эту дату часто назначается проведение выставок всевозможных работ, открытие вернисажей. Устраиваются мастер-классы, позволяющие познакомиться с техниками работы. Организуются концертные программы и делаются постановки.

В этот день становится особенно ясно, что творческие муки известны всем авторам. Стремление к созданию чего-то шедеврального и понимание, что вдохновение застряло и не навещает гения – это очень тяжелые и черные моменты в жизни творца. Когда вдохновение наконец-таки наступает, создатель должен успеть за ним, стараясь передать свои творческие порывы наилучшим образом. Затем создатель вправе представить свое детище человечеству.

В день творчества и вдохновения

Ты вдохновляйся на любовь,

Друзьям подарок приготовь!

Пусть будет песня или стих,

Картина, очерк иль рапсодия.

Главное, чтоб в душе звучала

Красивая мелодия.

Чтоб все творения твои

Народом принимались.

И чтоб знакомясь с ними, люди,

На что-то тоже вдохновлялись!

Сегодня мы будем говорить о природе, как источнике  вдохновения для писателей, художников, композиторов.

       Неповторимая красота родной природы во все времена побуждала людей искусства на новые творческие поиски. В своих произведениях они не только восхищаются, но и заставляют задуматься, предупреждают о том, к чему может привести неразумное потребительское отношение к природе.

       Природа в произведениях композиторов – отражение ее реального звучания, выражение конкретных образов, источник вдохновения. В то же время, сами звуки природы создают определенное звучание и влияют тем или иным образом. Изучение музыкальных произведений разных эпох позволит проследить, как менялось сознание человека, его отношение к вечному миру природы. В наш век индустриализации и урбанизации вопросы сохранения окружающей среды, взаимодействия человека и природы стоят особенно остро. Человек, на мой взгляд, никак не может определить свое место в мире: кто же он – царь природы или только маленькая часть великого целого?

Слайд 2.3.4 (И. Левитан и др.)

   Природа удивительно разнообразна красками и формами. Жуки, бабочки, стрекозы, цветки, листья, капли росы, снежинки – какое разнообразие красоты! Даже на островках природы в городе – во дворах, парках, газонах! А сколько красоты в лесу, на лугу, среди поля, у реки, у озера! А сколько в природе звуков – целые многоголосия хоров насекомых, птиц, лягушек и других животных! 

      Природа – настоящий храм красоты, и не случайно все поэты, художники, музыканты черпали свои замыслы, наблюдая их в природном окружении.

      Музыка и стихи – это то прекрасное, без чего человек не может жить. Писатель Паустовский сказал чудесные слова: «… и если мне хочется иногда жить до ста двадцати лет, то только потому, что мало одной жизни, чтобы испытать до конца все очарование и всю исцеляющую силу нашей русской природы».  Любовь к родной природе – один из вернейших признаков любви к своей стране.

       Композиторы сочинили множество песен о красоте природы. Может ли песня внести радость в наше сердце? А стихи? А природа? В ней есть душа, в ней есть язык, только, к сожалению, не каждому дано услышать этот язык, понять его. Но многим талантливым людям, таким как поэт С.А. Есенин, композитор П.И. Чайковский, Г.В. Свиридов удалось понять язык природы и всем сердцем полюбить ее, поэтому, и создали они много прекрасных произведений.

     Звуки природы послужили основой для создания многих музыкальных произведений. Природа мощно звучит в музыке. Музыка была уже у древних людей. Первобытные люди стремились изучать звуки окружающего мира, они помогали им ориентироваться, узнавать об опасности, охотится. Наблюдая за предметами и явлениями природы, они создали первые музыкальные инструменты – барабан, арфу, флейту.

Слайд 5 (колокол)+звон

 Музыканты всегда учились у природы. Даже звуки колокола, которые раздаются в церковные праздники, звучат благодаря тому, что колокол создали по подобию цветка колокольчика. 
     В 1500 в Италии был сделан медный цветок, случайно его ударили, и раздался мелодичный звон, колоколом заинтересовались служители религиозного культа и вот он звучит, радуя прихожан своим звоном.

      Учились у природы и великие музыканты:
Весна грядет! И радостною песней
Полна природа. Солнце и тепло,
Журчат ручьи. И праздничные вести
Зефир разносит, Точно волшебство.

Вдруг набегают бархатные тучи,
Как благовест звучит небесный гром.
Но быстро иссякает вихрь могучий,
И щебет вновь плывет в пространстве голубом.

Муз.номер: Кадацкая Диана (6 класс фо-но) «ВЕСНА»

 Чайковский не выходил из леса, когда писал детские песенки о природе и цикл “Времена года”. Лес подсказывал ему настроение и мотивы музыкального произведения.

Слайд 6 (ОСЕНЬ + аудио)

В пьесе “Осенняя песня” («Октябрь») из цикла “Времена года” слышится не только сожаление об увядающей природе, но и осенняя песня в жизни человека. Осень это немного грустное, но и прекрасное время года. Его красотой всегда восхищались поэты, музыканты, художники. Чтобы нарисовать картину: у художника есть краски, у поэтов - слова, у композитора - только звуки. Но ими можно прекрасно рисовать, так же, как это делает Пётр Ильич Чайковский. 
Певучесть мелодии пьесы напоминает протяжную русскую народную песню. Интонации мелодии похожи на вздохи, отражающие душевную боль и безысходную печаль. Вот эту тишину осени, задумчивость природы передал Пётр Ильич Чайковский в своей «Осенней песне». 
Как же сильно созвучно по своему настроению с музыкой Чайковского стихотворение Бунина «Листопад». Возможно ли поэзией передать мучительную жалость расставания природы с ее великолепием перед приходом долгой суровой зимы? Вот его фрагмент:

«ЛИСТОПАД»
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют

То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,

И Осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой.

Слайд 7  (ПОДСНЕЖНИК+ аудио)

«Подснежник» Апрель. «Идея роста в ускоренной съёмке». Подснежник - так называются растения, которые появляются сразу после схода зимнего снега. Трогательно после зимней стужи, мертвой, безжизненной поры выглядят небольшие голубые или белые цветочки, появляющиеся сразу после таяния зимнего снега. Подснежник очень любим в России. Пьеса "Подснежник" построена на вальсообразном ритме, вся проникнута порывом, взлетом эмоций. В ней проникновенно передано то волнение, которое возникает при созерцании весенней природы, и радостное, скрытое в глубинах души, чувство надежды на будущее и затаенного ожидания

Голубенький чистый
Подснежник-цветок,
А подле сквозистый
Последний снежок.

Последние слезы
О горе былом
И первые грезы,
О счастье ином...

                                  (А. Майков)

Слайд 8( ЗИМА+ аудио)

Декабрь. Святки

декабрь — это последняя пьеса из «Времён года» . Пьеса называется «Святки»...

Раз в крещенский вечерок
Девушки гадали:
За ворота башмачок,
Сняв с ноги, бросали…

                                                       (В. А. Жуковский, из баллады «Светлана»)

Слайд 9 (святки)

Святки — это старинный праздник перед Новым годом. Самые короткие дни – и самые длинные ночи. Самые весёлые и шумные праздники – и самые волшебные гадания. Стоит только произнести: «ночь перед Рождеством», «крещенский вечер» - и даже у нас, забывших все или почти все традиции, как будто что-то отзывается в душе, как будто открываются двери в неведомое. А в позапрошлом веке не только крестьянские девушки, но и барыни-дворянки с замиранием сердца ждали Святок, чтобы узнать свою судьбу. На святки ходили ряженые из дома в дом, девушки гадали о своей будущей судьбе, устраивали «святочные гадания».

В семьях царило праздничное веселье. Ряженые, одетые не по обычаю, а ради шутки, ходили на святках из дома в дом, пели святочные песни, водили хороводы. В домах их угощали, одаривали подарками.

Заключительная пьеса цикла - «Святки» - имеет в рукописи композитора подзаголовок “Вальс”. И это не случайно, вальс был в те времена популярным танцем, символом семейных праздников. Основная мелодия пьесы выдержана в стиле бытовой музыки, фрагменты которой чередуются с эпизодами вальса. А завершается пьеса, и, вместе с ней весь цикл вальсом, домашним праздником вокруг красивой Рождественской елки.

Красивый вальс, который можно слушать, а можно под него и танцевать. Только он задумчивый, зимний и немножко грустный. Но это и понятно — ведь расставаться всегда грустно, а вальс этот последний в альбоме «Времена года».

Исследователь творчества Чайковского Кайгородов говорил о композиторе:

Слайд 11 (голубой луг)

«Чайковский обладал удивительно сильным, можно сказать феноменальным чувством природы. Мне неизвестно другого примера человека, который так сильно воспринимал бы впечатления от красок природы и так сильно на них реагировал. Мало сказать, что Пётр Ильич страстно любил природу - он её обожал».

Именно эта искренняя любовь к родной природе и делает творение композитора столь близким и понятным каждому русскому человеку.

П.И.Чайковский - певец красоты. Он умеет увидеть прекрасное в том, к чему мы обычно остаёмся равнодушны. Его творения помогают нам лучше понять родную природу, увидеть прелесть её.

Это одно из немногих произведений, которое есть чистое погружение в природу. Чайковский был человеком с тяжелой нервной системой, и только природа спасала его. Она снимала напряжение, давала ему силу и вдохновляла на новые музыкальные шедевры.

Звучит печальная мелодия - человек испытывает грусть, меланхолию и вдруг… видит бабочку, распустившийся цветок. И все это преображает человека, он становится её частью. Музыка совершает чудо.

Шире, грудь, распахнись для принятия 
Чувств весенних - минутных гостей! 
Ты раскрой мне, природа, объятия, 
Чтоб я слился с красою твоей! 

Ты, высокое небо, далекое, 
Беспредельный простор голубой! 
Ты, зеленое поле широкое! 
Только к вам я стремлюсь душой! 

Бунин.

Слайд 12.13

            Нет на свете более гениального художника, чем сама природа. Все созданное ей – это настоящие шедевры.

    Рассмотрите в доме обои, открытки, игрушки, посуду, платок мамы, коврик и вы убедитесь, что нет в доме предмета, к которому не прикасалась рука художника. Вот платок, его повязывают мамы, бабушки. Чем украшен он – красными розами, алыми маками – хороводом цветов, все это делает его нарядным, праздничным, улучшает настроение. А посуда: чашки, чайники, что изображено на них? Опять же цветы, листья, фрукты, наши любимые звери, птицы. Какая посуда вам нравиться больше,  металлическая, без рисунка?  Или та, что украшена рисунками природных обитателей или пейзажами. Красота природы волновала человека во все времена и вдохновляла его на сотворение шедевров…

     Я считаю, что очень важно, чтобы мы научились любить и ценить природу. И жизнь станет для нас богаче и интереснее. Мы не будем равнодушными и бессердечными: кто любит природу, тот не испортит дерево, не сорвёт цветок, не погубит птицу. Мне бы очень хотелось, чтобы мы  научились слышать не только ушами, но и сердцем и шорох листьев, и шелест травы и журчанье ручейка, и пение птиц; чтобы мы научились любить и жалеть всё живое в лесу и сам лес - это необыкновенное чудо, вдохновляющее нас на творческий порыв.

    Понятие “родное” и “Родина” формируется в детстве. В душе с рождения остаются окружающий пейзаж, звери и птицы – персонажи детских сказок. Паустовский пишет: «Почти у каждого из нас остались в памяти еще с детства лесные поляны, засыпанные листвой, пышные и печальные уголки родины, что сияют под нежарким солнцем в синеве, в тишине безветренных вод, в криках кочующих птиц».

    Общение с природой рождает в душе, открытой познанию добра, высокие нравственные чувства. Станьте ближе к природе, повернитесь к ней лицом и вы почувствуете себя художниками, поэтами, а может быть начнете писать музыку…   

     Давно замечено, что вставая рано утром, надо обязательно подойти к окну и поздороваться с восходящим солнцем, небом, землей, деревьями, птицами. В этом источник нашего здоровья и хорошего настроения, вдохновения.

Слайд 14 (грачи прилетели)

Русская природа всегда оказывала огромное влияние на художников России. Можно даже сказать, что именно природа нашей страны, ее ландшафт, климатические условия, краски, сформировали национальный характер, а следовательно, и породили все особенности русской национальной культуры, в том числе живописи.  

      В 1871 г. на выставке появилась знаменитая картина Саврасова «Грачи прилетели». Эта работа стала откровением, настолько неожиданным и странным, что тогда, несмотря на успех, не нашлось ей ни одного подражателя..

Слайд 15 .16 (Леонардо да Винчи- картины)

 Еще когда-то, великий художник Леонардо да Винчи сказал: «В наставницы себе я взял Природу, учительницу всех учителей». Поэтому наблюдайте, совершайте свои путешествия и прогулки в природу, запоминайте ее краски, звуки, пишите стихи, музыку, рисуйте свои картины, создавайте свои поделки.

   Велико наследие русской литературы. В сочинениях классиков отражены характерные черты взаимодействия природы и человека, присущие прошедшей эпохе. Трудно представить поэзию Пушкина, Лермонтова, Некрасова, повести и рассказы Тургенева, Гоголя, Толстого, Чехова без описания картин русской природы. Произведения этих и других авторов раскрывают многообразие природы родного края, помогают находить в ней прекрасные стороны человеческой души.

      Так, в творчестве самого Ивана Сергеевича Тургенева природа является душой России. В произведениях этого писателя прослеживается единство человека и мира природы, будь то зверь, лес, река или степь.

       Природа у Тютчева многообразна, многолика, насыщена звуками, красками, запахами. Лирика Тютчева проникнута восторгом перед величием и красотой природы:

              Люблю грозу в начале мая,

              Когда весенний, первый гром,

              Как бы резвяся и играя,

              Грохочет в небе голубом.

              Гремят раскаты молодые,

              Вот дождик брызнул, пыль летит,

              Повисли перлы дождевые.

              И солнце нити золотит.

         Каждому русскому человеку знакомо имя поэта Сергея Александровича Есенина. Всю жизнь Есенин поклоняется природе родного края. "Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине. Чувство родины - основное в моем творчестве", - говорил Есенин. Все люди, животные и растения у Есенина - дети одной матери - природы. Человек - часть природы, но и природа наделена человеческими чертами. Примером может служить стихотворение "Зеленая прическа ...". В нем человек уподоблен березке, а она - человеку. Это настолько взаимопроникновенно, что читатель так и не узнает, о ком это стихотворение - о дереве или о девушке.

Слайд 19 (аудио Дидюля - гитара)+ стих

 Музыка дает мне крылья, даже, если струны порвались.

Я на этих крыльях поднимаюсь ввысь…

Чтоб увидеть горы, чистые ручьи,

То, как вы ребята, играете в мячи.

Как прекрасны горы, небо и поля,

Как шумят игриво в парках тополя…

Все мои желания в музыке слились,

Нити всех мелодий в узор переплелись…

Автор стихотворения: Ермолович Л.Г.

 Заканчивая наше небольшое воображаемое путешествие в мир красоты, в мир природы, в мир красок, форм, звуков – хочется сказать, что это путешествие только-только началось. Книга природы есть неисчерпаемый источник ВДОХНОВЕНИЯ и познания для человека, нам придется открывать ее страницы всю жизнь.

    



Предварительный просмотр:

В день творчества и вдохновения

«Без творческого вдохновения не рождаются шедевры…»

Сценарий 2020 г.

Слайд 1.

Добрый день, дорогие ребята!

В нашем Мыскаменском филиале уже стало традицией проводить мероприятия, музыкальные встречи, приуроченные ко  Дню «Творчества и вдохновения».

Ах, эти чудные мгновенья,

Когда приходит вдохновенье!

Мысль льется, словно, водопад

И ты пытаешься понять, но, нет,

Не стоит это делать.

Один есть выход ручку взять,

 И сразу быстро записать

 Все что спустилось к тебе свыше.

Прими, сей дар, ты был услышан,

Дорос ты, видно, до высот и вот,

Господь тебе дает! Дает сей дар владеть пером,

Кому-то кистью и холстом,

Кому-то нотой и, наверно,

Ко всем приходит вдохновенье!

Творчество и вдохновение неразрывно связаны друг с другом и не могут существовать порознь.

Творческие люди знают, как легко и радостно что-либо делать, если есть вдохновение и как тяжело часами сидеть, стоять, вышагивать по кругу в ожидании прихода музы, озарения свыше и тому подобного снисхождения «высших сил». Поэтому праздник творчества и вдохновения отмечается в один день – 17 января ежегодно. Испанский живописец и скульптор Сальвадор Дали в ожидании наития брал тяжелый ключ и дремал, сидя с ним в руке. У ног он ставил тарелку с таким расчетом, чтобы при выскальзывании из ладони ключ ударялся о посуду, и пришедшие в голову образы Дали мог воплотить в реальность. Творческие муки известны каждому автору. Стремиться создать что-то шедевральное и понимать, что вдохновение где-то застряло и не торопится навестить гения – это одни из самых тяжелых и черных моментов в жизни любого творца. Когда же вдохновение наконец-то наступает, создатель спешит поспеть за ним, стараясь как можно лучше передать свой творческий порыв. И когда все сбылось, он – творец – всем доволен и готов предоставить на всеобщее обозрение свое новое детище и подарить его миру.

Слайд 2

Сегодня мы будем говорить о прекрасном русском композиторе, мастере – симфонисте, музыкальном драматурге Петре Ильиче Чайковском, творчество которого покорило весь мир своей самобытностью, разнообразием опер, балетов, симфоний и камерных произведений.

Слайд 3

Что вдохновляло П.И.Чайковского для создания музыкальных шедевров, покоривших весь музыкальный мир…

И сегодня я хочу рассказать вам, дорогие ребята, что вдохновляло великого русского композитора Петра Ильича Чайковского, неоднократно гостившего по приглашению Надежды фон Мекк в ее усадьбе в поселке Браилове Винницкой обл. на Украине. Браилов — это чудное местечко, живописно расположившееся среди замечательных природных красот Подолья.

Шутка ли — здешними красотами неоднократно вдохновлялся Петр Ильич Чайковский. И не только вдохновлялся, но и подробно делился своими впечатлениями в переписке с хозяйкой имения — Надеждой Филаретовной фон Мекк.

Слайд 4

Немного предистории.

В 1868г. имение покупает Карл Федорович фон Мекк, известный железнодорожный предприниматель, талантливый инженер, умелый организатор, потомок старинного немецкого дворянского рода. К слову, в России и на Украине мы до сих пор пользуемся железными дорогами, построенными К. Ф. фон Мекком. С момента покупки и начинается самый выдающийся период жизни Браилова. Выстраивается новый дворец, в трех-километрах, чтобы не испортить чудный воздух, железнодорожная станция. Это было одно из примерно десяти имений в Российской Империи, принадлежащих новоиспеченному миллионеру и предпринимателю. В имении им также принадлежали сахарный и кирпичный заводы, мельницы, а позднее добавился и завод для обжига извести.

Слайд 5

Жена К. Ф. фон Мекка — Надежда Филаретовна фон Мекк, в девичестве Фроловская (по материнской линии из рода Потемкиных), становится покровительницей искусств. Она поддерживает талантливых музыкантов и композиторов. Среди ее стипендиатов значится Николай Рубинштейн. Вместе со своим главным компаньоном Павлом фон Дервизом она оказывала помощь Московской Консерватории, созданной Николаем Рубинштейном. Именно Рубинштейн рассказал Надежде фон Мекк о Петре Ильиче Чайковском. Отсюда и начинается та необычная и загадочная дружба Надежды Филаретовны с великим русским композитором. Завязывается довольно интенсивная переписка, в которой отражается близость позиций этих людей по многим жизненным вопросам.

Я хочу использовать письма выдающегося композитора в качестве своеобразного путеводителя по Браилову.

А пока вместе с Чайковским получаем приглашение от Надежды фон Мекк:

Надежда: «У меня есть желание, чтобы Вы побывали в том месте, которое я так люблю, в которое я всегда стремлюсь сердцем, в котором есть для меня много дорогих воспоминаний, – в нашем Браилове».

Не правда ли, от такого предложения невозможно отказаться?

Слайд 6,7,8

Чайковский : «Усадьба превзошла далеко все то, что в моем воображении рисовалось, когда я думал о Браилове. Я в совершенном восторге от дома, красивого и снаружи и столь поместительного, удобного, хорошо устроенного, с его высокими комнатами и большими окнами, с его чудным убранством, с его картинами, статуями, инструментами и т. д.»

Слайд 9,10

К сожалению, сейчас не осталось и следа от былой дворцовой роскоши.

Слайд 11,12

Единственный маленький островок ХІХ века сохранился в небольшой «дворцовой башенке»-«фонарике», где поместился музей Чайковского и Надежды фон Мекк.

Сам музей особо не выдающийся, но занимательный и уютный. Здесь находятся набор мебели и предметов ХІХ века, пианино, скульптура Чайковского и «музыкальная библиотека» — старинные нотные издания времен Российской империи, прижизненные издания гения музыки, редкие книги, в частности, «Жизнь Петра Ильича Чайковского», написанная Модестом Чайковским и изданная в 1900 году, «Музыкальные фельетоны и заметки Петра Ильича Чайковского» издание 1898 года, «Орлеанская дева», изданная в Санкт Петербурге в 1878 году, и другие. Среди наиболее интересных экспонатов — личные вещи Надежды Филаретовны фон Мекк, переданные в дар музею ее потомками.

Слайд 13

Впрочем, главной достопримечательностью усадьбы фон Мекк является не дворец или уцелевшие предметы старины в музее, а роскошный ландшафтный парк с каскадом из трех озер.

Слайд 14

Чайковский Надежде фон Мекк:

«Сад великолепен по жирности, густоте растительности, в иных местах до того богатой, что образовался целый маленький зеленый лес из высоких сочных и пахучих трав. Есть группы деревьев необычайно красивых!»

Не могу не согласиться с великим композитором. Осенний парк зачаровал и меня. Деревья уже нарядились в свои бархатные наряды: могучие дубы и плакучие ивы еще не успели сменить свою зеленую листву, а вот трепетные березки уже вовсю желтеют своей листвой, готовой первой опуститься на землю при первом дуновении ветерка. Старинные аллеи, по которым так любил бродить Петр Ильич, укрыты красочным ковром из разноцветных листьев. Они бесконечно шуршат под ногами, и я начинаю слышать музыку. Да, да, музыку П. И. Чайковского тихо доносящуюся из залов музея.

Но читаем письма далее.

«Был встречен приятным сюрпризом. Марсель приготовил мне чай в беседке посреди пруда. После чаепития мы ловили удочкой карасей...»

Эх, восстановить бы беседку посреди пруда возле мостика…

П.И. Чайковский Надежде фон Мекк:

«Вы садитесь на моей любимой скамье в отдаленной аллее в тени, и там уже чего, чего не передумается, пока сознание окружающей природы не прервет этих дум, не охватит таким сладко-томительным чувством, что невольно вырвется: «Боже мой, как хорошо!»

Водная гладь озер в безветренную погоду превратилась в природное зеркало, которое отражает и деревья, и небо. Ощущение легкости и высоты завораживает! И правда, как хорошо!!!

Слайд 15,16

«Утром, гуляя по саду, я полюбопытствовал войти в какие-то ворота, потом перелезть через канаву и был вознагражден за это. Передо мной открылся маленький квадратный лесочек, который, по расспросам, оказался местом, где прежде были строения и сад ксендзов ( польские дьки), как выразился старичок-сторож. Я немедленно пошел туда и был совершенно восхищен этим местом. В двух шагах от дома тенисто, уютно, словом, это будет, кроме сада, местом моей ежедневной утренней прогулки. Заходил я также оттуда посмотреть на монастырь; церковь просторная, чистая. но особенного интереса не представляет».

Этот уголок Браиловской усадьбы настолько восхитил Петра Ильича, что он стал навещать его ежедневно, во время своих утренних прогулок:

Чайковский : «Утром после кофе иду гулять в сад и, обойдя его, вхожу в маленькие деревянные ворота, имеющиеся в стене, приблизительно против конюшен, перелезаю далее через ров, и передо мной невдалеке открывается тот одичалый сад, где некогда разгуливали ксендзы и который сделался теперь очаровательным, уютным, тихим уголком, населенным всякого сорта птичьим народом, среди которого перекликания иволги и щелканье соловья выделяются самым очаровательным образом, где, должно быть, несмотря на близость, никто никогда не бывает, ибо дорожки заросли так густо, зелень так свежа и чиста, что можно себя вообразить где-нибудь в далеком лесу.

Слайд 17

Здесь я сначала хожу, а потом сажусь где-нибудь в густой тени и провожу таким образом около часу. Ни с чем нельзя сравнить эти минуты уединения среди зелени, цветов, когда прислушиваешься и присматриваешься к той органической жизни, которая проявляет себя хоть и молчаливо и без шума, но громче говорит о беспредельности и бесконечности, чем грохот мостовых и вся суета городской жизни.

Никогда за границей, среди самых разительных красот роскошной южной природы я не находил тех мгновений святого восторга, восторга от созерцания природы, которые выше даже наслаждений искусством; впрочем, я уже не раз говорил Вам об этом».

«В Браилове хочу отдаться любви моей к природе. Нет места во всём мире, которое давало бы мне в этом отношении так много простора. Поездки в Браилов останутся в моей памяти лучезарным воспоминанием о самых поэтических днях моей жизни».

«Не дождавшись конца обедни, я вышел на монастырский двор, и тут зрелище открылось очень оживленное и любопытное.

Слайд 18

Во-первых, мне очень нравится народный здешний костюм. У мужчин он скорее польский, чем южнорусский; в головной прическе цельнее сохранилась древняя традиция, чем в Киевской губернии; у женщин красивые головные уборы; у девушек какие-то шапочки из искусственных цветов и другие более или менее пестрые украшения. Почти у всех великолепные коралловые бусы.

Слайд 19

Весь двор был наполнен сидевшими и что-то евшими группами. Слепые играли на своих курьезных лирах и пели канты. Женщины слепые сидели все вместе и пели хором; у некоторых, несмотря на то, что они нищие, были красивые новые платья и коралловые бусы. Выходивший из церкви народ оделял их бубликами и кусками сала и хлеба.

Слайд 20

Около входа в церковь толпились продавцы и продавщицы разного дешевого товара».

Слайд 21

«Кстати о речке. Я не могу достаточно нахвалиться здешним купаньем, и если б я не боялся переступить должную меру, то, кажется, купался бы пять раз в день. Ограничиваюсь двумя купаньями: одно утром прямо с постели, другое перед обедом.

Купальней, как и всем остальным, я не только доволен, но совершенно восхищен. Она так кокетлива и мила! Размеры ее более чем достаточны. Я умею хорошо плавать, и простора на реке много, а для одевания ничего большего и лучшего нельзя придумать».

А вот и лебеди, перебравшиеся из озер парка в этот пруд, где и живут круглогодично, подкармливаемые монахинями.

Красоты Браилова вдохновили Петра Ильича на создание музыкальных шедевров. В Браилове он пишет пьесы: «Размышление», « Скерцо», «Мелодия», объединенные в небольшой цикл «Воспоминание о дорогом месте», Первый концерт для фортепиано с оркестром, « Детский альбом» и 14 романсов, среди которых : «Средь шумного бала», «Серенада Дон-Жуана», «Благословляю вас, леса» и др.

Слайд 22

Хочу упомянуть, что именно в Браилове произошла встреча двух гениев — двух выдающихся композиторов Петра Ильича Чайковского и молодого Клода Дебюсси. Талант мецената позволил Надежде Филаретовне оценить и поддержать еще одно дарование, на этот раз заграничное — молодой Клод Дебюсси был приглашен в браиловское имение в качестве домашнего пианиста.

Слайд 23

И наслаждаясь красотами осеннего парка, не удержусь, чтобы не процитировать Петра Ильича напоследок:

«С каждой минутой, приближающей меня к отъезду, я все больше и больше сознаю всю неописанную прелесть Браилова и той жизни, которую я здесь вел. Точно будто я надолго расстаюсь с дорогим и близким человеком.

В заключение опять не могу не поблагодарить Вас за наслаждения, которые доставляет мне Браилов. Я ─ один из людей, которые очень нечасто могут сказать про себя в данную минуту: я счастлив. Здесь я могу это сказать: да, я счастлив в полном смысле слова.

До свиданья, милый, горячо и нежно любимый друг».

Воспоминания о «дорогом месте» оставят отпечаток и в моей душе навсегда. Они подарили ощущения, которыми хочется непременно поделиться. Возможно, благодаря этим чувствам и приходит вдохновение.

Вдохновение — это такая гостья, которая не любит посещать ленивых. Она является к тем, которые призывают ее. Быть может, оттого и не без основания обвиняют русскую народность за недостаток оригинального творчества, что русский человек чаще всего ленив.

Говорят, что гении творят только «по вдохновению», на что  П.И. Чайковский проговорил с досадой: " Не говорите пошлостей! Вдохновения нельзя ожидать, да и его одного недостаточно: нужен прежде всего труд, труд и труд. Помните, что даже человек, одаренный печатью гения, ничего не даст не только великого, но и среднего, если не будет адски трудиться. И чем больше человеку дано, тем больше он должен трудиться... И чем больше человеку дано, тем больше он должен трудиться.

 Я себя считаю самым обыкновенным, средним человеком...

Советую вам, запомнить это на всю жизнь: «вдохновение» рождается только из труда и во время труда. Я каждое утро сажусь за работу и пишу. Если из этого ничего не получается сегодня, я завтра сажусь за ту же работу снова. Так я пишу день, два, десять дней, не отчаиваясь, если все еще ничего не выходит, а на одиннадцатый день, глядишь, что-нибудь путное и выйдет. Упорной работой, нечеловеческим напряжением воли вы всегда добьетесь своего, и вам все удастся больше и лучше, чем гениальным лодырям...П.И.Чайковский

На этом наша встреча заканчивается. И хочется пожелать каждому из вас:

 « Вдохновляйтесь и творите!»

До новых встреч в нашей музыкальной гостиной.