Опыт работы на тему: «Формирование логико – математического мышления у старших дошкольников»
«От того, как заложены элементарные
математические представления в
значительной мере зависит дальнейший
путь математического развития, успешность
продвижения ребёнка в этой области знаний».
Л. А. Венгер
Формирование элементарных математических представлений – это целенаправленный процесс передачи и усвоения знаний, приемов и способов умственной деятельности, предусмотренных программными требованиями. Основная его цель – не только подготовка к успешному овладению математикой в школе, но и всестороннее развитие детей.
Дошкольное детство – это наиболее благоприятный период для глубокого формирования математических представлений, установления связей между основными математическими понятиями и реальными объектами окружающей действительности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt.doc | 113.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Тулуна
«Центр развития ребенка - детский сад «Жемчужинка»
Опыт работы
воспитателя МАДОУ «ЦРР «Жемчужинка»
Гапоненко Екатерина Андреевна
на тему:
«Формирование логико – математического мышления у старших дошкольников»
г. Тулун
«От того, как заложены элементарные
математические представления в
значительной мере зависит дальнейший
путь математического развития, успешность
продвижения ребёнка в этой области знаний».
Л. А. Венгер
Формирование элементарных математических представлений – это целенаправленный процесс передачи и усвоения знаний, приемов и способов умственной деятельности, предусмотренных программными требованиями. Основная его цель – не только подготовка к успешному овладению математикой в школе, но и всестороннее развитие детей.
Дошкольное детство – это наиболее благоприятный период для глубокого формирования математических представлений, установления связей между основными математическими понятиями и реальными объектами окружающей действительности.
Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. Обучение детей математике в дошкольном возрасте способствует развитию гибкости мыслительных процессов, смекалки и сообразительности; развивает логическое и творческое мышление.
Математическая подготовка старших дошкольников строится на основе свойственных детям данного возраста наглядно – действенного и наглядно – образного типов мышления и ориентирована на формирование у них основ словесно - логического типа мышления. Вопросам формирования математических представлений у дошкольников уделяли большое внимание многие учёные: В. В. Давыдова, П. Я. Гальперин, Г. А. Корнеева, А. И. Маркушевич, Л.А. Венгер и др.
Концепция дошкольного образования, ФГОС ДО диктуют ряд достаточно серьезных требований к познавательному развитию дошкольников, частью которого является их математическое развитие.
На протяжении трех лет я работаю над проблемой по формированию элементарных математических представлений, так как важное значение для меня имеет подготовка детей к успешному обучению в школе, формирование познавательной деятельности, математических компетенций у детей дошкольного возраста.
Работая с детьми старшего дошкольного возраста, я обратила внимание на то, что у детей недостаточно развито логико – математическое мышление. Они затрудняются при выполнении заданий на нахождение закономерностей, при решении логических задач. Неумение продуктивно мыслить, в школе очень быстро приводит к появлению «проблем с математикой» и как следствие потеря интереса к математике как предмету.
Главная цель моей работы – формирование логико-математического мышления и познавательного интереса у дошкольников.
Задачи:
- развитие логико-математических представлений;
- развитие у детей логических способов познания математических свойств и отношений (анализ, абстрагирование, сравнение, обобщение, классификация).
Первым этапом моей работы стало обогащение предметно – пространственной среды, такими элементами, которые могли бы стимулировать логико-математическое мышление детей. С этой целью я изготовила и подобрала разнообразный материал: дидактические игры, задания на развития логического мышления: «Сложи узор», «Танграм», «Колумбово яйцо», «Вьетнамская игра», «Волшебный круг», авторские игры («Ромбики Кайе», «Трикубики», «Кубики Никитина» и др.), а также различный материал для родителей: памятки: «Как научить детей играть в шашки в домашних условиях», «Логические игры вокруг нас», буклеты: «Предпосылки логико – математического мышления», круглый стол: «Играем вместе в детском саду и дома», «Развиваюсь играя».
Вторым этапом работы было включение интеллектуально-логических игр и упражнений не только в занятия, но и в свободную и совместную деятельности. Как показала практика - это более результативно, чем использование их только в непосредственно и образовательной деятельности.
Я не учу целенаправленно детей считать, решать арифметические задачи. Мы просто играем. Я не использую ничего необычного. На помощь мне приходят известные всем с давних пор игры. Это шашки, динамическая игра- преследование «Сонор». В процессе игр у детей развиваются устойчивое внимание, выдержка, исполнительность, инициатива. Детям кажется, что они просто играют, а в это время у них развивается логическое мышление, формируются познавательный интерес, мотивация к обучению, они учатся планировать каждый ход, соблюдать правила игры.
Стараюсь заинтересовать игрой каждого ребенка, при этом, не заставляя, а придумывая разные формы игровой деятельности. Эти игры я выбрала не просто так - ведь всем известно, что шашки – «тренажер» для тех, кто желает научиться мыслить логически. Работу начинаю со старшей группы, для этого на каждую игру составляю свой алгоритм. Он не соблюдается строго - это не образовательная деятельность. В своей работе с детьми я использую авторские программы: В.Н. Сидорычева «Русские шашки для дошкольников»; игра «Сонор». Автором игры является профессор математики - Томский Григорий Васильевич, который изобрёл её в 1988 году. ДИП «Сонор» широко известна в Якутии как средство развития логического мышления и творческих способностей. Вместе с тем , богата в интеллектуальном и стратегическом плане, дает темы для размышлений детям любого возраста. Простота правил делает игру доступной.
Свободную игровую деятельность по развитию логико – математического мышления у детей старшего дошкольного возраста выстраиваю с учётом следующих принципов:
1) Доступность.
2) Непрерывность.
3) Целостность.
4) Научность.
5) Системность.
Работая по данному направлению использовала разнообразные методы:
- элементарный анализ (установление причинно-следственных связей);
- сравнение;
- метод моделирования и конструирования;
- решение логических задач;
- экспериментирование и опыты;
- воссоздание и преобразование.
В работе с родителями применяю следующие формы:
-общие и групповые родительские собрания
-консультации «Интеллектуальная игра в жизни ребенка». «Яркие и интересные игры», «Игры с шашками» и др.
-проекты с участием родителей «Необыкновенная игра Сонор»
- изготовление атрибутов для игр совместно с родителями
-мастер-класс для родителей
-совместное создание предметно-развивающей среды
Я прилагаю все усилия к тому, чтобы знания и умения, полученные детьми в детском саду - родители и дети закрепляли дома.
В заключение можно сделать следующие вывод: формирование логико-математического мышления и познавательного интереса – один из важнейших вопросов воспитания и развития ребенка дошкольного возраста. От того, насколько будут развиты у ребенка математическое мышление и познавательные способности, зависит успех его обучения в школе и успех его развития в целом. Ребенок, которому интересно узнавать что-то новое, и у которого это получается, всегда будет стремиться узнать еще больше – что, конечно, самым положительным образом скажется на его умственном развитии. При дальнейшем обучении в школе мои дети показывают высокие результаты в области математики, у них достаточно высоко развиты познавательные интересы.
Опыт моей работы представлен на страничке моего мини-сайта. Дальнейшие перспективы моей деятельности:
- публиковать свой опыт в журналах «Дошкольное воспитание», «Игра и дети», «Обруч»;
- продолжить участвовать во Всероссийских и международных конкурсах.