физика 9 класс


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №20»

г. Альметьевска Республики Татарстан

«Рассмотрено»                            «Согласовано»                                      «Утверждаю»

Руководитель ШМО                   Заместитель директора по УР            Директор школы

________ Н.Н.Ившина                                                                       __________С.Л.Галанина

Протокол № ____                          ________И.И. Гизатуллина                   Приказ № 205                от «____»________2019г.          «______»________2019г.         от «__02_»__сентября_2019г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету    ФИЗИКА

для    9А,В,Г,Д  класса

на 2019-2020 учебный год

учителя I квалификационной категории

Ившиной Наили Науфаловны

                       

                                                                                                                                                     

\\

                                                                                                                                                 

                                                                                                                                                                   «Принято»

педагогическим советом                                

Протокол №1 от «29» августа 2019г         

                                                                                                                                                 

                                                                                                                                                   

                                                                                                                 

 

Альметьевск, 2019

Планируемые результаты изучения предмета

Название раздела

Предметные результаты

Метапредметные результаты

Личностные результаты

ученик научится

ученик получит возможность научиться

Механические явления

-понимать и способность объяснять физические явления: механическое движение, равномерное и неравномерное движение, инерция, всемирное тяготение, равновесие тел,  движение по окружности с постоянной по модулю скоростью, колебания математического и пружинного маятников, резонанс (в том числе звуковой), механические волны, длина волны, отражение звука, эхо;

—знать и способность давать определения/описания физических понятий: относительность движения, первая космическая скорость, реактивное движение; физических моделей: материальная точка, система отсчета; физических величин: перемещение, скорость равномерного прямолинейного движения, мгновенная скорость и ускорение при равноускоренном прямолинейном движении, скорость и центростремительное ускорение при равномерном движении тела по окружности, импульс;

—уметь измерять: скорость, мгновенную скорость и ускорение при равноускоренном прямолинейном движении, центростремительное ускорение при равномерном движении по окружности, массу, силу, вес, силу трения скольжения, силу трения качения, объем, плотность тела, равнодействующую сил, действующих на тело, потенциальную и кинетическую энергию,

—владеть экспериментальными методами исследования зависимости:

 зависимости периода и частоты колебаний маятника от длины его нити;

—понимание смысла основных физических законов: законы Ньютона, закон всемирного тяготения, закон Гука, закон сохранения импульса, закон сохранения энергии и умение применять их на практике;

—уметь переводить физические величины из несистемных в СИ и наоборот;

—уметь использовать полученные знания в повседневной жизни (быт, экология, охрана окружающей среды).

- использовать знания физический явлений: механическое движение, равномерное и неравномерное движение, инерция, всемирное тяготение, - использовать знания определений и физических явлений: относительность движения, первая космическая скорость, реактивное движение; физических моделей: материальная точка, система отсчета; физических величин: перемещение, скорость равномерного прямолинейного движения, мгновенная скорость и ускорение при равноускоренном прямолинейном движении, скорость и центростремительное ускорение при равномерном движении тела по окружности, импульс;

-владеть экспериментальными методами исследования зависимости:

пройденного пути от времени, удлинения пружины от приложенной силы,

- уметь владеть способами выполнения расчетов при нахождении: скорости (средней скорости), пути, времени, силы тяжести, веса тела, плотности тела, объема, массы, силы упругости, равнодействующей сил, действующих на тело.

-уметь владеть способами выполнения расчетов при нахождении: механической работы, кинетической и потенциальной энергии.

—уметь находить связь между физическими величинами: силой тяжести и массой тела, скорости со временем и путем,

—уметь приводить примеры технических устройств и живых организмов, в основе перемещения которых лежит принцип реактивного движения; знание и умение объяснять устройство и действие космических ракет-носителей;

Пробуют самостоятельно формулировать определения понятий (наука, природа, человек). Умеют классифицировать объекты.  

Выделяют количественные характеристики объектов, заданные словами. Умеют заменять термины определениями.

Обосновывают способы решения задачи, выражают смысл ситуации различными средствами (рисунки, символы, схемы, знаки). Выделяют формальную структуру задачи. Анализируют наблюдаемые явления, обобщают и делают выводы. Выбирают знаково-символические средства для построения модели. Выделяют обобщенный смысл наблюдаемых явлений. Выбирают смысловые единицы текста и устанавливать отношения между ними. Выделяют объекты и процессы с точки зрения целого и частей. Выражают структуру задачи разными средствами. Умеют выбирать обобщенные стратегии решения задачи, Выделяют и формулируют проблему. выполняют операции со знаками и символами,  заменяют термины определениями, самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера, выбирают наиболее эффективные способы решения задачи

осознание важности изучения физики, проведение наблюдения,

формирование познавательных интересов, убежденность в возможности познания природы, осуществлять взаимный контроль, устанавливать разные точки зрения, принимать решения, работать в группе

развитие внимательности аккуратности, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, развитие внимательности собранности и аккуратности, убедиться в возможности познания природы, наблюдать, выдвигать гипотезы, делать умозаключения

самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений; сформировать познавательный интерес,творческуюинициативу,самостоятельность, развитие внимательности собранности и аккуратности

развитие межпредметных связей

формирование умения определения одной, формировать умение наблюдать и характеризовать физические явления, логически мыслить, развитие умений и навыков применения полученных знаний для решения практических задач повседневной жизни

Электромагнитные явления

-понимать и способность объяснять физические явления: электризация тел, нагревание проводников электрическим током, электрический ток в металлах, действие магнитного поля на проводник с током, прямолинейное распространение света, образование тени и полутени, отражение и преломление света;

—понимать и способность описывать и объяснять физические явления/процессы: электромагнитная индукция, самоиндукция, преломление света, дисперсия света,

—знать и способность давать определения/описания физических понятий: магнитное поле, электромагнитные волны, электромагнитные колебания, радиосвязь, видимый свет; физических величин: магнитная индукция, индуктивность, период, частота и амплитуда электромагнитных колебаний, показатели преломления света;

—понимать смысл основных физических законов и умение применять их на практике: закон отражения света, закон преломления света, закон прямолинейного распространения света;

—владеть экспериментальными методами исследования зависимости: магнитного действия катушки от силы тока в цепи, изображения от расположения лампы на различных расстояниях от линзы, угла отражения от угла падения света на зеркало;

—понимать принцип действия электроскопа, электрометра, гальванического элемента, аккумулятора, фонарика, реостата, конденсатора, лампы накаливания и способов обеспечения безопасности при их использовании;

—знать назначения, устройства и принципа действия технических устройств: электромеханический индукционный генератор переменного тока, трансформатор, колебательный кон-тур, детектор, спектроскоп, спектрограф;

—различать фокус линзы, мнимый фокус и фокусное расстояние линзы, оптическую силу линзы и оптическую ось линзы, собирающую и рассеивающую линзы, изображения, даваемые собирающей и рассеивающей линзой;

—понимать суть метода спектрального анализа и его возможностей;

—уметь использовать полученные знания в повседневной жизни (экология, быт, охрана окружающей среды, техника безопасности).

-использовать знания физический явлений: электрические явления с позиции строения атома, действия электрического тока, намагниченность железа и стали, взаимодействие магнитов, взаимодействие проводника с током и магнитной стрелки,

- уметь понимать физические явления/процессы:поглощение испускание света атомами, возникновение линейчатых спектров испускания и поглощения; линии магнитной индукции, однородное и неоднородное магнитное поле, магнитный поток, переменный электрический ток, электромагнитное поле,

-владеть экспериментальными методами исследования зависимости: силы тока на участке цепи от электрического напряжения, электрического сопротивления проводника от его длины, площади поперечного сечения и материала,

—владеть способами выполнения расчетов для нахождения: силы тока, напряжения, сопротивления при параллельном и последовательном соединении проводников, удельного сопротивления проводника, работы и мощности электрического тока, количества теплоты, выделяемого проводником с током, емкости конденсатора, работы электрического поля конденсатора, энергии конденсатора;

Устанавливают причинно-следственные связи. Строят логические цепи рассуждений. Выбирают наиболее эффективные способы решения задачи, анализируют условия и требования задачи, создают алгоритмы деятельности, выполняют операции со знаками и символами, самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Выбирают знаково-символические средства для построения модели.

Самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера, оценивают  достигнутый  результат, умеют (или развивают способность) с помощью вопросов добывать недостающую информацию. Формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней, учатся действовать с учетом позиции другого и согласовывать свои действия. Составляют план и последовательность действий. Владение монологической и диалогической речью. Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что еще неизвестно. Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении проблем, учатся владеть монологической и диалогической формами речи.

самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений; развитие навыков устного счета

применение теоретических положений и законов, соблюдать технику безопасности, ставить проблему, выдвигать гипотезу,  самостоятельно проводить измерения, делать умозаключения, формирование ценностных отношений к авторам открытий, изобретений,

уважение к творцам науки и техники, развитие навыков устного счета

применение теоретических положений и законов, формирование ценностных отношений к результатам обучения, развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого, мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;

уважение к творцам науки и техники, развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать, мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода; составляют план и последовательность действий

Квантовые явления

-понимать и способность описывать и объяснять физические явления: радиоактивность, ионизирующие излучения;

—знать и способность давать определения/описания физических понятий: радиоактивность, альфа-, бета- и гамма-частицы;

-физических моделей: модели строения атомов, предложенные Д. Томсоном и Э. Резерфордом; протонно-нейтронная модель атомного ядра, модель процесса деления ядра атома урана; физических величин: поглощенная доза излучения, коэффициент качества, эквивалентная доза, период полураспада;

—уметь измерять мощность дозы радиоактивного излучения бытовым дозиметром;

—знать  формулировок,  понимание  смысла  и  умение

применять:­ закон сохранения массового числа, закон сохранения заряда, закон радиоактивного распада, правило смещения;

—понимать  суть экспериментальных методов исследования частиц;

—уметь использовать полученные знания в повседневной жизни (быт, экология, охрана окружающей среды, техника безопасности и др.).

-использовать знания о физических явлениях: радиоактивность, альфа-, бета- и гамма-частицы;

-уметь приводить примеры и объяснять устройство и принцип действия технических устройств и установок: счетчик Гейгера, камера Вильсона, пузырьковая камера, ядерный реактор на медленных нейтронах;

-уметь владеть экспериментальными методами исследования

  • процессе изучения зависимости мощности излучения продуктов распада радона от времени.

Принимают и сохраняют познавательную цель при выполнении учебных действий, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение уметь предвидеть возможные результаты, понимать различия между исходными фактами и развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника. Выбирают знаково-символические средства для построения модели, умеют (или развивают способность) брать на себя инициативу в организации совместного действия.

Мотивация  ориентированного подхода;

уважение к творцам науки и техники.образовательной деятельности школьников. Различают способ и результат своих действий с заданным эталоном, обнаруживают отклонения и отличия, научиться самостоятельно приобретать знания и практической значимости изученного материала; самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений, формирование ценностных отношений друг к другу.

Строение и эволюция Вселенной

-представлять о составе, строении, происхождении и возрасте Солнечной системы;

-уметь применять физические законы для объяснения движения планет Солнечной системы;

-знать и способность давать определения/описания физических понятий: геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира;

-объяснять суть эффекта Х. Доплера; знание формулировки и объяснение сути закона Э. Хаббла;

-знать, что существенными параметрами, отличающими звезды от планет, являются их массы и источники энергии (термоядерные реакции в недрах звезд и радиоактивные в недрах планет), что закон Э. Хаббла явился экспериментальным подтверждением модели нестационарной Вселенной, открытой А.А. Фридманом;

-сравнивать физические и орбитальные параметры планет земной группы с соответствующими параметрами планет-гигантов и находить в них общее и различное.

-сравнивать точность измерения физических величин по величине их относительной погрешности при проведении прямых измерений;

-самостоятельно проводить косвенные измерения и исследования физических величин с использованием различных способов измерения физических величин, выбирать средства измерения с учетом необходимой точности измерений, обосновывать выбор способа измерения, адекватного поставленной задаче, проводить оценку достоверности полученных результатов;

-воспринимать информацию физического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации, критически оценивать полученную информацию, анализируя ее содержание и данные об источнике информации;

Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения. Выбирают знаково-символические средства для построения модели, умеют (или развивают способность) брать на себя инициативу в организации совместного действия. Принимают и сохраняют познавательную цель, регулируют весь процесс, самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера

Развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать, уметь предвидеть возможные результаты своих действий при изменении формы жидкости, обнаружении воздуха в окружающем пространстве;


Содержание учебного предмета

Название раздела

Краткое содержание

Количество часов

Механические явления

Механическое движение. Материальная точка как модель физического тела. Относительность механического движения. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира. Система отсчета. Физические величины, необходимые для описания движения, и взаимосвязь между ними (путь, перемещение, скорость, ускорение, время движения). Равномерное и равноускоренное прямолинейное движение. Графики зависимости кинематических величин от времени при равномерном и равноускоренном движении. Равномерное движение по окружности. Инерция. Сила. Единицы силы. Инерциальная система отсчета. Законы Ньютона. Свободное падение тел. Сила тяжести. Закон всемирного тяготения. Искусственные спутники Земли. Сила упругости. Закон Гука. Равнодействующая сил. Сила трения. Трение скольжения. Трение покоя. Трение в природе и технике. Искусственные спутники Земли1. Первая космическая скорость. Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Механическая работа. Мощность. Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия. Превращение одного вида механической энергии в другой. Закон сохранения полной механической энергии. Простые механизмы. Центр тяжести тела.

Колебательное движение. Колебания груза на пружине. Свободные колебания. Колебательная система. Маятник. Амплитуда, период, частота колебаний. Гармонические колебания. Превращение энергии при колебательном движении. Затухающие колебания. Вынужденные колебания. Резонанс. Распространение колебаний в упругих средах. Поперечные и продольные волны. Длина волны. Связь длины волны со скоростью ее распространения и периодом (частотой). Звуковые волны. Скорость звука. Высота, тембр и громкость звука. Эхо. Звуковой резонанс.

39 ч.

Электромагнитные явления

Опыт Эрстеда. Магнитное поле. Индукция магнитного поля. Магнитное поле прямого тока. Магнитное поле катушки с током. Постоянные магниты. Магнитное поле постоянных магнитов. Магнитное поле Земли. Взаимодействие магнитов. Действие магнитного поля на проводник с током. Электрический двигатель. Однородное и неоднородное магнитное поле. Правило буравчика. Обнаружение магнитного поля. Действие магнитного поля на проводник с током и движущуюся заряженную частицу. Сила Ампера и сила Лоренца. Правило левой руки. Магнитный поток. Опыты Фарадея. Электромагнитная индукция. Направление индукционного тока. Правило Ленца. Явление самоиндукции.

Электромагнитные колебания. Колебательный контур. Переменный ток. Генератор переменного тока. Преобразования энергии в электрогенераторах. Трансформатор. Передача электрической энергии на расстояние. Электромагнитное поле. Электромагнитные волны. Скорость распространения электромагнитных волн. Влияние электромагнитных излучений на живые организмы. Получение электромагнитных колебаний. Принципы радиосвязи и телевидения.

Электромагнитная природа света. Скорость света. Источники света. Прямолинейное распространение света. Отражение света. Закон отражения света. Плоское зеркало. Изображение предмета в зеркале. Преломление света. Закон преломления света. Линзы. Фокусное расстояние линзы. Оптическая сила линзы. Изображения, даваемые линзой. Глаз как оптическая система. Оптические приборы. Преломление света. Показатель преломления. Дисперсия света. Цвета тел. Спектрограф и спектроскоп­. Типы оптических спектров. Спектральный анализ.

25 ч.

Квантовые явления

 Поглощение и испускание света атомами. Происхождение линейчатых спектров. Опыты Резерфорда. Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов. Альфа-, бета- и гамма-излучения. Радиоактивные превращения атомных ядер. Сохранение зарядового и массового чисел при ядерных реакциях. Период полураспада. Закон радиоактивного распада. Экспериментальные методы исследования частиц. Протонно-нейтронная модель ядра. Физический смысл

16 ч.

Строение и эволюция Вселенной

Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира. Состав, строение и происхождение Солнечной системы. Физическая природа небесных тел Солнечной системы. Планеты малые тела Солнечной системы. Строение, излучение и эволюция Солнца и звезд. Строение и эволюция Вселенной. Гипотеза Большого взрыва.

5 ч.

Повторение

4 ч.

Резерв

4 ч.

Календарно-тематическое планирование

А.В. Перышкин Физика. 9 кл. – М.: Дрофа, 2019

№ урока

Тема урока

Кол-во часов

Дата проведения

Основные виды учебной деятельности учащихся

план

факт

Законы взаимодействия и движения тел (39ч.)

1

ТБ. Материальная точка. Система отсчета.

1

9а-04.09

9в-03.09

9г-03.09

9д-04.09

9а-

9в-

9г-

9д-

-описывает прямолинейное равномерное движение тел

- обосновывает возможность замены тела материальной точкой

-определяет координаты материальной точки в заданной системе координат

2

Перемещение.

1

9а-05.09

9в-04.09

9г-04.09

9д-05.09

9а-

9в-

9г-

9д-

приводит примеры, в которых координату движущегося тела можно определить, зная начальную координату и перемещение

3

Определение координаты движущегося тела.

1

9а-07.09

9в-07.09

9г-07.09

9д-07.09

9а-

9в-

9г-

9д-

-определяет модули и проекции векторов на координатную ось

-записывает уравнение для определения координаты движущегося тела в векторной и скалярной форме

4

Перемещение при прямолинейном равномерном движении.

1

9а-11.09

9в-10.09

9г-10.09

9д-11.09

9а-

9в-

9г-

9д-

-доказывает равенство модуля вектора перемещения пройденному пути и площади под графиком скорости

-строит графики зависимости скорости от времени

5

Решение задач по теме «Равномерное движение».

1

9а-12.09

9в-11.09

9г-11.09

9д-12.09

9а-

9в-

9г-

9д-

- применяет полученные знания к решению задач, анализирует результаты

6

Прямолинейное равноускоренное движение. Ускорение.

1

9а-14.09

9в-14.09

9г-14,09

9д-14.09

9а-

9в-

9г-

9д-

-объясняет физический смысл понятий «мгновенная скорость, «ускорение»

-записывает формулу для определения ускорения в векторном и скалярном виде

7

Скорость прямолинейного равноускоренного движения. График скорости.

1

9а-18.09

9в-17.09

9г-17.09

9д-18.09

9а-

9в-

9г-

9д-

-записывает уравнение скорости в векторном и скалярном виде

-строит график скорости

8

Решение задач по теме «Ускорение. График скорости».

1

9а-19.09

9в-18.09

9г-18,09

9д-19.09

9а-

9в-

9г-

9д-

- применяет полученные знания к решению задач, анализирует результаты

9

Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении.

1

9а-21.09

9в-21.09

9г-21.09

9д-21.09

9а-

9в-

9г-

9д-

доказывает равенство модуля вектора перемещения площади под графиком скорости

10

Перемещение тела при прямолинейном равноускоренном движении без начальной скорости.

1

9а-25.09

9в-24.09

9г-24.09

9д-25.09

9а-

9в-

9г-

9д-

определяет модуль вектора перемещения, совершенного движущимся телом за n-ю секунду от начала движения и совершенного им за k-ю секунду.

11

Решение задач по теме «Перемещение при равноускоренном движении».

1

9а-26.09

9в-25.09

9г-25,09

9д-26.09

9а-

9в-

9г-

9д-

- применяет полученные знания к решению задач, анализирует результаты

12

Лабораторная работа №1 «Исследование равноускоренного движения без начальной скорости».

1

9а-28.09

9в-28,09

9г-28,09

9д-28.09

9а-

9в-

9г-

9д-

определяет ускорение и мгновенную скорость тела, движущегося равноускоренно

13

Относительность движения.

1

9а-02.10

9в-01.10

9г-01.10

9д-02.10

9а-

9в-

9г-

9д-

-сравнивает траектории, пути, перемещения, скорости тела в указанной системе отсчета

-приводит примеры, поясняющие относительность движения

14

Контрольная работа по теме

« Механические явления».

1

9а-03.10

9в-02.10

9г-02,10

9д-03.10

9а-

9в-

9г-

9д-

- применяет полученные знания к решению задач, анализирует результаты

15

Анализ контрольной работы. Инерциальные системы отсчета. Первый закон Ньютона.

1

9а-05.10

9в-05.10

9г-05.10

9д-05.10

9а-

9в-

9г-

9д-

-наблюдает проявление инерции

-приводит примеры инерции

16

Второй закон Ньютона

1

9а-09.10

9в-08.10

9г-08.10

9д-09.10

9а-

9в-

9г-

9д-

записывает второй закон Ньютона в виде формулы

17

Решение задач по теме «Второй закон Ньютона».

1

9а-10.10

9в-09.10

9г-09.10

9д-10.10

9а-

9в-

9г-

9д-

- применяет полученные знания к решению задач, анализирует результаты

18

Третий закон Ньютона

1

9а-12.10

9в-12.10

9г-12.10

9д-12.10

9а-

9в-

9г-

9д-

описывает и объясняет опыты, иллюстрирующие справедливость третьего закона Ньютона

19

Решение задач по теме                «Движение связанных тел».

1

9а-16.10

9в-15.10

9г-15.10

9д-16.10

9а-

9в-

9г-

9д-

- применяет полученные знания к решению задач, анализирует результаты

20

Свободное падение тела.

1

9а-17.10

9в-16.10

9г-16.10

9д-17.10

9а-

9в-

9г-

9д-

делает вывод о движении тел с одинаковым ускорением при действии на них только силы тяжести

21

Лабораторная работа №2 «Измерение ускорения свободного падения».

1

9а-19.10

9в-19.10

9г-19.10

9д-19.10

9а-

9в-

9г-

9д-

измеряет ускорение свободного падения

22

Движение тела, брошенного вертикально вверх. Невесомость.

1

9а-23.10

9в-22.10

9г-22.10

9д-23.10

9а-

9в-

9г-

9д-

определяет условия, при которых тела находятся в состоянии невесомости

23

Решение задач по теме «Свободное падение тела».

1

9а-24.10

9в-23.10

9г-23.10

9д-24.10

9а-

9в-

9г-

9д-

- применяет полученные знания к решению задач, анализирует результаты

24

Закон всемирного тяготения.

1

9а-26,10

9в-26.10

9г-26.10

9д-26,10

9а-

9в-

9г-

9д-

-определяет зависимость силы всемирного тяготения от массы тел и расстояния между ними

-записывает закон в виде математического уравнения

25

Ускорение свободного падения на Земле и других небесных телах.

1

9а-07.11

9в-29.10

9г-29.10

9д-07.11

9а-

9в-

9г-

9д-

определяет и понимает зависимость ускорения свободного падения от широты места и высоты над Землей

26

Решение задач по теме «Закон всемирного тяготения».

1

9а-09.11

9в-09.11

9г-09.11

9д-09.11

9а-

9в-

9г-

9д-

- применяет полученные знания к решению задач, анализирует результаты

27

Сила упругости.

1

9а-13,11

9в-12,11

9г-12,11

9д-13,11

9а-

9в-

9г-

9д-

- приводит примеры видов деформации, объясняет причины возникновения силы упругости

28

Сила трения.

1

9а-14,11

9в-13,11

9г-13.11

9д-14.11

9а-

9в-

9г-

9д-

- приводит примеры видов сил трения, объясняет причины возникновения силы трения

29

Решение задач по теме «Силы».

1

9а-16.11

9в-16.11

9г-16.11

9д-16.11

9а-

9в-

9г-

9д-

- применяет полученные знания к решению задач, анализирует результаты

30

Прямолинейное и криволинейное движение. Движение тела по окружности. С постоянной по модулю скоростью.

1

9а-20.11

9в-19.11

9г-19.11

9д-20.11

9а-

9в-

9г-

9д-

-характеризует условия, при которых тела движутся прямолинейно или криволинейно

-вычисляет модуль центростремительного ускорения

31

Решение задач по теме «Движение тела по окружности».

1

9а-21.11

9в-20.11

9г-20.11

9д-21.11

9а-

9в-

9г-

9д-

- применяет полученные знания к решению задач, анализирует результаты

32

Импульс тела. Закон сохранения импульса.

1

9а-23.11

9в-23.11

9г-23.11

9д-23.11

9а-

9в-

9г-

9д-

-дает определение понятия «импульс тела»

-объясняет, какая система тел называется «замкнутой»

33

Решение задач по теме «Импульс тела. Закон сохранения импульса».

1

9а-27.11

9в-26.11

9г-26.11

9д-27.11

9а-

9в-

9г-

9д-

- применяет полученные знания к решению задач, анализирует результаты

34

Реактивное движение. Ракеты. Искусственные спутники Земли.

1

9а-28.11

9в-27.11

9г-27.11

9д-28.11

9а-

9в-

9г-

9д-

-приводит примеры реактивного движения

-понимает устройство и принцип действия ракет

35

Работа силы.

1

9а-30.11

9в-30.11

9г-30.11

9д-30.11

9а-

9в-

9г-

9д-

-дает определения понятий «работа» и «работа силы»

-определяет работу силы тяжести, силы упругости

36

Потенциальна и кинетическая энергии.

1

9а-04.12

9в-03.12

9г-03.12

9д-04.12

9а-

9в-

9г-

9д-

-приводит примеры тел, обладающих потенциальной, кинетической энергией

37

Закон сохранения механической энергии.

1

9а-05.12

9в-04.12

9г-04.12

9д-05.12

9а-

9в-

9г-

9д-

-доказывает справедливость закона сохранения энергии

38

Решение задач по теме «Работа силы. Закон сохранения механической энергии».

1

9а-07.12

9в-07.12

9г-07.12

9д-07.12

9а-

9в-

9г-

9д-

- применяет полученные знания к решению задач, анализирует результаты

39

Контрольная работа по теме «Законы взаимодействия и движения тел».

1

9а-11.12

9в-10.12

9г-10.12

9д-11.12

9а-

9в-

9г-

9д-

- применяет полученные знания к решению задач, анализирует результаты

Механические колебания волны. Звук. (12ч.)

40

Анализ контрольной работы. Колебательные движения. Свободные колебания.

1

9а-12.12

9в-11.12

9г-11.12

9д-12.12

9а-

9в-

9г-

9д-

-приводит примеры колебаний

-описывает динамику свободных колебаний пружинного и математического маятников

41

Величины, характеризующие колебательное движение. Гармонические колебания.

1

9а-14.12

9в-14.12

9г-14.12

9д-14.12

9а-

9в-

9г-

9д-

-определяет величины, характеризующие колебательное движение

-записывает формулу взаимосвязи периода и частоты колебании

42

Лабораторная работа №3  «Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний математического маятника от его длины».

1

9а-18.12

9в-17.12

9г-17.12

9д-18.12

9а-

9в-

9г-

9д-

исследует зависимость периода колебаний маятника от длины его нити

43

Решение задач по теме «Колебания».

1

9а-19.12

9в-18.12

9г-18.12

9д-19.12

9а-

9в-

9г-

9д-

- применяет полученные знания к решению задач, анализирует результаты

44

Затухающие колебания. Вынужденные колебания. Резонанс.

1

9а-21.12

9в-21.12

9г-21.12

9д-21.12

9а-

9в-

9г-

9д-

-объясняет причину затухания свободных колебаний и условия существования вынужденных колебаний

-объясняет явление резонанса

45

Распространение колебаний в среде. Волны.

1

9а-25.12

9в-24.12

9г-24.12

9д-25.12

9а-

9в-

9г-

9д-

-описывает механизм образования волн

-называет характеризующие волны физические величины

-отличает поперечные и продольные волны

46

Длина волны. Скорость распространения волны.

1

9а-26.12

9в-25.12

9г-25.12

9д-26.12

9а-

9в-

9г-

9д-

-определяет величины, характеризующие упругие волны

-определяет формулу нахождения длины и скорости волны

47

Источники звука. Звуковые колебания.

1

9а-09.01

9в-11.01

9г-11.01

9д-09.01

9а-

9в-

9г-

9д-

-называет диапазон звуковых волн

-приводит примеры источников звука

48

Высота и тембр звука. Громкость звука.

1

9а-11.01

9в-14.01

9г-14.01

9д-11.01

9а-

9в-

9г-

9д-

определяет зависимость высоты тона от частоты, громкости звука – от амплитуды

49

Распространение звука. Звуковые волны.

1

9а-15.01

9в-15.01

9г-15.01

9д-15.01

9а-

9в-

9г-

9д-

объясняет зависимость скорости звука от свойств среды и от ее температуры

50

Отражение звука. Звуковой резонанс.

1

9а-16.01

9в-18.01

9г-18.01

9д-16.01

9а-

9в-

9г-

9д-

-объясняет причины образования эха

-приводит примеры проявления звукового резонанса

51

Контрольная работа по теме «Механические колебания и волны. Звук».

1

9а-18.01

9в-21.01

9г-21.01

9д-18.01

9а-

9в-

9г-

9д-

- применяет полученные знания к решению задач, анализирует результаты

Электромагнитное поле (21ч.)

52

Анализ контрольной работы.  Магнитное поле.

1

9а-22.01

9в-22.01

9г-22.01

9д-22.01

9а-

9в-

9г-

9д-

-делает выводы о замкнутости магнитных линий и об ослаблении поля с удалением от проводников с током

-изображает магнитное поле

53

Направление тока и направление линий его магнитного поля.

1

9а-23.01

9в-25.01

9г-25.01

9д-23.01

9а-

9в-

9г-

9д-

-формулирует правило правой руки для соленоида, правило буравчика

-определяет направление электрического тока в проводниках и направление линий магнитного поля

54

Обнаружение магнитного поля по его действию на электрический ток. Правило левой руки.

1

9а-25.01

9в-28.01

9г-28.01

9д-25.01

9а-

9в-

9г-

9д-

-применяет правило левой руки

-определяет знак заряда и направление движения частицы

55

Индукция магнитного поля. Магнитный поток.

1

9а-29.01

9в-29.01

9г-29.01

9д-29.01

9а-

9в-

9г-

9д-

-записывает формулу взаимосвязи модуля вектора магнитной индукции с модулем силы, действующей на проводник, и силой тока в проводнике

-описывает зависимость магнитного потока от индукции магнитного поля

56

Решение задач по теме «Магнитное поле».

1

9а-30.01

9в-01.02

9г-01.02

9д-30.01

9а-

9в-

9г-

9д-

- применяет полученные знания к решению задач, анализирует результаты

57

Явление электромагнитной индукции.

1

9а-01.02

9в-04.02

9г-04.02

9д-01.02

9а-

9в-

9г-

9д-

описывает опыты, подтверждающие появление электрического поля при изменении магнитного поля

58

Лабораторная работа №4

«Изучение явления электромагнитной индукции».

1

9а-0502

9в-05.02

9г-05.02

9д-05.02

9а-

9в-

9г-

9д-

проводит исследование   по изучению явления электромагнитной индукции

59

Направление индукционного тока. Правило Ленца.

1

9а-06.02

9в-08.02

9г-08.02

9д-06.02

9а-

9в-

9г-

9д-

объясняет физическую суть правила Ленца и формулирует его

60

Явление самоиндукции.

1

9а-08.02

9в-11.02

9г-11.02

9д-08.02

9а-

9в-

9г-

9д-

наблюдает и объясняет явление самоиндукции

61

Получение и передача переменного электрического тока. Трансформатор.

1

9а-12.02

9в-12.02

9г-12.02

9д-12.02

9а-

9в-

9г-

9д-

-называет способы уменьшения потерь электроэнергии при передаче ее на большие расстояния

-понимает устройство и принцип действия трансформатора

62

Электромагнитное поле. Электромагнитные волны.

1

9а-13.02

9в-15.02

9г-15.02

9д-13.02

9а-

9в-

9г-

9д-

-исследует понятия «электромагнитное поле» и «электромагнитные волны»

-описывает различия между вихревым электрическим и электростатическим полями

63

Колебательный контур. Получение электромагнитных колебаний.

1

9а-15.02

9в-18.02

9г-18.02

9д-15.02

9а-

9в-

9г-

9д-

-определяет понятие «колебательный контур»

-понимает процесс получения электромагнитных колебаний

64

Решение задач по теме «Электромагнитные колебания».

1

9а-19.02

9в-19.02

9г-19.02

9д-19.02

9а-

9в-

9г-

9д-

- применяет полученные знания к решению задач, анализирует результаты

65

Принципы радиосвязи и телевидения.

1

9а-20.02

9в-22.02

9г-22.02

9д-20.02

9а-

9в-

9г-

9д-

объясняет принципы радиосвязи и телевидения

66

Электромагнитная природа света.

1

9а-22.02

9в-25.02

9г-25.02

9д-22.02

9а-

9в-

9г-

9д-

-понимает природу света

-характеризует различные диапазоны электромагнитных волн

67

Преломление света. Физический смысл показателя преломления.

1

9а-26.02

9в-26.02

9г-26.02

9д-26.02

9а-

9в-

9г-

9д-

объясняет суть и дает определение явление преломления света

68

Дисперсия света. Цвета тел.

1

9а-27.02

9в-29.02

9г-29.02

9д-27.02

9а-

9в-

9г-

9д-

объясняет суть и дает определение явление дисперсии света

69

Решение задач по теме «Преломление света».

1

9а-29.02

9в-03.03

9г-03.03

9д-29.02

9а-

9в-

9г-

9д-

- применяет полученные знания к решению задач, анализирует результаты

70

Типы оптических спектров.

Лабораторная работа №5 «Наблюдение сплошного и линейчатых спектров испускания».

1

9а-04.03

9в-04.03

9г-04.03

9д-04.03

9а-

9в-

9г-

9д-

-называет условия образования сплошных и линейчатых спектров испускания

-исследует сплошной и линейчатый спектры испускания

71

Поглощение и испускание света атомами. Происхождение линейчатых спектров.

1

9а-07.03

9в-05.03

9г-05.03

9д-07.03

9а-

9в-

9г-

9д-

объясняет излучение и поглощение света атомами и происхождение линейчатых спектров на основе постулатов Бора

72

Контрольная работа по теме «Электромагнитное поле».

1

9а-11.03

9в-10.03

9г-10.03

9д-11.03

9а-

9в-

9г-

9д-

- применяет полученные знания к решению задач, анализирует результаты

Строение атома и атомного ядра (16ч.)

73

Анализ контрольной работы. Радиоактивность. Модели атома.

1

9а-12.03

9в-11.03

9г-11.03

9д-12.03

9а-

9в-

9г-

9д-

описывает опыты Резерфорда по обнаружению сложного состава радиоактивного излучения и по исследованию строения атома

74

Радиоактивные превращения атомных ядер.

        

1

9а-14.03

9в-14.03

9г-14.03

9д-14.03

9а-

9в-

9г-

9д-

-объясняет суть законов сохранения массового числа и заряда при радиоактивных превращениях

-применяет законы сохранения при записи уравнений ядерных реакций

75

Экспериментальные методы исследования частиц.

1

9а-18.03

9в-17.03

9г-17.03

9д-18.03

9а-

9в-

9г-

9д-

понимает суть различных методов исследования частиц

76

Лабораторная работа №8

«Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям».

1

9а-19.03

9в-18.03

9г-18.03

9д-19.03

9а-

9в-

9г-

9д-

изучает характер движения заряженных частиц по их трекам

77

Открытие протона и нейтрона.

1

9а-21.03

9в-21.03

9г-21.03

9д-21.03

9а-

9в-

9г-

9д-

объясняет, как были открыты протон и нейтрон

78

Состав атомного ядра. Ядерные силы.

1

9а-01.04

9в-01.04

9г-01.04

9д-01.04

9а-

9в-

9г-

9д-

-объясняет физический смысл понятий «массовое и зарядовое число»

-объясняет природу ядерных сил

79

Энергия связи. Дефект масс.

1

9а-02.04

9в-04.04

9г-04.04

9д-02.04

9а-

9в-

9г-

9д-

-объясняет физический смысл понятий «энергия связи» и «дефект масс»

80

Решение задач по теме: «Энергия связи. Дефект масс».

9а-04.04

9в-07.04

9г-07.04

9д-04.04

9а-

9в-

9г-

9д-

- применяет полученные знания к решению задач, анализирует результаты

81

Деление ядер урана. Цепная реакция.

1

9а-08.04

9в-08.04

9г-08.04

9д-08.04

9а-

9в-

9г-

9д-

-описывает процесс деления ядра атома урана

-объясняет физический смысл понятий «цепная реакция», «критическая масса»

82

Лабораторная работа №7

 «Изучение деления ядра атома урана по фотографии треков».

1

9а-09.04

9в-11.04

9г-11.04

9д-09.04

9а-

9в-

9г-

9д-

объясняет деление ядра урана, применяя закон сохранения импульса

83

Ядерный реактор. Преобразование внутренней энергии ядер в электрическую энергию.

1

9а-11.04

9в-14.04

9г-14.04

9д-11.04

9а-

9в-

9г-

9д-

-объясняет устройство и действие ядерного реактора

-понимает этапы превращения энергии при работе ядерного реактора

84

Атомная энергетика.

1

9а-15.04

9в-15.04

9г-15.04

9д-15.04

9а-

9в-

9г-

9д-

называет преимущества и недостатки АЭС перед другими видами электростанций

85

Биологическое действие радиации. Закон радиоактивного распада. Лабораторная работа №6 « Измерение естественного радиационного фона дозиметром».

1

9а-16.04

9в-18.04

9г-18.04

9д-16.04

9а-

9в-

9г-

9д-

-объясняет суть понятий «доза излучения», «коэффициент качества», «эквивалентная доза», «период полураспада»

-измеряет радиационный фон дозиметром

86

Термоядерные реакции.

1

9а-18.04

9в-21.04

9г-21.04

9д-18.04

9а-

9в-

9г-

9д-

-называет условия протекания термоядерной реакции

-приводит примеры термоядерных реакций

87

Решение задач по теме «Ядерные реакции».

1

9а-22.04

9в-22.04

9г-22.04

9д-22.04

9а-

9в-

9г-

9д-

- применяет полученные знания к решению задач, анализирует результаты

88

Контрольная работа по теме

 «Строение атома и атомного ядра. Использование энергии атомных ядер».

1

9а-23.04

9в-25.04

9г-25.04

9д-23.04

9а-

9в-

9г-

9д-

- применяет полученные знания к решению задач, анализирует результаты

Строение и эволюция Вселенной (5ч.)

89

Состав, строение и происхождение Солнечной системы.

1

9а-25.04

9в-28.04

9г-28.04

9д-25.04

9а-

9в-

9г-

9д-

-наблюдает небесные объекты (по слайдам или фотографиям)

-называет группы объектов Солнечной системы

90

Большие планеты Солнечной системы.

1

9а-29.04

9в-29.04

9г-29.04

9д-29.04

9а-

9в-

9г-

9д-

-сравнивает планеты земной группы и планеты-гиганты

-анализирует характерные признаки планет

91

Малые тела Солнечной системы.

1

9а-30.04

9в-02.05

9г-02.05

9д-30.04

9а-

9в-

9г-

9д-

отличает малые тела Солнечной системы: астероиды, кометы, метеорные тела

92

Строение, излучение и эволюция Солнца и звезд.

1

9а-02.05

9в-05.05

9г-05.05

9д-02.05

9а-

9в-

9г-

9д-

-называет причины образования пятен на Солнце

-объясняет физические процессы в недрах звезд

93

Строение и эволюция Вселенной.

1

9а-06.05

9в-06.05

9г-06.05

9д-06.05

9а-

9в-

9г-

9д-

-описывает модели Вселенной

-объясняет, в чем нестационарность Вселенной

-записывает закон Хаббла

94

Повторение по теме: «Механические явления», «Динамика».

1

9а-07.05

9в-12.05

9г-12.05

9д-07.05

9а-

9в-

9г-

9д-

решает практические задачи различной сложности, применяя знания из курса физики 9 класса

95

Повторение по теме: «Электрические явления», «Магнитное поле».

1

9а-13.05

9в-13.05

9г-13.05

9д-13.05

9а-

9в-

9г-

решает практические задачи различной сложности, применяя знания из курса физики 9 класса

96

Повторение по теме «Строение атома и атомного ядра».

1

9а-14.05

9в-16.05

9г-16.05

9д-14.05

9а-

9в-

9г-

решает практические задачи различной сложности, применяя знания из курса физики 9 класса

97

Итоговая контрольная работа

1

9а-16.05

9в-19.05

9г-19.05

9д-16.05

9а-

9в-

9г-

- применяет полученные знания к решению задач, анализирует результаты

98

Анализ контрольной работы. Повторение тем «Силы»

1

9а-20.05

9в-20.05

9г-20.05

9д-20.05

9а-

9в-

9г-

Я-умею, я –смог…

99-102

Повторение темы « Взаимодействие тел»

1

9а-23.05

9в-23.05

9г-23.05

9д-23.05

9а-

9в-

9г-

9д -

-Применение полученных знаний при решении качественных и количественных задач

Лист корректировки рабочей программы

Класс

Название

 раздела, темы

Дата проведения

 по плану

Причина корректировки

Корректирующие мероприятия

Дата проведения

по факту



Предварительный просмотр:

Анализ  результатов ОГЭ по физике МБОУ «СОШ №__» г._______

Дата: ___________________

На  экзамене по физике присутствовали __ обучающихся . С заданиями ОГЭ хорошо справились:

Не справились следующие обучающиеся:

Результаты проведенного ОГЭ по физике  приведены ниже:

Класс

Кол-во уч-ся выбравших предмет

Кол-во выполнявших работу

«5»

«4»

«3»

«2»

Усп.,%

Кач.,%

Средний первичный балл

Средняя оценка

Учитель

итого:

Класс

Количество правильных ответов на каждый вопрос работы

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

итого:

% выполнения каждого задания

% итого:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

  1. протокол проверки:

 

ФИО ученика

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

балл

оценка

Всего:

Обучающиеся на ОГЭ допустили следующие ошибки:

№ задания

Допущенные ошибки / Тема / Задание

Количество

не справившихся с заданием

%

не справившихся с заданием

1

Физические понятия. Физические величины, их единицы и приборы для измерения

2

Знание формул, связывающую данную физическую величину с другими величинами

3

Уметь распозновать физические явления, выделять их свойства

4

Уметь различать явления по его определению, характерным признакам демонстрирующих данное физическое явление.

5

Вычислять значения величины применяя формулы механики.

6

Вычислять значения величины применяя формулы механики.

7

Вычислять значение величины, используя законы тепловых явлений

8

Вычислять значение величины, используя законы электрических явлений

9

Вычислять значение величины, используя законы световых явлений.

10

Вычислять значение величины, используя законы ядерной физики.

11

Описывать изменения физических величин при протекании физических явлений и процессов.

12

Описывать изменения физических величин при протекании физических явлений и процессов.

13

Описывать свойства тел, явлений используя физические законы (анализ графиков, таблиц, схем)

14

Описывать свойства тел, явлений используя физические законы (анализ графиков, таблиц, схем).

15

Определение результата измерения и погрешности измерения физического прибора.

16

Уметь анализировать и делать выводы на основе описания исследований, интерпретировать результаты наблюдений и опытов.

17

Лабораторная работа. Уметь проводить косвенные измерения, исследовать зависимость физических величин.

18

Уметь различать явления и закономерности, лежащие в основе принципа действия машин, приборов и технических устройств.

19

Уметь извлекать информацию из текста физического содержания

20

Уметь извлекать информацию из текста физического содержания.

21

Применять информацию из текста при решении учебно-практических задач.

22

Уметь объяснять физические процессы (ситуации «жизненного» характера)

23

Расчетная задача (механические, тепловые или электромагнитные явления)

24

Расчетная задача (механические, тепловые или электромагнитные явления)

25

Расчетная задача (механические, тепловые или электромагнитные явления).

Пути решения проблем:

Для устранения ошибок необходимо:

Учитель:  _____________  



Предварительный просмотр:

Тема урока: «Сила трения».

Цели:

Образовательные: 

  • углубить представление учащихся о силе трения, раскрыть ее природу, провести исследования зависимости силы трения от различных факторов;
  • с помощью эксперимента  установить  зависимость  силы трения от рода трущихся поверхностей, от шероховатости поверхностей, от силы нормального давления ;
  • привить культуру физической речи, умение работать с прибором (динамометр), снимать показания с прибора, анализировать, сравнивать

Развивающие: 

  • способствовать развитию речи, логического мышления, трудоспособности, умения применять полученные знания в нестандартных ситуациях,
  • развивать творческие способности, интерес к исследованию результатов полученных в результате эксперимента.  

Воспитательные: 

  • сформировать коммуникативные навыки работы в процессе коллективной деятельности;
  • способствовать развитию чувства взаимопонимания и взаимопомощи в процессе совместного решения задач;
  • воспитать активную позицию учащихся в учебном процессе и умение добиваться поставленной цели.

Метод: проблемный, исследовательский.

Межпредметные связи:  литература, физика 7 класса.

Приборы: брусок деревянный, деревянная линейка, динамометр, набор грузов, стекло, резина, гладкая бумага, деревянная дощечка, наждачная бумага .

Ход урока:

I. Мотивация.

1. На доске слайд 1

- Мы знаем, что физика – наука о природе. Вспомним Ф.И. Тютчева:

«Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не безликий лик, -

В ней есть душа, в ней есть свобода.

В ней есть любовь, в ней есть язык».

Да, у природы есть свой язык, и мы должны его понимать.

Падение яблока, взрыв сверхновой звезды, прыжок кузнечика или радиоактивный распад веществ происходят в результате взаимодействий.

Количественной мерой взаимодействия является – сила.

2. Физразминка. Тестовая работа. 

Вариант 1

1.Под действием какой силы изменяется направление движения камня, брошенного горизонтально?

А. Силы упругости.   Б. Силы тяжести.   В. Веса тела.

2.Чему примерно равна сила тяжести, действующая на мяч массой 0,5 кг?

А. 5Н.   Б. 0,5Н.   В. 50 Н.

3. Какую примерно массу имеет тело весом 120 Н?  

  А.  120 кг.   Б. 12 кг.   В. 60 кг.

4.Сила, возникающая в результате деформации тела и направленная в  сторону,  противоположную перемещению частиц тела, называется...    

А. Силой упругости.   Б. Весом тела.    В. Силой тяжести.

Вариант 2

1. Какая сила вызывает образование камнепадов в горах?

А. Сила тяжести.    Б. Сила трения.   В. Сила упругости.

2. Чему равна сила тяжести, действующая на кирпич массой 3 кг?    

А. 3Н.   Б. 30Н.   В. 0,3 Н.

3. Подвешенная к потолку люстра действует на потолок с силой 50 Н. Какова масса люстры?

А. 50 кг.   Б. 4 кг.   В. 5 кг.

4. Сила, с которой тело вследствие притяжения к Земле действует на опору или подвес, называется...      

А. Силой упругости.   Б. Силой тяжести.   В. Весом тела.        

Вариант 3

1.        Под действием какой силы тела стремятся сохранить свою форму?

А. Силы упругости.   Б. Силы тяжести.   В. Веса тела.

2. Чему примерно равна сила тяжести, действующая на мяч массой 0,4 кг?

А. 4Н.   Б. 0,4Н.   В. 40 Н.

3. Какую примерно массу имеет тело весом 20 Н?

А. 20 кг.   Б. 2 кг.   В. 0, 2 кг.

4.        Человек спускается на парашюте, двигаясь равномерно. Сила тяжести его вместе с парашютом 800 Н. Чему равна сила сопротивления воздуха?

А. 1600 Н.   Б. 0.   В. 800 Н.

Вариант   4

1.  По какой формуле можно определить силу тяжести?
А.         Б.         В.   


2.  Чему равна сила тяжести, действующая на тело массой 200 г.
А. 200 Н         Б. 20 кг         В. 2 Н

3.  На полу стоит ведро. Как называется сила, с которой ведро действует на пол?
А. Вес                  Б. Сила тяжести             В. Сила упругости

4.  Как называется сила, возникающая при сжатии пружины?
А. Вес тела         Б. Сила упругости         В. Сила тяжести        

3.        Взаимопроверка (слайд 2).

1

2

3

4

В 1

б

а

б

а

В 2

а

б

в

в

В 3

а

а

б

в

II. Изучение нового материала

1. Постановка проблемы

Учитель:

Каждый день куда-то ходим,

Но при этом не скользим,

Потому что наши ноги

Зацепились за дороги,

И мы ими тормозим.

Вопрос:  Почему мы не скользим, когда идём? Что способствует нашему перемещению?

Идет обсуждение и вывод: причиной является сила трения.

2. Формулировка темы и цели нашего урока

Так может вы сами назовете тему нашего урока

Обучающиеся: Тема нашего урока “Сила трения”. (слайд 3)

Чем старше становится человек, тем меньше он  удивляется тому, что происходит вокруг :

- почему шелковый шнурок развязывается быстрее, чем шерстяной;

- почему бревно легче катить, чем тащить;

- почему вбитый  в стену гвоздь не выскакивает.

Но вы совсем еще юные люди. У вас должно быть много вопросов. На какие вопросы вы хотели бы получить ответ сегодня на уроке?

Цель нашего урока разобраться со всеми «почему».

Цель: Узнать почему появляется сила трения и  исследовать факторы, от которых зависит сила трения. (слайд 4)

(На экране появляется картина) (Слайд № 5)

3. Определение силы трения, направление

Посмотрите внимательно на картину. Кто ее автор, как она называется?

(«Тройка», Перов)

 Ответим на вопросы:

1.        Почему детям тяжело вести санки?

2.        Какую силу им приходится преодолевать?

3.        Где она действует?

4.        Куда направлена?

( Ученики отвечают на вопросы. На экране появляется слайд 6).

4.Выясним причины трения

 Учащиеся разбиты на 4 группы.

Как возникает трение? Откуда берется сила трения?

Опыт 1.Учитель дает задание учащимся  провести мелом по наждачной бумаге, стеклу. Что они наблюдают? Почему?

Поверхность наждачной бумаги шероховатая и это мешает движению.

Вывод: шероховатости поверхности мешают движению. Сила трения направлена противоположно движению .

Опыт 2. Учитель дает задание учащимся  взять 2 стекла и  привести их в соприкосновение, прижимая, их друг к другу. Что замечаете? Почему трудно тянуть одно стекло по поверхности другого. Причина? Ведь поверхности ровные, гладкие.

Вывод: Когда прижимаем стекла, друг к другу - начинают проявлять себя силы взаимодействия (притяжения) между молекулами.

Фрагмент фильма (слайд 7)

Сила трения всегда направлена вдоль соприкасающихся поверхностей противоположно движению.

Итак, вывод. Причина возникновения сил трения: 

1) шероховатость поверхности, (слайд 8)

2) притяжение молекул взаимодействующих тел (слайд 9).

5. Виды силы трения.

( На доске появляются фрагменты литературных произведений.

Учитель: Во многих литературных произведениях встречаются физические явления. На примерах поэтических строк попытайтесь увидеть проявление трения и назвать вид.

Кошка за Жучку
Жучка за внучку
Внучка за бабку
Бабка за дедку
Дедка за репку

Тянут – потянут, вытянуть не могут. (сила трения покоя) (Слайд 10)

В зимние сумерки нянины сказки
Саша любила. Поутру в салазки
Саша садилась, летела стрелой,
Полная счастья, с горы ледяной.

Н. А. Некрасов (сила трения скольжения) (Слайд 11)

Хоть тяжело подчас в ней бремя,
Телега на ходу легка;
Ямщик лихой, седое время,
Везет, не слезет с облучка.

А. С. Пушкин (сила трения качения) (Слайд 12)

Виды силы трения: покоя, скольжения, качения. Определение и примеры (слайд 13).

Силу трения, возникающую между неподвижными друг относительно друга телами, называют силой трения покоя.

Сила трения, возникающая при скольжении одного тела по поверхности другого тела, называется силой трения скольжения.

Сила трения, возникающая при качении одного тела по поверхности другого, называется силой трения качения.

6. Физминутка.

-разогреем  ладони;

-вирус гриппа- стимулировать иммунитет потрем мочки ушей, в которых находятся биологически активные точки, влияющие на иммунитет.

-для расслабления мышц спины, кулачками потрите вдоль позвоночника, для улучшения кровообращения в этих мышцах.

В каких упражнениях вы встретили  трение? (ходьба- качение и покой).

7. Экспериментальная работа в группах по изучению силы трения. 

(слайд 14)

1 группа. Исследование силы трения покоя.

Порядок выполнения работы.

1. Определите цену деления динамометра.

2. Положите брусок на горизонтально расположенную деревянную линейку. На брусок поставьте сверху 3 грузика.

3. Прикрепив к бруску динамометр, как можно более равномерно тяните его вдоль линейки до тех пор, пока брусок не сдвинется с места.

4. Запишите показания динамометра, это и есть величина силы трения скольжения.

5. Положите брусок на горизонтально расположенную деревянную линейку. На брусок поставьте сверху 3 грузика. Прикрепив к бруску динамометр, как можно более равномерно тяните его вдоль линейки.

6. Запишите показания динамометра, это и есть величина силы трения скольжения.

7. Сравните силу трения покоя с  силой  трения скольжения. Какая больше?

8. Сделайте вывод.

2 группа. Исследование зависимости силы трения от веса тела.

Порядок выполнения работы.

1. Определите цену деления динамометра.

2. Измерьте динамометром вес деревянного бруска.

3. Положите брусок на горизонтально расположенную деревянную линейку. На брусок поставьте сверху 2 грузик массой 100 г.

3. Прикрепив к бруску динамометр, как можно более равномерно тяните его вдоль линейки.

4. Запишите показания динамометра, это и есть величина силы трения скольжения.

5. К первому грузу добавьте второй, третий, грузы, каждый раз измеряя силу трения.

6. Результаты измерений занесите в таблицу.

№ опыта

Общий вес с грузами, Н

Сила трения скольжения, Н

1

2

3

7. Сделайте вывод,  как зависит сила трения от веса тела. 

3 группа. Исследование зависимости силы трения от материала трущихся поверхностей. 

Порядок выполнения работы.

Для этого измерьте поочередно силу трения скольжения деревянного бруска по деревянной доске, резине, и наждачной бумаге.

1. Определите цену деления динамометра.

2. Положите брусок на горизонтально расположенную деревянную линейку. На брусок поставьте 3 грузика. Прикрепив к бруску динамометр, как можно более равномерно тяните его вдоль линейки.

3. Запишите показания динамометра, это и есть величина силы трения скольжения по дереву.

4. Замените деревянную линейку на кусок линолеума. Проделайте пункт 2.

5. Запишите показания динамометра, это и есть величина силы трения скольжения по линолеуму.

6. Замените линолеум на   пенопластовый лист. Проделайте пункт 2.

 7. Запишите показания динамометра, это и есть величина силы трения скольжения по пенопластовому листу.

8 .Результаты измерений занесите в таблицу.

№ опыта

Вид поверхности, по которой скользит брусок

Сила трения скольжения, Н

1

Дерево

2

Линолеум

3

пенопласт

9. Сделайте вывод, как сила трения зависит от рода (материала) трущихся поверхностей.

4 группа.  Сравнение силы трения скольжения и силы трения качения.

Порядок выполнения работы.

1. Определите цену деления динамометра

2. Измерьте динамометром вес деревянного бруска и катка, убедитесь, что они одинаковы.

3. Положите брусок на горизонтально расположенную деревянную линейку. Прикрепив к бруску динамометр, как можно более равномерно тяните его вдоль линейки.

4.Запишите показания динамометра, это и есть величина силы трения скольжения.

5. Прикрепив  каток  к динамометру, как можно более равномерно тяните его вдоль линейки. Запишите показания динамометра, это и есть величина силы  трения качения.

6. Сравните силу трения скольжения и силу трения качения. Какая больше?

7. Сделайте вывод.

8. Отчёты групп по результатам проведённой работы 

 (слайд 15, 16,17,18).

9. Получение формулы

(слайд 19)

III. Закрепление

1.Демонстрация

Брусок с грузами на деревянной дощечке. Демонстрационный динамометр. Прикрепляю динамометр к грузу , прилагаю усилие. Динамометр растянулся, грузик  покоится. Почему? Еще больше растягиваю динамометр, грузик  покоится? Почему? Еще увеличиваю силу, грузик сдвигается с места. Как объяснить результат?

 Мы изучили с Вами различные виды трения. Так, трение полезно или вредно?

2. Как уменьшить трение? Шлифование поверхностей, смазка, уменьшение нагрузки. Замена силы трения скольжения на силу трения качения.

( слайд 20)

Как увеличить трение? Увеличить нагрузку, использовать специальные материалы (слайды 21).

3. Сообщение «Проявление силы трения в окружающей жизни»

 (слайды 22)

4. Пословицы, поговорки.

1 . Ржавый плуг только на пахоте очищается.

2. Баба с возу – кобыле легче.

3. Что кругло – легко катится.

4. Все идет как по маслу.

5. Сухая ложка рот дерет

6.Угря в руках не удержишь!

6. Коси коса, пока роса, роса долой, и мы домой

V. Взаимопроверка

VI. Домашнее задание.

(слайд 23)

Пользуясь материалом учебника и дополнительной литературой, заполните таблицу.

«Злые» дела силы трения

«Добрые» дела силы трения

(Слайд №12)

VII. Рефлексия.

-Было ли на уроке интересно?

-Все ли было на уроке понятно?

-Усвоена ли тема?

  1. Я узнал(а) много нового.
  2. Мне это пригодится в жизни.
  3. На уроке было над чем подумать.
  4. На все возникшие у меня в ходе урока вопросы, я получил(а) ответы.
  5. На уроке я поработал(а) добросовестно и цели урока достиг(ла).

Тест к уроку

В-1

1.Под действием какой силы изменяется направление движения камня, брошенного горизонтально?

А. Силы упругости.   Б. Силы тяжести.   В. Веса тела.

2.Чему примерно равна сила тяжести, действующая на мяч массой 0,5 кг?

А. 5Н.   Б. 0,5Н.   В. 50 Н.

3. Какую примерно массу имеет тело весом 120 Н?  

  А.  120 кг.   Б. 12 кг.   В. 60 кг.

4.Сила, возникающая в результате деформации тела и направленная в  сторону,  противоположную перемещению частиц тела, называется...    

А. Силой упругости.   Б. Весом тела.    В. Силой тяжести.

В-4

1.  По какой формуле можно определить силу тяжести?
А.         Б.         В.   

2.  Чему равна сила тяжести, действующая на тело массой 200 г.
А. 200 Н         Б. 20 кг         В. 2 Н

3.  На полу стоит ведро. Как называется сила, с которой ведро действует на пол?
А. Вес                  Б. Сила тяжести             В. Сила упругости

4.  Как называется сила, возникающая при сжатии пружины?
А. Вес тела        Б. Сила тяжести         В. Сила упругости         

В-2

1. Какая сила вызывает образование камнепадов в горах?

А. Сила тяжести.    Б. Сила трения.   В. Сила упругости.

2. Чему равна сила тяжести, действующая на кирпич массой 3 кг?    

А. 3Н.   Б. 30Н.   В. 0,3 Н.

3. Подвешенная к потолку люстра действует на потолок с силой 50 Н. Какова масса люстры?

А. 50 кг.   Б. 4 кг.   В. 5 кг.

4. Сила, с которой тело вследствие притяжения к Земле действует на опору или подвес, называется...      

А. Силой упругости.   Б. Силой тяжести.   В. Весом тела.

        

В-3

1.        Под действием какой силы тела стремятся сохранить свою форму?

А. Силы упругости.   Б. Силы тяжести.   В. Веса тела.

2. Чему примерно равна сила тяжести, действующая на мяч массой 0,4 кг?

А. 4Н.   Б. 0,4Н.   В. 40 Н.

3. Какую примерно массу имеет тело весом 20 Н?

А. 20 кг.   Б. 2 кг.   В. 0, 2 кг.

4.        Человек спускается на парашюте, двигаясь равномерно. Сила тяжести его вместе с парашютом 800 Н. Чему равна сила сопротивления воздуха?

А. 1600 Н.   Б. 0.   В. 800 Н.

1 группа. Исследование силы трения покоя.

Порядок выполнения работы.

1. Определите цену деления динамометра.

2. Положите брусок на горизонтально расположенную деревянную линейку. На брусок поставьте сверху 3 грузика.

3. Прикрепив к бруску динамометр, как можно более равномерно тяните его вдоль линейки до тех пор, пока брусок не сдвинется с места.

4. Запишите показания динамометра, это и есть величина силы трения скольжения.

5. Положите брусок на горизонтально расположенную деревянную линейку. На брусок поставьте сверху 3 грузика. Прикрепив к бруску динамометр, как можно более равномерно тяните его вдоль линейки.

6. Запишите показания динамометра, это и есть величина силы трения скольжения.

7. Сравните силу трения покоя с  силой  трения скольжения.

8. Сделайте вывод.

2 группа. Исследование зависимости силы трения от веса тела.

1. Определите цену деления динамометра.

2. Измерьте динамометром вес деревянного бруска.

3. Положите брусок на горизонтально расположенную деревянную линейку. На брусок поставьте сверху 1 грузик массой 100 г.

3. Прикрепив к бруску динамометр, как можно более равномерно тяните его вдоль линейки.

4. Запишите показания динамометра, это и есть величина силы трения скольжения.

5. К первому грузу добавьте второй, третий, грузы, каждый раз измеряя силу трения.

6. Результаты измерений занесите в таблицу.

№ опыта

Общий вес с грузами, Н

Сила трения скольжения, Н

1

2

3

7. Сделайте вывод,  как зависит сила трения от веса тела. 

3 группа. Исследование зависимости силы трения от материала трущихся поверхностей. 

Порядок выполнения работы.

Для этого измерьте поочередно силу трения скольжения деревянного бруска по деревянной доске, резине, и наждачной бумаге.

1. Определите цену деления динамометра.

2. Положите брусок на горизонтально расположенную деревянную линейку. На брусок поставьте 3 грузика. Прикрепив к бруску динамометр, как можно более равномерно тяните его вдоль линейки.

3. Запишите показания динамометра, это и есть величина силы трения скольжения по дереву.

4. Замените деревянную линейку на кусок линолеума. Проделайте пункт 2.

5. Запишите показания динамометра, это и есть величина силы трения скольжения по линолеуму.

6. Замените линолеум на   пенопластовый лист. Проделайте пункт 2.

 7. Запишите показания динамометра, это и есть величина силы трения скольжения по пенопластовому листу.

8 .Результаты измерений занесите в таблицу.

№ опыта

Вид поверхности, по которой скользит брусок

Сила трения скольжения, Н

1

Дерево

2

Линолеум

3

пенопласт

9. Сделайте вывод, как сила трения зависит от рода (материала) трущихся поверхностей.

4 группа.  Сравнение силы трения скольжения и силы трения качения.

Порядок выполнения работы.

1. Определите цену деления динамометра

2. Измерьте динамометром вес деревянного бруска и катка, убедитесь, что они одинаковы.

3. Положите брусок на горизонтально расположенную деревянную линейку. Прикрепив к бруску динамометр, как можно более равномерно тяните его вдоль линейки.

4.Запишите показания динамометра, это и есть величина силы трения скольжения.

5. Прикрепив  каток  к динамометру, как можно более равномерно тяните его вдоль линейки. Запишите показания динамометра, это и есть величина силы  трения качения.

6. Сравните силу трения скольжения и силу трения качения. Какая больше?

7. Сделайте вывод.



Предварительный просмотр:

Центр тяжести. Виды равновесия

Центр тяжести

Сила тяжести тела складывается из сил тяжести, приложенных к каждой части тела.

Как заменить множество сил одной силой mg?

Нужно найти точку приложения этой общей силы.

Если тело правильной формы и однородно, то такая точка (приложения силы тяжести) будет находиться в геометрическом центре тела.

Точка приложения силы тяжести наз. центром тяжести тела.

Как найти центр тяжести любого тела неправильной формы?

Подвесить тело за разные точки и чертить отвесные линии. Центр тяжести всегда будет находиться под точкой подвеса, т.е. на пересечении вертикальных линий от разных точек подвеса.

        Устойчивость

Зачем знать где находится центр тяжести?

От положения центра тяжести зависит устойчивость тела (сохр. своего положения равновесия).

Вывод: чем ниже расположен центр тяжести тела, тем оно более устойчиво.

Тело теряет равновесие, когда точка центра тяжести выходит за пределы площади опоры тела.

Вывод: чем шире площадь опоры, тем более устойчиво тело.

Виды равновесия

Равновесие называется:

устойчивым, если при малом отклонении тело возвращается в исходное положение (неваляшка, шарик на нити);

неустойчивым — если отдаляется от него (человек, бутылка на столе),

безразличным — если тело остается в равновесии (шарик или тележка на горизонтальной плоскости).

Общая закономерность: центр тяжести тела всегда стремится занять наиболее низкое положение.



Предварительный просмотр:

 Решение задач по теме «Сила упругости»

Вспоминаем:

Алгоритм решения задач:

1) Краткое условие и СИ

2) Рисунок с указанием всех сил

3) II закон Ньютона в векторной форме

4) II закон Ньютона в проекциях на оси координат

5) Решение системы уравнений

Решаем задачи:

1. Пружина одним концом прикреплена к бруску массой 0,6кг, покоящемуся на гладком горизонтальном столе. Свободный конец пружины стали перемещать прямолинейно вдоль стола с ускорением 0,2м/с2. Определите коэффициент жесткости пружины, если последняя при этом растянулась на 2 см. Массой пружины пренебречь.

2. Каково удлинение горизонтальной пружины жесткостью 50Н/м, если пружина сообщает тележке массой 500г ускорение 2 м/с2? Трение не учитывайте.

3. Две пружины, жесткости которых k1=300Н/м и k2=200Н/м соединены последовательно. Какой должна быть жесткость пружины, которой можно заменить эту систему из двух пружин?

4. Грузовик взял на буксир легковой автомобиль массой m=2т и, двигаясь равноускоренно, за временя t=50с проехал путь s=400м. Найдите удлинение троса, соединяющего автомобили, если его жесткость k=2·106Н/м. Трение можно не учитывать.

5. Груз массой m=3кг поднимают с ускорением a=1,7м/с2, направленным вверх, при помощи пружинного динамометра. Найдите удлинение пружины динамометра, если ее жесткость k=1000Н/м.

6. Груз массой m=10кг с помощью троса поднимают вертикально вверх на высоту h=8м за промежуток времени Δt=4с. Определите модуль силы упругости троса и его удлинение, если жесткость троса k=2,2·105Н/м. Начальная скорость груза равна нулю.

7. Груз поднимают на легком резиновом шнуре вертикально вверх с ускорением, модуль которого a=6м/с2, а затем опускают вниз с тем же по модулю ускорением. Определите отношение удлинений шнура.

8. Тело массой m=2кг тянут равноускоренно по гладкой горизонтальной поверхности с помощью легкой пружины, составляющей угол α=60˚ с горизонтом. Жесткость пружины k=40Н/м. Чему равно удлинение пружины, если модуль ускорения тела a=2м/с2?

9. В лифте, опускающемся с постоянным ускорением, модуль которого a=1,2м/с2, на легкой пружине жесткостью k=110Н/м висит груз. Найдите массу груза, если удлинение пружины Δl=1,6см.