Игровая методика обучения детей пению
Игровая методика обучения детей пению
ВВЕДЕНИЕ
Одним из массовых видов музыкального воспитания, как известно, является пение, оно дает детям возможность активно участвовать в исполнительском процессе, развивает музыкальные способности, воспитывает музыкальный вкус.
Голос - инструмент, данный каждому от природы, как владеть этим инструментом, т. Е. основы постановки голоса нужны поющим детям. С первых дней жизни малыш свободно выражает голосом свои эмоции, требуя пищи, смены белья, сообщая о плохом самочувствии. В это время голос ребенка развивается свободно и равномерно. Первые колыбельные песни мамы вызывают у ребенка первые эмоции, служат для него первым музыкальным впечатлением. Пение на ребёнка действует благодатно, когда он подрастает, если оно соответствует его природе и возможностям. Ежедневное звучание музыкальных попевок, прибауток, потешек, колыбельных приносит ребёнку неоценимую пользу для формирования его памяти, слуха, ритма, речи и пения. Сама возможность поддержания музыкально-певческой среды с раннего возраста до школы позволит подготовить и настроить музыкальный инструмент каждого ребёнка - его голос - к дальнейшему его совершенствованию.
Пение - это исполнительское искусство. А искусство - это всегда поиск и движение. В движении и поиске рождается радость, которая необходима в пении.
Хоровое пение - наиболее эффективный путь музыкально-эстетического воспитания, но при условии правильной его организации на высоком педагогическом уровне.
Я лично очень люблю пение. Содержанием данной работы является обобщение моего опыта по обучению пению детей дошкольного возраста.
Мой многолетний опыт работы позволяет считать, что музыкальное воспитание, а в частности обучение детей пению является актуальной педагогической проблемой, т. К. музыкальные занятия способствуют выявлению и развитию интересов, склонностей, способностей ребёнка, осуществляют гармоничное развитие личности. Овладевая знаниями, умениями и навыками вокально-хорового пения в игровой форме, дети имеют возможность развивать свои способности и творческую индивидуальность, и параллельно, в процессе обучения происходит формирование нравственных качеств личности, развитие коммуникативных способностей и повышения общекультурного уровня ребёнка.
В моём опыте работы отличительной особенностью является разнообразие репертуара, систематическая и углубленная работа над качеством исполнения произведений (песен). Обеспечивать нужный уровень музыкального воспитания можно только при условии правильного использования музыкальных произведений, отвечающих задачам воспитания и обучения, учитывая возрастные особенности ребёнка.
Для того, чтобы обеспечить правильное развитие голоса, а также общее и музыкальное развитие ребёнка необходимо начинать занятия с самого раннего возраста.
Внимание детей к 4 годам становится довольно устойчивым, приобретается навык слушания песен, развивается фантазия и активность детской мысли, уменье не только прочувствовать, но и понять, осознать содержание музыки.
Диапазон детей средней группы расширяется, вдох и выдох увеличивается по длительности, дикция становится отчетливее, развивается умение петь в коллективе и индивидуально.
Реализовать свой опыт работы стараюсь на каждом занятии, групповом и индивидуальном, начиная с ясельной группы и до выпуска детей из подготовительной группы в школу, игровая методика обучения детей пению осуществляется профессионально, в системе от простого к сложному.
ЭТАПЫ РАБОТЫ
1 Дыхание. Дыхательная гимнастика
Знакомлю ребят с замечательным героем, мальчиком, по имени Рыжик, который очень хочет поучиться петь. Мы немножко петь умеем, поэтому будем учить Рыжика и конечно учиться с ним сами.
«Это очень интересно научиться песни петь.
Но не каждому известно, как дыханием владеть.
Мелким делать вдох старайся, вдыхай носом, а не ртом.
Да смотри, не отвлекайся, сделал вдох - замри потом.
Выдох делай тихим, плавным, как кружение листа.
Вот и выйдет песня славной, и свободна, и чиста!»
В начале работы очень важен положительный и эмоциональный настрой. Для его создания, в игровой форме, я стараюсь доступно и интересно дать упражнения на дыхание. Провожу игры на различные виды дыхания, например, «Хор и дирижер», «Два воробышка», «Волшебный носик». Для детей любая деятельность, кроме игры, является источником быстрого утомления и усталости, хуже если эта деятельность рождает безразличие или разочарование.
Внимание детей можно привлечь только самым интересным и качественным показом. Повторение упражнений необходимо разнообразить и обыгрывать постоянно.
Много упражнений на дыхание выполняются с мелодией, например «Две тетери», «Во поле берёза стояла», или на одном звуке: «Андрей - воробей». При этом необходимо учитывать, чтобы длина музыкальной фразы соответствовала длительности дыхания детей средней группы, т.е. от 4 до 5-6 секунд.
Так должно соответствовать ритмическое построение музыкальной фразы с уровнем развития дыхания ребёнка, т.к. певческое дыхание детей недостаточно еще окрепло, и детям трудно его задерживать. Вдох и выдох увеличивается по длительности в течение года.
2. Вокально-певческая постановка корпуса
От того, как держит «корпус» (т.е. тело) человек, взрослый или ребёнок, зависит его осанка и даже самочувствие. Хорошая осанка необходима всегда, а во время пения особенно. Чтобы голос звучал свободно, легко, нужно, чтобы ему ничто не мешало: плечи должны быть опущены, спина прямой, не нужно вытягивать шею и высоко поднимать подбородок. Чтобы запомнить это, учим замечательную песню «Петь приятно и удобно» Л. Абелян.
3. Как беречь голос?
Человеческий голос очень хрупок и нуждается в бережном к нему отношении. Что такое голос? Как он возникает?
У нас в горле есть голосовые складки. Когда они смыкаются (соединяются), возникает звук - голос. А если не беречь горло, напрягать его, кричать, очень много говорить, есть мороженое после горячего чая или долгого бегания, складки воспаляются, и голос получается грубым, сиплым. Свое горло нужно закалять полосканием. Каждое утро, почистив зубы, нужно набрать глоток воды в рот и, запрокинув назад голову, произносить протяжно следующие звуки:
А - а – а, Э-э-э, И - и – и, О - о - о, У-У-У - Звуки нужно произносить поочередно: на каждый новый глоток воды - новый звук.
Примерно такую беседу можно провести с родителями. А с ребятами, в группе при помощи воспитателя выполнить такое задание практически. И закрепить материал необходимо песней «Я красиво петь могу» сл. В.Степанова, муз. Л.Абелян.
4. Звукообразование и звуковедение
Прибегая к помощи Рыжика, объясняю ему и ребятам, что во время пения рот должен быть округлым, как будто во рту лежит небольшая слива или яблочко. Глаза добрые, мышцы лица не напрягаются. Открываем рот только вверх и вниз, а не в ширину. Когда открываем рот правильно, сразу образуется купол (как будто зеваем), становится много места для звука и он как бы «расправляет свои крылья» и летит.
V - это знак вдоха - птичка вздыхает Д - это знак выдоха - птичка приземляется
Разучиваем «Звуки музыки» муз. Р. Радхерс. Русский текст М. Цейтлиной. Провожу игру «Морской прилив» и отлив». Она научит владеть голосом, дает начальные знания «цепного» дыхания.
Работая над звукообразованием и звуковедением первоначально, обязательно провожу артикуляционную гимнастику, которая подразумевает игры и упражнения, развивающие певческое дыхание и хорошую дикцию. Их цель легко и незаметно подготовить голоса детей к пению. Использую при этом карточки для индивидуальных заданий.
В игре эмоциональность и выразительность педагога при показе просто необходима, т.к. она облегчает подражание, эмоционально заряжает детей. Игровые образы сначала задаются педагогом, а затем своеобразно развиваются воображением ребёнка.
5. Формирование качества звука. Интонаиия
К возрасту средней группы дети уже знают, что музыка бывает быстрой и медленной, веселой и грустной. Темы музыки связан с ее характером, поэтому песню «Баю-бай» ребёнок будет петь медленно, ласково, негромко. А р.н.п. «Динь-Дон» нужно петь быстро, энергично, четко проговаривая все слова. Буквы и гласные и согласные, как мячики, должны отскакивать от языка, звонко и округло.
Песня «Музыкальное эхо» сл. И муз. М. Андреевой помогает ребятам понять и раскрыть для себя навык подражания, правильного повторения, точного интонирования. В процессе разучивания песни часто бывает, что ребёнок не может чисто интонировать, а в музыкальных фразах, данных в игровой форме: мяуканье, кваканье, хрюканья и мычания и т.д., совершенно точно воспроизводит различные интервалы.
Обычно много находится детей, желающих петь индивидуально, тогда один ребёнок, который чисто интонирует запевает, а вторят ему остальные дети. Этот же приём можно использовать в песне «Вопрос- ответ». Секрет игры в том, что вопрос музыкальный. Рыжик или солист сам сочиняет мелодию и слова своего «вопроса». Остальные отвечают да или нет по взмаху руки, чтобы ответ был дружным. Ответ должен звучать на том звуке, на котором остановился задающий вопрос. Ответ как бы повторяет последний звук вопроса. Активность восприятия игры вызывает у детей активное пение.
6. Дикция. Артикуляция. Слово
Приходит в гости Рыжик, рассказывает, что слышал, как одна девочка пела песенку и так плохо выговаривала слова, что слышалось совсем не то, что было на самом деле предлагает послушать «Песенку про дикцию» сл. В. Степанова муз. Л. Абеляна.
«Вот и высохли ручьи,
На ветвях поют врачи (грачи),
Я надену быстро тяпки (тапки),
Приступлю потом к зарядке.
Побегу с мячом во двор,
Дверь закрою на забор (запор),
Ярким солнцем озарённый,
Сад стоит такой солёный (зелёный).
Ребята должны догадаться, какие слова девочка произносила неверно. Для этого разучиваем песню и отгадываем правильные слова. Ставится задача, внимательно вслушиваться и прислушиваться к своему пению и к пению друг друга.
Для выработки ясной четкой дикции поем шутку-прибаутку: Ма - ма - мэ - мэ...
7. Выразительность исполнения
В своей работе, я обращаю большое внимание разбору и разъяснению содержания песни. Если ребёнок понимает о чём поёт, тогда ему это интересен. Эмоциональный подъём при пении способствует осмысленному выделению логически существенных фраз и слов. Одно и то же стихотворение можно прочитать по- разному, поэтому нужно тесно взаимодействовать с воспитателем по вопросу разучивания стихов и текстов песен. «Верблюд» сл. С. Маршака муз. М. Андреева. Необходимо «преподносить» каждую фразу, делая смысловые остановки, т.к. смысл также важно донести до слушателя, как и в стихах. От этого зависит выразительность, музыкальность исполнения.
«Баллада о мелодии» сл. Л. Яртовой разучивается с детьми подготовительной группы. И если детям объяснить правильно содержание этого стихотворения, они поймут эмоции и чувства педагога и с удовольствием инсценируют сюжет. Выбор музыки для обыгрывания сюжета, можно представить детям. Доверить им выбор из 3-4 музыкальных произведений (фрагментов) с яркой выразительной мелодией.
А дети старшей группы с удовольствием инсценируют песню «Где живут ноты?» сл. В.Д. Сергеева муз. Л.А. Яртовой. Чем дольше подготовительный период, тем легче и понятней, интересней будет идти работа над песней. Удовольствие и радость будут испытывать дети, если обучение пению будет проходить в игровой форме «Спящий ёжик» - игра-импровизация и игра «Микрофон» очень нравятся детям и в результате помогает чище интонировать от занятия к занятию.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ИГРОВЫМ РАСПЕВКАМ, УПРАЖНЕНИЯМ И ПЕСНЯМ
Месяц |
Средняя группа |
Старшая группа | Подготовительная группа |
Сентябрь | Прослушивание детей «Ой, лады» «Кто здесь?» - попевка | Прослушивание детей «Андрей- воробей» | Прослушивание детей «Да - ба - да - ба» - упражнение |
Октябрь | «Андрей-воробей» - попевка «Гуси» р. Н.П., «Дождик | «Кошка села на такси» - попевка собственного сочинения «Звуки музыки» | «Две тетери» р.н.п. «Звуки музыки» |
Ноябрь | Песенка про дыхание «Носик» | «Звуки музыки» «Петь приятно и удобно» | «Петь приятно и удобно» «От топота копыт» - упражнение на дикцию |
Декабрь | «Эхо» - песенка на чистоту интонации Игра «Микрофон» | «Да - ба - да - ба» - упражнение «Песенка про дикцию» | «Веселый музыкант» - песня на звуковедение Игра «Микрофон» |
Январь | «Зима» муз. С. Коротаевой «А - э - и - о - у» - упражнение на звуковедение | «Две тетери» р.н.п. «Звуки музыки» | Придумывание попевок о зиме «Десять лунатиков» |
Февраль | «Динь-дон» р.н.п. «Кошка села на такси» | «Носик» - песенка про дыхание «Игра, вопрос-ответ» | Пение гаммы в разных ритмах «Звуки музыки» |
Март | «Где живут ноты?» «До - ре - ми» | «Звуки музыки» «Да - ба - да - ба» - упражнение | Бда - Бдэ, Бди - Бдо - Бду - упражнение на дикцию. «Спящий ёжик» - игра импровизация |
Апрель | Придумывание попевок о весне «Эхо» - на чистоту интонации | «Десять лунатиков» «Веселый музыкант» муз. А. Филиппенко | «Прекрасен мир поющий» муз. Л. Абелян «Веселый музыкант» муз. А. Филиппенко |
Май | «Птичка-синичка» муз. Л. Абелян «Где живут ноты?» «Фа - соль - ля - си» | «Песенка про дикцию» Придумывание попевок о лете | «Уж как шла лиса по травке» р.н.п. «Про меня и муравья» муз. Л. Абелян |