Диагностика

Страмнова Екатерина Руаловна

Диагностика по Н.А.Ветлугиной

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДИГНОСТИКА УРОВНЯ МУЗЫКАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ

(ПО Н.А. ВЕТЛУГИНОЙ)*

* Ветлугииа Н.А., Кснеман Л.В. Теория и методика музыкального воспитания в диском саду. - М: Просвещение, 1983. - С. 222   226

Задания

Методика проверки

Первая и вторая младшие группы

Узнавание знакомых  песен и пьес

Исполняется пьеса, дети называют, о ком и о чем спета песня. При необходимости педагог задает наводящие вопросы. Для ответа вызывается небольшая группа детей. Менее способным детям предлагается несколько игрушек, напоминающих содержание песни, пьесы, и они показывают ту игрушку, которая соответствует музыке.

Различение динамики звучания

Исполняется музыкально-дидактическая игра «Громче - тише» Е.Н. Тиличеевой, дети в соответствии со звучанием музыки хлопают и топают то тише, то громче.

Различение и воспроизведение   звукоподражания, различение звука но высоте

Проводится музыкально-дидактическая игра «Чей домик» Е. II. Тиличеевой, но ходу которой дети поочередно выполняют задание.

Подпевание мелодии песни вслед за педагогом

Ребенок поет, следуя за исполнением взрослого. В тех случаях, когда малыш легко справляется с заданием, воспитатель только немного подпевает.

Движение в соответствии с музыкой

Звучит украинская народная мелодия, ребенок должен, менять движения соответственно музыке (бег и притопывание ногой).

Средняя группа

Выявление музыкальных интересов

Дети «по секрету» говорят педагогу, какую музыку им хочется послушать.

Узнавание знакомых песен и пьес, исполняемых педагогом

Детям раздают карточки с условным изображением содержания знакомых им пьес и песен. Узнав произведение, ребенок поднимает соответствующую карточку.

Узнавание знакомых музыкальных произведений по вступлению, заключению

Педагог исполняет вступление или заключение знакомых детям музыкальных произведений.

Проверка качества певческих навыков

Коллективное исполнение знакомых песен в сопровождении фортепиано. Дети опрашиваются небольшими группами.

Проверка    правильности исполнения   простейшей попевки без сопровождения

Индивидуальный опрос. Педагог помогает ребенку, если он затрудняется, даст оценку исполнения.

Различение   звуков   по высоте

Используя примеры из «Музыкального букваря», педагог предлагает детям различать высокие и низкие звуки в пределах октавы, септимы, сексты, квинты.

Различение ритмического рисунка пьесы

Дети передают хлопками простейший ритмический рисунок мелодии.

Передавать   движениями характер незнакомой музыки

Дети двигаются под музыку, стараясь передать плясовой или маршевый ее характер.

Умение заканчивать движение   одновременно   с окончанием звучания музыки

Дети движутся под марш. Педагог неожиданно перестает играть (после окончания музыкальной фразы, предложения) и фиксирует, остановился ли ребенок, когда перестала звучать музыка.

Различение части в двух-

частном построении музыкального произведения

Дети движутся под незнакомую музыку, меняя движение или направление движения со сменой частей в музыке.

Различение части в трехчастном построении музыкального произведения

Выполнение детьми элементов танцев, предложенных педагогом.

Применение знакомых элементов танца в свободной пляске

Детям предлагают двигаться под музыку танцевального характера, используя знакомые элементы танца.

Старшая группа

Выявление интересов детей к музыкальным произведениям

Педагог устанавливает, какие песни, пьесы дети помнят. Дети по очереди шепотом называю! педагогу любимое произведение.

Различение характера, жанра музыкальных произведений (марш, вальс, полька, колыбельная)

Педагог исполняет незнакомые мелодии, а дети показываю! соответствующие карточки с изображением детей, марширующих, танцующих или укачивающих куклу.

Узнавание знакомого музыкального произведения по вступлению или мелодии

Педагог исполняет вступление или мелодию знакомой песни (пьесы), дети называют ее.

Проверка качества исполнения детьми знакомых песен

Коллективное исполнение знакомых песен (по типу «Устроим концерт»), затем исполнение несложных песен или попенок без сопровождения. Индивидуальное исполнение знакомой песни с фортепианным сопровождением.

Проверка певческого слуха, вокально-слуховой координации

Каждому ребенку дается задание на повторение мелодии «музыкальное эхо». С этой целью педагог варьирует мелодические интонации, наиболее сложные из них предлагает повторить хорошо успевающим детям.

Проверка качества детских импровизаций

Педагог дает детям задание различной степени трудности: а) «Спой свое имя»; б) музыкальные вопросы и ответы («Как тебя зовут?»).

Проверка навыков создания музыкально-игровых   образов звучания наиболее контрастных но тембру детских музыкальных инструментов

Педагог предлагает незнакомые произведения, различные по тематике и жанрам, и просит показать движениями, как маршируют солдаты, летит самолет, крадется лиса, порхают бабочки.

Проверка качества усвоения танцевальных движений и их импровизации

Исполняется двух-частная пьеса (полька). На первую часть дети бегут парами, на вторую каждый придумывает комбинацию из знакомых танцевальных элементов. Задание выполняется коллективно.

Различение и передача ритмического рисунка мелодии попевки

Педагог исполняет пьесу на металлофоне,

барабане, бубне (из «Детского оркестра» Н.А. Ветлугиной). Дети должны назвать инструмент.

Определение на слух

Поочередное пение и исполнение на инструменте ритмической попевки (из «Музыкального букваря А. Ветлугиной)

Подготовительная группа

Называние любимых музыкальных произведений

Педагог просит ребенка назвать любимое произведение и объяснить, почему оно нравится

Узнавание знакомого музыкального произведения по отдельным фрагментам

Педагог предлагает детям узнать исполняемое произведение по отдельно сыгранным вступлению, заключению, второй части, яркому фрагменту. Опрос проводится индивидуально

Различение характера трех пьес одного жанра (пляска, полька, вальс)

Детям предлагают рассмотреть картинки с условным изображением польки, вальса и плясовой. После исполнения произведений дети выбирают соответствующую картинку. Педагог исполняет незнакомое произведение. Фишками разного цвета дети отмечают начало звучания каждой части

Определение трехчастной формы музыкального произведения при условии динамических и темповых изменений во второй части

Знать и называть знакомые произведения композиторов

П.И. Чайковского и Д.Б. Кабалевского

Различение вокальной и инструментальной музыки

Звучит грамзапись. Педагог предлагает детям определить вокальную и инструментальную музыку

Исполнение знакомых
песен

Дети по своему  выбору исполняют 2-3 песни

Исполнение знакомой песни в разных тональностях

Дети исполняют знакомую песню в двух разных тональностях по тону, данному педагогом

Определение направления движения мелодии вверх и вниз

По звукоряду дети определяют, куда движется мелодия, вверх или вниз, и поют звукоряд.

Определение высоких и низких звуков в пределах квинты-терции

Педагог поочередно исполняет высокие и низкие звуки в пределах квинты-терции. Кто-либо из детей определяет, какой звук высокий (низкий).

Различение точности исполнения песни

Кто-либо из детей исполняет песню, а другой ребенок определяет качество пения.

Передача в движении музыкально-игрового образа

Прослушав незнакомую музыку, дети изображают с помощью выразительных движений характер персонажа.

Оценка исполнения танца товарищами

Дети парами исполняют танец. Остальные дают оценку их исполнению.

Сочинение танца

Дети становятся парами и договариваются, какие движения будут выполнять. Наблюдающие оценивают их исполнение.

Импровизация пляски с использованием знакомых элементов народного танца

Опрос идет по парам (кто придумает больше вариантов?).

Инсценирование незнакомой песни с помощью самостоятельно подобранных движений

Педагог поет песню, ребенок импровизирует, стараясь не копировать своих товарищей.

Определение на слух звучания детских музыкальных инструментов

Дети прослушивают и определяют, на каких  инструментах играли в оркестре взрослые.

Исполнение мелодии знакомых песен на детских инструментах

Детям предлагают па инструменте с диатоническим или хроматическим звукорядом исполнить знакомую мелодию.

Знание и умение исполнять знакомые попевки

Педагог предлагает детям по желанию исполнить любимую попевку на музыкальном инструменте.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мониторинг детей старшего дошкольного возраста по музыкальному воспитанию МАДОУ «Буратино» 2015-2016 учебный год

Слайд 2

Мониторинг детей подготовительных групп Начало 2015-2016 учебного года В – высокий уровень - С – средний уровень - Н – низкий уровень - Конец 2015-2016 учебного года

Слайд 3

Мониторинг детей старших групп Начало 2015-2016 учебного года В – высокий уровень - С – средний уровень - Н – низкий уровень - Конец 2015-2016 учебного года

Слайд 4

Мониторинг детей средних групп Начало 2015-2016 учебного года В – высокий уровень - С – средний уровень - Н – низкий уровень - Конец 2015-2016 учебного года

Слайд 5

Мониторинг детей младших групп Начало 2015-2016 учебного года В – высокий уровень - С – средний уровень - Н – низкий уровень - Конец 2015-2016 учебного года



Предварительный просмотр:

Индивидуальный образовательный маршрут развития музыкальных способностей у детей

Фамилия, имя ребенка  - ( код)  Анна Г.

Группа старшая

Время индивидуальных занятий  16.00

Основная цель

Создание в детском саду оптимальных условий,  для реализации музыкальных и творческих способностей ребенка с учетом его возрастных и индивидуальных психологических особенностей

Задачи:

• Создать благоприятную, насыщенную предметно-развивающую музыкальную среду;
• Организовать единую систему работы педагогических сотрудников, ДОУ и родителей по приобщению к музыкальному искусству и  музыкально-художественной деятельности  ребенка;
• Создать условия для развития положительного отношения ребенка к музыке.
• Формировать у ребенка чувство собственного достоинства. 

Индивидуальный образовательный маршрут включает основные направления:

  • Развитие и совершенствование звуковысотного, тембрового и динамического слуха, чувства ритма.
  • Совершенствование умения слушать и осмысливать музыку и собственные чувства и переживания в процессе восприятия музыки, определять средства музыкальной выразительности, создающие образ.
  • Совершенствование певческих способностей, формирование правильного дыхания, дикции, артикуляции в пении; выразительность движений.

Методы и формы, используемые в работе:

 

• Беседы, игры, занятия, чтение художественной литературы, этюды, направленные на знакомство с различными эмоциями и чувствами, с «волшебными» средствами понимания;
• Игры, упражнения и тренинги, способствующие развитию эмоционально- личностной и поведенческой сфер;
• Занятия, игры и упражнения на развитие психических процессов, (памяти, внимания, восприятия, мышления, воображения);
• Музыкально-танцевальные упражнения;

  • Игры- упражнения на развитие музыкального слуха, развитие вокальных данных;
  • Дидактические игры;
  • Индивидуальные упражнения по работе над звуковедением, над дыханием; над ансамблем; над дикцией;
  • Распевки;
  • Пальчиковые и подвижные игры;
  • Прослушивание и обсуждение музыкальных произведений;
  • Организация праздников , музыкальных развлечений, досугов;
  • Подготовка к вокальным конкурсам;
  • Организация сольного выступления в рамках мероприятий с родителями;
  • Индивидуальные консультации для родителей;
  • Совместное проведение мастер-классов для родителей;

Психолого-педагогическое представление на Анну.

1. «Общие сведения о ребенке» В детский сад поступила из семьи. Сад посещает регулярно. Адаптация в группе хорошая.

 2. «Характеристика семьи» Семья полная, имеется старший брат, благополучная (мама и папа морально устойчивы, владеют культурой воспитания). Воспитанием ребенка занимаются оба родителя (мама, папа).  Характер взаимоотношений родителей с ребенком -  сотрудничество (отношение взаимного уважения, совместное переживание радости и горя).
3.  «Соматическое здоровье» группа здоровья - первая; практически не болеет; аппетит и  дневной сон хороший; врожденных заболеваний нет; развитие ребенка идет в соответствии с возрастом.

Общая  и ручная моторика в норме. Ведущая рука - правша.
4. «Состояние знаний ребенка по разделам программы»  Запас общих сведений об окружающем  животном и растительном мире соответствуют программным требованиям. Навыки рисования и лепки сформированы в соответствии росту. Различает цвета, узнает и называет основные цвета, группирует предметы по цвету. Имеет представления о форме, группирует геометрические фигуры, выделяет по слову геометрические фигуры, различает и называет геометрические фигуры (плоские и объемные), соотносит форму предмета с геометрической формой, группирует предметы по форме. Дифференцирует понятия «один-много», владеет количественным (порядковым) счетом в пределах 10, знает цифры от 1 до 10, соотносит цифру с соответствующим количеством предметов, сравнивает множества по количеству входящих в них элементов через счет. Ориентируется во времени суток, последовательно называет дни недели, знает названия месяцев года, определяет и называет время года. Выполняет движение в указанном направлении по словесной инструкции, определяет положение в пространстве по отношению к себе (слева, справа, впереди, сзади), использует в речи слова, определяющие положение предмета в пространстве. Словарный запас достаточный, соответствует возрастной норме. Грамматический строй речи сформирован в соответствии возрастной норме
5. Характеристика деятельности:

Навыки самообслуживания сформированы. Может  самостоятельно пользоваться туалетными принадлежностями, умываться, мыть руки, расчесывать волосы. Может  самостоятельно одеться, раздеться, обуться, застегнуться, завязать и развязать шнурки. Самостоятельно ест, пьет, пользуется  ложкой, вилкой. Умет  убирать свои вещи и постель.
Имеет интерес к игрушкам, есть любимые игры, во время игры понимает и выполняет правила игры.

6. Основные трудности, отмечаемые в общении: 

трудностей нет

7. Личностные особенности: 

Анне присущи - адекватность эмоциональных реакций, активность  в различных видах деятельности, наличие  инициативы, уступчивость,  в процессе общения с детьми и взрослыми. Преобладающее настроение и поведение - спокойное, адекватное ситуации.  Адекватна в отношении к родным, сверстникам, другим людям. Ей присуще  чувство привязанности, любви, добра, склонность прийти на помощь,  умение подчиняться требованиям взрослых. Она всегда аккуратна. Адекватно реагирует на одобрение и порицание.

8. «Дополнительные особенности развития ребенка» Ярко проявляются творческие способности, любит танцевать, петь. Обладает музыкальным слухом, чувствует ритм музыки. В семье вместе с мамой занимается бисероплетением.

Содержание работы:

1.Организация эмоционального благополучия ребенка

1.1. «Утро радостных встреч», когда дети называют друг друга ласковым именем, желают добра, улыбаются, настраиваются на доброе событие дня.
• «Индивидуальная беседа на интересующие детей темы», или так называемые «Задушевные посиделки», где дети и взрослые рассказывают интересные истории из своей жизни.
• «Сочинение детьми творческих рассказов о себе», о своей семье с последующим составлением книг и оформлением ее рисунками.
• «Использование метода коллекционирования» содействует возникновению общения, совместных игр.
• «Предметно-развивающая среда в группе» (уголок уединения, разновеликие ширмы, подиум, емкости личных вещей, рамки для рисунков в группе, оборудование для самостоятельной деятельности, оборудование для режиссерских и ролевых игр); направлена на обеспечение индивидуальной комфортности детей.
1.2. Для развития положительного отношения ребенка к окружающим его людям проводим
• Дидактические игры, направленные на ознакомление и воспитание толерантного отношения к разным людям («Народы России», «У кого какой дом», «Музыкальные инструменты разных стран мира», подбери картинку).
• Разучивание песен и потешек разных народов, населяющих Россию.
• Рассматривание иллюстративного материала на формирование правильного поведения в различных ситуация.
• Коллективные мероприятия (праздники, изготовление поделок из природного и бросового материала).
• Оформление фотогазеты о каком-либо совместном мероприятии. («Как мы отдыхали на даче»,

• Разбор ситуаций, которые могут возникнуть в жизни, в которых надо сделать нравственный выбор.
• Намеренное создание ситуаций, требующих от детей взаимопомощи.

2. Индивидуальная работа по развитию музыкальных и танцевальных навыков Анны.

Виды деятельности, программное содержание и формы работы

№п/п

Направление деятельности

Программое содержание

Формы работы

1.

Слушание

Приобщать к народной и классической музыке.

Познакомить с тремя музыкальными жанрами: песней, танцем, маршем.

Формировать эмоциональную отзывчивость на произведение, умение  различать веселую и грустную музыку.

Приучать слушать музыкальное произведение до конца, понимать характер музыки, узнавать и определять, сколько частей в произведении.

Развивать способность,  различать музыкальные звуки по высоте в пределах октавы — септимы, замечать изменения в силе звучания мелодии громко, тихо).

Совершенствовать умение различать звучание музыкальных игрушек, детских музыкальных инструментов (музыкальный молоточек, шарманка, погремушка, барабан, бубен, металлофон и др.).

Музыкальная гостиная;

Муз. Игра «Определение жанра музыки»; викторина «Угадай мелодию»; д/игра «Музыкальный магазин»; вечер музыки «Сказки и сказочные герои в музыкальном произведении П.И. Чайковского; игра «Музыкальная лесенка»

2.

Пение

Учить выразительному пению.

Способствовать развитию певческих навыков: петь без напряжения в диапазоне ре (ми) — ля (си), в одном темпе со всеми, чисто и ясно произносить слова, передавать характер песни (весело, протяжно, ласково, напевно).

Упражнения «Дыхание и звук»; игра «Песенка-чудесенка»; игра «Музыкальная лесенка»; игра «Угадай характер песенки»; составление картотеки «Любимая песенка»

3.

Песенное творчество

Развивать желание петь и допевать мелодии колыбельных песен на слог «баю-баю» и веселых мелодий на слог «ля-ля». Формировать навыки  сочинительства веселых и грустных мелодий по образцу.

Игра «Песенка-чудесенка»; викторина «Продолжи песенку»

4.

Музыкально-ритмические движения 

Развивать чувство ритма, умение передавать через движения характер музыки.

Формировать умение двигаться в соответствии с двухчастной формой музыки и силой ее звучания (громко, тихо); реагировать на начало звучания музыки и ее окончание.

Развивать умение маршировать вместе со всеми и индивидуально, бегать легко, в умеренном и быстром темпе под музыку.

Улучшать качество исполнения танцевальных движений: притопывать переменно двумя ногами и одной ногой.

Развивать умение кружиться в паре, выполнять прямой галоп, двигаться под музыку ритмично и согласно темпу и характеру музыкального произведения, с предметами, игрушками и без них.

Способствовать развитию навыков выразительной и эмоциональной передачи игровых и сказочных образов: идет медведь, крадется кошка, бегают мышата, скачет зайка, ходит петушок, клюют зернышки цыплята, летают птички и т. д.

Муз. Игра «Ритмическое лото»; викторина «Его величество – ритм»; игра «Танцевальные движения»; «Танцующие зверята»; танцевальный марафон

5.

Развитие танцевально-игрового творчества

Стимулировать самостоятельное выполнение танцевальных движений под плясовые мелодии. Формировать навыки более точного выполнения движений, передающих характер изображаемых животных.

Игра «Зажигающие ритмы»; муз. Игра «Изобрази характер музыки»; музыкальное развлечение «Святки»

6.

Игра на детских музыкальных инструментах

Знакомить с  детскими музыкальными инструментами: дудочкой, металлофоном, колокольчиком, бубном, погремушкой, барабаном, а также их звучанием. Формировать умение подыгрывать на детских ударных музыкальных инструментах.

Игра «Музыкальный магазин»; игра «Сыграй мелодию»; д/игра «Выбери музыкальный инструмент по звучанию музыки»; игра «Угадай какой музыкальный инструмент прозвучал»

7.

Работа с родителями

Музыкально-просветительская работа

Индивидуальные консультации для родителей.

Совместное проведение мастер-классов для родителей;

Беседы о способах развития музыкальных способностей условиях семьи. Мастер-класс  по разучиванию песен, танцевальных движений. Посещение различных  творческих концертных программ, музыкальных сказок, детских музыкальных программ  и т. д.. Просмотр видеофильмов по народному , музыкальному творчеству. Памятка для родителей «Что такое музыкальные способности?»

8.

Итоговая диагностика
 

Тестирование в игровой форме

Викторины: «Угадай мелодию», «Его величество – ритм»; игра Песенка-чудесенка», «Ритмическое лото», «Музыкальная лесенка», «Музыкальный магазин»

9.

Корректировка задач, методов работы с ребенком

Постановка новых задач. Подбор современных форм и методов обучения и воспитания

Необходимые критерии оценок результативности ребенка по социально - личностному развитию.

Слушает музыкальное произведение до конца.

Узнает знакомые песни.

Различает звуки по высоте (в пределах октавы).

Замечает изменения в звучании (тихо — громко).

Поет, не отставая и не опережая других.

Умеет выполнять танцевальные движения: кружиться в парах, притопывать попеременно ногами, двигаться под музыку с предметами (флажки, листочки, платочки и т. п.).

Различает и называет детские музыкальные инструменты (металлофон, барабан и др.).

Выработаны привычки нравственного поведения.
Имеет способность к самооценке, оценке.
Имеет представления о моральных качествах.
Умеет непринужденно общаться со сверстниками, взрослыми.
Умеет по собственному побуждению оказывать посильную помощь сверстникам, малышам, взрослым.
Умеет строить взаимоотношение со сверстниками, детьми.

Предполагаемый результат:

-  развитие социальной компетентности;
-  развитие коммуникативных навыков;
-  развитие танцевальных навыков: кружиться в парах, притопывать попеременно ногами, двигаться под музыку с предметами (флажки, листочки, платочки и т. п.);
-  развитие чувства самоценности;
-   приобретение знаний о жанрах в музыке (песня, танец, марш);

- научится различать и называть детские музыкальные инструменты (металлофон, барабан и др.);

 -  развитие осознанного отношения к музыке;

-  развитие  навыков культуры слушания музыки (не отвлекаться, слушать произведение до конца);

-  развитие навыков выразительного пения, умение петь протяжно подвижно, согласованно (в пределах ре — си первой октавы);

 - развитие навыков инсценирования песни и ставить небольшие музыкальные спектакли.

   -  развитие умения подыгрывать простейшие мелодии на деревянных ложках, погремушках, барабане, металлофоне.