Диагностика
Диагностика по Н.А.Ветлугиной
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
diagnostika_po_vetluginoy.doc | 108.5 КБ |
rezultaty_diagnostiki_2015-2016.pptx | 353.21 КБ |
individualnyy_obrazovatelnyy_marshrut.docx | 37.65 КБ |
Предварительный просмотр:
ДИГНОСТИКА УРОВНЯ МУЗЫКАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ
(ПО Н.А. ВЕТЛУГИНОЙ)*
* Ветлугииа Н.А., Кснеман Л.В. Теория и методика музыкального воспитания в диском саду. - М: Просвещение, 1983. - С. 222 226
Задания | Методика проверки |
Первая и вторая младшие группы | |
Узнавание знакомых песен и пьес | Исполняется пьеса, дети называют, о ком и о чем спета песня. При необходимости педагог задает наводящие вопросы. Для ответа вызывается небольшая группа детей. Менее способным детям предлагается несколько игрушек, напоминающих содержание песни, пьесы, и они показывают ту игрушку, которая соответствует музыке. |
Различение динамики звучания | Исполняется музыкально-дидактическая игра «Громче - тише» Е.Н. Тиличеевой, дети в соответствии со звучанием музыки хлопают и топают то тише, то громче. |
Различение и воспроизведение звукоподражания, различение звука но высоте | Проводится музыкально-дидактическая игра «Чей домик» Е. II. Тиличеевой, но ходу которой дети поочередно выполняют задание. |
Подпевание мелодии песни вслед за педагогом | Ребенок поет, следуя за исполнением взрослого. В тех случаях, когда малыш легко справляется с заданием, воспитатель только немного подпевает. |
Движение в соответствии с музыкой | Звучит украинская народная мелодия, ребенок должен, менять движения соответственно музыке (бег и притопывание ногой). |
Средняя группа | |
Выявление музыкальных интересов | Дети «по секрету» говорят педагогу, какую музыку им хочется послушать. |
Узнавание знакомых песен и пьес, исполняемых педагогом | Детям раздают карточки с условным изображением содержания знакомых им пьес и песен. Узнав произведение, ребенок поднимает соответствующую карточку. |
Узнавание знакомых музыкальных произведений по вступлению, заключению | Педагог исполняет вступление или заключение знакомых детям музыкальных произведений. |
Проверка качества певческих навыков | Коллективное исполнение знакомых песен в сопровождении фортепиано. Дети опрашиваются небольшими группами. |
Проверка правильности исполнения простейшей попевки без сопровождения | Индивидуальный опрос. Педагог помогает ребенку, если он затрудняется, даст оценку исполнения. |
Различение звуков по высоте | Используя примеры из «Музыкального букваря», педагог предлагает детям различать высокие и низкие звуки в пределах октавы, септимы, сексты, квинты. |
Различение ритмического рисунка пьесы | Дети передают хлопками простейший ритмический рисунок мелодии. |
Передавать движениями характер незнакомой музыки | Дети двигаются под музыку, стараясь передать плясовой или маршевый ее характер. |
Умение заканчивать движение одновременно с окончанием звучания музыки | Дети движутся под марш. Педагог неожиданно перестает играть (после окончания музыкальной фразы, предложения) и фиксирует, остановился ли ребенок, когда перестала звучать музыка. |
Различение части в двух- частном построении музыкального произведения | Дети движутся под незнакомую музыку, меняя движение или направление движения со сменой частей в музыке. |
Различение части в трехчастном построении музыкального произведения | Выполнение детьми элементов танцев, предложенных педагогом. |
Применение знакомых элементов танца в свободной пляске | Детям предлагают двигаться под музыку танцевального характера, используя знакомые элементы танца. |
Старшая группа | |
Выявление интересов детей к музыкальным произведениям | Педагог устанавливает, какие песни, пьесы дети помнят. Дети по очереди шепотом называю! педагогу любимое произведение. |
Различение характера, жанра музыкальных произведений (марш, вальс, полька, колыбельная) | Педагог исполняет незнакомые мелодии, а дети показываю! соответствующие карточки с изображением детей, марширующих, танцующих или укачивающих куклу. |
Узнавание знакомого музыкального произведения по вступлению или мелодии | Педагог исполняет вступление или мелодию знакомой песни (пьесы), дети называют ее. |
Проверка качества исполнения детьми знакомых песен | Коллективное исполнение знакомых песен (по типу «Устроим концерт»), затем исполнение несложных песен или попенок без сопровождения. Индивидуальное исполнение знакомой песни с фортепианным сопровождением. |
Проверка певческого слуха, вокально-слуховой координации | Каждому ребенку дается задание на повторение мелодии «музыкальное эхо». С этой целью педагог варьирует мелодические интонации, наиболее сложные из них предлагает повторить хорошо успевающим детям. |
Проверка качества детских импровизаций | Педагог дает детям задание различной степени трудности: а) «Спой свое имя»; б) музыкальные вопросы и ответы («Как тебя зовут?»). |
Проверка навыков создания музыкально-игровых образов звучания наиболее контрастных но тембру детских музыкальных инструментов | Педагог предлагает незнакомые произведения, различные по тематике и жанрам, и просит показать движениями, как маршируют солдаты, летит самолет, крадется лиса, порхают бабочки. |
Проверка качества усвоения танцевальных движений и их импровизации | Исполняется двух-частная пьеса (полька). На первую часть дети бегут парами, на вторую каждый придумывает комбинацию из знакомых танцевальных элементов. Задание выполняется коллективно. |
Различение и передача ритмического рисунка мелодии попевки | Педагог исполняет пьесу на металлофоне, барабане, бубне (из «Детского оркестра» Н.А. Ветлугиной). Дети должны назвать инструмент. |
Определение на слух | Поочередное пение и исполнение на инструменте ритмической попевки (из «Музыкального букваря А. Ветлугиной) |
Подготовительная группа | |
Называние любимых музыкальных произведений | Педагог просит ребенка назвать любимое произведение и объяснить, почему оно нравится |
Узнавание знакомого музыкального произведения по отдельным фрагментам | Педагог предлагает детям узнать исполняемое произведение по отдельно сыгранным вступлению, заключению, второй части, яркому фрагменту. Опрос проводится индивидуально |
Различение характера трех пьес одного жанра (пляска, полька, вальс) | Детям предлагают рассмотреть картинки с условным изображением польки, вальса и плясовой. После исполнения произведений дети выбирают соответствующую картинку. Педагог исполняет незнакомое произведение. Фишками разного цвета дети отмечают начало звучания каждой части |
Определение трехчастной формы музыкального произведения при условии динамических и темповых изменений во второй части | Знать и называть знакомые произведения композиторов П.И. Чайковского и Д.Б. Кабалевского |
Различение вокальной и инструментальной музыки | Звучит грамзапись. Педагог предлагает детям определить вокальную и инструментальную музыку |
Исполнение знакомых | Дети по своему выбору исполняют 2-3 песни |
Исполнение знакомой песни в разных тональностях | Дети исполняют знакомую песню в двух разных тональностях по тону, данному педагогом |
Определение направления движения мелодии вверх и вниз | По звукоряду дети определяют, куда движется мелодия, вверх или вниз, и поют звукоряд. |
Определение высоких и низких звуков в пределах квинты-терции | Педагог поочередно исполняет высокие и низкие звуки в пределах квинты-терции. Кто-либо из детей определяет, какой звук высокий (низкий). |
Различение точности исполнения песни | Кто-либо из детей исполняет песню, а другой ребенок определяет качество пения. |
Передача в движении музыкально-игрового образа | Прослушав незнакомую музыку, дети изображают с помощью выразительных движений характер персонажа. |
Оценка исполнения танца товарищами | Дети парами исполняют танец. Остальные дают оценку их исполнению. |
Сочинение танца | Дети становятся парами и договариваются, какие движения будут выполнять. Наблюдающие оценивают их исполнение. |
Импровизация пляски с использованием знакомых элементов народного танца | Опрос идет по парам (кто придумает больше вариантов?). |
Инсценирование незнакомой песни с помощью самостоятельно подобранных движений | Педагог поет песню, ребенок импровизирует, стараясь не копировать своих товарищей. |
Определение на слух звучания детских музыкальных инструментов | Дети прослушивают и определяют, на каких инструментах играли в оркестре взрослые. |
Исполнение мелодии знакомых песен на детских инструментах | Детям предлагают па инструменте с диатоническим или хроматическим звукорядом исполнить знакомую мелодию. |
Знание и умение исполнять знакомые попевки | Педагог предлагает детям по желанию исполнить любимую попевку на музыкальном инструменте. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Мониторинг детей подготовительных групп Начало 2015-2016 учебного года В – высокий уровень - С – средний уровень - Н – низкий уровень - Конец 2015-2016 учебного года
Мониторинг детей старших групп Начало 2015-2016 учебного года В – высокий уровень - С – средний уровень - Н – низкий уровень - Конец 2015-2016 учебного года
Мониторинг детей средних групп Начало 2015-2016 учебного года В – высокий уровень - С – средний уровень - Н – низкий уровень - Конец 2015-2016 учебного года
Мониторинг детей младших групп Начало 2015-2016 учебного года В – высокий уровень - С – средний уровень - Н – низкий уровень - Конец 2015-2016 учебного года
Предварительный просмотр:
Индивидуальный образовательный маршрут развития музыкальных способностей у детей
Фамилия, имя ребенка - ( код) Анна Г.
Группа старшая
Время индивидуальных занятий 16.00
Основная цель
Создание в детском саду оптимальных условий, для реализации музыкальных и творческих способностей ребенка с учетом его возрастных и индивидуальных психологических особенностей
Задачи:
• Создать благоприятную, насыщенную предметно-развивающую музыкальную среду;
• Организовать единую систему работы педагогических сотрудников, ДОУ и родителей по приобщению к музыкальному искусству и музыкально-художественной деятельности ребенка;
• Создать условия для развития положительного отношения ребенка к музыке.
• Формировать у ребенка чувство собственного достоинства.
Индивидуальный образовательный маршрут включает основные направления:
- Развитие и совершенствование звуковысотного, тембрового и динамического слуха, чувства ритма.
- Совершенствование умения слушать и осмысливать музыку и собственные чувства и переживания в процессе восприятия музыки, определять средства музыкальной выразительности, создающие образ.
- Совершенствование певческих способностей, формирование правильного дыхания, дикции, артикуляции в пении; выразительность движений.
Методы и формы, используемые в работе:
• Беседы, игры, занятия, чтение художественной литературы, этюды, направленные на знакомство с различными эмоциями и чувствами, с «волшебными» средствами понимания;
• Игры, упражнения и тренинги, способствующие развитию эмоционально- личностной и поведенческой сфер;
• Занятия, игры и упражнения на развитие психических процессов, (памяти, внимания, восприятия, мышления, воображения);
• Музыкально-танцевальные упражнения;
- Игры- упражнения на развитие музыкального слуха, развитие вокальных данных;
- Дидактические игры;
- Индивидуальные упражнения по работе над звуковедением, над дыханием; над ансамблем; над дикцией;
- Распевки;
- Пальчиковые и подвижные игры;
- Прослушивание и обсуждение музыкальных произведений;
- Организация праздников , музыкальных развлечений, досугов;
- Подготовка к вокальным конкурсам;
- Организация сольного выступления в рамках мероприятий с родителями;
- Индивидуальные консультации для родителей;
- Совместное проведение мастер-классов для родителей;
Психолого-педагогическое представление на Анну.
1. «Общие сведения о ребенке» В детский сад поступила из семьи. Сад посещает регулярно. Адаптация в группе хорошая.
2. «Характеристика семьи» Семья полная, имеется старший брат, благополучная (мама и папа морально устойчивы, владеют культурой воспитания). Воспитанием ребенка занимаются оба родителя (мама, папа). Характер взаимоотношений родителей с ребенком - сотрудничество (отношение взаимного уважения, совместное переживание радости и горя).
3. «Соматическое здоровье» группа здоровья - первая; практически не болеет; аппетит и дневной сон хороший; врожденных заболеваний нет; развитие ребенка идет в соответствии с возрастом.
Общая и ручная моторика в норме. Ведущая рука - правша.
4. «Состояние знаний ребенка по разделам программы» Запас общих сведений об окружающем животном и растительном мире соответствуют программным требованиям. Навыки рисования и лепки сформированы в соответствии росту. Различает цвета, узнает и называет основные цвета, группирует предметы по цвету. Имеет представления о форме, группирует геометрические фигуры, выделяет по слову геометрические фигуры, различает и называет геометрические фигуры (плоские и объемные), соотносит форму предмета с геометрической формой, группирует предметы по форме. Дифференцирует понятия «один-много», владеет количественным (порядковым) счетом в пределах 10, знает цифры от 1 до 10, соотносит цифру с соответствующим количеством предметов, сравнивает множества по количеству входящих в них элементов через счет. Ориентируется во времени суток, последовательно называет дни недели, знает названия месяцев года, определяет и называет время года. Выполняет движение в указанном направлении по словесной инструкции, определяет положение в пространстве по отношению к себе (слева, справа, впереди, сзади), использует в речи слова, определяющие положение предмета в пространстве. Словарный запас достаточный, соответствует возрастной норме. Грамматический строй речи сформирован в соответствии возрастной норме
5. Характеристика деятельности:
Навыки самообслуживания сформированы. Может самостоятельно пользоваться туалетными принадлежностями, умываться, мыть руки, расчесывать волосы. Может самостоятельно одеться, раздеться, обуться, застегнуться, завязать и развязать шнурки. Самостоятельно ест, пьет, пользуется ложкой, вилкой. Умет убирать свои вещи и постель.
Имеет интерес к игрушкам, есть любимые игры, во время игры понимает и выполняет правила игры.
6. Основные трудности, отмечаемые в общении:
трудностей нет
7. Личностные особенности:
Анне присущи - адекватность эмоциональных реакций, активность в различных видах деятельности, наличие инициативы, уступчивость, в процессе общения с детьми и взрослыми. Преобладающее настроение и поведение - спокойное, адекватное ситуации. Адекватна в отношении к родным, сверстникам, другим людям. Ей присуще чувство привязанности, любви, добра, склонность прийти на помощь, умение подчиняться требованиям взрослых. Она всегда аккуратна. Адекватно реагирует на одобрение и порицание.
8. «Дополнительные особенности развития ребенка» Ярко проявляются творческие способности, любит танцевать, петь. Обладает музыкальным слухом, чувствует ритм музыки. В семье вместе с мамой занимается бисероплетением.
Содержание работы:
1.Организация эмоционального благополучия ребенка
1.1. «Утро радостных встреч», когда дети называют друг друга ласковым именем, желают добра, улыбаются, настраиваются на доброе событие дня.
• «Индивидуальная беседа на интересующие детей темы», или так называемые «Задушевные посиделки», где дети и взрослые рассказывают интересные истории из своей жизни.
• «Сочинение детьми творческих рассказов о себе», о своей семье с последующим составлением книг и оформлением ее рисунками.
• «Использование метода коллекционирования» содействует возникновению общения, совместных игр.
• «Предметно-развивающая среда в группе» (уголок уединения, разновеликие ширмы, подиум, емкости личных вещей, рамки для рисунков в группе, оборудование для самостоятельной деятельности, оборудование для режиссерских и ролевых игр); направлена на обеспечение индивидуальной комфортности детей.
1.2. Для развития положительного отношения ребенка к окружающим его людям проводим
• Дидактические игры, направленные на ознакомление и воспитание толерантного отношения к разным людям («Народы России», «У кого какой дом», «Музыкальные инструменты разных стран мира», подбери картинку).
• Разучивание песен и потешек разных народов, населяющих Россию.
• Рассматривание иллюстративного материала на формирование правильного поведения в различных ситуация.
• Коллективные мероприятия (праздники, изготовление поделок из природного и бросового материала).
• Оформление фотогазеты о каком-либо совместном мероприятии. («Как мы отдыхали на даче»,
• Разбор ситуаций, которые могут возникнуть в жизни, в которых надо сделать нравственный выбор.
• Намеренное создание ситуаций, требующих от детей взаимопомощи.
2. Индивидуальная работа по развитию музыкальных и танцевальных навыков Анны.
Виды деятельности, программное содержание и формы работы
№п/п | Направление деятельности | Программое содержание | Формы работы |
1. | Слушание | Приобщать к народной и классической музыке. Познакомить с тремя музыкальными жанрами: песней, танцем, маршем. Формировать эмоциональную отзывчивость на произведение, умение различать веселую и грустную музыку. Приучать слушать музыкальное произведение до конца, понимать характер музыки, узнавать и определять, сколько частей в произведении. Развивать способность, различать музыкальные звуки по высоте в пределах октавы — септимы, замечать изменения в силе звучания мелодии громко, тихо). Совершенствовать умение различать звучание музыкальных игрушек, детских музыкальных инструментов (музыкальный молоточек, шарманка, погремушка, барабан, бубен, металлофон и др.). | Музыкальная гостиная; Муз. Игра «Определение жанра музыки»; викторина «Угадай мелодию»; д/игра «Музыкальный магазин»; вечер музыки «Сказки и сказочные герои в музыкальном произведении П.И. Чайковского; игра «Музыкальная лесенка» |
2. | Пение | Учить выразительному пению. Способствовать развитию певческих навыков: петь без напряжения в диапазоне ре (ми) — ля (си), в одном темпе со всеми, чисто и ясно произносить слова, передавать характер песни (весело, протяжно, ласково, напевно). | Упражнения «Дыхание и звук»; игра «Песенка-чудесенка»; игра «Музыкальная лесенка»; игра «Угадай характер песенки»; составление картотеки «Любимая песенка» |
3. | Песенное творчество | Развивать желание петь и допевать мелодии колыбельных песен на слог «баю-баю» и веселых мелодий на слог «ля-ля». Формировать навыки сочинительства веселых и грустных мелодий по образцу. | Игра «Песенка-чудесенка»; викторина «Продолжи песенку» |
4. | Музыкально-ритмические движения | Развивать чувство ритма, умение передавать через движения характер музыки. Формировать умение двигаться в соответствии с двухчастной формой музыки и силой ее звучания (громко, тихо); реагировать на начало звучания музыки и ее окончание. Развивать умение маршировать вместе со всеми и индивидуально, бегать легко, в умеренном и быстром темпе под музыку. Улучшать качество исполнения танцевальных движений: притопывать переменно двумя ногами и одной ногой. Развивать умение кружиться в паре, выполнять прямой галоп, двигаться под музыку ритмично и согласно темпу и характеру музыкального произведения, с предметами, игрушками и без них. Способствовать развитию навыков выразительной и эмоциональной передачи игровых и сказочных образов: идет медведь, крадется кошка, бегают мышата, скачет зайка, ходит петушок, клюют зернышки цыплята, летают птички и т. д. | Муз. Игра «Ритмическое лото»; викторина «Его величество – ритм»; игра «Танцевальные движения»; «Танцующие зверята»; танцевальный марафон |
5. | Развитие танцевально-игрового творчества | Стимулировать самостоятельное выполнение танцевальных движений под плясовые мелодии. Формировать навыки более точного выполнения движений, передающих характер изображаемых животных. | Игра «Зажигающие ритмы»; муз. Игра «Изобрази характер музыки»; музыкальное развлечение «Святки» |
6. | Игра на детских музыкальных инструментах | Знакомить с детскими музыкальными инструментами: дудочкой, металлофоном, колокольчиком, бубном, погремушкой, барабаном, а также их звучанием. Формировать умение подыгрывать на детских ударных музыкальных инструментах. | Игра «Музыкальный магазин»; игра «Сыграй мелодию»; д/игра «Выбери музыкальный инструмент по звучанию музыки»; игра «Угадай какой музыкальный инструмент прозвучал» |
7. | Работа с родителями | Музыкально-просветительская работа Индивидуальные консультации для родителей. Совместное проведение мастер-классов для родителей; | Беседы о способах развития музыкальных способностей условиях семьи. Мастер-класс по разучиванию песен, танцевальных движений. Посещение различных творческих концертных программ, музыкальных сказок, детских музыкальных программ и т. д.. Просмотр видеофильмов по народному , музыкальному творчеству. Памятка для родителей «Что такое музыкальные способности?» |
8. | Итоговая диагностика | Тестирование в игровой форме | Викторины: «Угадай мелодию», «Его величество – ритм»; игра Песенка-чудесенка», «Ритмическое лото», «Музыкальная лесенка», «Музыкальный магазин» |
9. | Корректировка задач, методов работы с ребенком | Постановка новых задач. Подбор современных форм и методов обучения и воспитания |
Необходимые критерии оценок результативности ребенка по социально - личностному развитию.
Слушает музыкальное произведение до конца.
Узнает знакомые песни.
Различает звуки по высоте (в пределах октавы).
Замечает изменения в звучании (тихо — громко).
Поет, не отставая и не опережая других.
Умеет выполнять танцевальные движения: кружиться в парах, притопывать попеременно ногами, двигаться под музыку с предметами (флажки, листочки, платочки и т. п.).
Различает и называет детские музыкальные инструменты (металлофон, барабан и др.).
Выработаны привычки нравственного поведения.
Имеет способность к самооценке, оценке.
Имеет представления о моральных качествах.
Умеет непринужденно общаться со сверстниками, взрослыми.
Умеет по собственному побуждению оказывать посильную помощь сверстникам, малышам, взрослым.
Умеет строить взаимоотношение со сверстниками, детьми.
Предполагаемый результат:
- развитие социальной компетентности;
- развитие коммуникативных навыков;
- развитие танцевальных навыков: кружиться в парах, притопывать попеременно ногами, двигаться под музыку с предметами (флажки, листочки, платочки и т. п.);
- развитие чувства самоценности;
- приобретение знаний о жанрах в музыке (песня, танец, марш);
- научится различать и называть детские музыкальные инструменты (металлофон, барабан и др.);
- развитие осознанного отношения к музыке;
- развитие навыков культуры слушания музыки (не отвлекаться, слушать произведение до конца);
- развитие навыков выразительного пения, умение петь протяжно подвижно, согласованно (в пределах ре — си первой октавы);
- развитие навыков инсценирования песни и ставить небольшие музыкальные спектакли.
- развитие умения подыгрывать простейшие мелодии на деревянных ложках, погремушках, барабане, металлофоне.