Для родителей
Консультации для родителей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kons.docx | 1.14 МБ |
roditelyam_2.docx | 22.61 КБ |
konsultatsiya_dlya_roditeley.docx | 185.24 КБ |
byulleten_dlya_roditeley.docx | 242.84 КБ |
anketa_dlya_roditeley.docx | 15.59 КБ |
seminar_praktikum_dlya_roditeley_razvivaem_tvorcheskie_sposobnosti_detey.docx | 41.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
«Музыка и дети»
Цель: способствовать повышению педагогической культуры родителей
Задачи:
1. пополнение их знаний по музыкальному воспитанию ребёнка в семье и детском саду;
2. содействовать сплочению родительского коллектива, вовлечение пап и мам в жизнедеятельность группового сообщества;
3. развитие музыкальных и творческих способностей родителей.
Форма проведения: «Музыкальный калейдоскоп»
Участники: родители, воспитатели, музыкальный руководитель
Ход мероприятия
Собрание проводится в музыкальном зале; стулья располо¬жены полукругом вокруг двух столов (две команды); оформлен плакат с надписью родительского собрания.
Родители занимают свои места и знакомятся с содержанием цитат, афоризмов о музыке, ко¬торые расположены на столах.
Оформление цитат:
• «Музыке надо учить всех детей, как учат математике и гео¬графии» (Дмитрий Борисович Кабалевский).
• «Музыка - это универсальный язык человечества» (Генри Лонгфелло).
Музыкальный руково¬дитель. (приветствует родителей, сообщает тему и цель собрания.) Все мы хотим видеть наших детей здоро¬выми, умными, добрыми. Нет, пожалуй, другого такого вида вос¬питания, который бы вызывал у родителей столько разногласий, вопросов, заблуждений, как музыкальное. Кого учить музыке - всех, или только детей с хорошими музыкальными данными? Зачем вообще нужна ребенку музыка?
Дмитрий Борисович Кабалевский писал: «Музыке надо учить всех детей, как учат математике и гео¬графии».
Ребенку совсем необязательно иметь собственный талант, но практика показывает, что немузыкальных детей практически нет. Встречаются дети, которые хорошо слышат и чувствуют му¬зыку, но плохо поют из-за отсутствия координации между слухом и голосовым аппаратом. Но нет детей, которые бы не любили слу¬шать музыку, хотя бы из мультиков.
Приобщение ребенка к музыке начинается с рождения. Важные музыкальные впечатления ребенка связаны с пением матери, но, к сожалению, мамы стали петь реже, а жаль. Если вы не приобщили малыша к слушанию музыки в раннем возрасте, то приступайте к этому сегодня, когда вашему ребенку 4-6 лет. В детском саду, на музыкальных занятиях мы слушаем музыку, но этого оказывается недостаточно, а помочь нам в этом можете только вы - родители.Начинать надо прежде всего с того,что нужно слышать родные звуки, и для этого совсем необязательно иметь специальное музыкальное образование! Достаточно просто оглянуться на окружающий нас мир и прислушаться. Сколько вокруг звуков! Шелестит трава, тенькают и посвистывают певчие птицы, в лесу кукует кукушка, стучит дятел, жужжит шмель..., а это лесной ручеек. Все это множество непохожих друг на друга голосов, звуков чело¬век слышал еще в глубокой древности, сначала он подражал им, а потом стал сочинять свои.Попробуйте и вы вместе со своим ребенком воспроизвести эти звуки (ветер воет - «у-у-у», листья шуршат «ш-ш - ш»).Так и в древности - человек подметил, что если срезать трост¬ник и подуть в него, то получится звук красивый и протяжный. Если, хлопая в ладоши, взять в руки камешки, звук получится громкий и звонкий. Если ударить по стволу дуплистого дерева, то удар этот слышен издалека.Не пожалейте времени, чтобы все это показать, ребенку, попробуйте вместе с ним - вы сами услышите, как рождается музыка.Вот так постепенно, слушая музыку природы и окружающего мира, вы приобщаете ребенка к пониманию музыки.Больше слушайте с детьми хорошую музыку, сделав это занятие семейной традицией, если взрослые любят и часто слушают музыку, то и для ребенка это постепенно станет потребностью.
Конкурсная программа «Музыкальный калейдоскоп»
Музыкальный руководитель. Сегодня мы предлагаем вам, уважаемые наши родители, поучаствовать в конкурсной программе «Музыкальный калейдоскоп». Вас ждут каверзные вопросы, творческие задания на музыкальную тему
Естественно, вам сегодня очень повезло, вы сможете и спеть, и станцевать, и поучаствовать в разнообразных конкурсах. Так пусть же впечатления, которые останутся у вас о сегодняшнем мероприятии, будут похожи на яркие, радостные, разноцветные краски калейдоскопа. Надеемся, что мы весело и с пользой про¬ведем время.Сегодня соревнуются: команда «Домисолька» и команда «Капитошка»! А оценивать вас будет компетентное жюри. (Представ¬ление жюри.)
Кто знает, как переводится с греческого слово «музыка»? Это слово означает «искусство муз». А музы - это богини покровительницы наук, поэзии и искусств.
Согласно древнегреческому мифу, в Греции на горе Парнас от удара копытом крылатого коня Пегаса возник родник, который почитался как священный ключ Аполлона и муз, дарующий вдохновение поэтам и музыкантам. Муз было 9 - и ровно 9 конкурсных заданий сегодня предстоит выполнить нашим командам.
Задание 1. «Разминка».
Проверим ваш музыкальный кругозор.
Если команда дает неправильный ответ, то право ответа переходит к другой команде. Время на обдумывание не дается, отвечаем сразу.
1. Какой музыкальный инструмент используют шаманы во время проведения культовых обрядов? (Бубен.)
2.Как называется очень быстрая игра на барабане двумя палочками? (Дробь.)
3.Какого композитора слушают все новобрачные? (Феликс Мендельсон, «Свадебный марш».)
4.Каким термином обозначается скорость исполнения музы¬кального произведения? (Темп.)
5.Какой музыкальный инструмент сочетает в себе фортепиано и гармонь? (Аккордеон.)
6. Какой европейский город считают родиной вальса? (Вена в Австрии.)
Задание 2. «Угадай-ка». (карточки)
По первым слогам отгадать песню
1. ВМЕ…. (вместе весело шагать)
2. АН….. (антошка, антошка)
3. ОТ….(от улыбки)
4. МАЛ…. (маленькой ёлочки)
5. В ЛЕ…. (в лесу родилась ёлочка)
6. В ТРА….(в траве сидел кузнечик)
Музыкальный руководитель. Сейчас наше жюри подсчитывает баллы за два задания, а командам я предлагаю отгадать загадку
Она ничего не строит, но создаёт очень многое.
Она обогащает тех, кто её получает, не обедняя тех, кто её отдаёт.
Она длится одно мгновение, а память о ней сохраняется надолго…
(если загадка не отгадана, предлагаю вернуться к ней позже)
Музыкальный руководитель Жюри, объявите, пожалуйста, итоги двух конкурсов. (Слово жюри.)
Переходим к заданию 3 - «Песни-перевертыши». (карточки)
Проверим дословное знание песен, а также внимательность и смекалку, которая немаловажна в деле музыкального воспитания детей. Слова из знакомой песни «перевернуты», т. е. заменены другими противоположными по значению словами. Например: черное - белое, пол - потолок.
1.За поле березу срубили. (В лесу родилась елочка.)
2.Девушек вот мало замужних. (Парней так много холостых.)
3.До гримасы светлая ночь темней. (От улыбки хмурый день светлей.)
4.Он не был никогда хорошим предметом с именем. (Я был когда-то странной игрушкой безымянной.)
5.Там некто в бочке поднялся. (Вот кто-то с горочки спустился.)
6.Смейся мальчик, наступит засуха. (Не плачь, девчонка, пройдут дожди.)
А сейчас переходим к заданию 4 - «Музыкальные инструменты»
Посмотрим, насколько крепки ваши знания в области музыкальных инструментов
Показ изображения инструментов команды по очереди отгадывают
Задание 5. «Хоровое пение».
Музыкальный руководитель. А сейчас задание на знание детского песенного репертуара. А также проверим вокальные данные, умение петь в хоре. Как говорится, поющий родитель - поющие дети.
По краткой характеристике нужно отгадать песню, а затем хором ее исполнить. Оценивается чистота интонирования и вы¬разительность исполнения.
1. Эта песня о том, как вели себя домашние птицы, жившие у немолодой женщины. (Два веселых гуся.)
2. Эта песня о трагической судьбе мирного насекомого. (В тра¬ве сидел кузнечик.)
3. Это песня о том, как хорошо в дождь играть на гармошке, отмечая свой день рожденья. (Песенка крокодила Гены.)
4. Песенка о длительном путешествии маленькой девочки в яркой шапочке (Если долго, долго, долго)
Музыкальный руководитель. Пока жюри подводит итоги, продолжаем отгадывать загадку
Нет людей богатых, которые смогли бы прожить без неё, и нет бедных, которые не стали бы богаче по её милости.
Она создаёт счастье в доме, атмосферу доброжелательности в делах и служит паролем для друзей…
Музыкальный руководитель. Результаты за предыдущие конкурсы... (Слово жюри.)
Задание 6. «Пантомима».
Музыкальный руководитель. Посмотрим, как развиты у вас фантазия и вообра¬жение. Каждой команде нужно изобразить с помощью жестов и мимики песню, другая команда отгадывает.
«Маленькой ёлочке»
«В лесу родилась ёлочка»
Задание 7. Музыкальный конкурс «Весёлый бубен»
Под музыку передаём по кругу бубен, музыка останавливается, у кого в руках бубен выходит из круга. Кто последний остаётся выигрывает и соответственно приносит балл своей команде
(Слово жюри.)
Задание 8. Музыкальные ребусы (карточки)
Музыкальный руководитель. А сейчас проверим знание нотной грамоты.
Задание 9. «Звёздный алфавит»
Музыкальный руководитель. Исполнить строчку из песни на предложенную букву (А, Е, С, П)
Музыкальный руководитель. Вот и подошел к концу наш «Музыкальный калейдоскоп».
Музыкальный руководитель. Мы выяснили, что в музыкальных инструментах вы разби¬раетесь, вокальные данные присутствуют, вы любите и умеете петь, танцевать, фантазии и творчества у вас не занимать, поэтому со всей уверенность можно сказать, что вашим детям повезло с ро¬дителями. Вы сможете увлечь их музыкальным искусством, научить любить и понимать музыку, а мы педагоги, вам в этом поможем.
Но у нас осталась неразгаданна загадка
Она - вдохновение для утомлённых, свет надежды для отчаявшихся, сияние солнца для удручённых и лучшее из природных средств против горя.
Её нельзя ни купить, ни выпросить, ни одолжить, ни одолжить, ни украсть, ибо она представляет собой некую драгоценность, которая не принесет ни малейшей пользы никому, если только не будет отдана от чистого сердца.
О чем же идёт речь? (УЛЫБКА)
Исполняется финальная песня «Улыбка».
Вручение благодарственных писем
Предлагаю родителям выразить отношение к собранию с помощью сигнальных карточек красный + зелёный + -- синий --
и приклеить его на нашем «Рисунке дня»
Предварительный просмотр:
О том, что каждый ребенок – уникален, знает любая мама. И тем более каждая мама уверена, что именно ее ребенок – самый лучший, самый красивый и конечно же самый талантливый. Успехи ребенка преумножаются в соответствии с верой в него его родных и близких. Нет «неспособных» детей – есть ленивые или неуверенные в своем ребенке родители. Страшно даже подумать, что может случиться с тем ребенком, которому нечем себя занять: ему становится скучно, он обращается «не к тем» людям со своими проблемами, они принимают – зачастую без согласия ребенка – «не те» решения… Но такое происходит только с теми, кого вовремя не направили в нужное русло. Так что обязательно занимайтесь со своим ребенком. Будет ли это искусство или спорт, - соответственно – танцевальная студия, музыкальная школа или спортивная секция – у вашего ребенка появится любимое занятие, а может быть, это хобби станет его будущей профессией. Не оставляйте его один на один с его вопросами и проблемами ,не отмахивайтесь от него : «подрастешь – сам узнаешь», это губительно. Обсуждайте с ним то, что ему нравится или не нравится, что его беспокоит, чем ему хочется с вами поделиться, рассказывайте про то, каким было ваше детство, учите, как бороться с неудачами. И конечно вводите его в мир искусства, ведь оно способно излечивать не только тело, но и душу. И нет особой разницы, кто у вас – сын или дочь – ведь в танце каждый ребенок почувствует и найдет то, что нужно именно ему. Девочки станут стройными барышнями с горделивой осанкой и красивыми формами, мальчики научатся быть галантными кавалерами, ведь парные танцы – отличнейшие уроки хороших манер. Недаром же в дворянских семьях воспитание включало, наряду с науками, еще и обязательное освоение танцевального искусства. Танцам обязательно обучали в кадетских корпусах, и эта традиция сохраняется в суворовских и нахимовских училищах.
Главное отличие детского танца от взрослого – в сюжетно-игровом решении.
Игра присутствует в жизни детей и всегда им сопутствует. В игровых и сюжетных танцах есть возможность развивать фантазию.
Развитие танцевальной выразительности является очень важным моментом в обучениии детей танцу.
Следует соблюдать принцип: от простого к сложному. Рассказывайте ребенку о пользе упражнений, о характере их исполнения. Прежде чем разучивать танцевальный номер, послушайте вместе музыку, познакомьте с сюжетом танца, а позже предложите ему самостоятельно придумать движения. движения. Прививайте ему навыки актерской выразительности: уметь изобразить в танцевальном шаге повадки зверей, птиц, выразить образ в разном эмоциональном состоянии(веселый щенок, грустная птица).
Предварительный просмотр:
Многих интересует вопрос: «Когда начинать музыкальное воспитание?» На этот вопрос ответим словами известного венгерского педагога и композитора Золтана Кодаи: «За девять месяцев до рождения ребёнка. А ещё лучше - за девять месяцев до рождения его матери».
Многие привыкли считать, что воспитание, в том числе и музыкальное, надо начинать значительно позже. А до трёх – четырёх лет растёт здоровеньким - слава Богу. Новейшие психолого-педагогические исследования показали, что время, упущенное для воспитания в дошкольном возрасте, трудно восполнить. Особенно необратимые последствия имеет потеря первых лет. От нуля до четырёх.
Известный сторонник раннего активного развития детей из Японии, Масаре Ибука, отстаивающий именно такую точку зрения, в своей книге «После трёх уже поздно» рассказывает об эксперименте, проведённом в Японии, в центре раннего развития, который он возглавляет. Одной группе детей в возрасте 1-2 лет давали постоянно, но небольшими порциями, слушать классическую музыку (случайно выбор пал на музыку Бетховена), а другим не давали. Дети в «бетховенской» группе оказались более понятливыми и эмоционально восприимчивыми.
Что получается? То, чему дети более старшие, как и взрослые, учатся годами, медленно и трудно, крошечные карапузы овладевают легко и играючи. Благотворное влияние на раннее музыкальное развитие ребёнка оказывает пение матери. С пением матери связаны первые, важные музыкальные впечатления. Веками матери пели у колыбели ребёнка самые нежные, самые задушевные песни. И первые воспоминания о пении матери (вспомните, какие добрые слова пишет Пушкин о няне, Арине Родионовне) у многих из нас связаны с ощущениями счастья, любви, нежности.
Сегодня песня, в том числе у колыбели ребёнка, всё больше уходит из семейной жизни. Некоторые стесняются своего голоса. Другие считают, что это ни к чему, когда есть такое огромное количество звучащей и поющей техники, и что вообще петь малышу - «несовременно». У многих в нашей суматошной жизни голова занята другим, и им не до песен. А жаль. Если хотите, чтобы ваш сын или дочка полюбили музыку, чаще пойте им. Пение мамы, пение других близких людей - самый лучший способ добиться того, чтобы ребёнок с рождения реагировал на музыку как на что-то приятное и радостное.
В огромном мире звуков особенно влекут малыша музыкальные звуки. Важно правильно подобрать музыку для ребёнка. Музыка, которую вы предлагаете самому юному слушателю, должна быть высокохудожественной. Лучшие произведения музыкальной культуры. Не стоит искусственно ограждать малышей от Баха, Чайковского, Бетховена и давать слушать только простую, элементарную музыку, написанную специально для них. Но есть и некоторые ограничения. Музыка для самых маленьких должна иметь ясную мелодию, светлый характер, чёткую форму - как в литературе. Сначала сказки Пушкина, и только значительно позже «Преступление и наказание» Достоевского.
Вот несколько правил для правильной организации слушания музыки:
- Музыка, даже самая замечательная, не должна звучать постоянно. В этом случае она не только перестаёт восприниматься как удовольствие и радость, но перестаёт восприниматься вообще.
- Музыка не должна звучать слишком громко.
- Не надо давать слушать музыку ребёнку, если по каким-то причинам (хочется чего-то другого, плохое самочувствие и т.п.) он к этому не расположен. Вы это почувствуете по реакции малыша.
Следующие правила помогут при выборе музыкальных игрушек, которых сейчас выпускается огромное количество:
- Музыкальные игрушки должны быть не спрятаны в шкафу, а лежать так, чтобы малыш без вашей помощи мог ими воспользоваться. Это даёт возможность свободного выбора той игрушки, которая в данный момент малыша интересует.
- Избегайте игрушек, издающих чрезмерно резкие и громкие звуки.
- Музыкальных игрушек не должно быть чересчур много. Если буквально всё, к чему прикасается ребёнок, звучит и поёт, это явный перебор. Наступает звуковое пресыщение, когда музыка воспринимается не как радость и удовольствие, а как некий звуковой фон.
Детские музыкальные инструменты имеют большое значение в музыкальном развитии малыша, ведь они развивают слух, чувство ритма, эмоциональную восприимчивость ребёнка. В какой-то мере формируют его музыкальный вкус.
Прекрасно, когда пение занимает важное место в жизни ребёнка. Совершенствуется голосовой аппарат, артикуляция. Развиваются чувства, вкус, память (как музыкальная, так и обычная). Ведь песня - это не только музыка, но ещё и стихи. Кроме того, раннее пение - это путь к развитию музыкальности. Именно «ручеёк» хорошей песни рано или поздно приведёт вашего малыша к хорошей музыке – как серьёзной, так и лёгкой.
Вот несколько рекомендаций по приобщению детей к пению.
- Петь громко - не значит петь хорошо.
Голосовой аппарат ребёнка - это хрупкий и нежный инструмент. Его формирование происходит с раннего детства до 12 лет. До 12 лет дети поют за счёт тонких и слабых голосовых связок, которые легко перенапрячь, или, как выражаются музыканты «сорвать». Поэтому маленьким детям нельзя петь громко, особенно на улице в холодную и сырую погоду. Есть примеры, когда, «сорвав» голос в раннем детстве, мы уже не можем петь всю жизнь. Иногда родители ругают малыша: «Что ты там мурлычешь под нос? Поёшь - так!». И ребёнок привыкает к мысли, что петь громко - значит петь хорошо. А ведь это неправильно.
2. При совместном пении не заглушайте голос ребёнка.
Очень хорошо, когда в семье входит в традицию совместное пение. О значении такого пения для приобщения к музыке писал С.В. Образцов в своих воспоминаниях: «Вечерами мы собирались вместе и пели. Песен мы знали очень много. Это были самые приятные минуты детства. Песня и привела меня в мир музыки».
В интересах ребёнка пойте детские песенки, известные ему. Старайтесь при этом не заглушать голос малыша. Напротив, пусть в этих песнях малыш солирует, а вы ему тихонько подпевайте.
3. Не высмеивайте и не ругайте ребёнка, если он поёт фальшиво
Это очень важно, поскольку маленький ребёнок не уверен в своих силах, и неодобрение взрослых может надолго лишить его желания петь. Следите, чтобы при пении голос малыша совпадал с вашим голосом или со звучанием музыкального инструмента, на котором вы играете мелодию песни.
- Используйте куклы и рисунки.
Малыши мыслят конкретными, реальными образами. Поэтому научить их петь выразительно могут помочь доступные примеры из жизни. Иллюстрации помогают маленьким певцам сосредоточить внимание, войти в образ песни.
В заключении можно сказать что пение, как и танцы внесут в жизнь малышей, а впрочем, и в вашу тоже, улыбку, хорошее настроение. Кроме того, наблюдая, как дети поют и танцуют, вы узнаете о них много нового, чего не знали раньше.
Предварительный просмотр:
Направление «Развитие ребёнка в музыкальной деятельности»
1 | 2 | 3 | |
1.Педагоги создают условия для развития у детей музыкальных способностей | |||
1.1.Развивают у детей музыкальный слух: звуко-высотный, ритмический, тембровый (используют музыкально-дидактические игры) | |||
1.2.Развивают у детей певческие способности | |||
1.3.Способствуют овладению детьми элементарной игрой на музыкальных инструментах (металлофон, бубен, погремушки) | |||
1.4.Развивают у детей музыкально-ритмические движения в соответствии с характером музыки | |||
2.Педагоги приобщают детей к мировой и национальной музыкальной культуре | |||
2.1.Знакомят детей с произведениями классической музыки (слушание, беседы о содержании музыкального произведения, о композиторах) | |||
2.2.Знакомят детей с произведениями народной музыки и песенного фольклора (слушание и исполнение, частушки, водят хороводы) | |||
2.3.Развивают представления детей о различных видах музыкального искусства (опера, балет)и различных видах музыкальных произведений (вальс, марш, колыбельная) | |||
2.4.Знакомят детей с различными выразительными средствами в музыке (лад, мелодия, тембр, темп, сила, высота, длительность звука) | |||
2.5.Знакомят детей с различными музыкальными инструментами (народными, классическими, старинными, современными, знакомят с их внешним видом, звучанием) | |||
3.Педагоги создают условия для развития творческой активности детей в музыкальной деятельности | |||
3.1.Поощряют импровизацию детей в пении, танцах, игре на музыкальных инструментах (побуждают передавать музыкальными средствами характерные особенности различных персонажей,свои эмоциональные переживания, настроения) | |||
3.2.Предоставляют детям право выбора средств для импровизации и самовыражения (музыкальных инструментов, роли, сюжетов; видов деятельности-пение, танец, ритмические движения) | |||
3.3.Создают условия для развития музыкального творчества на основе синтеза искусств, используя сочетание разных видов деятельности – музыкальной, изобразительной, художественно-речевой, игр-драматизаций | |||
3.4.Поощряют исполнительское творчество детей в музыкальной деятельности (участие в музыкальных спектаклях, концертах) | |||
4.Педагоги организуют совместную музыкальную деятельность детей и взрослых (создают хор, оркестр,танцевальный ансамбль с участием детей. Проводят совместные праздники детей, сотрудников, родителей) | |||
5.В ДОУ создана музыкальная среда, способствующая эстетическому развитию и эмоциональному благополучию детей | |||
5.1.Музыка органично включается в различные виды деятельности (зарядка. изодеятельность) | |||
5.2.При организации режимных моментов используется соответствующее музыкальное сопровождение (колыбельная перед сном, веселая музыка на прогулке) |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное
образовательное учреждение «Буратино»
г.Когалыма ХМАО-Югры
«Развиваем творческие способности ребёнка»
Семинар-практикум для родителей
подготовила
музыкальный руководитель
Страмнова Екатерина Руаловна
Когалым 2016
Задачи:
-обратить внимание родителей на творческий аспект воспитания детей;
-ознакомить родителей с играми, позволяющими развить творческие способности ребенка.
Предварительная работа:
1. Проведение в группах старшего дошкольного возраста анкетирования среди родителей на тему «Развитие творческих способностей в вашей семье».
2. Анализ проведённого анкетирования.
3. Подготовка к семинару практикуму: подбор литературы, заданий для практической работы.
Участники семинара: музыкальный руководитель, родители.
Оборудование:
Раздаточный материал: листы бумаги, ручки, карандаши; памятки, в которых записано краткое содержание каждой игры.
Демонстрационный материал: использование мультимедийной презентации, практическая литература Л.Я. Субботина «Развитие воображения у детей», Т.Э. Тютюнникова «Игры звуками»., памятка.
Ход семинара-практикума:
Организационный момент: звучит тихая музыка, родители удобно рассаживаются. Слайд 1
- Теоретическая часть.
Вступительная беседа.
- Нередко родители замечают, что, взрослея, их сообразительный ребенок становится более заурядным. Конечно, он становится все умнее, получает все больше знаний, но теряет живость впечатлений, неординарность суждений. Несомненно, задача родителей — «не позволить» ребенку потерять способность фантазировать, творить, оригинально мыслить. Очень важно не упустить время!
И сейчас мы поговорим о том, как развить творческие способности детей с помощью музыки…
Музыка учит ребенка не только видеть, но и воспроизводить увиденное, не только слышать, но и представлять то, что слышишь. Следовательно, она развивает все виды восприятия: зрительное, слуховое, чувственное – и все виды памяти: зрительную, слуховую, моторную, образную, ассоциативную. Ребенок, слушающий, например «Зима» Антонио Вивальди и представляя себе зиму, будет так же ясно представлять все излагаемое воспитателем или вами, родители, и от этого лучше запоминать. Дети, которые научились понимать музыку, обычно обнаруживают способности и тягу к другим видам искусства, потому что, помимо когнитивных способностей, музыка развивает эмоции, улучшает личностные качества.
Кроме того, музыка развивает ассоциативную фантазию, без которой невозможно овладение другими видами искусств... История знает массу людей, талант которых многогранен и способности к одному роду занятий как бы дополняют способности к другому. Леонардо да Винчи (Слайд 2) был скульптором, художником, архитектором, инженером; пел, преподавал пение и был первым, кто изучил природу вокального искусства.
Александр Сергеевич Грибоедов (Слайд 3), русский писатель и дипломат, был еще композитором, пианистом и органистом. Михаил Иванович Глинка (Слайд 4) прекрасно рисовал. Эйнштейн (Слайд 5) играл на скрипке...
И каждый человек по-своему уникален. В каждом заложены некие творческие задатки, творческий потенциал, о которых он, может быть, и не подозревает.
А сейчас мы попробуем выяснить какой же у вас творческий потенциал. Если вы уже состоялись как художник или музыкант, то, очевидно, прохождение этого теста не должно представлять для вас интереса, но все-таки…
Тест «Ваш творческий потенциал» (Слайд 6)
(приложение)
(Итоги теста: Слайд 7)
О влиянии музыки на человека можно говорить бесконечно...
(Слайд 8) Удивителен мир звуков, окружающих нас. Их так много, и они такие разные: вот шумит ветер, тонко позванивают льдинки, скрипит снег под ногами. И каждый звук может стать музыкой. Надо только постараться её услышать.
Каждый знает, какого цвета весна, небо, солнце, зима, ночь, огонь… А как зима звучит? (Слайд 9) Переливается бархатно – чёрными звуками рояля или искрится сияющими снежными звуками колокольчиков и хрустальных стаканчиков? Может быть, она певучая и прохладная, как звуки металлофона? У каждого зима своя.
Можем ли мы представить и сыграть «разговор двух снеговиков», «хор льдинок», «танец деревьев в снегу»? Кажется невероятным, но можем, и легко.
Даже совсем маленькие дети способны импровизировать свою музыку. Рождённая их фантазией, она проста и чудесна, как сама страна детства. Здесь из обычного металлофона рождается мерцание льдинки, простые рыболовные колокольчики «разговаривают» друг с другом о дружбе, а мешочки с крахмалом расскажут, как зимой скрипит снег. Стоит только прислушаться – и в лёгком постукивании карандашом по столу и в бумажном шелесте можно услышать целую сказку.
Давайте вспомним, как настойчиво тянется малыш к погремушке (Слайд 10), чтобы самому её потрясти, и самозабвенно наслаждается потом простейшим звуком! Как он бесконечно долго может ударять деревянной палочкой по краю своей кроватки, зажмуриваясь от страха, когда очень громко, но, переведя дух, продолжает звуковой эксперимент.
Спонтанные исследования звучащего мира продолжаются ещё несколько лет: посудный оркестр на кухне (Слайд 11), деревянные кубики и мебель, пищалки и свистульки (Слайд 12), бумага, связки ключей, расчёски и булькающие звуки, извлекаемые просто пальцем из нижней губы, мешочек с орехами, куда можно запустить руку и слушать чудесный шорох.
Звуки, часто лишь раздражающие взрослых, доставляют детям наслаждение, и они готовы упиваться ими бесконечно, особенно если получается ритмично.
Полная свобода фантазии и способов манипуляции с предметами являются основой для творческих проявлений детей. Ключевая фраза «сыграй, как ТЫ хочешь», запускает механизм этой импровизации.
Побуждать детей к действиям можно такими словами: (Слайд 13)
– ПОИГРАЙ на своём инструменте, ИЗУЧИ, какие в нём живут звуки, ПОСТАРАЙСЯ НАЙТИ разные;
– Сыграй музыку, как ты САМ хочешь; (Слайд 14)
– НАУЧИ МЕНЯ, как можно поиграть с этим инструментом. (Слайд 15)
В самом начале действия детей осторожны и несовершенны, они лишь приспосабливаются к инструменту. Ребёнок как бы задаёт себе множество вопросов и отвечает на них практически:
«Что это за штука такая и зачем она мне? Звенит!!! А если изо всех сил? Кто-нибудь заметит, как я УМЕЮ звонить?
В этой серьёзной для себя игре ребёнок приобретает навыки творческого обращения с простейшими элементами музыкального языка.
Может быть, окажется, что вы сами у своего малыша узнаете что-то новое для себя, и, наверняка вспомните – «Да, это то, чего мне хотелось, когда я был маленьким!» и с сожалением подумаете: «А со мной так никто не играл…»
Уважаемые родители, давайте начнем прямо сейчас играть, а потом научим играть наших детей, пока они способны всё воспринимать с присущей им природной живостью ума.
Существуют специально разработанные упражнения, игры, с которыми мы сегодня познакомимся. Их можно найти в книгах Л.Я. Субботиной «Развитие воображения у детей», Т.Э. Тютюнниковой «Игры звуками».
II. Практическая часть
Игра «Изобретатель». Родителям предлагается придумать несуществующий музыкальный инструмент, изобразить его пантомимой и дать ему название.
Упражнение «Незаконченный рисунок» (приложение 3). Родителям предлагается лист с изображенными на нем кружочками, квадратиками, крестиками, линиями вертикальными, горизонтальными, зигзагами и др. Задача — используя различные элементы, изобразить зимний пейзаж, зимние забавы или любой сюжет на зимнюю тематику.
Звучит «Зима» А.Вивальди или «Зимняя сказка» Ф.Шопена (CD или видеозапись). (Слайд 16)
Игра «Музыка зимы». (Слайд 17) На экране вы видите изображения: снежинка, сосулька, снеговик замёрз, следы на снегу, лыжня, снегири, дятел. Вы по желанию выбираете себе образ, подбираете к нему определённый музыкальный инструмент и попробуйте передать его звучание в определённом ритме. (Инструменты расположены на столе)
Игра «Рифмоплет». Родители придумывают слова, окончания которых звучат одинаково (ёлки — иголки), сочиняют двустишья на заданные рифмы. В конце игры можно предложить сочинить стихотворение на зимнюю тему, используя как можно больше наработанных рифм. В конце игры озвучить это стихотворение на музыкальных инструментах.
III часть. Подведение итогов
Конечно, это не все полезные игры для развития творческих способностей детей, но они могут послужить примером для создания аналогичных упражнений.
Ваша задача — отводить хотя бы полчаса в день на проведение подобных упражнений. Нужно набраться терпения и уделить этим занятиям столько времени, сколько потребуется ребёнку для улучшения его результатов. Главное условие работы с ребёнком – это сохранение дружелюбной эмоциональной атмосферы. (Слайд 18) Если ребёнок хочет, чтобы родители тоже участвовали в игре – будьте к этому готовы. Взрослым это тоже не помешает.
Хвалите ребёнка. Похвала служит толчком к его дальнейшим занятиям.
Главным достижением ваших занятий будет формирование у ребёнка интереса к развитию самого себя. Если ребёнок будет с удовольствием развивать свои способности без вашей помощи – в таком случае вы добились настоящего успеха, который скажется на всей его дальнейшей судьбе.
В конце встречи родители обмениваются впечатлениями, высказывают свое мнение по содержанию игр и упражнений.
Материал подготовила
Музыкальный руководитель МАДОУ «Буратино» г. Когалыма
Страмнова Екатерина Руаловна
Список литературы:
- Улашенко Н. Б. Музыка. Разработки занятий в детском саду. – Волг. 2006
- Сугоняева Е. Э. Музыкальные занятия с малышами. – Ростов, 2002.
- Девятова Т. Н. Звук-волшебник: Материалы образовательной программы по музыкальному воспитанию детей старшего дошкольного возраста. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2006.
- Кошелева М. Н. Эмоциональное развитие дошкольника. – М.: Просвещение, 1986.
- Школяр Г. Л. Ребёнок в музыке, музыка в ребёнке // Дошкольное воспитание. – 1992.
- Савенков А. И. Детская одарённость: развитие средствами искусства. – М., 1999.
«Развитие творческих способностей у детей»
(памятка для родителей)
Детское творчество — одна из форм самостоятельной деятельности ребёнка, в процессе которой он отступает от привычных и знакомых ему способов проявления окружающего мира, экспериментирует и создает нечто новое для себя и других.
Творчество – это всегда интересный и увлекательный мир. Предлагаем вам создать его у себя дома. Задатки творческих способностей есть в каждом ребенке, но их нужно пробудить. А для чего нам это нужно? А для того, чтобы ваш ребенок стал:
-коммуникативным;
-сообразительным;
-нравственно обогащенным;
-оптимистичным;
-усидчивым;
-жизнерадостным;
-уверенным в том, что выход всегда найдется;
-внимательным;
-оригинально мыслящим и т.д.
Детское музыкальное творчество, как правило, не имеет ценности для окружающих, но оно важно для самого ребёнка. Музыкальное детское творчество — это синтетическая деятельность, проявляющаяся в разных видах: игра на музыкальных инструментах, ритмика, пение. Элементы музыкального детского творчества проявляются одними из первых, когда у ребёнка появляется способность к движениям под музыку. Благодаря этому, у ребёнка развивается зрительно-пространственная координация, музыкальный слух и моторика. Ребёнок учится управлять телом и овладевает танцевальными движениями.
Дома для ребенка создайте уютный уголок, а лучше целую комнату. Это будет так называемое, творческое пространство – пространство мечты, фантазии, где ребенок может часто находиться один.
Вы, взрослые, иногда будете посещать это пространство, чтобы поинтересоваться, как идут дела, задать новую мотивацию деятельности, помочь, если в этом есть необходимость. Порядок там вы не всегда увидите. Но для раскрытия творческого начала нужно соответствующее оборудование.
По мере возможностей вы приобретите развивающие игры, для музыкального творчества: музыкальный инструмент (если можно, то несколько), создайте домашнюю фонотеку из классических произведений (можно обратиться за помощью к музыкальному руководителю) и записей детских песен, танцевальных ритмов (чтобы ребенок мог сам потанцевать, придумать свой танец), музыкальный центр. Это основное, в процессе у вас могут появиться еще новые предметы, которые станут необходимы.
На это все будет отделена одна часть зоны.
А другая часть – для ручного труда. Детский рисунок, лепка, оригами, выжигание по дереву, вырезание из бумаги – это творчество, духовная жизнь ребенка.
ТВОРЧЕСТВО – В КАЖДЫЙ ДОМ!
Приложение 1
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«Развитие творческих способностей в вашей семье»
Фамилия, имя ребёнка (по желанию)
Есть ли у вашего ребёнка творческие способности?
Какие?
_____________________________________________________________________________
Есть ли в вашей домашней фонотеке детские песни, сказки?
Какие________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Есть ли у ребёнка детские музыкальные инструменты?
Какие?
Как часто он их использует?
_____________________________________________________________________________
Знаете ли вы колыбельные и какие? Поёте ли вы их своему ребёнку перед сном?
_____________________________________________________________________________
Посещаете ли вы с ребёнком концерты?
Устраиваете ли вы дома праздники для своего ребёнка?
Какие?
_____________________________________________________________________________
Слушаете ли вы с ребёнком музыку?
Какую?
На каких инструментах могут играть родители и окружающие ребёнка родные?
_____________________________________________________________________________
Пожелания, просьбы по работе с вашим ребёнком к музыкальному руководителю
Приложение 2
Тест "Ваш творческий потенциал"
А сейчас мы попробуем выяснить какой же у Вас творческий потенциал. Если Вы уже состоялись как художник или музыкант, то, очевидно, прохождение этого теста не должно представлять для Вас интереса, но все-таки…
Выберите один из вариантов ответов.
1. Считаете ли вы, что окружающий вас мир может быть улучшен:
а) да;
б) нет, он и так достаточно хорош;
в) да, но только кое в чем.
2. Думаете ли вы, что сами можете участвовать в значительных изменениях окружающего мира:
а) да, в большинстве случаев;
б) нет;
в) да, в некоторых случаях.
3. Считаете ли вы, что некоторые из ваших идей принесли бы значительный прогресс в той сфере деятельности, в которой вы работаете:
а) да;
б) да, при благоприятных обстоятельствах;
в) лишь в некоторой степени.
4. Считаете ли вы, что в будущем будете играть столь важную роль, что сможете что-то принципиально изменить:
а) да, наверняка;
б) это маловероятно;
в) возможно.
5. Когда вы решаете предпринять какое-то действие, думаете ли вы, что осуществите свое начинание:
а) да;
б) часто думаете, что не сумеете;
в) да, часто.
6. Испытываете ли вы желание заняться делом, которое абсолютно не знаете:
а) да, неизвестное вас привлекает;
б) неизвестное вас не интересует;
в) все зависит от характера этого дела.
7. Вам приходится заниматься незнакомым делом. Испытываете ли вы желание добиться в нем совершенства:
а) да;
б) удовлетворяетесь тем, чего успели добиться;
в) да, но только если вам это нравится.
8. Если дело, которое вы не знаете, вам нравится, хотите ли вы знать о нем все:
а) да;
б) нет, вы хотите научиться только самому основному;
в) нет, вы хотите только удовлетворить свое любопытство.
9. Когда вы терпите неудачу, то:
а) какое-то время упорствуете, вопреки здравому смыслу;
б) махнете рукой на эту затею, так как понимаете, что она нереальна;
в) продолжаете делать свое дело, даже когда становится очевидно, что препятствия непреодолимы.
10. По-вашему, профессию надо выбирать, исходя из:
а) своих возможностей, дальнейших перспектив для себя;
б) стабильности, значимости, нужности профессии, потребности в ней;
в) преимуществ, которые она обеспечит.
11. Путешествуя, могли бы вы легко ориентироваться на маршруте, по которому уже прошли?
а) да;
б) нет, боитесь сбиться с пути;
в) да, но только там, где местность вам понравилась и запомнилась.
12. Сразу же после какой-то беседы сможете ли вы вспомнить все, что говорилось:
а) да, без труда;
б) всего вспомнить не можете;
в) запоминаете только то, что вас интересует.
13. Когда вы слышите слово на незнакомом вам языке, то можете повторить его по слогам, без ошибки, даже не зная его значения:
а) да, без затруднений;
б) да, если это слово легко запомнить;
в) повторите, но не совсем правильно.
14. В свободное время вы предпочитаете:
а) остаться наедине, поразмыслить;
б) находиться в компании;
в) вам безразлично, будете ли вы одни или в компании.
15. Вы занимаетесь каким-то делом. Решаете прекратить это занятие только когда:
а) дело закончено и кажется вам отлично выполненным;
б) вы более-менее довольны;
в) вам еще не все удалось сделать.
16. Когда вы одни:
а) любите мечтать о каких-то даже, может быть, абстрактных вещах;
б) любой ценой пытаетесь найти себе конкретное занятие;
в) иногда любите помечтать, но о вещах, которые связаны с вашей работой.
17. Когда какая-то идея захватывает вас, то вы станете думать о ней:
а) независимо от того, где и с кем вы находитесь;
б) вы можете делать это только наедине;
в) только там, где будет не слишком шумно.
18. Когда вы отстаиваете какую-то идею:
а) можете отказаться от нее, если выслушаете убедительные аргументы оппонентов;
б) останетесь при своем мнении, какие бы аргументы ни выслушали;
в) измените свое мнение, если сопротивление окажется слишком сильным.
Итоги теста «Ваш творческий потенциал»
Подсчитайте очки, которые вы набрали, таким образом:
за ответ «а» — 3 очка;
за ответ «б» — 1;
за ответ «в» — 2.
Вопросы 1, 6, 7, 8 определяют границы вашей любознательности;
вопросы 2, 3, 4, 5 — веру в себя; вопросы 9 и 15 — постоянство; вопрос 10 — амбициозность; вопросы 12 и 13 — «слуховую» память; вопрос 11 — зрительную память; вопрос 14 — ваше стремление быть независимым; вопросы 16, 17 — способность абстрагироваться; вопрос 18 — степень сосредоточенности.
Общая сумма набранных очков покажет уровень вашего творческого потенциала.
49 и более очков. В вас заложен значительный творческий потенциал, который представляет вам богатый выбор возможностей. Если вы на деле сможете применить ваши способности, то вам доступны самые разнообразные формы творчества.
От 24 до 48 очков. У вас вполне нормальный творческий потенциал. Вы обладаете теми качествами, которые позволяют вам творить, но у вас есть и проблемы, которые тормозят процесс творчества. Во всяком случае, ваш потенциал позволит вам творчески проявить себя, если вы, конечно, этого пожелаете.
23 и менее очков. Ваш творческий потенциал, увы, невелик. Но, быть может, вы просто недооценили себя, свои способности? Отсутствие веры в свои силы может привести вас к мысли, что вы вообще не способны к творчеству. Избавьтесь от этого и таким образом решите проблему.
РЕЗУЛЬТАТЫ АНКЕТИРОВАНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
Начало года | Конец года | |
ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ (количество человек, у которых 49 и более очков) | 43% | 53% |
СРЕДНИЙ УРОВЕНЬ (количество человек, у которых 24-48 очков ) | 26% | 32% |
НИЗКИЙ УРОВЕНЬ (количество человек, у которых 23 и менее очков) | 31% | 15% |