Программа работы классного руководителя с коллективом класса
Программыа заключается в том, что в процессе её реализации создаются условия для понимания ребёнком того, что жизнь человека, его ум и здоровье - это превеликая ценность на земле, и, что счастье его самого, родных, близких и окружающих людей в первую очередь зависит от желания постоянно работать над собой, стать образованным, духовно - воспитанным и трудолюбивым.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа классного коллектива | 734 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Воспитание - великое дело: им решается участь человека.
В.Г. Белинский
Школа призвана посредством воспитания и обучения реализовать заложенные психобиологические задатки, трансформировать их в социально - значимые свойства человеческой личности при самом активном участии ребёнка.
В воспитательном процессе в начальной школе основными средствами воспитания являются: игра, познание, предметно-практическая и трудовая деятельность, развитие духовной культуры. Существующие в воспитании факторы прямого влияния (семья, школа, компания сверстников) и непрямого влияния (планета, государство, система образования, культура) ставят перед педагогом задачи: способствовать развитию организма ребёнка (физическое развитие), индивидуальности (индивидуальное развитие) и личности (развитие личности). Развитие этих качеств начинается с первого шага ребёнка, и непременным условием успешности этого процесса вначале является уверенность воспитателя, родителя, учителя, а затем и ребёнка в том, что всего можно добиться, если проявить настойчивость и упорство.
Поэтому важно объединить все усилия семьи и школы для воспитания личности, которая будет соответствовать современным требованиям общества. Развитие «способности жить в современном обществе и сознательно строить свою жизнь, достойную человека» составляет сущность воспитательного процесса. Особое звучание сегодня приобретает проблема воспитания доброй и толерантной личности. В сложившейся ситуации назрела необходимость составления программы «В мире добра».
М. Пришвин говорил, что доброта - это солнце, которое согревает душу человека. «Все хорошее в природе - от солнца, а все лучшее в жизни – от человека». В современном жестоком мире счастливая жизнь невозможна без человеческой доброты, а доброту надо воспитывать в детских сердцах с раннего возраста.
Актуальность программы заключается в том, что в процессе её реализации создаются условия для понимания ребёнком того, что жизнь человека, его ум и здоровье - это превеликая ценность на земле, и, что счастье его самого, родных, близких и окружающих людей в первую очередь зависит от желания постоянно работать над собой, стать образованным, духовно - воспитанным и трудолюбивым. Данная программа адаптирована для каждодневной учебно-воспитательной деятельности, причём все материалы соотнесены с актуальными требованиями общества и школы, с реалиями сегодняшнего дня.
Цель программы: создание максимально благоприятных условий для раскрытия способностей каждой отдельной личности, и ее духовного развития для духовного развития ребенка.
Задачи:
- Развивать умение общаться и сотрудничать.
- Создавать условия для развития творческих и интеллектуальных способностей детей.
- Создавать условия для поддержания стабильного здоровья обучающихся.
- Формировать самостоятельность, расширять возможности для развития трудовых, художественно-эстетических умений и навыков.
- Развивать эмоциональную и волевую сферы.
Воспитательная работа в начальных классах построена по принципу концентричности: по тематическим периодам ученикам предлагаются мероприятия и виды работ от простых (1 класс) к более сложным по содержанию, выполнению во 2-м, 3-м, 4-м классах.
Основу воспитательной системы начальных классов определяют следующие принципы:
- гуманистическое воспитание;
- личностно-ориентированный подход;
- принцип коллективизма;
- доступность;
- научность.
Вся воспитательная работа в начальной школе проводится по общешкольному воспитательному плану. В течение учебного года воспитательная работа может корректироваться с учетом сельских, районных, республиканских мероприятий и рекомендаций Министерства образования и науки РФ, Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики.
Программа направлена на развитие и совершенствование положительных качеств личности ребёнка. Разработана по циклическому принципу для обучающихся в начальной школе и рассчитана на четыре года.
1 класс
- успешная адаптация к школьной жизни;
- эмоциональная устойчивость обучающихся;
- создание предпосылок для формирования классного коллектива;
- активное участие родителей в жизни класса, школы.
2 класс
- устойчивые положительные результаты обучения;
- активное участие детей в жизни класса, школы, микрорайона;
- негативное отношение к вредным привычкам;
- создание органов классного самоуправления.
3 класс
- проявление интеллектуальных способностей на уровне Республики, России;
- знание истории своей семьи, школы, достопримечательностей города;
- умение организовывать под руководством учителя внеклассные мероприятия;
- ощущение ответственности за совершаемые поступки.
4 класс
- овладение методами самовоспитания, самоконтроля;
- проявление самостоятельной творческой активности;
- умение самостоятельно организовывать и проводить мероприятия разной направленности;
- готовность к самоопределению в социуме.
- создание благоприятных условий и возможностей для полноценной работы над реализацией программы со стороны администрации школы, педагогического коллектива и коллектива обучающихся;
- обеспечение гармонии взаимоотношений семьи и школы;
- мотивированность субъектов воспитания на совместную деятельность.
Сроки реализации программы: 2014 – 2018 г.г.
- Подготовительный (май 2014г. – август 2014 г.).
Разработка и экспертиза программы развития. Определение приоритетных направлений развития на каждый учебный год. Теоретическое изучение и осмысление проблем программы.
- Практический (сентябрь 2014 г. – август 2017 г.).
Реализация основных задач программы через различные формы деятельности участников образовательного процесса.
- Заключительный (сентябрь 2017г. – май 2018г.).
Экспертиза реализации программы развития. Определение основных проблем и путей их преодоления на новый период развития.
Содержание программы (Основные программные мероприятия)
1 класс "Мой дом - моя крепость"
НАПРАВЛЕНИЕ | ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ | ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ | ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ |
"Спорт и здоровье" | - формировать понимание значимости здорового образа жизни; - мотивировать на посещение спортивных кружков и секций. | "Азбука Здоровья" "Как правильно организовать свой день, чтобы всегда быть здоровым, опрятным и не знать скуки" "Панорама развивающих курсов" "Зимние забавы" | - конкурс рисунков - беседа о режиме дня - знакомство с кружками в школе - спортивный праздник на природе |
"Труд и порядок" | - формировать бережное отношение к окружающему миру, положительное отношение к труду. | "Любимая школа - чистая школа" "Содержи в порядке книжки и тетрадки" "Как трудится моя семья" | - экскурсия - беседа - выставка рисунков |
"Патриот" | - формировать нравственную культуру семьи; - формировать патриотические чувства на основе прошлого и настоящего. | "Ветеран живёт рядом" "Достопримечательности нашего села" "Символика родного края" | - изготовление поздравительной открытки - фотовыставка - беседа |
"Наука и образование" | - формировать любознательность, интерес к знаниям. | "Мои любимые уроки" "Мы уже писать умеем" "Кто лучше считает?" "Клуб Почемучек" | -викторина - игра - поздравительная открытка - математический ринг - поисковая деятельность |
"Досуг" | - создавать дружескую и творческую атмосферу, пробуждающую у детей интерес к различным видам деятельности. | "День рожденья только раз в году!" "Мамы всякие важны, мамы всякие нужны" | - праздник - концерт для мам и бабушек |
"Мир прекрасного" | - показывать разнообразие культурных и человеческих ценностей; - направлять семейное воспитание на всестороннее развитие детей. | "Помоги братьям меньшим" "Птицам нужна помощь" "Алло, мы ищем таланты!" "Картинная галерея" | - акция " Помощь собакам и кошкам" - изготовление кормушек, - "Проверь кормушку" -час творчества путешествие в мир творчества |
2 класс "Что такое - хорошо, что такое - плохо?"
НАПРАВЛЕНИЕ | ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ | ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ | ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ |
"Спорт и здоровье" | - формировать необходимые знания, умения, навыки по ведению здорового образа жизни. | "Полезные привычки" "Осенний кросс" "Весёлые старты" "Береги здоровье смолоду" | - викторина - соревнование между классами (во всех нач. кл.) - спортивный праздник - конкурс семейных плакатов |
"Труд и порядок" | - приобщать к общественно - полезной деятельности | "Книжкина больница" "Данила - мастер" Операция "Чистюлька" | - операция - выставка - конкурс - трудовой десант |
"Патриот" | - приобщать обучающихся к общечеловеческим ценностям; - знакомить с общественно - политической жизнью страны. | "Герои села во время ВОВ" "Подарок ветерану" "Символика России" | - экскурсия к памятнику - изготовление венка - поисковая работа |
"Наука и образование" | - расширять кругозор; - воспитывать культуру умственного труда. | Праздник первой отметки Лингвистический кросс Математический кросс "Что? Где? Когда?" | - утренник - интеллектуальный конкурс - викторина |
"Досуг" | - создавать условия для проявления творческой индивидуальности; - воспитывать уважение к себе, чувство собственного достоинства. | "Кто что любит и умеет делать" "А, ну-ка, мальчики" "В стране Мультфильмии" "О бабушках и дедушках" | - конкурс- викторина - игра - соревнование на открытом воздухе- игра -путешествие - устный журнал |
"Мир прекрасного" | - создавать условия для творческой самореализации обучающихся; - приобщать к традициям школьного коллектива. | "Ярмарка чудес" "Тропинка школьная моя" «Мы крутим глобус" | - творческий конкурс - создание классного альбома - стендовый доклад |
3 класс "Мир человеческих чувств"
НАПРАВЛЕНИЕ | ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ | ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ | ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ |
"Спорт и здоровье" | - формировать способности управлять своим здоровьем. | "Скажем:"НЕТ!" вредным привычкам" "Мои спортивные успехи и достижения" | - беседа, плакат - круглый стол |
"Труд и порядок" | - развивать навыки взаимопомощи, формировать самостоятельность. | "Кто работы не боится, у того она и спорится" "Мои поручения в классе и дома" | - субботник - отчёт |
"Патриот" | - формировать у обучающихся понимание и осознание значимости исторического прошлого. | "С чего начинается Родина?" "Дети - герои" «Мы-наследники Великой Победы!» "Георгиевская лента» | - дискуссия - беседа, фотографии - акция - акция |
"Наука и образование" | - приобщать к разнообразной творческой деятельности; - формировать потребность в самообразовании. | Интеллектуальная игра среди младших школьников Математическая олимпиада Литературная неделя 2 -4 классах. "Я - исследователь" Всё о моей кошке с первого дня жизни | интеллектуальный конкурс - конкурс - викторина, тесты, стихи, сказки исследовательских работ |
"Досуг" | - формировать желание проявлять творческую инициативу. | "Сотвори солнце в себе" "Рыцарский турнир" Операция "Новый год" Проводы зимы | - акция добра - праздник - изготовление игрушек на школьную елку - праздник "Масленица" |
"Мир прекрасного" | - формировать эстетический вкус, стремление к красоте во всех проявлениях жизни; - создать атмосферу взаимной заинтересованности. | "Самым любимым и родным:" "Прекрасное в моей жизни" "Правила хорошего тона" "Учимся правильно жить и дружить" "Сделай мир добрее" | - конкурс стихов - беседа, конкурс рисунков - учебная игра - практическая игра - акция |
4 класс "Жизнь дана на добрые дела"
НАПРАВЛЕНИЕ | ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ | ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ | ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ |
"Спорт и здоровье" | - формировать умение анализировать и нести ответственность за своё здоровье. | "Посеешь привычку - пожнёшь характер" "Экологическая тропа" "Всей семьёй - на старт!" | - устный журнал - игра - путешествие - семейная спартакиада |
"Труд и порядок" | - формировать умение контролировать и проявлять самостоятельность в поддержании порядка в школьном учреждении. | "Порядок в труде - порядок в знаниях" "Школьный двор - лучший двор" | рейд, конкурс сочинений о рабочем месте дома - трудовая акция |
"Патриот" | - развивать стремление к самостоятельному изучению родного края и своей страны; - обучать пониманию смысла человеческого существования. | "Природа родного края" "Не лозунги, а дела" "У войны не женское лицо" Оказание помощи ветеранам войны "Жизнь дана на добрые дела" | - посещение Краеведческого музея в д. Лащ-Таяба - акция - исследовательская деятельность - посещение - круглый стол в кругу друзей |
"Наука и образование" | - создавать условия для реализации интересов детей и их потребностей в саморазвитии. | Интеллектуальная игра среди младших школьников Фестиваль Знаний и творчества | - интеллектуальная олимпиада - смотр достижений выпускников начальной школы |
"Досуг" | - учить самостоятельно организовывать и проводить мероприятия разной направленности; - поддерживать и направлять работу органов самоуправления. | "Мои интересы, мои возможности" Поход в лес. "Я умею, я могу, я хочу" "Помоги другу" | - беседа - путешествие - отчёт о выполнении обязанностей акция помощи детскому ясли- саду «Ромашка» |
"Мир прекрасного" | - формировать желание активно преобразовывать действительность | Литературно-музыкальная гостиная "В мире прекрасного" "Школьные годы чудесные:" "Гармония в природе" | - поисковая работа - выпуск журнала - экологический плакат |
Во внеклассной деятельности используются различные формы работы, такие как:
* беседа
* творческие конкурсы (рисунков, стихов, песен, поделок и др.),
* КВНы,
* экскурсии,
* спортивные игры и соревнования,
* общешкольные утренники,
* линейки,
* кружки,
*исследовательские работы.
Такая форма работы позволяет глубоко рассматривать обозначенные вопросы, вызывать интерес у обучающихся, находить разнообразные подходы к достижению поставленных воспитательных и образовательных целей и задач.
Огромную роль в осуществлении программы «В мире добра» играют занятия по ОРКСЭ (основам религиозных культур и светской этики). Я веду уроки по модулю «Основы православной культуры», которые формируют именно такие качества личности, как доброта, милосердие, вежливость, любовь и уважение к близким людям, бережное отношение к окружающей среде и т. д. Они проходят в виде бесед, игр, экскурсий. Данные занятия развивают творческую деятельность учащихся: мои воспитанники каждый год на районном уровне участвуют на конкурсах проектов по модулю ОПК, фестивалях «Рождественский перезвон», «Пасхальные образовательные чтения».
Для всестороннего развития личности школьников, для получения учениками возможности реализовать свои интересы и потребности, в начальной школе организована работа кружков:
№ п\п | Название кружка | Руководитель | Класс |
1 | «Занимательная математика» (общеинт. в нач. классах) | Хрисанова С. А. | 1 -4 класс |
2 | «Здоровейка» (спортивно –оздоровительный в нач. классах) | Хрисанова С.А. | 1-4класс |
3 | «Веснушки» (танцевальный в нач классах) | Егорова О.П. | 1,2,3,4 классы |
Кроме этого предполагается использовать другие ресурсы, внутренние и внешние связи
Содержание сотрудничества классного руководителя с родителями включает три основных направления:
- психолого-педагогическое просвещение родителей;
- вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс;
- участие в управлении учебно-воспитательным процессом.
Формы работы с семьёй по данным направлениям содержатся в предлагаемой ниже таблице, которые предполагают создание условий для организации взаимодействия и сотрудничества с родителями в соответствии с запросами и уровнем просвещённости конкретного родительского коллектива.
Взаимодействие классного руководителя с родителями
основные направления | формы работы с семьёй |
психолого - педагогическое просвещение родителей | родительские беседы |
индивидуальные и тематические консультации | |
тренинги | |
конференции | |
родительские собрания | |
вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс | дни творчества |
открытые уроки и внеклассные мероприятия | |
помощь в организации и проведении внеклассных дел и в укреплении материально - технической базы школы и класса | |
родительское общественное патрулирование | |
шефская помощь | |
участие в управлении учебно-воспитательным процессом | участие родителей класса в работе попечительского совета школы |
участие родителей класса в работе родительского комитета | |
участие в работе общественного совета содействия семье и школе |
Калейдоскоп родительских собраний
Срок проведения | Тема собрания | Ответственные |
Подготовительный период | ||
май | Условия приёма детей в 1 класс. | администрация школы, учитель |
июнь | Ознакомление родителей с образовательным маршрутом школы, класса. | администрация школы, учитель |
1 класс | ||
сентябрь | Младший школьник: особенности развития. | учитель |
октябрь | Трудности адаптации первоклассников. | учитель |
декабрь | Родителям о внимании и внимательности. | учитель |
февраль | Эмоциональные состояния взрослого и ребёнка. Что стоит за ними? | учитель |
апрель | Итоги адаптации первоклассников. | учитель |
май | Перелистывая страницы учебного года. | учитель |
2 класс | ||
I четверть | Особенности учебников, по которым учатся дети. | учитель |
II четверть | Утомляемость ребёнка и как с ней бороться. | учитель |
III четверть | Причины и последствия детской агрессии. | учитель, |
IV четверть | Поощрение и наказание детей в семье. | учитель, родительский актив |
3 класс | ||
I четверть | Семейные праздники и их значение для ребёнка. | учитель |
II четверть | Роль книги в интеллектуальном развитии ребёнка. | учитель, библиотекарь |
III четверть | Как преодолеть застенчивость и неуверенность ребёнка. | учитель |
IV четверть | Роль семьи в сохранении здоровья ребёнка. | врач, учитель |
4 класс | ||
I четверть | Ваш ребёнок взрослеет. Половое воспитание в семье. | врач, учитель |
II четверть | Значение памяти в интеллектуальном развитии школьника. | учитель |
III четверть | Как научить ребёнка жить в мире людей. Уроки этики для детей и родителей. | учитель |
IV четверть | Школе мы не говорим: "Прощай!", мы говорим: "До новой встречи!" | учитель |
Ожидаемые результаты:
- Развитие в детях нравственных качеств: доброта, честность, справедливость, сострадание другому человеку.
- Привитие навыков коллективистских отношений, активной жизненной позиции.
- Привитие здоровье сберегающих навыков.
- Формирование патриотического сознания, уважительного отношения к старшему поколению, любви к родному краю.
- Формирование уважительного, ценностного отношения к труду,
- формирование общетрудовых навыков, потребности в труде.
Тематические периоды воспитательной работы
(план-график реализации программы)
№ п\п | Название периода | Дата | Классы |
1 | «Здравствуй, школа!» | 01.09.14- 12.09.15 | 1 -4 |
2 | «Золотая осень…» | 13.09.14.- 17.10.14 | 1 -4 |
3 | «Люблю тебя, мой край родной». | 18.10.14.- 21.11.14 | 1 -4 |
4 | «Встречаем матушку- зиму». | 22.11.14- 28.12.15 | 1 -4 |
5 | «В здоровом теле – здоровый дух» | 10.01.14-06.02.15 | 1 -4 |
6 | «Славим Армию родную». | 07.02.15.– 28.02.15 | 1 -4 |
7 | «С Днём 8 марта!» | 01.03.15-14.03.15 | 1 -4 |
8 | «Человек и природа». | 15.03.15- 14.04.15 | 1 -4 |
9 | «С Днем Победы!». | 15.04.15– 12.05.15 | 1 -4 |
10 | «В ожидании лета». | 13.05.15– 31.05.15 | 1 -4 |
11 | «Здравствуй, лето красное!». | 01.06.15– 25.06.15 | 1 -4 |
План воспитательной работы для 1-4 классов (по периодам)
«Здравствуй, школа!» (01.09.- 15.09.) | |||
|
| Классы | Дата |
| Праздник Первого Звонка. | 1-4 |
|
| Кл. часы по ПДД, ППБ | 1-4 |
|
| Школьный конкурс классных уголков | 2-4 |
|
| Школьный конкурс рисунков по ПДД | 1-4 |
|
| Выбор активов классов | 3-4 | |
«Золотая осень…» (15.09.- 04.10.) | |||
| Выставка поделок, букетов, рисунков. | 2-4 |
|
| КВН «Осень-2014». | 4кл |
|
| Утренники «В гостях у Сентябринки» | 1-3 кл |
|
| Выставка рисунков «Золотая осень» | 1-4 |
|
| Концерт, посвященный Дню Учителя | 2-4 |
|
|
|
|
|
«В здоровом теле – здоровый дух». (05.10.- 10.11.) | |||
| День здоровья (на стадионе) | 1-4 |
|
| Кл. часы о ЗОЖ. | 1-4 |
|
| Игры «Весёлые старты» | 1, 4кл |
|
| Выставка рисунков «Будем здоровы!» | (2,4 кл) |
|
| Праздник «Посвящение первоклассников в ученики» | 1,4 |
|
|
|
|
|
«Люблю тебя, мой край родной» (11.11. - 25.11.) | |||
| Кл часы на тему «Путешествие по родному (чувашскому) краю» |
|
|
| Оформление стенда «Наш славный край» (2,4кл) |
|
|
| - Конкурс рисунков «Мой сказочный край» |
|
|
| - Конкурс рисунков «Моя мама» , посв. Дню Матери |
|
|
| Акция «Каждому ребёнку – детское подписное издание» | 1-4 |
|
«Встречаем матушку-зиму». (26.11. – 31.12.) | |||
| Классные часы на новогоднюю тематику (по планам классных руководителей) | 1-4 |
|
| «Фабрика деда Мороза»:- Изготовление игрушек для ёлки на стадионе, площади, школьной ёлки | 1-4 |
|
| Конкурс новогодних игрушек (по параллелям, личные успехи) | 1-4 |
|
| Конкурс – выставка новогодних газет (от классов) | 1-4 |
|
| Новогодние утренники | 1-4 |
|
«Славим армию родную» (11.01. – 24.02.) | |||
| Игры мальчиков «Сильные, смелые, ловкие» (посв. Дню Защитника Отечества) | 3,4 |
|
| - Выставка рисунков «На страже Родины» | 1-4 |
|
| - Беседа с мультимедийной презентацией «Защитники Отечества во все времена» | 1 |
|
| Конкурс стихов «Несокрушимая и легендарная» | 1-4 |
|
| ПРАЗДНИК военной песни | 3,4 |
|
| Беседа «Наши земляки – Герои Советского Союза и Герои РФ» | 3,4 |
|
| Акция «Сердцем к подвигу прикоснись» | 3-4 |
|
| Начало республиканского конкурса открыток «Поздравь ветерана с Победой» | 1-4 |
|
«С Днём 8 марта!» (25.02. – 19.03.) | |||
| Выставка рисунков «Заботливая мама…» | 1-4 |
|
| Конкурс стихов «О мамах» | 1-4 |
|
| Выступление театрализованным представлением |
|
|
| Праздник «Прощание с Букварем» | 1 |
|
« Человек и природа». «Космос далёкий и близкий» (01.04. – 14.04.) | |||
| Беседы на космическую тематику | 1-4 |
|
| Выставка рисунков «Космос далёкий и близкий» | 1-4 |
|
| Интеллектуальный конкурс «Букварёнок», посвященный Дню космонавтики | 1 |
|
| Праздничная линейка «С Днём космонавтики» | 1-4 |
|
«С Днём Победы!» ( с 15.04. – 10.05.) | |||
| Классные часы «И помнит мир спасенный» «Всё для фронта – всё для Победы» | 1-4 |
|
| Беседа «Наши земляки - Герои» | 2-4 |
|
| Праздник военной песни | 3,4 |
|
| Выставка работ «Сердцем к подвигу прикоснись» | 1-4 |
|
| Выставка рисунков «Великой Победе – 67лет!» | 1-4 |
|
| Республиканский конкурс открыток «Поздравь ветерана с Победой» | 1-4 |
|
| Беседа с мультимедийной презентацией «С Днём Победы» | 1-2 |
|
| Итоговая линейка | 1-4 |
|
«В ожидании лета!» (12.05. - 31.05.) | |||
| Субботник по уборке территории школы | 2-4 |
|
| Организация летнего отдыха детей | 1-4 |
|
| День Здоровья | 1-4 |
|
| Праздник «Последний звонок» | 4 |
|
| «Здравствуй, лето красное»(01.06. – 25.06.) Работа летней оздоровительной площадки | 1-4 |
|
Методическое обеспечение программы:
- программа воспитательной деятельности в начальной школе «В мире добра»,
- общешкольный план учебно-воспитательной работы,
- план работы детской организации школы «СМиД»,
- программа работы школьного музея боевой и трудовой славы»,
- учебные таблицы, плакаты по основным предметам,
- программа предметного кружка по русскому языку и литературному чтению «Мурзилка», «Тетте» для начального звена,
- программа профильной культуроведческой смены пришкольного оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей «Родимый край»,
- проект «Мы вместе»,
- классный уголок.
Ресурсное обеспечение программы
(материальные, методические)
Сведения о состоянии материально-технической базы.
Состояние учебных кабинетов, которыми пользуются учащиеся начальной школы
№ п/п | Наименование учебных кабинетов | Кол-во | Оснащенность, % | Примечания |
1 | Начальных классов | 1 | 70 | |
2 | Музыки | 1 | 80 | |
3 | Информатики | 1 | 100 | |
4 | Спортзал | 1 | 70 |
Состояние неучебных помещений.
№ п/п | Наименование неучебных помещений | Кол-во | Оснащенность, % |
1 | Библиотека | 1 | 80 |
2 | Столовая | 1 | 90 |
3 | Краеведческий музей | 1 | 90 |
Обеспеченность учебной литературой (учебниками) на 2014-2018 учебный год.
№ п/п | Предмет | Оснащенность учебниками, % |
1. | Русский язык | 100 |
2. | Литературное чтение | 100 |
3. | Чувашский язык | 100 |
4. | Литературное чтение (чув.) | 100 |
5. | Математика | 100 |
6. | Английский язык | 100 |
7. | Окружающий мир | 100 |
8. | Основы православной культуры | 100 |
9. | Технология | 80 |
10. | Изобразительное искусство | 100 |
11. |
Список литературы:
- Аверьянова И.В., Лапшина Н.Н. Праздники знаний.- Волгоград: Учитель, 2008.
- Венгер А.Л., Цукерман Г.А. Психологическое обследование младших школьников. - М.: Владос - Пресс, 2001.
- Дереклеева Н.И. Научно- исследовательская деятельность классного руководителя в школе. - М.: Вербум-М, 2000.
- Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя: 1-4 - М.: ВАКО, 2007.
- Решетникова П.Е. Организация педагогической практики в начальных классах. - М.: ГИЦ Владос, 2002.
- Фалькович Т.А., Толстоухова Н.С., Обухова Л.А. Нетрадиционные формы работы с родителями - М.: 5 за знания, 2005.
- Яровая Л.Н., Барылкина Л.П., Цыбина Т.И. Внеклассные мероприятия. 1 класс. - М.: ВАКО, 2005.
- Яровая Л.Н., Жиренко О.Е., Барылкина Л.П., Обухова Л.А. Внеклассные мероприятия.2 класс. - М.: ВАКО, 2005.
Приложение
- Анкета «Ответственный ли я человек?»
- Анкета «Отношение к школе»
- Анкета для определения уровня воспитанности.
- Тест школьной тревожности Филлипса.
- Материалы диагностики уровня сформированности нравственных качеств.
- Диагностика уровня нравственного воспитания обучающихся.
- Индивидуальный оценочный лист по определению уровня воспитанности ученика.
- Диагностика и результаты.
- Участие в олимпиадах и конкурсах обучающихся 1-4 класса за 2014 – 2018 учебный год.
- Анкета для родителей первоклассников.
Приложение 1
Анкета.
Ответственный ли я человек?
1. Мой режим дня (указать).
2. Время подготовки уроков.
3. Какие предметы я готовлю в первую очередь
4. По каким предметам я испытываю трудности? Указать причину:
- пропустил занятия
- не понимаю
- нужна консультация
- не учу
- не посещаю
- не доучиваю
- другая причина (указать)
5. Есть ли у меня свободное время и как я его провожу.
6. Мир моих увлечений.
7. Мое отношение к классному коллективу.
8. Как ты думаешь, уважают ли тебя в классе и за что?
9. Чтобы я хотел изменить в отношениях между одноклассниками.
10. Что мне нравится в школе.
11. Что мне нравится делать в семье, хороший ли я сын (дочь)?
12. Мои представления о будущем. Моя профессия.
13. Культурный ли я человек, умею ли я вести себя по взрослому?
14. Есть ли люди, которых я уважаю, люблю, проявляю о них заботу?
Приложение 2
Анкета «Отношение к школе».
№ п/п | Вопросы | Ответы |
1. | Что ты считаешь самым важным в школе? | |
2. | Какой день недели ты больше всего любишь? | |
3. | Чем бы ты хотел заниматься в свободное время? | |
4. | Если бы ты мог выбирать, то в каком классе ты хотел бы учиться во 2 или в 6? | |
5. | Какие твои любимые уроки? | |
6. | Что в школе для тебя самое интересное? | |
7. | Что самое неприятное? | |
8. | Как ты учишься? | |
9. | Каким по успеваемости учеником ты хотел бы быть? | |
10. | Тебе нравится в школе или не очень? | |
11. | У тебя в школе много друзей? | |
12. | Какое общественное поручение ты хотел бы выполнять? |
Приложение 3
Текст опросника.
- Трудно ли тебе держаться на одном уровне знаний со всем классом?
- Волнуешься ли ты, когда учитель говорит, что собирается проверить, насколько ты знаешь материал?
- Трудно ли тебе работать в классе так, как этого хочет учитель?
- Снится ли тебе временами, что учитель в ярости потому, что ты не знаешь урок?
- Случалось ли, что кто-нибудь из твоего класса бил или ударял тебя?
- Часто ли тебе хочется, чтобы учитель не торопился при объяснении нового материала, пока ты не поймешь, что он говорит?
- Сильно ли ты волнуешься при ответе или выполнении задания?
- Случается ли с тобой, что ты опасаешься высказываться на уроке, потому что боишься сделать глупую ошибку?
- Дрожат ли у тебя колени, когда тебя вызывают отвечать?
- Часто ли твои одноклассники смеются над тобой, когда вы играете в разные игры?
- Случается ли, что тебе ставят более низкую оценку, чем ты ожидал?
- Волнует ли тебя вопрос о том, не оставят ли тебя на второй год?
- Стараешься ли ты избегать игр, в которых делается выбор, потому что тебя, как правило, не выбирают?
- Бывает ли временами, что ты весь дрожишь, когда тебя вызывают отвечать?
- Часто ли у тебя возникает ощущение, что никто из твоих одноклассников не хочет делать то, что хочешь ты?
- Сильно ли ты волнуешься перед тем, как начать выполнять задание?
- Трудно ли тебе получать такие отметки, каких ждут от тебя родители?
- Боишься ли ты временами, что тебе станет дурно в классе?
- Будут ли твои одноклассники смеяться над тобой, если ты сделаешь ошибку при ответе?
- Похож ли ты на своих одноклассников?
- Выполнив задание, беспокоишься ли ты о том, хорошо ли с ним справился?
- Когда ты работаешь в классе, уверен ли ты в том, что все хорошо запомнишь?
- Снится ли тебе иногда, что ты в школе и не можешь ответить на вопрос учителя?
- Верно ли, что большинство ребят относится к тебе по-дружески?
- Работаешь ли ты более усердно, если знаешь, что результаты твоей работы будут сравниваться в классе с результатами твоих одноклассников?
- Часто ли мечтаешь о том, чтобы поменьше волноваться, когда тебя спрашивают?
- Боишься ли ты временами вступать в спор?
- Чувствуешь ли ты, что твое сердце начинает сильно биться, когда учитель говорит, что собирается проверить твою готовность к уроку?
- Когда ты получаешь хорошие отметки, думает ли кто-нибудь из твоих друзей, что ты хочешь выслужиться?
- Хорошо ли ты себя чувствуешь с теми из твоих одноклассников, к которым ребята относятся с особым вниманием?
- Бывает ли, что некоторые ребята в классе говорят что-то, что тебя задевает?
- Как ты думаешь, теряют ли расположение остальных те учебники, которые не справляются с учебой?
- Похоже ли на то, что большинство твоих одноклассников не обращают на тебя внимания?
- Часто ли ты боишься выглядеть нелепо?
- Доволен ли ты тем, как к тебе относятся учителя?
- Помогает ли твоя мама в организации вечеров, как другие мамы твоих одноклассников?
- Волновало ли тебя когда-нибудь, что думают о тебе окружающие?
- Надеешься ли ты в будущем учиться лучше, чем раньше?
- Считаешь ли ты, что одеваешься в школу так же хорошо, как и твои одноклассники?
- Часто ли, отвечая на уроке, ты задумываешься о том, что думают о тебе в это время другие?
- Обладают ли способные ученики какими-то особыми правами, которых нет у других ребят в классе?
- Злятся ли некоторые из твоих одноклассников, когда тебе удается быть лучше их?
- Доволен ли ты тем, как к тебе относятся одноклассники?
- Хорошо ли ты себя чувствуешь, когда остаешься один на один с учителем?
- Высмеивают ли временами одноклассники твою внешность и поведение?
- Думаешь ли ты, что беспокоишься о своих школьных делах больше, чем другие ребята?
- Если ты не можешь ответить, когда тебя спрашивают, чувствуешь ли ты, что вот-вот расплачешься?
- Когда вечером ты лежишь в постели, думаешь ли ты временами с беспокойством о том, что будет завтра в школе?
- Работая над трудным заданием, чувствуешь ли ты порой, что совершенно забыл вещи, которые хорошо знал раньше?
- Дрожит ли слегка твоя рука, когда ты работаешь над заданием?
- Чувствуешь ли ты, что начинаешь нервничать, когда учитель говорит, что собирается дать классу задание?
- Пугает ли тебя проверка твоих знаний в школе?
- Когда учитель говорит, что собирается дать классу задание, чувствуешь ли ты страх, что не справишься с ним?
- Снилось ли тебе временами, что твои одноклассники могут сделать то, что не можешь ты?
- Когда учитель объясняет материал, кажется ли тебе, что твои одноклассники понимают его лучше, чем ты?
- Беспокоишься ли ты по дороге в школу, что учитель может дать классу проверочную работу?
- Когда ты выполняешь задание, чувствуешь ли ты обычно, что делаешь это плохо?
- Дрожит ли слегка твоя рука, когда учитель просит сделать задание на доске перед всем классом?
Приложение 4
Материалы диагностики уровня сформированности нравственных качеств.
АНКЕТА
№1)Обведите вариант, с которым вы согласны.
1. Если кто-то относится к тебе не очень хорошо, то
а) ты прощаешь ему это,
б) ты относишься к нему также.
2. Когда кто-то из детей просит тебя помочь на контрольной,
а) ты говоришь, чтобы он сам все решал,
б) ты помогаешь, когда не видит учитель.
3. Если мама на тебя сердится, то
а) у тебя ощущение, что ты сделал что-то не так,
б) ты думаешь, что она ошибается.
4. Когда мама зовет тебя домой, ты
а) идешь сразу же,
б) продолжаешь играть еще немного.
5. Если ты знаешь, что тебя могут наказать за что-то,
а) ты тревожишься,
б) тебя это не волнует.
№2) Ответь на вопросы:
-с кем бы хотел подружиться из героев литературных произведений или фильмов?
-почему?
-какие качества привлекают в герое?
- кто вам в жизни помогает в трудную минуту?
- чем могут помочь телевизионные и литературные герои?
№3) Как бы ты поступил?
-Если бы ты гулял во дворе вместе с другими и кто–нибудь из ребят упал около тебя и очень сильно ушиб ногу.
Что бы ты сделал?
-Если бы ты строил что – то из дощечек и рядом Витя тоже строил. Ему не хватало кубиков. Что бы ты сделал?
А если бы тебе тоже нужны были эти дощечки, тебе бы тоже не хватило?
№4) ДАЙТЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯМ:
1. Счастье |
2. Свобода |
3.Мудрость |
4.мужество |
5.Умеренность |
6. справедливость |
7 Дружба |
8. Добро |
9. Зло |
10. милосердие |
11. Долг |
|
№5)Скажи, как ты думаешь, что такое ответственность?
Как обычно ведет себя ответственный человек?
Как обычно ведет себя безответственный человек?
Скажи, как ты думаешь, что такое доброжелательность?
Как обычно ведет себя доброжелательный человек?
Как обычно ведет себя недоброжелательный человек?
Приложение 5
Диагностика и результаты.
Диагностическая карта обучающихся за 2014-2018 уч. год
№ п/п | Список обуч-ся класса | Класс | Отношение к учебе | Отношение к труду | Выполнение поручений | Отношение к другу, одноклассникам | Одаренность, кругозор | Дисциплина |
1. | Аверьянова Софья | 1 | Уд. | Хор. | Хор. | Хор. | Хор. | Хор. |
2. | Герасимов Глеб | 1 | Уд. | Хор. | Хор. | Хор. | Хор. | Уд. |
3. | Захаров Владислав | 1 | Хор. | Хор. | Хор. | Хор . | Хор. | Хор. |
4. | Львова Вероника | 1 | Хор. | Хор. | Хор. | Хор. | Хор. | Хор. |
5. | Петров Денис | 1 | Хор | Хор. | Хор. | Хор. | Хор.. | Хор. |
6. | Яковлева Ольга | 1 | Отл. | Хор. | Хор. | Хор. | Хор. | Хор. |
Оценки: «хорошо», «удовлетворительно», «отрицательно».
Трудно «замерить» результаты нравственного развития обучающихся, да еще в таком возрасте. Но трудности в замерах не означают, что нам, педагогам, этим не надо заниматься. Надо помнить, что нравственные убеждения, которые психологи считают главным результатом нравственного воспитания, складываются у человека в мировоззренческую систему в юности. Но формирование нравственных представлений ребенка начинается в детстве. Система нравственных убеждений складывается иногда всю жизнь, ведь человека можно переубедить, разубедить в том, в чем он, казалось, был уверен. Младший школьный возраст – это именно тот возраст, когда ребенок открыт миру, искренен, свято верит в то, что говорят взрослые и написано в книгах, когда нравственные представления детей, полученные в семье, оформляются в педагогическом процессе в понятия, то есть закладываются основы нравственных убеждений человека. Как отслеживать этот внутренний процесс педагогу? Учитель имеет интуитивные представления о нравственном уровне своих учеников, и они по большей части соответствуют действительности, ведь учителя в начальной школе очень близки и открыты детям – общаясь с детьми, они сохраняют и культивируют в себе детскость и творчество, без чего нельзя работать с детьми этого возраста. И, самое главное, они видят учеников своих не только на уроках, а ведь поведение ребенка, его поступки, их мотивы, если учитель их наблюдает и анализирует, говорят педагогу об уровне нравственной убежденности, дефектах нравственного воспитания и нравственных представлениях детей.
Диагностика уровня воспитанности обучающегося включает в себя комплексное изучение сформированных отношений ученика к учёбе, труду, природе, обществу, к другим и к себе. Изучение воспитанности школьников осуществлялось с учётом их возрастных особенностей. В целях изучения уровня сформированности нравственных знаний, убеждений, нравственного поведения, мною, совместно с социальным педагогом школы, проводилась диагностика уровня воспитанности обучающихся 2,4 (м/к) класса за 2014 – 2018 уч. год. (Приложение 4)
Динамика роста уровня воспитанности обучающихся 1-4 класса за 2014 – 2018 учебный год.
|
|
|
|
2014 – 2015 | - | 50 % | 50 % |
2015 – 2016 | - | 50% | 50 % |
2016 - 2017 | - | 75% | 25% |
2017 -2018 | - | 75% | 25% |
Для изучения уровня нравственной воспитанности обучающихся я провожу диагностику по методике доктора педагогических наук М.И. Шиловой.
Наблюдения за ребятами, беседы с ними и родителями, с другими педагогами позволили более подробно проанализировать уровень нравственного развития учащихся своего класса и составить карту – характеристику.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Из таблицы и диаграммы видно, что большинство обучающихся показали высокий и средний уровень нравственного развития.
Приложение 6
Участие в олимпиадах и конкурсах учащихся 1-4 классах
за 2014 – 2018 учебный год.
№ | Учебный год | Название олимпиады (конкурса) | Предмет | Кол-во уч-ов | ФИ участника и результат |
1 | 2014-2015 | Региональный конкурс «Чувашская ласточка» | Чувашский язык и литература | (3 кл.) | Сидоров Евгений, Львова Ксения, Тарасова Виолетта, Шуйкова Анита (сертификат) |
2 | Всероссийский конкурс «Кенгуру» | Математика | (3 кл.) | ||
3 | Районный конкурс «Рождественский перезвон» | ОПК (основы православной культуры) | (3-4 кл.) | ||
4 | Районная НПК | Секция «Природа вокруг нас» | (3 кл.) | Шуйкова Анита грамота за 3 место и сертификат | |
5 | 2015-2016 | Районные интеллектуальные игры среди учащихся начальных классов | 1.Чувашский язык 2. Чувашская литература 3. Математика | 3 (4 кл.) | |
6 | Районный конкурс чтецов духовной поэзии | ОПК | (4 кл.) | ||
7 | Региональный конкурс «Чувашская ласточка» | Чувашский язык и литература | (2-4 кл.) | Романов Антон, Тарасова Виолетта, Шуйкова Анита, Сидоров Евгений(сертификат) | |
8 | Всероссийский конкурс «Кенгуру» | Математика | (2-4 кл.) | ||
9 | Всероссийская олимпиада «Олимпус» | Математика | (2-4 кл. | ||
10 | 1 (4 кл.) | ||||
11 | Всероссийская олимпиада (центр поддержки талантливой молодежи) | 3 (4 кл.) 2 (2 кл.) | |||
12 | Окружающий мир | 1 (2 кл.) | |||
13 | Английский язык | 2 (2 кл.) | |||
14 | Всероссийская олимпиада (центр поддержки талантливой молодежи) | Викторина «Эрудит» | 3 (2 кл.) 1 (4 кл.) |
Приложение 7
Анкета для родителей первоклассников.
(Анкета проведена с родителями учащихся 1 класса МБОУ «Шемалаковская основная общеобразовательная школа» Яльчикского района за период 2014/2018 уч. года)
Уважаемый родитель! Просим Вас ответить на перечисленные вопросы. Среди вариантов ответов подчеркните тот, который Вам кажется более подходящим Вашему ребенку.
- Охотно ли идет ребенок в школу?
Неохотно – 4, без особой охоты – 3, охотно – 2, с радостью – 1, затрудняюсь ответить.
- Вполне ли приспособился к школьному режиму? Принимает ли как должное новый распорядок?
Пока нет – 4, не совсем – 3, в основном да – 2, безусловно да – 1, ответить затрудняюсь.
- Переживает ли свои учебные успехи и неуспехи?
Нет – 4, скорее нет, чем да – 3, скорее да, чем нет – 2, безусловно да – 1, ответить затрудняюсь.
- Вполне ли сформировалось у него чувство ответственности по отношению к учебным занятиям?
Пока нет – 4, не совсем – 3, в основном да – 2, безусловно да – 1, ответить затрудняюсь.
- Часто ли ребенок делится с Вами школьными впечатлениями?
Пока нет – 4, делится иногда – 3, делится всегда – 2, довольно часто – 1.
- Каков преобладающий эмоциональный характер этих впечатлений?
- преобладают в основном отрицательные эмоциональные впечатления – 4,
- впечатления разные, но отрицательных больше – 3,
- положительных и отрицательных поровну – 2,
- в основном впечатления положительные – 1.
- Сколько времени в среднем тратит Ваш ребенок ежедневно на выполнение домашних заданий?
4 часа – 4; 3 часа – 3; 2 часа – 2; 1 час – 1.
- Нуждается ли ребенок в Вашей помощи при выполнении домашних заданий?
Помощь нужна всегда – 4, помогаем довольно часто – 3, помогаем иногда – 2, в помощи не нуждается – 1, ответить затрудняюсь.
- Как Ваш ребенок преодолевает трудности в работе?
Перед трудностями сразу пасует – 4, обращается за помощью – 3, трудности старается
преодолеть сам, но может отступить – 2, настойчив в преодолении трудностей – 1, ответить затрудняюсь.
- Способен ли ребенок сам проверить свою работу, найти и исправить ошибки?
Сам этого сделать не может – 4, иногда может – 3, может, если побуждать к этому – 2, как правило, может – 1, ответить затрудняюсь.
- Часто ли ребенок жалуется на товарищей по классу, обижается на них?
Довольно часто – 4, бывает, но редко – 3, такого практически не бывает – 2, ответить затрудняюсь.
- Справляется ли ребенок с учебной нагрузкой без перенапряжения?
Нет – 4, скорее нет, чем да – 3, скорее да, чем нет – 2, безусловно да – 1.