Классный час для 4 класса на тему: «Мы все такие разные».
Нам хочется, чтобы к нам относились уважительно, называли нас ласково по именам, но для этого надо и самим понимать людей, чувствовать их настроение, стараться никого не обижать.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassnyy_chas_my_vse_takie_raznye.doc | 85.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Шемалаковская основная общеобразовательная школа Яльчикского района Чувашской Республики».
[Классный час] |
[Мы все такие разные] |
Подготовила и провела: учитель первой категории |
С.А.Хрисанова |
2017 - 2018 уч.г.
Цели: Дать учащимся представление о людях, населяющих планету Земля; подвести к тому, что необходимо проявлять дружбу и уважение к любому человеку; воспитывать бережное отношение к людям, любовь к малой родине.
Задачи:
- Учить ребят проявлять позитивное восприятие друг друга, видеть хорошее в каждом человеке.
- Развивать умение проявлять положительные эмоции, эмпатию потребность в общении друг с другом.
- Создать условия для формирования терпимости к различиям между людьми (индивидуальным, различиям по полу, возрасту, социальному положению, национальности, расе, мировоззрению).
- Воспитывать доброжелательность, умение поддерживать друг
друга. дружить. Осознать учениками неодинаковость людей, научиться различия между людьми принимать как положительный факт.
Оборудование:
рисунки детей о дружбе, тема классного часа, дерево Дружбы, выставка книг о дружбе, магнитофон, компьютер, экран, проектор, конверты с пословицами, лист бумаги каждому ребенку 1/2 А4, мел, ватман, листочки, ручки, листы молитвы о встрече, мяч, песни о дружбе.
Ход занятия:
- Организационный момент урока
Представление и знакомство. Упражнение «Звали, зовут и будут звать…»
Ученики рассаживаются в круг и все по очереди, начиная с ведущего, произносят: «Когда я был совсем маленький, меня звали Васенька, сейчас в школе меня зовут Василий, а когда я вырасту, меня будут звать Василий Петрович».
Для многих детей их имена и отчество, произносимые вслух звучат непривычно, но при этом они повышают уважение ребёнка к себе и родителям, дают ориентир на будущее, на взросление.
Вывод: Нам хочется, чтобы к нам относились уважительно, называли нас ласково по именам, но для этого надо и самим понимать людей, чувствовать их настроение, стараться никого не обижать.
-Каким нужно быть человеком, чтобы одноклассники хотели с тобой встречаться не только во время учебы, но и после окончания школы?
2. Чтение рассказа «Доброта»
Лена шла в школу. Но идти туда ей совсем не хотелось. Вчера вечером в ее доме поселилась печаль. Мама, ее всегда веселая мама, пришла с работы грустная, не спросила Лену о ее школьных успехах и сразу ушла в свою комнату. Когда Лена открыла дверь в мамину комнату, она увидела, что мама лежит в кровати, укрытая одеялом и тяжело дышит. «Плохо мне, доченька!» — сказала мама и попросила вызвать скорую помощь. Лена не знала, как это делать. Она позвонила папе на работу. Через какое-то время приехал доктор и забрал маму в больницу. Папа с работы поехал прямо к ней, а утром усталый приехал домой и сразу же стал собираться в больницу к маме, сказав, что ей сделали операцию. Заплаканная Лена пришла в школу. На уроках отвечала невпопад, на переменке плакала. Ей было грустно, вспоминала она глаза мамы, такие грустные и печальные, ей хотелось кушать, было одиноко. Одноклассники веселились, бегали, им не было дела до Лениных проблем.
«Лена, возьми, эти яблоки очень вкусные! Моя мама их всегда покупает. Попробуй, тебе понравится!» Лена повернулась и увидела свою одноклассницу, которая протягивала ей большое краснобокое яблоко. «Бери, бери, не стесняйся! У меня еще есть! Нам обеим хватит».
- Вопросы учащимся:
- Бывают ли в жизни такие ситуации?
- Что мы можем сказать об однокласснице Лены?
- Могли ли другие одноклассники обратить внимание на настроение
Лены? - Какими качествами характера должен обладать человек, чтобы помочь другому человеку в трудной ситуации?
- Как вы думаете, что в лице Лены выдало ее настроение?
- Правильно ли поступила одноклассница Лены?
- Бывали ли в вашей жизни подобные ситуации?
- Как мог бы закончиться рассказ, если бы не поддержка одноклассницы?
(Ребята придумывают варианты окончания рассказа)
Учитель:
Ребята! Что нужно сделать, чтобы такие ситуации в жизни нашего класса были невозможны? Как сделать так, чтобы ребята не чувствовали себя одинокими, а печали обходили наш класс стороной?
Мнения учащихся.
3.Разминка
Упражнение «Чем мы похожи»
Цель: создание непринужденной, доброжелательной атмосферы в группе.
Ведущий приглашает в круг (члены группы сидят в кругу) одного из участников на основе какого – либо реального или воображаемого сходства с собой. Например: «Таня, выйди, пожалуйста, ко мне, потому что у нас с тобой одинаковый цвет волос (или мы похожи тем, что мы живем на Земле, или мы одного роста и т.д.)», Таня выходит в круг и приглашает выйти кого – нибудь из участников таким же образом.
Игра продолжается до тех пор, пока все члены группы не окажутся в круге.
Упражнение «Комплименты»
Цель: повышение внутригруппового доверия и сплоченности членов группы.
Материалы: небольшой мяч.
Ведущий предлагает участникам придумывать комплементы друг для друга. Он бросает мяч одному из участников и говорит ему «Дима, ты очень справедливый человек» или «Катя, у тебя замечательная прическа». Получивший мяч бросает его тому, кому хочет сказать свой комплемент и так далее. Важно проследить, чтобы комплемент был сказан каждому участнику.
4. Беседа о конфликтах
– Можно ли жить мирно и не ссориться?
– Как это сделать?
Да, нужно проявлять уважение к однокласснику, не зависимо от его национальности, вероисповедания, уважение к его ценностям и традициям.
Необходимо понять, что твой сосед, человек, отличающийся от тебя образом мысли, стилем одежды, он не обязательно тебе враг.
Конфликты стары как мир. Люди всегда старались понять мир и друг друга. Иногда это трудно, потому что не все видят проблемы одинаково. Послушайте индийскую сказку и попытайтесь определить причину ошибки мудрецов.
«Мудрецы и слон»
Давным-давно в маленьком городе жили-были шесть слепых мудрецов. Однажды в город привели слона. Мудрецы захотели увидеть его. Но как? «Я знаю, — сказал один мудрец, — мы ощупаем его». – «Хорошая идея, — сказали другие, — тогда мы будем знать, какой он — слон». Итак, шесть человек пошли смотреть слона. Первый ощупал большое плоское ухо. Оно медленно двигалось вперед-назад. «Слон похож на веер!» — закричал первый мудрец. Второй мудрец потрогал ноги слона. «Он похож на дерево!» — воскликнул он. «Вы оба неправы, — сказал третий, — он похож на веревку». Этот человек нащупал слоновий хвост. «Слон похож на копье», — воскликнул четвертый. «Нет, нет, — закричал пятый, — слон как высокая стена!» Он говорил так, ощупывая бок слона. Шестой мудрец дергал слоновий хобот. «Вы все неправы, — сказал он, — слон похож на змею». – «Нет, на веревку!» – «Змея!» – «Стена!» – «Вы ошибаетесь!» – «Я прав!» Шестеро слепых кричали друг на друга целый час. И они никогда не узнали, как выглядит слон.
– О чём эта сказка?
– Почему они так и не узнали, как выглядит слон?
Вы правы. Каждый человек мог представить себе лишь то, что могли чувствовать его руки. В результате каждый думал, что он открыл истину и знает, на что похож слон. Никто не хотел слушать, что говорят другие.
– Были ли мудрецы действительно мудрыми?
У них возник конфликт, основанный на различиях в восприятии.
– Как мудрецы могли бы узнать, как на самом деле выглядит слон.
У каждого человека своя точка зрения на тот или иной предмет, так как все одну и ту же вещь видят и слышат по-разному.
- Игра «Волшебная рука»
Упражнение «Любим ценить индивидуальность»
Учитель: А какие мы сами? Чем отличаемся друг от друга? Мы часто хотим быть такими же, как все остальные, и страдаем, чувствуя, что отличаемся от других. В некоторых ситуациях хорошо, что мы – как все, но, тем не менее, часто важна и наша индивидуальность. Ее можно и нужно ценить. Теперь напишите о каких – то 3 положительных признаках, которые отличают вас от других. Это могут быть ваши достоинства, таланты, жизненные принципы. На задание отводится 3-5 минут. Учитель просит подписать свои фамилии и сдать листочки. Записи вслух читаются без фамилий, класс должен угадать, кто это написал. Если не угадывают, то автор сам себя называет.
(Обводят на листе свою руку. Предлагается написать на пальчиках хорошие качества, а на ладошке – то, что хотелось бы изменить в себе.)
Вывод: нужно ценить свою индивидуальность и индивидуальность своего
партнёра.
6.Игра «А я считаю так…»
На полу черта (середина), с одной стороны (+) – согласен, с другой (-) – не согласен. Ведущий зачитывает утверждения, те, кто согласен с утверждением встаёт на ту сторону, где (+), если не согласен на ту сторону, где (-), если у вас нет мнения по данному вопросу, вы встаёте на середину. В ходе игры подводятся итоги после каждого утверждения.
o весна лучше осени;
Ø самый классный мультик «Покемон»;
Ø самый важный предмет – математика;
Ø играть в «компьютер» веселее, чем смотреть телевизор;
Ø лучше, чтобы уроки были короче, но их было бы больше;
Ø самое прекрасное домашнее животное – кошка;
Ø самая классная музыка – хип-хоп;
Ø заниматься рыбалкой – старомодно;
Ø изучать иностранный язык легче, чем физику;
Ø война – это всегда плохо;
Ø учиться без «2» и «3» невозможно;
Ø всё знать в школе невозможно, но я могу преуспеть в чём-то одном.
Мы познакомимся с правилами общения в нашем классе:
(Вывешаны на доске на отдельных листах)
1) Уважай собеседника.
2) Старайся понять то, о чем говорят другие.
3) Отстаивай свое мнение тактично.
4) Ищи лучшие аргументы.
5) Будь справедливым, готовым принять правоту другого.
6) Стремись учитывать интересы других
- Упражнение «Давайте пофантазируем…»
Представим себе, что наступит время, когда все люди на Земле станут совершенно одинаковыми (рост, цвет волос и глаз, одежда, сумма знаний и т.д.)
- Каким будет этот мир? Как люди будут в нем жить?
- Хорошо или плохо, что мы все разные?
- Как жить в мире, где столько разных людей?
Вывод: различия дополняют и обогащают общество. Чтобы жить в мире, надо научиться жить, решая проблемы и задачи на основе сотрудничества.
- Игра «Собери пословицу» (работа в группах)
- Какие же пословицы о дружбе, добре, мире вы знаете.
(Разрезные пословицы, их смысл).
Человек без друзей, | что дерево без корней. |
Жизнь дана | на добрые дела |
Мир строит, | война разрушает |
Всякому мила | своя сторона |
Семья в куче - | не страшна и туча |
Старый друг | лучше новых двух |
- Какие еще знаете? Пословица – это мудрость народная, давайте прислушиваться к ним.
Игра «Класс без меня…»
- Наш класс – это тоже маленькая дружная семья. А вот какая она, чем увлекаются ребята, мы сейчас узнаем из игры «Класс без меня». Итак, продолжите фразу: «Класс без меня был бы неинтересен, потому что я…» (знаю много игр, хорошо рисую, умею петь, играю в футбол и др.) Какой же вывод? Мы все разные – но все-таки мы вместе! Хотелось бы, чтобы в нашей семье всегда царили доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ни ссор, ни ругани.
9. Творческая работа. «Дерево толерантности»
А сейчас проведем творческую работу. Нарисуем «Дерево толерантности».
Я раздам вам листья, а вы напишете на них, что по вашему, надо сделать, чтобы наша школа стала пространством толерантности, то есть чтобы отношения в ней стали как можно более толерантными». Затем листочки приклеиваете на дерево.
(Добавляем на ватман с деревом)
В конце мне бы хотелось сказать, что наш класс – это маленькая семья. И хотелось бы, чтобы в нашей семье всегда царили доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ни ссор, ни ругани. А что же для этого нужно?
Китайская притча «Ладная семья»
Жила – была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли таких семей. Но дело в том, что семья была особая- мир и лад царили в этой семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни драк и раздоров.
Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село и обрадовался: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка и решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи, расскажи мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго, видно не очень силен был в грамоте. Передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были написаны на бумаге: ( как вы думает какие?) любовь, прощение, терпение. И в конце листа : 100 раз любовь, 100 раз терпение, 100 раз прощение.
Прочел владыка и спросил: - и все?
- Да, - ответил старик. Это и есть основа жизни всякой хорошей семьи, и мира тоже.
10. Чтение молитвы о встрече
В заключении мы прочитаем молитву о встрече.
( строки по порядку раздать детям, которые они громко зачитывают)
Я пришел в этот мир
Не для того, чтобы оправдывать твои надежды,
Не для того, чтобы отвечать твоим интересам.
Не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям.
И ты пришел в этот мир
Не для того, чтобы оправдывать мои надежды,
Не для того, чтобы отвечать моим интересам.
Не для того, чтобы соответствовать моим ожиданиям.
Потому что я – это я, а ты – это ты.
Но если мы встретились и поняли друг друга –
То это прекрасно!
А если нет- ну что ж, ничего не поделаешь…
11. Окончание классного часа
«Техасские объятия»
Все встают в круг лицом внутрь очень тесно друг другу. Затем кладут друг другу на плечи руки, поднимают правую руку и вытягивают ее к центру круга и по команде ведущего все делают шаг внутрь.
12. Заключительное слово учителя
Учитель: Я предлагаю вам, ребята, сфотографироваться совместно на память. Давайте сделаем так, чтобы, спустя годы, только увидев эту фотографию на телеэкране, в газете или в руках другого человека, мы бы спешили друг другу навстречу, потому что мы все — одноклассники!
Итак, давайте будем с большей долей терпения, уважения, симпатии, понимания относиться друг к другу, и тогда жить в обществе, где царит мир и согласие, нам станет намного проще.
Пусть вашим главным правилом по жизни станет следующие фразы: «Не оценивайте людей, а цените их» и закончить нашу встречу хочу словами Л.Н.Толстого: «Думай хорошо, и мысли созреют в добрые поступки».