Информация для родителей

Исабаева Елена Владимировна

1. Методическое сообщение "Новый имидж музыкального образования в XXI веке" по статье Д. К. Кирнарской, доктора искусствоведения, профессора Российской академии музыки им. Гнесиных

2. Статья Д. К. Кирнарской

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon imidzh.doc70.5 КБ
Microsoft Office document icon Cтатья Д. К. Кирнарской23.5 КБ

Предварительный просмотр:

Исабаева Е. В.

Методическое сообщение

Тема:  Новый имидж музыкального образования в XXI веке (по статье Д. К. Кирнарской)

Д. К. Кирнарская - доктор искусствоведения, профессор Российской академии музыки им. Гнесиных

   Рассматривая ситуацию с положением музыкального образования в России в настоящее время, автор статьи высказывается:

  • Российская система музыкального образования до сих пор считается одной из лучших в мире, поскольку с ее помощью на свет появляются так называемые «крепкие профессионалы» --- люди не всегда творческие, не всегда одаренные, однако в своей области умеющие многое. В течение многих лет система воспитания такого рода профессионалов сбоев не давала в силу стабильности рынка труда советского образца: рано или поздно в музыкальные школы, в оркестры, клубы и хоровые студии устраивались практически все, кто этого хотел, и материальное положение было вполне приемлемым. Учитывая свободный режим работы, этот образ жизни был даже желанным, и поэтому высокий конкурс в музыкальные училища и вузы, даже в музыкальные школы, был стабильным. Кроме того, престиж общего образования и культуры в родительской среде был также весьма высок.

  • Последние десятилетия перевернуло не только все общественное устройство, но и отменило многие прежние приоритеты и ценности. Образование и культура как таковые из числа этих ценностей выбыли, уступив место чисто прагматическим ориентирам. Если учиться, то первый вопрос: «Для чего? Что это даст моему ребенку?» при таком конкретном и прагматичном подходе музыкальное образование утратило свою привлекательность. Теперь оно не идет ни в какое сравнение с престижными ныне специальностями - менеджментом, экономикой, правом, финансами и прочими «близкими к земле» профессиями. Быть музыкантом стало невыгодно, не престижно. Как следствие, конкурс в вузы держится только в столицах, конкурс в училища катастрофически упал, музыкальные школы забыли о каких-то требованиях к поступающим и рады всякому, кто хочет учиться.

  • Вместе с тем есть и отрадные тенденции. Дело в том, что выпускники музыкальных вузов по специальности не работают: нет мест, а то, что есть, по условиям их не устраивает. Бывшие музыканты отправляются в свободное плавание: они идут в бизнес, в банковское дело, в менеджмент, торговлю  и тому подобные новые сферы. Большинству из них удается преуспеть --их не сбивают с толку неизбежные трудности, они не боятся шероховатостей и неожиданностей, которыми чревато каждое новое дело. Они упорны, настойчивы, гибки, и все эти необходимые для успеха качества были в них воспитаны музыкальной биографией. Есть множество примеров доказывающих, что музыкант как единица рынка труда оказался весьма конкурентноспособным и то, что в музыкальных учебных заведениях вырастают востребованные люди, способные вырваться на первые места в борьбе за успех и благополучие.

    Профессор Кирнарская  Д. К.  предлагает:

  • Нужно перейти от узкопрофессионального музыкального подхода к более широкой философии музыкального образования, которое будет руководствоваться новым лозунгом: «Учиться музыке не для того, чтобы быть музыкантом, а для того, чтобы стать лучшим в любой профессии!». Эта философия состоит в том, что образование - это отнюдь не способ накопления неких полезных знаний, это способ воспитания себя, своего ума, своего подхода к самым разным явлениям, своей способности воспринимать новое и осваивать новые идеи и способы действий.

  • Необходимость нового подхода к образованию как способу эффективного самовоспитания продиктована развитием рынка труда в XXI веке. Рынок труда будущего приобретен невиданную ранее мобильность: никому не удастся проработать на одном месте в течение многих лет, и мало кому удастся заниматься всю жизнь одним делом. Век узких профессионалов прошел, наступает век «интеллектуальных хамелеонов», которые с легкостью будут приобретать новые навыки, менять свои привычки, отказываться от старых стереотипов и обзаводиться новыми. И ничто не подготовит человека к жизни в XXI веке лучше, чем музыкальное образование.  

     Автор статьи приводит доказательства истинности выдвинутого тезиса:

  • Музыка - гигантский ускоритель общего развития ребенка, действующий всесторонне. Позитивное воздействие музыки начинается уже в младенческом возрасте. Американские исследователи Блюм и Ла Фуэнте в течение 90 часов и на протяжении нескольких месяцев давали беременным женщинам слушать базовые музыкальные элементы - разнообразные аккорды и созвучия. Когда эти «музыкальные» дети родились, их поведение и развитие сравнили с поведением и развитием других детей, которые подобной «музыкальной атаке» не подвергались. Оказалось, что дети из экспериментальной группы гораздо лучше следят глазами за предметом, быстрее начинают держать бутылочку двумя руками, а когда доходит очередь до первого лепета, сразу начинают произносить не односложные просьбы-требования, а короткие фразы из трех слов. На уровне детского развития данные способности можно назвать революционными: научный анализ подтвердил, что связаны они исключительно с музыкальным опытом, который дети получили еще до рождения.

  • Российский исследователь Татьяна Маляренко в 1996 году опубликовала результаты своих исследований, которые она проводила с детьми до 7 лет, занимающихся музыкой. Их энцефалограмма выглядела иначе по сравнению с энцефалограммой детей, музыкой не занимающихся. Анализ этих данных говорил о том, что благодаря музыкальным занятиям у детей возникли более тесные связи между работой правого и левого полушарий мозга. Полушария начали работать более согласованно, более слажено, как бы лучше слушая друг друга. Более заметная координация работы мозговых полушарий означает лишь то, что рожденные в правом полушарии замыслы, идеи получат гораздо большие шансы стать зафиксированными открытиями, написанными стихами и прочими реальными достижениями человеческого таланта. Помимо лучшей координации деятельности мозговых полушарий, у детей, занимавшихся музыкой, наблюдается значительная релаксация в работе мозга. Это означает, что всякое усилие отнимает у «музыкального» мозга меньше энергии, всякая интеллектуальная работа дается «музыкальному» мозгу легче, а значит, у него остается больше ресурсов для других задач, то есть «музыкальный» мозг больше может, так как на каждое действие затрачивает меньше сил.

  • Музыка не только умножает силы мозга в целом, но и работает в нескольких нужных любому человеку направлениях. Например, музыка очень помогает усвоению речи, поскольку музыкальные и речевые центры в мозгу расположены близко, и музыкальные занятия влияют на речевое развитие человека, особенно в детском возрасте.  Такого рода общие рассуждения подкреплены множеством экспериментов. В частности, в Швеции проверяли, насколько быстро и прочно музыканты и «немузыканты» могут запомнить  мелодию песни  вместе с текстом и текст песни отдельно. Участники обеих групп вполне хорошо запомнили мелодию песни со словами. Но когда дошло дело до слов песни, то музыканты обошли всех остальных испытуемых - они без ошибок продекламировали стихи, которые едва запомнили. А дело в том, что у музыкантов используются два канала запоминания - собственно смысловой, как у всех, и ритмический, когда текст удачно ложится на фразы, строфы, акцентируется благодаря связи с музыкой, и оттого лучше запоминается. Так было доказано, что музыканты и в чисто словесной сфере сильнее других. Когда измеряли мозговые импульсы поющих людей, обнаружили, что во время пения происходят два параллельных процесса: мелодический и текстовой, и они друг с другом не смешиваются, а прекрасно существуют в нашем мозгу  в двух параллельных измерениях. Получается, что люди, много поющие, становятся своего рода Цезарями, умеющими делать два дела одновременно: они постоянно осуществляют вместе две деятельности - ведут мелодию и произносят текст.

  • После этого провели эксперимент по контролю словесной памяти. Мы ведь все хотим учить иностранные языки, и увы, не у всех получается. Оказывается, музыканты к этому приспособлены гораздо лучше других. А суть эксперимента такова: 60 студентам колледжа трижды предъявляли 16 незнакомых слов. Из этих 30 человек занимались музыкой в возрасте до 12 лет, а другие 30 - музыкального образование не имели. Результаты показывают, что те, кто прошел музыкальную подготовку, запомнили все слова, а те, кто не прошел - не запомнили. Дело здесь в том самом двухканальном восприятии. Т.е. если человек привык осознавать и текст и музыку, привык несколько дел  делать сразу, одно-единственное дело он безусловно сможет сделать! В науке принято проверять эксперименты. Описанный эксперимент был проведен в Вашингтоне. Китайцы усомнились и выполнили точно такое же исследование. Результаты оказались те же. Нюанс китайского варианта состоял в том, что высокий результат музыкантов китайские психологи объяснили тем, что у музыкантов более развито образное мышление, которое позволяет лучше ассоциировать слава по смыслу. У них такие ассоциации складываются легче. Поэтому они легче могут запомнить любые, казалось бы, бессмысленные наборы знаков, слов. Пение, таким образом, является сильным катализатором словесной памяти, расширения объема памяти, умения многоканально мыслить. И естественно, музыка играет большую роль в развитии речевых навыков. Дети, которые плохо пишут, плохо читают, могут справиться со своими проблемами с помощью пения. Хотите знать иностранный язык? Занимайтесь музыкой! Хотите хорошо запоминать? И опять занимайтесь музыкой, которая обычных людей может превратить в многоканально мыслящих Цезарей.

  • Важна музыка и для развития социальных навыков. Когда ученые измерили концентрацию полового гормона тестотерона в крови музыкантов и «немузыкантов», оказалось, что музыкант - это самый гармоничный тип человека. Женщины-музыканты оказались похожи на мужчин, у них самый высокий уровень тестотерона в крови, они самые мужественные. А мужчины-музыканты, хоть и уступают другим мужчинам в типично мужских качествах, лишены недостатков других мужчин. Музыканты совершенно неагрессивны, мягкосердечны, отзывчивы, терпеливы и сочувственны, у них нет злобы, они не вскипают гневом так легко, как другие. Мужчины-музыканты часто становятся политиками, их действия более взвешены, разумны и лояльны, они легче приходят к компромиссу и не предпочитают идти напролом. Разве это не ведет к успеху политиков и дипломатов, да и вообще руководителей? Таким образом, у женщин, занимающихся музыкой, мы находим лучшие качества мужчин, а у мужчин - лучшие качества женщин. Значит, музыка способствует появлению на свет самого совершенного, гармоничного типа человека.

  • Занятия музыкой не просто способствуют росту социальных навыков, но стимулируют этот рост еще в детстве. Был произведен эксперимент, когда тесты на альтернативное мышление и на мышление о последствиях выполнили 27 дошкольников, занимавшихся музыкой, 33 дошкольника, не занимавшихся музыкой и 16 школьников, которые систематически занимались музыкой в музыкальной школе. И оказалось, что те, кто просто занимался музыкой, несколько улучшили свои результаты при повторном тестировании через год; те, кто не занимался музыкой - не улучшили; а те, кто занимался в музыкальной школе, буквально подскочили под потолок, показали гигантский прогресс. А ведь речь идет об очень важных навыках: развитое мышление о последствиях означает, что человек способен понять, к чему приведут те или иные действия, а альтернативное мышление означает, что человек может увидеть разные возможности решения того или иного действия. Этот эксперимент показал, что даже у маленьких детей, занимающихся музыкой, в голове всегда зреет возможность другого решения, иного подхода.  В деле социального воспитания музыка каждый раз подтверждает свою положительную роль. Американский исследователь Мартин Гарденер проанализировал статистическую информацию о 1000 жителей штата Род-Айленд в возрасте до 30 лет и изучил, как связана преступность и музыкальные занятия. Он выяснил: те, кто занимаются музыкой, «грешат» меньше и не склонны задевать своих ближних. Более того: те дети, которые пели в хоре, вовлечены в преступную деятельность меньше, чем все другие. Те, кто играли на инструменте, почти не вовлекаются в преступные банды. Таким образом, музыканты входят в социальную группу общества, менее всего склонную к преступной деятельности.  В ходе одного из психологических экспериментов стало известно, что люди, любящие классическую музыку, гораздо более терпимы к музыке других стилей - к джазу, року, народной музыке, поп-музыке и чему угодно еще, нежели любители других видов музыки. Рэперы любят рэперов, рокеры - рокеров, и только «классики» любят всех и готовы протянуть руку каждому. А ведь известно, что классическую музыку слушают,  как правило, те, кто получает хотя бы начальное музыкальное образование. Если нам не нужна ненависть к чужому, если нам не нужно отрицание инакомыслия, и наоборот, если нам нужна терпимость и социальный мир, то нам нужно классическое музыкальное образование.

  • Музыка полезна и как воспитатель стрессоустойчивости. Был проведен неожиданный эксперимент: 25 молодых здоровых мужчин бежали под музыку, и оказалось, что парадоксальным образом они затратили очень мало мускульной  энергии. А те, кто бежали без музыки, сил потратили гораздо больше. Музыка дает возможность экономить энергию - ведь не случайно аэробикой занимаются под музыку: она снимает усталость и снижает стресс. Кроме того,  музыкальные занятия создают своеобразную привычку к стрессу, и его начинают гораздо меньше замечать, меньше фиксировать внимание на нем. Чтобы доиграть пьесу до конца, тоже требуется очень большое напряжение: каждое движение играющего рассчитано, и он не может ни на секунду расслабиться, отдохнуть, отложить что-либо «на потом». Такой образ жизни дает музыкантам очень большую стрессоустойчивость. Музыканты все время работают в условиях дефицита времени и умеют этим временем экономно распоряжаться.

  • Известно также, что музыка развивает математическое мышление. Пространственное ощущение, необходимое в математике, очень интенсивно развивается в процессе занятий на фортепиано. Стенли Стейнберг опубликовал данные, свидетельствующие о резком улучшении результатов на пространственные тесты у детей, занимающихся музыкой. Музыканты значительно превзошли тех, кто не занимался музыкой. Но зато те, кто учился играть на фортепиано, превзошли даже своих «коллег», занимающихся на других инструментах - успехи пианистов в пространственном мышлении были просто фантастическими!

  • Мы думаем, что воспитываем музыкантов. На самом же деле мы воспитываем мыслителей. Чрезвычайно полезно чтение с листа по нотам. Оно позволяет далеко видеть и сравнивать сложные пространственные фигуры, способствует мгновенному «схватыванию» свойств этих пространственных фигур, умению мгновенно «переводить» увиденное в физические действия в условиях крайних временных ограничений. Разве не нужны такие качества операторам сложных машин, авиадиспечерам, пилотам и прочим специалистам, вынужденным мгновенно реагировать на большой поток информации? Чтобы окончательно убедиться, что моторные данные музыкантов достаточно развиты, было исследовано движение пальцев музыкантов и «немузыкантов». Когда замерили количество мозговой энергии, затраченной на эти действия, то оказалось, что музыканты потратили на осознание и выполнение пальцевых движений меньше сил. То есть музыканты «видят дальше», гораздо лучше реагируют на сложные раздражители, им нужно гораздо меньше времени, чтобы распознать сигнал.

      Профессор Кирнарская подводит итог:

  • Таким образом, музыканты обладают целым рядом свойств, совместить которые в одном человеке бывает невозможным. С одной стороны, они эмоционально чутки и отзывчивы, с другой - очень стабильны, и их нелегко сбить с толку. Музыканты способны действовать самостоятельно, что они и делают постоянно. В то же время, в силу социальной адаптивности и понимания других людей, они прекрасно работают в команде. Музыканты готовы к риску, и вместе с тем сопротивляются простым решениям. Они умеют видеть, как подать материал живо и подробно, и в то же время они могут отвлечься от подробностей и увидеть ситуацию в целом. Эти выводы сделали американские исследователи в результате массированного внедрения художественных дисциплин в общее образование, так как эти исследователи имели возможность сравнить на каждодневной основе поведение и мышление детей, занимающихся искусством и музыкой, и поведение и мышление детей, занимающихся по стандартной школьной программе.

  • Вернемся к  лозунгу: «Учиться музыке не для того, чтобы быть музыкантом, а для того, чтобы стать лучшим в любой профессии!». Мы должны показывать, что музыкальное образование даст человеку то, что он больше нигде не сможет получить. Пропагандируя музыкальное образование, мы предлагаем максимально эффективную и позитивную программу развития подрастающего поколения.


Предварительный просмотр:

Несмотря на то, что ребёнок фальшиво орёт песни Чебурашки, и слуха у него нет; несмотря на то, что пианино некуда поставить, и бабушка не может возить ребёнка «на музыку»; несмотря на то, что ребёнку вообще некогда – английский, испанский, секция по плаванию, балет и прочая, и прочая ...

Есть веские причины всё это преодолеть и всё-таки учить музыке, и эти причины должны знать современные родители:

1. Играть – это следовать традиции. Музыке учили всех аристократов, русских и европейских. Музицировать – это лоск, блеск и шик, апофеоз светских манер. Дюк Эллингтон начал играть на рояле потому, что вокруг играющего парня всегда собираются девушки. Ну, а вокруг играющей девушки? Внимание, родители невест!

2. Музыкальные занятия воспитывают волю и дисциплину: заниматься на инструменте надо  постоянно, регулярно и без перерывов. Зимой и летом, в будни и праздники. Почти с тем же упорством, с каким чемпионы тренируются в спортзале и на катке. Но, в отличие от героев спорта, играя на рояле, нельзя сломать ни шею, ни ногу, ни даже руку.

Внимание, строгие родители! Музыка – это воспитание характера без риска травмы: как хорошо, что такое возможно!

3. Занимаясь музыкой, ребёнок развивает математические способности. Он пространственно мыслит, попадая на нужные клавиши, манипулирует абстрактными звуковыми фигурами, запоминая нотный текст, и знает, что в музыкальной пьесе как в математическом доказательстве: ни убавить, ни прибавить! Не случайно Альберт Эйнштейн играл на скрипке, а профессора физики и профессора математики Оксфорда составляют 70% членов университетского музыкального клуба.

Внимание, дальновидные родители будущих математиков и инженеров! Музицировать приятнее, чем решать трудные задачи из-под репетиторской палки.

4. Музыка и язык – близнецы-братья. Они родились следом друг за другом: сначала старший – музыка; потом младший – словесная речь, и в нашем мозге они продолжают жить рядом.

Фразы и предложения, запятые и точки, вопросы и восклицания есть и в музыке, и в речи.

Играющие и поющие лучше говорят и пишут, легче запоминают иностранные слова, быстрее усваивают грамматику. Меломаны-литераторы Тургенев и Стендаль, Борис Пастернак и Лев Толстой, Жан-Жак Руссо и Ромен Роллан, каждый из которых знал не один иностранный язык, рекомендуют всем будущим полиглотам музыку.

Внимание, мудрые родители будущих журналистов и переводчиков! Вначале было Слово, но ещё раньше был Звук.

5. Музыка структурна и иерархична: крупные произведения распадаются на менее крупные части, которые в свою очередь делятся на небольшие темы и фрагменты, состоящие из мелких фраз и мотивов. Стихийное понимание музыкальной иерархии облегчает понимание компьютера, тоже сплошь иерархичного и структурного.

Психологи доказали, что маленькие музыканты, ученики знаменитого Шиничи Сузуки, если даже не слишком преуспели в развитии музыкального слуха и памяти, зато обошли своих сверстников по уровню структурного мышления. Внимание, прагматичные родители будущих IT-инженеров, системных администраторов и программистов! Музыка ведёт прямо к вершинам компьютерных наук; не случайно фирма Microsoft предпочитает сотрудников с музыкальным образованием.

6. Музыкальные занятия развивают навыки общения или, как их сегодня называют, коммуникативные навыки. За годы учёбы ребёнок-музыкант познакомится с галантным и дружественным Моцартом, ершистым и атлетичным Прокофьевым, умудрённым и философичным Бахом и другими очень разными музыкальными персонами. Играя, ему придётся в них перевоплотиться и донести до публики их характер, манеру чувствовать, голос и жесты.

Теперь остаётся один шаг до таланта менеджера. Ведь для него едва ли не главное – понимать людей и, пользуясь своим пониманием, управлять ими. Внимание, амбициозные родители будущих основателей бизнес-империй! Музыка ведет от сердца к сердцу, и самое грозное оружие топ-менеджера – обезоруживающая улыбка «хорошего парня».

7. Музыканты мягкосердечны и одновременно мужественны. Как утверждают психологи, музыканты-мужчины чувственны, как дамы, а музыканты-женщины стойки и тверды духом, как мужчины. Музыка смягчает нравы, но, чтобы в ней преуспеть, надо быть мужественным. Внимание, прозорливые родители, ожидающие помощи и поддержки в старости! Дети, которые занимались музыкой, сочувственны и одновременно терпеливы, и потому чаще готовы подать своим престарелым родителям тот самый «стакан воды».

8. Занятия музыкой приучают «включаться по команде». Музыканты меньше боятся страшного слова deadline – срок сдачи работы. В музыкальной школе нельзя перенести на завтра или на неделю вперёд зачёт по гаммам и классный концерт. Положение артиста на сцене приучает к максимальной готовности «по заказу», и ребёнок с таким опытом не завалит серьёзный экзамен, интервью при приёме на работу и ответственный доклад.

Внимание, беспокойные родители! Музыкальные занятия в детстве – это максимальная выдержка и артистизм на всю жизнь.

9. Музыкальные занятия воспитывают маленьких «цезарей», умеющих делать много дел сразу. Музыка помогает ориентироваться в нескольких одновременных процессах: так, читающий с листа пианист, сразу делает несколько дел – помнит о прошлом, смотрит в будущее и контролирует настоящее.

Музыка течёт в своём темпе, и читающий с листа не может прерваться, отдохнуть и перевести дух. Так же и авиадиспетчер, оператор ЭВМ или биржевой брокер следит за несколькими экранами и одновременно слушает и передаёт информацию по нескольким телефонам. Музыка приучает мыслить и жить в нескольких направлениях.

Внимание, перегруженные и усталые родители! Ребёнку-музыканту будет легче, чем Вам, бежать по нескольким жизненным дорожкам и везде приходить первым.

10. И, наконец, музыка – наилучший путь к жизненному успеху. Почему? См. пункты 1-9.

Немудрено, что музыкальным прошлым отмечены многие знаменитости:

- Агата Кристи свой первый рассказ написала о том, почему ей трудно играть на фортепиано на сцене;

- Кондолиза Райс, напротив, больше всего любит играть на публике в своём ослепительном концертном платье,

- Билл Клинтон уверен, что без саксофона никогда не стал бы президентом.

Посмотрите на успешных людей в любой области, спросите, не занимались ли они в детстве музыкой, хотя бы даже и недолго, хотя бы даже и без особого рвения? Конечно, занимались. И у нас есть 10 причин последовать их вдохновляющему примеру.