У бабушки Федоры
Образовательные области:
- «Речевое развитие. Приобщение к художественной литературе»
- «Физическое развитие»
- «Социально-коммуникативное развитие»
- «Художественно-эстетическое развитие» Задачи:
Обучающие: продолжать учить различать и называть разные виды посуды и материал, из которого она сделана; активизировать в речи слова стеклодув, стекольный завод; закреплять знания детей о сезонных изменениях в погоде, растениях, жизни людей.
Развивающие: расширить и систематизировать знания детей о происхождении стекла, особенностях стекла и стеклянной посуды; развивать образное мышление, воображение; развивать мелкую моторику. Воспитательные: воспитывать желание оказывать помощь герою сказки, бережное отношение к посуде, уважение к труду взрослых.
Реализация детских видов деятельности в НОД:
- игровая;
- познавательно-исследовательская;
- двигательная;
- коммуникативная;
- трудовая;
- изобразительная;
- музыкальная;
- восприятие художественной литературы и фольклора.
Планируемые результаты уровня интегративных качеств:
- выражает положительные эмоции при чтении стихотворения;
- участвует в беседе о временах года и посуде;
- активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками во время игр;
- проявляет интерес к рисованию.
Материал и оборудование: пособия к дидактической игре «Круглый год», набор картинок «Посуда», чёрные карандаши, 1/2 альбомного листа с незаконченными изображениями посуды (на каждого ребёнка); чайный сервиз, самовар, угощение; мыльная вода и трубочки. Магнитофон, фонограмма народной мелодии.
Предварительная работа: чтение сказки К. Чуковского «Федорино горе»; рассматривание иллюстраций «Посуда»; проведение НОД «Познавательное развитие» на тему: «Времена года»; рисование посуды; сюжетно-ролевая игра «Магазин посуды».
Методика проведения
1 часть. Организационный момент
Дети заходят в группу. Стук в дверь. Заходит бабушка Федора -(воспитатель) «плачет».
Федора. Здравствуйте, ребята. Вы меня узнали? Я бабушка Федора. Дети, у меня случилась беда: Убежала посуда моя.
И она побежала лесочком,
Поскакала по пням и по кочкам.
А я бедная баба сама
И плачу, и плачу одна.
Села бы я за стол,
Да стол за ворота ушёл.
Сварила бы я щи,
Да кастрюлю, пойди поищи!
И чашки ушли, и стаканы,
Остались одни тараканы.
Ой, горе мне Федоре, горе!
- Девочки и мальчики, вы хотите мне помочь посуду домой вернуть? (Ответы детей).
-Спасибо! Путь нам предстоит нелёгкий, по лесам, по полям, по болотам. Много трудностей нас ждёт на пути. Но вместе мы их преодолеем. Правда, ребята? Идите за мной, я здесь каждую тропинку знаю.
Дети идут друг за другом и приходят в « лес».
2 часть. Дидактическая игра «Круглый год»
Федора: Ах, какая полянка! Что это на ней интересненькое? А, знаю. Эта
игра называется «Круглый год». Хотите поиграть? Посмотрите внимательно,
Что вы видите? Как вы думаете, почему диск четырёх цветов?
Дети: Это времена года. Белый цвет - зима, зелёный - весна, красный - лето,
жёлтый - осень.
Дети делятся на две команды. Игроки поочередно раскручивают стрелку.
Стрелка указывает на время года, играющие подбирают картинки,
соответствующие данному времени года. Федора хвалит детей за
правильные ответы.
Федора.
А посуда, вперёд и вперёд, По полям, по болотам идёт.
И мы дошли до болота. Как же нам его перейти. Вот, лягушонок мне
подсказывает, что нужно загадать загадки о посуде, тогда мы сможем по
этим кочкам пройти на другую сторону. Дети загадывают загадки.
1) Если я пуста бываю, 2) Я пыхчу, пыхчу, пыхчу,
Про тебя я забываю. Больше греться не хочу.
Но, когда несу еду, Крышка громко зазвенела-
Мимо рта я не пройду. Пейте чай! Вода вскипела!
(Ложка) (Чайник)
3) Неприступная на вид,
Подбоченившись стоит.
А внутри-то, посмотри –
Угощение внутри.
(Сахарница)
Дети шагают по кочкам и подходят к стенду.
3 часть. Беседа о посуде
Дети садятся на стульчики. Проводится беседа о видах посуды. Столовая (тарелка, супница, ложки); кухонная (кастрюля, чайник, сковорода); чайная (сахарница, чашка с блюдцем, заварочный чайник). Федора. Из какого материала сделана посуда?
Дети. Из металла - металлическая; из дерева - деревянная; из стекла -стеклянная.
Федора. Как вы думаете, быть стеклянным — это хорошо или плохо? Проводится игра «Хорошо — плохо». «Хорошо»: хорошо пить из стеклянной посуды (она прозрачная, видно, что пьёшь); гладкая(хорошо моется); красивая, легкая. «Плохо»: стеклянные предметы легко бьются, можно пораниться; нельзя ставить на огонь; трескаются от мороза.
Федора. А вы знаете, как делают стекло? Давным-давно открылась людям тайна стекла. Шли по пустыне усталые путники. Развели они на привале костер, а чтобы ветер не задул пламя, они обложили его кусками природной соли, которую везли продавать. Всю ночь полыхал на ветру огонь, а в сердце его свершалось таинство слияния соли с песком. И родилось чудо! Твердый, как камень, прозрачный, как вода, слиток лежал утром на кострище. Люди впервые увидели стекло. А сейчас стекло и стеклянную посуду выпускает стекольный завод. Человека, который создает стеклянные изделия, называют стеклодув. Он собирает шарик расплавленного стекла на конце трубочки и дует так же, как мы надуваем мыльные пузыри. Не хотите ли вы стать мастерами-стеклодувами?
Воспитатель раздает мыльную воду и трубочки. Дети делятся на две команды. Одна команда пускает пузыри, а другая наблюдает и читает стихотворение Э. Фарджей «Мыльные пузыри». Потом команды меняются.
Осторожно - пузыри!
Ой, какие! Ой, смотри!
Раздуваются! Блестят!
Отрываются! Летят!
Мой — со сливу! Мой — с орех!
Мой не лопнул дольше всех!
4 часть. Физкультурная минутка
Вот, большой стеклянный чайник, важный, как начальник. Вот, фарфоровые чашки, Очень хрупкие бедняжки. | - надуть живот, рука на пояс, Очень другая - изогнута, как носик у чайника; - приседают, одна рука опущена, другая на поясе; |
| |
Вот, фарфоровые блюдца, Только стукни - разобьются. Вот, серебряные ложки, Вот, пластмассовый поднос Он посуду нам принёс. | - кружатся вокруг себя, руки перед собой кольцом; - руки вверху кольцом, потянуться вверх; - берутся за руки, делают большой круг. (Повторить 2 раза) | ||
Федора.
Где ж вы, бедные сиротки мои,
Утюги и сковородки мои?
Я думаю, мы уже близко. Идут дальше. На столе стоит чайный сервиз. Федора. А вот, и она.
Уж не буду, уж не буду.
Я посуду обижать.
Буду, буду я посуду
И любить и уважать!
Я так рада. А теперь я предлагаю вам свою любимую игру «Дорисуй предмет».
5 часть. Дидактическая игра «Дорисуй предмет»
Федора.
Вы любите рисовать?
Тогда садитесь за столы и дорисуйте каждый свой предмет, а я пока накрою
на стол.
Звучит русская народная мелодия.
Федора. Что у вас получилось?
Дети показывают свои рисунки и называют посуду.
6 часть. Подведение итогов занятия
Федора.
Ребята, сегодня мы путешествовали.
Вам понравилось наше путешествие? Что вам больше всего понравилось? Вы мне рассказали много интересного о сезонных изменениях в погоде, растениях, жизни людей. Вы много знаете о посуде; о том, что она бывает столовая, кухонная, чайная. Зная внешние признаки посуды, вы смогли правильно дорисовать её.
А теперь я приглашаю вас на чаепитие из моего любимого чайного сервиза. Но сначала давайте вымоем руки.
(Чаепитие.)