Русская народная игрушка, как средство формирования и развития личности ребенка

Батова Татьяна Аркадьевна

Русская народная игрушка, как средство формирования

и развития личности ребенка

Красота родного края, открывающая, благодаря сказке, фантазии творчеству, - это источник любви к Родине... Пусть ребёнок чувствует красоту и восторгается ею, пусть в его сердце и в памяти навсегда сохранятся образы, в которых воплощается Родина.

В.Сухомлинский.

Приобщение детей к народной культуре, народному искусству является средством формирования у них развития духовности. Именно поэтому родная культура как отец и мать должны стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.

Современный рынок изобилует бесчисленным количеством ярких, необычных, но порой бесполезных, а иногда и вредных, с точки зрения воспитания и развития детей, игрушек. Как разрешить противоречия, которые сложились между теоретиками и практиками рынка игрушек? Конечно, в полной мере избежать конфликта интересов невозможно, особенно в условиях рынка, но работать над этой проблемой необходимо. И одной из возможных путей её решения является изучение опыта игровой деятельности детей в народной педагогике.

Знакомя детей в ДОУ с русской народной игрушкой, традициями, обычаями мы уделяем внимание духовному воспитанию, формируем творчески развитую личность, способствуем повышению развития познавательных способностей детей, развиваем воображение, эстетический вкус, умение составлять композиции узоров для украшения сарафана матрешки, для создания игры, подарка, поделки.

По теме «Знакомство детей с устным народным творчеством, как средством формирования нравственно- патриотических чувств» я работаю не первый год. Знакомство с народными игрушками не только доступно детям, но и вызывает у них живой положительный отклик. Дети искренне радуются, видя яркую, красочную дымковскую игрушку, их веселят народные свистульки. Но этими изделиями они не только любуются. Вместе с детьми мы воспроизводим их: лепим эти игрушки из пластилина, из солёного теста, затем расписываем их как дымковские мастера. Расписываем силуэты игрушек, вырезанные из бумаги, собираем матрёшек из множества деталей,

сделанных из картона, при этом знакомимся с видами росписи.

Важным педагогическим инструментом народной педагогики была рукотворная кукла. Её изготавливали в единственном экземпляре и, что самое главное, её делали родители или родные ребёнка, учитывая его возрастные потребности, Куклы были самого разного размера, возраста и характера, что собственно и определяло суть игры, её приёмы и роль самой куклы в игре.

Вместе с родителями мы провели занятие «Мастерская по изготовлению народной куклы». На занятие пришли дети со своими мамами. В «мастерской» мы изготовляли тряпичных кукол. Кукол делали взрослые вместе с детьми. Сначала я рассказала об истории русской народной куклы, потом этапы её изготовления и началась работа. Все работали очень увлечённо, проявили фантазию при украшении кукол. Закончилось занятие чаепитием. Все решили, что совместные занятия нужно продолжать.

В январе этого года я разработала и реализовала творческий проект на тему «Русская народная игрушка» для старших дошкольников. Мои воспитанники и их родители приняли активное участие. Нами была проделана большая работа, результатом которой стала выставка изделий народно-прикладного искусства «Русская народная игрушка». Дети вместе с родителями оформили выставку рисунков матрешки «Русский сувенир». Мы подготовили и показали фольклорный праздник «Хоровод матрешек» для детей младших групп. Праздник удался на славу! Все получили огромное удовольствие от проделанной работы.

Русская народная игрушка является особым видом народного творчества. Игрушки из глины и дерева, из соломы и бересты, из теста или бисера; игрушки-обереги и игрушки-потешки, стригушки и козули, бирюльки и свистульки; дымковские и каргопольские, архангельские и филимоновские. Всё это - русские народные игрушки, согретые теплом человеческих рук, красочно расписанные мастерами и умельцами, издавна дарящие людям любовь и доброту. И, к сожалению, совсем забытые нашими детьми. Между тем, народная игрушка - это не только культурное наследие, музейный экспонат или сувенир для украшения интерьера. Лаконичная по форме, но столь выразительная и понятная любому ребёнку, она и сегодня может не просто удивить и обрадовать малыша, но и успешно справиться с его обучением.

Уважаемые педагоги! Я надеюсь, что вас заинтересовала данная тема и побудила познакомить ваших воспитанников с богатым миром народной игрушки. Интересуйтесь сами и заинтересуйте детей, ведь игрушка для того и пришла из старины в наше время, чтобы развлечь и увлечь ребенка. Задача перед игрушкой и тогда, и сейчас стоит одинаковая - она служит ребенку другом и учителем, обогащает его мир волшебной энергетикой и вовлекает малыша в удивительный мир фантазий.