Опыт работы

Маренкова Наталия Викторовна

Формирование основ безопасности жизнедеятельности у дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kontseptsiya.docx34.54 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование  основ безопасности жизнедеятельности у дошкольников

Один из главных критериев уровня жизни человека - это безопасность, а для маленького и неопытного ребенка безопасный образ жизни гарантирует здоровье и счастливое будущее.

И от того, донесём ли мы, взрослые, до сознания ребёнка необходимые знания о безопасности, будет зависеть его жизнь.

Мы все желаем нашим детям счастья, пытаемся уберечь их от бед и невзгод и часто задаем себе вопросы: Как сберечь здоровье детей? Как помочь разобраться в многообразии жизненных ситуаций? Важно не просто оберегать ребенка от опасностей, а готовить его к встрече с возможными трудностями, формировать представления о наиболее опасных ситуациях, о необходимости, прививать ему навыки безопасного поведения. Поэтому задача взрослых состоит в том, чтобы подготовить их как можно раньше к встрече с различными опасными жизненными ситуациями и научить справляться с ними.

Эта проблема представляется настолько актуальной, что послужила мне основанием для выбора темы моей работы: «Формирование  основ безопасности жизнедеятельности у дошкольников»

Мой опыт  работы создан  на основе программы Н.Н. Авдеевой, О.Л. Князевой, Р.Б. Стеркиной «Основы безопасности детей дошкольного возраста», методических пособий К.Ю. Белой «Как обеспечить безопасность дошкольника», О.А. Скоролупо-

вой «Правила и безопасность дорожного движения», Т.Г. Хромцовой «Воспитание безопасного поведения в быту» и моих собственных наблюдений, моего опыта работы с дошкольниками. 

Цель – формирование  основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста.

Указанная цель реализуется в следующих задачах:

1. Дать детям знания по основам безопасности жизнедеятельности.

2. Развить в детях умение применить полученные знания на практике, то есть в дальнейшей жизни.

3. Воспитать в детях понимание того, что соблюдение правил безопасности жизнедеятельности необходимо выполнять неукоснительно и почему.

Ведущая роль в организации работы по формированию у дошкольников основ безопасной жизнедеятельности принадлежит воспитателю. Однако технологию реализуют все участники воспитательно-образовательного процесса. Реализация технологии предполагает применение разнообразных форм и методов работы с детьми. Сочетание познавательных занятий с совместной образовательной деятельностью воспитателя и детей в режимных моментах, также с созданием условий для их самостоятельной деятельности позволяет успешно решать поставленные задачи. Особое внимание направляли на организацию таких видов деятельности, в которых дети, приобретая опыт жизненно необходимых норм поведения, могли применить их в реальной жизни, что и является компетентностью.

Работа проводилась в нескольких направлениях:

  1. Пожарная безопасность
  2. Правила дорожного движения
  3. Безопасность в быту, социуме
  4. Экологическая катастрофа
  5. Террористическая безопасность    

  Задачи в работе с педагогами

- создать условия для формирования безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста через вариативные формы обучения;

- повысить профессиональную компетенцию педагогов в вопросах организации и воспитания  детей старшего дошкольного возраста;

- создать систему анкетирования по формированию основ безопасности жизнедеятельности у старших дошкольников для всех участников педагогического процесса (воспитатели, родители, воспитанники).

 

               Задачи в работе с детьми

- формировать знания детей о здоровом образе жизни, способствовать осознанию понятия «здоровый образ жизни»;

- формировать у детей сознательное и ответственное отношение к личной безопасности и безопасности окружающих;

- расширять и систематизировать знания детей о правилах общения   с незнакомыми людьми;

- расширять и систематизировать знания детей о правильном поведении при контактах с домашними животными;

- закрепить у детей знания о правилах поведения на улице,  дороге, транспорте;

- развить основы экологической культуры ребенка  и становление у него ценного и бережного отношения к природе.

 

               Задачи в работе с родителями

- знакомить родителей с работой МДАОУ по формированию у детей старшего дошкольного возраста   основ   безопасности жизнедеятельности;

- повышать уровень знаний родителей по формированию у детей старшего дошкольного возраста   основ   безопасности жизнедеятельности;

- воспитывать у родителей ответственность за сохранение здоровья и    безопасность  детей, их эмоциональное благополучие.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            Прежде, чем начать работу по ОБЖ, мы обновили предметно-пространственную среду, подобрали литературу для детей, методическую литературу.

На первом этапе реализации технологии идет формирование у детей через различные виды деятельности представления о необходимости введения безопасного здорового образа жизни. На этом этапе ребенок принимают информацию, поэтому мы старались доступно и интересно преподносить информацию, используя различные методы и формы обучения.

Пространственно - предметное окружение, построенное на принципе истинной красоты. Я красиво расставила мебель в группе, создала пространство, где дети могут познакомиться с разным материалом по основам безопасности (разные альбомы на данную тему, детские рисунки, настольно-печатные игры, картины, наборы иллюстраций, разные виды театра, художественная литература, диафильмы, сборники стихов, загадок, пословиц, атрибуты к сюжетно-ролевой игре « Юные пожарные». Вместе с детьми обустроили свою групповую комнату, периодически по желанию меняли обстановку. В группе есть «места уединения», дающие возможность ребёнку одному порисовать, посмотреть книгу, подумать. Но есть место и для коллективных игр, занятий, для проведения экспериментов. В целом в группе царит обстановка занятости, содержательного общения, исследования, творчества, радости.

Одной из основных задач должно быть обогащение игровой среды такими элементами, которые могли бы стимулировать познавательную активность детей. Мы изготовили разнообразные учебные пособия по ознакомлению детей с основами безопасности: альбомы «Опасные предметы дома», «Профессия пожарных», «Служба «01», «02», «03», «Спичка - невеличка», «Пожары», «Опасные ситуации в жизни детей» (ребенок и другие люди, ребенок дома, здоровье ребенка).

Для развития познавательной активности детей важно, чтобы информация заложенная в среде, не обнаруживала себя сразу полностью, а побуждала ребёнка к её поиску. С этой целью в группе отведено место, где разложены разные дидактические игры «Черный ящик», «Умники и умницы», «Добрые и плохие поступки», «Что необходимо пожарному?», «Горит – не горит», «Предметы – источники пожара», «Разложи картинки по порядку», «Собери картинку».

Художественная литература является одновременно источником знаний и источником чувств. Мной были отобраны литературные произведения разных жанров: сказки, рассказы, стихи, пословицы, загадки. Произведения с разным содержанием: познавательные - Е. Хоринский «Спичка-невеличка», И. Тверабукин «Андрейкино дежурство», Б. Житков «Пожар в море», Л. Толстой «Пожар», «Пожарные собаки»; С. Маршак «Рассказ о неизвестном герое», «Пожар»; юмористические – С.Я. Маршак «Кошкин дом», «Колобок», «Приключения Буратино», К. Чуковский «Телефон», «Айболит», Н. Носов «Телефон». Особое место я уделяла сказке. Сказка способствует развитию сердечных чувств, благородству души, желание доставлять людям радость. Картинки в книгах тоже могут стать средством приобщения детей к ознакомлению основ безопасности, так как конкретизируют его через наглядность, образность. Это детские энциклопедии, серия книг «Я познаю мир», «Азбука здоровья в картинках» К. Люцис; «Учимся вежливости»; «Уроки Айболита» Г. Зайцев.

Игра. Даёт ребёнку «доступные для него способы моделирования окружающей жизни, которые делают возможным освоение, казалось бы, недосягаемой для него действительности» (А.Н. Леонтьев). В играх ребёнка отражаются наиболее значимые события, по ним можно проследить, что волнуют общество, какие опасности подстерегают ребенка дома. От содержания игры зависят поступки детей в тех или иных ситуациях, их поведения, отношения друг к другу. Отражая в игре события окружающего мира, ребенок как бы становится их участником, знакомится с миром, действуя активно. Он искренне переживает все, что воображает в игре. Именно в искренности переживаний ребенка и заключена сила воспитательного воздействия игры. Так как в игре дети в основном отображают то, что их особенно поразило, то неудивительно, что темой детских игр может стать яркое, но отрицательное явление или факт. В своей работе я использовала словесно-наглядные, настольно – печатные, дидактические, сюжетно-ролевые, театрализованные игры, интерактивные игры.

Такие как: «Опасные предметы», «Мы спасатели», «Опасности вокруг нас»,  «Ребенок на улицах города», «Врачи  - наши помощники», «Скорая помощь», «Знакомый свой, чужой», «У медведя во бору», «Холодный – горячий», «Переход».

Учебная деятельность важна для познания социального мира. В процессе обучения на занятиях ребенок имеет возможность приобретать знания под руководством взрослого человека, который организует сообщение знаний, и контролирует их усвоение детьми, вносит необходимую коррекцию.

Художественное творчество – рисование машин экстренных служб, «Опасные предметы», «Береги лес от пожара», «Перекресток». Познание: «Расскажи, что ты знаешь об электрических приборах», «Как поступить, если случился пожар в лесу», «Строительство дома», «Машины».  

Встреча с интересными людьми, проводились в доступной, игровой форме соревнований. Дети знакомились с деятельностью людей, помогающих нам в трудных ситуациях. Они рассказывали, как не попасть в опасную ситуацию.

Просмотр мультфильмов.

Ни один взрослый не сможет отрицать пристрастия детей к мультфильмам. Для систематизации знаний о правилах безопасности я демонстрирую детям обучающие мультфильмы. Мультфильмы в простой и доступной форме с помощью сказочных персонажей легко и быстро научат ребенка основам безопасности жизни, и поможет избежать многих опасных ситуаций! Развлекаясь с героями мультфильмов, ребенок будет одновременно получать полезные знания, необходимые в его еще начинающейся жизни. Встреча с мультфильмами несет в себе заряд положительных эмоций, что усиливает эффективность образовательной деятельности:

- обучающие мультфильмы для детей "Уроки тетушки Совы", «Уроки осторожности»;

- научно-познавательный мультсериал "Фиксики";

- цикл познавательных мультфильмов «Азбука безопасности со Смешариками»;

- "Азбука безопасности, этикет и хорошие манеры";

- учебные мультфильмы:- «Пешеходный переход», «Что такое светофор», «Правила дорожного движения для детей»;

 - мультфильмы «Азбука безопасности» студии «Лукоморье Пикчерз».

В своей работе я использую  наиболее приемлемые формы работы с  детьми дошкольниками:  непосредственно образовательную деятельность, просмотр видеоматериалов, мультимедийных презентаций,  игровые проблемные ситуации, игровое моделирование, игровые тренинги,  игры-беседы, игры-инсценировки,  прогулки,  экскурсии,  дидактические игры,  развлечения по каждой теме.

Основываясь на содержание работы, мною был  разработан  перспективный план.     Цель  разработанного перспективного плана - систематизировать имеющиеся методические рекомендации и разработки по основам безопасности жизнедеятельности ребёнка, внести в содержание работы воспитателя использование наиболее эффективных форм и методов организации обучения. Адаптировать имеющийся материал к условиям проживания   в родном  городе.

Я проводила ознакомительные беседы по темам «Запомните, детки таблетки – не конфетки»,  «Скорая помощь», «Безопасность       в доме» и др.      Проводила  НОД «Опасные предметы дома», на котором закрепила  у детей представление об  опасных для жизни и здоровья предметах, с которыми они встречаются в быту, об их необходимости для  человека, о правилах пользования ими.   Я   создавала  ситуации, побуждающие детей активно применять свои знания и умения, ставила перед ними более сложные задачи, развивая волю и желание преодолевать трудности,   «Осторожно микробы». Формировала  умение у детей самостоятельно следить за своим здоровьем, обучала несложным приёмам самооздоровления,   учила  оказывать себе элементарную помощь, прививала  любовь к физическим упражнениям, «Сохрани своё здоровье сам» Формировала у детей представление о здоровье как одной из главных ценностей жизни;  о значении витаминов в организме человека, о полезных продуктах, в которых содержатся витамины   «Путешествие в страну здоровья» (авторская разработка). 

Конечно, важное место в работе с детьми  занимает обучение правилам личной безопасности.   Дети должны иметь представление о возможной опасности общения с незнакомыми людьми.  В беседах рассматривались и обсуждались типичные ситуации «Если ты гуляешь один», «Если чужой приходит в дом» и др.,  обращала  внимание детей на то, что может быть  опасно оставаться наедине с незнакомым человеком. Старалась  убедить их в том, что не всегда приятная внешность человека совпадает с добрыми намерениями, НОД «Встреча с Бармалеем!»  

         Вспоминались и драматизировались русские народные сказки «Колобок», «Волк и семеро козлят», «Заячья избушка», на примере героев этих сказок я знакомила  детей с правилами безопасности. Проводились практикумы и тренинги для отработки защитных навыков поведения. Разыгрывались ситуации правильного и неправильного поведения дома, рассматривались плакаты, иллюстрации  «Правила безопасности для дошкольников».  

 В разделе «Ребёнок на улицах города» закреплялись и углублялись знания о правила   дорожного движения,  с детьми были проведены беседы «Знакомство с улицей»,  «Пора не пора – не ходи со двора», «Правила поведения в транспорте» и др.

 В играх-тренингах закреплялось  представление: «Улица», «Тротуар», «Проезжая часть», «Перекрёсток»,   «Пешеходная зона», «Островок безопасности». Рассматривались  потенциально опасные ситуации, которые могут возникнуть  в играх во дворе дома,  ребята учились  мерам предосторожности. На занятие «Безопасность на дорогах».      В игровой форме формировались  знания о дорожных знаках, их классификация, назначении.   

Я знакомила  детей с ГИБДД, рассказывала  о том, кто там работает,   о труде сотрудника ДПС.  

Расширила     представления  детей об особенностях различных видов транспорта (наземный, подземный, воздушный и водный). Ребята познакомились с транспортом   специального назначения  «Скорая помощь», «Пожарная», «Полиция» и др., их   особыми правилами движения по улице.  Через сюжетно-ролевую игру «Транспорт», закрепила     понятие о  правилах  поведения в общественном транспорте.

  Итогом  работы  был проведённый  Досуг – викторина  «Знатоки дорожных правил»,  участвуя     в котором ребята получили массу положительных эмоций от встречи со сказочным  персонажем и помогли ему.

А дидактические игры «Светофор», «Собери знак», «Дорожные знаки», «Знак заблудился»  помогают лучше усвоить правила дорожного движения.

Для ознакомления детей с правилами противопожарной безопасности    с детьми были проведены беседы «Пожарный - герой, он с огнём   вступает в бой», «Детские шалости с огнём», «Пусть ёлка новогодняя нам  радость принесёт» и др.   Детей любого возраста во время пожара отличает пассивно-оборонительная реакция. Поэтому моя  задача – научить каждого ребёнка правильно реагировать в экстремальных ситуациях, дать представление о причинах пожара, формировать правильное отношение к огнеопасным предметам, научить детей вызывать помощь  по телефону,  заучивать номера телефонов  экстренных служб, знать свой домашний адрес и уметь описать место происшествия.  Для достижения поставленных задач      провела  такие занятия    «Будь  осторожен  с огнём»,   «Путешествие в Простоквашино» Закрепить понятие «Пожарная безопасность», сформировать умение правильно действовать  в экстренных ситуациях; обобщить знания о правилах техники безопасности в быту, детям помогла игра-викторина «Что? Где? Когда?»   Детям было интересно участвовать в  викторине, и они с большой гордостью рассказывали об этом своим родителям, показывали награды. Итогом работы будет театрализованное    развлечение   «Сказочная история об огне». 

Для ознакомления детей с правилами поведения в природе     мы  беседовали с детьми на темы: «Домашние и бездомные животные»,  «Съедобные и не съедобные грибы», «Лекарственные растения»  и др.  

          В играх-тренингах закреплялось  представление:  о правилах поведения на воде, встрече с насекомыми.   Рассматривались  потенциально опасные ситуации, которые могут возникнуть  в играх с бездомными животными,  ребята учились  мерам предосторожности  с незнакомыми растениями, насекомыми и т.д.  Просматривая  презентацию  «Природа и человек», дети познакомились с правилами поведения в природе, после просмотра  самостоятельно смогли сделать выводы о том, что нельзя разорять птичьи гнёзда, муравейники, рвать полевые цветы, уносить из леса домой животных, вырезать надписи на деревьях, мусорить и разбивать стекло в природе, обижать насекомых.  Ребята с огромным интересом       высказывали  предположения, свою точку зрения, рассуждали   на занятиях  «Путешествие в лесу» ,  закрепили  правила поведения в лесу, знания о диких животных о том,    что каждое животное приносит пользу.   На занятие   «Умеешь ли ты обращаться с животными?»,     ребята получили знания о правилах поведения  с  домашними животными;  учились    понимать состояние и поведение животных, как с ними общаться.  На занятие  «Безопасность на природе»,      я объясняла детям правила безопасного поведения   во время грозы, молнии, во время пожара в лесу.

Таким образом, ребенок знакомится с основами безопасности с помощью разнообразных средств. Именно они становятся источниками познания мира. Каждое средство важно само по себе, и во взаимосвязи с другими средствами, организованными в единый педагогический процесс.

Еще одно направление – это сотрудничество с родителями 

В воспитании детей неоспорима роль семьи.  Поэтому я проводила с родителями:

анкетирование, родительские собрания, индивидуальные и коллективные беседы, консультирование, мастер-классы, интеллектуальные игры, открытые занятия, совместные творческие выставки.

Вопрос о  взаимодействии детского сада  с  семьями  всегда  актуален  и проблематичен.  Актуален, потому что участие родителей в жизни своих детей помогает им увидеть многое. Проблематичен тем, что все родители разные, и к ним, как и к  детям,  нужен  особый  подход. И далеко  не все родители охотно идут на  контакт  с детским садом.

         Поэтому, повышенное внимание нужно уделять внедрению новых,  нетрадиционных форм сотрудничества, направленных на организацию работы с семьями воспитанников.

Одна из форм информационно-аналитической работы – анкетирование. По результатам анкетирования проводится индивидуальная или коллективная беседы с родителями, в зависимости от того, с какой целью оно проводилось. Так же проводится индивидуальное консультирование  «Безопасные сказки для дошколят»     и опрос родителей по различным вопросам.

  Одной из продуктивных познавательных форм работы с семьей остается родительское собрание.     Мы используем нетрадиционные формы проведения родительского собрания: круглый стол, семинары - практикуму  совместно с детьми.  Семинары – практикумы:     «Безопасность детей на улицах города»,     «Формирование  у детей навыков безопасного поведения по пожарной безопасности».
Включаем в родительские собрания фрагменты НОД и физкультминуток с целью демонстрации режимных моментов. Родители охотно помогают в организации экскурсий.           

Очень  эффективная форма работы с родителями – наглядно-информационная.    Важно показать родителям, чего достиг их ребенок, какими овладел знаниями и навыками. Преследуя  данные цели, мы проводим мероприятия, совместно с родителями:  мастер-классы, интеллектуальные игры, открытые занятия,  совместные  творческие выставки. Просмотр и участие родителей в подобных мероприятиях позволяют им увидеть своего ребенка в другой, не домашней, обстановке,  сблизиться с ним.  

 Наглядно – информационные формы работы включают в себя познавательный материал для родителей (рекомендации, буклеты)  представленный в виде стендов и поделок:   «Азбука безопасности», «Правила важные - правила безопасные»,   информационный стенд для родителей по формированию  навыков ОБЖ у дошкольников.  

В результате педагогического воздействия по данному направлению у ребёнка формируется устойчивая модель поведения.

Дошкольник

- Умеет предвидеть опасность

- Умеет предпринимать меры во избежание опасности

- Умеет обращаться за помощью к другим

- Умеет действовать так, чтобы обеспечить свою безопасность, защитить себя в опасных ситуациях.

Проводя такую работу по ознакомлению детей с основами безопасности, мы добились того, что дети продемонстрировали высокий уровень знаний и умений в решении поставленных задач. У детей появилось стремление расширять свой кругозор по данной теме, желание выявлять и вникать в существующие в нашем мире связи и отношения. Появилась потребность утвердиться в своем отношении к окружающей действительности, следовать правилам поведения в определенных ситуациях. Этим самым мы сохраняем жизнь и здоровье детей, способствуем формированию осознанного поведения в опасных ситуациях. Обучая детей личной безопасности, я училась и сама.