Психологическое исследование.Уровень благополучия класса.
Психологическое исследование.Уровень благополучия класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_psihologicheskogo_issledovaniya.doc | 202 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
ПЕРВОКЛАССНИКОВ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ
К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ.
Содержание программы
- Пояснительная записка……………………………………………………3
- Описание методов исследования…………………………………….…..4
- План проведения психологического исследования первоклассников в период адаптации …………………………………………………….…..5
- Условия проведения исследования…………………………...……...….6
- Методы исследования
5.1.Исследование внутренней позиции школьника..…………………..10
5.2.Определение мотивов учения……………………………………….12
5.3.Исследование адаптации методом Люшера……………………….13
5.4.Изучение школьной тревожности………………………………….16
5.5.Опрделение уровня умственного развития ребенка……………...23
5.6. Экспертный опрос учителя…………………………………………27
6. Список литературы……………………………………………………………29
Приложения:
Приложение 1.Опросный лист.
Приложение 2.Протокол индивидуального обследования.
Приложение 3.Методический материал к методике Н.И.Гуткина «Внутренняя позиция школьника».
Приложение 4.Методический материал к методике М.Р.Гинзбурга «Исследование учебной мотивации».
Приложение 5. Анкета для родителей.
Приложение 6. Опросник для учителя.
Пояснительная записка.
Данная программа рассчитана на три года и разработана с использованием:
- Методики «Внутренняя позиция школьника» (Н.И. Гуткина).
- Методики исследования учебной мотивации М.Р.гинзбурга.
- Исследования адаптации методом Люшера.
- Проективной методики диагностики школьной тревожности (А.М. Прихожан).
- Рисуночной методики «Рисунок человека» К.Маховер.
Адаптация в первом классе — особый и сложный период в жизни ребенка: он осваивает новую социальную роль ученика, новый вид деятельности — учебную; изменяется социальное окружение, появляются одноклассники, учителя, школа как большая социальная группа, в которую включается ребенок; наконец, изменяется уклад его жизни.
Некоторые первоклассники, даже с высоким уровнем интеллектуального развития, с трудом переносят нагрузку, к которой обязывает школьное обучение, для многих трудна социальная адаптация, так как не сформировалась еще личность, способная подчиняться школьному режиму, усваивать школьные нормы поведения, признавать школьные обязанности.
Необходимо время, чтобы произошла адаптация к школьному обучению, ребенок привык к новым условиям и научился соответствовать новым требованиям.
Чтобы этот период проходил менее болезненно, рекомендуется использовать программу формирования психологического здоровья младших школьников «Тропинка к своему Я», реализуемая в учебно-методическом пособии, созданном кандидатом психологических наук О.В.Хухлаевой.
В последнее время появляется все больше детей, которые уже в начальной школе не справляются с программой обучения. Эти дети требуют к себе особого внимания и педагога, и психолога, так как хроническое отставание в начальной школе отрицательно сказывается на дальнейшем интеллектуальном и личностном развитии ребенка. В ряде случаев ребенку необходима индивидуальная коррекционная программа, разработка которой обязательно предполагает знание факторов, вызывающих неуспеваемость.
Цель программы: исследование процесса адаптации учащихся первых классов к обучению в начальном звене школы для создания психолого-педагогических условий, обеспечивающих благоприятное течение адаптации первоклассников к школьному обучению.
Задачи:
- изучение психологического самочувствия детей, уровня эмоционального благополучия в школе в период адаптации
- исследование адаптации к учебной деятельности;
- изучение поведенческих особенностей первоклассников
- получение информации об уровне соматического здоровья учащихся,
- выявление детей с трудностями адаптации.
- выявление содержания и возможных причин нарушения адаптации.
- Составление рекомендаций участникам образовательного процесса по построению стратегии взаимодействия с детьми, имеющими трудности адаптации.
Ожидаемые результаты:
- выявление учащихся, нуждающихся в дополнительном психологическом сопровождении;
- формирование базы информации об особенностях развития детей в начале школьного обучения
Описание методов исследования.
Программа психологического исследования адаптации первоклассников к школьному обучению состоит из пяти методик:
1. Определение сформированности «внутренней позиции школьника». Методика «Внутренняя позиция школьника» (Н.И. Гуткина). Методика помогает выяснить, осознает ли ребенок цели и важность учения, как воспринимает учебный процесс, для чего он ходит в школу.
2. Определение мотивов учения. Методика направлена на изучение сформированности мотивов учения, выявление ведущего мотива.
3. Исследование адаптации методом Люшера — определение эмоционального состояния ребенка в школе, наличия положительных и отрицательных эмоций в различных учебных ситуациях. Выявляется эмоциональная самооценка ребенка.
4. Проективная методика диагностики школьной тревожности (А.М. Прихожан). С ее помощью выявляется уровень школьной тревожности, анализируются школьные ситуации, вызывающие у ребенка страх, напряжение, дискомфорт.
5. Рисуночная методика «Рисунок человека» — позволяет определить уровень умственного развития ребенка, выявить детей с отставанием от возрастной нормы, что может являться следствием нарушения интеллектуального развития ребенка.
Данная программа проста в применении и не требует специального оборудования (приборов, компьютеров и пр.), проводится в удобной для исследователя обстановке, в форме неформальной беседы с ребенком, которому не нужно решать сложные задачи, писать ответы, выполнять тесты. Кроме того, обработка результатов проста, поэтому программу может использовать не только психолог, но и любой педагогический работник.
ПЛАН
проведения психологического исследования первоклассников
в период адаптации
Вид Деятельности | Цель и задачи | Сроки |
Наблюдение |
| сентябрь |
Обследование |
| октябрь |
обследование одного ребенка занимает обычно 15–20 минут. В первой половине дня проводится исследование, а во второй – обработка результатов, составление заключения. | ||
Составление итогового заключения |
| По окончании обследования |
Доведение результатов до участников учебного процесса |
| После составления итогового заключения |
Составление программы работы педагога-психолога с дезадаптированными уч-ся 1 класса |
| После получения итоговых результатов обследования и выявление уч-ся группы риска |
Повторная диагностика |
|
Апрель-май |
Итоговый этап |
| Май |
Условия проведения исследования.
Проводить исследование адаптации учащихся первых классов лучше в октябре–ноябре, поскольку сначала нужно дать детям возможность адаптироваться самостоятельно, познакомиться с одноклассниками, привыкнуть к учителю. В сентябре школьный психолог может просто присутствовать на уроках и вести наблюдение за детьми, отмечая особенности их поведения на уроках и во время перемен.
Исследование проводится индивидуально с каждым ребенком. По предварительной договоренности с учителем или родителями. Детей лучше брать с уроков, а не после них. Нет ничего страшного, если ребенок пропустит 15 минут одного урока, конечно же, при условии, что дети не проходят новую для них тему. Зато в этом случае есть большая вероятность того, что ребенок еще не устал, и с интересом будет отвечать на вопросы психолога.
Как уже было сказано, обследование одного ребенка обычно занимает 15–20 минут, поэтому за один урок можно успеть принять троих детей. Таким образом, за одну неделю психолог вполне может протестировать целый класс, а за месяц — всю параллель первых классов. Причем в первой половине дня психолог проводит исследование, а во второй — обрабатывает результаты, составляет заключения, а в конце месяца накапливается готовый материал для составления итогового аналитического отчета.
Перед началом исследования психолог должен подготовить рабочее место:
- Маленький (журнальный) стол, стулья или кресла для себя и ребенка.
- Необходимый стимульный материал, причем он должен находиться в стороне, чтобы не отвлекать ребенка.
- На столе лежит опросный лист (приложение 1), протокол индивидуального обследования (приложение 2) и ручка.
Если в школе есть диктофон или любое другое записывающее устройство, хорошо бы использовать и его. Это значительно облегчит сам процесс обследования, так как психологу не нужно будет торопиться при фиксировании ответов ребенка.
Исследование строится по типу беседы: психолог знакомится с учащимся, спрашивает, сколько ему лет, в каком классе он учится, в какой школе. Затем предлагает поговорить немного о его школьной жизни, задает вопросы на тему школы. При этом ребенку не нужно ничего писать, решать, он только отвечает на вопросы, задаваемые психологом, а тот, в свою очередь, фиксирует ответы ребенка в протоколе.
По окончании исследования психолог анализирует ответы учащихся, дает им интерпретацию, учитывая поведение ребенка во время беседы, данные наблюдения, опроса учителей и родителей. Затем психолог пишет на каждого ребенка заключение, в котором описывает общие характеристики процесса адаптации, выделяет особенности и делает прогноз.
Особенности поведения ребенка во время исследования.
Если психолог видит и чувствует, что ребенок, несмотря на то что он справляется с заданиями, тем не менее, ведет себя как-то неадекватно, стоит изменить систему баллов и учитывать не только сами поведенческие проявления ребенка, но и их интенсивность и, возможно, даже качество. Таким образом, ребенок может получить и минус два и минус три балла за какую-то одну поведенческую особенность.
Если ребенок: | Баллы |
1. Медлителен | – 1 |
2. Плохо отвечает на дополнительные вопросы | – 1 |
3. Долго думает | – 1 |
4. Молчит | – 1 |
5. Не может сформулировать мысль | – 1 |
6. Не может подобрать слова | – 1 |
7. На дополнительные вопросы часто отвечает «не знаю» | – 1 |
8. Расторможен, крутится, вертится | – 1 |
9. Не понимает вопроса или инструкции | – 1 |
10. Высказывает мысли, не относящиеся к заданию | – 1 |
11. Не знает номер класса | – 1 |
12. Не знает номер школы | – 1 |
13. Не знает, как зовут учителя | – 1 |
14. Не знает, как зовут родителей | – 1 |
15. Не может назвать свою фамилию | – 1 |
16. Не выговаривает слова, буквы | – 1 |
17. Другое | – 1 |
Некоторые из этих поведенческих особенностей детей можно объединить в группы и таким образом предположить причины данных нарушений:
Тревожные дети. Чаще всего во время исследования тревожные дети очень медлительны, молчаливы, и, несмотря на то, что они понимают инструкцию и задание, ответить на вопрос им порой бывает очень трудно. Такие дети боятся отвечать, боятся сказать что-то неправильно и при этом даже не пытаются дать ответ. В конце концов, они либо говорят, что не знают ответа, либо молчат.
Может быть и такое, что ребенок начнет трястись от страха или плакать, хотя в нашей практике такого не случалось.
Гиперактивные дети. Гиперактивного ребенка узнать легко. Он постоянно крутится, вертится, может болтать ногой во время исследования, раскачиваться. Чаще всего гиперактивный ребенок не вникает в суть задания, не смотрит на психолога, разглядывает кабинет. Эти дети отвечают на вопросы не задумываясь, первое, что придет в голову. Могут начать веселиться, смеяться над картинками, которые предлагает обсудить психолог. Иногда, в редких случаях, ребенок может встать, походить по кабинету, пересесть, потрогать предметы интерьера и т.п.
Социально и педагогически запущенные дети. У таких детей чаще всего возникают проблемы с пониманием инструкции, они постоянно переспрашивают психолога и даже после этого отвечают неправильно. Такой ребенок иногда не знает имен родителей, учителя называет «тетя», не всегда может назвать свою фамилию, возраст, номер школы и класса. Так же как и тревожные дети, на многие вопросы они отвечают «не знаю». На уроках такой ребенок, хоть и сидит спокойно, слушает учителя, мало что понимает и мало с какими заданиями справляется. Кроме того, у социально и педагогически запущенных детей могут быть проблемы с произношением, выговариванием слов. У них скудный запас слов, речь однообразна, а иногда они просто не могут подобрать слова и правильно сформулировать свою мысль.
Интерпретация результатов.
Лучше использовать две системы анализа: качественную и количественную (балловую). Они позволяют быстро подсчитать баллы и выявить определенный уровень сформированности того или иного показателя психологической адаптации ребенка в школе.
- Исследование внутренней позиции школьника.
МЕТОДИКА «ВНУТРЕННЯЯ ПОЗИЦИЯ ШКОЛЬНИКА»
Н.И. ГУТКИНА (Приложение 1).
1-й вопрос. На этот вопрос дети, как правило, отвечают «да». Если на дополнительный вопрос: «Что нравится больше всего?» — ребенок отвечает «учиться, писать, читать, уроки», то можно поставить 1 балл. Если же ребенок говорит, что в школе ему больше всего нравится: «как со мной дружат», «ходить утром в школу», «играть, бегать, драться, гулять», «учительница», «перемена» — в общем, все, что не связано с учебной деятельностью, то за такой ответ ставится 0 баллов.
2-й вопрос. Можно поставить 1 балл, если ребенок говорит, что учительница ему нравится тем, «как учит», «вопросы задает», «учит писать, читать», «учит детей хорошему» и пр. Балл не ставится, если ребенок дает ответ «хорошая, красивая, добрая, не ругает», «ставит пятерки», «хорошо выглядит», «отношением к детям», поскольку такое отношение к учителю не затрагивает учебный процесс.
3-й вопрос.
1 балл ставится, если ребенок отвечает, что ему больше всего нравится «писать, читать», «математика, чтение, письмо».
0 баллов — если больше всего нравится «гулять», «рисовать», «лепка, труд, физкультура», «играться», особенно если при этом ребенок говорит, что остальные предметы ему не нравятся.
4-й вопрос. Большинство детей на этот вопрос отвечают так: «Дома скучно без учителя, без парты», «дома нехорошо, а в школе лучше», «дома я не могу писать, а в школе нам говорят, что делать», «буду прогульщицей», «дома нельзя школьную форму носить, можно запачкать», «дом - это не школа, там нет учителя». Когда ученик дает подобный ответ, иногда может сложиться впечатление, что он просто не понял вопроса, поэтому при желании его можно повторить. Но если ребенок не меняет своего ответа, то он оценивается в 0 баллов. 1 балл ставится, если ответ ученика примерно такой: «Хочу в школу ходить, не прогуливать, делать уроки», «в школе можно заниматься, читать, ум набавлять», «хочется учиться», «тогда не будешь ничего знать, надо учиться», «в школе можно всему научиться».
5-й вопрос. Это достаточно каверзный вопрос, так как ребенок с несформированной позицией школьника будет воспринимать его не как вопрос о школе, а как вопрос об игре. Таким образом, ребенок показывает свою неготовность к обучению в школе, преобладание игровой, а не учебной ведущей деятельности. Поэтому если первоклассник выбирает роль учителя («я всегда играю учителя», «хочу учить детей») или роль ученика («учеником быть интересней», «я еще маленький и ничего не знаю», «можно поднимать руку»), то ответ оценивается в 0 баллов. Если же ребенок выбирает роль ученика потому, что хочет «стать умным», «нравится учиться», «нравится решать примеры, писать», то за этот ответ можно поставить 1 балл.
6-й вопрос. В интерпретации данного вопроса применяется тот же принцип, что и в предыдущем. Ребенок – «дошкольник» будет выбирать перемену (0 баллов), потому что его ведущей деятельностью все еще остается игра. Ребенок – «школьник» выбирает урок (1 балл), так как у него на первом месте стоит учебная деятельность.
7-й вопрос. С помощью данного вопроса можно выяснить отношения ребенка с одноклассниками. Если ученик плохо адаптируется к новой среде, то у него могут быть проблемы в общении. Поэтому 1 балл ставится, если ребенок говорит, что у него двое и более друзей, 0 баллов — если нет друзей или только один друг.
Анализ.
Количественный.
Позиция школьника сформирована, если ответы ребенка суммарно оцениваются в 6–7 баллов.
Позиция школьника сформирована средне, если ответы ребенка суммарно оцениваются в 4–5 баллов.
Позиция школьника не сформирована, если ответы ребенка суммарно оцениваются в 3 и менее баллов.
Качественный.
Позиция сформирована — ребенок хочет ходить в школу, ему нравится учиться. Он осознает цели, важность и необходимость учения. Проявляет познавательный интерес. Ведущая деятельность — учебная.
Позиция сформирована средне — ребенку нравится учиться, нравится ходить в школу, но цели и важность учения им не осознаются, а желание учиться заменяется установкой: «Надо учиться, я должен учиться».
Позиция школьника не сформирована — ребенок не осознает целей и важности учения, школа привлекает лишь внешней стороной. Ребенок приходит в школу, чтобы играть, общаться с детьми, гулять. Учебная деятельность ребенка не привлекает, ведущая деятельность — игровая.
- Определение мотивов учения.
ИССЛЕДОВАНИЕ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ
ПО МЕТОДИКЕ М. Р. ГИНЗБУРГА (Приложение 3).
В этой методике основными являются учебно-познавательные мотивы (учебный, социальный, отметка), но нужно учитывать, почему ребенок выбирает данный мотив.
Ставится 1 балл, если ученик выбирает учебно-познавательные мотивы, отвечая «я хочу учиться», «в школе выучишься и получишь профессию», «если бы не было школы, я бы все равно учился».
Ставится 0 баллов, если он выбирает учебно-познавательный мотив, потому что «пятерки хорошо получать», «отвечать и руку поднимать», «в школе лучше, чем дома», «потому что он отличник, с ним нужно дружить», «потому что она красивая». Также 0 баллов ставится, если ребенок выбирает мотив, не связанный с учебной деятельностью (внешний, игровой, позиционный). Это говорит о том, что он еще не готов к учебной деятельности и, скорее всего, в процессе адаптации к школе у него могут возникнуть трудности: нежелание учиться, ходить в школу, пропуски уроков и т.п.
Анализ.
Количественный.
- Если ответы ребенка оцениваются в 3 балла, то уровень учебной мотивации нормальный.
- Если 2 балла — уровень учебной мотивации средний.
- Если 0—1 балл, уровень низкий.
Качественный.
Внешний (1) — собственного желания ходить в школу ребенок не проявляет, школу он посещает только по принуждению.
Учебный (2) — ребенку нравится учиться, нравится посещать школу.
Игровой (3) — в школе ребенку нравится только играть, гулять, общаться с детьми.
Позиционный (4) — ребенок ходит в школу не для того, чтобы овладевать учебной деятельностью, а для того, чтобы почувствовать себя взрослым, повысить свой статус в глазах детей и взрослых.
Социальный (5) — ребенок ходит в школу не для того, чтобы быть образованным, узнавать что-то новое, а потому, что знает: учиться надо, чтобы в будущем получить профессию, — так говорят родители.
Отметка (6) — ребенок ходит в школу, чтобы зарабатывать пятерки, за которые хвалят родители и учитель.
3. Исследование адаптации методом Люшера.
Определение эмоционального отношения ребенка
к школьным ситуациям.
При выборе синего, зеленого, красного, желтого цветов отмечаются положительное отношение, установка, эмоциональное состояние, хорошее настроение.
При выборе черного цвета отмечаются отрицательное отношение, негативизм, резкое неприятие того, что происходит, преобладание плохого настроения.
При выборе серого цвета отмечаются нейтральное отношение, отсутствие эмоций, пассивное неприятие, равнодушие, опустошенность, ощущение ненужности.
При выборе коричневого цвета отмечаются тревога, беспокойство, напряжение, страх, неприятные физиологические ощущения (болит живот, голова, подташнивает и пр.).
При выборе фиолетового цвета отмечаются инфантилизм, капризы, неустойчивость установок, безответственность, сохранение «позиции ребенка».
Определение эмоциональной самооценки ребенка.
Если общий цветовой выбор ребенка начинается с синего, зеленого, красного, желтого цветов, то в этом случае самооценка у ребенка позитивная, он отождествляет себя с хорошими детьми.
Если общий цветовой выбор начинается с черного, серого, коричневого цветов, то в этом случае у ребенка негативная самооценка, он отождествляет себя с плохими людьми, сам себе не нравится.
Если общий цветовой выбор начинается с фиолетового цвета, то в этом случае у ребенка инфантильная самооценка, личностная незрелость, сохранение установок и манеры поведения, свойственных младшему возрасту.
Интерпретация результатов (см. табл.)
Таблица
Определение эмоционального состояния ребенка в школе
Цвет | Красный | Желтый | Зеленый | Фиолетовый | Синий | Коричневый | Черный | Серый |
Место цвета в норме | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Место цвета в выборе ребенка | 3 | 8 | 2 | 1 | 5 | 7 | 4 | 6 |
Разность | 2 | 6 | 1 | 3 | 0 | 1 | 3 | 2 |
ЭС = 2 + 6 + 1 + 3 + 0 + 1 + 3 + 2 = 18
20 < ЭС < 32 — преобладание отрицательных эмоций. У ребенка доминируют плохое настроение и неприятные переживания. Плохое настроение свидетельствует о нарушении адаптационного процесса, о наличии проблем, которые ребенок не может преодолеть самостоятельно. Преобладание плохого настроения может нарушать сам процесс обучения, но свидетельствует о том, что ребенок нуждается в психологической помощи.
10 < ЭС < 18 — эмоциональное состояние в норме. Ребенок может радоваться, печалиться, поводов для беспокойства нет, адаптация протекает в целом нормально.
0 < ЭС < 8 — преобладание положительных эмоций. Ребенок весел, счастлив, настроен оптимистично, пребывает в состоянии эйфории.
Анализ.
При выборе ребенком коричневого, серого цветов во всех семи случаях и фиолетового цвета в ситуациях «самочувствие дома, общая установка по отношению к школе, взаимоотношение с классным руководителем» — ставится 0 баллов.
При выборе черного цвета — 1 балл.
При выборе синего, зеленого, красного, желтого — 1 балл.
Если ответы ребенка оцениваются в 6–7 баллов — общее эмоциональное отношение ребенка к школе положительное.
Если ответы оцениваются в 4–5 баллов — возможно проявление негативного отношения как в целом к школе, так и к отдельным сторонам учебного процесса.
Если ответы оцениваются в 0–3 балла — у ребенка преобладает негативное отношение к школе.
Эмоциональное состояние ребенка в школе анализируется отдельно.
Коэффициент вегетативного баланса характеризует вегетативно-эмоциональное состояние обследуемого и показывает, насколько комфортно человек чувствует себя в социуме, выявляет эмоциональные установки к окружающей действительности. Расчет производится по формуле, предложенной К.Шипошем:
ВК = 18 – (место красного цвета – место синего цвета) / 18 – (место синего цвета – место зеленого цвета)
Значение ВК изменяется от 0,2 до 5 баллов. Энергетический показатель интерпретируется следующим образом:
0 – 0,5 – хроническое переутомление, истощение, низкая работоспособность. Нагрузки непосильны для ребенка.
0,51 – 0,91 – компенсируемое состояние усталости. Самовосстановление оптимальной работоспособности происходит за счет периодического снижения активности. Необходима оптимизация рабочего ритма, режима труда и отдыха.
0,92 – 1,9 – оптимальная работоспособность. Индивид отличается бодростью, здоровой активностью, готовностью к энергозатратам. Нагрузки соответствуют возможностям.
Свыше 2,0 – перевозбуждение. Чаще является результатом работы на пределе своих возможностей, что приводит к быстрому истощению. Требуется нормализация темпа деятельности, режима труда и отдыха,
- Изучение школьной тревожности.
ПРОЕКТИВНАЯ МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ А.М.ПРИХОЖАН.
Данная методика (см. приложение 4) имеет большое значение в исследовании адаптации учащихся. Проводя качественный анализ ответов детей, можно обнаружить не только школьную тревожность, но и разные показатели школьной дезадаптации. Показателями дезадаптации могут выступать:
- общее негативное отношение к школе;
- нежелание ребенка учиться и посещать школу;
- проблемные, конфликтные отношения с одноклассниками и учителем;
- установка на получение плохих оценок, осуждение со стороны родителей, страх наказания и др.
Таким образом, методика изучения школьной тревожности может применяться также и для исследования общей адаптации ребенка к школе.
Авторы данной методики предлагают не интерпретировать картинку № 1, так как она является тренировочной, и № 12, которая предназначена для того, чтобы ребенок закончил выполнение задания позитивным ответом. В нашем исследовании мы учитывали ответы детей на все картинки. В первую очередь, потому что первая картинка представляет собой некоторую диагностику внутрисемейных отношений. Во вторую очередь, потому что ответы учащихся на картинку № 12 не всегда были положительными. Более того, многие дети неправильно понимали смысл этой картинки и интерпретировали ее по-своему, в связи с этим ответы у детей были совершенно разными.
Также считается, что нельзя определять уровень школьной тревожности по количеству отрицательных ответов ребенка, потому что эти ответы не всегда указывают на тревожность. Например, картинка № 8 (ребенок делает уроки). Такие ответы, как «он грустный, потому что сломался телевизор», «он грустный, потому что один и ему скучно», не являются показателями школьной тревожности. Их можно отнести к группе нейтральных ответов, которые не дают никаких данных о наличии или отсутствии у ребенка школьной тревожности. Но такие ответы дают возможность получить дополнительную информацию о ребенке, о его увлечениях, желаниях, потребностях, интересах.
Однако бывает и наоборот: положительные ответы «он веселый, потому что сидит дома, а остальные ребята идут в школу», «он веселый, потому что кончился урок и можно поиграть на перемене», «он веселый, потому что не задали уроков» также не стоит рассматривать как отсутствие школьной тревожности у ребенка. Скорее наоборот, тема школы вызывает у ребенка тревожность и, возможно, он всячески пытается ее обойти. Кроме того, такие ответы являются показателями нарушения адаптации ребенка. Если он не хочет учиться, ему тяжело, хочется отдохнуть и поиграть, значит, он не готов к обучению в школе и постепенно появляющиеся учебные трудности впоследствии могут стать причиной возникновения школьной тревожности и дезадаптации.
Картинка № 1. Эту картинку можно использовать для анализа взаимоотношений родителей и детей: насколько близки эти отношения; что объединяет эту семью; проявляют ли родители любовь и заботу к своему ребенку, либо же не обращают на него никакого внимания. Многие дети дают позитивное толкование этой картинке: «мальчик радуется, потому что идет гулять с мамой и папой», «у девочки настроение веселое, так как мама и папа идут покупать ей подарок на день рождения», «у них настроение хорошее, папа и мама идут на работу, а девочка в школу». Такие ответы оцениваются в 1 балл. Школьная тревожность может наблюдаться в ответах: «у него грустное настроение, он не хочет идти в школу», «мама и папа заставляют его идти в школу, он не хочет». Такие ответы оцениваются в 0 баллов.
Картинка № 2. Данная картинка является интерпретацией учебной мотивации ребенка: хочет он ходить в школу или нет. Ответы, говорящие о высокой мотивации, желании учиться, ходить в школу: «настроение веселое, в школу идет, учиться хочет», «радостно идет в школу», «ей нравиться ходить в школу», «у нее плохое настроение, она болеет и не может идти в школу» оцениваются в 1 балл. Ответы детей, в которых встречается школьная тревожность, оцениваются в 0 баллов: «ему грустно, он не хочет идти в школу», «не хочет в школу идти, там неинтересно», «я ухожу из школы, не хочу учиться». Эти ответы являются не только показателями тревожности, но и явными признаками школьной дезадаптации. Также выделяется ряд нейтральных ответов: «настроение плохое, его мама зовет домой, а он гулять хочет», «ее кто-то обидел, с ней не хотят дружить», «настроение хорошее, она разговаривает с мамой», «смотрит вверх и считает». Эти ответы оцениваются следующим образом: если ответ положительный, ставится 1 балл, если ответ отрицательный — 0 баллов.
Картинка № 3. Эта картинка диагностирует взаимоотношения между детьми — умеет ли ребенок общаться, устанавливать контакт с одноклассниками. Поскольку на картинке изображена игра детей, практически все ответы учащихся были положительными: «он играет, ему весело», «он бегает», «он забивает гол» — 1 балл. Отрицательные ответы типа: «ему грустно, он не смог поймать мяч» — не являются показателями тревожности. В данном случае 0 баллов ставится за ответы: «ей грустно, потому что с ней никто не хочет играть, дружить», «мальчик стоит в стороне, он боится подойти к ребятам», «ей весело, она не хочет учиться, а хочет весь день играть», «настроение грустное, трое против одного — нельзя».
Картинка № 4. Женщина, нарисованная на этой картинке, чаще всего представляется детям как мама, а не как учительница. Поэтому положительными ответами были такие: «гуляет с мамой», «мама его хвалит», «мама тянет к ней руки, чтобы обнять» — 1 балл. Отрицательные же ответы разделились на две группы. Первая группа — ответы, в которых наблюдается школьная тревожность: «мама ругает, неправильно уроки сделал», «плохо учился, мама ругает», «мама ругает за то, что не получил пятерку», «мама ругает за то, что в школу не пошел, не хочет», «она не хочет идти в школу», оцениваются в 0 баллов. Вторая группа — нейтральные ответы: «мама ругает, она далеко ушла от дома», «мама ругает за то, что разлила воду», «мама ругает за то, что уронила цветок», «на него тетя ругается», они оцениваются как положительные.
Картинка № 5. Изображение на данной картинке, не всегда воспринимается детьми как учебная ситуация. Так же, как и в предыдущей картинке, некоторые учащиеся ассоциируют учительницу с мамой. Поэтому ответы, не относящиеся к учителю и к учебной ситуации, можно считать нейтральными и оценить в 1 балл. Это такие ответы: «мама говорит «пошли домой», а он не хочет», «к ней пришли в гости, она радуется», «мама просит сделать что-то», «мама дает деньги, чтобы сходить в магазин». Тем не менее, в некоторых ответах детей можно было обнаружить школьную тревожность. «Учитель спрашивает:
- «Где твой портфель?» и ругает его».
- «Учитель ругает ее, она плохо занималась».
- «Настроение веселое, она балуется».
- «У него настроение хорошее, его не ругает учитель».
- «Ему хорошо, он стоит первым, а последний мальчик может запсиховать».
- «Он обиделся на учителя, он его ругает».
Такие ответы оцениваются в 0 баллов. Ответы, которые оцениваются в 1 балл: «учительница зовет к себе детей», «ей весело, она разговаривает с учителем», «они учатся», «они хотят учиться хорошо».
Картинка № 6. На этой картинке нарисована конкретная учебная ситуация, поэтому проблем с пониманием ее смысла у ребят не возникало. С помощью данного изображения можно выявить проявление школьной тревожности в ситуации на уроке. Положительные ответы, которые оцениваются в 1 балл: «они хотят учиться хорошо», «он много читает», «сидит за партой хорошо», «он в школе, он всему учится», «она сидит на уроке». Отрицательные ответы, в которых наблюдается нежелание ребенка учиться, плохое настроение, страх, оцениваются в 0 баллов: «Она учится, ей трудно», «у нее плохое настроение, она не то написала», «настроение плохое, неправильно держит руки за партой», «не знает, что писать», «не хочет заниматься», «настроение плохое, устал».
Картинка № 7. На картинке изображена учительница, несколько детей стоят у ее стола, а один ребенок стоит в стороне, в углу комнаты. Большинство детей с низкой адаптацией рассказывают именно об этом ребенке и дают соответствующие ответы: «Он в углу стоит, учитель наказал, он что-то сделал», «она стоит в углу, она порвала листы у учителя», «его поставила учительница в угол за то, что он неправильно написал», «все читают, а он стоит в углу, обзывается», «в угол поставили за то, что он не слушался». Такие ответы являются признаком возможной дезадаптации и нарушения поведения ребенка. Они оцениваются в 0 баллов, так же как и ответы детей со школьной тревожностью: «настроение плохое, она не хочет отдавать работу, потому что плохо написала», «она боится, ей могут поставить «двойку», «одной девочке дали книжку, а ей нет». Положительные ответы детей выглядят так: «он с учителем разговаривает», «его похвалил учитель», «им ставят оценки», «учитель проверяет уроки и хвалит», «она получила «5» — 1 балл. Остальные ответы, не связанные с учебной деятельностью, считаются нейтральными и оцениваются по знаку.
Картинка № 8. В данном случае легко распознать ответы, содержащие в себе школьную тревожность и низкую мотивацию учения: «она не хочет заниматься», «его заставляет мама делать уроки», «она грустная, ей могут поставить «2», «она не смогла сделать уроки». За подобный ответ ставится 0 баллов. Дети с отсутствием тревожности давали такие ответы: «он пишет, ему нравится», «она сделала уроки на «5», «он сидит, занимается», «у него хорошее настроение, он читает», «он учится дома», «настроение хорошее, она делает уроки» — 1 балл. Некоторые дети давали ответы, не связанные с учебной деятельностью, по ним нельзя судить о наличии тревожности и адаптации ребенка в школе: «она дома рисует», «настроение веселое, потому что выходной», «телевизор смотрит», «ей грустно, она дома одна», «смотрит мультики», «он один и ему скучно», «ему грустно, телевизор не работает». Эти ответы являются нейтральными и также оцениваются по знаку.
Картинка № 9. Здесь также большое значение имеет то, о каком ребенке (стоящем в стороне или разговаривающем) учащийся начнет рассказывать. Эта картинка помогает выявить проблемы ребенка во взаимоотношениях с одноклассниками, страх поссориться, поругаться, подраться с ребятами, страх, что с ним никто не будет дружить, играть и разговаривать. Дети с подобными страхами давали такие ответы: «С ним никто не общается, он двоечник». «Они ругаются, дерутся, кто-то мяч отобрал». «С ней не играют». «Ей не дали шоколад, с ней не поделились». «От нее отвернулись одноклассники», «девочки выгнали ее из игры», «он обиделся», «с ним никто не играет и не дружит». Эти ответы оцениваются в 0 баллов, поскольку страх — первый признак тревожности, а если ребенок боится, что с ним не будут дружить, значит, он не уверен в себе и в том, что сможет найти общий язык с одноклассниками. А это уже один из основных показателей дезадаптации. Остальные ответы: «они разговаривают», «она играет с девочками», «он знакомится с мальчиками», «он с мальчиком играет» — оцениваются в 1 балл.
Картинка № 10. Анализ ответов детей по данной картинке в первую очередь позволяет выявить отношения ребенка и учителя, во вторую — тревожность в ситуации ответа у доски. Учащиеся с повышенным уровнем тревожности давали такие ответы: «У него грустное лицо, он не знает ответа». «Учитель просит нарисовать, а он не знает, что». «Учитель ругает его за то, что он баловался на уроке», «у него печальное лицо, он боится, что не получится задание», «учитель ругает за то, что она уроки не сделала», «учитель говорит уроки делать, а он не делает», «учитель заставляет ее писать, а она не хочет», «учитель ругает». Они оцениваются в 0 баллов. Ответы, оцениваемые в 1 балл, давали дети, у которых благоприятные отношения с учителем и высокий уровень мотивации учения: «Учитель говорит ей что-то хорошее», «Вышел к доске решать задачу». «Она отвечает на вопрос». «Она отличница». «У нее хорошее настроение, ее вызвали к доске». «Учитель его учит». «Ему интересно отвечать». «Ее похвалили за уроки». «Он хочет писать на доске».
Картинка № 11. По данной картинке нельзя выявить наличие школьной тревожности у ребенка. Но поскольку первоклассник — это бывший дошкольник, отношение к игровой деятельности имеет для исследования большое значение. В игре ребенок проецирует свои жизненные ситуации, которые можно условно разделить на ситуации успеха и неуспеха. По сути, ответы детей так и разделились. Положительные ответы, оцениваемые в 1 балл, отражают ситуацию успеха: «ему купили игру», «он строит», «к ней придут гости и будут с ней играть», «она сидит дома и играет», «у нее нет уроков».
А отрицательные — ситуацию неудачи: «он раскидывает игрушки, не помогает маме», «не хочет заниматься», «настроение плохое, надо собирать игрушки», «она грустная, не смогла сделать игру», «он разбросал игрушки», «она сломала игрушки». Такие ответы оцениваются в 0 баллов.
Картинка № 12. Изображение на этой картинке понимается детьми по-разному. Из множества ответов мы выбрали те, которые помогают выявить школьную тревожность или, наоборот, подтверждают ее отсутствие. Ответы детей, в которых наблюдается тревожность: «настроение грустное, много уроков задали», «она только что пришла, ей надо уроки делать, а она не хочет», «он невеселый, портфель бросил и пошел в класс», «ей грустно, она опоздала на урок», «она еле пришла в школу», «он грустный, забыл портфель», «сердится, не хочет учиться». Они оцениваются в 0 баллов.
Положительные ответы, касающиеся школы, оцениваются в 1 балл: «идет домой, чтобы делать уроки, он любит уроки делать, а потом может отдохнуть, поиграть с кем-нибудь», «рад, что идет домой», «одевается в школу, чтобы побыстрей учиться», «идет домой с портфелем, она будет делать уроки, а потом гулять», «идет домой делать домашнее задание». Также мы выделили группу нейтральных ответов: «она одела неправильно пальто», «портфель тяжелый», «ей рюкзак не поднять, она устала», «идет гулять с портфелем», «танцует», «нашел мамину сумку», «купил себе куртку», «меряет одежду».
Анализ.
Количественный.
10–12 баллов — можно говорить о том, что школьной тревожности у ребенка не обнаружено.
7–9 баллов — уровень школьной тревожности нормальный.
0–6 баллов — наличие школьной тревожности.
Качественный.
Осуществляя качественный анализ отдельно взятой картинки, можно выявить ситуации, когда ребенок испытывает трудности.
Картинка № 1 — общение с родителями. Анализируются отношения ребенка с родителями, желание общаться, проводить вместе время.
Картинка № 2 — дорога в школу. Выявляется желание ребенка ходить в школу, желание или нежелание учиться.
Картинка № 3 — взаимодействие с детьми. Отношение ребенка к игровой деятельности. Выявляются проблемы в общении и взаимодействии с группой детей.
Картинка № 4 — общение с взрослым (учителем). С помощью этой картинки можно выявить, умеет ли ребенок общаться с взрослым, а также подчиняться его требованиям. Обнаруживаются проблемы во взаимоотношениях ребенка и учителя, ребенка и мамы.
Картинка № 5 — общение с взрослым (учителем). Ситуация аналогична предыдущей. Умеет ли ребенок взаимодействовать в группе детей и подчиняться правилам, требованиям взрослого.
Картинка № 6 — ситуация урока. Можно определить настроение ребенка на уроке, его желание учиться, выполнять предложенные учителем задания; кроме того, можно выявить проблемы в обучении. Нужно обратить внимание, кого ребенок выбирает: мальчика за первой партой с записями в тетради или мальчика за второй партой, у которого тетрадь пуста.
Картинка № 7 — ситуация урока. Эта картинка позволяет определить взаимоотношения с учителем и с детьми. Помимо этого, можно понять, как ребенок оценивает свои знания и себя. Например, ребенок говорит: «Он радуется, потому что ему поставили «5» или «Ему грустно, он получил «2». Картинка дает возможность также выявить нарушения в поведении. Например, ребенок говорит: «Его поставили в угол, он баловался».
Картинка № 8 — ситуация дома. С помощью картинки можно определить настроение и самочувствие ребенка дома и оценить желание выполнять домашнее задание.
Картинка № 9 — взаимодействие с детьми. Ситуация личностного общения ребенка с детьми. Выявляет проблемы в общении, налаживании дружеских контактов, отношение ребенка к ссоре.
Картинка № 10 — ответ у доски. Позволяет выявить страх ребенка отвечать перед всем классом, выполнять задания на доске, помогает оценить проблемы во взаимоотношениях ребенка и учителя.
Картинка № 11 — ситуация дома. Данная картинка не выявляет школьной тревожности, но помогает прояснить отношение ребенка к одиночной игре.
Картинка № 12 — возвращение из школы. Можно понять общее отношение ребенка к школе, а также его желание или нежелание уходить из школы.
- Определение уровня умственного развития ребенка.
РИСУНОЧНАЯ МЕТОДИКА
«РИСУНОК ЧЕЛОВЕКА» К. МАХОВЕР.
Эта методика взята нами в качестве дополнительной к основному набору методов и используется для выявления отклонений в умственном развитии ребенка. Таким образом, если у школьного психолога после проведения исследования появились сомнения, стоит дополнительно попросить ребенка сделать рисунок человека.
Интерпретация данной методики взята нами у автора без изменений.
За каждую из основных деталей ставят по 2 балла.
К основным деталям относятся:
- Голова.
- Туловище.
- Глаза.
- Рот.
- Нос.
- Руки.
- Ноги.
Парные детали оценивают в 2 балла независимо от того, изображены ли они обе или только одна.
1 балл ставится за каждую из следующих второстепенных деталей:
- уши,
- волосы (или шапка),
- брови,
- шея,
- пальцы,
- одежда,
- ступни (обувь).
За правильное количество пальцев добавляют еще 1 балл.
За пластический способ изображения — 8 дополнительных баллов;
За промежуточный (при наличии хотя бы отдельных пластических элементов) — 4 балла;
Если способ изображения схематический, причем руки и ноги изображены двойными линиями, добавляется 2 балла.
За схематическое изображение, в котором руки или ноги изображены одинарной линией или отсутствуют, дополнительных баллов нет.
Возраст | Баллы |
5,1–6,0 | 14–22 |
6,1–7,0 | 18–25 |
7,1–8,0 | 20–26 |
8,1–9,0 | 22–27 |
9,1–10,0 | 23–28 |
10,1–11,0 | 24–30 |
Анализ.
Если рисунок ребенка соответствует норме, то никаких дополнительных баллов к общему баллу не добавляется.
Если в рисунке ребенка обнаруживается отставание от возрастной нормы, то от общего балла в целом по исследованию отнимается еще 5 баллов.
Обработка и анализ результатов.
В конце исследования психолог проводит обработку всех ответов ребенка, подсчитывает баллы по каждой методике, анализирует особенности поведения ребенка во время исследования и пишет заключение.
Поскольку для каждой методики разработан не только качественный, но и количественный анализ, соответственно существует определенная шкала уровней адаптации ребенка к школе.
Общий анализ результатов.
• 22–30 баллов. Адаптация ребенка к школе проходит нормально, поводов для беспокойства нет. Ребенку в школе нравится, он учится с удовольствием, выполняет все задания, которые дает учитель, ответственно относится к выполнению домашних заданий. В школе у него преобладает хорошее настроение, эмоциональное состояние в норме. Отношение к учителю, к одноклассникам и в целом к школе положительное.
• 12–21 балл. Адаптация ребенка к школе проходит средне, возможно наличие некоторых проблем в усвоении школьных правил и норм поведения. У ребенка со средним уровнем адаптации может быть не сформирована позиция школьника, то есть школа привлекает его не собственно учебным содержанием, а тем, что в ней интересно, весело, много ребят. В целом ребенок посещает школу с удовольствием, ему нравится учиться, но могут возникнуть трудности в учебной деятельности из-за низкого уровня мотивации и нежелания выполнять определенные задания учителя. Такой ребенок может проявлять низкую концентрацию внимания, часто отвлекаться. Для того чтобы начать заниматься, для него необходимо присутствие взрослого в позиции учителя, то есть если учитель к нему лично не обратился, ему лично не сказал, что надо делать, он может и не начать выполнять задание. Однако после помощи или просто эмоциональной поддержки учителя он может начать действовать самостоятельно.
• 0–11 баллов. Адаптация ребенка находится на низком уровне, в школе могут преобладать отрицательные эмоции и плохое настроение. Такой ребенок чаще всего на уроках отказывается выполнять задания учителя, занят посторонними делами, отвлекает соседей по парте. Учебная деятельность его не привлекает, если она ему неинтересна. Часто ребенок с низким уровнем адаптации не хочет учиться, утром отказывается идти в школу. Возможны проблемы в поведении, несоблюдение школьных норм и нарушение школьных правил. У такого ребенка часто встречаются проблемы во взаимоотношениях с одноклассниками, возможно отрицательное отношение к учителю.
Для оценки успешности адаптации первоклассников необходимо:
• Проанализировать данные о заболеваемости первоклассников и их обращениях за медицинской помощью в школе за прошедший период
• Опросить родителей
• Проинтервьюировать учителя.
- Опрос родителей. (Приложение 5).
Поскольку время и сроки этого мероприятия зависят не от психолога, целесообразно начать именно с этого. Опрос может быть проведен в групповом варианте – на родительском собрании или путем раздачи текста опросника родителям и последующим сбором заполненных ответов. И тот и другой способы имеют свои преимущества и недостатки, хорошо известные практикам.
Поскольку мы используем его в конкретных целях, важно, чтобы его текст содержал вопросы о возможных симптомах психосоматических явлений, нарушениях сна, аппетита, и заболеваниях ребенка в адаптационный период. Нецелесообразно использовать при опросе такие формулировки, как “признаки детской нервности”, так как это вызывает неадекватную реакцию родителей. Лучше просто перечислить ее конкретные проявления.
Обработка данных, полученных с помощью опросника, не представляет трудности. В конечном итоге возможны следующие варианты:
• Психосоматических симптомов, заболеваний нет
• Изредка имеют место функциональные нарушения
• Имели место заболевания, наблюдается психосоматическая симптоматика.
2. Анализ данных медицинской статистики.
Нас интересует следующая информация:
• Болезни первоклассников в адаптационный период
• Обращения за медпомощью по поводу возможной психосоматической симптоматики и травм (бывает, что родители, особенно если первоклассник посещает группу продленного дня, об этом попросту не знают)
• Отказы родителей от плановых прививок, мотивированные плохим самочувствием ребенка (не секрет, что в начальной школе родители часто сами лечат ребенка, оставляя его дома на 2-3 дня, поэтому такое отсутствие ребенка в школе может быть не зафиксировано как заболевание)
3. Экспертный опрос учителя.
Опросник дезадаптации, предложенный Л.М. Ковалевой и Н.Н. Тарасенко, помогает систематизировать представление о ребенке, начинающем учиться в школе. (Приложение 6)
При работе с опросником учитель на бланке ответов вычеркивает номера, в которых описаны фрагменты поведения, характерные для конкретного ребенка.
Обработка результатов.
1 балл | 2 балла | ||
РО | 1 | Родительское отношение | |
НГШ | 2 | 3, 4 | Неготовность к школе |
Л | 5, 6 | Леворукость | |
НС | 7, 8, 9 | 10, 11 | Невротические симптомы |
И | 12, 13, 14 | 15, 16 | Инфантилизм |
ГС | 17, 18, 19 | 20, 21 | Гиперкинетический синдром, чрезмерная расторможенность |
ИНС | 22, 23 | 24, 25, 26 | Инертность нервной системы |
НП | 27 | 28, 29, 30 | Недостаточная произвольность психических функций |
НМ | 31, 32, 33 | 34, 35 | Низкая мотивация учебной деятельности |
АС | 36 | 37, 38, 39, 40 | Астенический синдром, быстрая утомляемость |
НИД | 41, 42 | 43, 44, 45, 46 | Нарушение интеллектуальной деятельности |
Таблица разделена жирной вертикальной линией. Если номер вычеркнутого фрагмента находится слева от линии, при обработке засчитывается 1 балл, если справа — 2 балла. Максимально возможная сумма баллов — 70.
1. РО — родительское отношение.
2. НГШ — неготовность к школе.
3. Л — леворукость.
4. НС — невротические симптомы.
5. И — инфантилизм.
6. ГС — гиперкинетический синдром, чрезмерная расторможенность.
7. ИНС — инертность нервной системы.
8. НП — недостаточная произвольность психических функций.
9. НМ — низкая мотивация учебной деятельности.
10. АС — астенический синдром.
11. НИД — нарушения интеллектуальной деятельности.
Подсчитав, какую сумму баллов набрал ребенок, можно определить его коэффициент дезадаптации:
К = П : 70 х 100,
где П — количество баллов, набранных ребенком.
Показатель до 14% является нормальным, дезадаптация отсутствует.
Показатель от 15 до 30% свидетельствует о средней степени дезадаптации.
Показатель выше 30% — серьезная степень дезадаптации.
Показатель выше 40% свидетельствует о том, что ребенок нуждается в консультации психоневролога.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
- Безруких, М.М. Трудности адаптации первоклассников к школе /М.М. Безруких //Управление начальной школой.-2011.- №8.-С.24-31 2.
- Велиева С.В. Диагностика психических состояний детей дошкольного возраста. — СПб., 2007.
- Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты. — М., 2006.
- Венгер А.Л., Цукерман Г.А. Психологическое обследование младших школьников. — М., 2004.
- Микляева А.В., Румянцева П.В. Школьная тревожность: диагностика, коррекция, развитие. — СПб., 2004.
- Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. — М., 2005.
- Практическая психология образования / Под ред. И.В. Дубровиной. — СПб., 2004.
- Сабельникова, С.И. Блоки – модули – форма организации деятельности детей в период адаптации к школе /С.И. Сабельникова //Управление начальной школой.- 2011.- №8.-С.24-31