Программы внеурочной деятельности.
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 6»
УТВЕРЖДЕНО приказом директора МАОУ «Средняя школа №6» от ______года № ___ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
духовно-нравственного направления
«Социокультурные истоки»
(1-4 классы, 135 часов)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по курсу «Социокультурные истоки» разработана на основе программы «Социокультурные истоки», являющейся результатом совместной работы автора социокультурного системного подхода в образовании И.А.Кузьмина, профессора Российской Академии естественных наук, и профессора Вологодского государственного педагогического университета А.В.Камкина, доктора исторических наук. Рабочая программа составлена с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Рабочая программа предусматривает изучение «Социокультурные истоки» во внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению. Курс «Социокультурные истоки» является одним из базисных курсов на основе системного подхода. Курс предназначен для преподавания в 1 – 4-м классах начальной школы.
Преемственность создает необходимые условия для внутренней целостности и завершенности курса «Социокультурные истоки» в рамках начальной школы.
Программа направлена на достижение планируемых результатов, реализацию программы формирования универсальных учебных действий с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться. Социокультурный системный подход в образовании позволяет:
- развивать социокультурную основу личности с первого года обучения начальной школы;
- осуществить присоединение от семьи к начальной школе и от начальной школы к средней школе;
- создать социокультурный стержень в учебном процессе и развить межпредметные связи;
- обеспечить преподавателя социокультурным инструментарием и эффективно управлять внутренними ресурсами человека.
«Социокультурные истоки» – уникальный учебно-методический комплекс. Он развивает приоритеты образования и общества в целом.
Задачи курса– научить ребенка почувствовать и осознать свои корни, родство с землей, приобщить его к коренным устоям российской цивилизации.
Образовывать – значит, как говорили наши предки, помочь человеку восстановить в себе «образ Божий», личность, для которой духовно-нравственные приоритеты бесспорны.
Курс «Социокультурные истоки» дает возможность обогатить, вывести на качественно новый уровень выработанные в предшествующий период в региональном образовании подходы по достижению учащимися социальной компетентности в культурно-исторической, социально-правовой, информационно-методологической, экологической и сфере культуры здоровья. Выступая в качестве ключевых, эти компетентности нужны человеку в различных видах деятельности независимо от того, какую профессию он изберет в будущем. Социальная компетентность, связывая воедино знания, ценности и поведение человека, выступает конкретной формой духовно-нравственной направленности личности.
Методологическую основу данной программы составляет социокультурный подход к содержанию образования.
Программа направлена на развитие социокультурных ценностей личности с приоритетом духовной основы, формирование элементов управленческой культуры, эффективное общение на основе принципа диалогизма.
Учебный курс сочетается с системой воспитания на социокультурной основе во внеучебной деятельности.
Содержательной целью курса «Социокультурные истоки» является инициирование процесса становления социокультурной компетентности учащихся, их творческого саморазвития, приобщение к неизменным социокультурным ценностям Российской цивилизации и истокам, формирующим и сохраняющим эти ценности.
В качестве задач выдвигаются:
- освоение и принятие духовно-нравственных категорий внутреннего мира человека и социума, в котором живет и развивается ребенок;
- оснащение учащихся различными созидательными способами взаимодействия с осваиваемыми социокультурными ценностями;
- личностное осмысление отношения к ближайшему природному и социальному окружению, к духовно-нравственным ценностям своего народа, к Православной культуре;
- развитие мотивации к саморазвитию
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В начальной школе учебный курс «Социокультурные истоки» помогает ребенку получить представление о жизненно важных для человека категориях и развивает систему духовно-нравственных ценностей внешнего (социокультурного) и внутреннего (духовного) мира. Курс призван приблизить детей к вечным истинам через самые простые понятия – имя, род, семья, слово, книга, храм, вера, честь, надежда, терпение, любовь, покаяние, истина и т.д. «Истоки» открывают детям в обычном необычное, помогают в давно известном раскрыть новые смыслы, духовное наполнение, расчистить истоки вечных ценностей. В системе духовно-нравственных ценностей выделяется главная ценность Истоков – ЖИЗНЬ.
В 1 классе дети приходят к пониманию сути Истоков. Система духовно-нравственных ценностей формируется на основе системообразующих категорий СЛОВО, ОБРАЗ, КНИГА, которые дают представление о МИРЕ: (мире внешнем – социокультурная среда развития) и мире внутреннем (духовно-нравственном).
Во 2 классе раскрывается смысл ценностей внешнего мира: как микросоциума, в котором живет и развивается ребенок («Родной очаг», «Родные просторы»), так и духовно-нравственного смысла деятельностного аспекта окружающей среды («Труд земной», «Труд души»).
В 3 классе идет ознакомление с истоками ценностей внутреннего мира человека («Вера», «Надежда, «Любовь», «София»).
В 4 классе происходит знакомство с истоками русских традиций как важнейшими механизмами сбережения и трансляции базовых социокультурных ценностей российской цивилизации («Традиции образа», «Традиции слова», «Традиции дела», «Традиции праздника»).
Таким образом, в начальной школе завершается первый концентр ознакомления с учебным курсом «Истоки». Развитие духовной основы личности в младшем школьном возрасте создает необходимые предпосылки для самоутверждения ребенка в средней и профессиональной школе.Шаг за шагом учащиеся, преподаватели и родители приближаются к развитию социокультурной основы личности, приобретают социокультурный опыт (духовный, управленческий, коммуникационный, экологический и опыт самоутверждения).
Целевая установка предмета – приоритетность духовности, нравственности, культуры в ценностных ориентациях учащихся. Мир духовных ценностей нельзя навязать ребенку, ценности вырабатываются собственными усилиями. Только тогда, когда нравственные знания становятся прочувствованным опытом, происходит приращение духовной основы личности. А для этого необходимо перевести ребенка в активную позицию, включить его в значимую деятельность, организовать эффективное взаимодействие учащихся друг с другом, с учителем, родителями.
Применение традиционных методик обучения и воспитания не может решить поставленные предметом задачи. Методика преподавания курса «Социокультурные истоки» разработана на основе элементов социокультурного системного подхода, что дает возможность строить образовательный процесс технологично. Технологичность процесса – это гарантированность конечного результата образовательной деятельности. В основе методики лежат технологии эффективного обучения (истоковская педагогическая технология), являющиеся результатом взаимодействия социокультурных технологий и традиционных педагогических технологий, имеющегося педагогического опыта учителя.
Основная идея истоковской педагогической технологии – идея полноценного использования всех психических процессов, функций и свойств личности, в целом ресурсов человека. Постепенно, шаг за шагом учитель присоединяется к психическим функциям восприятия, мышления, впечатления, развивает их. Важно, чтобы это присоединение было последовательным. В результате использования социокультурных технологий у детей появляется способность работать результативно, открываются неограниченные возможности учащихся в самоутверждении.
Главными целями системы активных форм являются развитие у учащихся духовно – нравственных ценностей, накопление социокультурного опыта, развитие навыков общения, управления собственной деятельностью, деятельностью группы, эффективного взаимодействия, обеспечивающего достижение значимых для индивидуума и группы результатов.
В каждом активном занятии выделяются пять аспектов:
- Содержательный – освоение социокультурных и духовных нравственных категорий учебного курса «Социокультурные истоки»
- Коммуникативный – развитие способности эффективного общения;
- Управленческий – развитие управленческих способностей;
- Психологический – формирование мотивации на работу в группе и совместное достижение значимых результатов;
- Социокультурный - осознание смысла служения Отечеству.
Это позволяет выйти на новое понимание качества образования, включающего не только усвоение содержания, но и развитие духовности, коммуникативности и управленческих умений, а также мотивации к обучению и социокультурного опыта. Именно о таком образовании идет речь в Стандарте начального общего образования.
Виды учебной деятельности можно разделить на теоретические (беседа, анализ ситуации, работа со стимульным материалом (рассказ, стихи, былины, сказки, наглядный материал)) и практические (работа в тетрадях, рисунки на заданную тему, посещение библиотеки). Занятия проходят по группам, парами, в «круге».
В основе концепции преподавания «Социокультурные истоки» лежит идея активного воспитания – одна из ведущих в социокультурном системном подходе. Средством реализации этой идеи на практике являются активные формы обучения – социокультурные тренинги:
- работы в паре;
- работы в группе;
- работы в четвёрке;
- ресурсные круги.
Главными целями тренинга являются освоение обучающимися социокультурных ценностей и накопление социокультурного опыта - в первую очередь навыков общения, управления собственной деятельностью группы, приёмов эффективного взаимодействия, обеспечивающего достижение значимых для индивидуума и группы результатов. Важным этапом каждого тренинга является рефлексия, в ходе которой обучающиеся оценивают характер общения, работу лидера и группы в целом.
Учебный курс сочетается с системой воспитания на социокультурной основе во внеучебной деятельности. Образовательный процесс основан на системно – деятельностном подходе, что соответствует основным идеям Стандарта.
Межпредметные связи.
Особенностью данного курса является его интегративный межпредметный характер. Образование призвано обеспечивать и отражать становление системы личностных смыслов учащихся, что возможно на основе взаимодействия их с глубинными основами мира и личностного осознания этого взаимодействия. Узловыми точками данного процесса являются базовые социокультурные ценности, выступающие в качестве фундаментальных образовательных объектов. Отбор в качестве «узловых точек» содержания общего образования базовых ценностей отечественной культуры, вокруг которых концентрируется осваиваемое содержание курса, инициирует процесс духовного восхождения учащихся и предупреждает догматическое заучивание информации, не связанной с их личностной активностью. В курсе « Истоки» просматривается связь с предметами: литературное чтение.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
1 класс
Личностные результаты:
- определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
- в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя, проговаривать последовательность действий;
- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией;
- учиться работать по предложенному учителем плану;
- учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
- учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные УУД:
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
- делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре);
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя;
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Коммуникативные УУД:
- донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
- слушать и понимать речь других;
- читать и пересказывать текст;
- совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им;
- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
2 класс
Личностные результаты:
- формирование чувства сопричастности своей Родине, народу и истории, гордость за них;
- осознание «Я»- как гражданина России;
- формирование умения соотносить свои поступки с принятыми этическими нормами и правилами поведения;
- развитие нравственно-этических качеств (доброжелательность, внимательность к людям, готовность к сотрудничеству, сопереживание).
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
- определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата (тренинга); составление плана и последовательности действий;
- умение контролировать процесс и результаты своей деятельности во время работы над тренингом;
- умение адекватно воспринимать оценки и отметки;
- формирование готовности к преодолению трудностей, формирование установки на поиск способов разрешения трудностей (разногласий при работе в паре);
- умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности.
Познавательные УУД:
- развитие умения осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме;
- структурирование знаний;
- развитие умения самостоятельного поиска и выделения необходимой информации;
- рефлексия способов и условий действия (осмысление значимости проделанной работы, возможность использовать полученные знания в жизни; оценивание степени сложности задания для себя, объяснение причин затруднения).
- формирование умения анализировать нравственные категории с целью выделения существенных признаков;
- умение устанавливать логические причинно-следственные связи событий и действий;
- умение строить доказательство;
- структурирование знаний прошлого, настоящего и будущего в социокультурном развитии.
Коммуникативные УУД:
- формирование умения планирования учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (в паре, тройке, четвёрке);
- развитие умения достаточно полно и точно выражать свои мысли через работу в ресурсном круге;
- развитие способности присоединяться к партнёру по общению, умение видеть, слышать, чувствовать каждого;
- формирование умения разрешать конфликты в ходе обсуждения в паре, четвёрке;
- приобретение умений управлять собственной деятельностью и деятельностью группы, лидера группы; давать оценку и корректировать действия лидера.
3 класс
Личностные результаты:
- формирование чувства сопричастности своей Родине, народу и истории, гордость за них;
- осознание «Я»- как гражданина России;
- формирование умения соотносить свои поступки с принятыми этическими нормами и правилами поведения;
- развитие нравственно-этических качеств (доброжелательность, внимательность к людям, готовность к сотрудничеству, сопереживание).
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
- определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата (тренинга); составление плана и последовательности действий;
- умение контролировать процесс и результаты своей деятельности во время работы над тренингом;
- умение адекватно воспринимать оценки и отметки;
- формирование готовности к преодолению трудностей, формирование установки на поиск способов разрешения трудностей (разногласий при работе в паре);
- умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности.
Познавательные УУД:
- развитие умения осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме;
- структурирование знаний;
- развитие умения самостоятельного поиска и выделения необходимой информации;
- рефлексия способов и условий действия (осмысление значимости проделанной работы, возможность использовать полученные знания в жизни; оценивание степени сложности задания для себя, объяснение причин затруднения);
- формирование умения анализировать нравственные категории с целью выделения существенных признаков;
- умение устанавливать логические причинно-следственные связи событий и действий;
- умение строить доказательство;
- структурирование знаний прошлого, настоящего и будущего в социокультурном развитии.
Коммуникативные УУД:
- формирование умения планирования учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (в паре, тройке, четвёрке);
- развитие умения достаточно полно и точно выражать свои мысли через работу в ресурсном круге;
- развитие способности присоединяться к партнёру по общению, умение видеть, слышать, чувствовать каждого;
- формирование умения разрешать конфликты в ходе обсуждения в паре, четвёрке;
- приобретение умений управлять собственной деятельностью и деятельностью группы, лидера группы; давать оценку и корректировать действия лидера.
4 класс
Личностные результаты:
- формирование чувства сопричастности своей Родине, народу и истории, гордость за них;
- осознание «Я»- как гражданина России;
- формирование умения соотносить свои поступки с принятыми этическими нормами и правилами поведения;
- развитие нравственно-этических качеств (доброжелательность, внимательность к людям, готовность к сотрудничеству, сопереживание).
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
- определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата (тренинга); составление плана и последовательности действий;
- умение контролировать процесс и результаты своей деятельности во время работы над тренингом;
- умение адекватно воспринимать оценки и отметки;
- формирование готовности к преодолению трудностей, формирование установки на поиск способов разрешения трудностей (разногласий при работе в паре);
- умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности.
Познавательные УУД:
- развитие умения осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме;
- структурирование знаний;
- развитие умения самостоятельного поиска и выделения необходимой информации;
- рефлексия способов и условий действия (осмысление значимости проделанной работы, возможность использовать полученные знания в жизни; оценивание степени сложности задания для себя, объяснение причин затруднения);
- формирование умения анализировать нравственные категории с целью выделения существенных признаков;
- умение устанавливать логические причинно-следственные связи событий и действий;
- умение строить доказательство;
- структурирование знаний прошлого, настоящего и будущего в социокультурном развитии.
Коммуникативные УУД:
- формирование умения планирования учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (в паре, тройке, четвёрке);
- развитие умения достаточно полно и точно выражать свои мысли через работу в ресурсном круге;
- развитие способности присоединяться к партнёру по общению, умение видеть, слышать, чувствовать каждого;
- формирование умения разрешать конфликты в ходе обсуждения в паре, четвёрке;
- приобретение умений управлять собственной деятельностью и деятельностью группы, лидера группы; давать оценку и корректировать действия лидера.
Содержание курса внеурочной деятельности
1 класс
№ | Тема урока | Содержание внеурочной деятельности | формы организации и виды учебной деятельности |
Мир (12 часов) | |||
1 | Солнышко, мама и папа. | Родители. Мама. Папа. Сердечное тепло родителей. Родительская любовь. Солнышко. Свет. Родительское благословение. Благодарность. | Конкурс рисунков «Моя семья» Ресурсный круг «Мои Светлые люди» (Почему мама и папа самые светлые люди на Земле?) |
2 | Поле и лес. Поле и школа. | Поле. Лес. Добрый плод. Школа. Мудрость. Знания. | Ресурсный круг «Чем похожи поле и школа?» Ролевая игра |
3 | Поле и семья. Школа и семья. | Школа. Семья. Мир. Лад. Согласие. Уважение. Добрый плод. | Ресурсный круг «Школа и семья» (Чем похожи семья и школа?) |
4 | Истоки и школа. | Истоки глазами детей. | Ресурсный круг «Первое слово о школе» |
5 | Истоковская школа | Ресурсный круг «Истоковский колокольчик» | |
6 | Бесценный дар. (Рождество) | Рождественский дар. | Работа в парах «Рождественская звезда» |
7 | Истоки и радуга | Живительная сила Истоков проявляется в любви к родной земле и родному слову, родителям и родному очагу. Радуга – образ Истоков, соединяющий, небо, землю и человека. | 1.Работа в группах «Радуга дружбы» 2.Тренинг «Радужный букет» |
8 | Сказки А.С. Пушкина | В сказках Пушкина добро побеждает зло, честь и храбрость побеждают глупость и жадность, любовь и милосердие побеждают гордыню и зависть. | Литературная викторина |
9 | Родной край | Родина. Дом. Родная сторонушка. Родные люди. Народная песня. | Ресурсный круг «Родные люди» |
10 | Святыни России. Щит и герб | Духовный защитник нашего Отечества святой Георгий Победоносец. Чудо Георгия о Змее. Святыня России. Герб. Щит. Флаг. | Дидактическая игра Работа в группах «Защитник Отечества» |
11 | Святыни России. Флаг | Дидактическая игра «Святыни России» | |
12 | Илья Муромец | Русский богатырь. Родная земля. Добро. Храбрость. Мир. | Ресурсный круг «Родная земля» |
Слово (10ч) | |||
13 | «Вначале было слово» | Слово наполняет душу человека светом. Слово соединяет добрые дела и доблестный труд, самоотверженный подвиг и искреннюю любовь. Слово проверяется делом. | Ресурсный круг «Первое слово» |
14 | Весна и слово. | Что пробуждает сад добродетелей в душе человека? Каждый год Весна напоминает о жизнеутверждающей силе Слова. Золотое сердечко. Пять талантов Золотого сердечка. Доброе слово. Честное слово. Слово о родителях. Труд и подвиг. Святое слово. Серебряное копытце. Добро. Доброе слово. Доброе дело. | Работа в парах «Доброе дело» |
15 | Золотое сердечко | Пять талантов Золотого сердечка. Доброе Слово. Честное Слово. Слово о родителях. Труд и подвиг Святое Слово. | Ресурсный круг « Что такое семейный праздник?» |
16 | Серебряное копытце | Добро. Доброе Слово Доброе дело | Ресурсный круг «Слово «жить» |
17 | Честное слово. Добрыня Никитич | Честное слово. Родительское благословение. Подвиг. Слово о родителях. Благословение. Родительское слово. Материнская и отеческая любовь. Уважение. Почитание. | Ресурсный круг «Честное слово» |
18 | Слово о родителях. | Благословение. Родительское слово. Материнская и отеческая любовь. Уважение. Почитание. | Ресурсный круг «Благодарение» |
19 | Русские богатыри. Труд и подвиг. | Святое слово. Богатырская доблесть. Честь. | Ресурсный круг «Слово о защитнике Отечества» |
20 | Алеша Попович. | Работа в группах «» | |
21 | Жизни цель. | Жизнь. Любовь. Добрые дела. | Ресурсный круг «Слово «жить»» |
22 | Чаша жизни. | Ресурсный круг «Добрые дела» | |
Образ (5 ч) | |||
23 | Образ родника. | Род, Родник, Родное слово, Родная земля, Родина. Родник – начало жизни. Живая вода. Святой источник. Святая вода. | Творческий конкурс «Любимый уголок родного края» |
24 | Образ Родины. | Родина. Родная земля. Отечество. Святая земля. Образ Родины. | Работа в группах «Родная земля» |
25 | Образ защитника Отечества. (Благоверный князь Александр Невский) | Святой Александр Невский – солнце Земли русской. Защитник Отечества. Ангел-хранитель русского народа. | Ресурсный круг «Слово о защитнике Отечества» |
26 | Образ праздника День Победы. | День Великой Победы. | Работа в паре «Георгиевская лента» |
27 | Георгиевская скала. | Покровительство святого Георгия Победоносца. Святая память. | Работа в парах «Герб и флаг моей Родины» |
Книга (6 ч) | |||
28 | Книга. | Книга – живое существо. Добро и красота. В каждом человеке живет творец. | Ресурсный круг «Добро и красота» |
29 | Книга книг. | Собирание библиотеки – добрая традиция нашего народа. Книга книг – Библия. Библия положила начало объединению книг в семью – библиотеку. | Работа в паре «Моя первая книга» |
30 | Живое слово книги. | Чтение – сердечный дар. Живое слово книги найдет отклик в душе читателя. | Выставка книг о добре |
31 | Первая книга. | Первая книга соединяет труд семьи и школы. | Литературная игра |
32 | Мир книги. | Мир книги. | 1.Ресурсный круг «Благодарение» 2.Работа в паре «Книги» |
33 | Обобщающий урок по курсу «Социокультурные истоки» | Экскурсия |
2 класс
№ | Тема урока | Содержание внеурочной деятельности | Формы организации и виды учебной деятельности |
Родной очаг (9ч) | |||
1 | Введение в предмет. Имя | Истоки. Родной очаг. Имя. Смысл имени. Именины - день имени. Традиции имя наречения. Родовое имя. | Ресурсный круг «Что мы узнаем на уроках Истоки». Ресурсный круг «Имя и доброе качество» |
2 | Семья | Семья – любовь, забота, Согласие. Семейные традиции. | Работа в паре «Семья» |
3 | Семья | Родители. Почитание родителей. Обязанности каждого в семье. | Ресурсный круг «За что я благодарен своим родителям» |
4 | Род | Родина. Род. Родня. Родственники. Родственные отношения. Поколения. Родовое дерево. | Работа в паре «Родовое дерево» |
5 | Дом | Порядок, уклад, ритм жизни дома. Чувство единения, заботы, любви. Родительский дом. | Ресурсный круг «Дом» |
6 | Дом | Мир вещей. Святыни. Семейные реликвии. Традиции дома. Любимый праздник. | Работа в паре «Родственные вещи» |
7 | Деревня | Деревня-кормилица. Земледельцы. Община (мир). Сход. Трудолюбие. Взаимовыручка. | Работа в паре «Занятия жителей деревни» |
8 | Город | Город-труженик. Щит Отечества. Твердыня веры. Хранитель культуры. Доброта и милосердие. | Ресурсный круг «Город» |
9 | Обобщающий урок «Родной очаг» | Ценности. Вечные ценности. Духовные и материальные ценности. Родной очаг. | Работа в паре «Вечные ценности» (оценивающий тренинг) |
Родные просторы (9ч) | |||
10 | «Нива – Божья ладонь: всех кормит» | Родные просторы. Поле. Нива. Жатва. Хлебороб. Труд земной и труд души на ниве. «Нива-Божья ладонь». | Работа в паре «Жатва. Хлебороб» |
11 | Поле битвы | Поле битвы. Труд воина. Воля вольная. | Ресурсный круг «Труд воина» |
12 | Лес | Зелёный друг. Царство природы. Человек и лес. Дерево жизни. Лесник. Дары и тайны леса. | Ресурсный круг «Лес» |
13 | Река. Название реки | Название реки. Ручей-Река-Море-Океан. Течение времени. Живая, святая вода. | Работа в паре «Вода-Живая, вода-Святая вода» |
14 | Река. Живая вода. Святая вода | Истоки, жизнь и нрав реки. Красота и польза. Река - дорога. | Ресурсный круг «Река» |
15 | Море | Море-океан. Поморы. Мореходы. Соловки - Северная святыня. | 1. Работа в паре «Человек и море» 2. Ресурсный круг «Как море воспитывает человека» |
16 | Путь-дорога | Дорога. Путь. Путники. Паломники. Уединение. Гостеприимство. | Работа в паре «Путь-дорога» |
17 | Дорога жизни | Разлуки и встречи. Первые шаги и последний путь. Перекрёстки. Дорога в жизни. | Ресурсный круг «Значимые цели жизни» |
18 | Обобщающий урок «Родные просторы» | Родные просторы | Работа в паре «Почему родные просторы значимы для человека?» |
Труд земной (8ч) | |||
19 | Сев и жатва | Труд земной. Пахота, пашня. Сев и жатва. Пахарь, сеятель. Страда. Народные примеры. | 1. Работа в паре «Полевые работы» 2. Работа в паре «Пословицы и поговорки» |
20 | Братья меньшие | Домашние животные. Забота о животных. Любовь к животному. | 1. Работа в паре «Про кого так говорят» 2. Ресурсный круг «Кто важнее?» |
21 | Ткачихи-рукодельницы | Ткачихи. Женский труд. Посиделки. Прядение. Ткачество. Терпение. | Ресурсный круг «Ткачихи-рукодельницы» |
22 | Ткачихи-рукодельницы | Лён. Полотно. Терпение. Сноровка. | Работа в четвёрке «Как рубашка в поле выросла» |
23 | Мастера-плотники | Плотницкое дело. Сруб. Топор. Артель. Добросовестность. Рассудительность. Мастерство. | 1. Работа в четвёрке «Инструменты плотника» 2. Ресурсный круг «Мастера-плотники» |
24 | Кузнецы-умельцы | Мастер-кузнец. Кузница. Горн. Мечи. Молот. Наковальня. Сила и ловкость. | 1. Работа в тройке «Подкуём лошадку» 2. Ресурсный круг «Кузница» |
25 | Ярмарка | Ярмарка. Купец. Покупатель. Зазывала. Товар. Честная торговля. Праздник. | Ресурсный круг «Ярмарка» |
26 | Обобщающий урок «Труд земной» | Труд земной | 1. Работа в четвёрке «Труд земной и орудия труда» 2. Ресурсный круг «Ценности труда земного» |
Труд души (8ч) | |||
27 | Слово | Труд души. Слово. Слово Истины. Мудрое слово. Меткое слово. Задушевное слово. Слова покаяния. Молитва. | 1. Работа в четвёрке «Какое бывает слово?» 2. Ресурсный круг «Подари доброе слово» |
28 | Сказка | Сказка. Сказочное слово. Сказочник. Житейская мудрость. | 1. Работа в четвёрке «Уроки сказки» 2. Ресурсный круг «Любимый сказочный герой» |
29 | Песня | «Душа поёт». Песня. Народная песня. Духовные песнопения. Гимн. Частушка. | 1. Работа в четвёрке «Праздничная песня» 2. Ресурсный круг «Душа поёт» |
30 | Праздник | Будни и праздники. Смысл праздника. Радостный труд души. | 1. Работа в четвёрке «Смысл праздника» 2. Ресурсный круг «Любимый праздник» |
31 | Книга | Книга книг – Библия. Книга рукописная и печатная. Книжное слово. Читатель. Книголюб. | Ресурсный круг «Любимая книга» |
32 | Икона | Икона. Лампада. Красный угол. Горний мир. Слово в образе. | 1. Ресурсный круг «Икона» 2. Работа в четвёрке «Иконописный образ» |
33 | Храм | Храм – дом Божий. Купол. Крест. Внутреннее убранство. Храм и человек. | 1. Работа в четвёрке «Храм души» (оценивающий тренинг) 2. Ресурсный круг «Храм души» |
34 | Обобщающий урок «Труд души» | Труд души | Ресурсный круг «Мир, в котором мы живём» |
3 класс
№ | Тема урока | Содержание внеурочной деятельности | формы организации и виды учебной деятельности |
Вера (9 ч) | |||
1 | Вводный урок | Присоединение к курсу «Истоки-2». Введение в «Истоки-3». | Ресурсный круг «Какие знания дает предмет «Истоки»? |
2 | Вера | Чему доверяет сердце? Как верит пытливый разум? | Работа в паре. «Что объединяет Вера?» |
3 | С верой приходит доброе дело | Душа верует. Вера – опора дела. Доверие опыту. | Работа в паре. «Правила нравственности» |
4 | Верность – знак веры | Вера и верность. Присяга и клятва. Знак верности. | Ресурсный круг «Верность Родине» |
5 | Верность не знает мелочей | Верность в повседневных делах. Верность семейным традициям. | Работа в паре. «Что помогает хранить верность?» (оценивающий тренинг) |
6 | Правда – путь к истине | Жить по правде. Сила правды. Правда в деле. Правда в слове. | Работа в паре «Пословицы о правде» |
7 | Правда – путь веры | Правда в образе. Правосудие. | Ресурсный круг «Какой образ является путеводным» |
8 | Честь | Воинская честь и доблесть. Честь и хвала мудрости. Поклон преподобному. | 1.Работа в паре «Честь» 2. Ресурсный круг «Береги честь смолоду» |
9 | Обобщающий урок: Береги честь смолоду | Из малых дел складывается доброе имя | Работа в паре «Честь по заслугам» (оценивающий тренинг) |
Надежда (8ч) | |||
10 | Надежда | Надежда на силы и опыт. Сила воли. | Ресурсный круг «Как в жизни помогает надежда?» |
11 | Тщетная и твердая надежда | Тщетная надежда. Надежда, которая не умирает. | Работа в четверке «Что укрепляет надежду?» |
12 | Согласие | Общая надежда и общее согласие. «Согласие и лад для общего дела клад». | Ресурсный круг «Строительство моста» |
13 | Согласие ума, сердца, души | Согласие в человеке. Согласие и красота. Несогласие ведет к разногласию. | Работа в четверке «Согласие в деле» |
14 | Терпение и умение | Без терпения нет умения. Терпение – ключ к успеху. Терпение и надежда. | Работа в четверке «В каких делах необходимо терпение?» (оценивающий тренинг) |
15 | Терпение и спасение | Опыт терпения – духовное сокровище. Терпение в малом и большом. | Ресурсный круг «Самый терпеливый человек» |
16 | ПОСЛУШАНИЕ опыту | Жизненный опыт и мудрые советы. Послушные дети – надежда семьи. | Работа в четверке «Послушание» |
17 | Обобщающий урок: Послушание совести и закону | Глаза – мера, душа – вера, совесть – порука. Жизненные правила и законы государства. | Работа в четверке «Надежда – устремление к доброму исходу дела» (оценивающий тренинг) |
Любовь (9ч) | |||
18 | Любовь – добро, единство - дружба | Любовь дружит с правдой и терпением. Любовь к ближнему. | Работа в четверке «В чем проявляется любовь к ближнему?» |
19 | Семейная любовь | Семья и семейный лад. Как сохранить семейную любовь? | Ресурсный круг «Почему любовь – это труд души?» |
20 | Милосердие | Милосердие в слове. Милосердие в деле. | Работа в четверке «Милосердие» |
21 | Где гнев – там и милость | Доброе дело – благо. Гнев и милость. | Работа в четверке «Слово о милосердном человеке». Ресурсный круг «В чем проявляется твое милосердие?» |
22 | Доброта | Доброе слово. Доброе дело. | Работа в четверке «Добрые дела» (оценивающий тренинг) |
23 | Доброта истинная и ложная | Доброта бывает разная. | Работа в четверке «Доброта истинная и доброта ложная». Ресурсный круг «Что такое делать добро?» |
24 | Покаяние | Раскаяние и прощение. Покаяние в храме. | Работа в четверке «Раскаяние» |
25 | Покаяние и любовь | Почему покаяние и любовь неразлучны? | Работа в четверке «На пути раскаяния» |
26 | Обобщающий урок: Сад добродетелей | Как любовь объединяет милосердие, доброту и покаяние? | Работа в четверке «Сад добродетелей» (оценивающий тренинг) Ресурсный круг «Почему любовь делает мир чище и лучше?» |
София (8ч) | |||
27 | Ум да разум | «Ум без разума беда». Сердечный ум. Второе рождение человека. | Работа в четверке «Ум да разум» |
28 | Ум да разум | Разум рассуждает, уму помогает. | Ресурсный круг «Ум да разум» |
29 | Истина | Истина в слове. Истина в образе. | Ресурсный круг «Истина в слове» |
30 | Истинный человек | Истина в деле. | Ресурсный круг «Как предмет «Истоки» помогает постигать истину?» |
31 | Знания – плод учения | Отрасли знания. | Ум да разум «Мудрые советы Владимира Мономаха» (оценивающий тренинг) |
32 | Мудрость | Мудрость и мудрецы. Духовные книги. | Ресурсный круг «Какими словами ты расскажешь о мудром человеке?» |
33 | Премудрость | София. | Работа в четверке «Истоки победителя» |
34 | Обобщающий урок: Дорога Веры, Надежды, Любви | Почему Вера, Надежда, Любовь – родные сестры? Единение Веры, Надежды, Любви, Софии. | 1.Работа в четверке «Что помогает нам идти по дороге Веры, Надежды и Любви?» (оценивающий тренинг) 2.Ресурсный круг «Чему ты научился на уроках по предмету «Истоки»?» (итоговый тренинг) |
4 класс
№ | Тема урока | Содержание внеурочной деятельности | формы организации и виды учебной деятельности |
Введение (1ч) | |||
1 | Что такое традиции | Присоединение к курсам «Истоки»-2 и «Истоки»-3. Введение в «Истоки»-4. Что такое традиция? Значение традиций в жизни человека, народа, общества. | Ресурсный круг «Что я жду от уроков «Истоки» в этом году?» |
Традиции Образа (8ч) | |||
2 | Первые образы. Отец и мать. | Почему отца величают главой семьи и родоначальником, а мать хранительницей очага и его души? | Работа в паре «Роль отца и матери в традиционной семье» |
3 | Первые образы. Родители. | Род, родоначальник, родословие. Виды родословной. | Работа в паре «Основы семьи» Ресурсный круг «Моя будущая семья» |
4 | Первые образы. Отечество. Щит и меч. | Беспредельность просторов и разнообразие родной природы. Богатство красок. Колокольный звон. Произведения культуры – живая память Отечества. Святая Русь. Священный долг защиты Отечества. Щит и меч старинные, «щит» и «меч» современные, щит и меч духовные. | Мнемотехника «Отечество моё – святая Русь» |
5 | Первые образы. Мир. | Мир – белый свет. Мир – согласие. Мир – сообщество (община, артель, слобода). Правило мирского самоуправления. | Работа в паре «Мир – сообщество» |
6 | Священные образы. Спаситель. | «Спас Нерукотворный» (как образ спасения), «Господь Вседержитель» (как источник истины), «Спас в силах» (как владыка мира). Художественный и духовный язык образов Спасителя. | Работа в паре «Традиции образа» |
7 | Священные образы. Богородица. Ангел-хранитель. | Образы Богородицы: «Умиление» (как образ любви и соединения двух миров), «Путеводительница» (как образ правильного жизненного пути), «Знамение» (как образ молитвы) Образ Покрова в отечественной традиции. Ангел-хранитель отдельного человека, семьи, храма, страны, народа. | Работа в паре «Богородица – заступница, утешительница, охранительница» Ресурсный круг «Почему иконы так дороги русскому человеку» |
8 | Светлые образы. Свет и просветители, праведники и мудрецы. | Образ света как знак истины. Яркий свет, огненный шар и удивительное тепло – черты этого образа. Светлый взгляд, светлый ум, просвещённое сердце – образы просветителей. Образы праведников и мудрецов. Святые бессребреники, исповедники, преподобные, блаженные, мученики. | Работа в паре «Путь праведности» |
9 | Святые образы. Образы-знаки. | Образы-символы: крест, купол, птица, конь, дерево и другие. Смыслы этих образов, их размещение и признаки. | Работа в паре «Образы-знаки» Ресурсный круг «Традиции образа» |
Традиции слова (8ч) | |||
10
| Священные слова. Заповеди, заветы, молитвы. | Заповеди и заветы. Следование им по жизни – важнейший нравственный опыт многих поколений, духовное наследие Отечества. | Работа в четвёрке «Заповеди и заветы» Ресурсный круг «В каких жизненных ситуациях человек обращается к Богу?» |
11
| Сердечные слова. Родительское благословение. | Пожелание добра, покоя, любви и согласия. | Работа в четвёрке «Родительское благословение» |
12
| Сердечные слова. Родительское благословение. | Крестное знамение, благословенные иконы, духовные грамоты – традиционные проявления родительского благословения. | Ресурсный круг «Родительское благословение» (На какие дела даётся?) |
13
| Сердечные слова. Сердце сердцу весть подаёт. | Слова приветствия, слова прощания, слова праздничного поздравления, пожелания и благодарения. | Работа в четвёрке «Сердечные слова» |
14
| Сердечные слова | Трогательные слова любви. Памятные слова. Слова раскаяния, покаяния и прощения. | Ресурсный круг «Может ли сердечное слово примирить людей?» |
15 | Честные слова. Договор и уговор. | Правила честного слова: думай, сто говоришь; не говори того, что не думаешь; не всё, что думаешь, говори. Традиция верности договору и уговору. | Работа в четвёрке «Традиции честного слова» |
16 | Честные слова. Присяга. Обет. | Присяга – слово долга. Обет – добровольное обязательство. | Ресурсный круг «Образ честного человека» |
17
| Традиции слова (обобщающий) | Работа в четвёрке «Доброе слово» Ресурсный круг «Как слово помогает человеку?» | |
Традиции дела (8ч) | |||
18
| Труд. Земледельцы. | Земледельцы кормят семью, ближнего и Отечество. Традиции земледелия: знать природные приметы, иметь право на свою долю земли, добросовестный труд, дружный труд, взаимопомощь, каждому делу – своя пора. | Работа в четвёрке «Традиции земледельцев» |
19
| Труд. Ремесленники. | Ремесленники создают новые полезные вещи ради ближнего и всего Отечества. Традиции ремесла: любить и хорошо знать свой материал, безупречно владеть своим инструментом, добросовестность, передача секретов мастерства ученикам. Мастер – золотые руки. | Работа в четвёрке «Каково полотно – такова и строчка» Ресурсный круг «Люби дело – мастером будешь» |
20
| Труд. Купцы и предприниматели. | Купцы и предприниматели – деловые люди Отечества. Традиции делового мира: расторопность и дальновидность, знание товара и покупателя, умение рисковать, быть верным уговору, идти в ногу со временем, творить дела милосердия. | Работа в четвёрке «Дерево ценят по корням, а человека по делам» |
21
| Служение. Воинство. | Воинское служение – защищать Отечество, устрашать и карать врага. Традиции российского воинства: дисциплина, исполнение приказа, отвага, сохранение боевого знамени, защита Веры. Отцы-командиры. Полководцы. | Работа в четвёрке «Защита Отечества – священный долг» |
22
| Служение священства. | Служение священства – научение Вере, наставление о жизни, защита от греха. Традиции священства: молиться о ближнем и Отечестве, совершать таинства, быть духовным отцом прихожанам, отзываться на их духовные нужды. | Ресурсный круг «»Духовные воины Руси» |
23
| Служение. Суд и управление. | Суд и управление – сберегать мир между людьми, соединять закон и правду. Добрые традиции государственного служения. | Работа в четвёрке «Мудрые правители земли русской» |
24
| Творчество. Искусники. Книжники. | Талант – особый дар человека. Творчество иконописца – передать людям вечные и божественные образы, приблизить их к духовному миру. Живописец. Его призвание – раскрыть красоту мира земного. Художественный язык живописца. Мастера художественных промыслов. Образы и символы народного творчества. Научное творчество и его проявления. | Ресурсный круг «В мастерской художника» Работа в четвёрке «Рождение иконы» Работа в четвёрке «Испокон веков книга растит человека» |
25
| Обобщающий. Традиции праведного дела. | Смысл праведного дела – жить, трудиться, служить и творить по правде, во имя ближнего и Отечества. | Работа в четвёрке «Праведное дело сродни подвигу» |
Традиции праздника (9ч) | |||
26
| Гулять всем миром. | Праздники земледельческого календаря. Прославление жизненной силы природы. Общинные праздники: братчины обетные, заветные. Всеобщее примирение и веселье. Престольный праздник: литургия, молебен, крестный ход, гостевание, ярмарка, гулянье. | Работа в четвёрке «Древние праздники Руси» |
27 | Гулять всем миром | Как готовились праздники. | Ресурсный круг «Почему праздники сближают людей» |
28 | Радоваться всей семьёй. | Обряды и обычаи семейных праздников. | Ресурсный круг «Любимый семейный праздник» (вижу, слышу, чувствую в начале урока) |
29 | Радоваться всей семьёй. | Крестины и именины – наиболее древние семейные праздники русского народа. День ангела. Крестные родители. | Работа в четвёрке «Кума и кум наставляй на ум» |
30 | Помнить всем Отечеством. | Государственные и гражданские праздники – общенародная память и благодарность. День Победы. | Мнемотехника «Праздник памяти и славы» |
31 | Помнить всем Отечеством. | День города, профессиональные и др. праздники. | Ресурсный круг «День рождения города» |
32 | Молиться всей церковью. | Православные праздники – важная часть народной праздничной культуры. Пасха – праздник праздников. Её атрибуты: ночная литургия, пасхальный крестный ход, возгласы «Христос Воскресе!», кулич и пасха, крашеные яйца, славление Христа и величальные песни. Исторический и духовный смысл этих проявлений праздника. Празднование Рождества Христова и «Спасы» в отечественной культуре. | Работа в четвёрке «Православные праздники» |
33 | Обобщающий. Потрудиться душой. | Общие традиции всех праздников, ощутить смысл и духовное предназначение праздника, внешняя и внутренняя подготовка к празднику, обычаи гостеприимства, милосердие к больным, одиноким и всем нуждающимся. | Работа в четвёрке «Традиции праздника» Ресурсный круг «Жизнь без праздника, что еда без хлеба» |
34 | Заключительный урок (экскурсия) |
Тематическое планирование «Социокультурные истоки» в 1 _ классе
№ п/п | Тема учебного занятия | Планируемые результаты | |||
Теория | Практика | УУД (регулятивные, познавательные, коммуникативные) | Личностные результаты | ||
1 | Солнышко, мама и папа. | 0,5 | 0,5 | Регулятивные УУД:
Познавательные УУД:
Коммуникативные УУД:
. |
-формирование чувства сопричастности своей Родине, народу и истории, гордость за них; -осознание «Я»- как гражданина России; -формирование умения соотносить свои поступки с принятыми этическими нормами и правилами поведения; - развитие нравственно-этических качеств (доброжелательность, внимательность к людям, готовность к сотрудничеству, сопереживание). |
2 | Поле и лес. Поле и школа. | 0,5 | 0,5 | ||
3 | Поле и семья. Школа и семья. | 1 | |||
4 | Истоки и школа. | 1 | |||
5 | Истоковская школа | 0,5 | 0,5 | ||
6 | Бесценный дар. (Рождество) | 1 | |||
7 | Истоки и радуга | 1 | |||
8 | Сказки А.С. Пушкина | 0,5 | 0,5 | ||
9 | Родной край | 0,5 | 0,5 | ||
10 | Святыни России. Щит и герб | ||||
11 | Святыни России. Флаг | ||||
12 | Илья Муромец | 0,5 | 0,5 | ||
13 | Слово | 1 | |||
14 | Весна и слово | 1 | |||
15 | Золотое сердечко | 0,5 | 0,5 | ||
16 | Серебряное копытце | 1 | |||
17 | Честное слово. Добрыня Никитич | 0,5 | 0,5 | ||
18 | Слово о родителях | 0,5 | 0,5 | ||
19 | Святое слово. Алеша Попович | 0,5 | 0,5 | ||
20 | Чаша жизни | 1 | |||
21 | Обобщающий урок (Внимание) | 0,5 | 0,5 | ||
22 | Экскурсионно-тематический урок. | 0,5 | 0,5 | ||
23 | Родник | 0,5 | 0,5 | ||
24 | Образ Родины | 0,5 | 0,5 | ||
25 | Образ защитника Отечества | 0,5 | 0,5 | ||
26 | Образ праздника (День Победы) | 0,5 | 0,5 | ||
27 | Обобщающий урок (Мышление) | 0,5 | 0,5 | ||
28 | Экскурсионно-тематический урок. | 0,5 | 0,5 | ||
29 | Книга | 0,5 | 0,5 | ||
30 | Книга книг | 0,5 | 0,5 | ||
31 | Живое слово книги | 0,5 | 0,5 | ||
32 | Первая книга. Мир книги | 0,5 | 0,5 | ||
33 | Годовой обобщающий урок (Речь) | 0,5 | 0,5 | ||
Тематическое планирование «Социокультурные истоки» во 2 _ классе
№ п/п | Тема учебного занятия | Содержание деятельности | Планируемые результаты | ||
Теория | Практика | УУД (регулятивные, познавательные, коммуникативные) | Личностные результаты | ||
1 | Введение в предмет. Имя. | 1 | Регулятивные: - определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата (тренинга); составление плана и последовательности действий; -умение контролировать процесс и результаты своей деятельности во время работы над тренингом; -формирование готовности к преодолению трудностей, формирование установки на поиск способов разрешения трудностей (разногласий при работе в паре); -умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности. Познавательные: -развитие умения осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; -структурирование знаний; - развитие умения самостоятельного поиска и выделения необходимой информации; -рефлексия способов и условий действия (осмысление значимости проделанной работы, возможность использовать полученные знания в жизни; оценивание степени сложности задания для себя, объяснение причин затруднения). -формирование умения анализировать нравственные категории с целью выделения существенных признаков; -умение устанавливать логические причинно-следственные связи событий и действий; -умение строить доказательство; - структурирование знаний прошлого, настоящего и будущего в социокультурном развитии. Коммуникативные: -формирование умения планирования учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (в паре, тройке, четвёрке); -развитие умения достаточно полно и точно выражать свои мысли через работу в ресурсном круге; -развитие способности присоединяться к партнёру по общению, умение видеть, слышать, чувствовать каждого; -формирование умения разрешать конфликты в ходе обсуждения в паре, четвёрке; -приобретение умений управлять собственной деятельностью и деятельностью группы, лидера группы; давать оценку и корректировать действия лидера. | -формирование чувства сопричастности своей Родине, народу и истории, гордость за них; -осознание «Я»- как гражданина России; -формирование умения соотносить свои поступки с принятыми этическими нормами и правилами поведения; - развитие нравственно-этических качеств (доброжелательность, внимательность к людям, готовность к сотрудничеству, сопереживание). | |
2 | Семья. | 0,5 | 0,5 | ||
3 | Семья. | 0,5 | 0,5 | ||
4 | Род. | 0,5 | 0,5 | ||
5 | Дом. | 0,5 | 0,5 | ||
6 | Дом. | 1 | |||
7 | Деревня. | 1 | |||
8 | Город. | 0,5 | 0,5 | ||
9 | Обобщающий урок по разделу «Родной очаг» | 0,5 | 0,5 | ||
10 | «Нива – Божья ладонь: всех кормит» | 0,5 | 0,5 | ||
11 | Поле битвы | 1 | |||
12 | Лес | 0,5 | 0,5 | ||
13 | Река. Название рек. | 1 | |||
14 | Река. Живая вода. Святая вода. | 1 | |||
15 | Море | 0,5 | 0,5 | ||
16 | Путь-дорога. | 0,5 | 0,5 | ||
17 | Дорога жизни. | 0,5 | 0,5 | ||
18 | Обобщающий урок по теме: «Родные просторы» | 0,5 | 0,5 | ||
19 | Сев и жатва. | 0,5 | 0,5 | ||
20 | Братья меньшие | 1 | |||
21 | Ткачихи-рукодельницы | 0,5 | 0,5 | ||
22 | Ткачихи-рукодельницы. | 0,5 | 0,5 | ||
23 | Мастера – плотники | 0,5 | 0,5 | ||
24 | Кузнецы-умельцы | 0,5 | 0,5 | ||
25 | Ярмарка | 1 | |||
26 | Обобщающий урок по теме: «Труд земной» | 1 | |||
27 | Слово | 0,5 | 0,5 | ||
28 | Сказка | 0,5 | 0,5 | ||
29 | Песня | 0,5 | 0,5 | ||
30 | Праздник | 0,5 | 0,5 | ||
31 | Книга | 1 | |||
32 | Икона | 1 | |||
33 | Храм | 0,5 | 0,5 | ||
34 | Обобщающий урок по теме: «Труд души» | 0,5 | 0,5 |
Тематическое планирование «Социокультурные истоки» в 3 _ классе
№ п/п | Тема учебного занятия | Содержание деятельности | Планируемые результаты | ||||||||
Теория | Практика | УУД (регулятивные, познавательные, коммуникативные) | Личностные результаты | ||||||||
1 | Вводный урок | 1 | Регулятивные УУД:
Познавательные УУД:
Коммуникативные УУД:
|
| |||||||
2 | Вера | 0,5 | 0,5 | ||||||||
3 | С верой приходит доброе дело | 0,5 | 0,5 | ||||||||
4 | Верность – знак веры | 0,5 | 0,5 | ||||||||
5 | Верность не знает мелочей | 0,5 | 0,5 | ||||||||
6 | Правда – путь к истине | 0,5 | 0,5 | ||||||||
7 | Правда – путь веры | 0,5 | 0,5 | ||||||||
8 | Честь | 0,5 | 0,5 | ||||||||
9 | Обобщающий урок: Береги честь смолоду | 0,5 | 0,5 | ||||||||
10 | Надежда | 1 | |||||||||
11 | Тщетная и твердая надежда | 0,5 | 0,5 | ||||||||
12 | Согласие | 0,5 | 0,5 | ||||||||
13 | Согласие ума, сердца, души | 0,5 | 0,5 | ||||||||
14 | Терпение и умение | 0,5 | 0,5 | ||||||||
15 | Терпение и спасение | 1 | |||||||||
16 | Послушание опыту | 0,5 | 0,5 | ||||||||
17 | Обобщающий урок: Послушание совести и закону | 0,5 | 0,5 | ||||||||
18 | Любовь – добро, единство – дружба | 0,5 | 0,5 | ||||||||
19 | Семейная любовь | 0,5 | 0,5 | ||||||||
20 | Милосердие | 0,5 | 0,5 | ||||||||
21 | Где гнев – там и милость | 0,5 | 0,5 | ||||||||
22 | Доброта | 0,5 | 0,5 | ||||||||
23 | Доброта истинная и ложная | 0,5 | 0,5 | ||||||||
24 | Покаяние | 1 | |||||||||
25 | Покаяние и любовь | 0,5 | 0,5 | ||||||||
26 | Обобщающий урок: Сад добродетелей | 0,5 | 0,5 | ||||||||
27 | Ум да разум | 1 | |||||||||
28 | Ум да разум | 0,5 | 0,5 | ||||||||
29 | Истина | 1 | |||||||||
30 | Истинный человек | 0,5 | 0,5 | ||||||||
31 | Знания – плод учения | 0,5 | 0,5 | ||||||||
32 | Мудрость | 0,5 | 0,5 | ||||||||
33 | Премуд- рость | 0,5 | 0,5 | ||||||||
34 | Обобщающий урок: Дорога Веры, Надежды, Любви | 0,5 | 0,5 | ||||||||
Тематическое планирование «Социокультурные истоки» в 4 _ классе
№ п/п | Тема учебного занятия | Содержание деятельности | Планируемые результаты | ||
Теория | Практика | УУД (регулятивные, познавательные, коммуникативные) | Личностные результаты | ||
1 | Вводный урок. | 1 | Регулятивные УУД:
Познавательные УУД:
Коммуникативные УУД:
|
| |
2 | Первые образы. Отец. Мать. | 0,5 | 0,5 | ||
3 | Родители. | 0,5 | 0,5 | ||
4 | Отечество. | 0,5 | 0,5 | ||
5 | Мир. | 0,5 | 0,5 | ||
6 | Священные образы. Спаситель. | 0,5 | 0,5 | ||
7 | Богородица. Ангел-хранитель. | 0,5 | 0,5 | ||
8 | Светлые образы. Свет и просветители. Праведники и мудрецы. | 0,5 | 0,5 | ||
9 | Образы-знаки. | 0,5 | 0,5 | ||
10 | Священные слова. Заповеди и заветы. Молитва. | 1 | |||
11 | Сердечные слова. Родительское благословение. | 0,5 | 0,5 | ||
12 | Родительское благословение. | 0,5 | 0,5 | ||
13 | Сердце сердцу весть подает. | 0,5 | 0,5 | ||
14 | Сердечные слова. | 0,5 | 0,5 | ||
15 | Честные слова. | 0,5 | 0,5 | ||
16 | Правила честного слова. | 0,5 | 0,5 | ||
17 | Обобщающий урок. «Традиции слова». | 0,5 | 0,5 | ||
18 | Труд. Земледельцы. | 0,5 | 0,5 | ||
19 | Ремесленники. | 0,5 | 0,5 | ||
20 | Купцы и предприни-матели. | 0,5 | 0,5 | ||
21 | Служение. Воинство. | 0,5 | 0,5 | ||
22 | Священство. | 0,5 | 0,5 | ||
23 | Суд и управление. | 0,5 | 0,5 | ||
24 | Творчество. Искусники. | 1 | |||
25 | Книжники. | 0,5 | 0,5 | ||
26 | Обобщающий урок. «Традиции праведного дела» | 0,5 | 0,5 | ||
Традиции праздника | 0,5 | 0,5 | |||
27 | Гулять всем миром. | 1 | |||
28 | Гулять всем миром. | 0,5 | 0,5 | ||
29 | Радоваться всей семьей. | 0,5 | 0,5 | ||
30 | Радоваться всей семьей. | 0,5 | 0,5 | ||
31 | Помнить всем Отечеством. | 0,5 | 0,5 | ||
32 | Помнить всем Отечеством. | 0,5 | 0,5 | ||
33 | Молиться всей церковью. | 0,5 | 0,5 | ||
34 | Потрудиться душой. | 0,5 | 0,5 |