Мои уроки

Елена Александровна Морозова-Винникова

Разработки уроков по химии, биологии

Скачать:


Предварительный просмотр:

Самоанализ урока биологии в 9 классе

по теме «Методы селекции растений  и животных»

Данный урок является комбинированным уроком, это один из разделов общей темы «Организменный уровень». Структура урока традиционная и  предполагает повторение изученного ранее материала, новую тему, закрепление. Целями данного урока является формирование у учащихся представлений об основных методах селекционной работы с растениями и животными и их использование в сельскохозяйственной практике; изучение учащимися новых понятий о гетерозисе, инбридной депрессии, инбридинге, особенностях отдельной гибридизации; отработка умений применять знания закономерностей наследственности и изменчивости для обоснования методов селекции, сравнения сортов, пород, форм отбора и формулирования выводов; воспитательной целью урока было показать  учащимся достижения отечественной селекции и дальнейшие перспективы развития этой области науки и практики. На уроке применялись приемы, помогающие подготовиться учащимся к ГИА по биологии.

При проведении этапа урока «Проверка домашнего задания» предполагаются фронтальные методы работы (опрос учащихся) и индивидуальные (заполнение таблицы).

Изучение нового материала начинается с анализа высказывания, записанного на доске. На этом этапе урока прослеживается межпредметная связь с литературой, умение высказывать собственное мнение.

Изучение нового материала проходит при работе учащихся с текстом. Читая научный текст, они должны выбрать из него описание методов селекции. Данный прием помогает ученикам при подготовке к ГИА по биологии – одно из заданий в КИМе по биологии предполагает анализ научного текста. В ходе работы с текстом ученики заполняют таблицу, что также способствует лучшему усвоению материала.

На этапе закрепления ученики должны продемонстрировать свои аналитические способности и сделать общий вывод.

Во время работы с текстом предусмотрена групповая форма работы, которая способствует развитию коммуникативных компетенций обучающихся, умению работы в команде.

Домашнее задание дифференцированное, предполагается выполнение творческого задания для желающих.

Данный урок является здоровьесберегающим, так как на всем его протяжении ученики не оказываются в состоянии стресса, они могу воспользоваться учебником, интернетом для поиска ответов на поставленные вопросы. Переход учеников во время урока со своего места в группу является скрытой динамической паузой, что также позволяет ученикам сохранить здоровье.

Проведение урока в такой форме способствует лучшему усвоению учебного материала, создает ситуацию успеха на уроке, позволяет учитывать личностные способности каждого ребенка.



Предварительный просмотр:

                                                                                       Разработка урока  с использованием

                                                                                   технологии  критического мышления.

                                  Сахароза – представитель дисахаридов.

                                                              Цели урока:

  1. Изучить состав, строение и свойства дисахаридов на примере сахарозы
  2. Выявить черты различия между моносахаридами и дисахаридами.
  3. Развивать логическое мышление, умение находить причинно-следственные связи  между веществами и явлениями, способности защищать собственное мнение.
  4. Воспитывать коммуникативные навыки.

Оборудование:

           Растворы сахара,   гидроксида  кальция,  гидроксид меди (11),  пробирки

         

                                                   

Ход урока.

1. Стадия вызова.

   1. Решение задачи.

При сгорании  1,71 г   органического вещества  образовалось 2,64 г углекислого газа и 0,99 г воды. Молярная масса  данного вещества в 171 раз больше молярной массы водорода. Определите формулу органического  вещества.

  Решение задачи приводит к  формуле С12Н22О11. Из молекулярной формулы выясняется, что данное вещество не относится к моносахаридам.  Выясняем, что в  данном веществе   количество атомов углерода  в 2 раза превышает количество атомов углерода в моносахариде  глюкозе. Отсюда ученики могут предположить, что данное вещество относится к дисахаридам. Сообщаем, что название вещества  - сахароза – химическое название обычного  сахара.

   2.Актуализация имеющихся знаний об углеводах и сахарозе.

          Задание 1. Самостоятельная работа. Начертите в тетради  таблицу  и заполните 1 и 2  графы данной таблицы.

Я знаю

          Хочу узнать

         Узнал новое

 

     

         Задание 2. Работа в парах. Перескажите друг другу ваши записи.

         Задание 3. Совместная работа учащихся. Отчеты учащихся о результатах работы.

На доске составляется опорный конспект темы  в виде грозди или цветка. В центре грозди или цветка - тема урока «Сахароза», вокруг-приведенные учащимися факты. Учащиеся не повторяют, а  дополняют друг друга.

2. Стадия осмысления новой информации.

   1. Самостоятельная работа с новой информацией. Классу  предлагаем прочитать  текст (приложение)   и выполнить задание:

 изучите текст, в ходе работы на полях текста  карандашом делайте пометки

                 

v    уже знал

+    новая информация,

!    очень ценная информация,

?    не очень понятно,

-    думал иначе

    2. Структурная организация информации в памяти.  Работа в парах - учащиеся обсуждают полученные данные.

    3. Совместная работа учащихся. Учащиеся систематизируют полученные знания, обсуждают сложные  вопросы, свою точку   аргументируют   цитатами  из текста.  

В ходе обсуждения корректируется опорная схема   на доске. Вновь полученные знания дописываются  при помощи мела другого цвета.

    4.  Демонстрация опытов взаимодействия раствора сахарозы с  гидроксидом кальция  и гидроксидом меди.

3. Стадия размышления (рефлексии).

   Задание 1. Заполните  графу 3 таблицы.

   Задание 2. Расскажите, что нового узнали вы  на данном уроке

Работа в  парах  - учащиеся рассказывают друг другу  о полученных знаниях

   Задание 3. Ответьте на вопрос «В чем различие между моносахаридами и

                      дисахаридами?»

   Задание 4. Продолжите высказывание: Сахароза – это …..

Задание на дом: составить  вопросы для размышления – уточняющие (правильно ли я понял, что…?), оценочные (в чем отличие…?)

                                                                                         Приложение 1

               Текст для осмысления новой информации

Сахароза, или свекловичный сахар, тростниковый сахар, в быту просто сахар  - дисахарид, состоящий из двух  моносахаридов – глюкозы и фруктозы.  Молярная масса 342,31.  Сахароза является весьма распространённым в природе дисахаридом, она встречается во многих  фруктах, плодах  и ягодах. Особенно велико содержание сахарозы в сахарной свёкле и сахарном тростнике, которые и используются для промышленного  производства пищевого сахара. Представляет  бесцветные  кристаллы,  хорошо растворимые  в воде (насыщенный  раствор  содержит 67% сахарозы  при 20°С и 83% при 100°С), умеренно  растворяется  в полярных органических растворителях и водно-органических  смесях, не растворяется  в   спиртах и неполярных органических растворителях.

Структурная формула сахарозы

4059-3.jpg

           Сахароза - дисахарид, широко распространенное резервное вещество  растений, образующееся в процессе фотосинтеза и запасаемое в листьях, стеблях, корнях, цветах или плодах. При нагревании  выше температуры  плавления происходит разложение и окрашивание расплава (карамелизация). Сахароза  к щелочам довольно устойчива, но   чрезвычайно легко  расщепляется (гидролизуется) кислотами  на D-глюкозу и D-фруктозу.

С12Н22О11   +  Н2О   ==  С6Н12О6  + С6Н12О6

 Гидролиз сахарозы  сопровождается изменением знака удельного вращения раствора  и потому называется  инверсией.  Сахароза легко сбраживается дрожжами. Будучи слабой кислотой  (Кдис.  ок. 10-13), сахароза образует комплексы (сахараты) с гидроксидами щелочных и щелочноземельных  металлов.  

Сахароза, попадая в кишечник живого организма, быстро гидролизуется  альфа-глюкозидазой тонкой кишки  на глюкозу и фруктозу, которые затем всасываются в кровь.  Ингибиторы   альфа-глюкозидазы, такие, как акарбоза, тормозят расщепление и всасывание сахарозы, а также и других углеводов,  гидролизуемых альфа-глюкозидазой, в частности, крахмала. Это используется в лечении сахарного диабета 2-го типа.

    Сахарозу получают в промышленных  масштабах из сока сахарного тростника   или сахарной свеклы, эти два растения обеспечивают около  90% мировой продукции сахара, которая превышает 50 млн. т/год. Хим. синтез сахарозы весьма сложен и экономического значения не имеет. Сахарозу используют как пищевой продукт (сахар) непосредственно или в составе кондитерских изделий, а в высоких концентрациях - как консервант; она  служит также субстратом в промышленных  ферментационных процессах получения этанола, бутанола, глицерина, лимонной  кислоты,  используется    при приготовлении лекарственных  средств.  



Предварительный просмотр:

САМОАНАЛИЗ УРОКА

Класс: 8Б


Тема урока:  «Решение задач по нахождению массовой и объемной доли компонентов смеси, раствора»

Тип урока и его структура: по типу данный урок являлся уроком применения и закрепления полученных знаний. Тема изучена ранее, на этом уроке предполагалось отработать на практике навыки решения подобных задач. Структура урока включала следующие этапы:

  • Организационный момент;
  • Настрой на урок;
  • Актуализация знаний;
  • Мотивация;
  • Динамическая пауза;
  • Работа с текстом;
  • Решение задач в парах;
  • Динамическая пауза;
  • Самостоятельное решение задач;
  • Домашнее задание, оценивание;
  • Рефлексия.

В процессе выстраивания работы с детьми по этой теме я планировала сформировать следующие УУД:

Личностные: перед учениками был поставлен вопрос – «А зачем мне нужны навыки решения задач на определение массовой доли?». В течение всего урока я старалась показать необходимость этих умений.

Познавательные: этот блок УУД реализовывался при работе с текстом. Использовался прием «Смыслового чтения», когда ученики должны были выбрать ключевые слова в тексте и составить алгоритм решения задачи. Данная деятельность решала еще одну задачу – умение преобразовать текст в алгоритм, что является реализацией информационной компетенции.

Регулятивные: регулятивные УУД предполагают, что ученик самостоятельно осуществляет целеполагание на уроке, прогнозирует результат своей учебной деятельности. Я считаю, что нам удалось достичь того, что ученики сформулировали тему урока и определили его цели. В течение всего урока дети неоднократно осуществляли оценку деятельности себя, одноклассников.

Коммуникативные: этот блок УУД реализовывался при объяснении учениками того, как они решали задачи, проводили практическую работу, анализировали представленные факты.

Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности.

Считаю, что главный этап урока – это этап  мотивации. Именно на этом этапе ученики должны были самостоятельно сформулировать тему урока и важность навыков, которые отрабатывались на уроке. Думаю, что этот этап прошел удачно и дал настрой на весь урок. Предоставленный образ – три раствора медного купороса разного оттенка, помог ученикам определить тему урока и поставить цели. Так как основной целью этого урока было отработать навыки решения задач по теме, то основной упор при отборе материала делался именно на подбор задач, связанных с жизнью. Я старалась показать ученикам, что химия – очень важная наука, нисколько не оторванная от жизни.

Осуществление развития учащихся в процессе обучения

Реализация метапредметности на уроке осуществлялась несколькими приемами. Во-первых, при проведении практической работы ученики должны были вспомнить навыки, полученные на уроках физики – работа с рычажными весами, определение объема, зная массу и плотность. Кроме того, в течение всего урока мы оперировали понятиями «доля», «процент», которые изучались ребятами в 5 классе на уроках математики. Наконец, работа с текстом, где прослеживалась связь с русским языком.

Рациональность   распределения времени.

Считаю, что время было распределено рационально. Оптимальное сочетание различных видов деятельности, смена видов деятельности, проведение двух динамических пауз – гимнастики для глаз с позитивным настроем, скрытой динамической паузы, работало на то, чтобы работа учеников на уроке была максимально продуктивной.

Логичность этапов урока.

Думаю, что все этапы урока логично вытекали один из другого. На мой взгляд, урок был выстроен грамотно, логично. Небольшая самостоятельная работа во второй половине урока предполагала решение трех задач, но жестких рамок поставлено не было. Каждый ребенок работал в силу своих возможностей.

Здоровьесбережение.

Считаю, что урок был здоровьесберегающим. На протяжении всех 45 минут на уроке была благоприятная психологическая обстановка, ситуация успеха. Проведены 2 динамические паузы.

Отбор дидактических материалов, ТСО, наглядных пособий в соответствии с целями.

Я посчитала необходимым приготовить мультимедийную презентацию к данному уроку, так как ее использование облегчает моменты контроля на уроке, позволяет обеспечить наглядность.

Контроль усвоения знаний, умений и навыков учащихся.

При организации контроля были предусмотрены самоконтроль, взаимоконтроль, самооценка по  итогам урока. Кроме того, будут проверены работы учеников и поставлена еще одна отметка за самостоятельную работу.

Итоги урока.

Я считаю, что достигла поставленных целей урока. Были отработаны навыки решения задач по теме. Урок удался.



Предварительный просмотр:

Урок-обобщение в 9 классе по теме «Металлы»

Цели урока:

 Обучающая - обобщить знания учащихся об основных свойствах элементов-металлов главных подгрупп I-III групп и побочных подгрупп периодической системы Д.И.Менделеева, а также образуемых ими простых и сложных веществ.

Развивающая - совершенствовать умения экспериментально подтверждать химические свойства металлов, на основе теоретических знаний выполнять практические задания, устанавливать взаимосвязь строения и свойств веществ, сравнивать, обобщать, логически мыслить и рассуждать, развивать творческие способности, использовать дополнительную литературу.

Воспитательная - воспитывать экологическую культуру (на примере действия на организмы тяжелых металлов), ответственное отношение к собственному здоровью в связи с недостатком в организме или излишним поступлением в организм некоторых металлов, умение объективно оценивать результаты своего труда.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, подготовленные наборы необходимых  реактивов, карточки  с реакциями, содержащие ошибки и контрольные карточки без ошибок, тесты.

Ход урока.

1. Организационный момент. 

Каждый ученик получает карточку с таблицей:

Что я знаю по теме

Что я хочу узнать

Что я узнал

2. Разминка. Командам предлагается ответить на вопросы. Каждый правильный ответ оценивается в один балл.

Вопросы:

1.Что такое металлы? (Металлы - хим. элементы, образующие в свободном состоянии простые вещества с металлической связью)

2. Какие металлы использовались в древние и средние века? (Fe, Cu, Sn, Pb, Hg, Au, Ag)

3. Какие металлы называют черными, какие цветными?

(Черные - железо и его сплавы, цветные – Al, Cu, Pb, Zn, Sn, Ag)

4. Самый легкий металл? (Литий)

5. Самый твердый металл. (Хром)

6. Какой металл придает нашей крови красный цвет? (Железо)

7. Самый тяжелый металл (Осмий)

8. В какой металл упаковывают еду для космонавтов и конфеты для ребят? (Алюминий)

9. Металл - жидкость. ( Ртуть)

10. Самый используемый металл в мире. (Железо)

11. Какой металл называют металлом консервной банки? (Олово)

12.Какой длины проволоку можно вытянуть из 1г. золота?. (3,5 км.)

13. Какой самый распространенный на Земле металл? (Алюминий)

14. Какой металл участвует в свертывании крови? (Кальций)

15.Самый тугоплавкий металл. (Вольфрам)

16. Почему литий хранят не в керосине, а в вазелине?

(Легкий, всплывает, плотность лития меньше, чем плотность керосина)

17. Чего больше всего боится славный и бесстрашный воин - железо? (Коррозии)

18. Что такое белое золото? (Сплав золота, серебра, платины)

19. Самый пластичный металл. (Золото).

20. Какой металл убивает бактерий? (Серебро).

Эксперимент-загадка

3. Конкурс домашнего задания. Каждой команде дается 2 минуты, в течение которых необходимо сообщить интересную информацию о металлах.

4. Эксперимент. Каждая команда должна осуществить цепочку превращений.

1 команда. Cu     Cu(OH)2     CuO

2 команда. FeCl3     Fe(OH)3    Fe2(SO4)

3 команда. ZnCl2    Zn(OH)2    ZnCl2

4 команда. Zn     ZnCl2     Zn(OH)2

5. Перевести с химического языка на русский.

а) Не все то аурум, что блестит. (Не все то золото, что блестит.)

б) Белый как карбонат кальция. (Белый как мел.)

в) Феррумный характер. (Железный характер.)

г) Слово - аргентум, а молчание – аурум. (Слово-серебро , а молчание – золото.)

д) За купрумный грош удавился. (За медный грош удавился.)

е) Много Н2О утекло. (Много воды утекло).

6. Мозговой штурм. Каждая команда должна была подготовить по три вопроса командам-соперникам. Пожалуйста, задаем свои вопросы.

7. Найти ошибки. Следующий вид работы – проверить работы учеников. Каждая команда получает карточку с выполненным заданием, которое нужно проверить и найти ошибки.

8. Рефлексия. 

Итог

Оценки