Взаимодействие логопеда с воспитателями
Консультация для воспитателей
«Новая философия сотрудничества детского сада с семьей в условиях коррекционной работы в МБДОУ»
В соответствии с новым Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) в содержании коррекционной работы должно быть отражено взаимодействие при разработке и реализации коррекционных мероприятий воспитателей, специалистов ДОУ, для оказания поддержки детям с ограниченными возможностями здоровья.
Эффективность коррекционно–развивающей работы в группе компенсирующей направленности во многом зависит от преемственности в работе логопеда, воспитателей и родителей. В настоящее время складывается новая философия сотрудничества детского сада c семьёй.
Между тем наблюдаются некоторые противоречия. Во – первых, постоянный профессиональный поиск, когда, с одной стороны, педагоги чувствуют приверженность традиционным формам работы, а с другой – ищут новые способы взаимодействия. Во – вторых, кризис доверия – «Почтовые ящики», «Книги отзывов» зачастую носят формальный характер и содержат общие фразы. В – третьих, внешняя активизация взаимодействия с семьёй, измеряемая количественными признаками, когда мероприятия из – за нехватки времени не имеют обратной связи. В - четвертых, несовпадение позиций: педагоги ищут точки соприкосновения в коррекционно – развивающих вопросах, а родители считают «пусть воспитывают и развивают, пока я на работе».
Общей целью дошкольного учреждения и семьи стало Повышение эффективности коррекционно – воспитательного потенциала при взаимодействии учителя - логопеда, воспитателей и родителей детей с ОНР на основе личностно-ориентированного подхода к каждому ребёнку с использованием эффективных форм совместной деятельности.
Выделены задачи:
· Установление партнёрских отношений с семьёй каждого воспитанника;
· Создание атмосферы общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки и взаимопроникновения в проблемы друг друга;
· Повышение психолого - педагогической компетентности родителей в вопросах речевого развития ребёнка;
· Оказание помощи родителям в выполнении ими воспитательных и коррекционных функций;
· Обучение родителей конкретным приёмам логопедической работы.
Как заинтересовать родителей в совместной работе? Как сделать родителей участниками воспитательного процесса? Для этого мы в своей работе стараемся использовать разные формы взаимодействия с родителями.
Классификация форм взаимодействия с родителями.
1. Информационно – просветительские
· Вечер вопросов и ответов
· Устный журнал
· Пресс – конференция
· Реклама
· Информационный сайт МБДОУ
· Газета детского сада
· Дистациооное обучение
· Буклеты, памятки, брошюры
· Тематические консультации
· Семинары
· Доска объявление
· Информационный стенд
· Переносная детско-родительская библиотека
2. Развивающие общественное управление.
· Участие родителей в педагогических советах
· Совет родителей
· Родительский комитет
· Инициативная группа
· Творческая группа
3. Традиционные
· Родительское собрание
· Выявление лучшего опыта семейного воспитания
· Семейные альбомы
· Посещение семьи ребёнка
· Индивидуальные беседы с родителями
· Педагогическая гостиная
· Клуб знатоков
· День открытых дверей
· Семейный клуб
· Практикум
· Деловая игра
4. Интерактивные.
· Моделирование игровых и проблемных ситуаций
· Дискуссионный круглый стол
· Викторина
· Изучение рисуночных проектных методик
· КВН
· Акции
· Тренинги
· Совместные и индивидуальные проекты
· Мастер – класс родителей
· Метод «коллективного» педагога
· Презентация детского сада, группы
· Представление семейного опыта воспитания
· Домашняя игротека
5. Творческо – продуктивные.
· Оформление пригласительных билетов
· Творческая мастерская
· Выставки детских и совместных работ
· Изготовление нетрадиционного оборудования при организации развивающей среды
· Привлечение творческого потенциала родителей для участия в утренниках, совместных праздниках, соревнованиях, вечерах досугов.
· Организация развивающей среды
· Тематические вечера
6. Обратная связь.
· Анкетирование
· Экспресс – опрос
· Магнитофонная запись
· Книга доверия
· Почта группы
· Журнал «Ваше мнение важно для нас»
· Сочинение сказок о семье и детском саде
· Видеопросмотры проведённых мероприятий
· Личный блокнот
· Беседа, наблюдение
· Рейтинг мероприятий на сайте
· Дневник группы
· Информационная корзина
Мы хотим представить вашему вниманию, более интересные на наш взгляд, формы работы с родителями.
Информационно-просветительские формы общения с родителями направлены на выявление интересов, запросов родителей. Оно дает возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности.
С этой целью в детском саду создан информационный сайт mdou13.beluo.ru, где родители получают информацию на разные темы. Здесь размещены консультации узких специалистов, воспитателей по проблеме воспитания и развития дошкольников, советы врача и учителя – логопеда. А также размещены нормативные документы, информация о сотрудниках и работе МБДОУ.
Одной из интересных форм работы с родителями стала газета детского сада «Калейдоскоп детства». Она выпускается один раз в квартал, т.е 4 раза в год. В нашей газете мы публикуем разные рубрики. В них помещаем практический материал, дающий возможность понять, чем занимается ребенок в детском саду, конкретные игры, в которые можно поиграть, советы, консультации, задания, успехи и достижения детей. Также в нашей группе мы выпускаем свою газету для наших родителей «Наш Речецветик». В этой газеты мы знакомим родителей с нормами речевого развития ребёнка, о диагнозах с речевой патологией, советы и рекомендации о готовности ребёнка к школе. Эта газету родители читают, изучают дома, а на родительских собраниях, мы обсуждаем разные вопросы по проблемам речевого развития.
Следующей формой работы является переносная детско – родительская библиотека. В нашей группе такая библиотека существует, где дети и родители могут брать детские книги на дом. Это позволяет родителям поддерживать традиции группы «Сказка перед сном», «Читаем вместе с ребёнком».
Многие родители активно читают новинки педагогической литературы, знакомятся с классическими произведениями по развитию и воспитанию детей, а также являются активными читателями методической литературы по корекционно – развивающему обучению. Берут пособия, дидактические игры по автоматизации звуков в словах.
Наглядные формы общения способны выполнять задачи ознакомления родителей с методами и приемами воспитания, оказывать им помощь в решении возникающих проблем.
В нашей группе создана творческая группа родителей, которая регулярно собирается для того, чтобы содействовать воспитателям группы в совершенствовании условий для осуществления образовательного процесса, охраны жизни и здоровья воспитанников, свободного развития личности; принимать активное участие в создании развивающей среды, участвовать в организации и проведении совместных мероприятий.
Следующая форма работы с родителями это участие родителей в совместных мероприятиях, проводимых в детском саду. Например, «Мастер-класс» по изготовлению спортивного оборудования из бросового материала, кукольного театр из деревянных ложек или родители показывают, как они умеют вышивать, вязать крючком, спицами, также делятся любимыми рецептами или изготавливают из соленого теста разные игрушки, которые потом участвуют в конкурсах, играх или выставках в рамках реализации творческих детско-родительских проектов «Будь здоров, малыш!», «Добрая дорога детства», «Домик для скворушки», «Новый год у ворот!» и.т.д.
Одной из интересных форм работы с родителями является предоставление семейного опыта воспитания. Некоторые родители приняли активное участие в проектной деятельности «Я исследователь», они представили свой опыт семейного воспитания на тему «Спорт это полезно или вредно?», «С хлебом русский человек богатырь из века в век». А также готовят домашнее задания: составляют рассказы, истории, традиции интересные случаи жизни их семьи. В нашей группе проходят встречи – беседы родителей, которые знакомят детей со своими профессиями. Очень важно не только то, что дети узнают и учатся чему – то новому, но и то, с каким уважением и благодарностью смотрят на своих пап и мам, которые так много знают и умеют.
Одной из результативных форм являются творческая мастерская. Эта форма работы помогает не только наладить эмоциональный контакт с родителями, улучшить детско-родительские отношения на основе предметной совместной деятельности, но и стать своеобразным клубом для детей и родителей. Совместно выполненные работы детей и родителей используются в оформительской части других встреч, выставках, в качестве подарков взрослым и детям, в организации конкурсов.
Родители охотно участвуют в акциях «Помоги птицам зимой» (делают кормушки и вместе с детьми их развешивают, «Укрась участок», «Наряди елочку». Очень интересно проходят совместные праздники, где наши родители являются не только зрителями, но и участниками. Играют сказочных персонажей на утренниках.
Одной из важных форм взаимодействия стало поддержание обратной связи, что помогает выявлять проблемы в вопросах коррекционного обучения и проследить результаты их разрешения.
Кроме анкетирования, опроса в работе с родителями помогает «Почта доверия» - это сделанный почтовый ящик, куда родители кладут записки со своими проблемами, идеями, предложениями, вопросами на любую тему воспитания, образования ребенка. Эти вопросы обсуждаются на родительских собраниях или заседаниях родительского клуба, либо в виде консультаций как в письменной, так и в устной индивидуальной формах. Такая форма работы позволяет родителям делиться своими мыслями и эффективна, когда нехватка времени мешает нам встретиться с родителями лично.
Все формы взаимодействия с родителями создают атмосферу доверия и сотрудничества в коллективе взрослых, окружающих ребёнка. Чем лучше налажено общение между семьёй и педагогами, тем большую поддержку получит ребёнок, тем выше вероятность, что его жизнь в детском саду будет полна впечатлениями, а первый жизненный опыт окажется успешным.
Таким образом, философия сотрудничества детского сада с семьёй строится на принципах прозрачности, открытости, партнёрских отношений и признания мнения родителей приоритетным в решении вопросов коррекционного обучения и развития детей.