Взаимодействие логопеда с психологом
Педагог-психолог
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Осталось совсем немного времени до поступления ребенка в школу, а его речь отстает от возрастной нормы. Сможет ли будущий школьник полноценно учиться? Справится ли со школьнойпрограммой? Подобные вопросы волнуют и родителей, и педагогов, тем более, когда дело касается такого сложного и трудноустранимого нарушения, как общее недоразвитие речи.
Для полноценной подготовки к школе детей с недоразвитием всех компонентов языковой системы нужно решить ряд задач, а именно:
— выработать у детей навык продуктивной учебной деятельности;
—устранить фонетико-фонематическую недостаточность;
—сформировать навыки звукового анализа, а затем и послогового чтения;
— развить связную речь;
— предупредить нарушения письма и чтения, вероятность про
явления которых особенно велика у детей данной категории.
Осуществить такой объем работы можно лишь при условии квалифицированного, комплексного и систематического специального обучения дошкольников
Общее недоразвитие речи - различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к её звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте.
Состояние речевой деятельности и уровень сформированности языковых средств у каждого из детей в подготовительной логопедической группе, естественно, имеют индивидуальные особенности. Однако можно отметить и общие закономерности, на которых имеет смысл остановится подробнее.
Произношение звуков. У детей, ранее получавших логопедическую помощь, как правило, остаются несформированными самые сложные в коррекционном плане фонемы: шипящие (Ш, Ж, Ч, Щ) и звуки Р и РЬ. У детей первого года обучения патология произношения серьезнее и охватывает не 2, а 4—5 групп звуков (свистящие, сонорные, шипящие, нередко мягкие и звонкие). Но у всех детей отмечается смешение (при восприятии на слух и произношении) близких в акустическом и артикуляторном планах звуков: С-Ш, 3-Ж, Р-Л, Ч-ТЬ, Ч-Щ, Ч-Ц, СЬ-Щ.
В отличие от начальных этапов обучения, к подготовительной группе слоговая структура извуконаполняемость речи ребёнка искажаются только в словах, содержащих 4—5 слогов, с одним или двумя стечениями согласных звуков (строительство, водопроводчик, пограничники, магнитофон и др.).
Словарный запас дошкольников с общим недоразвитием речи к шести годам значительно наполнен, однако по-прежнему отстаёт от возрастной нормы как количественно, так и качественно. Затруднения касаются подбора синонимов и антонимов, родственных слов, относительных прилагательных, слов, имеющих абстрактное значение, некоторых обобщений.
Употребление приставочных глаголов, существительных, обозначающих профессии (дирижер, балерина, директор, комбайнёр и др.) или названия спортсменов по видам спорта (гимнастка, пловчиха, конькобежец и др.), обнаруживает значительное количество ошибок. В словаре детей зачастую отсутствуют сложные существительные (ледоход, соковыжималка, тестомесилка и др.), сложные прилагательные (тонконогий, длиннохвотый, остромордая и др.), притяжательные прилагательные ( лисий, обезьянья, слоновий и пр.) и т.п.
Дети не всегда точно и полно могут объяснить значение знакомого слова, подобрать более двух-трех прилагательных или глаголов к заданному существительному (Что может делать корова? Какая это ваза? И т.п.).
Грамматическое оформление речи. Если ребенок обучался и логопедической группе, он способен строить простые нераспространенные и распространенные предложения, включая фразы с несколькими определениями. Однако и в таких предложениях у большей части детей продолжают отмечаться нарушения согласования и управления (высокую дерево, пять грушей, две ведры, дотронулся лоба, ухаживал белку и пр.), пропуски или замены сложных предлогов (из-за, из-под, с/со, над), изменение порядка слов. Наиболее характерны эти ошибки для необученных дошкольников. И все дети группы (обученные и необученные) затрудняются в построении сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.
Указанные нарушения во всех компонентах языковой системы, естественно, отражаются на связной речи дошкольников, которая продолжает оставаться несовершенной. Рассказы детей недостаточно полны, развернуты, последовательны, состоят в основном из простых предложений, бедны эпитетами, содержат фонетические и грамматические ошибки.
В подготовительных к школе коррекционных группах логопед проводит обучение грамоте. В начале учебного года готовность к чтению и письму у детей различна. Необученных детей приходится учить с азов звукового анализа, обученные нуждаются в закреплении полученных навыков.
Необходимо учитывать, что для грамотного чтения и особенно письма детям данной категории недостаточно знать буквы уметь их писать. Только после получения отчетливых представлений о том, что предложение складывается из слов, слова со стоят из слогов и звуков, а звуки в каждом слове располагаются в определенной последовательности, и стойкого навыка определения порядка звуков в двух- и трехсложных словах со стечением согласных целесообразно учить буквы. В противном случае, они могут остаться для ребенка бессмысленными знаками и пользоваться ими дошкольник с речевым недоразвитием не сумеет.
В подготовке к школе существенная роль принадлежит высшим психическим функциям, тесно связанным с речевой деятельностью. Это внимание, память и словесно-логическое мышление.
По сравнению с необученными шестилетками, уровень внимания их обученных сверстников выше. Они способны активно работать в течение двух занятий по 25—30 минут, усваивая учебный материал в объеме 60— 80%. Время продуктивной работы необученных дошкольников значительно ниже. В самом начале обучения оно составляет 6—7 минут и только к середине учебного года достигает относительной нормы.
По сравнению с пятилетками, у детей 6-летнего возраста показатели зрительной и речевой памяти возрастают на 2—3 единицы: дошкольники подготовительной группы в состоянии удержать и воспроизвести ряд из 5—6 слов, повторить названия 5—7 картинок, столько же предметов разложить в исходном порядке и т.п. Эти дети запоминают с первого раза и повторяют четко ритмизованные двустишия, короткие рассказики, скороговорки. У необученных детей, даже при относительно сохранной зрительной памяти, речевая память заметно отстает от нормы. По-видимому, на это влияет недоразвитие процессов внимания, слухового и фонематического восприятия. Кроме того, как показывает практика, в начале обучения у детей заметно снижено чувство рифмы и ритма, что отрицательно сказывается на запоминании стихов.
Снижение показателей словесно-логического мышления у части и детей носит вторичный характер. Большинство из них без труда проводит невербальную классификацию: включение предмета в ряд, исключение из ряда лишнего предмета или объекта с выраженными признаками (цвет, форма, величина). Те же задании, но сопряженные с рассуждениями, умозаключениями и опосредованными выводами, вызывают у дошкольников серьезные затруднения. Например, выделить как «лишнюю» чайную чашку среди металлической посуды или мальчика без головного убора среди по-зимнему одетых детей, объяснить пословицу, проанализировать ситуацию, отгадать непривычную загадку — под силу далеко не всем шестилеткам без продолжительного специального обучения. В то же время, совершенствование словесно-логического мышления положительно влияет на речевое развитие, которое невозможно без анализа, синтеза, сравнения, обобщения — то есть основных операций мышления.
Особую группу составляют дети, у которых общее недоразвитие речи сочетается с клиническим проявлением дизартрии, ринолалии и алалии или является их следствием.
Дизартрия — стойкое нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточной иннервацией органов речевого аппарата. Логопеды, как правило, имеют дело состертыми формами дизартрии, которые проявляются легкими периферическими парезами мышц языка. С такими детьми артикуляционной гимнастикой нужно заниматься систематически, активно и более продолжительно, чем с другими дошкольниками.
Ринолалия — нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное неправильным участием носовой полости в речевом акте. В тяжелых случаях у таких детей может быть нарушено произношение 35—38 звуков! Коррекционная работа над звукопроизношением в условиях детского сада увеличивается у некоторых ринолаликов до 15—18 месяцев.
Моторная алалия — наиболее стойкое речевое недоразвитие, наблюдаемое в случаях, когда имеет место поражение или недоразвитие речевых зон коры головного мозга. У таких детей отмечается позднее (после 2,5—3 лет) начало речи, медленное пополнение словарного запаса, активное пользование в общении мимикой и жестами (так называемыми вторичными компенсаторными формами). В шестилетнем возрасте (после продолжительного обучения, даже по достижении 3-го уровня речевого развития) дети-алалики имеют выраженный дефицит языковых средств.
Неврологические синдромы,
сопутствующие ОНР по классификации
доктора медицинских наук Е. М. Мастюковой
Общее недоразвитие речи дошкольников не обязательно бывает осложнено какими-либо нарушениями нервно-психической деятельности, однако в практике сочетание речевого недоразвития с рядом неврологических и психопатологических синдромов встречается намного чаще.
Среди неврологических синдромов, сопутствующих речевому недоразвитию, по классификации доктора медицинских наук Е. М. Мастюковой, можно выделить следующие.
1. Гипертензионно-гидроцефальный синдром — синдром повышенного внутричерепного давления, при котором имеют место увеличение размеров головы, выступающие лобные бугры, расширение венозной сети в области висков. Проявляется синдром в нарушении умственной работоспособности, произвольной деятельности и поведении детей. Для таких дошкольников характерны быстрая утомляемость и пресыщаемость любым видом деятельности, повышенная возбудимость, раздражительность, двигательная расторможенность. В некоторых случаях при данном синдроме дети плохо переносят жару, духоту, езду на транспорте, часто жалуются на головные боли и головокружения.
2. Церебрастенический синдром, проявляющийся в виде повышенной нервно-психической истощаемости и эмоциональной неустойчивости. У таких детей выражены нарушения активного внимания, памяти и восприятия учебного материала. В одних случаях синдром сочетается с повышенной возбудимостью и двигательным беспокойством, в других — с преобладанием вялости, пассивности, заторможенности.
3. Синдромы двигательных расстройств, характеризующиеся изменением мышечного тонуса в виде легких геми- и монопарезов, парезов мышц языка либо его тремора и насильственных движений, а также проявлений спастического напряжения отдельных мышц. Нарушения артикуляционной моторики у таких детей носят стойкий характер и нередко диагностируются как стертые формы псевдобульбарной дизартрии.
По наблюдениям автора, в группах для детей о общим недоразвитием речи встречаются дети, которые, помимо указанного, имеют следующие особенности:
— выраженный негативизм (противодействие просьбам и инструкциям всех окружающих или конкретных лиц);
— агрессивность, драчливость, конфликтность;
— повышенную впечатлительность, застреваемость, нередко сопровождаемые навязчивыми страхами;
— чувство угнетенности, состояние дискомфорта, иногда сопровождаемые невротическими рвотами, потерей аппетита;
— энурез (недержание мочи);
— онанизм;
— повышенную обидчивость, ранимость;
— склонность к болезненному фантазированию.
Наличие указанных болезненных черт у детей с общим недоразвитием речи объясняется тем, что само недоразвитие речи, как правило, является следствием резидуально-органического поражения центральной нервной системы.
Причинами появления стойкой речевой и психологической патологии у детей могут бытьразличные вредности, имевшее место в период внутриутробного развития, во время родов или в первые годы жизни ребенка. К ним, по многолетним наблюдениям автора, можно отнести:
1) наследственные факторы (умственная отсталость, психические заболевания, резкое нарушение обмена веществ, гормональные расстройства у родителей);
2) осложнения беременности (вирусные заболевания, несовместимость крови матери и плода по резус-фактору или групповой принадлежности, частые угрозы выкидыша, ушибы живота, продолжительные стрессы, курение матери, употребление алкоголя, наркотических средств);
3) особенности родов (стремительные или затяжные роды, осложнения акушерского вмешательства — щипцы, кесарево сечение, вакуум и пр.,— приведшие к травмам мозга, асфиксия плода);
4) постнатальные (послеродовые) факторы в период до двух лет (менингиты и менингоэнцефалиты, дизентерия, пневмония и другие заболевания, резко ослабляющие организм ребенка, частые отиты, сотрясения и ушибы мозга, некоторые виды отравлений);
5) влияние среды общения (длительные психотравмирующие ситуации, серьезные психические травмы, двуязычие в семье, социально-бытовая запущенность, неправильное воспитание).
Не каждый из приведенных факторов обязательно явится определяющим для возникновения патологии развития. Однако нарушения дизонто-генетические, приводящие к недоразвитию определенных структур и физиологических систем организма, а также энцефалопатические, ведущие к поражению зон центральной нервной системы, не могут пройти бесследно для ребенка. Кроме того,перинатальные факторы травматичнее постнатальных, так как действуют на менее сформированные клетки мозга. Нередки в практике и комбинации нескольких вредностей, которые вызывают не только речевые, но и психолого-педагогические отклонения в развитии.
Таким образом, проблема коррекции общего недоразвития речи в подавляющем большинстве случаев является комплексной медико-педагогической проблемой. Исключение составляют неусложненные варианты общего недоразвития речи, как правило, функционального характера.
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ В КОРРЕКЦИОННЫХ ГРУППАХ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОНР
В группах для детей с общим недоразвитием речи, как во всех группах компенсирующего типа, существуют два направлении работы — коррекционно-развивающее и общеобразовательное,причем первое является ведущим.
Общеобразовательная деятельность в подготовительной к школе группе осуществляется на занятиях по физической культуре, изодеятельности, развитию элементарных математических представлений. В этих видах занятий отличие от программы массового детского сада минимальное.
Занятия, планирование и проведение которых отличается от массовой программы,- это подготовка к письму и развитие речи.
Для подготовки к письму целесообразно с начала учебного года выделить 1 занятие в неделю. Связано это с трудностями мелкой моторике, пространственной ориентации и овладении графическими навыками, свойственными большинству детей с речевым недоразвитием. Выполнение традиционных фигур (палочек квадратов, элементов букв) в тонкой школьной тетради проводится по образцу и словесной инструкции. Образцы фигур логопед рисует в каждой тетради до занятия. Когда большинство детей начинает писать буквенные элементы уверенно и правильно, можно перейти к рисованию по словесной инструкции. Такие упражнения, или диктанты, помимо графических навыков и пространственной ориентации, позволяют совершенствовать восприятие и выполнение сложных словесных инструкций типа: отсчитайте сверху 3 клетки, слева 2 клетки, поставьте точку. Вниз от точки начертите палочку размером в 2 клетки и т.п. Аналогичные графические упражнения полезно сочетать с работой в специальных тетрадях.
Занятия по развитию речи в подготовительной группе, как и в старшей, проводятся в соответствии с лексическими темами, в рамках которых осуществляется ознакомление детей с окружающим, уточнение и активизация словарного запаса, а также совершенствование связной речи. А вот знакомство с художественной литературой (чтение, анализ рассказов, сказок и стихов) в данной возрастной группе уже не обязательно увязывать с лексическими темами.
При подборе литературных произведений (в том числе и для пересказа) важнее ориентироваться не на их тематическую направленность, а на возрастную и смысловую доступность, на постепенное возрастание объема и лексической сложности текстов в течение учебного года. Рекомендуется использовать произведения сюжет четкие, нравственно формирующие малыша, эмоционально ему близкие - такие, например, как рассказы и стихи классиков отечественной детской литературы: А. Пушкина, Л. Толстого, В. Осеевой, Н. Носова, С. Михалкова, С. Маршака и т.п.
При подборе лексических тем надо стараться учесть рост познавательных возможностей 6-летних детей, расширение обиходно-бытовых рамок их речи, постепенное приближение словарного запаса к возрастной норме в подготовительной к школе группе.
В рамках лексических тем в подготовительной группе можно использовать:
- рассматривание предметов и объектов (котенок, еж, расписной чайник, письменный стол и пр.);
- рассматривание предметных картин (по всей тематике); рассматривание сюжетных картин (осень в лиственном лесу, медведи на поляне, корова с теленком и пр.).
- составление сравнительных рассказов о предметах и объектах (корова и медведь, наш участок зимой и летом, 2 чайника и пр.);
— составление рассказов-описаний предметов и объектов (по всей тематике), (используя схемы для составления рассказом);
— составление рассказов по сюжетной картине («Осенний день в парке», «Дети вешают скворечники», и пр.) (используя «Картины с проблемным сюжетом для развития мышления и речи »);
— текущая и итоговая беседы по лексической теме с рассматриванием объектов, предметных и сюжетных картин;
— рассказывание из личного опыта («Как я гулял со своей собакой», «Как я отдыхал летом?», «Как я помогаю маме убирать квартиру», «Как я лепил кошку» и т.п.);
— рассказывание из коллективного опыта («Новогодний праздник в детском саду», «Как мы сажали цветы на участке» и пр.);
— составление рассказа по серии сюжетных картин (о событиях в лесу, в городе, в квартире и пр.);
— инсценировка рассказа, составленного по сюжетной кар тине или серии сюжетных картин.
Помимо указанных видов работы, на занятиях по развитию речи проводится пересказ.